Система контроля и оповещения при проведении работ в опасной зоне

Изобретение относится к средствам оповещения персонала при проведении работ. Система включает пост (1) контроля и оповещения содержащий нейросетевой блок (4) обработки с подключенной видеокамерой (3), блок (5) сигнализации, блок (6) цифровой карты зон контроля, приемопередатчик (7), блок (8) памяти, блок (9) индикации, блок (10) ввода данных и центральный процессор (11), блок (24) сопряжения; носимое устройство (2), включающее установленные в едином корпусе микропроцессор (12), приемопередатчик (13), блок (14) памяти, блок (15) формирования речевого сообщения, блок (16) определения положения носимого устройства, приемник (17) навигационных сигналов, блок питания, а также размещенные на внешней стороне корпуса кнопку (18) экстренного вызова, средство включения блока питания, блок (19) индикации, блок (20) сигнализации, видеокамеру (21), микрофон (22), динамик (23), разъем (25) для подключения к блоку (24) сопряжения; Оборудование на подвижном составе (26) с устройством безопасности на релейной элементной базе, а именно, приемопередатчик (27), блок (28) индикации, блок (29) звуковой сигнализации и приемник (30) навигационных сигналов. Достигается повышение безопасности исполнителей работ. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Настоящее изобретение относится к области железнодорожной техники и может быть использовано для контроля и оповещения исполнителей при проведении работ в опасной зоне.

Основным источником информации о возможном воздействии опасных производственных факторов для работников, выполняющих работы, связанные с выходом на железнодорожные пути (т.е. в т.н. опасной зоне), являются радиопереговоры, осуществляемые как с дежурно-диспетчерским персоналом (например, на станции, с дежурным по станции), так и с другими работниками, находящимися на путях, например, сигналистом (или работником по ограждению мест производства работ и закреплению подвижного состава на железнодорожном транспорте).

Недостаток индивидуального информирования посредством радиосвязи заключается в том, что дежурно-диспетчерский персонал не всегда знает точного месторасположения каждого работника на путях или не всегда обладает полнотой информации обо всех опасных производственных факторах.

Известна система оповещения работников на железнодорожных путях при производстве ремонтно-путевых работ, содержащая передающее устройство и оповещатели; передающее устройство представляет собой рацию, находящуюся у сигналистов, передающую сигнал на оповещатели, представляющие собой браслеты, находящиеся у всех работников, задействованных в ремонтно-путевых работах, принимающие сигнал в виде вибрации и светового оповещения, при этом браслеты дополнительно снабжены кнопкой обратной связи, при нажатии которой передается сигнал на пульт управления руководителя, который в свою очередь предназначен для приема сигнала от передающего устройства о приближении подвижного поезда, контроля за исправностью системы и приема тревожных сигналов от браслетов о срочной необходимости приостановить работы (RU 2701267 С1, B61L 23/06, 25.09.2019).

Известная система оповещения работников на железнодорожных путях требует обязательного наличия сигналиста, который выявляет наличие опасного производственного фактора (движущегося подвижного состава).

Кроме того, применение браслетов может быть неприменимо для ряда работников, взаимодействующих с подвижным составом, например, составителей поездов, осуществляющих проезд на подножке подвижного состава, по соображениям техники безопасности, так как может привести к травмированию.

Наиболее близким аналогом к заявляемому изобретению является комплекс видеонаблюдения и определения местоположения, физического состояния человека, включающий центр мониторинга и видеонаблюдения, N носимых терминальных устройств, включающих в себя объединенные беспроводным интерфейсом видеокамеру с модулем беспроводного интерфейса, расположенных на человеке, связанных с центром мониторинга и видеонаблюдения, с наличием в терминальном устройстве навигационного приемника сигналов спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Gallileo, компаса с модулем беспроводного интерфейса, аудиогарнитуры с модулем беспроводного интерфейса; устройства отображения графической информации с емкостным экраном и модулем беспроводного интерфейса, двух датчиков измерения сердечного ритма с модулем беспроводного интерфейса, приемопередатчика с трансивером для передачи видеоинформации, трансивером для передачи/приема аудиоинформации и данных; микроконтроллером управления и сжатия видеоинформации с модулем беспроводного интерфейса, GSM-модемом, модулем шифрования информации и модулем обнаружения RFID-метки; наличием в центре мониторинга и видеонаблюдения N трансиверов для приема видеоинформации (по количеству носимых терминальных устройств), трансивера для передачи/приема аудиоинформации и данных, GSM-модема, подключенных через модуль шифрования к персональной вычислительной машине оператора; одновременно в состав носимого терминального устройства и в состав центра мониторинга и видеонаблюдения входят модули шифрования, обеспечивающие защиту передаваемой информации (RU 2013149592 A, G08B 21/02, 20.05.2015).

