Катализатор для получения низкосернистого дизельного топлива

Изобретение относится к применению сульфидированного катализатора, содержащего соединения Ni и Мо, диспергированные на носителе, включающем композицию оксида алюминия и силикоалюмофосфата SAPO-11 и содержащем активные компоненты, мас.%: оксид молибдена МоО3 - 16,0-19,5, оксид никеля NiO - 3,4-4,2, для получения низкосернистого дизельного топлива в процессе гидропереработки триглицеридов жирных кислот в смеси с прямогонными фракциями. 1 з.п. ф-лы, 6 пр., 2 табл.

 

Изобретение относится к катализаторам для совместной гидропереработки триглицеридов жирных кислот и нефтяных дизельных фракций на сульфидных катализаторах с целью получения низкосернистого дизельного топлива с улучшенными низкотемпературными характеристиками и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.

Снижение запасов и ухудшение качества нефтяного сырья, а также необходимость уменьшения выбросов парниковых газов для замедления глобального повышения температуры и изменения климата стимулирует разработку катализаторов и способов, направленных на вовлечение возобновляемых ресурсов в процессы производства экологически чистых моторных топлив. Одним из перспективных подходов является гидродеоксигенация триглицеридов жирных кислот (ТЖК), так как продукты гидродеоксигенации представляют собой смесь алканов С1222, которая легко смешивается с моторным топливом на основе нефтяного сырья, что позволяет использовать имеющуюся инфраструктуру для ее транспортировки и хранения и не требует адаптации автомобильных двигателей. В качестве триглицерид-содержащего сырья может использоваться широкий спектр непищевых растительных масел (рапсового, рыжикового, пальмового и т.д.), отработанные пищевые масла, животные жиры, таловые масла и т.д. [М. Al-Sabawi, J.W. Chen, Hydroprocessing of Biomass-Derived Oils and Their Blends with Petroleum Feedstocks: A Review, Energy & Fuels, 26 (2012) 5373-5399].

Для переработки триглицеридов жирных кислот широко используют традиционные сульфидные CoMo/Al2O3 и NiMo/Al2O3 катализаторы гидроочистки [D. Kubicka, V. Tukac, Hydrotreating of Triglyceride-Based Feedstocks in Refineries // Advances in Chemical Engineering, V. 42 (2013) P. 141-194]. Триглицериды жирных кислот не содержат серу, поэтому для поддержания катализаторов в активном сульфидном состоянии необходимо постоянно дозировать в реакционную смесь осерняющий агент, чаще всего диметилдисульфид [Kubicka, D., Horacek J., Deactivation of HDS catalysts in deoxygenation of vegetable oils // Applied Catalysis A, 394 (2011) 9-17]. Гидропереработка ТЖК совместно с нефтяными фракциями позволяет использовать серосодержащие соединения нефтяных дистиллятов для сохранения активного компонента в сульфидном состоянии. При этом улучшаются потребительские свойства моторных топлив: увеличивается цетановое число, снижается плотность, содержание ароматических соединений [Bezergianni S., Dimitriadis A., Kikhtyanin О, Kubicka D, Refinery co-processing of renewable feeds // Progress in Energy and Comb. Sci. V. 68. (2018) P. 29-64].

Известно, что для гидропереработки смесей ТЖК и нефтяных дистиллятов используются сульфидные NiMo, СоМо или NiW катализаторы, традиционно применяющиеся в процессах гидроочистки нефтяного сырья [US 2006/0186020, B01J 29/70; ЕР 2428548, C10G 3/00, 14.03.12; US 9556387, C10G 49/04, 31.01.2017]. При этом возникают, по крайней мере, две проблемы. Во-первых, высокая активность катализаторов в экзотермических реакциях гидродеоксигенации ТЖК вызывает локальные перегревы в лобовом слое реактора и приводит к образованию углеродных отложений, дезактивации и уменьшению срока службы катализаторов. Во-вторых, в присутствии биметаллических катализаторов (NiMo, СоМо или NiW) гидродеоксигенация ТЖК протекает с образованием оксидов углерода, с последующим гидрированием до метана, следствием чего является снижение парциального давления водорода, чистота которого является критическим параметром для получения низкосернистых моторных топлив (<10 ppm серы) из нефтяных дизельных фракций [A. Stanislaus, A. Marafi, М.S. Rana. Recent advances in the science and technology of ultra-low sulfur diesel (ULSD) production // Catalysis Today. 2010. V. 153. P. 1-68].

