Рыбопромысловое судно ледового плавания

Изобретение относится к области судостроения, касается вопроса круглогодичной эксплуатации рыбопромыслового судна как в тяжелых ледовых условиях, так и в условиях интенсивного морского волнения. Предложено рыбопромысловое судно для эксплуатации в районах северных морей, включающее корпус с ледовыми обводами и ледовым усилением, надстройку, носовую оконечность, образованную форштевнем с соединяющимися на нем выше уровня ватерлинии поверхностями бортов, сопряженными ниже уровня ватерлинии с поверхностью бульба, содержащего в своей верхней части ребро, образованное в диаметральной плоскости (ДП) судна, имеющее уклон вниз от плоскости ватерлинии, и двигательно-движительный комплекс. Форштевень в надводной части выполнен со скруглением по ДП и с наклоном в корму на участке S от носового перпендикуляра до 0,12-0,15 длины судна и ограниченным протяженностью поверхностей бортов по высоте Н, равной не более 0,83 высоты надстройки. Поверхности бортов в пределах форштевня имеют скругление к ДП, а поверхность бульба выполнена в виде вытянутых в вертикальной плоскости полусфер, симметричных относительно ДП. Технический результат заключается в повышении эффективности эксплуатации рыбопромыслового судна. 4 ил.

 

Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса круглогодичной эксплуатации рыбопромыслового судна как в тяжелых ледовых условиях, так и в условиях интенсивного морского волнения.

Известно рыбопромысловое судно ледового плавания, имеющее корпус с ледовыми обводами и ледовым усилением, надстройку, носовую оконечность, ледовый бульб, содержащий в верхней части ребро в диаметральной плоскости судна, и двигательно-движительный комплекс (Патент РФ на ПМ №2646042 от 28.02.2018 г.) - прототип.

Однако, известное судно не обеспечивает эффективную работу рыбопромыслового судна на интенсивном встречном морском волнении из-за повышенных ударных нагрузок в развал бортов судна, что приводит к необходимости снижения скорости движения и, как следствие, скорости траления из-за угрозы повреждения корпусных конструкций, высокой вибрации, ухудшения параметров продольной и вертикальной качки и связанной с этим обитаемости и работы рыбоперерабатывающей фабрики на судне.

Задачей предполагаемого изобретения является повышение эффективности эксплуатации рыбопромыслового судна путем улучшения его работы на развитом встречном морском волнении за счет безударного входа в волну, отсутствия вибрации, снижения ускорений продольной и вертикальной качки судна и сохранения его скорости движения, в том числе в режиме траления, а также за счет улучшения обитаемости и работы рыбоперерабатывающей фабрики.

Для этого у рыбопромыслового судна для эксплуатации в районах северных морей, включающего корпус с ледовыми обводами и ледовым усилением, надстройку, носовую оконечность, образованную форштевнем с соединяющимися на нем выше уровня ватерлинии поверхностями бортов, сопряженными ниже уровня ватерлинии с поверхностью бульба, содержащего в своей верхней части ребро, образованное в диаметральной плоскости судна, имеющее уклон вниз от плоскости ватерлинии, и двигательно-движительный комплекс, по изобретению форштевень в надводной части выполнен со скруглением по диаметральной плоскости и с наклоном в корму на участке S от носового перпендикуляра до 0,12-0,15 длины судна и ограниченным протяженностью поверхностей бортов по высоте Н, равной не более 0,83 высоты надстройки. Причем поверхности бортов имеют скругление в пределах форштевня к диаметральной плоскости, а поверхность бульба выполнена в виде вытянутых в вертикальной плоскости полусфер, симметричных относительно диаметральной плоскости.

Выполнение форштевня со скруглением по диаметральной плоскости и наклоном в корму на участке S от носового перпендикуляра до 0,12-0,15 длины судна в пределах поверхности бортов, ограниченных протяженностью по высоте Н, равной не более 0,83 высоты надстройки, поверхностей бортов в пределах форштевня со скруглением к диаметральной плоскости и бульба в виде вытянутых в вертикальной плоскости полусфер, симметричных относительно диаметральной плоскости, обеспечивает безударный вход корпуса судна в волну на развитом встречном морском волнении путем рассекания волны форштевнем и бульбом, с плавным характером обтекания поверхностей волнами в результате чего снижаются ударные нагрузки, вибрация и риск повреждения корпусных конструкций, сохраняется скорость хода судна на развитом морском волнении, в том числе в режиме траления а также улучшаются параметры продольной и вертикальной качки, обитаемость, и работа рыбоперерабатывающей фабрики.

