Способ определения коэффициентов трения покоя и скольжения

Изобретение относится к механическим испытаниям материалов, в частности для определения коэффициента трения скольжения при взаимном перемещении образцов. Сущность: один из образцов изготавливают с прямолинейной рабочей поверхностью и закрепляют неподвижно, подвижный образец устанавливают на рабочую поверхность неподвижного образца с возможностью скольжения вдоль нее, к подвижному образцу шарнирно присоединяют тягу, второй конец которой также шарнирно соединяют с тяговым механизмом, способным с необходимым усилием перемещать присоединенный к нему конец тяги в направлении, перпендикулярном направлению относительного перемещения подвижного образца. Малыми шагами сдвигают подвижный образец относительно неподвижного, постепенно увеличивая угол ϕ наклона тяги относительно направления перемещения тягового механизма, убирают после каждого шага приложенное для сдвига подвижного образца усилие и определяют наибольшее значение угла наклона тяги ϕпок, после достижения которого очередной сдвиг подвижного образца сопровождается его скольжением в обратном направлении, измеряют угол наклона тяги ϕск, при котором обратное скольжение подвижного образца прекратилось, по значению угла ϕпок определяют коэффициент трения покоя ƒпок=tgϕпок, а по значению угла ϕск - коэффициент трения скольжения ƒск=tgϕск. Технический результат: возможность определения коэффициентов трения скольжения при любых контактных давлениях, без измерения силы трения, на основании результатов измерения геометрических параметров системы. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к области механических испытаний материалов, в частности, к определению коэффициента трения покоя и скольжения при взаимном перемещении образцов.

Обычно коэффициенты трения покоя и скольжения определяют различными способами в отдельных опытах. При определении коэффициента трения покоя, как правило, используют способы, основанные на измерении геометрических параметров опыта. Например, известен способ определения статического коэффициента внешнего трения между двумя расположенными один на другом образцами путем наклона их относительно горизонтальной плоскости и измерения угла ϕ в момент начала скольжения одного образца относительно другого, с расчетом коэффициента ƒ внешнего трения по формуле ƒ=tgϕ [патент США №3020744, кл. 73-9, кл. G01N 19/02, 1962]. Недостатком способа является невозможность определения с его помощью коэффициента трения скольжения.

Для определения коэффициента трения скольжения распространены способы, основанные на измерении силы трения при известной нормальной силе между совершающими относительное перемещение образцами из исследуемых материалов. Недостатком таких способов является необходимость использования силоизмерительных механизмов, усложняющих применяемые устройства. Во избежание связанных с этим трудностей, для определения коэффициента трения скольжения используют способы, основанные на измерении геометрических параметров опыта и не требующие измерения силы. Например, известен способ определения динамического коэффициента внешнего трения скольжения при наклоне двух находящихся друг на друге образцов, нижний из которых, имеющий форму диска, приводят во вращение вокруг своей оси и постепенно наклоняют относительно горизонта, а верхний образец удерживают в том месте диска, где его линейная скорость направлена вверх по уклону, при этом коэффициент трения определяют по текущему значению угла наклона ϕ в момент, когда верхний образец начинает соскальзывать вниз [патент РФ №2458336, кл. G01N 19/02, опубл. 10.08.2012]. Недостатком этого способа является его пригодность для определения только коэффициента трения скольжения, а коэффициент трения покоя приходится определять в отдельном опыте.

Одновременно в одном опыте получить коэффициенты трения покоя и трения скольжения можно при помощи способа определения статического и динамического коэффициентов внешнего трения между двумя образцами, один из которых, базовый, выполняют с вогнутой сферической или цилиндрической поверхностью. На эту поверхность, с возможностью свободно по ней перемещаться, устанавливают второй образец. Базовый образец поворачивают вокруг оси до такого углового положение ϕ1 подвижного образца относительно вертикали, при котором под действием силы тяжести происходит его соскальзывание, после чего определяют статический коэффициент внешнего трения mст=tgϕ1. Измерив угловое положение ϕ2, при котором соскальзывание подвижного образца прекращается определяют динамический коэффициент внешнего трения по формуле, где , R - радиус рабочей поверхности базового образца, - расстояние между центром тяжести подвижного образца и рабочей поверхностью базового образца [патент РФ №2537745, кл.G01N 19/02, опубл. 10.01.2015]. Достоинством способа является возможность определения коэффициентов трения покоя и трения скольжения по результатам одного опыта. Недостатком способа является то, что коэффициент трения скольжения непосредственным результатом опыта не является, для его нахождения требуется проведение достаточно сложных вычислений. Кроме того, удельные давления между образцами ограничиваются весом малогабаритного верхнего образца. Данный способ принят в качестве прототипа предлагаемого технического решения.