Для улучшения контроля температуры в реакторе и уменьшения образования оксидов углерода гидропереработку смесей ТЖК с нефтяными фракциями предлагается проводить в две стадии [US 8507738 В2, С07С 1/00, 13.08.2013; US 9598645 В2, C07G 3/00, 21.03.2017; US 2012/0216450, C10L 1/00, 30.08.2011; US 2012/0216450, C10L 1/00, 30.08.2011]. На первой стадии смесь ТЖК и нефтяных дизельных фракций пропускают через слой сульфидных Mo/Al2O3 или W/Al2O3 катализаторов, на которых гидродеоксигенация ТЖК протекает без образования оксидов углерода, а малая активность таких катализаторов позволяет избежать перегревов. После первой стадии реакционная смесь поступает во второй слой, где в присутствии традиционных сульфидных NiMo, СоМо или NiW катализаторов протекают реакции гидроочистки нефтяного сырья, направленные на снижение содержания серы, азота и полициклических ароматических углеводородов.

Общим недостатком описанных выше способов совместной гидропереработки триглицеридов жирных кислот и нефтяных дизельных фракций являются неудовлетворительные низкотемпературные свойства получаемого продукта (температура помутнения, температура застывания), обусловленные высокими температурами застывания линейных алканов С1622, получаемых в процессе гидродеоксигенации ТЖК. Для улучшения низкотемпературных характеристик продуктов гидропереработки дополнительно к стадиям гидродеоксигенации и гидроочистки предлагается использовать дополнительную, третью, стадию, на которой проводят изомеризацию алканов С1622 в присутствии бифункциональных катализаторов, содержащих металлы VIII группы (Pt,Pd) или сульфидные NiMo, NiW наночастицы, на носителях, в состав которых входят алюмосиликаты или цеолиты [US 2012/0216450, C10L 1/00, 30.08.2011].

Более эффективным решением проблемы по сравнению с трехстадийной схемой является использование на второй стадии сульфидных катализаторов на цеолитсодержащих носителях, которые могли бы обеспечивать одновременное протекание реакций гидроочистки компонентов нефтяных фракций и реакций изомеризации или мягкого гидрокрекинга n-алканов С1622, полученных на первой стадии в результате гидродеоксигенации ТЖК. Известно, что температура застывания алканов уменьшается по мере уменьшения числа атомов углерода в цепи, а температура застывания изо-алканов ниже по сравнению с температурой застывания n-алканов.

Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является катализатор, используемый в способе гидропереработки ТЖК в смеси с прямогонными нефтяными фракциями [RU 2495082, C10G 3/00, 10.10.2013]. Способ включает следующие стадии: а) формирование исходного сырья путем комбинирования ископаемого углеводородного топлива с возобновляемым органическим материалом (до 35 об. %), b) гидродеоксигенация исходного сырья в присутствии нанесенного Mo-содержащего катализатора, с) гидроочистка потока, выходящего из стадии (b) в присутствии катализатора гидроочистки, d) гидроизомеризация потока из стадии b) или с) в присутствии катализатора гидроизомеризации. Согласно одному из вариантов, гидропереработку можно проводить в две стадии: на первой стадии исходная смесь контактирует с сульфидным Mo катализатором гидродеоксигенации при давлении водорода 1-200 бар, температуре 50-350°С, объемной скорости 0,1-10 ч-1, а на второй стадии одновременно проводят реакции гидроочистки и изомеризации алканов, полученных на первой стадии, при давлении водорода 1-200 бар, температуре 50-450°С, объемной скорости 0,1-10 ч-1. На стадии изомеризации используется сульфидный NiW катализатор на носителе, содержащем в своем составе оксид алюминия, диоксид кремния, диоксид титана, алюмосиликат, цеолиты ZSM-5 или бета-цеолит.

