Самолёт короткого взлёта и посадки

Изобретение относится к области самолетостроения, в частности к разработке грузовых, пассажирских и многоцелевых самолетов короткого взлета и посадки, обеспечивающих грузопассажирские перевозки, спасательные операции и т.п. в районах со слаборазвитой аэродромной сетью и требующих плечо перевозок более 600…1000 км. В самолете короткого взлета и посадки, содержащем крыло, фюзеляж, энергетическую установку и линейки вентиляторных движителей на отклоняемых закрылках, для сочленения крыла с фюзеляжем и размещения энергетической установки дополнительно содержится соединительный обтекатель, выполненный в виде профилированного корневого крыла малого удлинения с углами наклона 10…60° его сопрягаемых с фюзеляжем нижней и верхней поверхностей относительно горизонтальной плоскости, с относительной толщиной профиля 10…20%. В хвостовой части фюзеляжа установлены две консоли, образующие V-образное оперение, и фюзеляжный руль высоты, перед которым расположена дополнительная линейка вентиляторных движителей. Предложенный самолет обеспечивает достижение высоких несущих свойств крыла во взаимодействии с силовой установкой на взлетно-посадочных режимах, снижение лобового сопротивления на крейсерских режимах полета и обеспечение высокого уровня весового совершенства самолета. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к области самолетостроения, в частности, к разработке грузовых, пассажирских и многоцелевых самолетов короткого взлета и посадки, обеспечивающих грузопассажирские перевозки, спасательные операции и т.п. в районах со слаборазвитой аэродромной сетью и требующих плечо перевозок более 1000 км (например, в Арктических и Восточно-Сибирских регионах).

Известны самолет Ан-28, разработанный ОКБ им. Антонова (см. www.aviawiki.com\antonov\an-28) и его аналоги (DO-228NG, DHC-6-400, L-410UVP-E20, С-212-400 и др). В штатном варианте самолеты имеют длину разбега 300…400 м и длину пробега 200…300 м. Поскольку расчетным случаем является отказ двигателя, потребная для них длина ВПП составляет значение 550…900 м. Крейсерский полет самолеты осуществляют на высоте до 3 км со скоростью 300…400 км/час и имеют максимальную дальность полета (перегоночную) 1300…1800 км. Самолеты выполнены по нормальной аэродинамической схеме с механизированным по задней кромке крылом большого удлинения. Силовая установка с турбовинтовыми двигателями (ТВД) и винтами относительно большого диаметра размещена на обдуваемом струей от винтов крыле. Самолеты содержат фюзеляж, в котором расположены кабина экипажа, оборудование, грузопассажирская кабина. Горизонтальное и вертикальное оперение установлено на хвостовой части фюзеляжа.

Известны также и гибридные самолеты короткого взлета и посадки, содержащие на крыльях двигатели гибридной силовой установки (патент РФ №2577931 МПК В64С 29/00; 27/28 от 20.03.2016)

Недостатками указанных самолетов являются большая площадь омываемой поверхности, большой относительный вес планера и, как следствие, относительно малые крейсерская скорость (до 400 км/час) и дальность (до 1500 км). Кроме того, величина дистанции взлета и посадки составляет более 550 м.

Известен проект самолета Onera Amhere (Франция, www.onera.fr\Fiche_AMPERE_VA) с распределенной электрической силовой установкой, в которой используется 32 электрических туннельных вентиляторов, установленных над передней кромкой крыла. Самолет рассчитан на дальность полета 400…500 км со скоростью 200…250 км/час.

Недостатком указанного самолета являются малые крейсерская скорость и дальность полета.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является проект самолета вертикального взлета и посадки Lilium, разработанный в Германии (см. felix.schoefer@lilium.com). Предполагается, что самолет будет оснащен электрической силовой установкой, осуществлять вертикальные взлет и посадку на площадку с твердым покрытием без дополнительной специальной подготовки и обеспечит полет на высоте до 3 км со скоростью до 300 км/час на дальность до 500 км. Самолет выполнен по схеме «бесхвостка» и содержит крыло, фюзеляж, энергетическую установку и линейки вентиляторных движителей на отклоняемых закрылках. Для балансировки самолета на режиме взлета и посадки применяются убираемые в полете в носовую часть фюзеляжа электровентиляторные подъемные двигатели. Самолет имеет практически прямое крыло умеренного удлинения.

Недостатком указанного самолета являются малые крейсерская скорость и дальность полета.

