Вертолет

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности, к конструкциям беспилотных, а также и пилотируемых вертолетов, преимущественно, с двигателями внутреннего сгорания, снабженными системой охлаждения. Вертолет содержит фюзеляж, НВ, хвостовую балку, двигатель, снабженный системой охлаждения. Система охлаждения содержит радиатор/радиаторы с воздухозаборником/воздухозаборниками и патрубки движения охлаждающего агента. При этом радиатор/радиаторы с воздухозаборником/воздухозаборниками установлены в задней части вертолета в области начала хвостовой балки на расстоянии от вала несущего винта равном 0,2-0,8 от величины радиуса НВ и на боковой/боковых частях вертолета. Обеспечивается повышение эффективности системы охлаждения и ремонтопригодности при сохранении хороших аэродинамических характеристик вертолета. 3 ил.

 

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности, к конструкциям беспилотных, а также и пилотируемых вертолетов, преимущественно, с двигателями внутреннего сгорания, снабженными системой охлаждения.

Известен вертолет, содержащий фюзеляж, несущий винт (далее – НВ), хвостовую балку с рулевым винтом, двигатель, снабженный системой охлаждения, включающей радиатор/радиаторы с воздухозаборником/ воздухозаборниками, размещенные в носовой части БВ вблизи двигателя, и патрубки движения охлаждающего агента (см. патент РФ на изобретение № 2374136, МПК В 64С 27/04, публ. 27.11.2009). К недостаткам известного устройства можно отнести недостаточную эффективность системы охлаждения, что обусловлено небольшой интенсивностью воздействия на радиатор/радиаторы воздушного потока от лопастей НВ, особенно в режиме висения, нежелательным тепловым взаимодействием радиатора/радиаторов и двигателя с редуктором, а также невысокую ремонтопригодность из-за трудности доступа (препятствует радиатор) к наиболее важным узлам и агрегатам беспилотного вертолета и невысокие аэродинамические характеристики ввиду нежелательного влияния радиатора на аэродинамическую обстановку в передней части вертолета.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является вертолет, содержащий фюзеляж, несущий винт (далее – НВ), хвостовую балку с рулевым винтом, двигатель, снабженный системой охлаждения, включающей радиатор/радиаторы с воздухозаборником/ воздухозаборниками, размещенные в носовой части вертолет вблизи двигателя, и патрубки движения охлаждающего агента (см. патент РФ на изобретение № 2636431, МПК B 64D 33/08, публ. 10.08.2016). К недостаткам известного устройства также можно отнести недостаточную эффективность системы охлаждения, что обусловлено небольшой интенсивностью воздействия на радиатор/радиаторы воздушного потока от лопастей НВ, особенно в режиме висения, нежелательным тепловым взаимодействием радиатора/радиаторов и двигателя с редуктором, а также невысокую ремонтопригодность из-за трудности доступа (препятствует радиатор) к наиболее важным узлам и агрегатам беспилотного вертолета и невысокие аэродинамические характеристики ввиду нежелательного влияния радиатора на аэродинамическую обстановку в передней части вертолета.

Предлагаемое изобретение направлено на решение технической проблемы и достижение технического результата, состоящего в повышении эффективности системы охлаждения и ремонтопригодности при обеспечении хороших аэродинамических характеристик вертолета.

Данный технический результат достигается тем, что в вертолете, содержащем фюзеляж, НВ, хвостовую балку, двигатель, снабженный системой охлаждения, включающей радиатор/радиаторы с воздухозаборником/ воздухозаборниками и патрубки движения охлаждающего агента, радиатор/радиаторы с воздухозаборником/ воздухозаборниками установлены в задней части вертолета в области начала хвостовой балки на расстоянии от вала несущего винта равном 0,2 – 0,8 от величины радиуса НВ и/или на боковой/боковых частях вертолета.