Сущность изобретения поясняется рисунками, где на фиг. 1 представлено рыбопромысловое судно ледового плавания и на фиг. 2 - фрагмент корпуса судна в виде его носовой оконечности, на фиг. 3 - форма бульба рыбопромыслового судна ледового плавания (поперечное сечение) и на фиг. 4 - поверхности бортов в пределах форштевня (поперечное сечение).

Рыбопромысловое судно ледового плавания содержит корпус, имеющий ледовые обводы и ледовое усиление (на рисунке не показано), надстройку 1 (фиг. 1, 2), носовую оконечность (фиг. 2), образованную форштевнем 2 (фиг. 1, 2) с соединяющимися на нем, поверхностями бортов 7 (фиг. 4) выше уровня ватерлинии 3 (фиг. 1, 2, 4) и поверхностями бортов, которые сопряжены ниже уровня ватерлинии 3 с поверхностью 4 (фиг. 3) бульба 5 (фиг. 1, 2, 3). Бульб 5 содержит в своей верхней части ребро 6 (фиг. 1, 2), образованное в диаметральной плоскости судна, имеющее уклон вниз от плоскости ватерлинии 3 (фиг. 1, 2, 3). Форштевень 2 судна в надводной части выполнен со скруглением по диаметральной плоскости и с наклоном в корму на участке S от носового перпендикуляра до 0,12-0,15 длины судна и ограниченным протяженностью поверхностей бортов 7 по высоте Н, равной не более 0,83 высоты надстройки 1 (фиг. 2). Поверхности бортов 7 имеют скругление к диаметральной плоскости на протяжении форштевня 2 (фиг. 2, 4). Поверхность 4 бульба 5 выполнена в виде вытянутых в вертикальной плоскости полусфер (фиг. 3), симметричных относительно диаметральной плоскости судна (фиг. 3). Судно имеет двигательно-движительный комплекс (на рисунке не показано).

Эксплуатация предлагаемого рыбопромыслового судна ледового плавания в районах северных морей осуществляется следующим образом.

В период промысла в ледовых условиях рыболовное судно в процессе движения в ледовом поле разрушает своим бульбом 5 в носовой оконечности лед путем его вспарывания в направлении снизу вверх посредством своего ребра 6 (фиг. 2), которое поднимает край ледового поля. Вследствие этого при движении судна часть разрушаемого бульбом 5 ледового поля наползает на его ребро 6 и, продвинувшись вдоль ребра 6, разрушается окончательно под действием своего веса. При этом образующиеся осколки льда направляются в стороны от корпуса, что благоприятно влияет на работу орудий лова (на рисунке не показано) за кормой судна.

В случае работы судна на чистой воде в условиях интенсивного встречного морского волнения, судно, благодаря своей носовой оконечности, которая взаимодействует с набегающей волной, рассекает ее форштевнем 2 с наименьшим сопротивлением, после чего рассеченная форштевнем 2 волна плавно обтекая поверхности бортов 7, стекает по ним, и таким образом, обеспечивается безударный вход носа судна в волну, снижение вибрации корпуса судна, сохранение скорости хода рыбопромыслового судна, в том числе при движении судна с тралом, уменьшение ускорений продольной и вертикальной качки судна, улучшения обитаемости и работы рыбоперерабатывающей фабрики.

Предлагаемое рыбопромысловое судно ледового плавания имеет повышенную эффективность его эксплуатации благодаря улучшенной его работе на развитом морском волнении за счет безударного входа в волну, отсутствия вибрации, снижения ускорений продольной и вертикальной качки судна и сохранения его скорости движения, в том числе в режиме траления, а также за счет улучшения обитаемости и работы рыбоперерабатывающей фабрики, что выгодно его отличает от прототипа.