В результате, указанные недостатки не позволяют эффективно применять данные самолеты в районах со слаборазвитой аэродромной сетью с дистанциями перевозок более 1000 км (время полета туда и обратно составляет более 7 час).

Задача данного изобретения - разработка высокоэффективного самолета короткого взлета и посадки с распределенной силовой установкой, обеспечивающая увеличение скорости крейсерского полета до 600…750 км/час при одновременном снижении потребной длины ВПП до 300…350 м и обеспечении всепогодности при сохранении высоких уровней безопасности и низких затрат на эксплуатацию.

Технический результат состоит в достижении высоких несущих свойств крыла во взаимодействии с силовой установкой на взлетно-посадочных режимах, снижении лобового сопротивления на крейсерских режимах полета и обеспечении высокого уровня весового совершенства самолета.

Технический результат достигается тем, что в самолете короткого взлета и посадки, содержащем крыло, фюзеляж, энергетическую установку и линейки вентиляторных движителей на отклоняемых закрылках, для сочленения крыла с фюзеляжем и размещения энергетической установки дополнительно содержится соединительный обтекатель, выполненный в виде профилированного корневого крыла малого удлинения с углами наклона 10…60° его сопрягаемых с фюзеляжем нижней и верхней поверхностей относительно горизонтальной плоскости, с относительной толщиной профиля 10…20%, причем в хвостовой части фюзеляжа установлены две консоли V-образного оперения и фюзеляжный руль высоты, перед которым расположена дополнительная линейка вентиляторных движителей.

Технический результат достигается также тем, что закрылки выполнены из двух звеньев с возможностью поворота первого звена на углы 0°-40°, а второго звена на ±20…30° относительно плоскости первого.

Технический результат достигается также тем, что линейка вентиляторных движителей имеет механический или электрический привод от энергетической установки.

Изобретение иллюстрируется графическими материалами, где на фиг. 1 (а, б, в) показана схема самолета, а на фиг. 2 сечение А-А по консоли крыла.

Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме (см. фиг. 1а, б, в), и содержит фюзеляж 1; консоли крыла 2; соединительный обтекатель 3 плавного сочленения лонжеронов консолей крыла с фюзеляжными шпангоутами 13; энергетическую установку, включающую воздухозаборники 5, турбовальные двигатели 6 и электрогенераторы 7; фюзеляжный руль высоты 10, хвостовую линейку вентиляторных движителей 8, консоли V-образного оперения 14, высоконесущие поверхности 12. На фиг 2 в сечении крыла А-А показаны также линейки вентиляторных движителей 15 на отклоняемых закрылках 4 и второе звено закрылков 11.

Соединительный обтекатель 3 сочленения лонжеронов консолей крыла с фюзеляжными шпангоутами 13 выполнен в виде профилированного корневого крыла малого удлинения с углами наклона 10…60° его сопрягаемых с фюзеляжем нижней и верхней поверхностей относительно горизонтальной плоскости, с относительной толщиной профиля 10…20% и обеспечивает снижение веса силовой конструкции, достаточные для размещения энергетической установки, топлива и шасси объемы при минимальном приросте площади омываемой поверхности самолета.

Плоская хвостовая часть фюзеляжа с рулем высоты 10, плавно сопряженная с задним наплывом и консолями V-образного оперения 14, обеспечивает управление по тангажу, плавное безотрывное обтекание и балансировку самолета на крейсерских режимах полета.

Отклонение первого звена закрылка 4 (фиг. 2) с линейкой вентиляторных движителей 15 на углы величиной 0…40° обусловлено необходимостью достижения приемлемого уровня аэродинамического качества на режимах взлета и ухода на второй круг при посадке и, тем самым, снижением потребной тяговооруженности при коротком разбеге и, следовательно, снижением потребной мощности и веса силовой установки. Использование обдуваемого струями поворотного второго звена закрылка 11 с углами отклонения ±20…30° относительно плоскости первого звена обеспечивает отклонение вектора тяги для управления величинами продольной и вертикальной силы на взлетно-посадочных режимах с относительно малыми шарнирными моментами.

