Малогабаритная мобильная станция электроснабжения авиадвигателей и бортовых систем летательных аппаратов



Малогабаритная мобильная станция электроснабжения авиадвигателей и бортовых систем летательных аппаратов
Малогабаритная мобильная станция электроснабжения авиадвигателей и бортовых систем летательных аппаратов

Владельцы патента RU 2730805:

Общество с ограниченной ответственностью "Завод специального машиностроения" (RU)
Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" (г. Воронеж) (RU)

Мобильная станция электроснабжения авиадвигателей и бортовых систем летательных аппаратов содержит устройство генерации электроэнергии, выполненное в виде соединенных между собой двигателя внутреннего сгорания и генераторов постоянного и переменного тока, панель раздачи для подачи электроэнергии потребителю, пульт управления для управления станцией, при этом мобильная станция выполнена в виде малогабаритного блок-контейнера, имеющего вид трехмерной геометрической фигуры, содержащей верхнюю крышку, нижнее основание и соединяющие их боковые стенки, и имеет устройства для ее подъема и перемещения по поверхности. Обеспечивается упрощение конструкции, уменьшение расхода топлива и потребления энергии, повышение мобильности и оперативности, возможность функционирования в удалении от основных аэродромов базирования. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к области авиации, в частности, к аэродромному оборудованию для обслуживания летательных аппаратов и их двигателей, средствам наземного обеспечения полетов общего применения (СНО ОП).

Известен аэродромный подвижной агрегат АПА 35-2МУ. Все специальное рабочее и вспомогательное оборудование указанного электроагрегата расположено в металлическом кузове на дополнительной раме автомобиля.. В состав специального оборудования входят силовая установка и электрооборудование. Силовая установка размещена в задней части кузова и состоит из дизельного двигателя со всеми системами. Двигатель соединен с генератором и образует единый блок, укрепленный на раме автомобиля. Вращение от вала двигателя передается на вал генератора. В передней части кузова установлены три аккумуляторные батареи, над которыми расположен ящик для ЗИП. Над генераторомустановлен каркас с распределительным устройством в состав которого входит регулирующая, коммутационная и защитная аппаратура. Впереди распределительного устройства установлены преобразователь тока ПО-6000 и трансформатор тока ТК-40П и предохранители. На крыльях задних колес укреплены кронштейны для силовых кабелей. В кабине водителя установлен пульт управления агрегатом. Устройство обеспечивает одиночный электростартерный запуск авиадвигателей постоянным током напряжением 28,5 В, и переменным однофазным током напряжением 115 В, частотой 400 Гц [Немченко, Г.К. Средства аэродромно-технического обеспечения полетов: Справочное пособие / Г.К. Немченко, В.Д. Сарыкалин, Б.Л. Брезин и др. - М., Воениздат - 1980, С. 91-93].

Известен аэродромный подвижной агрегат АПА-50М. Все специальное рабочее и вспомогательное оборудование электроагрегата расположено в металлическом кузове и в кабине водителя размещено на шасси автомобиля. Силовая установка размещена в задней части кузова и состоит из дизельного двигателя, оборудованного необходимыми для его работы системами фрикционной муфты сцепления, управляемой электромеханизмом МП-100М и раздаточной коробки. На раздаточной коробке закреплены два генератора ГАО-36Ю генератор СГО-30У, генератор ГТ60ПЧ8АТВ и вентилятор. С правой стороны кузова установлены две аккумуляторные батареи 12-АСА-150. Двигатель автомобиля или двигатель специального оборудования является источником механической энергии, которая преобразуется генераторами в электрическую. Передача крутящего момента от двигателя автомобиля к генераторам электроагрегата осуществляется через коробку дополнительного отбора мощности с помощью карданного вала раздаточной коробки автомобиля или от двигателя специального оборудования. Устройство обеспечивает одиночный электростартерный запуск авиадвигателей постоянным током напряжением 28,5 В, и переменным однофазным током напряжением 208 и 115 В, частотой 400 Гц, переменным трехфазным током напряжением 208 В с выведенной силовой нейтралью и напряжением 36 В без силовой нейтрали частотой 400 Гц. [Немченко, Г.К. Средства аэродромно-технического обеспечения полетов Справочное пособие / Г.К. Немченко, В.Д. Сарыкалин, Б.Л. Брезин и др. - М., Воениздат - 1980, С. 88-90].