Установка радиатора/радиаторов с воздухозаборником/ воздухозаборниками в задней части вертолета в области начала хвостовой балки на расстоянии от вала несущего винта равном 0,2 – 0,8 от величины радиуса НВ и/или на боковой/боковых частях вертолета обеспечивает повышении эффективности системы охлаждения за счет того, что при таком расположении радиатора/радиаторов с воздухозаборником/ воздухозаборниками в области начала хвостовой балки и/или на боковой/боковых имеет место наибольшая интенсивность воздействия воздушного потока от НВ на радиатор/радиаторы. Выбор данного диапазона обусловлен тем, как показали наши экспериментальные исследования, при меньшем чем равном 0,2, от величины радиуса НВ расстоянии интенсивность воздушного потока резко уменьшается из-за наличия комлевой части НВ, а при большем чем 0,8, от величины радиуса НВ расстоянии интенсивность воздушного потока резко уменьшается ввиду существенного бокового отклонения воздушного потока. Кроме того, при этом уменьшается нежелательное тепловое взаимодействие радиатора/радиаторов и двигателя с редуктором из-за их удаленности друг от друга. Повышение ремонтопригодности достигается за счет выноса радиатора/радиаторов из зоны с двигателем и редуктором, что облегчает доступ к этим узлам вертолета. Хорошие аэродинамические характеристики вертолета обеспечиваются тем, что отсутствует нежелательное влияние радиатора/радиаторов с воздухозаборником/ воздухозаборниками на аэродинамическую обстановку в зоне передней части вертолета, так как эти узлы вынесены из этой зоны.

На фиг.1 схематично представлен общий вид вертолета с радиаторами с воздухозаборниками в задней части вертолета и на боковых частях вертолета (без изображения не относящихся к предмету изобретения узлов и агрегатов); на фиг.2 - с радиаторами с воздухозаборниками только на боковых частях вертолета; на фиг.3 - с радиаторами с воздухозаборниками только на задней части вертолета.

Вертолет содержит фюзеляж 1, НВ 2, хвостовую балку 3, двигатель 4, снабженный системой охлаждения (может охлаждать двигатель, редуктор и другие узлы и агрегаты вертолета), включающей патрубки 5 движения охлаждающего агента в системе охлаждения, радиатор/радиаторы 6 с воздухозаборником/воздухозаборниками (непосредственно снаружи примыкают к радиатору/радиаторам и не показаны), установленные в задней части вертолета в области начала хвостовой балки на расстоянии от вала НВ 2 равном 0,2 – 0,8 от величины радиуса НВ 2 и радиатор/радиаторы 7 с воздухозаборником/ воздухозаборниками на боковой/боковых частях вертолета. Как показывает практика, обычно размещение радиатор/радиаторов 7 с воздухозаборником/ воздухозаборниками на боковой/боковых частях вертолета также удовлетворяет указанному выше для радиатора/радиаторов 6 с воздухозаборником/воздухозаборниками соотношению размеров. Очевидно, что использование в системе охлаждения одного или нескольких радиаторов 7 с воздухозаборниками определяется для каждой области, в которой они установлены, на основе конкретных теплотехнических расчетов и не влияет на существо предлагаемого технического решения. Радиаторы 6 и 7 могут располагаться как внутри фюзеляжа 1, так и снаружи, а также на пилонах и других аэродинамических конструкциях, расположенных по бокам и в задней части фюзеляжа 1.

Предлагаемый вертолет функционирует следующим образом.

Все узлы и агрегаты БВ работают обычным образом для подобного типа устройств в штатных режимах движения или висения БВ. При этом в охлаждающей системе БВ по замкнутому контуру, например, охлаждающая рубашка двигателя - патрубки 5 движения охлаждающего агента – радиатор/радиаторы 6 и/или 7 - охлаждающая рубашка двигателя - патрубки 5 движения охлаждающего агента циркулирует охлаждающий агент. Охлаждающий воздух снаружи преимущественно под воздействием НВ через воздухозаборники поступает в радиаторы 6 и/или 7 и проходит через них. Отвод тепла осуществляется в радиаторе/радиаторах 6 и/или 7 в начале хвостовой балки вертолета и/или на боковой/боковых частях вертолета, где имеет место наибольшая интенсивность воздействия воздушного потока от НВ на радиатор/радиаторы.