Расположение перед фюзеляжным рулем высоты 10 (см. фиг. 1а) линейки вентиляторных движителей 8 повышает эффективность управления по тангажу и обеспечивает повышение коэффициента полезного действия вентиляторов в крейсерском полете за счет засасывания в движители пограничного слоя с большой омываемой площади фюзеляжа. Использование обдуваемого струями фюзеляжного руля высоты 10 с углами отклонения ±20…30°, обеспечивает отклонение вектора тяги для управления величинами продольной силы и момента тангажа на взлетно-посадочных режимах с относительно малыми шарнирными моментами.

Установленные в носовой части самолета выдвигаемые на взлетно-посадочных режимах и убираемые в крейсерском полете высоконесущие поверхности 12 создают кабрирующий момент, сравнимый по величине с пикирующим моментом от выпущенных закрылков и, тем самым, снижают потери подъемной силы на балансировку хвостовым оперением. Высоконесущие поверхности могут быть выполнены в виде многозвенного крыла большой кривизны или в виде гипернесущих поверхностей (патент РФ №96114015, МПК В64С 9/00 20.04.1998 г).

Питание вентиляторных движителей 15 и 8 с приводом от электромоторов обеспечивает энергетическая установка, включающая, наряду с электроаккумуляторами, по крайней мере два приводящих электрогенератора 7 турбовальные двигатели 6 с воздухозаборниками 5 и выхлопными соплами. При этом, для снижения веса электроаккумуляторов, их емкость ограничена запасом энергии, достаточным для питания тяговых электродвигателей в течение 1…2 мин. при отказе одного из турбовальных двигателей.

Для повышения мощности двигателя в крейсерском полете с высокой скоростью перед входом воздуха в турбовальный двигатель установлен дополнительный вентилятор 9 с приводом от турбины ТВаД.

Для повышения допустимого угла атаки при воздействии расчетного вертикального порыва ветра на взлетно-посадочных режимах полета и критического значения числа Маха в крейсерском полете консоли крыла 2 имеют угол стреловидности по передней кромке 30…45°. Для сохранения высокой эффективности механизации по задней кромке угол стреловидности задней кромки не должен превышать значения ±15°.

В ряде случаев, для снижения веса силовой установки линейка вентиляторных двигателей может иметь механический привод от турбовальных двигателей.

Остальные элементы, узлы и системы выполнены на основе известных принципов и методов проектирования.

Таким образом, задача и технический результат изобретения достигаются за счет предложенного соединительного обтекателя, интегрированного с фюзеляжем и консолями крыла, линейки вентиляторных движителей, энергетической установки с турбовальными двигателями, фюзеляжного руля высоты с линейкой вентиляторных движителей, стреловидного крыла умеренного удлинения, вентилятора наддува ТВаД. Одновременное использование указанных признаков и их рациональное взаимное расположение обеспечивает достижение высоких несущих свойств крыла на взлетно-посадочных режимах, снижение лобового сопротивления на крейсерских режимах полета и высокого уровня весового и аэродинамического совершенства самолета.

Расчетно-проектные исследования показывают, что по сравнению с прототипом самолет, выполненный в соответствии с предложенными техническими решениями, обеспечивает длину разбега и пробега 200…250 м, крейсерскую скорость 600…750 км/час и практическую дальность 2000…2500 км при примерно одинаковых затратах на эксплуатацию.

1. Самолет короткого взлета и посадки, содержащий крыло, фюзеляж, энергетическую установку и линейки вентиляторных движителей на отклоняемых закрылках, отличающийся тем, что для сочленения крыла с фюзеляжем и размещения энергетической установки дополнительно содержит соединительный обтекатель, выполненный в виде профилированного корневого крыла малого удлинения с углами наклона 10…60° его сопрягаемых с фюзеляжем нижней и верхней поверхностей относительно горизонтальной плоскости, с относительной толщиной профиля 10…20%, причем в хвостовой части фюзеляжа установлены две консоли, образующие V-образное оперение, и фюзеляжный руль высоты, перед которым расположена дополнительная линейка вентиляторных движителей.

2. Самолет короткого взлета и посадки по п. 1, отличающийся тем, что закрылки выполнены из двух звеньев с возможностью поворота первого звена на углы 0-40°, а второго звена на ±20…30° относительно плоскости первого.

3. Самолет короткого взлета и посадки по п. 1, отличающийся тем, что линейка вентиляторных движителей имеет механический или электрический привод от энергетической установки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиации. Беспилотный летательный аппарат содержит крыло, выполненное по аэродинамической схеме «летающее крыло», органы управления, выполненные в виде вертикального оперения и размещенного на опоре переднего горизонтального оперения, силовую установку, оснащенную двигателем и воздушным винтом.
Изобретение относится к доставке грузов. Способ доставки грузов, в котором получают груз от пользователя.