Недостатком известного комплекса является отсутствие возможности выявления в режиме реального времени опасных производственных факторов на железнодорожных путях и прогнозирования их наступления с последующим оповещением исполнителей работ в автоматическом режиме.

Технический результат заключается в повышении эффективности контроля и оповещения при проведении работ в опасных зонах за счет автоматизации процесса контроля и оповещения исполнителей, а также за счет прогнозирования наступления опасных производственных факторов в зонах контроля.

Технический результат достигается тем, что система контроля и оповещения при проведении работ в опасной зоне содержит пост контроля и оповещения, носимые устройства для исполнителей работ и, по крайней мере, одну видеокамеру, установленную в каждой зоне контроля, при этом пост контроля и оповещения включает блок обработки, блок сигнализации, блок цифровой карты зон контроля, приемопередатчик, блок памяти, блок индикации, блок ввода данных и центральный процессор, входы/выходы которого соединены с выходами/входами приемопередатчика, блока цифровой карты зон контроля и блока памяти, выходы – с входами блока сигнализации и блока индикации, а входы соединены с выходами блока ввода данных и блока обработки, алгоритмы обработки которого построены с применением искусственного интеллекта, носимое устройство включает установленные в едином корпусе микропроцессор, приемопередатчик, блок памяти, блок формирования речевого сообщения, блок определения положения носимого устройства, приемник навигационных сигналов, блок питания, а также размещенные на внешней стороне корпуса кнопку экстренного вызова, средство включения блока питания, блок индикации, блок сигнализации, видеокамеру, микрофон и динамик, подключенный через блок формирования речевого сообщения к первому выходу микропроцессора, соединенного вторым и третьим выходами соответственно с входами блоков сигнализации и индикации, входами – с выходами микрофона, видеокамеры, блока определения положения носимого устройства, кнопкой экстренного вызова и приемника навигационных сигналов, а входами/выходами микропроцессор соединен с выходами/входами блока памяти и приемопередатчика, выполненного с возможностью взаимодействия по каналу радиосвязи с приемопередатчиком поста контроля и оповещения, причем блок обработки поста контроля и оповещения связан с выходами видеокамер.

При этом пост контроля и оповещения системы дополнительно может включать блок сопряжения, входами/выходами соединенный с другими выходами/входами центрального процессора, а носимое устройство - установленный на внешней стороне корпуса и подключенный к другим выходам/входам микропроцессора разъем для подключения к блоку сопряжения поста контроля и оповещения.

Для информирования машиниста управляемого подвижного состава с устройством безопасности на релейной элементной базе на подвижном составе дополнительно установлен приемопередатчик, выполненный с возможностью взаимодействия по радиоканалу с приемопередатчиком поста контроля и оповещения, блок индикации, блок звуковой сигнализации и приемник навигационных сигналов, выходом подключенный ко входу приемопередатчика, выход которого соединен с входами установленных в кабине машиниста блока индикации и блока звуковой сигнализации.

Для информирования машиниста управляемого подвижного состава с устройством безопасности на микропроцессорной элементной базе на подвижном составе дополнительно установлен приемопередатчик, подключенный к устройству безопасности, при этом приемопередатчик выполнен с возможностью взаимодействия по радиоканалу с приемопередатчиком поста контроля и оповещения.

Сущность изобретения поясняется чертежами на фиг. 1 – 3, на которых представлены структурные схемы вариантов выполнения системы контроля и оповещения при проведении работ в опасной зоне.

Система контроля и оповещения при проведении работ в опасных зонах (см. фиг. 1) содержит пост 1 контроля и оповещения, носимые устройства 2 для исполнителей работ и видеокамеры 3, установленные в зоне контроля.

