Устройство для взлета и посадки беспилотного летательного аппарата

Взлетно-посадочное устройство беспилотного летательного аппарата содержит устройство взлета, устройства спуска на парашюте, посадочную площадку, телескопический манипулятор с четырьмя степенями свободы, консоль, двухплоскостной стабилизатор, устройство захвата строп парашюта, приемную камеру, индикатор, установленные определенным образом. Посадочная площадка содержит сетку-улавливатель и электронные посадочные средства, которые содержат два излучателя света в разных диапазонах частоты излучения с конусообразными диаграммами направленности и видеокамеру. Обеспечивается взлет и посадка беспилотного летательного аппарата в условиях эксплуатации его на кораблях, имеющих ограниченную палубу. 1 ил.

 

Изобретение относится к способам и устройствам для управления летательными аппаратами и направлено на обеспечение безопасности при эксплуатации беспилотных летательных аппаратов на кораблях.

Известны беспилотные летательные аппараты (БПЛА), например, БПЛА «Форпост», которые взлетают и садятся по-самолетному, то есть с разбегом и пробегом [см. Популярная механика, №10 (156), октябрь 2015 г., с. 100-104, www.popmech.ru]. Использование их в качестве БПЛА корабельного базирования практически невозможно на малых кораблях, не имеющих обширную свободную палубу. Данный недостаток частично устранен в БПЛА малых форм, например БПЛА «Гранат-4», которые запускаются с металлических направляющих (катапульты) с помощью резинового жгута, а приземляются по командам автоматической системы управления на парашюте [см. вышеуказанный источник]. В качестве БПЛА корабельного базирования они могли бы применяться на больших кораблях, имеющих вертолетную взлетно-посадочную площадку, размеры которых позволяют разместить на них катапульту. Подобрать с воды приводнившийся БПЛА мог бы вертолет. На небольших кораблях, не имеющих открытых, свободных от надстроек и вооружения палуб, а также подверженных бортовой и килевой качке при небольшом волнении моря, БПЛА с такими взлетно-посадочными устройствами использовать практически невозможно. Также препятствованием для их использования является сложность обнаружения и подъема БПЛА на борт корабля.

Недостатки, связанные с обнаружением места посадки БПЛА могут быть частично устранены в случае реализации технического решения [см. Патент RU 2307047 «Способ посадки сверхлегкого беспилотного летательного аппарата», МПК: В64С 29]. При ударе об воду включается радиомаячок, и БПЛА ищут по способу «охоты на лис», применяемому в спортивном ориентировании. Однако при этом не устраняются недостатки, связанные с подъемом БПЛА на борт корабля.

Недостатки, связанные со сложностью посадки БПЛА на корабли частично устранены в техническом решении [см. Патент РФ 2523613 «Способ дистанционного управления полетом беспилотного летательного аппарата и беспилотная авиационная система», МПК: G08G 5/00], В этом способе определяют барометрическую высоту в месте посадочной площадки и передают ее на БПЛА. В результате программа автоматической посадки БПЛА может быть скорректирована в части выбора оптимальной глиссады. Однако это не устраняет недостатки, связанные с посадкой БПЛА на качающуюся палубу, а в случае приводнения БПЛА на парашюте, связанные с обнаружением БПЛА и подъемом его на борт корабля.

Известны технические решения посадки БПЛА, на основе уравнивания горизонтальной посадочной скорости БПЛА и скорости посадочной площадки [см. Японский патент №2001354199, B64F 1/00, В63В 35/50, В64С 13/18]. В данном решении роль посадочной площадки выполняет, например, палуба корабля, баржи]. Но для реализации такого способа посадки на борту БПЛА и платформы (корабля) должны быть установлены специальные посадочные средства (оптические или электронные), позволяющие оператору решать задачу привода БПЛА на корабль и регулировать скорость корабля. Недостатки, связанные несвободной для посадки средних и тяжелых БПЛА палубы малых кораблей, данное решение не устраняет.

Наиболее близким техническим решением, частично устраняющим недостатки решений-аналогов, является взлетно-посадочное устройство и способ посадки БПЛА вертикального взлета и посадки [см. Патент РФ 2133210 «Беспилотный летательный аппарат», МПК: В64С 27/20] - прототип.

В данном техническом решении после достижения БПЛА заданной неподготовленной посадочной площадки в пункте наблюдения активизируется программа посадочного снижения с обзором посадочной площадки через вращающийся винт с целью передачи данных для оценки возможности приземления в данном пункте наблюдения. Такой БПЛА в режиме ручного управления может быть выведен на посадочную площадку, роль которой может играть свободное место на палубе корабля.