Анализ примеров, иллюстрирующих прототип, показал, что использование катализатора гидроизомеризации для улучшения качества продукта гидродеоксигенации приводит к существенному изменению фракционного состава при относительно небольшом снижении температуры помутнения (на 6,2°С). Так, согласно приведенным данным, температура выкипания 5 и 10 мас. % продукта снижается от 233 и 255 до 158 и 199°С, следствием чего является уменьшение выхода дизельной фракции (температура кипения 160-360°С). Причиной этого является использование на стадии гидроизомеризации (стадия (d)) катализатора, который, наряду с реакциями гидроизомеризации, активен в реакциях гидрокрекинга. Известно, что аморфные алюмосиликаты, цеолит ZSM-5 и бета-цеолит входят в состав катализаторов гидрокрекинга.

Изобретение решает задачу разработки эффективного катализатора для второй стадии (стадии гидроочистки и гидроизомеризации) процесса совместной гидропереработки триглицеридов жирных кислот и нефтяных дизельных фракций для получения низкосернистого дизельного топлива.

Техническим результатом заявленного изобретения является снижение температуры помутнения продукта гидропереработки.

Задача решается созданием катализатора для получения низкосернистого дизельного топлива с улучшенными низкотемпературными характеристиками в процессе гидропереработки триглицеридов жирных кислот в смеси с нефтяными дизельными фракциями в двухстадийном процессе, использующемся для реализации на второй стадии реакций гидрообессеривания, гидродеазотирования, гидрирования полициклических ароматических углеводородов и гидроизомеризации алканов, полученных на первой стадии; содержащего соединения Ni и Мо, диспергированные на носителе, в котором носитель содержит композицию оксида алюминия и силикоалюмофосфата SAPO-11 при содержании активных компонентов, мас. %: оксид молибдена МоО3 - 16,0-19,5, оксид никеля NiO - 3,4-4,2.

В качестве носителя для его приготовления используется композиция, в состав которой входит 25-30 мас. % SAPO-11 и 70-75 мас. % оксида алюминия.

Способ приготовления катализатора включает формовку гранул носителя методом экструзии пасты, приготовленной из смеси порошков гидроксида алюминия и силикоалюмофосфата SAPO-11, с последующей термообработкой и однократной пропиткой прокаленного носителя водным раствором солей металлов и промотирующих добавок, в качестве которых используются фосфорная кислота и диэтиленгликоль.

Использование силикоалюмофосфата SAPO-11 в составе носителя способствует равномерному распределению сульфидных NiMo наночастиц, образующихся в результате сульфидирования активных компонентов, по поверхности всего носителя, включая поверхность частиц силикоалюмофосфата. В результате равномерного распределения обеспечивается близкое расположение кислотных и гидрирующих центров, что, в совокупности с одномерной системой пор силикоалюмофосфата SAPO-11, способствует эффективному протеканию реакций гидроизомеризации, без избыточного крекинга алканов. Сульфидные катализаторы согласно прототипу, в которых для приготовления носителей использовались цеолиты бета и ZSM-5, наряду с реакциями изомеризации, могут проводить реакции гидрокрекинга, так как эти цеолиты характеризуются трехмерной системой пор, а при приготовлении сульфидных катализаторов на носителях, содержащих эти цеолиты, сульфидные наночастицы располагаются преимущественно на поверхности оксида алюминия. Следствием этих особенностей является избыточный крекинг, приводящий к образованию углеводородов с низкой температурой кипения, выходящей за рамки температур кипения дизельных фракций.