Пост 1 контроля и оповещения включает блок 4 обработки, блок 5 сигнализации, блок 6 цифровой карты зон контроля, приемопередатчик 7, блок 8 памяти, блок 9 индикации, блок 10 ввода данных и центральный процессор 11, входы/выходы которого соединены с выходами/входами приемопередатчика 7, блока 6 цифровой карты зон контроля и блока 8 памяти, выходы – с входами блока 5 сигнализации и блока 9 индикации, а входы соединены с выходами блока 10 ввода данных и блока 4 обработки, алгоритмы обработки которого построены с применением искусственного интеллекта.

Носимое устройство 2 включает установленные в едином корпусе микропроцессор 12, приемопередатчик 13, блок 14 памяти, блок 15 формирования речевого сообщения, блок 16 определения положения носимого устройства, приемник 17 навигационных сигналов, блок питания (на чертеже не показан), а также размещенные на внешней стороне корпуса кнопку 18 экстренного вызова, средство включения блока питания (на чертеже не показан), блок 19 индикации, блок 20 сигнализации, видеокамеру 21, микрофон 22 и динамик 23, подключенный через блок 15 формирования речевого сообщения к первому выходу микропроцессора 12, соединенного вторым и третьим выходами соответственно с входами блоков 20 и 19 сигнализации и индикации, входами – с выходами микрофона 22, видеокамеры 21, блока 16 определения положения носимого устройства 2, кнопкой 19 экстренного вызова и приемника 17 навигационных сигналов, а входами/выходами микропроцессор 12 соединен с выходами/входами блока 14 памяти и приемопередатчика 13, выполненного с возможностью взаимодействия по каналу радиосвязи с приемопередатчиком 7 поста 1 контроля и оповещения.

При этом блок 4 обработки поста 1 контроля и оповещения связан с выходами видеокамер 3.

Кроме того, пост 1 контроля и оповещения включает блок 24 сопряжения, входами/выходами соединенный с другими выходами/входами центрального процессора 11, а носимое устройство - установленный на внешней стороне корпуса и подключенный к другим выходам/входам микропроцессора 12 разъем 25 для подключения к блоку 24 сопряжения поста 1 контроля и оповещения.

В другом варианте выполнения (см. фиг 2) система контроля и оповещения при проведении работ в опасной зоне дополнительно содержит установленные на управляемом подвижном составе 26 с устройством безопасности на релейной элементной базе приемопередатчик 27, выполненный с возможностью взаимодействия по радиоканалу с приемопередатчиком 7 поста 1 контроля и оповещения, блок 28 индикации, блок 29 звуковой сигнализации и приемник 30 навигационных сигналов, выходом подключенный ко входу приемопередатчика 27, выход которого соединен с входами блока 28 индикации и блока 29 звуковой сигнализации, при этом блок 28 индикации и блок 29 звуковой сигнализации установлены в кабине машиниста.

В третьем варианте выполнения (см. фиг. 3) система контроля и оповещения при проведении работ в опасной зоне дополнительно содержит установленный на управляемом подвижном составе 31 с устройством безопасности, на микропроцессорной элементной базе приемопередатчик 32, подключенный к устройству 33 безопасности, при этом приемопередатчик 32 выполнен с возможностью взаимодействия по радиоканалу с приемопередатчиком 7 поста 1 контроля и оповещения.

Система контроля и оповещения при проведении работ в опасной зоне (см. фиг. 1) функционирует следующим образом.

Видеокамеры 3 установлены таким образом, чтобы обеспечить покрытие всей зоны контроля участка железнодорожной линии, станции или иных производственных помещений. Каждая видеокамера 3 связана с блоком 4 обработки поста 1 контроля и оповещения посредством линии связи. Линия связи в зависимости от местных условий может быть выполнена беспроводной по технологии Wi-Fi или проводной по технологии Ethernet или в виде их модификаций.

Видеокамеры 3 в режиме реального времени фиксируют видеоизображение зоны контроля и направляют их в блок 4 обработки.

Блок 4 обработки представляет собой микропроцессорное устройство. При возникновении или изменении положения предметов, людей и т.п. в кадрах видео, поступающих от видеокамер 3, блок 4 обработки на основе алгоритмов, построенных с применением искусственного интеллекта, определяет: тип опасного производственного фактора (движущийся подвижной состав, негабаритное место, обрыв провода контактной сети, разлив опасного груза и т.п.), местоположение и границы зоны воздействия опасного производственного фактора. Кроме того, блок 4 по результатам обработки прогнозирует возможность возникновения опасного производственного фактора, например, выявляет вагоны с опасными грузами, которые могут стать причиной возникновения опасного производственного фактора, связанного со свойствами химического воздействия на организм человека, и определяет их местоположение, отслеживает изменение их состояния и т.п. Результаты обработки блок 4 направляет в центральный процессор 11.