Предлагаемый вертолет имеет высокоэффективную систему охлаждения, что позволяет улучшить его весовые и габаритные характеристики, обладает высокой ремонтопригодностью при обеспечении хороших аэродинамических характеристик.

Вертолет, содержащий фюзеляж, несущий винт, хвостовую балку, двигатель, снабженный системой охлаждения, включающей радиатор/радиаторы с воздухозаборником/воздухозаборниками и патрубки движения охлаждающего агента, отличающийся тем, что радиатор/радиаторы с воздухозаборником/воздухозаборниками установлены в задней части вертолета в области начала хвостовой балки на расстоянии от вала несущего винта равном 0,2-0,8 от величины радиуса несущего винта или в задней части вертолета в области начала хвостовой балки на расстоянии от вала несущего винта равном 0,2-0,8 от величины радиуса несущего винта и на боковой/боковых частях вертолета.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов. Защитное устройство двигателя от попадания посторонних предметов содержит подвижную нижнюю панель (1), установленную в двух направляющих (2) с фиксаторами корпуса воздухозаборника (3), которая шарнирно соединена со штоком привода (4), жестко закрепленного на корпусе воздухозаборника (2).

Изобретение относится к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов. Устройство защиты двигателя от попадания посторонних предметов содержит подвижную нижнюю панель (1), установленную в двух направляющих (2) с фиксаторами корпуса воздухозаборника (3).

Изобретение относится к устройствам защиты от падания объектов внутрь авиадвигателя. Защитное устройство реактивного самолетного двигателя представляет собой полый воздухозаборник (1), герметично присоединенный своей хвостовой частью к впускному переднему соплу защищаемого двигателя.

Изобретение относится к авиационной технике. Малозаметный многофункциональный самолет большой дальности и продолжительности полета содержит фюзеляж, крыло, оперение, два реактивных двигателя и шасси, основные стойки которого установлены на крыле и убираются назад по полету в гондолы на задней части крыла, в нижней части фюзеляжа в районе центра масс которого расположен грузовой отсек с люками для крупногабаритных сбрасываемых средств.

Изобретение относится к воздухозаборникам двигателей летательных аппаратов. Воздухозаборник самолета содержит криволинейный воздушный канал (1).

Изобретение относится к аэрокосмической технике, а более конкретно к устройству для торможения в атмосфере. Устройство для торможения и защиты спускаемого летательного аппарата в атмосфере содержит экран в виде трубчато-решетчатой конструкции, каркас которой закреплен на фронтальной поверхности летательного аппарата.

Изобретение относится к гондоле авиационного двигателя. Гондола (10) содержит трубчатый кожух, открытый по противоположным осевым концам, с внутренней стенкой (12) и наружной стенкой (14).

Сверхзвуковое входное устройство для реактивного двигателя воздушного летательного аппарата содержит наклонный элемент, имеющий передние кромки; рабочие передние кромки на наклонном элементе, которые содержат панели, выполненные с возможностью поворота с обеспечением выдвижения рабочих передних кромок от передних кромок наклонного элемента и имеющие отведенное положение, в котором передние кромки панелей и передние кромки наклонного элемента выровнены со скачком (36) уплотнения при числе Маха для расчетного режима.

Воздухозаборник (110) двигателя самолета содержит гибкий впуск (120), сформированный из деформируемого материала, который содержит внешнюю поверхность (211), внутреннюю поверхность (212) и множество кромок (213), которые прикреплены к обшивке (240) фюзеляжа самолета и к воздухозаборному каналу (250) двигателя самолета.

Изобретение относится к камере (12) подвода воздуха двигателя вертолёта, расположенной перед входом (2) воздуха указанного двигателя, выполненным в корпусе (3) указанного двигателя, при этом указанная камера (12) подвода воздуха содержит первую боковую стенку (121) и вторую боковую стенку (122), которые вместе образуют канал, по которому проходит воздушный поток (7) во время работы указанного двигателя.
Изобретение относится к области авиации, в частности к аварийным системам, позволяющим совершать аварийную посадку вертолетов при неработающем основном двигателе.
Наверх