Кулачковая муфта блокировки дифференциала

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к муфтам. Кулачковая муфта блокировки дифференциала состоит из двух полумуфт (1 и 2), имеющих торцевые зубья (3). Подвижная полумуфта (1) установлена на полуоси (4), а неподвижная полумуфта (2) соединена с чашкой дифференциала (5). Торцевые (6) поверхности зубьев (3) параллельны друг другу и перпендикулярны к оси (8) муфты. На торцевой поверхности (6) вершин (9) зубьев обеих муфт с левой и правой стороны каждого зуба имеются широкие скосы (10). Достигается надежность включения. 6 ил.

 

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к межколесным и межосевым дифференциалам ведущих мостов транспортных средств.

Известна муфта, имеющая торцевые зубья и содержащая установленные на валах ведущую и ведомую полумуфты, одна из которых установлена с возможностью осевого перемещения, а вторая жестко закреплена на ведущем валу. Для надежного включения в эту муфту встроены дополнительные центрирующие элементы (см. Поляков В.С и др. Справочник по муфтам. Л.: Машиностроение, Ленинградское отделение, 1974, с. 145, рис. IV.4).

Недостатком такой муфты является невозможность применения в межколесных дифференциалах автомобилей из-за сложности конструкции, ввиду наличия дополнительных сложных центрирующих элементов, необходимых для надежного включения муфты при незначительной несоосности оси неподвижной полумуфты и оси жестко закрепленной полумуфты.

Известна кулачковая муфта механизма блокировки межколесного дифференциала транспортного средства, на торце которой нарезаны зубья, взаимодействующие с зубьями, нарезанными на торце чашки коробки дифференциала. Муфта состоит из двух полумуфт, одна из которых подвижно установлена на полуоси с возможностью осевого перемещения, а другая неподвижная объединена с чашкой дифференциала (RU 69460 U1, МПК B60K 17/16 (2006.01), опубл. 27.1.2007).

Недостатком данной конструкции является низкая надежность включения муфты из-за того, что зубья одной из полумуфт могут не войти в соединение со впадинами другой полумуфты. Это может произойти ввиду наличия смещения оси полуоси, где установлена подвижная муфта, относительно оси чашки дифференциала, где находится неподвижная полумуфта.

Также известна, выбранная в качестве ближайшего аналога по совокупности существенных признаков и получаемому техническому результату, муфта блокировки межколесного дифференциала, состоящая из двух полумуфт, подвижной и неподвижной, содержащих торцевые зубья, и имеющая отверстие для установки стопорного кольца, паз для вилки включения, внутренние шлицы для установки муфты на чашку дифференциала и полуось, торцевые зубья полумуфт которой выполнены под углом к оси муфты и параллельно друг к другу, а их толщина уменьшается к основанию (RU №175068 U1, МПК B60K 17/02 (2006.01), F16D 11/10 (2006.01), опубл. 17.11.2017).

Недостатком устройства является сложность конструкции профиля торцевых зубьев полумуфт, что усложняет их проектирование и изготовление, т.к. режущий инструмент (фреза или резцовая головка) для правильного зацепления и контакта зубьев полумуфт движется по очень сложной траектории, рассчитываемой методами трехмерной графики и несколькими математическими приближениями.

Задача, решаемая изобретением, заключается в упрощении конструкции профиля зубьев муфты для более простого проектирования и изготовления торцевых зубьев полумуфт, обеспечивая при этом высокие показатели по надежности включения.

Для упрощения проектирования профиля зуба и его изготовления в производстве необходимо:

- чтобы зубья были нарезаны без уклона к продольной оси полумуфт, но тогда возникает возможность не включения блокировки из-за отсутствия самоцентрирования полумуфт, т.к. между полумуфтами дифференциалов всегда имеется отклонение осей, которая не позволяет самоцентрироваться полумуфтам;

- чтобы упростить изготовление зубьев необходимо применить прецизионную штамповку, но это увеличивает стоимость изготовления.