Блок 6 цифровой карты зон контроля выполнен в виде запоминающего устройства, содержащего в координатной форме информацию о зонах контроля, включая информацию об объектах путевой инфраструктуры, информацию об известных из нормативных документов на момент проектирования системы опасных производственных факторах (местоположении негабаритных мест и пр.).

Центральный процессор 11 анализирует результаты обработки видеоизображения зон контроля и передает в блок 6 информацию о типах вновь выявленных опасных производственных факторов и их местоположении и границах в зонах контроля для записи на цифровую карту. При этом информация о вновь выявленных опасных производственных факторах и их границах в зонах контроля отображается на мониторе блока 9 индикации.

Перед началом проведения работ в опасной зоне оператор поста 1 контроля и оповещения с помощью блока 10 ввода данных регистрирует идентификационный номер носимого устройства 2 за конкретным исполнителем работ и вводит эти данные в центральный процессор 11. Данные о закреплении носимого устройства 2 за конкретным исполнителем центральный процессор 11 направляет в блок 8 памяти.

Выдача носимого устройства 2 закрепленному за ним исполнителю работ и контроль того, что работник разместил устройство 2 на форменной одежде на груди, осуществляют до начала смены, например, на инструктаже по технике безопасности или планерке. Сдача носимого устройства 2 работником осуществляется после смены.

При проведении работ в зонах контроля блок питания носимого устройства 2 находится во включенном состоянии. Приемник 17 навигационных сигналов взаимодействует с системой спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС и определяет местоположение носимого устройства 2, а, следовательно, и местоположение исполнителя работ. Координаты местоположения приемник 17 навигационных сигналов направляет в микропроцессор 12.

Кроме, того в режиме реального времени видеокамера 21 осуществляет съемку места проведения работ, а микрофон 22 регистрирует звуки на месте проведения работ.

Данные о результатах видеосъемки и звуковом фоне места проведения работ исполнителя видеокамера 21 и микрофон 22 передают в микропроцессор 12, который направляет их в блок 14 памяти.

Блок 14 памяти представляет собой энергонезависимую память, например, flesh-накопитель. Накопление такого значительного объема информации в блоке 14 памяти носимого устройства 2 позволяет не загружать беспроводную линию связи.

Кроме того, блок 14 памяти может содержать запись для последующего воспроизведения в целях ассистирования работнику, снабженному носимым устройством 2. Запись последовательности и порядка проведения работ в блок 14 памяти осуществляется перед началом рабочей смены. Носимое устройство 2 через разъем 25 подключают к блоку 24 сопряжения. Дежурно-диспетчерский персонал или ответственный оператор посредством блока 10 вводит данные о последовательности и порядке работ в центральный процессор 11, который отправляет их в блок 8 памяти, а через блок 24 сопряжения и разъем 25 передает в микропроцессор 12 для записи в блок 14 памяти носимого устройства 2.

Микропроцессор 12 по данным приемника 17 навигационных сигналов формирует соответствующее сообщение и через приемопередатчик 13 передает по радиоканалу приемопередатчику 7 поста 1 контроля и оповещения, который направляет его в центральный процессор 11. Каждое сообщение включает также идентификационный номер носимого устройства 2, который позволяет идентифицировать исполнителя работ.

Координаты местоположения носимого устройства 2 могут быть недостаточно точными. Это особенно сильно проявляется при нахождении в непосредственной близости крупных металлоконструкций, вагонов, а также в межвагонном и подвагонном пространствах, внутри зданий и сооружений.

По данным о местоположении носимого устройства 2 центральный процессор 11 запрашивает данные цифровой карты блока 6, определяет зону контроля, в которой находится исполнитель работ, и определяет видеокамеры 3, в поле зрения которых он может находиться. По результатам обработки блоком 4 изображений этих видеокамер 3 центральный процессор 11 уточняет координаты местонахождения исполнителя работ и передает их в блок 6 для регистрации на цифровой карте.