Совместную гидропереработку ТЖК и нефтяных дизельных фракций проводят в двух последовательно соединенных реакторах: в первом реакторе осуществляют реакцию гидродеоксигенации ТЖК в смеси с прямогонной дизельной фракцией с использованием селективного сульфидного Mo/Al2O3 катализатора, а во втором реакторе проводят реакции гидроочистки нефтяного сырья и гидроизомеризации алканов, полученных на первой стадии в реакции гидродеоксигенации ТЖК. В первом реакторе могут быть использованы сульфидные Mo/Al2O3 катализаторы гидродеоксигенации, приготовленные любым из известных способов, содержащие 16,5-19,5 мас. % Мо, во втором реакторе используется сульфидный NiMo катализатор согласно изобретению, приготовленный на носителе, представляющем собой композицию SAPO-11 и оксида алюминия. Процесс проводят при температуре 360-390°С, давлении водорода 4,0-7,0 МПа, объемной скорости сырья 1,0-2,0 ч-1, соотношение водород/сырье 600-1000 Нм33 после сульфидирования катализаторов согласно процедуре, описанной в примере 1.

Использование во втором реакторе катализатора согласно изобретению позволит повысить эффективность гидропереработки триглицеридов жирных кислот в смеси с нефтяными фракциями в низкосернистое дизельное топливо с улучшенными низкотемпературными характеристиками, а именно: обеспечить снижение температуры помутнения продукта гидропереработки не менее чем на 10°С в результате одновременной реализации реакций гидрообессеривания, гидродеазотирования, гидрирования полициклических углеводородов и гидроизомеризации алканов на второй стадии в присутствии сульфидного NiMo катализатора, нанесенного на носитель, представляющий собой композицию силикоалюмофосфата SAPO-11 (25-30 мас. %) и оксида алюминия (70-75 мас. %).

Тестирование катализаторов в процессе совместной гидропереработки нефтяных дизельных фракций с ТЖК проводят на 2-х реакторной пилотной установке с последовательным соединением реакторов, диаметр каждого реактора - 26 мм, длина - 1300 мм. В качестве нефтяного сырья используют прямогонную дизельную фракцию, характеристики которой приведены в таблице 1; в качестве триглицерид-содержащего сырья - рапсовое масло. Суммарная доля кислот С18 (олеиновой, линолевой, линоленовой и стеариновой) в использованном в работе растительном масле составляет 90,5 мас. %, содержание кислорода - 11,19 мас. %. Сырье подают с помощью жидкостных хроматографических насосов Gilson-305 из емкостей, расположенных на весах, расход сырья контролируют по изменению массы. Водород дозируют автоматическими дозаторами Bronkhorst, сырье и водород поступают в реактор сверху вниз. Гранулы катализатора (длиной 4-6 мм) загружают в реактор, разбавляя его мелкими частицами карбида кремния (фракция 0,1-0,25 мм) в объемном соотношении 1:4. Перед каталитическими экспериментами проводят сульфидирование катализаторов при повышенной температуре и давлении водорода в присутствии прямогонной дизельной фракции, содержащей дополнительно 0,6 мас. % серы в виде диметилдисульфида, по процедуре, описанной в примере 1.

В продуктах гидропереработки анализируют содержание серы, кислорода, ароматических соединений; также определяют плотность, фракционный состав и температуру помутнения. Определение серы проводят с помощью анализатора серы ANTEK 9000NS в соответствии с ГОСТ Р 56342-2015. Содержание кислорода определяют с использованием CHNSO элементного анализатора Vario EL Cube (Elementar Analysensysteme GmbH, Германия). Содержание ароматических соединений в продуктах определяют на хроматографе Varian ProStar, укомплектованном рефрактометрическим детектором (ГОСТ Р ЕН 12916-2008). Плотность исходного сырья и продуктов гидропереработки определяют с помощью цифрового денсиметра Mettler Toledo 30 РХ по методике ГОСТ Р 57037-2016. Определение фракционного состава образцов проводят методом имитированной дистилляции по стандартной методике ГОСТ Р 56720-2015 с использованием хроматографа Agilent 6890N. Температуру помутнения продуктов гидропереработки (Тп) определяют с помощью автоматического аппарата ТПЗ-ЛАБ-22 (АО «ЛОиП», Россия) в соответствии с методикой ГОСТ 5066-2018.

