Лопатка и двугранный угол лопатки

Изобретение относится к лопатке компрессора, определенной в каждой из точек ее поверхности углом стреловидности и углом ν, содержащей: хвостовик; конец лопатки, причем расстояние между хвостовиком и концом, измеренное вдоль оси, называемой радиальной осью, перпендикулярной оси вращения компрессора, называется радиальной высотой (h); зону между хвостовиком и наконечником, первый участок которой имеет строго положительный угол ν передней кромки, и второй участок имеет строго отрицательный угол ν передней кромки; зону максимального угла ν, находящуюся вдоль указанной радиальной оси между r=0,25h и r=0,7h. Достигается оптимизация аэродинамических характеристик каждого лопаточного венца, определенная, в частности, запасом по помпажу и выходом, а также обеспечение или поддержание во время такой оптимизации механической прочности каждой лопатки. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 11 ил.

 

Область техники, к которой относится изобретение, и известный уровень техники

Изобретение относится к конструкции лопатки (или лопасти) компрессора турбины, относящегося к типу, который может использоваться в авиационном двигателе.

Такой компрессор содержит последовательность ступеней, расположенных последовательно. Каждая ступень содержит подвижный импеллер (ротор) или подвижный лопаточный венец и лопаточный статор (выпрямитель).

Каждый подвижный лопаточный венец сам содержит кольцевой диск, на котором прикреплены лопатки (или ребра) и вращаются перед участком статора. Это делает возможным всасывание и ускорение потока воздуха путем отклонения его в отношении вала двигателя. Последующий выпрямитель, выпрямляет поток в оси и замедляет его путем преобразования участка его скорости в давление.

Фигура 1 схематически изображает сечение, которое показывает участок такого компрессора. На этой Фигуре указаны подвижные лопатки 10 и лопатки 20 выпрямителей. Последние выполнены за одно целое с ободами 22, 26. Ссылочная позиция 27 обозначает фланец для крепления к корпусу компрессора.

Каждая подвижная лопатка 10 размещена на внутренней платформе 13, которая продолжается хвостовиком 18, который сам находится в зацеплении в корпусе ротора 25. Отметим, что эти части также могут быть изготовлены в виде единого блока, причем этот набор называется образованным за одно целое диском с лопатками.

Вращение ротора выполняется вокруг оси AA’.

Для того чтобы конструировать лопатки 10, 20 такого компрессора HP (высокого давления), проводятся исследования с целью улучшения аэродинамических характеристик лопаточного венца, тем не менее при обеспечении определенной механической прочности.

Особый интерес представляет расположение (вертикальный монтаж) уложенных в стопку поперечных секций, формирующих лопатки. Закон тангенциального монтажа соответствует положению центра силы тяжести каждой секции лопатки согласно плоскости, перпендикулярной основному радиальному направлению лопатки относительно основной радиальной оси лопатки.

Монтаж уложенных в стопку поперечных секций, формирующих лопатки лопаточного венца представляет собой важный параметр в этом типе исследований. Эта переменная более того играет роль с точки зрения аэродинамики, также как и с точки зрения механики. Поиск оптимального закона монтажа представляет собой в связи с этим существенный объем работы в проектировании любого лопаточного венца компрессора HP.

Заявитель выбрал документ US 2010 054 646 в качестве ближайшего аналога.

Однако, в данном документе раскрыты лопатки, имеющие кривые угла ν (см. фиг. 10) несколько грушевидной формы, однако в данном документе не упоминается его отрицательное значение на конце лопатки, взаимосвязанное с максимальным значением на срединном участке, причем разница между максимальным и минимальным значениями является важной, оптимально между 20°и 23°, указанная разница является довольно малой для кривых DM и DB, имеющих почти грушевидную форму, и значение на конце лопатки является существенным, но положительным для кривой DA.

Задачей изобретения является оптимизация аэродинамических характеристик каждого лопаточного венца, определенная в частности запасом по помпажу и выходом, а также обеспечение или поддержание во время такой оптимизации механической прочности каждой лопатки.