При этом на мониторе блока 9 индикации отображаются: в режиме реального времени схематический план контролируемой зоны с местоположением исполнителей работ, снабженных носимыми устройствами 2, границы известных и выявленных опасных производственных факторов. Это позволяет дежурно-диспетчерскому персоналу или ответственному оператору наблюдать сложившуюся ситуацию в зоне контроля. При необходимости дежурно-диспетчерский персонал или ответственный оператор с помощью блока 9 может запросить у центрального процессора 11 данные изображения конкретной видеокамеры 3 с расшифровкой опасного производственного фактора для передачи их в блок 9 индикации.

Кроме того, дежурно-диспетчерский персонал или ответственный оператор с помощью блока 10 ввода данных может запросить видеоизображение и звук в текущий момент времени от конкретного носимого устройства 2. В этом случае центральный процессор 11 формирует соответствующее адресное сообщение, передает его на вход приемопередатчика 7, который по радиоканалу направляет его в приемопередатчик 13 конкретного носимого устройства 2 для передачи в микропроцессор 12, который формирует соответствующее сообщение, включающее данные о результатах съемки и звуковом фоне места проведения работ исполнителя работ, полученные в данный момент времени от видеокамеры 21 и микрофона 22.

Сформированное сообщение микропроцессор 12 через приемопередатчик 13 по радиоканалу передает приемопередатчику 7 поста 1 контроля и оповещения для направления центральному процессору 11, который передает их в блок 9 индикации. При этом на мониторе блока 9 индикации отображается в режиме реального времени видеоизображение места проведения работ, а также звуковой фон места проведения работ. Это позволяет обеспечить контроль за совершаемыми конкретным исполнителем работ действиями, обеспечить контроль выполнения правил техники безопасности, правильности выполнения отдельных операций, оперативное получение обратной связи от исполнителя работ с носимым устройством 2, находящегося на железнодорожных путях.

Центральный процессор 11 записывает в автоматическом режиме данные о текущем состоянии схематического плана контролируемых зон из блока 6; результаты обработки от блока 4 обработки; запросы дежурно-диспетчерского персонала или ответственного оператора от блока 10, информацию об обмене данными поста 1 контроля и оповещения с носимыми устройствами 2 в блок 8 памяти, представляющий собой энергонезависимую память, выполненную в виде жесткого диска, SSD-накопителя и т.п.

По запросу дежурно-диспетчерского персонала или ответственного оператора с помощью блока 10 на мониторе блока 9 индикации доступно отображение архивных данных, хранящихся в блоке 8 памяти, что позволяет осуществлять расследование различных инцидентов, связанных с нарушением правил техники безопасности, регламента работ, регламента переговоров и т.п.

Центральный процессор 11 сопоставляет скорректированную координату местоположения исполнителя работ с носимым устройством 2 с координатами опасных производственных факторов. При нахождении исполнителя работ в непосредственной близости от границ зоны воздействия опасного производственного фактора или в границах этой зоны центральный процессор 11 в автоматическом режиме формирует соответствующее сообщение об опасности и передает его через приемопередатчик 7, радиоканал и приемопередатчик 13 в микропроцессор 12 носимого устройства 2.

Микропроцессор 12, получив сообщение об опасности, передает соответствующий сигнал в блоки 19 и 20 для включения световой индикации и/или звуковой сигнализации, оповещающий исполнителя работ о наличии опасности, а в блок 15 – сообщение для формирования речевого сообщения для оповещения об опасности, воспроизводимого динамиком 23.

Кроме того, текстовый вариант сообщения для оповещения об опасности микропроцессор 12 выводит на табло индикации блока 19. Факт поступления сигнала об опасности микропроцессор 12 передает в блок 14 памяти. Таким образом, исполнитель работ автоматически в режиме реального времени получает информацию о характере опасного производственного фактора, т.е. без задействования дежурно-диспетчерского персонала или ответственного оператора. Это позволяет снизить возможные последствия воздействия опасного производственного фактора.

При этом информацию об опасности центральный процессор 11 передает в блок 5 сигнализации для привлечения внимания дежурно-диспетчерского персонала или ответственного оператора к сложившейся ситуации, а на монитор блока 9 индикации выводит видеоизображение от видеокамер 3 зоны контроля, в которой находится исполнитель работ, и видеоизображения от видеокамеры 21 носимого устройства 2.

