Теплозащитное покрытие корпуса высокоскоростного летательного аппарата (варианты)

Изобретение относится к авиационной, ракетной и космической технике. Теплозащитное покрытие корпуса высокоскоростного летательного аппарата выполнено в виде слоя теплозащитного композиционного материала, одного и более слоев теплоизоляционного материала, причем теплозащитный и теплоизоляционный слои, и/или теплоизоляционный слой с оболочкой силового корпуса, и/или слои теплоизоляционного материала размещены с зазором, в котором одна и более поверхностей слоев облицованы материалом с высокой отражательной и низкой излучательной способностями. В зазоре могут быть расположены один и более металлических экранов с высокой отражательной и низкой излучательной способностями. Поверхности контакта облицовки с материалом выполняются гладкими или шероховатыми. Техническим результатом изобретения является обеспечение температурных режимов корпуса летательного аппарата. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к авиационной, ракетной и космической технике.

Известна плиточная пассивная теплозащита, применяемая на таких аппаратах, как орбитальные корабли «Буран» и «Space Shuttle» («Авиационные материалы и технологии», спецвыпуск 2013, стр. 41). Теплозащитное покрытие (ТЗП) состоит из теплозащитных элементов, покрывающих корпус аппарата наподобие чешуи и состоящих из волокнистой кварцевой теплозащитной плитки, эрозионностойкого и лакового покрытий, демпфирующей прокладки и клея, соединяющего демпфирующую прокладку с плиткой и с корпусом аппарата.

Основным недостатком такой теплозащиты является большое количество элементов (порядка 37500 штук). Унос даже нескольких из них может привести к тому, что температурные режимы на отдельных участках корпуса аппарата не будут соблюдены. Кроме того, плиточная теплозащита не увеличивает несущей способности корпуса аппарата. Серьезным недостатком кварцевых керамических плиток является их чрезвычайная хрупкость и низкая прочность.

Известна система высокотемпературной тепловой защиты многоразовых возвращаемых аппаратов и гиперзвуковых летательных аппаратов, состоящая из отдельных многослойных (не менее трех слоев) теплоизоляционных панелей (патент US 4925134). Первый или внешний слой теплозащиты состоит из внешнего и внутреннего листов металлической фольги с расположенным между ними рифленым листом металлической фольги. Второй слой представляет собой пакет гофрированных металлических листов с направлением гофра, повернутым на 90 градусов между соседними слоями, и расположенные между соседними гофрированными листами керамические волокна, имеющие определенную величину теплоизоляции. Третий слой аналогичен первому. Четвертый слой представляет собой пакет керамических волокон, отделенных друг от друга соответствующими не несущими, отражающими инфракрасное излучение слоями фольги. Если используется четвертый слой, он располагается между вторым и третьим слоями.

Как и в предыдущем варианте, теплозащита состоит из отдельных панелей, и обладает перечисленными выше недостатками.

Известна термостойкая система теплозащиты, состоящая из теплоизоляционного слоя и теплозащитного композиционного слоя, включающего композиты с керамической матрицей, армированной теплостойкими волокнами и содержащей сублимирующее твердое вещество (патент RU 2509040 С2). Теплозащита обеспечивается за счет интенсивного уноса тепла при испарении сублимирующего материала и низкой теплопроводности материала теплоизоляционного слоя.

Подобное ТЗП целесообразно использовать на наиболее теплонагруженных частях летательного аппарата, таких как носок и кромки, в то время как применение такой ТЗП на всей поверхности корпуса аппарата приведет к ухудшению массовых и экономических показателей конструкции.

Технической задачей предлагаемого изобретения является обеспечение заданных температурных режимов корпуса высокоскоростного летательного аппарата (ВЛА) с обеспечением его несущей способности при одновременной минимизации толщины пакета ТЗП.

Решением поставленной задачи является ТЗП корпуса ВЛА, выполненное в виде слоя теплозащитного композиционного материала, одного и более слоев теплоизоляционного материала, в котором теплозащитный и теплоизоляционный слои и/или теплоизоляционный слой с оболочкой силового корпуса размещены с зазором, в котором одна и более поверхности слоев облицованы материалом с высокой отражательной и низкой излучательной способностями.

Теплоизоляционный материал может состоять из нескольких слоев, один и более из которых размещены друг относительно друга с зазором, в котором одна и более поверхности слоев облицованы материалом с высокой отражательной и низкой излучательной способностями.

В зазоре могут быть размещены один и более металлических экранов с высокой отражательной и низкой излучательной способностями.