Раскрытие изобретения

Для решения задачи предлагается лопатка компрессора, определенная в каждой из точек ее поверхности углом стреловидности и углом ν, причем

углы ν и углы стреловидности измеряют разницу направлений между потоком и лопатками, как проекцию соответственно в радиальной и аксиальной плоскости и аксиальной и тангенциальной плоскости в направлении вращения машины, содержащая:

хвостовик,

конец лопатки, причем расстояние между хвостовиком и концом, измеренное вдоль оси, называемой радиальной осью, перпендикулярной оси вращения компрессора, называется радиальной высотой (h),

причем угол ν является отрицательным и меньшим - 10° на конце лопатки,

зону между хвостовиком и концом, первый участок которой имеет строго положительный угол ν передней кромки, и второй участок имеет строго отрицательный угол ν передней кромки.

Зона максимального угла находится вдоль указанной радиальной оси между r=0,25h, или 0,3h, или 0,5h и r=0,65h или 0,7h.

Форма лопатки согласно изобретению и в частности выбор зоны максимального угла, как указано выше, позволяет достигать улучшения работоспособности компрессора без наложения механического ограничения и/или чрезмерного потребления. Аэродинамические характеристики (запас по помпажу, выход) в связи с этим могут быть оптимизированы без понижения механической прочности лопатки.

Угол ν передней кромки может быть строго отрицательным на конце лопатки и строго положительным или строго отрицательным на хвостовике.

Если зона, расположенная вблизи хвостовика лопатки, имеет строго отрицательный угол ν, угол на хвостовике, например, по большей мере соответствует -10° или -15°.

Согласно варианту выполнения первый участок со строго положительным углом ν образует интервал или продолжается по большей мере между хвостовиком лопатки и положением, расположенным на r=0,85h вдоль радиальной оси, с углом ν, например, отрицательным на конце лопатки.

Первый участок, который имеет строго положительный угол ν, может образовывать интервал:

продолжающийся вдоль радиальной оси по большей мере между r=0,1h и r=0,85h, с углом ν, например, отрицательным на хвостовике,

и/или имеющий длину, измеренную вдоль указанной радиальной оси, по меньшей мере соответствующую 0,4h или находящуюся между 0,1h и 0,60h.

Предпочтительно, разница между углом ν, измеренным на хвостовике лопатки, и углом ν, измеренным на конце лопатки, составляет менее 10°.

Лопатка, как обозначенная выше, может:

быть подвижной с ее хвостовиком, предназначенным для прикрепления к кольцевому диску ротора указанного компрессора, или с лопаткой, являющейся частью образованного за одно целое диска с лопатками,

или быть неподвижной, являясь частью неподвижного статора или статора с изменением фаз газораспределения.

Предпочтительно также, чтобы разница между максимальным углом ν, и минимальным углом ν находится в интервале от 20°до 23°.

Изобретение также относится к авиационному двигателю, содержащему компрессор, снабженный неподвижными лопатками и подвижными лопатками, с одной или несколькими лопатками, относящимися к типу, описанному выше.

Краткое описание фигур

Фигура 1 представляет собой схему секции компрессора, обеспеченного его неподвижными и подвижными лопатками.

Фигура 2A представляет собой схему лопатки в виде наложения с позиционированием триортогональной системы (X, Y, Z).

Фигуры 2B и 2C представляют собой схемы сечений лопатки в виде наложения с указанием различных углов, полезных для понимания изобретения.

Фигура 3 показывает различные примеры изменения угла ν лопатки согласно изобретению.

Фигура 4 показывает изменение угла стреловидности согласно высоте лопатки.

Фигуры 5A-5C показывают виды лопатки, выполненной в соответствии с изобретением.

Фигура 6 показывает сравнение между изменением угла ν лопатки согласно изобретению и изменением угла ν, который не осуществляет замысел этого изобретения;

Фигура 7 показывает кривую стандарта iso в области Pi-D.

Подробное описание предпочтительных вариантов выполнения

Для каждой лопатки определена система XYZ, как, например, схематически изображено на Фигуре 2A: ось X представляет собой ось машины, ориентированную в направлении по ходу, и она параллельна оси вращения AA’ (смотри Фигуру 1).

Ось Z перпендикулярна оси X и определяет высоту z от хвостовика лопатки z=0 до верхней части лопатки z=h.

Ось Y является тангенциальной, перпендикулярной осям X и Z.