Сущность предлагаемого изобретения иллюстрируется следующими примерами и данными, приведенными в таблице 2.

Примеры 1-2 иллюстрируют состав катализатора.

Пример 1.

Катализатор согласно изобретению, а именно, NiMo катализатор на носителе, представляющем собой композицию SAPO-11 (30 мас. %) и оксида алюминия (70 мас. %) и обозначаемый далее в тексте NiMo/Al2O3-SAP, используют для одновременного проведения реакций гидрообессеривания, гидродеазотирования, гидрирования ПАУ и гидроизомеризации алканов.

Носитель готовят методом экструзии пасты, полученной смешением порошков гидроксида алюминия (Pural SB) в количестве 145,8 г, SAPO-11 в количестве 45,0 г и ~120 мл 0,5% раствора азотной кислоты в смесителе с Z-образными лопастями в течение 25-35 минут. Полученную пасту формуют через фильеру с отверстием в виде трилистника с размером 1,3 мм, полученные экструдаты сушат при температуре 110°С в течение 6 ч и прокаливают в токе воздуха при температуре 550°С. После прокаливания экструдаты содержат, мас. %: 3,2 соединений кремния в пересчете на SiO2, 12,4 соединений фосфора в пересчете на Р2О5, оксид алюминия - остальное. Носитель в количестве 40 г пропитывают водным раствором, содержащим соединения никеля, молибдена, фосфорную кислоту и диэтиленгликоль, под вакуумом.

Для приготовления пропиточного раствора к 100 мл дистиллированной воды при температуре 70°С добавляют при постоянном перемешивании ортофосфорную кислоту в количестве 5,25 г и загружают 16,2 г оксида молибдена (VI). После полного растворения оксида молибдена (VI) добавляют 5,04 г гидроксида никеля и 8,1 г диэтиленгликоля. В результате получают прозрачный раствор зеленого цвета. Гранулы катализатора после пропитки сушат в потоке воздуха при комнатной температуре до сыпучего состояния и в сушильном шкафу при температуре 110°С в течение 4-х ч. Содержание активных компонентов определяли после прокаливания при температуре 550°С в течение 4-х ч, содержание активных компонентов в NiMo катализаторе составляет, мас. %: МоО3 - 19,5, NiO - 4,2.

На первой стадии, предназначенной для гидродеоксигенации ТЖК в смеси с прямогонной дизельной фракцией, используют Mo/Al2O3 катализатор гидродеоксигенации, для приготовления которого используют гранулированный алюмооксидный носитель (цилиндры с поперечным сечением в виде трилистника размером 1,2±0,1 мм) со следующими текстурными характеристиками: Sуд, м2/г - 235; объем пор, см3/г - 0,79; средний диаметр пор, - 134. Катализатор гидродеоксигенации Mo/Al2O3 готовят методом пропитки гранул алюмооксидного носителя водным раствором, содержащим рассчитанные количества оксида молибдена (VI), ортофосфорной (Н3РО4) и лимонной кислоты. Катализаторы используют после сушки в потоке азота при комнатной температуре до сыпучего состояния и в сушильном шкафу («Binder», Германия) при температуре (110±10)°С в течение 4-х ч. Содержание активных компонентов определяют после прокаливания при температуре 550°С в течение 4-х ч, содержание молибдена в Mo/Al2O3 катализаторе гидродеоксигенации составляет, мас. %: MoO3 - 19,5.

