Способ определения скорости горения образца твердого ракетного топлива

Изобретение относится к области измерения основных внутрибаллистических характеристик в камере сгорания с использованием текущих значений толщины свода горящего образца. Предлагается способ определения скорости горения образца твердого ракетного топлива. Способ включает регистрацию СВЧ-датчиком изменения во времени сигнала низкочастотных колебаний, возникающих в результате смешения на детекторе-смесителе опорного СВЧ-колебания, излучаемого генератором, и СВЧ-колебания, отраженного перемещающейся поверхностью горения образца, регистрацию сигнала в компьютерном блоке, вейвлетную фильтрацию сигнала, определение скорости горения расчетным путем. При этом фильтрацию сигнала осуществляют комплексным вейвлет-преобразованием, выделяют действительную и мнимую части сигнала, определяют фазу сигнала как арктангенс отношения мнимой части к действительной. Затем определяют масштаб вейвлет-преобразования со скачком фазовой характеристики, по времени появления которого судят о моменте начала процесса горения и рассчитывают скорость, начиная с указанного момента. Способ обеспечивает дополнительное повышение точности определения скорости горения образца ТРТ за счет расширения контролируемого временного диапазона горения путем выделения сигнала в начале процесса горения. 2 ил., 1 пр.

 

Изобретение относится к области измерения основных внутрибаллистических характеристик в камере сгорания с использованием текущих значений толщины свода горящего образца.

Известно, что обеспечение заданных характеристик твердотопливных энергетических установок (давление, газоприход) определяется величиной свода, сгорающего в единицу времени. Скорость горения, рассчитанная по изменению величины свода, является одной из основных характеристик твердого ракетного топлива (ТРТ).

Современное состояние теории горения не позволяет определять скорость горения для конкретного состава топлива расчетным путем с практически приемлемой точностью. Поэтому основным источником информации остаются экспериментальные результаты, полученные на образцах в приборах (бомбах) постоянного давления.

Известны различные способы определения скорости горения образцов твердого топлива. Контактный метод основан на фиксации моментов времени пережигания закладных элементов (проволочек), установленных на фиксированной толщине образца, горящего в бомбе. Принципиальным недостатком метода является определение средней (интегральной) скорости горения по всей толщине и необходимость доработки образцов.

Известны бесконтактные способы определения скорости горения, основанные на применении проникающих излучений, к которым относятся радиационный и ультразвуковой способы (Жарков А.С, Потапов М.Г., Демидов Г.А. Стендовые испытания энергетических установок на твердом топливе: Учебное пособие. - Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2001, стр. 182-213).

В бесконтактных способах требуемую информацию получают, используя данные измерения какого-либо параметра взаимодействия электромагнитных или акустических волн с измеряемым сводом образца, и путем последующего расчета. Способы реализуют с помощью установок (приборов), содержащих два основных блока, один из которых обеспечивает преобразование электрической энергии в требуемый тип волн и их направленное излучение, а другой - их прием после взаимодействия с образцом и измерение информативного параметра.

Недостатком перечисленных способов является необходимость использования специально созданного оборудования для генерации требуемого типа зондирующих волн и их направленного излучения. Наличие в этом оборудовании токонесущих частей, находящихся под высоким напряжением, ограничивает, а иногда делает невозможным реализацию с его помощью указанных способов при испытаниях взрывопожароопасных образцов. Использование радиоизотопных источников излучения исключено из-за возможности разрушения камеры сгорания и радиационного заражения испытательного стенда. Общим недостатком перечисленных методов является высокая погрешность определения величины текущего свода образца.

Известны способы определения скорости горения ТРТ с использованием микроволнового метода (Зарко В.Е., Вдовин Д.В., Перов B.В. Методические проблемы измерения скорости горения твердых топлив с использованием СВЧ-излучения. Физика горения и взрыва. - 2000. - №1. - C. 68-78). В известных способах скорость горения определяют по интерферограмме сигналов падающей и отраженной СВЧ-волн от поверхности горения образца ТРТ.

Экспериментально установлено, что выходной сигнал датчика характеризуется высоким уровнем шумов, изменением амплитуды колебаний, нестабильностью уровня условного нуля. В результате возникает методическая погрешность, которая проявляется как погрешность определения временных интервалов, достигающая 4-6%.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению, принятым за прототип, является способ определения скорости горения образцов заряда торцевого горения, основанный на использовании эффекта Допплера (А.С. Жарков и др. Применение микроволнового метода для измерения скорости горения высокоэнергетических композиционных материалов. Физика горения и взрыва. - 2000. - №1. - С. 79-82), включающий регистрацию СВЧ-датчиком изменения во времени сигнала низкочастотных колебаний, возникающих в результате смешения на детекторе-смесителе опорного СВЧ-колебания, излучаемого генератором, и СВЧ-колебания, отраженного перемещающейся поверхностью горения образца, регистрацию сигнала в компьютерном блоке, вейвлетную фильтрацию сигнала, определение скорости горения расчетным путем.