Начиная отсюда, определена другая система или локальная цилиндрическая система X, R, u, связанная с рассмотренной лопаткой, причем:

X также является осью машины, ориентированной по ходу,

R представляет собой радиальную ось, определенную как Z, причем она перпендикулярна оси X и определяет высоту в отношении хвостовика лопатки; она также называется осью монтажа,

u представляет собой азимутальную ось, ориентированную от внутренней поверхности свода лопатки по направлению к наружной поверхности свода смежной лопатки для двигателя типа SHAR (направление по часовой стрелке, обращенное назад) или в противоположном направлении для двигателя типа SHAV (направление по часовой стрелке, обращенное вперед); она перпендикулярна осям X и R. В особом случае лопаток, показанных на Фигуре 2A, декартова система координат X, Y, Z и локальная цилиндрическая система X, R, u объединены.

Вертикальный монтаж уложенных в стопку поперечных секций, формирующих лопатки. Укладка прорезей (напоминаем, что это представляет собой положение центра силы тяжести каждой секции лопатки согласно плоскости, параллельной осям X, u и перпендикулярной основному радиальному направлению R лопатки в отношении основной радиальной оси лопатки может быть определен различными путями:

положением xG, yG центра силы тяжести секций вдоль осей x и y,

или углом стреловидности и углом ν, как описано, например, в документе Leroy H. Smith и др. «Sweep and dihedral effects in axial-flow turbomachinery», сентябрь, 63, ASME.

Здесь выбрано это последнее определение. Угол стреловидности и угол ν в связи с этим представляют собой углы, определенные в документе Leroy H. Smith и др., упомянутом выше. Углы a, r, u, определенные в этой статье, являются углами X, R, u, определенными выше.

Эти углы измеряют разницу направлений между потоком и лопатками, как проекцию соответственно в радиальной и аксиальной плоскости и аксиальной и тангенциальной плоскости в направлении вращения машины.

Если поток является чисто аксиальным, что приблизительно представляет собой случай на впуске машины, угол стреловидности выражает наклон лопатки в аксиальном направлении, угол ν выражает наклон лопатки в тангенциальном направлении. Отрицательное значение угла стреловидности выражает наклон, расположенный впереди по ходу, а положительное значение выражает наклон, расположенный сзади по ходу; и отрицательное значение угла ν выражает наклон по направлению к стороне нагнетания, а положительное значение по направлению к стороне разрежения. Наклоны определены при использовании радиальных направлений наружу.

Угол стреловидности и угол ν угол являются в связи с этим связанными с каждой из точек поверхности лопатки.

Фигуры 2B и 2C воспроизводят Фигуру 4 из статьи. Они показывают виды в сечении соответственно:

плоскости R, u (обе перпендикулярны оси AA’) подвижного лопаточного венца (Фигура 2B),

в плоскости R, X (которая содержит ось AA’) лопатки (Фигура 2C).

На этих Фигурах была добавлена ссылочная позиция 11, которая определена кривой угла стреловидности и угла ν. На Фигуре 2C ссылочные позиции 13 и 15 соответственно обозначают участок лопатки, ближайший к хвостовику, и конец лопатки. На этой Фигуре можно также увидеть переднюю кромку 17 и заднюю кромку 19 показанной лопатки. Ссылочная позиция 30 обозначает линию потока из которой может быть получена ассиметричная поверхность потока (вокруг вала двигателя).

На Фигуре 2B показан ƞ - угол, образованный в плоскости R, u между осью R и касательной к кривой 11 в каждой ее точке;

μ - угол, образованный в плоскости X, R между осью R и касательной к кривой 11 в каждой ее точке;

Здесь может быть рассмотрено, что угол стреловидности и угол ν представляют собой углы на передней кромке рассмотренной лопатки. В этом случае кривая 11 следует за передней кромкой лопатки и в связи с этим соединена с передней кромкой 17. Наконец Vx, VR, Vu обозначают проекцию на осях X, R, u вектора скорости осесимметричного потока относительно рассмотренного ряда лопастей.

При этом:

tan β = Vu/Vx

и:

tan ϕ = VR/Vx

Следуя записям, приведенным выше, и в соответствии с замыслом статьи L.H. Smith угол стреловидности λ определяется следующим образом:

и угол ν определяется следующим образом:

Варианты выполнения лопатки согласно изобретению будут описаны совместно с Фигурой 3.

Эта фигура показывает различные кривые, которые обеспечивают примеры изменения угла ν передней кромки, как, например, определено выше, согласно положению вдоль оси R, такому как определено выше.