Поставленная задача была решена следующим образом.

В кулачковой муфте блокировки дифференциала, состоящей из двух полумуфт, выполненных с торцевыми зубьями, подвижной, установленной на полуоси, и неподвижной, соединенной с чашкой дифференциала, торцевые и боковые поверхности зубьев которых выполнены параллельно друг другу, и имеющей отверстие для установки стопорного кольца, паз для вилки включения, внутренние шлицы для установки муфты на чашку дифференциала и на полуось, торцевые и боковые поверхности торцевых зубьев подвижной и неподвижной полумуфт выполнены перпендикулярно к оси муфты, а на торцевой поверхности вершин зубьев обеих полумуфт имеются широкие скосы.

Перечисленные отличительные существенные признаки, заключающиеся в том, что торцевые и боковые поверхности торцевых зубьев подвижной и неподвижной полумуфт выполнены перпендикулярно к оси муфты, а на торцевой поверхности вершин зубьев обеих полумуфт имеются широкие скосы, в совокупности с известными, позволяют получить технический результат во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны данного изобретения.

Анализ известных технических решений, проведенный по научно-технической и патентной документации, показал, что совокупность существенных признаков заявляемого технического решения не известна из уровня техники.

Заявляемое техническое решение поясняется следующими чертежами:

фиг. 1 - кулачковая муфта блокировки дифференциала в сборе, общий вид в разрезе!

фиг. 2 - кулачковая муфта во включенном состоянии, вид в разрезе;

фиг. 3 - полумуфта, вид сбоку с вырезом;

фиг. 4 - подвижная полумуфта в аксонометрической проекции;

фиг 5, 6 - вид на торцевую часть полумуфт с выполнением зубьев режущей головкой или фрезерованием.

Кулачковая муфта блокировки дифференциала состоит из двух полумуфт 1 и 2, имеющих торцевые зубья 3. Подвижная полумуфта 1 установлена на полуоси 4, а неподвижная полумуфта 2 соединена с чашкой дифференциала 5 (или объединена совместно с ней).

Торцевые 6 и боковые 7 поверхности зубьев 3 параллельны друг другу и перпендикулярны к оси 8 муфты. На торцевой поверхности 6 и 7 вершин 9 зубьев обеих муфт имеются широкие скосы 10.

Зубья 3 полумуфт 1 и 2 могут быть изготовлены либо фрезерованием по окружности с радиусом R, совпадающим с радиусом обрабатывающей фрезы (фиг. 5), либо фрезерованием по прямой линии (фиг. 6).

Соотношение размеров зубьев муфты показано на фиг. 3:

b=от а/2 до а/5;

d=от b/2 до b/5;

с=от h/10 до h/5;

где:

а - толщина торцевого зуба полу муфты;

b - ширина скоса торцевого зуба полумуфты;

d - высота скоса торцевого зуба полумуфты;

h - высота профиля торцевого зуба полу муфты.

Такое соотношение размеров было выбрано опытным путем, и соответствует наиболее высоким характеристикам технологичности изготовления и надежности зацепления.

Кулачковая муфта блокировки дифференциала работает следующим образом.

В исходном состоянии между зубьями подвижной полумуфты 1 и неподвижной полумуфты 2 имеется зазор, обеспечивающий свободное вращение с разными угловыми скоростями чашки 5 дифференциала и полуоси 4.

При включении механизма блокировки дифференциала происходит перемещении подвижной полумуфты 1 вдоль полуоси 4. Зубья 3 подвижной полумуфты 1 и неподвижной полумуфты 2 входят в зацепление, обеспечивая совместное вращение чашки 5 дифференциала и полуоси 4 с одинаковой угловой скоростью, блокируя, тем самым, дифференциал.