В данном способе при движении фронта горения, вследствие непрерывного изменения фазы отраженной радиоволны, выходной сигнал датчика скорости изменяется по синусоидальному закону. По периоду колебаний рассчитывают скорость движения фронта горения

где λ - длина волны радиоизлучения опорного генератора,

β - показатель преломления материала образца,

Δti - период колебаний на осциллограмме сигнала приемника.

Недостатком прототипа является сложность определения информативного участка сигнала для образцов, не имеющих сигнализаторов начала и конца процесса, которая заключается в том, что трудно выделить полезный сигнал на фоне помех в начале процесса.

На фиг. 1 представлена осцилограмма исходного сигнала с высоким уровнем шума и произвольной линией тренда. Степень влияния тренда зависит от его вида и может даже изменить число зарегистрированных периодов колебаний сигнала. Поэтому важным этапом является предварительная фильтрация сигнала, особенно в случае низкого отношения сигнал/шум. Оптимальный метод должен минимизировать среднеквадратическую ошибку без появления в обработанном сигнале дополнительных частотных компонент.

В прототипе для фильтрации микроволнового сигнала используют МНАТ-вейвлет (дословный перевод «мексиканская шляпа»), который записывается выражением

где t - время.

Данный вейвлет имеет только действительную часть, поэтому при его использовании погрешность определения периодов колебаний по экстремумам осциллограммы не превышает 4%, однако, прототип не обеспечивает выделение сигнала в начале процесса горения.

Задачей заявляемого технического решения является дополнительное повышение точности определения скорости горения образца ТРТ за счет расширения контролируемого временного диапазона горения путем выделения сигнала в начале процесса горения.

Задача решается заявленным способом определения скорости горения, включающим регистрацию СВЧ-датчиком изменения во времени сигнала низкочастотных колебаний, возникающих в результате смешения на детекторе-смесителе опорного СВЧ-колебания, излучаемого генератором, и СВЧ-колебания, отраженного перемещающейся поверхностью горения образца, регистрацию сигнала в компьютерном блоке, вейвлетную фильтрацию сигнала, определение скорости горения расчетным путем. Особенность заключается в том, что фильтрацию сигнала осуществляют комплексным вейвлет-преобразованием сигнала, выделяют действительную и мнимую части сигнала, определяют фазу сигнала как арктангенс отношения мнимой части к действительной, затем определяют масштаб вейвлет-преобразования со скачком фазовой характеристики, по времени появления которого судят о моменте начала процесса горения и рассчитывают скорость, начиная с указанного момента.

Предлагаемый способ опробован при испытании образца ТРТ торцевого горения диаметром 36 мм и длиной 150 мм, защищенного от распространения пламени по боковой поверхности, при начальной температуре 293 К. Образец поджигают снизу, зондирующее излучение от датчика СВЧ подают сверху. Измерительная система работает на частоте 37,5 ГГц.

Для воплощения заявляемого способа может быть использован, например, комплекс технических средств, описанный в работе (Лушев В.П., Воторопин С.Д., Дерябин Ю.Н., Жаринов Ю.Б., Потапов М.Г., Автодинные СВЧ датчики перемещения для измерения скорости горения высокоэнергетических композиционных материалов, 15th Int. Crimean Conference "Microwave & Telecommunication Technology" (CriMiCo'2005), Sevastopol, Crimea, Ukraine, p. 831-833, 12-16 September, 2005) или любой другой комплекс с аналогичными характеристиками.

Излучение от приемопередающей антенны проходит через образец, отражается от поверхности горения и поступает на приемный детектор-смеситель. В результате получают сигнал, аналогичный прототипу, осцилограмма которого представлена на фиг. 1.

Заявляемый способ подтверждается примером анализа результатов испытания образца ТРТ.

Пример. В соответствии с методикой обработки для расчета скорости горения необходима точная локализация момента начала горения. Момент начала горения сопровождается деформацией образца, что отражается в виде скачка фазы сигнала на осцилограмме.

Для извлечения информации о фазе сигнала был использован комплексный вейвлет Morlet:

где i - мнимая единица,

ω - безразмерная частота,

t - время.

На фиг. 2 представлено окно разработанной программы для обработки (анализа) результатов испытаний.

Графики Real и Imagine на фиг. 2 иллюстрируют уменьшение погрешности определения периодов колебаний по экстремумам осциллограммы. График Phase иллюстрирует полученную фазовую характеристику, которая на одном из масштабов разложения (масштаб 31 на фиг. 2) позволяет локализовать момент начала горения.