Согласно этим Фигурам видно, что изменение угла ν образует грушевидную форму, которая содержит участок, для которого угол ν имеет строго положительные значения, и участок (который может сам содержать два подучастка), для которого угол ν имеет строго отрицательные значения.

На Фигуре 3 вдоль оси y (оси R) можно выделить следующее:

первый участок, в котором угол ν является строго отрицательным; причем для каждой из показанных кривых I-IV это соответствует на оси R ординат двум зонам, одной близкой к хвостовику лопатки, другой близкой к концу лопатки,

и второй участок, в котором угол ν является строго положительным; причем для каждой из показанных кривых это соответствует на оси R ординат одной зоне (или одному интервалу), расположенной на расстоянии от хвостовика лопатки и от конца лопатки.

Более точно в случае примеров, которые показаны на Фигуре 3:

кривая I имеет зону (или интервал) со строго положительным углом ν, который продолжается согласно оси R приблизительно между 0,35h и 0,72h,

кривая II имеет зону (или интервал) со строго положительным углом ν, который продолжается согласно оси R приблизительно между 0,15h и 0,47h,

кривая III имеет зону (или интервал) со строго положительным углом ν, который продолжается вдоль оси R приблизительно между 0,17h и 0,70h,

кривая IV имеет зону (или интервал) со строго положительным углом ν, который продолжается согласно оси R приблизительно между 0,43h и 0,72h.

В зоне или зонах, отличных от зоны со строго положительным углом ν, угол ν является строго отрицательным, и он равен нулю в только двух точках.

Как следует из вышеизложенного, грушевидна форма продолжается здесь между первым положением, называемым низким положением, расположенным вблизи или на стороне хвостовика лопатки (протяженность r=0 вдоль оси R), и вторым положением, называемым высоким положением, расположенным вблизи или на стороне конца лопатки (который имеет протяженность h вдоль оси R).

Низкое положение размещено между хвостовиком лопатки (положение r=0 вдоль оси R) и положением, отделенным от хвостовика, расположенным на около r=0,25h.

Высокое положение размещено между концом лопатки (который соответствует положению, отделенному от хвостовика расстоянием h) и положением, отделенным от хвостовика на около 0,75h. На конце лопатки угол ν, является строго отрицательным.

Предпочтительно, угол ν, имеет строго положительное значение в интервале:

который продолжается вдоль R на длину между 0,1h и 0,6h,

но который, более того, размещен или строго включен в зону (указана как P на Фигуре 3) лопатки, для которой r имеет значение между 0,1h и 0,85h. Другими словами, зона (или интервал) со строго положительным углом ν имеет согласно R нижнюю точку, расположенную по меньшей мере на r=0,1h (может находиться за пределами этого значения, например, на r=0,2h или на r=0,3h), и верхнюю точку, расположенную по большей мере на r=0,85h (эта верхняя точка может быть за пределами 0,85h, например, на r=0,5h или r=0,7h).

Эти два условия, приведенные выше, удовлетворены для четырех кривых I-IV, описанных выше.

Понятно, что профиль лопатки согласно изобретению может быть с отрицательным углом ν на хвостовике и на конце лопатки, например, с минимальным углом на хвостовике (r=0) и/или на конце (r=h), составляющим менее -10° или даже -15°.

Согласно еще другому примеру угол ν имеет строго положительное значение между 0,2h и 0,8h, в связи с этим на интервале длиной 0,6h, который более того находится между 0,1h и 0,85h или который строго включен в пределы интервала 0,1h-0,85h. Для той же длины интервала (0,6h) последний может быть между 0,1h и 0,7h (который более того также находится между 0,1h и 0,85h).

Согласно другому примеру зона или интервал со строго положительным углом ν продолжается на длину 0,4h с нижней точкой на 0,2h и верхней точкой, расположенной на 0,6h, удовлетворяя эти два условия, которые только что были обозначены. Для r<0,2h или r>0,6h угол ν является строго отрицательным.

По поводу максимального угла он может иметь значение между около 2,5° и 7° или 8°, или даже 10°, или 15°, или 20°. Участок или зона, которая имеет максимальный угол, предпочтительно включена в интервал (указана как M на Фигуре 3), причем r изменяется от около r=0,25h до r=0,65h или r=0,7h. Другими словами, этот максимум находится предпочтительно между r=0,25h и r,=0,65h или 0,7h.