В случае, если самочувствие исполнителя работ ухудшилось, он нажимает кнопку 18 экстренного вызова. При получении такого сигнала микропроцессор 12 формирует соответствующее сообщение, которое передает через приемопередатчик 13, канал радиосвязи и приемопередатчик 7 в центральный процессор 11. Центральный процессор 11, получив такое сообщение, передает соответствующий сигнал в блок 5 для включения звукового сигнала, информируя о наличии внештатной ситуации в зоне контроля, а также инициирует запрос этому носимому устройству 2 для направления в режиме реального времени данных видеосъемки и звукового фона с места проведения работ исполнителя. Полученные в ответ на запрос данные центральный процессор 11 передает в блок 9 индикации для визуального представления дежурно-диспетчерскому персоналу или ответственному оператору. Это позволяет дежурно-диспетчерскому персоналу или ответственному оператору незамедлительно осуществить проверку и в случае отсутствия опасности жизни и здоровью исполнителя работ отключить действие блока 5 путем задания соответствующей команды центральному процессору 11 с помощью блока 10 ввода данных.

Посредством блока 10 ввода данных дежурно-диспетчерский персонал или ответственный оператор может ввести информацию о ранее неизвестном опасном производственном факторе в центральный процессор 11 для передачи блок 6 цифровой карты зон контроля, если нажатие кнопки 18 экстренного вызова на носимом устройстве 2 было вызвано встречей исполнителя работ с опасным производственным фактором, который был ранее неизвестен.

При сохранении угрозы жизни и здоровью исполнителя работ дежурно-диспетчерский персонал или ответственный оператор с помощью блока 10 ввода данных вводит команду центральному процессору 11 для формирования сообщения о необходимости оказания помощи исполнителю с указанием его местоположения и передачи на носимые устройства 2 исполнителей работ, находящихся в пределах зоны контроля.

При отсутствии соответствующей команды от блока 10 ввода данных центральный процессор 11 на схематическом плане цифровой карты вносит изменения для обозначения координат местонахождения носимого устройства 2 как координаты исполнителя работ, потерявшего сознание. Эта информация также отображается на мониторе блока 9 индикации.

Блок 16 определения положения носимого устройства представляет собой набор датчиков: акселерометр, гироскоп, магнитометр. По получаемым от этих датчиков данным формируется информация о положении носимого устройства 2 в пространстве. При резком изменении положения носимого устройства 2 в пространстве, что соответствует падению человека: с высоты или на поверхность, на которой он находится, включая случаи, вызванные потерей сознания, - блок 16 вырабатывает соответствующий сигнал и передает его на вход микропроцессора 12. Алгоритм функционирования системы в этом случае аналогичен для случая нажатия кнопки 18 экстренного вызова.

Для обеспечения передачи большого объема информации, сохраненного в блоке 14 памяти за смену, продолжительность которой может составлять двенадцать и более часов, разъем 25 носимого устройства 2 исполнителя работ подключают к блоку 24 сопряжения поста 1 контроля и оповещения после смены. Дежурно-диспетчерский персонал или ответственный оператор с помощью блока 10 ввода данных вводит соответствующую команду центральному процессору 11, который направляет через блок 24 сопряжения и разъем 25 запрос микропроцессору 12 для предоставления всей архивной информации из блока 14 памяти. Это позволяет в последующем просматривать дежурно-диспетчерскому персоналу или ответственному оператору архив видеозаписей, а также не передавать без необходимости большой объем данных по беспроводной линии связи в режиме реального времени.

Система дополнительно обеспечивает контроль движения подвижных составов в зонах контроля и оповещение локомотивных бригад и машинистов.

В одном из вариантов выполнения системы (см. фиг. 2) на управляемом подвижном составе 26 с устройством безопасности, выполненном на релейной элементной базе, в режиме реального времени приемник 30 навигационных сигналов взаимодействует с системой спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС, определяет текущие координаты подвижного состава и передает их на вход приемопередатчика 27, который по радиоканалу взаимодействует с приемопередатчиком 7 поста 1 контроля и оповещения для передачи центральному процессору 11.