Поверхность контакта облицовки с теплоизоляционным материалом и/или оболочкой силового корпуса может быть выполнена шероховатой, если в зоне контакта преобладает кондуктивный теплообмен, или гладкой, если в зоне контакта преобладает радиационный теплообмен.

ТЗП корпуса ВЛА может быть выполнено в виде теплозащитного слоя из композиционного материала, размещенного с зазором относительно оболочки силового корпуса. В зазоре расположены один и более металлических экранов с высокой отражательной и низкой излучательной способностями, а поверхность теплозащитного слоя и/или поверхность оболочки силового корпуса, контактирующие с зазором, облицованы материалом с высокой отражательной и низкой излучательной способностями.

Для пояснения изобретения представлены следующие графические материалы:

- на фиг. 1 представлены примеры пакетов ТЗП, где 1 - теплозащитный слой, 2 - теплоизоляционный слой, 3 - силовая оболочка корпуса, 4 - облицовка, 5 - экран;

Исходя из уровней тепловых нагрузок, критичным элементом корпуса ВЛА является его тепловая защита. Выполнение требований к летно-техническим характеристикам требует синтеза материалов и пакетов тепловой защиты из этих материалов, обеспечивающих восприятие необходимых уровней теплового воздействия с сохранением работоспособности конструкции.

Основные усилия по выбору теплоизоляционных материалов и пакетов пассивной тепловой защиты, обеспечивающих понижение температурного режима во внутреннем объеме корпуса ВЛА, сконцентрированы на оптимизации ТЗП корпуса ВЛА с применением современных теплозащитных материалов, теплоизоляционных материалов разной плотности, экранов с высокой отражательной способностью и других элементов.

В предложенном пакете ТЗП слой теплозащитного материала предназначен для обеспечения стойкости корпуса ВЛА к воздействию высокотемпературного воздушного потока и восприятия аэродинамических нагрузок.

Совокупность характеристик слоя теплозащитного материала и исполнение его в виде повторяющей контур корпуса единой конструкции, позволяют воспринимать высокие рабочие давления от высокотемпературного воздушного потока, сохранять геометрические параметры без изменения, обеспечить работоспособность элементов теплозащитного корпуса в условиях воздействия внешних факторов.

Такое исполнение теплозащитного слоя позволяет также уменьшить плотность теплоизоляционного слоя, поскольку исчезает необходимость восприятия нагрузок, приходящих с теплозащитного слоя (как это происходит, например, в плиточной ТЗП). Как следствие, уменьшается вес ТЗП в целом.

Теплоизоляцию выполняют из одного и более слоев теплоизоляционных материалов, которые могут различаться по теплофизическим характеристикам (теплоемкость, коэффициент теплопроводности и интегральной (спектральной) излучательной способности, максимальная рабочая температура, спектральные коэффициенты поглощения и рассеивания излучения). Выбор конкретного материала производится в зависимости от температуры в заданном слое теплоизоляции.

Зазоры, предусмотренные в предлагаемом пакете теплозащиты, позволяют исключить кондуктивный теплообмен между слоями.

Облицовка с высокой отражательной способностью снижает интенсивность радиационного теплообмена путем частичного отражения энергии теплового (инфракрасного) излучения. В зависимости от механизма теплопередачи, реализующемся при данной температуре в теплоизоляционном материале, внутренние поверхности облицовок (т.е. поверхности контакта теплоизоляции и облицовки) и наружная поверхность силового корпуса выполняются с заданной степенью шероховатости. В случае, если в зоне контакта теплоизоляции и облицовки (и/или силового корпуса) (металлических элементов) преобладает кондуктивный теплообмен, поверхность контакта выполняют шероховатой с целью увеличения контактного термического сопротивления. В случае, если в зоне контакта теплоизоляции и облицовки (силового корпуса) преобладает радиационный теплообмен, поверхность контакта выполняют полированной (доведенной, гладкой) с целью повышения экранирующих свойств.

Экраны с высокой отражательной способностью также снижают интенсивность радиационного теплообмена путем частичного отражения энергии инфракрасного излучения.

В качестве материалов для облицовки и экранов могут быть использованы алюминий, золото, серебро, платина и другие. Выбор материалов экранов производят в соответствии с зависимостями спектральных характеристик теплозащиты, теплоизоляции и металлов в рассматриваемом интервале температур.

Благодаря тому, что теплозащитный слой воспринимает на себя внешние нагрузки, при достаточной эффективности экранов для обеспечения заданных температур на оболочке силового корпуса, возможно исключить слои теплоизоляции.