В связи с этим на кривой I максимум находится приблизительно на 0,5h, в то время как для кривой II он находится приблизительно на 0,3h.

И можно увидеть, что угловая разность между углом ν на хвостовике и углом ν на конце лопатки составляет менее чем около 10°. Она составляет менее 2° для кривой I, около 5°-8° для кривых II, III и IV.

Наконец, разность между максимальным углом ν (положительным) и минимальным углом ν (отрицательным) в случае четырех приведенных примеров I-IV находится по существу между 20° и 23°. В общем, эта разница составляет менее 20°.

Ниже показана альтернатива, причем угол ν:

является положительным или незначительно положительным (например, он имеет значение между 0° и 5°) вблизи или на стороне хвостовика лопатки (протяженность r=0 вдоль оси R),

далее он увеличивается по направлению к положительному максимуму, и далее он уменьшается, чтобы достигать нуля, и, наконец, принимает отрицательные значения до конца лопатки.

Фигура 3 показывает кривую V, которая обеспечивает согласно этой альтернативе пример изменения угла ν (например, как уже определено выше), для которой вдоль оси R определены:

первый участок (содержащий одну зону или один интервал, начинающийся от хвостовика лопатки), в котором угол ν является строго положительным; причем этот участок указан как P’ на Фигуре 3,

и второй участок (содержащий одну зону или один интервал, находящийся близко к концу лопатки), в котором угол ν является строго отрицательным.

Профиль лопатки согласно изобретению может в связи с этим быть с положительным углом ν на хвостовике и отрицательным на конце, например, с минимальным углом ν на конце лопатки (r=h), составляющим менее -10° или даже -15°.

Для этой кривой V зона со строго положительным углом ν продолжается вдоль оси R между 0 и около 0,72h; причем снаружи этой зоны угол ν является строго отрицательным, и он равен нулю только в одной точке. В низком положении, уже определенном выше, угол ν является строго положительным. В высоком положении, также уже определенном выше, угол ν является строго отрицательным.

Предпочтительно согласно этой альтернативе угол ν имеет строго положительное значение в зоне, которая продолжается вдоль R по меньшей мере на длину 0,4h, но которая размещена (и которая может изменяться) по меньшей мере между r=0 и по большей мере r=0,85h (в P’ на Фигуре 3).

Что касается максимального угла ν, он может иметь значение около между 3° и 20°.

Зона, которая имеет максимальный угол, размещена предпочтительно около между r=0,25h и r=0,7h, или более предпочтительно между 0,5h и 0,7h, или между 0,5h и 0,65h. Эта конструкция позволяет достигать улучшения запаса по помпажу оптимизированной ступени без понижения его характеристик. Максимум, размещенный между 0,25h и 0,7h, позволяет достигать углов ν, составляющих менее -10° или даже -15°, без создания чрезмерного наклона кривой в верхнем участке лопатки.

Это позволяет не ослаблять лопатки в отношении присущих требований, касающихся механической прочности в конструкции лопаточного венца, например, в отношении режимов 2S1 (Полоса) и 1T (Крутящий момент). Максимум, размещенный между 0,5h и 0,65 или между 0,5h и 0,7h, представляет в большинстве случаев наилучший компромисс между преимуществами, отмеченными выше, и поиском улучшения выхода.

Во всяком случае, угол стреловидности может быть определен в соответствии закономерностями, известными из предшествующего уровня техники.

Другой возможный пример закона, показанного на фигуре 4, где можно увидеть, что угол стреловидности имеет значение близкое к 20° на хвостовике лопатки, уменьшение сначала незначительно в первой зоне вдоль оси z, далее следует по существу линейному закону, вплоть до достижения около r=0,7h экстремальное значение между -20° и -25°. Угол стреловидности далее снова уменьшается, когда достигается конец лопатки.

Фигуры 5A-5C показывают виды лопатки, произведенной в соответствии с изобретением:

Фигура 5A показывает вид ее внутренней поверхности свода 12 лопатки,

Фигура 5B показывает вид лопатки от ее передней кромки 14,

Фигура 5C показывает вид лопатки от ее задней кромки 16.