Техническим результатом предлагаемого способа является возможность непосредственного определения коэффициентов внешнего трения покоя и трения скольжения, при заданных контактных давлениях между образцами, в одном опыте, путем измерения геометрических параметров системы, без сложных дополнительных расчетов.

Технический результат достигается тем, что для определения коэффициентов трения при относительном перемещении используются два расположенных один на другом образца, подвижный и неподвижный. Неподвижный образец изготавливают с прямолинейной рабочей поверхностью и закрепляют на оснастке. Подвижный образец устанавливают на рабочую поверхность неподвижного образца с возможностью скольжения вдоль нее. К подвижному образцу шарнирно присоединяют тягу, второй конец тяги также шарнирно соединяют с тяговым механизмом, обеспечивающим перемещение конца тяги с необходимым усилием в направлении, перпендикулярном направлению относительного перемещения подвижного образца. Подвижный образец малыми шагами сдвигают относительно неподвижного образца, постепенно увеличивая угол ϕ между тягой и направлением перемещения тягового механизма. После каждого шага приложенное для сдвига подвижного образца усилие плавно убирают, и, в случае сохранения подвижного образца в состоянии покоя, совершают последующие шаги до того момента, когда после очередного сдвига подвижного образца он начнет скольжение в обратном направлении. Измеряют углы ϕпок, при котором началось обратное скольжение подвижного образца, и ϕск, при котором его скольжение прекратилось. По значению угла ϕпок определяют коэффициент трения покоя ƒпок=tgϕпок, а по значению угла ϕск - коэффициент трения скольжения ƒск=tgϕск. При проведении опыта к подвижному образцу присоединяют демпирующее устройство, препятствующее обратному перемещению подвижного образца силой, пропорциональной скорости перемещения и отсутствующей в состоянии покоя.

На фиг. 1 показана схема определения коэффициентов трения покоя и скольжения в одном опыте; на фиг. 2 - схема сил, действующих на освобожденный верхний образец в состоянии покоя, где:

1 - неподвижный образец;

2 - подвижный образец;

3 - тяга;

4 - тяговое устройство;

5 - демпирующее устройство.

Коэффициенты трения покоя и скольжения в одном опыте определяют с использованием двух расположенных один на другом образцов, подвижного и неподвижного. Неподвижный образец 1 изготавливают с прямолинейной рабочей поверхностью, которая при рассмотрении ее в поперечном сечении может иметь плоскую или цилиндрическую форму, и закрепляют на оснастке. Подвижный образец 2 устанавливают на рабочую поверхность неподвижного образца 1 с возможностью скольжения вдоль нее. К подвижному образцу 2 шарнирно присоединяют тягу 3. Второй конец тяги 3 также шарнирно соединяют с тяговым механизмом 4, предназначенным для перемещения конца тяги 3 с необходимым для этого усилием Р в направлении, перпендикулярном направлению относительного перемещения подвижного образца 2. Если в качестве тягового механизма используют груз, усилие Р обеспечивают силой его тяжести. Подвижный образец 2 малыми шагами сдвигают относительно неподвижного образца 1, постепенно увеличивая угол ϕ между тягой 3 и направлением перемещения тягового механизма 4. Шаг циклических перемещений выбирают исходя из заданной точности определения коэффициента трения покоя. После каждого шага плавно убирают приложенное для перемещения подвижного образца 2 усилие. Если после этого подвижный образец 2 остается в состоянии покоя, это означает, что обеспечивается равновесие сил, действующих на него в направлении его перемещения. К числу этих сил относятся (фиг. 2):

- продольная сила Т в тяге, формирующаяся под воздействием усилия Р на тяговом механизме, и, вследствие шарнирного закрепления тяги, направленная вдоль ее оси;

- нормальная сила N=T⋅cosϕ в контакте между подвижным 2 и неподвижным 1 образцами;

- сила F, обусловленная трением между образцами и равная F=T⋅sinϕ.

Весом подвижного образца 2, величина которого по сравнению с прилагаемыми внешними силами незначительна, в данном случае можно пренебречь как не оказывающим значимого влияния на точность результатов.