Известен аэродромный подвижной агрегат АПА-5ДМ (далее - электроагрегат) для одиночного и группового электростартерного запуска авиационных двигателей летательных аппаратов, питания электроаппаратуры ВС постоянным током напряжением 28 В, переменным трехфазным током напряжением 37 В и 208 В, частотой 400 Гц, переменным однофазным током напряжением 120 В, частотой 400 Гц. [http://zsm64.ru/].

Данное устройство является наиболее близким к предложенному решению и состоит из шасси автомобиля, на котором размещен специальный металлический кузов, привод генератора, коробки передач, раздаточная коробка автомобиля, коробка дополнительного отбора мощности, специального редуктора, на котором закреплены генераторы, тахогенератор, генератор-усилитель, в кузове расположены блоки реле, диодов, сопротивлений, контакторов, трансформаторов и угольных регуляторов. В задней части кузова расположены блоки группового запуска и переменного трехфазного тока, панели питания постоянным током и однофазным переменным током. По обе стороны кузова установлены устройства для подачи кабелей на летательные аппараты [Немченко, Г.К. Средства аэродромно-технического обеспечения полетов: Справочное пособие / Г.К. Немченко, В.Д. Сарыкалин, Б.Л. Брезин и др. - М., Воениздат - 1980, С. 80-82 - прототип].

Недостатками этих устройств являются:

- конструктивная связь специального оборудования с двигателем шасси автомобиля, на котором установлен электроагрегат, что приводит к большому расходу энергоматериальных ресурсов, увеличенным массогабаритным характеристикам, которые не позволяют использовать устройство в условиях оперативных аэродромов, так как такие аэродромы могут находится в труднодоступных местах без наличия проходимых автомобильных дорог.

- большой расход топлива, которое необходимо для обеспечения работы двигателя автомобиля, а также одновременно для работы привода генераторов;

- низкая мобильность и оперативность при переброске на оперативные аэродромы, а также на испытательные полигоны и ремонтные предприятияна удалении от основных аэродромов базирования, так как такие аэродромы могут находится в труднодоступных местах без наличия проходимых автомобильных дорог [Исследование путей совершенствования комплекса СНО ОП авиации Вооруженных сил Российской Федерации / Научно-технический отчет по НИР - ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» - 2014 - С 144.].

- низкий уровень транспортабельности при оперативной переброске воздушным или иным транспортом из-за наличия базового шасси грузового автомобиля, которое имеет большие габаритные размеры и массу.

Технической задачей изобретения является устранение указанных недостатков, и создание устройства электроснабжения, имеющего простую конструкцию, уменьшенный расход топлива и потребления энергии, повышение мобильности и оперативности станции, транспортабельных характеристик для переброски воздушным или иным транспортом на оперативные аэродромы, а также на испытательные полигоны и ремонтные предприятияна удалении от основных аэродромов базирования.

Решение указанной задачи достигается тем, что предложенная малогабаритная мобильная станция электроснабжения авиадвигателей и бортовых систем летательных аппаратов, содержащая устройство генерации электроэнергии, выполненное в виде соединенных между собой двигателя внутреннего сгорания и генераторов постоянного и переменного тока, панель раздачи для подачи электроэнергии потребителю, пульт управления для управления станцией, согласно изобретению, выполнена в виде малогабаритного блок-контейнера, имеющего вид трехмерной геометрической фигуры, содержащей верхнюю крышку, нижнее основание и соединяющие их боковые стенки, и имеющей устройства для ее подъема и перемещения по поверхности, расположенные в верхней и нижней ее частях соответственно, при этом внутри полости упомянутого блок-контейнера установлено устройство генерации электроэнергии и элементы, обеспечивающие его защиту при этом на двух сторонах блок-контейнера, предпочтительно, противоположных, под боковыми стенками, размещены панель управления и панель раздачи электроснабжения соответственно, причем соответствующие боковые стенки, закрывающие упомянутые панели, выполнены с возможностью перемещения, предпочтительно, радиального, и фиксации для обеспечения доступа к соответствующим панелям.