Перед проведением экспериментов проводят сульфидирование катализаторов, подавая в реакторы прямогонную дизельную фракцию, содержащую дополнительно 0,6 мас. % серы в виде диметилдисульфида (при объемной скорости 2 ч-1, соотношении водород/сырье - 300, давлении водорода - 3,5 МПа) в несколько этапов: при температуре 240°С в течение 8 ч, при температуре 340°С в течение 6 ч, скорость увеличения температуры между этапами составляла 25°С в ч. После окончания сульфидирования катализаторов в реакторы подают прямогонную дизельную фракцию при объемной скорости 2 ч-1, соотношении водород/сырье - 300, давлении водорода - 3,5 МПа в течение 3-х суток. По истечении этого срока в систему подают смесь, содержащую 30 мас. % рапсового масла, со скоростью 60 мл/ч (объемная скорость 1,5 ч-1) при давлении - 5,0 МПа, отношении водород/сырье - 1000 Нм3 водорода/м3 сырья. Температура реакции в первом реакторе составляла 360°С, во втором реакторе - 380°С. Сырье, содержащее 30 мас. % рапсового масла и 70 мас. % прямогонной дизельной фракции, имеет следующие характеристики: содержание серы - 0,61 мас. %, содержание азота - 76 мг/кг, содержание кислорода - 3,2 мас. %, плотность - 0,864 г/см3.

Показатели процесса гидропереработки ТЖК в смеси с прямогонной дизельной фракцией приведены в таблице 2.

Пример 2.

NiMo катализатор (NiMo/Al2O3-SAP) согласно примеру 1, отличающийся тем, что содержание активных компонентов в полученном катализаторе составляет, мас. %: МоО3 - 16,0, NiO - 3,4; а для приготовления катализатора используют носитель, представляющий собой композицию SAPO-11 (25 мас. %) и оксида алюминия (75 мас. %). Прокаленный носитель, использованный для приготовления катализаторов, содержит, мас. %: 2,6 соединений кремния в пересчете на SiO2, 10,7 соединений фосфора в пересчете на Р2О5, оксид алюминия - остальное; характеризуется величиной удельной поверхности 220 м2/г, объемом пор - 0,55 см3/г, средним диаметром пор - 10,1 нм. В первом слое используют Mo/Al2O3 катализатор, содержание молибдена в котором составляет, мас. %: MoO3 - 16,5.

Тестирование катализатора проводят по примеру 1, показатели процесса гидропереработки ТЖК в смеси с прямогонной дизельной фракцией приведены в таблице 2.

Примеры 3-5 иллюстрируют способ совместной гидропереработки ТЖК и прямогонных дизельных фракций в низкосернистое дизельное топливо с улучшенными низкотемпературными характеристиками.

Пример 3.

В первый реактор загружают 40 мл Mo/Al2O3 катализатора гидродеоксигенации, а во второй - 40 мл NiMo катализатора NiMo/Al2O3-SAP, согласно примеру 1. Катализаторы переводят в сульфидное состояние в условиях, описанных в примере 1, и эксплуатируют в процессе гидроочистки прямогонной дизельной фракции в течение 3-х суток. По истечении этого срока в последовательно соединенные реакторы подавют смесь, содержащую 30 мас. % рапсового масла, со скоростью 80 мл/ч (объемная скорость 2,0 ч-1) при давлении - 7,0 МПа, отношении водород/сырье - 600 Нм3 водорода/м3 сырья. Температура в первом реакторе составляет 340°С, во втором - 390°С.

Показатели процесса гидропереработки ТЖК в смеси с прямогонной дизельной фракцией приведены в таблице 2.

Пример 4.

Способ совместной гидропереработки смеси, содержащей 30 мас. % рапсового масла и 70 мас. % прямогонной дизельной фракции по примеру 3, отличающийся тем, что гидропереработку проводят при давлении 4,0 МПа, отношении водород/сырье - 1000 Нм3 водорода/м3 сырья; объемной скорости подачи сырья - 1,0 ч-1; температура в первом реакторе составляла 370°С, во втором - 380°С.

Показатели процесса гидропереработки ТЖК в смеси с прямогонной дизельной фракцией приведены в таблице 2.

Пример 5.

