Высокооктановый бензин

Изобретение раскрывает высокооктановый бензин с температурой кипения не выше 215°С и октановым числом не менее 91 ед. по исследовательскому методу, содержащий в качестве основного компонента низкооктановый бензин газовый стабильный, ароматический компонент, метил-трет-бутиловый и изооктен, при следующем соотношении компонентов, мас.%: ароматический компонент 1,0-41,0, метил-трет-бутиловый эфир 3,0-21,0, изооктен 0-17,0, низкооктановый бензин газовый стабильный 42,0-61,0. Технический результат заключается в создании высокооктанового бензина, с высокими значениями октанового числа. 1 з.п. ф-лы, 10 пр., 4 табл.

 

Изобретение относится к высокооктановому бензину, предназначенному для использования в технике, оснащенной поршневыми двигателями внутреннего сгорания с искровым зажиганием.

Автомобильный бензин - один из наиболее крупнотоннажных продуктов нефтеперерабатывающих предприятий. В последние годы в нефтепереработке наблюдается постепенное ухудшение качества перерабатываемой нефти (ее утяжеление и повышение содержания серы), что осложняет выработку из нее большого количества высокооктановых компонентов бензина. В то же время, газоперерабатывающие и нефте-газохимические предприятия обладают высоким потенциалом для выпуска автомобильных бензинов, имея технологическую возможность производства различных бензиновых компонентов, как низкооктановых бензиновых фракций, так и октаноповышающих добавок на основе ароматических и олефиновых углеводородов и оксигенатов.

На данный момент наиболее распространенными высокооктановыми добавками к автомобильному бензину являются ароматические соединения и оксигенаты, содержание которых в стандартном бензине допускается не выше 35-42 и 5-27% об. соответственно, в зависимости от страны применения. Чаще всего ароматические компоненты вводят в состав бензина в виде риформата, содержащего более 50% аренов и обладающего высоким октановым числом. Помимо этого, в бензин могут вводиться индивидуальные углеводороды: толуол, ксилолы и другие, а также гидрированный бензин пиролиза, характеризующийся высоким содержанием ароматических углеводородов.

Оксигенаты, применяемые в составе бензина, как правило, представляют собой либо спирты, либо их простые эфиры. Наиболее распространенными спиртами являются этанол и метанол, а эфирами -метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ), метил-трет-амиловый эфир (МТАЭ), диизопропиловый эфир (ДИПЭ) и этил-трет-бутиловый эфир (ЭТБЭ).

Помимо этого, большим потенциалом в качестве компонента бензина обладает изооктен (ди-изобутилен). Промышленное производство изооктена заключается в димеризации изобутилена на гетерогенных кислотных катализаторах. Так как изооктен является олефином, его содержание в бензине ограничивается. Предельные нормы на содержание олефинов в бензине зависят от региона применения топлива и устанавливаются в национальных стандартах на бензин. Современные требования к автомобильному бензину в ведущих странах ограничивают содержание олефиновых углеводородов до 25% об. Например, в стандарте на бензин в Калифорнии (США) норма на содержание олефинов составляет 4% об., в Китае - 24% об., в Бразилии - 25% об. В России, как и в странах ЕС, содержание олефиновых углеводородов в автомобильном бензине не должно превышать 18% об.

Известна топливная композиция, состоящая из, % мас.: изомеризата 15,0-35,0; п-ксилола 30,0-39,0; изобутана 2,0-8,0; метил-трет-бутилового эфира 12,0-14,8; изооктена 1,0-9,5; алкилбензина до 30,0 и антиокислительной присадки Агидол до 0,2. Данная композиция обладает октановым числом 106-109 по исследовательскому методу и является специализированным топливом для гоночных, спортивных автомобилей, скутеров, мотоциклов (RU №2581464, 2016). Вовлечение значительных количеств дорогостоящих высокооктановых компонентов ограничивает целесообразность ее применения на технике, обладающей менее жесткими требованиями к детонационной стойкости бензина. Кроме того, компонентный состав описанной топливной композиции не предполагает возможности ее производства на базе газоперерабатывающего или нефте-газохимического предприятия.