В варианте исполнения, боковые стенки, закрывающие панель управления и панель раздачи, выполнены состоящими из нескольких частей, с возможностью автономного перемещения каждой части относительно другой для обеспечения доступа к упомянутым панелям.

Данное техническое решение обеспечивает существенное уменьшение размеров и массы станции, что повышает мобильность и оперативность размещения станции. Размеры блок - контейнера позволят производить компактную укладку в транспортировочный контейнер, что позволит оперативно перемещать данное устройство воздушным и иным транспортом, производить оперативное электроснабжение воздушных судов с выходными напряжениями: постоянного тока 24 В; 24/48 В; переменного трехфазного тока частотой 400 Гц при напряжении 208 В, однофазного тока частотой 400 Гц при напряжении 120 В.

Сущность изобретения иллюстрируется чертежами, где на фиг. 1 показана предложенная малогабаритная мобильная станция электроснабжения авиадвигателей и бортовых систем ЛА (далее - станция) в аксонометрии, на фиг. 2 представлена блок-схема предложенной станции.

Станция имеет вид блок-контейнера 1, имеющего корпус в виде трехмерной геометрической фигуры, содержащей верхнюю крышку 2, нижнее основание 3 и соединяющие их боковые стенки 4, 5 и 6, и имеющей устройства 7 для ее подъема и перемещения 8 по поверхности, расположенные в верхней и нижней ее частях соответственно. Полость внутри корпуса блок-контейнера разделена перегородкой 9 на отсеки, в которых размещены: силовое устройство 10 в виде автономного двигателя внутреннего сгорания с электромагнитным регулятором 11 для автоматического регулирования подачи горючей смеси в двигатель в зависимости от потребляемой мощности при работе генераторов 12-13, который через упрощенную схему привода соединен с устройством генерации электроэнергии 19, в которое входят генератор постоянного тока 12, генератор переменного тока 13, трансформаторы 14-15 и силовые кабеля 16.С одной стороны блок-контейнера 1, под боковой стенкой 4, размещена панель управления 17 с контрольно-измерительной аппаратурой, с другой противоположной стороны блок-контейнера 1, под боковой стенкой 5, размещена панель раздачи электроэнергии 18. Боковые стенки 4, 5, закрывающие упомянутые панели 17, 18, выполнены с возможностью радиального перемещения и фиксации для обеспечения доступа к соответствующим панелям 17, 18.

Предложенная станция работает следующим образом.

