Способ определения экологической безопасности применения мобильных средств технического обслуживания машин

Изобретение относится к техническому обслуживанию автотранспортных машин и их средствам обслуживания, в частности к способам определения экологической безопасности применения средств технического обслуживания автомобилей, тракторов, комбайнов и других самоходных машин в полевых условиях. Предложен способ определения экологической безопасности применения мобильного средства при техническом обслуживании машин в полевых условиях. Он позволяет учесть все виды обслуживаний (периодические - первое и второе), проводимые в полевых условиях с применением мобильных средств, например агрегатов технического обслуживания. При этом в качестве основного экологического показателя принят показатель «попадание топливно-смазочных материалов в почву», а за базу сравнения - аналогичные данные, полученные при проведении обслуживаний в стационарных условиях. Техническим результатом является определение экологической безопасности применения мобильного средства при техническом обслуживании машин в полевых условиях. 1 ил.

 

Изобретение относится к техническому обслуживанию автотранспортных машин и их средствам обслуживания, в частности к способам определения экологической безопасности применения средств технического обслуживания автомобилей, тракторов, комбайнов и других самоходных машин в полевых условиях.

Известен способ определения экологической безопасности выполнения смазочно-заправочных операций при техническом обслуживании машин (Патент РФ №2545475, B60S 5/00, G01M 15/00, 23.12.2013) [1].

Недостатком этого способа является то, что он мало приспособлен для определения экологической безопасности применения приборов для выполнения смазочно-заправочных операций при техническом обслуживании машин.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является способ определения экологической безопасности технического обслуживания машин по экспериментальным данным (Решение о выдаче патента на изобретение по заявке РФ №2016134696/06, G01M 15/00 (2006.01), 24.08.2016) [2]. Названный способ позволяет определять экологическую безопасность в относительных единицах соответствующим коэффициентом, причем на основе сопоставления измеренных величин с нормативными. При этом коэффициент экологической безопасности представлен как величина обратная коэффициенту экологической опасности (Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве: учеб. пособие для вузов / В.И. Черноиванов [и др.]; под ред. В.И. Черноиванова. - М.: ГОСНИТИ; Челябинск: ЧГАУ, 2003. - 992 с. (С. 840, 841, 865) [3, с. 840, 841, 865].

Недостатком этого способа является то, что он мало приспособлен для определения экологической безопасности применения мобильных средств технического обслуживания машин.

Задачей изобретения является создание способа определения экологической безопасности применения мобильных средств технического обслуживания машин в полевых условиях.

Сущность изобретения заключается в следующем. Проводят технические обслуживания машины в полевых условиях при использовании мобильного средства и при этом фиксируют топливно-смазочные материалы на экраны установленные под обслуживаемой машиной и под названным средством обслуживание. Для сравнения производят обслуживания этой же машины в стационарных условиях и также фиксируют материалы на экран, предварительно установленный под эту машину. По полученным данным вычисляют среднюю массу материалов на экране при выполнении каждого вида обслуживания как в поле, так и на стационаре. После чего вычисляют коэффициент экологической безопасности применения мобильного средства при техническом обслуживании. При этом учитывают среднюю суммарную массу материалов на экранах под обслуживаемой машиной в полевых условиях и под мобильным средством при выполнении первого и второго периодических обслуживаний, а также среднюю массу материалов на экране под той же машиной при выполнении первого и второго периодических обслуживаний в стационарных условиях. Кроме того, учитывают периодичность первого и второго периодических технических обслуживаний. По вычисленному значению коэффициента экологической безопасности определяют экологическую безопасность применения мобильных средств технического обслуживания машин.

На чертеже показан способ определения экологической безопасности применения мобильных средств технического обслуживания машин. Для примера на виде сверху изображена обслуживаемая машина 3, под которой на основании 1 размещен экран 2.

Способ определения экологической безопасности применения мобильных средств технического обслуживания машин предложен на следующем основании.

Коэффициент экологической безопасности КЭБ [3, с. 840] -

или

где - коэффициент экологической опасности.

Коэффициент экологической опасности КЭБ [3, с. 865] -

где Ki - коэффициент весомости экологических показателей; LИi - фактически измеренная или экспертно оцененная величина экологического показателя; LДi - допускаемое или нормативное значение экологического

показателя (далее - допускаемое).

