Способ разрушения ледяного покрова

Изобретение относится к ледотехнике, в частности к выполнению ледокольных работ судами на воздушной подушке (СВП). Способ разрушения ледяного покрова резонансным методом заключается в одновременном перемещении фронтом в одном и том же направлении двух СВП в непосредственной близости друг к другу. Между судами за счет периодического изменения давления в их воздушных подушках (ВП) возбуждают дополнительные стоячие изгибно-гравитационные волны (ИГВ) с их резонансной частотой. После первого прохода суда разворачивают на 180 градусов и повторно перемещают с резонансной скоростью, сохраняя прежний режим движения, по частично разрушенным участкам льда. Возбуждение дополнительной к основной от поступательного движения судов волновой системы увеличит амплитуду суммарных ИГВ и, соответственно, их ледоразрушающую способность.

 

Изобретение относится к ледотехнике и может быть использовано для выполнения ледокольных работ резонансным методом (1. Козин В.М. Резонансный метод разрушения ледяного покрова. Изобретения и эксперименты. М.: Изд-во «Академия Естествознания». 2007. - 355 с.) с помощью амфибийных СВП.

Известно (2. Козин В.М., Земляк В.Л., Рогожникова Е.Г. и др. Экспериментально-теоретические исследования зависимости параметров распространяющихся в плавающей пластине изгибно-гравитационных волн от условий их возбуждения / Приамурск. гос. ун-т им. Шолом-Алейхема, Амурск. гум. - пед. гос. ун-т, Ин-т машиновед. и металлургии ДВО РАН. - Новосибирск: Изд-во СО РАН. 2016.-222 с.), что при одновременном движении двух СВП фронтом, т.е. расположенных на линии, перпендикулярной курсу их следования, в непосредственной близости друг к другу, ледоразрушающая способность возбуждаемых судами ИГВ за счет их интерференции возрастает.

Недостатком этого решения является не достаточно высокое повышение эффективности, т.е. увеличение толщины разрушаемого ледяного покрова.

Сущность изобретения заключается в повышении эффективности разрушения ледяного покрова резонансным методом за счет увеличения амплитуды возбуждаемых ИГВ.

Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в увеличении толщины разрушаемого льда.

Существенные признаки, характеризующие изобретение.

Ограничительные: способ разрушения ледяного покрова резонансным методом, заключающийся в одновременном перемещении фронтом в одном и том же направлении двух судов на воздушной подушке в непосредственной близости друг к другу.

Отличительные: между судами за счет периодического изменения давления в их воздушных подушках возбуждают стоячие изгибно-гравитационные волны с их резонансной частотой, при этом после первого прохода суда разворачивают на 180 градусов и повторно перемещают с резонансной скоростью, сохраняя прежний режим движения, по частично разрушенным участкам льда.

Известно (3. Хейсин Д.Е. Динамика ледяного покрова. Л.: Гидрометеоиздат.1967. - 216 с.), что от действия периодически изменяющейся вертикальной нагрузки в ледяном покрове возникают ИГВ, резонансная частота которых совпадает с резонансной частотой ИГВ, возбуждаемых при поступательном движении СВП (4. Козин В.М., Скрипачев В.В. Колебания ледяного покрова под действием периодически изменяющейся нагрузки / ПМТФ. Изд.: Наука СО РАН. - 1992. №5, стр. 141-146).

Также известно (4. Козин В.М., Земляк В.Л. Физические основы разрушения ледяного покрова резонансным методом / Комсомольск-на-Амуре: ИМиМ ДВО РАН. 2013, 250 с), что наличие во льду свободной кромки значительно уменьшает его несущую способность, т.к. при ее наличии ледяной покров легче раскачать до предельных амплитуд.

Общеизвестно, что стоячие волны возникают при встречном движении и взаимодействии волн одинаковой амплитуды и частоты.