На этих Фигурах показана лопатка, установленная на ее хвостовике 18; последний может иметь форму, адаптированную к типу применяемого крепежного средства (например, форму молота, или рождественского дерева, или типа ласточкин хвост). Но изобретение также применимо к лопатке или к образованному за одно целое диску с лопатками, в котором отсутствует крепежное средство; оно также применимо в случае выпрямителя, в случае с которым крепежное средство также отсутствует.

Фигура 6 показывает разницу между законом изменения угла ν, который не выполняет замысел этого изобретения (кривая I), и законом согласно изобретению (кривая II).

В отношении закона изменения согласно кривой I, закон согласно изобретению, показанный на этой Фигуре, улучшает запас по помпажу ступени компрессора высокого давления на величину, по меньшей мере соответствующую 1,5. Выход (например, политропный или изоэнтропный выход) по существу не подвержен влиянию: может даже быть рассмотрено, что он в некоторой степени лучше (на около несколько десятых процента; т.е. менее 0,8%) за счет формы хвостовика кривой II.

Запас по помпажу ступени может быть приблизительно определен следующим образом, используя скорость потока D и Pi, которая представляет собой скорость сжатия или общее давление на выпуске лопатки, разделенное на общее давление на впуске лопатки.

В плоскости Pi, D (Фигура 7) определена кривая стандарта iso, которая обеспечивает для приведенной скорости потока скорость сжатия. Пример изменения в этой кривой обеспечен на Фигуре 7.

Запас по помпажу определяется в свою очередь как отношение между:

отношение Pi/D точки, которая является ближайшей к помпажу (указано на Фигуре 7 как Pi/D PUMPING),

и отношение Pi/D в точке, где кривая, полученная при постоянной скорости вращения двигателя, обрезает рабочую линию (точка указана на Фигуре 7 как «Pi/D OPERATING LINE»). Рабочая линия определяет набор стабилизированных рабочих точек двигателя в области скорости потока Pi в номинальной работе.

Описание было выше приведено для лопатки или подвижной лопатки при вращении вокруг вала двигателя во время работы последнего, но оно также применяется к форме неподвижной лопатки, которая является частью неподвижного статора или статора с изменением фаз газораспределения.

1. Лопатка (10, 20) компрессора, определенная в каждой из точек

ее поверхности углом стреловидности и углом ν, содержащая:

хвостовик,

конец, причем расстояние между хвостовиком и концом, измеренное вдоль оси, называемой радиальной осью R, перпендикулярно оси вращения компрессора, называется радиальной высотой h,

зону между хвостовиком и концом, первый участок которой имеет строго положительный углом ν передней кромки, и второй участок имеет строго отрицательный углом ν передней кромки, причем углом ν является отрицательным и меньшим - 10° на конце лопатки,

зону максимального угла ν вдоль указанной радиальной оси, находящуюся между r=0,25h и r=0,7h,

причем угол стреловидности λ определяется следующим образом:

и угол ν определяется следующим образом:

где:

η - угол, образованный в плоскости R, u между осью R и касательной к кривой 11 в каждой ее точке;

μ - угол, образованный в плоскости X, R между осью R и касательной к кривой 11 в каждой ее точке;

в декартовой системе координат X, Y, Z:

ось X представляет собой ось машины, ориентированную в направлении по ходу, и она параллельна оси вращения AA’;

ось Z перпендикулярна оси X и определяет высоту z от хвостовика лопатки z=0 до конца лопатки z=h;

ось Y является тангенциальной, перпендикулярной осям X и Z;

в локальной цилиндрической системе координат X, R, u:

ось X все также является осью машины, ориентированной по ходу,

R представляет собой радиальную ось, определенную как Z, причем она перпендикулярна оси X и определяет высоту в отношении хвостовика лопатки;

u представляет собой азимутальную ось, ориентированную от внутренней поверхности свода лопатки;

tan β = Vu/Vx

и:

tan ϕ = VR/Vx ,

где Vx, VR, Vu обозначают проекцию на осях X, R, u вектора скорости осесимметричного потока относительно рассмотренного ряда лопастей.

2. Лопатка компрессора по п.1, с углом ν передней кромки, являющимся строго отрицательным на хвостовике и составляющим менее 10°.

3. Лопатка компрессора по любому из пп.1 или 2, причем первый участок со строго положительным углом ν передней кромки образует интервал или продолжается по большей мере между с одной стороны хвостовиком лопатки r=0 или положением, расположенным на r=0,1h, и с другой стороны положением, расположенным на r=0,85h вдоль радиальной оси.