Принимая во внимание только один экологический показатель «попадание топливно-смазочных материалов (ТСМ) в почву» (при Ki = 1),

уравнение (3) примет вид:

где LИ, LД - измеренное и допускаемое значение экологического показателя. С учетом (4) уравнение (2) примет вид:

Далее, положим, что

где LИk, LДk соответствуют LИi и LДi для k-вида обслуживания; - средняя суммарная масса ТСМ на экранах под обслуживаемой машиной в полевых условиях и там же под мобильным средством технического обслуживания при выполнении k-вида обслуживания; - средняя масса материалов на экране под той же машиной при проведении k-вида обслуживания в стационарных условиях.

Теперь подставим (6) и (7) в (5) и получим

где - коэффициент экологической безопасности применения мобильного средства при выполнения k-вида обслуживания.

Если учесть, что в соответствии с ГОСТ 20793-2009 на местах работы тракторов (в поле) с применением мобильных средств проводят первые и вторые периодические обслуживания - ТО-1 и ТО-2, то по аналогии с (8) можно записать:

где - коэффициенты экологической безопасности применения средства при ТО-1 и ТО-2; - средняя суммарная масса материалов на экранах под обслуживаемой машиной в полевых условиях и там же под мобильным средством технического обслуживания при выполнении ТО-1 и ТО-2; - средняя масса материалов на экране под той же машиной, но обслуживаемой в стационарных условиях, при проведении ТО-1 и ТО-2.

Тогда суммарный коэффициент экологической безопасности применения мобильного средства может быть представлен в виде средневзвешенной величины:

где nT1, nТ2 - число ТО-1 и ТО-2, выполняемых в летний период полевых работ с применением названных средств.

При этом

где τЛ - средняя наработка машин за летний период полевых работ, моточ;

τT1, τT2 - периодичность проведения ТО-1 и ТО-2, моточ.

В завершение подставим (9) и (10), а также (12)и(13)в уравнение (11) и после несложных упрощений получим, наконец, искомое выражение для определения экологической безопасности применения мобильного средства при техническом обслуживании машин -

При определении экологической безопасности применения мобильного средства при техническом обслуживании машин практически поступают следующим образом (чертеж). Выполняют ТО-1 и ТО-2 одной и той же машине 3 в поле - с применением, например, агрегата технического обслуживания на базе автомобиля (АТО-А). Под эту машину на грунт (основание 1) устанавливают экран 2. Под АТО-А также размещают экран (не показано). Проводят несколько ТО-1 и ТО-2. При этом фиксируют на экранах массу ТСМ. Затем таким же образом проводят обслуживание этой же машины в стационарных условиях, например, на пункте технического обслуживания, где под эту машину также устанавливают экран для фиксации ТСМ (как показано на чертеже). В результате получают экспериментальные данные: и В руководствах по эксплуатации этих машин находят τT1 и τT2. При известных и по формуле (14) вычисляют КЭБ. По вычисленному значению коэффициента экологической безопасности КЭБ определяют экологическую безопасность применения мобильного средства при техническом обслуживании машин в полевых условиях.

Таким образом, предложен способ определения экологической безопасности применения мобильного средства при техническом обслуживании машин в полевых условиях. Он позволяет учесть все виды обслуживаний, проводимые в полевых условиях с применением мобильных средств. При этом в качестве основного экологического показателя принят показатель «попадание ТСМ в почву», а за базу сравнения - аналогичные данные, полученные при проведении обслуживаний в стационарных условиях.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ, ПРИНЯТЫЕ ВО ВНИМАНИЕ

1. Патент РФ №2545475, B60S 5/00, G01M 15/00, 23.12.2013.

2. Решение о выдаче патента на изобретение по заявке РФ №2016134696/06, G01M 15/00 (2006.01), 24.08.2016 - прототип.

3. Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве: учеб. пособие для вузов / В.И. Черноиванов [и др.]; под ред. В.И. Черноиванова. - М.: ГОСНИТИ; Челябинск: ЧГАУ, 2003. - 992 с. (С. 840, 841, 865).

