Способ управления автоматическим повторным включением выключателя подстанции контактной сети переменного тока двухпутного участка



Способ управления автоматическим повторным включением выключателя подстанции контактной сети переменного тока двухпутного участка
Способ управления автоматическим повторным включением выключателя подстанции контактной сети переменного тока двухпутного участка
Способ управления автоматическим повторным включением выключателя подстанции контактной сети переменного тока двухпутного участка
Способ управления автоматическим повторным включением выключателя подстанции контактной сети переменного тока двухпутного участка
G01R31/00 - Устройства для определения электрических свойств; устройства для определения местоположения электрических повреждений; устройства для электрических испытаний, характеризующихся объектом, подлежащим испытанию, не предусмотренным в других подклассах (измерительные провода, измерительные зонды G01R 1/06; индикация электрических режимов в распределительных устройствах или в защитной аппаратуре H01H 71/04,H01H 73/12, H02B 11/10,H02H 3/04; испытание или измерение полупроводниковых или твердотельных приборов в процессе их изготовления H01L 21/66; испытание линий передачи энергии H04B 3/46)

Владельцы патента RU 2744492:

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Российский университет транспорта" (ФГАОУ ВО РУТ (МИИТ), РУТ (МИИТ)) (RU)

Изобретение относится к системной автоматике электрифицированных железных дорог, а именно к способу управления автоматическим повторным включением (АПВ) выключателя фидера с контролем устойчивого короткого замыкания (КЗ) в отключенной контактной сети (КС) переменного тока двухпутного участка. Задача изобретения - повышение надежности АПВ. Технический результат заключается в повышении надежности определения коротких замыканий в КС при протекании по смежному пути токов нагрузки. Сущность: контроль наведенного напряжения U в отключенной КС и тока второй питающей смежной линии контактной сети I2. При этом согласно способу если U больше U*, где U* - расчетное наведенное напряжение в случае устойчивого короткого замыкания на первой питающей линии при указанном токе смежной линии I2, то разрешается повторное включение выключателя, в противном случае повторное включение запрещается. 2 ил.

 

«Область техники, к которой относится изобретение»

Изобретение относится к системной автоматике электрифицированных железных дорог, а именно к способу управления АПВ выключателя питающей линии КС с контролем устойчивого короткого замыкания (КЗ) в отключенной контактной сети (КС) переменного тока двухпутного участка.

«Уровень техники»

Автоматизация тяговой сети переменного тока с АПВ выключателей питающих линий КС рассмотрены в [1], где предложены различные варианты устройств, определяющие, исчезло ли КЗ после отключения выключателя. В [2] предложено АПВ выключателя для двухпутного участка с контролем гармоник наведенного напряжения. Однако при новом подвижном составе с асинхронными двигателями, а также при включении статических генераторов реактивной мощности (СГРМ) уровень третьей гармоники в отключенной КС не будет отражать реальное наведенное напряжение магнитного влияния, и поэтому становится невозможным гарантировано установить наличие устойчивого КЗ. В [3] предложено АПВ выключателя для двухпутного участка с контролем уровня наведенного напряжения при включенной и отключенной контактной сети смежного (второго) пути.

Принимаем [3] за прототип. Таким образом, рассматриваем Способ управления автоматическим повторным включением выключателя подстанции контактной сети переменного тока с двумя питающими линиями двухпутного участка с постом секционирования и с трансформатором напряжения и с реле напряжения для контроля наведенного напряжения в контактной сети, причем выключатель и трансформатор напряжения установлены на питающей линии контактной сети первого пути, и к трансформатору напряжения подключена катушка реле напряжения через размыкающий блок-контакт выключателя питающей линии первого пути, а по опорам контактной сети проходит линия ДПР (линия два провода рельс), заключающийся в том, что после аварийного отключения выключателя измеряют наведенное напряжение U в контактной сети первого пути.

Недостаток этого способа [3]. Уровни наведенного напряжения электрического влияния при отсутствии КЗ (проходящее КЗ) и уровни наведенного напряжения магнитного влияния при устойчивом КЗ в ряде случаев соизмеримы, и поэтому нельзя надежно распознать: исчезло или осталось замыкание в контактной сети перед АПВ.