Станцию доставляют к месту ее использования. Перед пуском, оператор поднимает боковые стенки 4, 5 и получает доступ к панели управления 17 с контрольно-измерительной аппаратурой и панели раздачи электроэнергии 18. Для включения станции и осуществления электроснабжения авиадвигателей и бортовых систем ЛА, на панели управления 17, по команде от включателя «Пуск» запускается автономный двигатель внутреннего сгорания силового устройства 10, далее, через муфту сцепления 20, приводится в движение устройство генерации электроэнергии 19, преобразовывая механическую энергию в электрическую. При обеспечении одиночного электростартерного запуска авиадвигателей ЛА постоянным током напряжением 48 В, полученная электрическая энергия с помощью генератора постоянного тока 12, поступает на блок регулирования и защиты постоянного тока 21, для защиты от перенапряжения и скачков электричества, далее на регулятор постоянного тока 23 и коробку пуска и регулирования 24 для получения напряжения 24 В и с плавным повышением напряжения до 48 В путем переключения с параллельного на последовательное соединение непосредственно из кабины ЛА через штепсельный разъем авиационный постоянного тока ШРАП-250 25. Обеспечение одиночного электростартерного запуска авиадвигателей ЛА постоянным током напряжением 24 В происходит аналогичным способом через штепсельный разъем авиационный постоянного тока ШРАП-500 26, а постоянным током напряжением 70 В через штепсельный разъем авиационный постоянного тока ШРАП-250 25. При обеспечении одиночного электростартерного запуска авиадвигателей ЛА однофазным переменным током напряжением 120 В с частотой 400 Гц, полученная электрическая энергия с помощью генератора переменного тока 13, поступает на блок регулирования и защиты переменного тока 22, для защиты от перенапряжения и скачков электричества, далее на трансформатор 14 для получения однофазного напряжения 120 В с частотой 400 Гц, и через штепсельный разъем авиационный переменного тока ШРА-200 28 на авиадвигатели ЛА. Обеспечение одиночного электростартерного запуска авиадвигателей ЛА трехфазным переменным током напряжением 208 В с частотой 400 Гц происходит аналогичным способом через штепсельный разъем авиационный постоянного тока ШРА-400 27, а обеспечение бортовых систем ЛА трехфазным переменным током напряжением 36 В с частотой 400 Гц через трансформатор 14 и штепсельный разъем переменного тока ШР-36 ПК 29.

Использование предложенного технического решения позволит создать малогабаритную мобильную станцию электроснабжения, имеющую простую конструкцию, уменьшенный расход топлива и потребления энергии, повышенную мобильность и оперативность, и улучшить транспортабельные характеристики станции для переброски воздушным или иным транспортом на оперативные аэродромы, а также на испытательные полигоны и ремонтные предприятия на удалении от основных аэродромов базирования.

1. Малогабаритная мобильная станция электроснабжения авиадвигателей и бортовых систем летательных аппаратов, содержащая устройство генерации электроэнергии, выполненное в виде соединенных между собой двигателя внутреннего сгорания и генераторов постоянного и переменного тока, панель раздачи для подачи электроэнергии потребителю, пульт управления для управления станцией, отличающаяся тем, что выполнена в виде малогабаритного блок-контейнера, имеющего вид трехмерной геометрической фигуры, содержащей верхнюю крышку, нижнее основание и соединяющие их боковые стенки и имеющей устройства для ее подъема и перемещения по поверхности, расположенные в верхней и нижней ее частях соответственно, при этом внутри полости упомянутого блок-контейнера установлено устройство генерации электроэнергии и элементы, обеспечивающие его защиту при этом на двух сторонах блок-контейнера, предпочтительно противоположных, под боковыми стенками размещены панель управления и панель раздачи электроснабжения соответственно, причем соответствующие боковые стенки, закрывающие упомянутые панели, выполнены с возможностью перемещения, предпочтительно радиального, и фиксации для обеспечения доступа к соответствующим панелям.

2. Малогабаритная мобильная станция по п. 1, отличающаяся тем, что боковые стенки, закрывающие панель управления и панель раздачи, выполнены состоящими из нескольких частей с возможностью автономного перемещения каждой части относительно другой для обеспечения доступа к упомянутым панелям.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к способу и устройству контроля за отклонением снижающегося самолета от оси взлетно-посадочной полосы (ВПП). Для контроля за отклонением снижающегося самолета принимают сигналы курсового радиомаяка двумя антеннами, расположенными определенным образом вблизи ВПП, измеряют параметры сигнала посадки, а также третьей антенной, ориентированной максимумом диаграммы направленности вверх, измеряют информационный параметр в отраженных от заходящего на посадку самолета сигналах, вычисляют величину отклонения от плоскости курса и от оси ВПП, передают информацию о величине отклонения в командно-диспетчерский пункт.

Транспортерная система содержит узел направляющей, предназначенный для размещения рядом с разгрузочной лентой, и один или несколько перевалочных транспортеров для размещения на узле направляющей.