Рыбопромысловое судно для эксплуатации в районах северных морей, включающее корпус с ледовыми обводами и ледовым усилением, надстройку, носовую оконечность, образованную форштевнем с соединяющимися на нем выше уровня ватерлинии поверхностями бортов, сопряженными ниже уровня ватерлинии с поверхностью бульба, содержащего в своей верхней части ребро, образованное в диаметральной плоскости судна и имеющее уклон вниз от плоскости ватерлинии, и двигательно-движительный комплекс, отличающееся тем, что форштевень в надводной части выполнен со скруглением по диаметральной плоскости, с наклоном в корму на участке S от носового перпендикуляра до 0,12-0,15 длины судна и ограниченным протяженностью поверхностей бортов по высоте Н, равной не более 0,83 высоты надстройки, причем поверхности бортов в пределах форштевня имеют скругление к диаметральной плоскости, а поверхность бульба выполнена в виде вытянутых в вертикальной плоскости полусфер, симметричных относительно диаметральной плоскости судна.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области ледотехники, в частности к выполнению ледокольных работ судами на воздушной подушке. Предложен способ разрушения ледяного покрова, который заключается в поступательном одновременном перемещении двух судов по синусоидальным траекториям, которые смещены относительно друг друга на половину длины волны синусоиды и имеют амплитуду, достаточную для возбуждения резонансных изгибно-гравитационных волн (ИГВ) максимальной высоты при сближении судов на минимально безопасное расстояние.

Изобретение относится к ледокольным работам. Сущность изобретения: подводное судно 2 начинают перемещать подо льдом 1 на безопасной глубине с резонансной скоростью, возбуждая изгибно-гравитационные волны 3, при этом во время движения судна 2 из его корпуса выдвигают жесткие, водонепроницаемые горизонтальные пластины 4, вызывая уменьшение глубины воды подо льдом.

Изобретение относится к ледокольным работам. Сущность изобретения: под ледяным покровом кильватерным строем на безопасном заглублении и расстоянии друг от друга перемещают два подводных судна с резонансной скоростью.

Изобретение относится к ледокольным работам. Сущность изобретения: подводное судно 2 начинают перемещать подо льдом 1 на безопасной глубине с резонансной скоростью, возбуждая изгибно-гравитационные волны 3, при этом над судном 2 формируют горизонтальный поток 4, что вызовет уменьшение глубины воды подо льдом 1 и увеличение амплитуды указанных волн.

Изобретение относится к ледотехнике, в частности к выполнению ледокольных работ судами на воздушной подушке. Изобретение направлено на повышение эффективности разрушения ледяного покрова.

Изобретение относится к ледотехнике, в частности к выполнению ледокольных работ судами на воздушной подушке. Предложен способ разрушения ледяного покрова на мелководье, который заключается в одновременном перемещении в одном и том же направлении двух судов на воздушной подушке вдоль кромки льда в непосредственной близости друг от друга и к кромке льда.
Изобретение относится к области ледотехники, в частности к выполнению ледокольных работ судами на воздушной подушке. Предложен способ разрушения ледяного покрова, который заключается в поступательном одновременном перемещении двух одинаковых по техническим характеристикам судов фронтом с резонансной скоростью.

Изобретение относится к ледотехнике, в частности к выполнению ледокольных работ судами на воздушной подушке. Предложен способ разрушения ледяного покрова на мелководье, который заключается в одновременном перемещении в одном и том же направлении двух судов на воздушной подушке вдоль кромки льда в непосредственной близости друг к другу и к кромке льда.

Изобретение относится к ледокольным работам. Предложен способ разрушения ледяного покрова подводным судном путем возбуждения во льду изгибно-гравитационных волн при его движении подо льдом с резонансной скоростью, при этом в носовой оконечности судна формируют цилиндрический вихрь, ось вращения которого горизонтальна и перпендикулярна направлению движения судна, а его габариты превышают диаметр корпуса судна.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансными изгибно-гравитационными волнами. Устройство для разрушения ледяного покрова состоит из подводного судна, способного двигаться подо льдом с резонансной скоростью.

Изобретение относится к покрытиям, снижающим отражательную способность наружных поверхностей транспортного средства, в частности летательных аппаратов, в т.ч. самолетов.
Наверх