Центральный процессор 11 посредством анализа данных о текущей координате управляемого подвижного состава 26 и результатах обработки видеоизображений блоком 4 зон контроля уточняет координаты местонахождения управляемого подвижного состава 26.

Аналогичным образом текущее положение управляемого подвижного состава 26 фиксируется на схематическом плане зон контроля в блоке 6. При приближении управляемого подвижного состава 26 к месту, обозначенному на схематическом плане зоны контроля как место расположения опасного производственного фактора или места нахождения исполнителя работ, центральный процессор 11 формирует сообщение, передаваемое через приемопередатчик 7 по радиоканалу и приемопередатчик 27 на вход блока 28 индикации, на котором отображается информация о местоположении опасного производственного фактора и / или местоположение исполнителя работ. При этом блок 29 осуществляет соответствующее оповещение машиниста.

Блок 28 индикации представляет собой жидкокристаллический дисплей, размещаемый в кабине машиниста, блок 29 сигнализации представляет собой звуковой извещатель, также размещаемый в кабине машиниста.

В другом варианте выполнения системы (см. фиг. 3) на управляемом подвижном составе 31 с устройством 33 безопасности, выполненном на микропроцессорной элементной базе, оповещение осуществляют на основании данных устройства безопасности 33. Существующие устройства безопасности КЛУБ, БЛОК и их модификации обладают функциональными возможностями по отображению информации и сигнализированию посредством входящего в их состав блоков индикации и сигнализации, а также определения текущей координаты посредством систем спутниковой навигации за счет входящего в их состав блока определения координаты. Кроме того, устройства 33 безопасности связаны с системой торможения подвижного состава, что позволяет осуществлять торможение в экстренных ситуациях.

Текущие координаты управляемого подвижного состава устройство 33 безопасности передает на вход приемопередатчика 32, взаимодействующего по радиоканалу с приемопередатчиком 7 поста 1 контроля и оповещения для передачи центральному процессору 11.

Центральный процессор 11 посредством анализа данных о текущей координате подвижного состава 31 и результатах обработки видеоизображений блоком 4 зон контроля уточняет координаты местонахождения управляемого подвижного состава 31.

Аналогичным образом текущее положение управляемого подвижного состава 31 фиксируется на схематическом плане зон контроля в блоке 6. При приближении управляемого подвижного состава 31 к месту, обозначенному на схематическом плане зоны контроля как место расположения опасного производственного фактора или места нахождения исполнителя работ, центральный процессор 11 формирует сообщение, передаваемое через приемопередатчик 7 по радиоканалу и приемопередатчик 32 на вход устройства 33 безопасности, на блоке индикации которого отображается информация о местоположении опасного производственного фактора и / или местоположение исполнителя работ и осуществляется звуковое оповещение посредством блока сигнализации.

Таким образом, предлагаемая система автоматически в режиме реального времени осуществляет контроль и оповещение исполнителей при проведении работ в опасных зонах, обеспечивает прогнозирование наступления опасных производственных факторов в зонах контроля, что позволяет обеспечить безопасность исполнителей работ и безопасность движения подвижного состава.

1. Система контроля и оповещения при проведении работ в опасной зоне, характеризующаяся тем, что содержит пост контроля и оповещения, носимые устройства для исполнителей работ и, по крайней мере, одну видеокамеру, установленную в каждой опасной зоне, при этом пост контроля и оповещения включает блок обработки, блок сигнализации, блок цифровой карты зон контроля, приемопередатчик, блок памяти, блок индикации, блок ввода данных и центральный процессор, входы/выходы которого соединены с выходами/входами приемопередатчика, блока цифровой карты зон контроля и блока памяти, выходы – с входами блока сигнализации и блока индикации, а входы соединены с выходами блока ввода данных и блока обработки, алгоритмы обработки которого построены с применением искусственного интеллекта; носимое устройство включает установленные в едином корпусе микропроцессор, приемопередатчик, блок памяти, блок формирования речевого сообщения, блок определения положения носимого устройства, приемник навигационных сигналов, блок питания, а также размещенные на внешней стороне корпуса кнопку экстренного вызова, элемент включения блока питания, блок индикации, блок сигнализации, видеокамеру, микрофон и динамик, подключенный через блок формирования речевого сообщения к первому выходу микропроцессора, соединенного вторым и третьим выходами соответственно с входами блоков сигнализации и индикации, входами – с выходами микрофона, видеокамеры, блока определения положения носимого устройства, кнопкой экстренного вызова и приемника навигационных сигналов, а входами/выходами микропроцессор соединен с выходами/входами блока памяти и приемопередатчика, выполненного с возможностью взаимодействия по каналу радиосвязи с приемопередатчиком поста контроля и оповещения, причем блок обработки поста контроля и оповещения связан с выходами видеокамер.