Равновесие сил, действующих на подвижный образец 2, будет соблюдаться до момента, пока сила F не превысит максимально возможную силу трения покоя, пропорциональную нормальной силе N и величине коэффициента трения покоя ƒпок:

где ϕ - текущее значение угла между тягой 3 и направлением перемещения образцов, ƒпок - коэффициент трения покоя между образцами.

С увеличением угла ϕ сдвигающая подвижный образец 2 сила T⋅sinϕ увеличивается, а нормальная составляющая N=Т cosϕ и зависящая от нее максимально возможная сила трения покоя T⋅cosϕ⋅ƒпок уменьшаются. Предельным состоянием равновесия является такое значение угла ϕпок, при котором выражение (1) становится равенством:

Последнее значение угла наклона ϕпок тяги 3, при котором наблюдалось состояние покоя неподвижного образца 1, используется для определения коэффициента трения покоя в исследуемой паре материалов.

После дальнейшего перемещения подвижного образца 2 условие его предельного равновесия нарушается, сдвигающая сила F превосходит силу трения, и под ее действием начинается скольжение подвижного образца 2 в обратном направлении.

С началом скольжения подвижного образца 2 сила трения больше не лимитируется коэффициентом трения покоя ƒпок, а определяется коэффициентом трения скольжения ƒск, который, в общем случае, может быть меньше коэффициента трения покоя.

В той фазе опыта, когда подвижный образец 2 совершает обратное перемещение, связанное с уменьшением угла наклона тяги от достигнутого предельного угла ϕпок до некоторого конечного значения действует другое условие равновесия действующих на него сил. Из-за того, что ƒскпок, скатывающая сила F становится меньше силы трения скольжения, т.е. F<Nƒск. Если не принимать специальных мер, разница этих сил приведет подвижный образец 2 с присоединенной к нему тягой 3 в движение с таким ускорением, при котором пропорциональная этому ускорению сила инерции восстановит нарушенное равновесие сил. В процессе ускоренного движения подвижный образец 2 с присоединенной к нему тягой 3 приобретут некоторую кинетическую энергию. В итоге, при достижении углом наклона тяги величины ϕск, равной углу трения скольжения, подвижный образец 2 с тягой 2 не остановятся, а некоторое время еще будут двигаться по инерции, преодолевая силу трения до полного исчерпания накопленной кинетической энергии. Таким образом, точка остановки подвижного образца 2 и соответствующий ей угол тяги 3 не будут связаны с коэффициентом трения скольжения. Чтобы не допустить этого, в оснастку должно быть включено соединенное с подвижным образцом 2 демпфирующее устройство 5. Создаваемое им сопротивление перемещению подвижного образца 2 должно интенсивно возрастать по мере увеличения скорости образца, поэтому уже при малой скорости должно заменить динамическую силу и уравновесить систему действующих сил, не допуская ускорения движущихся частей. По мере скольжении подвижного образца 2 в обратном направлении угол ϕ между тягой и направлением перемещения образцов уменьшается, соответственно уменьшается сдвигающая образец сила T⋅sinϕ, а сила трения скольжения T⋅cosϕ⋅ƒск увеличивается. Это приводит к уменьшению скорости движения и силы сопротивления демпфирующего устройства. К моменту, когда тяга достигнет угла наклона ϕск, сдвигающая образец сила T⋅sinϕск и сила трения скольжения T⋅cosϕск⋅ƒск сравняются и произойдет остановка подвижного образца 2. Чтобы остановка не была спровоцирована демпфирующим устройством 5 преждевременно, оно не должно обладать упругой инерционностью, т.е. иметь силу сопротивления, уменьшающуюся синхронно скорости и доходящую до нуля при полной остановке. Такой характеристикой обладает гидравлическое демпфирующее устройство вследствие несжимаемости жидкостей, в отличие от пневматического, газообразное рабочее тело которого сжимается.

Так как вплоть до момента остановки подвижного образца 2 он находился в процессе скольжения по поверхности неподвижного образца 1, достигая при этом условия равновесия T⋅sinϕск=T⋅cosϕск⋅ƒск, то угол наклона тяги ϕск, при котором произошла остановка подвижного образца, равен углу трения скольжения, что позволяет определить коэффициент трения скольжения ƒск=tgϕск.