Таким образом, заявляемое техническое решение практически реализуемо, позволяет снизить погрешность временной локализации начала процесса горения и экстремумов осциллограммы до 2% и решить поставленную задачу.

Способ определения скорости горения образца твердого ракетного топлива, включающий регистрацию СВЧ-датчиком изменения во времени сигнала низкочастотных колебаний, возникающих в результате смешения на детекторе-смесителе опорного СВЧ-колебания, излучаемого генератором, и СВЧ-колебания, отраженного перемещающейся поверхностью горения образца, регистрацию сигнала в компьютерном блоке, вейвлетную фильтрацию сигнала, определение скорости горения расчетным путем, отличающийся тем, что фильтрацию сигнала осуществляют комплексным вейвлет-преобразованием, выделяют действительную и мнимую части сигнала, определяют фазу сигнала как арктангенс отношения мнимой части к действительной, затем определяют масштаб вейвлет-преобразования со скачком фазовой характеристики, по времени появления которого судят о моменте начала процесса горения и рассчитывают скорость, начиная с указанного момента.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для испытания электрических ракетных двигателей, в частности к измерителям реактивной тяги. Измеритель реактивной тяги электрического ракетного двигателя содержит рычажный элемент, на одном из концов которого размещена приемная пластина из графита, опорный элемент, тензометрический датчик и комплект средств, обеспечивающий расчет реактивной тяги, где тензометрический датчик одним концом жестко связан с опорным элементом, а другим концом жестко связан с рычажным элементом с образованием в тензометрическом датчике свободной от жесткой связи области, способной к микроскопическому параллельному сдвигу относительно жестко связанных концов тензометрического датчика.

Изобретение относится к области экспериментальной отработки прочности эластичных шарниров (ЭШ) поворотных управляющих сопел ракетных двигателей на твердом топливе (РДТТ) и может быть использовано при оптимизации конструкции ЭШ.

Способ измерения массы газа при работе ракетного двигателя малой тяги в режиме одиночных включений, в импульсных режимах и устройство для его реализации. Предложены способ и устройство для измерения массы газов (водорода Н2 и кислорода O2) при огневых испытаниях ракетных двигателей малых тяг при работе в режиме одиночных включений и в импульсных режимах.

Изобретение относится к испытательным стендам для жидкостных ракетных двигателей малой тяги (ЖРДМТ). Тягоизмерительное устройство состоит из корпуса, выполненного в виде круговой балки, упругих элементов, представляющих собой радиально ориентированные лепестки прямоугольного сечения, соединяющие корпус устройства и технологический фланец, на котором крепится испытуемый двигатель, а их количество, длина и параметры профиля обеспечивают требуемую собственную частоту конструкции, не менее чем в десять раз превышающую частоту измеряемых импульсов тяги, кроме того, в устройстве используются высокоточные лазерные датчики перемещения, которые в процессе работы двигателя могут быть установлены либо в барокамере в герметичном корпусе, либо вне ее.

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано при создании жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). Способ проведения испытаний для определения надежности жидкостного ракетного двигателя, включающий ресурсно-циклические испытания 4÷5 двигателей до предельного состояния на эксплуатационных режимах и 8÷9 двигателей на форсированных режимах со ступенчатым изменением величины режимной нагрузки от двигателя к двигателю.

Стенд для измерения стартовых параметров активно-реактивного выстрела или реактивного патрона содержит двигатель с платформой, закрепленный на станине с возможностью осевого перемещения и поджатый к силоизмерителю, и датчик давления, установленный в переднем дне двигателя.

Изобретение относится к торсиометру, содержащему корпус (12), в котором может поступательно перемещаться подвижный элемент (14), перемещающийся в продольном направлении под воздействием осевого давления, представляющего предназначенный для измерения момент вращения.

Изобретение относится к области машиностроения и направлено на совершенствование установок для стендовых испытаний регуляторов расхода газа. Предлагаемая стендовая установка для определения величины шарнирного момента регуляторов расхода газа содержит установленные в камеру сгорания заряд твердого топлива и воспламенитель, регулятор расхода с регулирующим элементом и привод, между которыми установлен датчик кинематических характеристик.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при испытаниях сопел ракетных двигателей больших степеней расширения с целью их отработки и подтверждения работоспособности.

Изобретение относится к измерительной технике: устройству приборов, предназначенных для определения скорости горения твердых топлив (ТТ), используемых в аппаратах для глубоководных систем, ствольных системах различного назначения и др., работающих при высоких давлениях (от двадцати до сотен мегапаскалей).
Наверх