2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что пост контроля и оповещения включает блок сопряжения, входами/выходами соединенный с другими выходами/входами центрального процессора, а носимое устройство - установленный на внешней стороне корпуса и подключенный к другим выходам/входам микропроцессора разъем для подключения к блоку сопряжения поста контроля и оповещения.

3. Система по любому из пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что на управляемом подвижном составе с устройством безопасности на релейной элементной базе дополнительно установлены приемопередатчик, выполненный с возможностью взаимодействия по радиоканалу с приемопередатчиком поста контроля и оповещения, блок индикации, блок звуковой сигнализации и приемник навигационных сигналов, выходом подключенный ко входу приемопередатчика, выход которого соединен с входами установленных в кабине машиниста блока индикации и блока звуковой сигнализации.

4. Система по любому из пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что дополнительно на управляемом подвижном составе с устройством безопасности на микропроцессорной элементной базе установлен приемопередатчик, подключенный к устройству безопасности, при этом приемопередатчик выполнен с возможностью взаимодействия по радиоканалу с приемопередатчиком поста контроля и оповещения.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области автоматизированных систем. Технический результат заключается в расширении арсенала средств того же назначения.

Изобретение описывает энергонезависимый автоматизированный терминал звукового сопровождения, представляющий собой оконечное устройство локальных и объектовых систем сиренно-речевого оповещения населения в условиях ЧС, природных и техногенных катастроф.
Изобретение относится к системе охранно-пожарной сигнализации. Технический результат заключается в обеспечении возможности осуществления контроля за состоянием объекта, в том числе за степенью его пожарной безопасности, на котором установлена заявленная система.

Изобретение относится к области обеспечения мероприятий гражданской защиты, в частности к комплексным автоматизированным системам оповещения населения, в том числе экстренного оповещения населения об опасностях, возникающих при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Изобретение относится к автоматизированным системам оповещения. Технический результат заключается в повышении надежности за счет введения модулей связи в блок оповещения, автоматизированное рабочее место, соединения модуля связи каждого блока оповещения с модулем связи всех автоматизированных рабочих мест и обеспечение возможности взаимодействия автоматизированной системы оповещения с вышестоящими и нижестоящими автоматизированными системами оповещения.

Изобретение относится к области систем для контроля воздействия токсичных газов в зонах повышенной опасности на контролируемой территории. Система содержит беспроводные датчики газа, расположенные на контролируемой территории и центральную станцию, включающую по меньшей мере одно устройство для обработки данных о воздействии газа и о местонахождении этого воздействия, полученных от беспроводных датчиков газа, и устройство для хранения этих данных, соединенное с упомянутым устройством для обработки.

Изобретение относится к комплексам технических средств оповещения, позволяющих создать территориально-распределенную автоматизированную систему обеспечения своевременного доведения сигналов и информации оповещения до органов управления, должностных лиц и населения.

Изобретение относится к области систем обработки, передачи и отображения информации и может быть использовано в системе метрополитена при создании систем информационного обмена с объектами различного типа.

Изобретение относится к средствам ограждения места работ и оповещения о приближении подвижного состава. Система содержит коллективный переносной сигнализатор (КПС), установленный на месте проведения работ; взаимодействующий с функционирующей на перегоне системой управления движения поездов, включающей размещенные на каждой станции, ограничивающей перегон, последовательно соединенные центр управления (ЦУ) и станционный пункт доступа (СПД); межстанционную линию связи на основе волоконно-оптического кабеля с подключенными к нему перегонными пунктами доступа (ППД); стационарные радиостанции, каждая из которых подключена к соответствующему ППД, а также установленные на локомотиве подвижного состава контроллер, приемник спутниковой навигации и локомотивную радиостанцию, входом/выходом подключенную к контроллеру, вход которого соединен с выходом приемника спутниковой навигации, а выход - с входом устройства управления локомотивом; и систему дистанционного электропитания ППД.
Наверх