1. Способ определения коэффициентов трения покоя и трения скольжения при относительном перемещении двух расположенных один на другом образцов, отличающийся тем, что один из образцов изготавливают с прямолинейной рабочей поверхностью и закрепляют неподвижно, подвижный образец устанавливают на рабочую поверхность неподвижного образца с возможностью скольжения вдоль нее, к подвижному образцу шарнирно присоединяют тягу, второй конец которой также шарнирно соединяют с тяговым механизмом, способным с необходимым усилием перемещать присоединенный к нему конец тяги в направлении, перпендикулярном направлению относительного перемещения подвижного образца, малыми шагами сдвигают подвижный образец относительно неподвижного, постепенно увеличивая угол ϕ наклона тяги относительно направления перемещения тягового механизма, убирают после каждого шага приложенное для сдвига подвижного образца усилие и определяют наибольшее значение угла наклона тяги ϕпок, после достижения которого очередной сдвиг подвижного образца сопровождается его скольжением в обратном направлении, измеряют угол наклона тяги ϕск, при котором обратное скольжение подвижного образца прекратилось, по значению угла ϕпок определяют коэффициент трения покоя ƒпок=tgϕпок, а по значению угла ϕск - коэффициент трения скольжения ƒск=tgϕск.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что к верхнему образцу присоединяют демпфирующее устройство, препятствующее перемещению образца в обратном направлении силой, пропорциональной скорости перемещения и отсутствующей в состоянии покоя.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к оценке массового износа при трибологических испытаниях покрытий, слоев, включений малой толщины и может быть использовано для оценки износостойкости тонких покрытий.

Изобретение относится к испытательной технике. Устройство содержит станину с размещенным на ней электродвигателем, приводящим во вращение вал с устанавливаемым на его конце контробразцом в виде кольца, к которому за счет радиального усилия, создаваемого рычажной системой нагружения, прижимается своей боковой поверхностью размещенный на конце одного из рычагов нагружающего устройства образец, выполненный в виде цилиндрического ролика или параллелепипеда и имеющий возможность осевого перемещения в направлении и под действием приложенной к нему со стороны контробразца силы трения, величина которой измеряется силоизмерительным датчиком, размещенным в теле содержащего образец рычага и жестко связанным с образцом в направлении действия приложенной к образцу со стороны контробразца силы трения, при этом между торцовой поверхностью образца и телом рычага, в котором размещен образец, на стороне, противоположной направлению действия приложенной к образцу силы трения, выполнен зазор, компенсирующий вызванное трением тепловое расширение образца.

Изобретение относится к области испытания материалов на трение и касается способа экспериментального определения сил/коэффициентов трения при скольжении грузовых поддонов по напольному покрытию автомобильных фур, в частности, по фанерному ламинированному щиту.

Изобретение относится к устройствам для измерения статического (трения покоя) и динамического трений сыпучих материалов и может быть использовано в химической, горнорудной, фармацевтической, пищевой, металлургической и других отраслях промышленности.

Раскрывается устройство и способ определения перехода от слоя к слою стального подъемного троса. Устройство состоит из блока барабана, блока натяжителя троса, блока нагружателя троса и скользящего блока ходового винта.

Изобретение относится к области метрологии и может быть использовано при определении физико-механических свойств материалов и, в частности, коэффициента гистерезисных потерь материала в диапазоне температур до 360°С.

Изобретения относится к области измерительной техники. Устройство содержит основание, на котором расположены шаговый двигатель с возможностью точной настройки угла поворота и блок управления и мониторинга с индикационной панелью.

Изобретение относится к области механических испытаний материалов, в частности к определению коэффициента трения скольжения при взаимном перемещении образцов. Сущность: образец одного материала изготавливают в виде цилиндрического стержня, а из второго материала изготавливают образец, состоящий из двух частей с плоскими рабочими поверхностями, которые прижимают с противоположных сторон к цилиндрической части стержневого образца перпендикулярными к его оси усилиями R, обеспечивающими необходимое давление на контактных поверхностях.

Изобретение относится к области механических испытаний материалов, в частности к определению коэффициента трения между образцами. Сущность: один из образцов, закрепляемый неподвижно, изготавливают с рабочей поверхностью, имеющей прямолинейную или вогнутую круговую форму.

Изобретение относится к области изучения трения при обработке металлов давлением, в частности к способам и устройствам для изучения коэффициента трения при пластической деформации.
Наверх