Изобретение осуществляется следующим образом. Если при движении фронтом в одном и том же направлении двух СВП, одинаковых по массо-габаритным параметрам ( с равными весами и давлением в ВП), т.е. способных возбуждать ИГВ с одинаковыми параметрами, в непосредственной близости друг к другу (минимальное безопасное расстояние между судами регламентируется соответствующей документацией) с резонансной скоростью разрушения льда не произойдет, т.е. их массы окажется не достаточно для возбуждения ИГВ необходимой амплитуды, то давление в ВП судов начинают периодически изменять с частотой резонансных ИГВ [1]. В результате в ледяном покрове возникнут дополнительные (стоячие) ИГВ максимальной амплитуды, которые, накладываясь на основные ИГВ от поступательного движения судов, будут периодически увеличивать амплитуду суммарных ИГВ, т.е. их ледоразрушающую способность, в местах периодического возникновения ИГВ максимальной амплитуды. Таким образом, в сплошном ледяном покрове будут образовываться участки с разрушенным (битым) льдом, ослабляющие прочность ледяного покрова в целом из-за появления во льду свободных кромок. После первого прохода суда разворачивают на 180 градусов и повторно перемещают с резонансной скоростью, сохраняя прежний режим движения, по частично разрушенным участкам льда. Размеры разрушенных областей ледяного покрова увеличатся, что в конечном итоге позволит достичь заявленный технический результат.

Изобретение не нуждается в графическом пояснении.

Способ разрушения ледяного покрова резонансным методом, заключающийся в одновременном перемещении фронтом в одном и том же направлении двух судов на воздушной подушке в непосредственной близости друг к другу, отличающийся тем, что между судами за счет периодического изменения давления в их воздушных подушках возбуждают стоячие изгибно-гравитационные волны с их резонансной частотой, при этом после первого прохода суда разворачивают на 180 градусов и повторно перемещают с резонансной скоростью, сохраняя прежний режим движения, по частично разрушенным участкам льда.



 

Похожие патенты:

Способ разрушения ледяного покрова на реках относится к области льдотехники и может использоваться при проведении предупредительных работ для разрушения ледяного покрова на участках рек для предотвращения ледяного заторообразования.

Изобретение относится к области ледотехники, в частности к выполнению ледокольных работ судами на воздушной подушке. Предложен способ разрушения ледяного покрова, который заключается в поступательном одновременном перемещении двух судов по синусоидальным траекториям, которые смещены относительно друг друга на половину длины волны синусоиды и имеют амплитуду, достаточную для возбуждения резонансных изгибно-гравитационных волн (ИГВ) максимальной высоты при сближении судов на минимально безопасное расстояние.

Изобретение относится к ледокольным работам. Сущность изобретения: подводное судно 2 начинают перемещать подо льдом 1 на безопасной глубине с резонансной скоростью, возбуждая изгибно-гравитационные волны 3, при этом во время движения судна 2 из его корпуса выдвигают жесткие, водонепроницаемые горизонтальные пластины 4, вызывая уменьшение глубины воды подо льдом.

Изобретение относится к ледокольным работам. Сущность изобретения: под ледяным покровом кильватерным строем на безопасном заглублении и расстоянии друг от друга перемещают два подводных судна с резонансной скоростью.

Изобретение относится к ледокольным работам. Сущность изобретения: подводное судно 2 начинают перемещать подо льдом 1 на безопасной глубине с резонансной скоростью, возбуждая изгибно-гравитационные волны 3, при этом над судном 2 формируют горизонтальный поток 4, что вызовет уменьшение глубины воды подо льдом 1 и увеличение амплитуды указанных волн.

Изобретение относится к ледотехнике, в частности к выполнению ледокольных работ судами на воздушной подушке. Изобретение направлено на повышение эффективности разрушения ледяного покрова.

Изобретение относится к ледотехнике, в частности к выполнению ледокольных работ судами на воздушной подушке. Предложен способ разрушения ледяного покрова на мелководье, который заключается в одновременном перемещении в одном и том же направлении двух судов на воздушной подушке вдоль кромки льда в непосредственной близости друг от друга и к кромке льда.
Изобретение относится к области ледотехники, в частности к выполнению ледокольных работ судами на воздушной подушке. Предложен способ разрушения ледяного покрова, который заключается в поступательном одновременном перемещении двух одинаковых по техническим характеристикам судов фронтом с резонансной скоростью.

Изобретение относится к ледотехнике, в частности к выполнению ледокольных работ судами на воздушной подушке. Предложен способ разрушения ледяного покрова на мелководье, который заключается в одновременном перемещении в одном и том же направлении двух судов на воздушной подушке вдоль кромки льда в непосредственной близости друг к другу и к кромке льда.
Изобретение относится к ледоведению и ледотехнике и может быть использовано в предупредительных работах для обеспечения более раннего прохода судов к местам проведения грузовых операций, в частности на шельфе замерзающих морей.
Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров при всплытии. Ледяной покров предлагается разрушать подводным судном посредством его прикрепления ко льду при помощи якоря и троса.
Наверх