«Раскрытие изобретения»

Задача изобретения - повысить надежность определения устойчивого или проходящего КЗ в отключенной КС для управления АПВ.

Для достижения указанной задачи предложен способ управления автоматическим повторным включением выключателя подстанции контактной сети переменного тока с двумя питающими линиями двухпутного участка с постом секционирования и с трансформатором напряжения и с реле напряжения для контроля наведенного напряжения в контактной сети, причем выключатель со схемой управления и трансформатор напряжения установлены на питающей линии контактной сети первого пути, и к трансформатору напряжения подключена катушка реле напряжения через размыкающий блок-контакт выключателя питающей линии первого пути, а по опорам контактной сети проходит линия два провода рельс ДПР, заключающийся в том, что после аварийного отключения выключателя измеряют наведенное напряжение U в контактной сети первого пути. Согласно способу вводят трансформатор тока на питающую линию контактной сети второго пути, а в схему управления - контролируемый ток этого трансформатора тока h и рассчитывают от тока 1 г наведенное напряжение магнитного влияния U* и, если U больше U*, где U* - расчетное наведенное напряжение в случае устойчивого короткого замыкания на питающей линии первого пути при указанном токе смежной линии, то разрешается повторное включение выключателя, в противном случае повторное включение запрещается.

«Краткое описание чертежей»

Для пояснения предлагаемого способа управления АПВ на Фиг. 1 представлена структурную схему по способу управления АПВ выключателем питающей линии контактной сети. Фиг. 2 относится к расчету наведенного напряжения магнитного влияния.

«Осуществление изобретения»

На Фиг. 1 приведены следующие обозначения:

1 - шины 27,5 кВ тяговой подстанции.

2, 3 - выключатели питающих линий КС 1 и 2 путей.

4 - выключатель питающей линии ДПР.

5, 6 - контактная сеть нечетного (первого) и четного (второго) путей.

7 - линия ДПР.

8 - трансформатор напряжения ТН контроля наведенного напряжения.

9 - трансформатор тока выключателя смежной питающей линии.

10 - пост секционирования контактной сети.

11 - размыкающий блок-контакт выключателя 2.

12 - блок измерения напряжения.

13 - блок измерения тока выключателя смежной питающей линии.

14 - расчетный блок

15 - блок сравнения U>U*.

16 - команда на запрет включения выключателя.

17 - команда на включение выключателя по АПВ.

В соответствие с [4] при исследовании электромагнитных процессов будем рассматривать отдельно электрическое влияние, связанное с наличием в проводах КС и (или) ДПР напряжения, и магнитное влияние, обусловленное прохождением по тяговой сети переменного тока.

Влияние смежного пути учитывают путем определения магнитной составляющей наведенного напряжения по фактически измеренному току питающей смежной линии КС второго пути - I2 и коэффициенту магнитного влияния КМ, учитывающему магнитную связь между отключенной КС первого пути и КС смежного второго пути. Задача состоит в том, чтобы определить и сравнить наведенное напряжение в КС первого пути при наличии и отсутствии КЗ на этом же пути, но при наличии нагрузки на втором пути.

Рассмотрим определение наведенного напряжения, обусловленного магнитной составляющей от тока смежного пути по [5]. Предлагаем принимать расчетное место КЗ на первом пути - середина участка между подстанциями, то есть - у ПС-АВ, Фиг. 2 (выключатели QA1, QB1, QB2, QПA1. - отключены, остальные выключатели - включены).

Наведенное напряжение в начале линии (в месте установки TV) при заземлении ее на противоположном конце (устойчивое КЗ у ПС, Фиг. 2) равно [5]:

где - удельное сопротивление взаимной индукции между влияющей и подверженной влиянию линиями (Ом/км), которое зависит от ширины сближения - а (расстояние между смежными путями) и проводимости земли σ; IB=I2 - влияющий ток равен измеренному току смежной питающей линии; - длина сближения (длина отключенного участка КС, находящегося в зоне влияния смежного пути); S=ST⋅SP - результирующий коэффициент экранирующего действия, определяется по [5] в зависимости от наличия отсасывающих трансформаторов (при их отсутствии ST=1) и ширины сближения (коэффициент экранирующего действия рельсов, SP).