4. Лопатка компрессора по любому из пп.1 или 2, причем первый участок, который имеет строго положительный угол ν передней кромки, образует интервал, который имеет длину, измеренную вдоль указанной радиальной оси, по меньшей мере, соответствующую 0,4h и/или находящуюся между 0,1h и 0,60h.

5. Лопатка компрессора по любому из пп.1 или 2, у которой разница между углом ν передней кромки, измеренным на хвостовике лопатки, и углом ν передней кромки, измеренным на конце лопатки, составляет менее - 10°.

6. Лопатка компрессора по любому из пп.1 или 2, отличающаяся:

тем, что она является подвижной, с ее хвостовиком, предназначенным для прикрепления к кольцевому диску ротора указанного компрессора, или с лопаткой, являющейся частью образованного за одно целое диска с лопатками,

причем когда лопатка является неподвижной, она представляет собой часть неподвижного статора или статора, содержащего лопатки.

7. Лопатка компрессора по п.1, у которой разница между максимальным углом ν и минимальным углом ν находится в интервале от 20° до 23°.

8. Авиационный двигатель, содержащий компрессор, снабженный неподвижными лопатками (10) и подвижными лопатками (20), по меньшей мере, с участком лопаток по п.1.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области добычи нефти и газа и применяется в электропогружном оборудовании, в частности в узле упорного подшипника, а также в узле насоса, содержащего такой узел подшипника.

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к узлам опор роторов газотурбинных двигателей. Задача по повышению газодинамической эффективности компрессора за счет обеспечения стабильных оптимальных значений радиальных зазоров между лопатками ротора и статора компрессора решается тем, что в передней опоре ротора компрессора, включающей радиально-упорный шариковый подшипник 1, установленный своей наружной обоймой 2 в корпус подшипника 3 корпуса передней опоры 4 с тонкостенной конической диафрагмой 5 и фланцем 6, закрепленным к промежуточному корпусу двигателя 7, корпус передней опоры 4 снабжен соосной ему стяжной втулкой в виде тонкостенной конической диафрагмы 8, закрепленной к корпусу подшипника 3 и к промежуточному корпусу двигателя 7 с обеспечением сжимающего усилия в тонкостенной конической диафрагме 5 корпуса передней опоры.

Изобретение относится к области лопаток лопаточных машин и, в частности, к защитному элементу (32) передней кромки лопатки (16) лопаточной машины, при этом указанный защитный элемент (32) передней кромки содержит пластинку (34) корытца и пластинку (36) спинки.

Изобретение касается узла привода насоса для переноса технологической текучей среды. Узел содержит общий корпус (4), окружающий насос (2).

Изобретение относится к узлу, содержащему корпус (12) газотурбинного двигателя и установленное внутри указанного корпуса рабочее колесо (14) с лопатками. Корпус (12) имеет внутреннюю стенку (20), включающую в себя кольцевую полосу (24) из истираемого материала.

Предложен ротор вентилятора авиационного ТРДД, содержащий втулку с фланцами для крепления кока и барабана ротора подпорных ступеней, задний кок, закрепленный на втулке, передний кок, закрепленный на заднем коке, длинные саблевидные широкохордые пустотелые лопатки, закрепленные в пазах обода втулки замками «ласточкин хвост», фрикционные элементы и упругогистерезисный элемент.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в центробежных насосах. Рабочее колесо содержит равномерно распределенные по окружности лопасти (1) толщиной bл и с идентичными скелетами профилей (2).

Способ продувки промежуточной полости турбонасосного агрегата относится к машиностроению, преимущественно к подаче топлива или окислителя в двигатель внутреннего сгорания и предназначен как для транспортных средств, так и стационарных энергетических установок.

Изобретение относится к вентиляторной технике, а именно к радиальным рабочим колесам вентиляторов. Технический результат: повышение напорной характеристики при увеличении прочности лопаток и радиального рабочего колеса.

Изобретение относится к узлу датчика для обнаружения и повреждений подшипников двигателя, и кавитации, а также к способу обнаружения и повреждений подшипников двигателя, и кавитации в насосах.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к роторам компрессоров высокого давления газотурбинных двигателей, и в частности, турбореактивных.
Наверх