Способ совместной гидропереработки смеси, содержащей 30 мас. % рапсового масла и 70 мас. % прямогонной дизельной фракции по примеру 3, отличающийся тем, что гидропереработку проводят при давлении 5,0 МПа, отношении водород/сырье - 1000 Нм3 водорода/м3 сырья, объемной скорости подачи сырья - 1,0 ч-1; температура в первом реакторе составляла 360°С, во втором - 360°С.

Показатели процесса гидропереработки ТЖК в смеси с прямогонной дизельной фракцией приведены в таблице 2.

Пример 6 иллюстрирует результаты гидродеоксигенации смеси, содержащей 30 мас. % рапсового масла в смеси с прямогонной дизельной фракцией, которые используют, чтобы продемонстрировать снижение температуры помутнения продукта после гидропереработки на второй стадии с использованием катализатора согласно изобретению.

Пример 6.

Гидродеоксигенацию рапсового масла (30 мас %) в смеси с прямогонной дизельной фракцией проводят в реакторе, содержащем 40 мл гранулированного Mo/Al2O3 катализатора гидродеоксигенации, приготовленного по примеру 1, и имеющего содержание MoO3, мас. % - 16,5. Катализатор сульфидируют в соответствии с процедурой, описанной в примере 1. Гидродеоксигенацию проводят при давлении 4,0 МПа, скорости подачи сырья - 60 мл/ч (объемная скорость - 1,5 ч-1), отношении водород/сырье - 1000 Нм3 водорода/м3 сырья, температуре 340°С.

Свойства продукта приведены в таблице 2 для сравнения с другими примерами.

В продуктах гидропереработки по примерам 1-6 не обнаружено кислородсодержащих соединений в пределах чувствительности анализатора Vario EL Cube (100 ppm). Селективность реакции по маршруту декарбонилирования, рассчитанная по результатам анализа оксидов углерода в газовой фазе как отношение количества образовавшихся оксидов углерода к теоретически возможному количеству, не превышает 3% во всех экспериментах. Полученный результат указывает на то, что кислородсодержащие соединения рапсового масла полностью превращаются в первом реакторе на селективном Mo/Al2O3 катализаторе.

Результаты, приведенные в таблице 2, показывают, что использование на второй стадии сульфидного NiMo катализатора на носителе, представляющем собой композицию цеолита SAPO-11 (25-30 мас. %) и оксида алюминия (70-75 масс %), позволяет уменьшить температуру помутнения продуктов гидропереработки смеси, содержащей 30 мас. % рапсового масла, по крайней мере на 10°С. При этом не наблюдается снижения начала кипения (Н.К.) продуктов гидропереработки ниже 180°С, что свидетельствует об отсутствии нежелательных реакций крекинга.

Таким образом, предлагаемый катализатор позволяет решить задачу снижения температуры помутнения продуктов совместной гидропереработки триглицеридов жирных кислот и прямогонных дизельных фракций в низкосернистое дизельное топливо.

1. Применение сульфидированного катализатора, содержащего соединения Ni и Мо, диспергированные на носителе, включающем композицию оксида алюминия и силикоалюмофосфата SAPO-11 и содержащем активные компоненты, мас.%: оксид молибдена МоО3 - 16,0-19,5, оксид никеля NiO - 3,4-4,2, для получения низкосернистого дизельного топлива в процессе гидропереработки триглицеридов жирных кислот в смеси с прямогонными фракциями.

2. Применение сульфидированного катализатора по п. 1, включающего носитель, содержащий силикоалюмофосфат SAPO-11 в количестве 25-30 мас.%, оксид алюминия - остальное.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к катализаторам, изделиям и способам очистки образующегося при горении выхлопного газа. Предлагается способ уменьшения содержания выбросов N2O в выхлопном газе, включающий контактирование выхлопного газа, содержащего NH3 и впускную концентрацию NO, с катализаторной композицией SCR, содержащей мелкопористый цеолит, имеющий отношение диоксида кремния к оксиду алюминия (SAR), составляющее от приблизительно 3 до приблизительно 15, и содержащий приблизительно 1-5% мас.