Однако такой способ посадки применим только для БПЛА вертикального взлета и посадки микро и малого классов, встреча которых на малой посадочной скорости не приводит при встрече с качающейся палубой корабля к механическому повреждению БПЛА. Он не обеспечивает посадку на борт корабля более тяжелых БПЛА, несущих на себе разного рода полезную нагрузку, а также БПЛА, выполненных по «самолетной» схеме.

Задачей заявленного изобретения является устранение отмеченных недостатков, а именно, обеспечение взлета и посадки БПЛА как вертикального взлета и посадки, так и выполненного по самолетной схеме в условиях эксплуатации его на кораблях, не имеющих свободную палубу.

Технический результат достигается включением новых блоков и иной связью между блоками во взлетно-посадочном устройстве беспилотного летательного аппарата, включающем устройства взлета, спуска на парашюте и на посадочную площадку, оборудованную сеткой-улавливателем и электронными посадочными средствами, заключающихся в том, что в него дополнительно введены манипулятор, консоль, двухплоскостной стабилизатор, устройство захвата строп парашюта, приемная камера, индикатор, причем манипулятор выполнен телескопическим с четырьмя степенями свободы с возможностью изменения длины и максимальной угловой скорости вращения в горизонтальной плоскости в момент взлета беспилотного летательного аппарата до значений, определимых соотношением:

Vk+Lω+VBcosα>Vвзл,

где VK - скорость корабля при старте беспилотного летательного аппарата, м/с,

L - максимальная длина манипулятора, м,

ω - максимальная угловая скорость манипулятора в момент взлета беспилотного летательного аппарата, рад/с,

VB - скорость ветра, м/с,

α - курс корабля относительно ветра, град,

Vвзл - взлетная скорость БПЛА, м/с,

Манипулятор шарнирно прикреплен одним концом к концу консоли, другой конец которой прикреплен к двухплоскостному стабилизатору, посадочная площадка выполнена раскладной и прикреплена шарнирно к окончанию манипулятора, при этом посадочная площадка снабжена сеткой-улавливателем, а электронные посадочные средства содержат укрепленные на манипуляторе пару излучателей света в разных диапазонах частоты излучения с конусообразными диаграммами направленности и приемную видеокамеру, при этом выход видеокамеры соединен с входом индикатора, установленного в рулевой рубке корабля, устройство захвата строп парашюта установлено на манипуляторе и выполнено в виде плавучего аркана, двухплоскостной стабилизатор установлен на борту корабля в средней его части, приемная камера размещена на борту корабля и выполнена с возможностью помещения в нее беспилотного летательного аппарата и поддержания в ней требуемых параметров микроклимата.

Предложенное техническое решение заключается в использовании вместо катапульты линейной скорости движения оконечности манипулятора в сумме со скоростью корабля и скоростью ветра для придания БПЛА необходимой взлетной скорости. При этом вынос посадочной площадки за борт корабля на достаточном удалении от конструкций надстроек и антенн корабля и стабилизация положения посадочной площадки независимо от бортовой и килевой качки корабля упрощают условия взлета и посадки БПЛА. Удерживание посадочной площадки в горизонтальной плоскости облегчает захват строп парашюта приводнившегося в волны беспилотного летательного аппарата, а установка манипулятора пары «разноцветных» излучателей и видеокамеры, соединенной с индикатором, установленным в рулевой рубке корабля, позволяет выводить корабль на БПЛА, удерживая курс корабля в «цветной зоне», образованной смешением цветов наподобие тому, как глиссаду самолета при посадке удерживают в равносигнальной зоне.

Покажем существенность отличительных признаков.

Введение в состав взлетно-посадочного устройства манипулятора, консоли и двухплоскостного стабилизатора является новым решением. Оно обеспечивает создание вне корпуса корабля стабилизированной посадочной площадки. При этом выполнение последней раскладной позволяет разместить на корабле в положение по-походному посадочную площадку, площадь которой в разложенном положении обеспечивает размещение и взлет БПЛА. Установка двухплоскостного стабилизатора на борту корабля в средней его части позволяет снизить интенсивность работы стабилизатора при килевой качке корабля.

Введение устройства захвата строп парашюта и установка на манипуляторе и выполнение его в виде плавучего аркана является новым решением. Оно позволяет осуществлять подъем на борт движущегося корабля приводнившегося и плавающего на поверхности воды БПЛА с парашютом и с эластичной надувной емкостью, обеспечивающей смягчение удара БПЛА об воду и придание БПЛА положительной плавучести [см. Популярная механика, №10 (156), октябрь 2015 г., с. 100-104, www.popmech.ru].