Более близкой к изобретению является топливная композиция, описанная в патенте US №6565617, 2003, содержащая диизобутилен в количестве 5-20% об. и углеводородную фракцию, выкипающую в пределах 30-230°С. Композиция может дополнительно содержать оксигенаты, в качестве которых используют метанол, этанол, изопропанол и изобутанол в количестве от 0 до 10% об. Однако известная композиция не удовлетворяет соответствующим современным и перспективным требованиям по испаряемости (согласно ГОСТ 32513 и EN 228 температура конца кипения должна быть не выше 215°С). При этом, вследствие того, что указанная углеводородная фракция 30-230°С представляет собой смесь компонентов, получаемых на нефтеперерабатывающем заводе (алкилат, платформат, изомеризат, прямогонный бензин, рафинат), данная топливная композиция не может быть получена на базе газоперерабатывающего или нефте-газохимического предприятия.

Техническая проблема данного изобретения заключается в разработке высокооктанового бензина, соответствующего требованиям к бензину для автомобилей классов Евро-5, 6 и получаемого на основе продукции газоперерабатывающих и газохимических предприятий, а также в расширении арсенала высокооктанового бензина.

Указанная техническая проблема решается созданием высокооктанового бензина с температурой кипения не выше 215°C и октановым числом не менее 91 ед. по исследовательскому методу, содержащего в качестве основного компонента низкооктановый бензин газовый стабильный, ароматический компонент, метил-трет-бутиловый эфир и изооктен при следующем соотношении компонентов, % мас.:

ароматический компонент 1,0-41,0
метил-третбутиловый эфир 3,0-21,0
изооктен 0-17,0
низкооктановый бензин
газовый стабильный 42,0-61,0

При этом высокооктановый бензин в качестве ароматического компонента содержит ароматические углеводороды С710 в виде индивидуальных углеводородов или их смесей, жидкие продукты пиролиза.

Достигаемый технический результат заключается в создании высокооктанового бензина, содержащего вышеуказанные компоненты в количествах, позволяющих максимально эффективно использовать их антидетонационные свойства. Неожиданно высокая антидетонационная эффективность сочетания компонентов описываемого высокооктанового бензина - ароматического компонента, МТБЭ, изооктена и БГС, выявленная в результате проведения экспериментальных исследований, подтверждается высокими значениями октановых чисел смешения октаноповышающих компонентов.

Все компоненты топливной композиции производятся или могут быть произведены на базе предприятий газоперерабатывающего и нефтехимического комплекса.

Низкооктановый бензин газовый стабильный (БГС) представляет собой смесь предельных углеводородов С36 и выше. Его выделяют при переработке различных нефтяных газов (природного, попутного, нефтезаводских и др.) или газового конденсата. БГС представляет собой прозрачную бесцветную жидкость и имеет октановое число порядка 55-70 ед. Для применения в составе товарного автомобильного бензина требуется предварительная гидроочистка БГС в случае, если содержание серы в исходном сырье не позволяет получить БГС с содержанием серы не более 10-18 мг/кг без стадии гидроочистки.

В качестве ароматического компонента могут быть использованы толуол, этилбензол, ксилолы, ароматические углеводороды С910 в виде индивидуальных углеводородов или их смесей, а также в составе гидростабилизированных фракций бензина пиролиза (жидких продуктов пиролиза). На газо- и нефтехимических предприятиях ароматические компоненты получают в процессе пиролиза с последующим их выделением из гидростабилизированных жидких продуктов пиролиза. Таким способом можно получить толуол и смесь ксилолов, а также гидростабилизированный бензин пиролиза, содержащий преимущественно ароматические углеводороды С710. Необходимо отметить, что бензин пиролиза можно подвергать гидростабилизации совместно с БГС, оптимизируя, таким образом, капитальные и эксплуатационные затраты на производство высокооктанового бензина. Бензин пиролиза является побочным продуктом данного процесса, в то время как целевыми продуктами являются простейшие олефины: этилен, пропилен и бутилены. Дополнительное количество этилбензол а и изопропилбензола может быть получено путем алкилирования бензола, выделенного из смолы пиролиза, олефинами - этиленом и пропиленом соответственно. В качестве катализаторов в данном процессе могут быть использованы комплексы AlCl3 с HCl, либо Н3РО4, либо цеолиты. Также предприятия могут закупать ароматические компоненты со стороны.

Метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ) получают взаимодействием изобутилена с метанолом в присутствии кислых катализаторов. Источниками изобутилена на газоперерабатывающих и нефте-газохимических предприятиях могут быть либо процесс пиролиза, либо процесс дегидрирования изобутана. Наиболее распространенным в промышленности способом получения метанола является его синтез из оксида углерода (II) и водорода, получаемых из природного газа, угля или биомассы.

Изооктен (ди-изобутилен) в настоящее время не производится на российских предприятиях, однако вырабатывается в промышленном масштабе за рубежом. Суть процесса его получения заключается в димеризации изобутилена на твердокислотных катализаторах. Для проведения данного процесса могут быть использованы установки получения МТБЭ после незначительного переоборудования. Также известны технологии, позволяющие совместное получение как МТБЭ, так и изооктена.

Примеры 1-10.

Фактические показатели качества образцов компонентов высокооктанового бензина, приведены в таблице 1.

В качестве примеров предлагаемого изобретения готовят 10 образцов высокооктанового бензина, составы которых приведены в таблице 2, а результаты испытаний - в таблице 3. В таблице 3 приведены, также, нормы показателей качества автомобильного бензина по межгосударственному стандарту ГОСТ 32513, который разработан на основе российских стандартов ГОСТ Р 51105 и ГОСТ Р 51866 и соответствует Техническому регламенту TP ТС 013/2011, а также по европейскому стандарту EN 228. Указанные стандарты распространяются на бензины, предназначенные для автомобилей с нормами выбросов Евро-5/6.

Как видно из таблицы 3, описываемый состав высокооктанового бензина возможно получить на основе компонентов - низкооктанового бензина газового стабильного (БГС) с добавлением ароматических компонентов, МТБЭ и изооктена, взятых в вышеописанных количествах. Из данных указанной таблицы также следует, что на основе БГС возможно получать как высокооктановый бензин по ГОСТ 32513 (ГОСТ Р 51105, ГОСТ Р 51866) (образцы №№3-10), так и бензин по EN 228 (образцы №№1-4, 6-10), которые могут поставляться, в том числе, на экспорт.

Результаты испытаний показывают, что образцы высокооктанового бензина отвечают требованиям, предъявляемым к качеству высокооктанового автомобильного бензина по ГОСТ 32513 (ГОСТ Р 51105, ГОСТ Р 51866) или EN 228. Октановое число образцов по исследовательскому методу, составляющее от 91,0 до 98,1 ед., достигается благодаря использованию сочетания компонентов состава указанного бензина, а именно, БГС, ароматических компонентов, МТБЭ и изооктена, взятых в заявленных количествах.

Согласно предлагаемому изобретению, сочетание ароматических компонентов, МТБЭ и изооктена при их добавлении в низкооктановый бензин газовый стабильный позволяет максимально эффективно использовать их антидетонационные свойства. Неожиданно высокая антидетонационная эффективность сочетания ароматических компонентов, МТБЭ и изооктена в составе БГС, выявленная в результате проведения экспериментальных исследований, подтверждается высокими значениями октановых чисел смешения октаноповышающих компонентов, приведенных в таблице 4. Так ОЧИ смешения составляет 115,6-124,6 ед., а ОЧМ 104,4-111,0 ед. Данные значения существенно превышают известные из литературы октановые числа индивидуальных компонентов, приведенных в таблице 1.

Таким образом, описываемый высокооктановый бензин удовлетворяет всем требованиям к современным бензинам для автомобилей Евро-5/6. Производство данного бензина может быть организовано на газоперерабатывающем или нефте - газохимических предприятиях, а также на терминале смешения, на который необходимые компоненты будут поступать со стороны.