Способ определения экологической безопасности применения мобильных средств технического обслуживания машин, при котором фиксируют топливно-смазочные материалы на экран по видам обслуживания машины и находят среднюю массу этих материалов на экране, при этом экран размещают под обслуживаемой машиной, отличающийся тем, что фиксацию материалов дополнительно осуществляют на экран, который размещают под средством технического обслуживания, по полученным данным вычисляют среднюю суммарную массу материалов на экранах при выполнении каждого вида обслуживания, кроме того, проводят названные виды обслуживания той же машины в стационарных условиях, под которой также размещают экран и фиксируют на нем материалы по видам обслуживания этой машины, по полученным данным также определяют среднюю массу этих материалов на экране, после чего вычисляют коэффициент экологической безопасности применения мобильных средств технического обслуживания машин по формуле

где - средняя суммарная масса материалов на экранах под обслуживаемой машиной в полевых условиях и там же под мобильным средством технического обслуживания при выполнении первого и второго периодических обслуживаний,

- средняя масса материалов на экране под той же машиной, но обслуживаемой в стационарных условиях, при выполнении первого и второго периодических обслуживаний,

τT1, τТ2 - периодичность первого и второго периодических технических обслуживаний, по вычисленному значению коэффициента экологической безопасности определяют экологическую безопасность применения мобильных средств технического обслуживания машин.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств в процессе их эксплуатации, а именно к способу определения остаточного ресурса деталей машин при диагностировании, во время технического обслуживания машин.

Предложены способы и системы для обнаружения пропуска зажигания в цилиндре двигателя транспортного средства посредством множества датчиков с учетом частоты, на которой работает двухмассовый маховик (ДММ).

Изобретение относится к техническому обслуживанию автотранспортных машин и их средствам обслуживания, в частности к способам определения экологической безопасности применения средств технического обслуживания автомобилей, тракторов, комбайнов и других самоходных машин в полевых условиях.

Изобретение относится к устройствам для испытания электрических ракетных двигателей, в частности к измерителям реактивной тяги. Измеритель реактивной тяги электрического ракетного двигателя содержит рычажный элемент, на одном из концов которого размещена приемная пластина из графита, опорный элемент, тензометрический датчик и комплект средств, обеспечивающий расчет реактивной тяги, где тензометрический датчик одним концом жестко связан с опорным элементом, а другим концом жестко связан с рычажным элементом с образованием в тензометрическом датчике свободной от жесткой связи области, способной к микроскопическому параллельному сдвигу относительно жестко связанных концов тензометрического датчика.

Изобретение относится к области диагностики контура низкого давления (КНД) автомобильного дизеля при отсутствии нормативных и эталонных значений диагностических параметров КНД.

Изобретение относится к области авиационной техники и касается, в частности, экспериментальных установок, предназначенных для исследования термохимической конверсии топлива и аэродинамических характеристик камер сгорания прямоточных воздушно-реактивных двигателей (ПВРД).
Способ эксплуатации технического объекта заключается в том, что проводят техническое обслуживание по наработке и фиксируют величину интенсивности отказов до технического обслуживания.

Изобретение относится к области натурных испытаний в условиях работающей турбомашины. Способ определения осевой силы, действующей на ротор турбомашины в процессе ее работы, включает установку тензодатчиков на элементы опоры ротора, их градуировку, снятие сигнала с тензодатчиков, его запись и обработку.

Изобретение относится к области диагностики топливных систем двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Предложен способ диагностики системы топливоподачи (СТП) инжекторных ДВС, включающий в себя измерение таких текущих значений диагностических параметров, как текущее давление и производительность топлива в СТП систем дискретного и непрерывного впрыска топлива во впускной тракт, а также текущее давление и производительность топлива в контуре низкого давления (КНД) системы непосредственного впрыска топлива и подачи входящих в СТП и КНД электрических топливных насосов низкого давления, определение расчётных значений указанных параметров в функции от номинальной мощности ДВС, температуры топлива и температуры воздуха на впуске, сопоставление расчётных значений с измеренными текущими значениями и определение технического диагноза СТП и КНД.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к способам испытаний авиационных турбореактивных двигателей (ТРД). В способе предварительно на нескольких экземплярах двигателей во всей эксплуатационной области определяют зависимость величины уровня вибраций корпусов двигателя от величины прокачки масла через гидродемпфер путем изменения уровня давления масла Рм в нагнетающей магистрали.
Наверх