Выполнение посадочных средств, содержащими укрепленные на манипуляторе пару излучателей света в разных диапазонах частоты излучения с конусообразной диаграммой направленности и приемную видеокамеру, является новым решением. Оно позволяет визуально определить местоположение приводнившегося БПЛА относительно курса корабля и оценить возможность захвата строп парашюта БПЛА. При этом установка соединенного с видеокамерой индикатора в рулевой рубке корабля, позволяет выводить корабль на БПЛА «по приборам».

Введение манипулятора с четырьмя степенями свободы и прикрепление его к оконечности стабилизированной консоли является новым решением, что позволяет придавать посадочной площадке рациональный угол наклона для взлета БПЛА. Манипулятор с четырьмя степенями свободы позволяет совершать изменение угла поворота посадочной площадки относительно борта корабля по углам: рыскания, тангажа и крена. Данный механизм позволит проводить удаление или приближение посадочной площадки в горизонтальной плоскости относительно борта корабля.

Одновременное изменение углов наклона взлетно-посадочной площадки позволяет выбирать (настраивать) на рациональный угол наклона взлетно-посадочную площадку как вовремя старта, так и при заходе на посадку БПЛА вертолетного и самолетного типа. Оператор БПЛА в зависимости от метеоусловий погоды, тактико-технических характеристик и типа БПЛА задает (придает) данной взлетно-посадочной площадке рациональный (оптимальный) угол как вовремя взлета, так и при посадки, а также обеспечивает возможность направлять диаграммы направленности излучателей и видеокамеру в сторону приводнившегося БПЛА независимо от курса корабля. В предлагаемом техническом решении сетка-улавливатель закреплена шарнирно к посадочной площадке и выполнена с возможностью ее складывания при складывании посадочной площадки.

Размещение приемной камеры на борту корабля и выполнение с возможностью помещения в нее манипулятором беспилотного летательного аппарата и поддержания требуемых параметров микроклимата является новым решением. Оно позволяет проводить погрузку и выгрузку БПЛА без привлечения дополнительного кранового оборудования, хранить на корабле БПЛА без снижения его гарантийного срока годности, а также исключает воздействие на БПЛА нежелательных климатических и погодных факторов.

Сущность предлагаемого технического решения поясняется иллюстрацией фиг. 1, на котором представлена схема предлагаемого взлетно-посадочного устройства беспилотного летательного аппарата корабельного базирования.

Взлетно-посадочное устройство беспилотного летательного аппарата корабельного базирования включает:

1 - корабль;

2 - посадочная площадка;

3 - электронные посадочные средства.

Устройства 1…3 содержат прототип. Дополнительно к ним во взлетно-посадочном устройстве беспилотного летательного аппарата введены новые блоки или изменена конструкция блоков решения-прототипа. Посадочная площадка 2 выполнена складной, раскладывающейся по типу раскладывающихся панелей солнечной батареи космических аппаратов. Электронные посадочные средства 3 выполнены в виде укрепленных на манипуляторе пары излучателей света в разных диапазонах частоты излучения с конусообразной диаграммой направленности излучения и приемной видеокамеры.

4 - манипулятор;

5 - консоль;

6 - стабилизатор;

7 - устройство захвата строп парашюта;

8 - сетка-улавливатель;

9 - монитор (индикатор для наблюдения за обстановкой;

10 - диаграммы направленности излучателей света электронных посадочных средств, которые формируют сектор обзора для отслеживания приводнившегося БПЛА на водную поверхность;

11 - «цветная зона» излучателей света 10.

12 - видеокамера.

13 - парашют приводнившегося беспилотного летательного аппарата,

14 - приемная камера.

Предлагаемое взлетно-посадочное устройство беспилотного летательного аппарата корабельного базирования функционирует следующим образом.