1. Высокооктановый бензин с температурой кипения не выше 215°C и октановым числом не менее 91 ед. по исследовательскому методу, содержащий в качестве основного компонента низкооктановый бензин газовый стабильный, ароматический компонент, метил-трет-бутиловый эфир и изооктен при следующем соотношении компонентов, мас.%:

ароматический компонент 1,0-41,0
метил-трет-бутиловый эфир 3,0-21,0
изооктен 0-17,0
низкооктановый бензин
газовый стабильный 42,0-61,0

2. Высокооктановый бензин по п. 1, отличающийся тем, что в качестве ароматического компонента содержит ароматические углеводороды С710 в виде индивидуальных углеводородов или их смесей, жидкие продукты пиролиза.



 

Похожие патенты:

Изобретение раскрывает добавку для снижения температуры потери текучести сырой нефти, которая содержит по меньшей мере один органический растворитель и от 20 до 40 % по массе по меньшей мере одного сополимера, состоящего из по меньшей мере двух сомономеров, при этом все сомономеры, составляющие сополимер, выбирают из групп (a) и (b) сомономеров, при этом группа (a) сомономеров состоит из акриловой кислоты и группа (b) сомономеров состоит из стирола, и при этом по меньшей мере один сополимер имеет среднечисловую молекулярную массу от 10000 до 30000 г/моль, доля сомономеров группы (a) в по меньшей мере одном сополимере в расчете на смесь сомономеров составляет от 2,0 до 9,0 % по массе.
Изобретение раскрывает состав экологически чистого дизельного топлива (ЭЧДТ), включающего гидроочищенное дизельное топливо с эфирной добавкой из продуктов этерификации жирных кислот растительного масла двухатомным спиртом – этиленгликолем, характеризующегося тем, что в состав дополнительно вводится антиокислительная присадка, состоящая из амидо-имидазолинов, полученных с помощью реакции конденсации жирных кислот, выделенных из талового масла, и аминов, при следующем соотношении компонентов, мас.%: гидроочищенное дизельное топливо 98,95, эфирная добавка 1,00, антиокислительная присадка 0,05.

Изобретение относится к области нефтехимического синтеза, в частности к способу получения алкенилфталамидосукцинимидов на основе ациклических диэтилентри- и триэтилентетраминов, которые могут быть использованы в качестве антикоррозийных, моющих и диспергирующих присадок в составе смазочных масел для уменьшения образования углеродистых отложений на деталях двигателей внутреннего сгорания.

Изобретение раскрывает композицию авиационного топлива, которая содержит (а) от приблизительно 10 до приблизительно 80 объемных процентов авиационного алкилата; (b) от приблизительно 5 до 50 объемных процентов изооктана; (с) от приблизительно 5 до 20 объемных процентов изопентана; (d) от приблизительно 5 до приблизительно 30 объемных процентов ароматических углеводородов, выбранных толуола, мезитилена или их комбинаций; (е) от приблизительно 0,5 до 500 мг Mn/л трикарбонила метилциклопентадиенила марганца; и (f) соединение для очистки от марганца, содержащее трикрезилфосфат, при этом данная композиция является по существу бессвинцовой и данная композиция имеет величину октанового числа по меньшей мере приблизительно 96, определенную с помощью метода тестирования ASTM D2700.

Изобретение относится к способу получения композиции дизельного топлива, включающему получение четвертичного аммониевого соединения осуществлением реакции (a) циклического третичного амина, содержащего менее 19 атомов углерода, который представляет собой N-алкил-гетероцикл, выбранный из пирролидина, пиперидина, морфолина, пиперазина, пиррола, имидазола и дигидропиррола, с (b) эпоксидом, выбранным из этиленоксида, пропиленоксида, бутиленоксида, пентиленоксида, гексиленоксида, гептиленоксида и простых глицидиловых эфиров, в присутствии (c) карбоновой кислоты, имеющей формулу R5COOH, где R5 представляет собой CHR11CHR12COOR13, где один из R11 и R12 представляет собой водород, а другой представляет собой полиизобутенильную группу или необязательно замещенную алкильную или алкенильную группу, содержащую от 6 до 50 атомов углерода, и R13 представляет собой водород или необязательно замещенную алкильную группу; и смешивание четвертичного аммониевого соединения с топливом.