Настоящее изобретение относится к области химической промышленности, а именно к катализатору селективного окисления монооксида углерода в присутствии газовой смеси, включающей пропилен, водяной пар и пропан, содержащий частицы металла платиновой группы, нанесенные на поверхность пористого носителя, содержащего фазу γ-Al2O3 и фазу бемита в количестве менее 10 мас.

Изобретение относится к катализатору для очистки отработавшего газа, содержащему нагруженный медью цеолит с каркасом АFХ и кремнеземным модулем (КМ) от 15 до 50, причем упомянутый цеолит с каркасом АFХ имеет щелочность после синтеза менее 3 массовых процентов и имеет средний размер кристаллов от 0,1 до 15 микрон.

Настоящее изобретение относится к катализатору для предотвращения проскока аммиака, содержащему комбинацию платины на носителе с низким накоплением аммиака и первого катализатора селективного каталитического восстановления (SCR), где первый катализатор селективного каталитического восстановления (SCR) является Cu-SCR катализатором, содержащим медь и молекулярное сито, или Fe-SCR катализатором, содержащим железо и молекулярное сито, где носитель с низким накоплением аммиака является кремнийсодержащим носителем, который содержит кремнезем или цеолит с отношением кремнезема к оксиду алюминия ≥500, и где отношение количества первого катализатора селективного каталитического восстановления (SCR) к количеству платины на носителе с низким накоплением аммиака находится в интервале от 0,1:1 до 300:1 включительно в расчете на массу этих компонентов.

Изобретение относится к мезопористым катализаторам для получения бутадиена из этанола. Предложен мезопористый катализатор на основе смешанного оксида, содержащего кремний и по меньшей мере один металл M, выбранный из тантала, ниобия и их смесей, в котором массовое содержание металла M составляет от 0,1 и 20% от массы смешанного оксида, и кремний и металл М связаны ковалентной связью.

Изобретение относится к катализатору для получения винилацетатного мономера, содержащему подложку, содержащую внешнюю поверхность, от 60 масс. % до 99 масс.

Изобретение относится к металлическим матрицам. Описана матрица из металлической фольги для использования в каталитических конвертерах для контроля выбросов выхлопных газов двигателя транспортного средства, содержащая множество слоев металлической фольги, причем каждый из которых имеет гофрирование под косыми углами таким образом, что каждый слой является невыровненным с предыдущим и/или следующим слоем, причем каждый слой имеет толщину от приблизительно 0,0254 мм до приблизительно 0,127 мм, и указанное множество слоев образует множество ячеек, выполненных с возможностью обеспечения турбулентного потока газа в них.

Изобретение относится к катализатору окисления для применения в качестве пассивного абсорбера оксидов азота NOx при обработке выхлопных газов от двигателя с воспламенением от сжатия.

Предложен способ получения катализатора, предназначенного для применения в реакции Фишера-Тропша, в котором осуществляют следующие последовательные стадии: a) получают носитель, пропитанный раствором нитрата кобальта, b) окисляют указанный носитель, пропитанный раствором нитрата кобальта, при температуре обжига, находящейся в интервале от 410°С до 450°С, с получением предшественника катализатора, содержащего оксиды кобальта, c) подают восстанавливающий газ, содержащий, по меньшей мере, 99% об.

Предложен способ получения катализатора, предназначенного для применения в реакции Фишера-Тропша, в котором осуществляют следующие последовательные стадии: a) получают носитель, пропитанный раствором нитрата кобальта, b) окисляют указанный носитель, пропитанный раствором нитрата кобальта, при температуре обжига, находящейся в интервале от 410°С до 450°С, с получением предшественника катализатора, содержащего оксиды кобальта, c) подают восстанавливающий газ, содержащий, по меньшей мере, 99% об.

Изобретение относится к способу получения одного или более С4 оксигенатных соединений, выбранных из треозы, эритрозы и эритрулозы, и может быть использовано в химической промышленности.
Наверх