Для конкретного участка (между тяговой подстанцией и ПС) параметры ZM, S, будут постоянными величинами, поэтому можно заменить их произведение коэффициентом магнитного влияния:

тогда формула (1) примет вид:

При контроле тока смежной питающей линии I2 не известно, на каком расстоянии от тяговой подстанции находится ЭПС (неизвестно ), очевидно, что наибольшее влияние ЭПС окажет при сосредоточении у ПС или между ПС и смежной подстанцией (Фиг. 2), тогда влияние будет вдоль всей отключенной КС, ( см. Фиг. 2).

При расчете наведенного напряжения от I2 учтем падение напряжения ΔU, которое, наряду с UM, будет присутствовать при устойчивом КЗ в отключенной КС в месте установки TV:

где ΔUЭ - максимальное падение напряжение при металлическом устойчивом КЗ (определяется опытным путем, завешиванием штанги на отключенную КС и рельс при I2=0 [1]); КЗ=2÷3 - коэффициент запаса, учитывающий увеличение ΔUэ из-за переходного сопротивления между поврежденным элементом тяговой сети и заземленными конструкциями, при устойчивом но не металлическом КЗ. По опыту измерений на Горьковской ж.д. на разных участках в различных ситуациях при устойчивом металлическом КЗ максимальное падение напряжения ΔUЭ не превосходило 80-100 В [1].

Результирующее наведенное напряжение U* в отключенной КС при токе питающей смежной линии второго пути I2 равно векторной сумме [6]:

где U* - расчетное наведенное напряжение в случае устойчивого КЗ на первой питающей линии при указанном токе смежной лини.

При условии U>U* (измеренное наведенное напряжение превышает максимальное расчетное при устойчивом КЗ) делается вывод об отсутствии устойчивого КЗ в отключенной КС.

По опыту измерений на Горьковской ж.д. на разных участках в различных ситуациях при отсутствии устойчивого КЗ минимальное напряжение на TV при отключенной КС и работающих КС смежного пути и ДПР составляло 1000-3000 В и более [1].

Таким образом, данный способ управления АПВ, во-первых, не зависит от типа ЭПС или наличия или отсутствия на зоне СГРМ, т.е. является универсальным способом, во-вторых, основываясь на измеренном токе смежной питающей линии, обеспечивает необходимую чувствительность для контроля устойчивого КЗ.

Разберем работу схемы, реализующей предлагаемый способ управления АПВ. Пусть ПС - с индивидуальной защитой каждого выключателя. Тогда при работе защиты на питающей линии 2 пути отключается ее выключатель и одновременно выключатель питающей линии на ПС 10, кроме того, замыкается выходной блок-контакт 11 выключателя 2. Контактная сеть 5 остается без напряжения питания. Наведенное напряжение от трансформатора напряжения 8 поступает на блок 12 измерения напряжения, ток смежной питающей линии от трансформатора тока 9 поступает на блок 13 измерения тока. Далее определяют в расчетном блоке 14 напряжение U*. Если по блоку сравнения 15 условие U>U* не выполняется, то дается команда на запрет включения выключателя (16). Если же по блоку сравнения 15 U>U*, то дается команда на включения 17 выключателя питающей линии 2.

Если ПС на выключателях с групповой защитой с выдержкой времени или на разъединителях [1], то при КЗ отключаются выключатели всех питающих линий межподстанционной зоны, КС обоих путей обесточена, контролируемый ток (I2) смежной питающей линии равен нулю. Расчетное наведенное напряжение при этом:

Контроль устойчивого КЗ будет осуществлен путем оценки величины электрического влияния от линии ДПР. Согласно опытным данным [1] при влиянии только линии ДПР в случае проходящего КЗ величина измеренного наведенного напряжения составит 1000-2500 В, а в случае устойчивого КЗ оно, как указано, не превысит 80-100 В, при такой разности значений будет обеспечен гарантированный контроль устойчивого или проходящего КЗ.

Технико-экономический эффект изобретения определяется снижением числа пережогов и объемов повреждения тяговой сети в аварийных ситуациях, а также снижением износа коммутационной аппаратуры и силовых трансформаторов.