При наличии смещения А оси 11 полуоси 4, относительно оси 12 чашки 5 дифференциала, зубья подвижной муфты 1, благодаря наличию скосов 10, скользят по скосам 10 или по торцевым поверхностям 6 вершин 9 зубьев неподвижной муфты 2, тем самым направляя торцевые зубья подвижной муфты 1 во впадину неподвижной муфты 2, что приводит к включению блокировки дифференциала.

При отключении механизма блокировки подвижная полумуфта 1 возвращается в исходное положение, выводя из зацепления зубья подвижной полумуфты 1 и неподвижной полумуфты 2.

Заявленная муфта имеет простую и надежную конструкцию, не зависящую от смещения осей между подвижной и неподвижной полумуфтами, обеспечивает быстрое сцепление зубьев полумуфт и включение блокировки.

Техническое решение возможно для реализации на стандартном технологическом оборудовании с использованием современных технологий и материалов.

Кулачковая муфта блокировки дифференциала, состоящая из двух полумуфт, выполненных с торцевыми зубьями, подвижной, установленной на полуоси, и неподвижной, соединенной с чашкой дифференциала, торцевые и боковые поверхности зубьев которых выполнены параллельно друг другу, и имеющая отверстие для установки стопорного кольца, паз для вилки включения, внутренние шлицы для установки муфты на чашку дифференциала и на полуось, отличающаяся тем, что торцевые поверхности торцевых зубьев подвижной и неподвижной полумуфт выполнены перпендикулярно к оси муфты, а на торцевой поверхности вершин зубьев обеих полумуфт с левой и правой стороны каждого зуба имеются широкие скосы.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к муфтам. Кулачковая муфта состоит из двух полумуфт.

Изобретение относится к системе отсоединения электродвигателя от трансмиссии привода. Система отсоединения силового привода (20) содержит корпус (22) и приводную муфту (32), установленную в корпусе (22).

Изобретение относится к транспортной технике. Узел цапфы колеса включает в себя первый вал, опирающийся на кулак, прикрепленный к шасси транспортного средства, и имеющий торцевые зубья; второй вал, прикрепленный к полуоси; катушку и нажимное кольцо, соединенное со вторым валом с возможностью вращения и с возможностью осевого смещения относительно первого вала и имеющее торцевые зубья, которые могут сцепляться с торцевыми зубьями первого вала под действием электромагнитного поля, возникающего при подаче напряжения на катушку, и отцепляться от зубьев первого вала.

Изобретение относится к устройству сцепления зацепляющегося типа посредством зацепления собачек друг с другом. Устройство сцепления включает первую деталь, вторую деталь, прижимающий механизм и механизм противодействующей силы.

Предлагаемое изобретение относится к машиностроению, в частности к муфтам отбора мощности для передвижного силового агрегата. Муфта отбора мощности для соединения силового агрегата 20 со вспомогательным механизмом 14, 16, 17, применяемым на строительных площадках, содержит упругий компонент силовой передачи внутри муфты.

Звено (400) торцового зубчатого соединения для вращательного соединения, содержащее: множество зубьев (402, 403), расположенных по кругу и выступающих от плоскости круга, продолжаясь в радиальном направлении (407) и периферийном направлении (409), причем боковая поверхность (411) зуба (403) из множества зубьев противоположна боковой поверхности (413) другого зуба (402) из множества зубьев, зуб (403) смежен с другим зубом (402) и отделен от другого зуба отделяющей поверхностью (404), содержащей плоскую поверхность (405), лежащую в плоскости круга, причем отделяющая поверхность (404) содержит центральный выступ (423) между боковой поверхностью (411) зуба (403) и боковой поверхностью (413) другого зуба (402), и выступ (423) выступает от плоскости круга.

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования в автотракторной технике для сцепления двигателя с коробкой передач. .

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано в устройствах для очистки поверхностей нагрева котла от отложений. .

Изобретение относится к муфтам, а более конкретно к односторонним муфтам. Односторонняя муфта содержит внутреннее кольцо, внешнее кольцо, выполненное на внешней поверхности внутреннего кольца в радиальном направлении, и ролики.
Наверх