Изобретение относится к взлетно-посадочным платформам для летательных аппаратов. Стабилизированная платформа, выполненная по схеме гексапода, содержит верхнюю плиту (1), нижнюю плиту (2), а также группу размещенных между ними подвижных ног (3) изменяемой длины.

Посадочная платформа БПЛА содержит многоярусные воронки с возможностью телескопического складывания определенным образом, направляющие и основания. Обеспечивается расширения возможностей посадочной платформы для возможности приема БПЛА с низким клиренсом или низкой посадкой подвешенного груза.

Устройство для автоматического позиционирования беспилотного летательного аппарата на посадочной площадке содержит посадочную платформу, упоры, передвигающиеся по верхней части посадочной платформы, механизм управления упорами, двигатель.

Изобретение относится к способу проводки беспилотного гидросамолета на акватории летного бассейна. Способ заключается в том, что в пределах летного бассейна определяют положение взлетно-посадочной полосы, производят разметку по ее краям при помощи судна на воздушной подушке определенным образом, ориентируют судно на воздушной подушке определенным образом, размещают на борту судна на воздушной подушке глиссадные и курсовые радиомаяки, устанавливают на дне акватории вдоль осей четырех радиальных взлетно-посадочных полос восьмиконечный крест определенным образом, размещают при помощи судна на воздушной подушке приемоизлучающие антенные устройства полусферической формы, соединяют их кабелем с аппаратурой береговой гидроакустической службы гидроаэродрома, проводят подводный мониторинг, осуществляют квантованный по направлению и по спектральному составу ультразвуковой эхопоиск объектов нейтральной плавучести в водном объеме взлетно-посадочной полосы, проводят пассивное наблюдение дальней подводной обстановки в шельфовой зоне, примыкающей к акватории гидроаэродрома, оценивают на основе дистанционно полученной информации о подводной обстановке на акватории состояние водных масс, по результатам анализа которой принимают решение относительно взлетно-посадочных действий, сообщают его по радиоканалу экипажу судна на воздушной подушке, осуществляющему описанные выше действия, и экипажу гидросамолета, готовящемуся к выполнению взлетно-посадочных действий, формируют сетевую структуру всенаправленных в верхней полусфере гидроакустических донных маяков при помощи многочастотных приемоизлучающих антенных устройств, образующих дополнительный гидроакустический канал для навигационной проводки надводных плавсредств, и осуществляют управляемые навигационные действия беспилотного гидросамолета с помощью многочастотной короткобазисной навигационной системы.

Взлетно-посадочное устройство беспилотного летательного аппарата содержит устройство взлета, устройства спуска на парашюте, посадочную площадку, телескопический манипулятор с четырьмя степенями свободы, консоль, двухплоскостной стабилизатор, устройство захвата строп парашюта, приемную камеру, индикатор, установленные определенным образом.

Изобретение относится к области судостроения и касается определения обводов авианесущих кораблей, имеющих носовую оконечность, конструктивно объединенную с трамплином для самолетов с укороченным горизонтальным взлетом.

Система сдачи багажа для приема и регистрации багажа на рейсы авиакомпаний содержит первый транспортер, оборудованный статическими или динамическими весами, содержащими множество разнесенных между собой тензодатчиков, и барьер, установленный над первым транспортером и проходящий поперек первого транспортера на расстоянии от верхней поверхности первого транспортера и выполненный с возможностью создания физического барьера для крупногабаритного багажа.

Система парковки воздушного судна содержит систему верификации и позиционирования на основе света, выполненную с возможностью сканировать объем, связанный с местом стоянки, а также управлять его размером, приемный блок для приема данных наблюдения из системы наблюдения аэропорта.

Изобретение относится к вспомогательной энергетической установке транспортного средства. Вспомогательная энергетическая установка содержит двигатель внутреннего сгорания, генератор, приводимый от двигателя, блок охлаждения, электрооборудование, систему топливоподачи.
Наверх