Изобретение относится к способу посадки беспилотного воздушного судна (БВС). Для посадки беспилотного воздушного судна самолетного типа на взлетно-посадочную полосу получают с помощью установленной на борту летательного аппарата фронтальной видеокамеры с узкополосным инфракрасным фильтром изображения маяков, установленных на взлетно-посадочной полосе, оценивают вероятность положения маяков с помощью вычислительного модуля, вычисляют относительную ориентацию БВС и передают ее модулю связи с инерциальной навигационной системой, который формирует команды управления полетом БВС.

Настоящее изобретение относится к беспилотным летательным аппаратам. Заявленный беспилотный летательный аппарат содержит фюзеляж, силовую установку, питание которой обеспечивают, по меньшей мере, электрические аккумуляторы и/или фотоэлектрические элементы, первое крыло, характеризующееся размахом и площадью верхней поверхности, причем верхняя поверхность первого крыла покрыта фотоэлектрическими элементами, и второе крыло, размах и площадь верхней поверхности которого по сути такие же, как и у первого крыла.

Изобретение относится к средствам военной блочно-модульной техники. Авиационно-ракетная ударная система (АРУС) с беспилотным летательным аппаратом (БЛА), имеющим фюзеляж с комплексом вооружения на пусковых устройствах (ПУ), крыло с органами управления, двигатель силовой установки (СУ), бортовую систему управления (БСУ), обеспечивающую телемеханическое управление с командного пункта (КП) корабля-носителя.

Группа изобретений относится к способу и устройству управления беспилотным летательным аппаратом. Для управления беспилотным летательным аппаратом получают в режиме реального времени информацию о состоянии его движения под воздействием приложенной пользователем внешней силы, на ее основании формируют команду управления для управления беспилотным летательным аппаратом.

Изобретение относится к композитному элементу, в частности к лопасти винтов для ветроэнергетических установок, способу его получения и ветряному колесу, содержащему композитный элемент.

Группа изобретений относится к атмосферным беспилотным летательным аппаратам (БПЛА). Многоразовый БПЛА в транспортно-пусковом контейнере содержит фюзеляж, двигательную установку, стартово-разгонную ступень, складывающиеся крыло и оперение.

Изобретение относится к средствам для передвижения по воздушной и водной поверхности. Предложено устройство для передвижения по воздушной и водной поверхности, содержащее основание в виде объемного эллипсоида, содержащего как минимум четыре воздушно-реактивных двигателя для подъема и вращения и взаимодействующего с рамой, выполненной в виде оси, шарнирно закрепленной на эллипсоиде, при этом корпус эллипсоида и ось имеют при необходимости возможность стопорения, например, посредством муфты сцепления, элементы которой закреплены соответственно на корпусе эллипсоида и оси, средства для посадки и передвижения по водной поверхности и посадки на твердую поверхность, устройство в виде электроредуктора, закрепленного на корпусе эллипсоида, причем на выходном валу редуктора посредством пространственного шарнира и поршневой системы крепится двигатель с возможностью совершать вращение и пространственное рыскание, на консольной части оси, находящейся вне корпуса эллипсоида, установлены как минимум два воздушно-реактивных двигателя для передвижения, внутри корпуса эллипсоида на оси закреплена грузовая площадка, на которой смонтирован пульт управления, имеются также средства питания, обеспечивающие работу двигателей, средства визуального обзора окружающего пространства.

Изобретение относится к беспилотным летательным аппаратам и предназначено для мониторинга больших пространств поверхности земли. Беспилотный летательный аппарат содержит корпус-фюзеляж, силовую установку, емкость с водородом, основную емкость с водородом, расположенную вне корпуса-фюзеляжа и соединенную с последовательно соединенными компрессором, дополнительной емкостью с водородом и топливными элементами, установленными внутри корпуса.

Изобретение относится к способу формирования астатических быстродействующих демпферов летательных аппаратов (ЛА). Для осуществления способа в каждом канале управления задают требуемое значение угловой скоростей ЛА, измеряют угловую скорость ЛА, формируют сигнал на рулевой привод, полученный путем формирования и обработки двух дополнительных сигналов определенным образом на основе математической модели движения ЛА, заданной и измеренной угловой скорости ЛА.
Наверх