В исходном состоянии консоль 5 и прикрепленный к ней манипулятор 4 с посадочной площадкой в сложенном положении находятся по-походному на борту корабля. БПЛА находится в приемной камере 14. Перед проведением взлета БПЛА отводят от борта консоль 5, а манипулятором 4 ставят посадочную площадку 2 у приемной камеры 14. Устанавливают на нее БПЛА и закрепляют его, аналогично закреплению БПЛА на катапульте. Разворачивают манипулятором 4 посадочную площадку 2 на угол, оптимальный для взлета БПЛА и разворачивают в горизонтальной плоскости манипулятор 4 в сторону носа корабля с угловой скоростью для придания линейной скорости посадочной площадки в сумме со скоростью корабля и скоростью ветра, соответствующей взлетной скорости БПЛА. В момент положения манипулятора 4 перпендикулярно борту корабля останавливают манипулятор 4. При этом БПЛА по инерции продолжает двигаться и взлетает, отрываясь от посадочной площадки 2. Консоль 5 с манипулятором 4 и посадочной площадкой 2 приводят в исходное состояние.

Для приема на борт БПЛА, совершающего посадку, устанавливают манипулятор 4 с консолью 5 и посадочной площадкой 2 перпендикулярно борту корабля. Для приема БПЛА вертикального взлета и посадки микро и сверхлегкого классов раскладывают посадочную площадку 2, устанавливают ее в горизонтальное положение и поднимают сетку-улавливатель 8. После посадки БПЛА на посадочную площадку 2 манипулятором 4 подводят посадочную площадку 2 к приемной камере 14 и эвакуируют БПЛА. Консоль 5 с манипулятором 4 и посадочной площадкой 2 приводят в исходное состояние.

Для приема БПЛА, приводнившегося по командам автоматической системы управления на парашюте, посадочную площадку 2 не раскладывают, устанавливают манипулятор 4 с консолью 5 и посадочной площадкой 2 перпендикулярно борту корабля. Включают электронные посадочные средства 3 и путем разворачивания манипулятора 4 наводят их диаграммы направленности 10 на парашют БПЛА 13. Опускают устройство захвата строп парашюта 7 и, управляя кораблем путем выдерживания его в «цветной зоне» 11, переданной на индикатор 9, установленный в рулевой рубке корабля, совмещают устройство захвата строп парашюта 7 со стропами парашюта 13 приводнившегося БПЛА. Поднимают манипулятором 4 БПЛА из воды и с его помощью переносят БПЛА за стропы его парашюта 13 к приемной камере 14. С помощью известных технических средств приемной камеры 14, в нее помещают БПЛА.

Таким образом, на основе анализа структуры и функционирования схемы предложенного технического решения можно заключить, что взлетно-посадочное устройство беспилотного летательного аппарата корабельного базирования, в котором реализовано данное решение, обладает преимуществами, отвечающими поставленной цели - обеспечение взлета и посадки беспилотного летательного аппарата в условиях эксплуатации его на кораблях, не имеющих достаточно свободную палубу.

Устройство для взлета и посадки беспилотного летательного аппарата, содержащее посадочную площадку, устройство захвата строп парашюта, манипулятор с закрепленными на нем видеокамерой и электронными посадочными средствами излучения в разных диапазонах частоты с конусообразными диаграммами направленности, консоль, двухплоскостной стабилизатор, приемную камеру и индикатор, причем к посадочной площадке шарнирно закреплен своим концом манипулятор, который другим своим концом шарнирно прикреплен к консоли, при этом другой конец консоли соединен с двухплоскостным стабилизатором, причем манипулятор выполнен телескопическим с четырьмя степенями свободы и возможностью изменения угловой скорости, а сетка-улавливатель шарнирно прикреплена к посадочной площадке и выполнена с возможностью ее складывания при складывании посадочной площадки в приемную камеру.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к катапультным устройствам авианосцев. Паровая катапульта с возможностью параллельного соединения, последовательного соединения и раздельного управления содержит корпус, емкость для хранения газа и дополнительно блок катапульты.

Изобретение относится к области авиационной техники. Система посадки беспилотного летательного аппарата (БПЛА) состоит из мобильной части (МЧ), закрепляемой на летательном аппарате, и посадочного элемента (ПЭ), закрепленного на стационарном или подвижном объекте.

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам точной посадки беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Система посадки БПЛА самолетного типа состоит из интегрированной части, расположенной во внутренней полости фюзеляжа БПЛА и базовой части, установленной на стационарном или подвижном объекте.

Аэродромная установка рекуперации энергии самолета при посадке для разгона самолета на взлете содержит не менее двух взлетно-посадочных полос (ВПП), каждая из которых содержит аэродромный модуль, опирающийся стальными катками на опорные рельсы, две линейные электрические машины, размещаемые по краям полос, концевые площадки для подготовки модулей, пандусы, рулежные полосы, подземную (заглубленную) аккумуляторно-конденсаторную подстанцию, подземные кабельные силовые линии, линии связи, реостатное поле, диспетчерский пункт, участок электрической сети, управляемый автоматической системой управления.
Изобретение относится к области авиации и касается способов аварийного торможения самолета. При аварийном торможении на взлетно-посадочной полосе (ВПП) используется вязкая жидкость (мазут), подогретая с учетом состояния ВПП на момент аварийной посадки самолета и наносимая поперек ВПП с уменьшающимся шагом с момента принятия экипажем самолета решения на аварийную посадку.