Предлагаемое теплозащитное покрытие корпуса высокоскоростного летательного аппарата или возвращаемого космического аппарата позволяет обеспечить заданные тепловые режимы, прочностные характеристики и работоспособность корпуса ВЛА без введения дополнительных сложных систем охлаждения и без увеличения толщины пакета тепловой защиты.

1. Теплозащитное покрытие корпуса высокоскоростного летательного аппарата, выполненное в виде слоя теплозащитного композиционного материала, одного и более слоев теплоизоляционного материала, отличающееся тем, что теплозащитный и теплоизоляционный слои и/или теплоизоляционный слой с оболочкой силового корпуса размещены с зазором, в котором одна и более поверхностей слоев облицованы материалом с высокой отражательной и низкой излучательной способностями.

2. Теплозащитное покрытие по п. 1, отличающееся тем, что теплоизоляционный материал состоит из нескольких слоев, причем один и более слоев размещены друг относительно друга с зазором, в котором одна и более поверхностей слоев облицованы материалом с высокой отражательной и низкой излучательной способностями.

3. Теплозащитное покрытие по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что в зазоре размещены один и более металлических экранов с высокой отражательной и низкой излучательной способностями.

4. Теплозащитное покрытие по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что поверхность контакта облицовки с теплоизоляционным материалом и/или оболочкой силового корпуса выполнена шероховатой для увеличения контактного термического сопротивления.

5. Теплозащитное покрытие по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что поверхность контакта облицовки с теплоизоляционным материалом и/или оболочкой силового корпуса выполнена гладкой для повышения экранирующих свойств.

6. Теплозащитное покрытие корпуса высокоскоростного летательного аппарата, выполненное в виде теплозащитного слоя из композиционного материала, отличающееся тем, что теплозащитный слой с оболочкой силового корпуса размещены с зазором, в котором расположены один и более металлических экранов с высокой отражательной и низкой излучательной способностями, а поверхность теплозащитного слоя и/или поверхность оболочки силового корпуса, контактирующие с зазором, облицованы материалом с высокой отражательной и низкой излучательной способностями.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области ракетной и космической техники, а более конкретно к теплозащитным покрытиям. Теплозащитное покрытие (ТЗП) корпуса высокоскоростного летательного аппарата выполнено из теплоизоляционных и теплозащитного материалов с устройством обеспечения прочностных характеристик корпуса в виде дренажных отверстий.

Изобретение относится к конструкции корпусов скоростных летательных аппаратов (ЛА), преимущественно малых калибров. Для обечайки с длиной образующей L и с гладкой несущей стенкой толщиной δ корпуса цилиндрической, конической или биконической формы - в стенке обечайки с одного или двух торцов осесимметрично выполнены глухие отверстия диаметром d и длиной l1, l2 таким образом, чтобы δ=d+2(0,5-4,0) мм, L=(l1+l2)+(2-20) мм.

Изобретение относится к области защиты от молний. Молниеотвод (200) установлен на защищаемой конструкции (100) и содержит поверхностное покрытие, несколько электропроводящих элементов (204), распределенных по конструкции, защитное покрытие (205).
Изобретение относится к ракетно-космической технике. Способ охлаждения корпуса движущейся ракеты реализуется путем формирования сужающегося в направлении ее движения вихревого воздушного потока, раскручивающего от потока воздуха, создаваемого закрепленными на обруче лопастями.

Изобретение относится к термостойким системам теплозащиты поверхности гиперзвуковых летательных и возвращаемых космических аппаратов. Термостойкая система теплозащиты состоит из теплоизоляционного и теплозащитного слоя, включающего композиты с керамической матрицей, армированной теплостойкими волокнами и содержащей сублимирующее твердое вещество.

Изобретение относится к физической оптике и лазерной технике ракет, в частности к способу противодействия ракет лазерным когерентным локаторам. .

Изобретение относится к области баллистики, в частности к способам обеспечения высокоэффективной защиты элементов конструкций ракетно-космической техники от воздействия высокоинтенсивных объемных источников тепла и высокоскоростных кинетических ударников с помощью специального покрытия.

Изобретение относится к области ракетной техники, в частности к устройствам защиты корпуса ракеты от нагрева. .

Изобретение относится к средствам защиты от лазерного оружия аэрокосмических систем и хранилищ углеводородного горючего. .

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в малогабаритных ракетных выстрелах, а также в артиллерии. .

Изобретение относится к теплотехнике и может быть, использовано в вакууме для теплоизоляции ракетных двигателей малой тяги, а также может быть использовано в технике низких температур.
Наверх