Изобретение описывает топливную композицию низкосернистого дизельного топлива на основе дизельной фракции с содержанием серы менее 10 мг/кг, выкипающей в пределах 180-360°С, которая характеризуется тем, что содержит в качестве промоторов воспламенения органические перекиси, выбранные из группы: третбутилкумилпероксид, изобутилкумилпероксид, н-бутилкумилпероксид, и противоизносную присадку на основе карбоновых кислот при следующем соотношении компонентов, % мас.: органическая перекись - от 0,01 до 0,5, противоизносная присадка - от 0,005 до 0,1, дизельная фракция - до 100.

Изобретение относится к производству биодизельного топлива для использования в автотракторных двигателях. Изобретение касается способа производства биодизельного топлива на основе рапсового масла для автотракторных дизельных двигателей, включающего отделение выпавшего осадка в рапсовом масле, смешивание очищенного рапсового масла с дизельным топливом.

Изобретение описывает альтернативное автомобильное топливо для двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием с октановым числом не менее 90,0 единиц по исследовательскому методу, включающее в себя этиловый спирт и углеводородную фракцию, выкипающую до 225°С, при этом дополнительно содержит 2-метилфуран, причем этиловый спирт и 2-метилфуран представляют собой продукт переработки растительного целлюлозного сырья, получены в одном производственном цикле и входят в состав альтернативного топлива при следующем соотношении компонентов, масс.%: этиловый спирт и 2-метилфуран суммарно 5,0-50,0, углеводородная фракция - до 100,0.

Изобретение описывает способ получения жидкого углеводородного топлива из биомассы растительного происхождения, включающий использование вольфрамовой гетерополикислоты 2-18 ряда, имеющей химическую формулу H6[P2W18O62], и жидкого углеводородного растворителя, отличающийся тем, что в гальваническую ванну заливают 10-40% водный раствор гетерополикислоты в окисленной форме, имеющей химическую формулу H6[P2W18O62], после чего в ванну опускают графитовые электроды, которые подключают к источнику напряжения постоянного тока, и при разности потенциалов между катодом и анодом 2-4,5 В под действием постоянного электрического тока производят процесс восстановления гетерополианионного комплекса [P2W18O62]6- до [P2W18O62]24-, полученный водный раствор гетерополикислоты в восстановленной форме формулы H24[P2W18O62] порционно направляют в реактор, в который затем загружают биомассу растительного происхождения и углеводородный растворитель при массовом соотношении «углеводородный растворитель : биомасса растительного происхождения» в пересчете на сухое вещество с содержанием воды не более 10% масс.

Изобретение раскрывает способ получения жидкого ракетного топлива, пригодного в качестве ракетных топлив марок RP-1 или RP-2, включающий в себя: обеспечение наличия углеводородного керосинового компонента с точкой кипения в интервале от 145°C до 300°C при атмосферном давлении, точкой вспышки по меньшей мере 60°C или выше, измеренной в соответствии с ASTM D56, и плотностью при 15°C, составляющей не более 815 кг/м3; обеспечение некоторого количества компонента для смешивания, представляющего собой синтетическое циклопарафиновое керосиновое топливо, содержащего по меньшей мере 99,5% мас.
Изобретение раскрывает состав экологически чистого дизельного топлива (ЭЧДТ), включающего гидроочищенное дизельное топливо с эфирной добавкой из продуктов этерификации жирных кислот растительного масла двухатомным спиртом – этиленгликолем, характеризующегося тем, что в состав дополнительно вводится антиокислительная присадка, состоящая из амидо-имидазолинов, полученных с помощью реакции конденсации жирных кислот, выделенных из талового масла, и аминов, при следующем соотношении компонентов, мас.%: гидроочищенное дизельное топливо 98,95, эфирная добавка 1,00, антиокислительная присадка 0,05.
Наверх