Изобретение относится к области авиации, в частности к аэродромным тормозным посадочным устройствам. Беспилотная аварийно-посадочная машина содержит платформу и шасси с силовой установкой.

Изобретение относится к области авиации, в частности к оборудованию взлетно-посадочных полос. Устройство для аварийного торможения самолетов содержит участок взлетно-посадочной полосы с подъемом.

Изобретение относится к аэродромному оборудованию. Устройство для аварийного торможения самолетов содержит участок посадочной полосы, имеющий подъем.

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для оборудования укороченных взлетных и посадочных полос наземных аэродромов и авианосцев.

Изобретение относится к авиационной технике и касается устройств и механизмов для обеспечения взлета и посадки летательных аппаратов, может быть использовано для оборудования укороченных взлетных и посадочных полос авианосцев.

Изобретение относится к области судостроения и касается определения обводов авианесущих кораблей, имеющих носовую оконечность, конструктивно объединенную с трамплином для самолетов с укороченным горизонтальным взлетом.

Система сдачи багажа для приема и регистрации багажа на рейсы авиакомпаний содержит первый транспортер, оборудованный статическими или динамическими весами, содержащими множество разнесенных между собой тензодатчиков, и барьер, установленный над первым транспортером и проходящий поперек первого транспортера на расстоянии от верхней поверхности первого транспортера и выполненный с возможностью создания физического барьера для крупногабаритного багажа.

Система парковки воздушного судна содержит систему верификации и позиционирования на основе света, выполненную с возможностью сканировать объем, связанный с местом стоянки, а также управлять его размером, приемный блок для приема данных наблюдения из системы наблюдения аэропорта.

Изобретение относится к области кораблестроения и касается конструкции авианесущих кораблей, имеющих в носовой оконечности самолетный взлетный трамплин для запуска самолетов с укороченным горизонтальным взлетом.

Изобретение относится к взлетно-посадочным полосам. Устройство взлетно-посадочных полос аэропорта, обслуживающего воздушные суда коммерческой гражданской авиации, содержит первый участок (202-1) взлетно-посадочной полосы, второй участок (202-2) взлетно-посадочной полосы, являющийся по существу продолжением первого участка взлетно-посадочной полосы в продольном направлении, а также расположенный между ними промежуточный участок (210-3).

Стартовый контейнер содержит корпус, выполненный со скатной крышей и с откидывающимся наружу люком, расположенные внутри корпуса стартовую платформу, блок питания и управления.

Изобретение относится к способу инструментального контроля за качеством посадки летательных аппаратов. Для контроля за качеством посадки дистанционно проводят тепловизионные измерения узлов и конструктивных элементов шасси и тормозных устройств с помощью тепловизионного прибора и устройства обработки информации, заносят полученные данные в базу данных, определяют интенсивность трибологического тепловыделения фрикционных контактов, производят программный расчет после трех посадок летательного аппарата интенсивности тепловыделения и рассчитывают среднеквадратичное отклонение определенным образом, определяют значение коэффициента вариации определенным образом, по значению которого признают или нет посадку удовлетворительной.

Изобретение относится к устройствам для обеспечения доступа к высокорасположенным элементам самолета, а также может быть использовано в судостроении и других областях техники.

Изобретение относится к строительству аэродромов. Аэродромный комплекс на вечномерзлых грунтах включает в себя взлетно-посадочную полосу (1), а также сооружения, установленные на винтовых сваях и связанные между собой рельсовыми путями с тележками (13).

Аэродромная установка рекуперации энергии самолета при посадке для разгона самолета на взлете содержит не менее двух взлетно-посадочных полос (ВПП), каждая из которых содержит аэродромный модуль, опирающийся стальными катками на опорные рельсы, две линейные электрические машины, размещаемые по краям полос, концевые площадки для подготовки модулей, пандусы, рулежные полосы, подземную (заглубленную) аккумуляторно-конденсаторную подстанцию, подземные кабельные силовые линии, линии связи, реостатное поле, диспетчерский пункт, участок электрической сети, управляемый автоматической системой управления.
Наверх