Литература

1. Герман Л.А., Герман В.Л. Автоматизация электроснабжения тяговой сети переменного тока. / Монография М.: МИИТ, 2014. - 173 с

2. Патент на изобретение №2498328 от 19.04.2012 Способ управления автоматическим повторным включением выключателя фидера с контролем короткого замыкания в контактной сети (Герман Л.А., Герман В.Л.)

3. Патент на изобретение №2531025 от 07.09.12 Устройство контроля короткого замыкания в контактной сети переменного тока двухпутного участка железной дороги (Герман Л.А., Герман В.Л., Жевлаков Д.А., Попов А.Ю.)

4. Ратнер М.П. Индуктивное влияние электрифицированных железных дорог на электрические сети и трубопроводы. М.: Транспорт, 1966 - 164 с.

5. Справочник по электроснабжению железных дорог. Т. 1 / Под редакцией К.Г. Марквардта // М.: «Транспорт», 1980. - 256 с.

6. Бадер М.П. Электромагнитная совместимость / Учебник для вузов ж.д. транспорта // М: УМК МПС, 2002. - 638 с.

Способ управления автоматическим повторным включением выключателя подстанции контактной сети переменного тока с двумя питающими линиями двухпутного участка с постом секционирования и с трансформатором напряжения и с реле напряжения для контроля наведенного напряжения в контактной сети, причем выключатель со схемой управления и трансформатор напряжения установлены на питающей линии контактной сети первого пути, и к трансформатору напряжения подключена катушка реле напряжения через размыкающий блок-контакт выключателя питающей линии первого пути, а по опорам контактной сети проходит линия два провода рельс ДПР, заключающийся в том, что после аварийного отключения выключателя измеряют наведенное напряжение U в контактной сети первого пути, отличающийся тем, что вводят трансформатор тока на питающую линию контактной сети второго пути, а в схему управления - контролируемый ток этого трансформатора тока I2, и рассчитывают от тока I2 наведенное напряжение магнитного влияния U* и, если U больше U*, где U* - расчетное наведенное напряжение в случае устойчивого короткого замыкания на питающей линии первого пути при указанном токе смежной линии, разрешается повторное включение выключателя, в противном случае повторное включение запрещается.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к дефектоскопии изоляции трёхжильных трёхфазных кабельных линий номинальным напряжением 6 кВ и выше, в частности методом частичных разрядов (ЧР).

Изобретение относится к области электроэнергетики, в частности к способам диагностики технического состояния опорно-стержневой фарфоровой изоляции на цифровых подстанциях.

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к измерительным преобразователям с частотной формой выходных сигналов. Технический результат заключается в обеспечении возможности проверки в импульсном режиме работоспособности частотозадающих элементов измерительного преобразователя и тем самым преобразователя в целом на всех этапах эксплуатации.

Изобретение относится к метрологии, в частности к средствам идентификации проводов, кабелей с использованием акустических сигналов. Устройство идентификации проводов, кабелей с использованием акустических сигналов содержит три вибрационных динамика, звукосниматель, генератор звуковых частот, выполненный на первом микроконтроллере, цифровой индикатор уровня звукового давления, выполненный на втором микроконтроллере, устройство приема информации, устройство усиления сигнала, два ЖК дисплея.

Изобретение относится к областям электротехники и электроэнергетики и может использоваться на электрических станциях для оценки технического состояния изоляции обмотки статора турбогенераторов, включенных в сеть с помощью измерения в них частичных разрядов.

Изобретение относится к технической диагностике, в частности, для определения технического состояния стартера и генератора переменного тока непосредственно на автомобиле.

Изобретение относится к контроллеру для установки подачи электрической энергии, содержащему вход первого уровня заполнения, на который может быть доставлен первый уровень заполнения первого накопителя энергии установки подачи электрической энергии.

Изобретение относится к методам определения азимутальной эффективности GSM радиосвязи интегрированных в автотранспортные средства приемо-передатчиков систем/устройств вызова экстренных оперативных служб.

Изобретение относится к технике измерения параметров полупроводниковых светоизлучающих гетероструктур и светодиодов на их основе и может быть использовано для контроля качества светодиодов на основе GaN и их разделения по уровню энергетической эффективности.

Изобретение относится к системе автоматизации тягового электроснабжения железных дорог, а именно к устройствам контроля короткого замыкания в контактной сети переменного тока двухпутного участка.
Наверх