Способ отделения от нефти моторных топлив и устройство для его осуществления



Способ отделения от нефти моторных топлив и устройство для его осуществления
Способ отделения от нефти моторных топлив и устройство для его осуществления
B01D1/16 - Разделение (разделение твердых частиц мокрыми способами B03B,B03D; с помощью пневматических отсадочных машин или концентрационных столов B03B, другими сухими способами B07; магнитное или электростатическое отделение твердых материалов от твердых материалов или от текучей среды, разделение с помощью электрического поля, образованного высоким напряжением B03C; центрифуги, циклоны B04; прессы как таковые для выжимания жидкостей из веществ B30B 9/02; обработка воды C02F, например умягчение ионообменом C02F 1/42; расположение или установка фильтров в устройствах для кондиционирования, увлажнения воздуха, вентиляции F24F 13/28)

Владельцы патента RU 2749590:

Клыков Яков Леонидович (RU)
Матрос Евгений Геннадьевич (RU)
Клыков Леонид Анатольевич (RU)
Дурнов Дмитрий Валерьевич (RU)
Сизов Владимир Петрович (RU)

Изобретение относится к области нефтяной промышленности. Способ отделения от нефти моторных топлив включает подачу нефти под давлением 11-60 атмосфер при температуре 340-450°C в испаритель через форсунку, при этом автоматически устанавливают температуру и давление нефти перед подачей в испаритель, измеряя температуру в испарителе. Также раскрывается устройство для осуществления способа отделения от нефти моторных топлив. Техническим результатом изобретения является повышение выхода моторных топлив фракций С520 и энергоэффективности отделения этих фракций. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 пр.

 

Изобретение относится к нефтяной промышленности, в частности к способам первичной переработки нефти для отделения от нее легких моторных топлив фракций от С5 (пентан) до С20 (эйкозан).

Известны способ и устройство для отделения от нефти дистиллятных фракции (по патенту RU254 2308, выбраны в качестве прототипов способа и устройства по настоящему изобретению) подачей через нагреватель нагретого до 360°С сырья в испаритель под давлением 10-15 атмосфер. Распыливание нефти осуществляют через форсунку по направлению снизу вверх. Способ осуществляют в цилиндрическом вертикальном испарителе, оснащенном патрубками. Внутри испарителя по его центру установлена форсунка, которая снабжена направляющими для подачи жидкости снизу вверх и расположена в выходной части патрубка подачи нефти в испаритель.

Его недостатком является низкий выход фракций С520 из-за отсутствия обратной связи между параметрами работы насоса, нагревателя и параметрами нефти до испарителя и после испарения нефти. Способ характеризуется низкой эфективностью, поскольку, при разных составах нефти, выход фракций С520 будет разным, поскольку теплота, требуемая для их испарения и давление подачи нети в испаритель будут отличаться Техническим результатом изобретения является повышение выхода моторных топлив (фракций С520). Кроме того, повышается энергоэфективность отделения фракций С520.

Технический результат достигается в способе отделения от нефти моторных топлив, в котором подают нефть под давлением 11-60 атмосфер, при температуре 340-450°С в испаритель через форсунку, при этом, автоматически устанавливают температуру и давление нефти перед подачей в испаритель, измеряя температуру в испарителе. Подают нефть в испаритель через форсунку по направлению снизу вверх. Здесь и далее под моторными топливами понимается смесь легких моторных топлив фракций от С5 (пентан) до С20 (эйкозан).

Технический результат достигается в устройстве отделения от нефти моторных топлив, включающем контроллер, испаритель с форсункой и с теплообменниками, форсунка соединена с насосом через емкость нагрева, соединенные с контроллером входные датчики температуры и давления и выходной датчик температуры, выполненное с возможностью автоматической установки при помощи контроллера температуры и давления нефти в емкости нагрева. Емкость нагрева оснащена горелкой. Форсунка установлена в испарителе по направлению снизу вверх. Теплообменники снабжены датчиками температуры, соединенными с контроллером.

Изобретение поясняется рисунком.

Устройство отделения от нефти моторных топлив (далее устройство) включает контроллер 1, соединенный: с входным датчиком 2 температуры, установленным на патрубке, соединяющем емкость нагрева 3 и испаритель 4; с входным датчиком 5 давления, установленным на патрубке между насосом 6 и емкостью 3 нагрева; с выходным датчиком 7 температуры, установленным на испарителе 4. Измеряя параметры датчиков, контроллер 1 управляет работой насоса 6, горелкой 8, нагревающей нефть в емкости 3 нагрева. Кроме того, контроллер 1 соединен с датчиками 9 температуры, установленных на патрубках теплообменников 10 и управляет их работой, изменяя количество хладагента, проходящего по змеевикам. В испарителе 4 установлена форсунка 11 по направлению снизу вверх, чем достигается увеличение времени на испарение капель распыляемой подогретой нефти.

Емкость 3 нагрева оснащена газовой горелкой 8, соединенной через управляемый контроллером 1 клапан 12 источником газа 13. Также, может использоваться жидкостная горелка 8 (например, мазутная) или емкость 3 нагрева может быть оснащена индукционным нагревателем.

Устройство выполнено с возможностью автоматической установки при помощи контроллера 1 температуры и давления нефти в емкости 3 нагрева в зависимости от температуры, установившейся в испарителе 4. Такая возможность обеспечивается совместной работой контроллера 1, входных датчиков 2, 5 температуры и давления, выходного датчика 7 температуры, насоса 6, горелки 8 при реализации способа отделения от нефти моторных топлив фракций С520 как описано ниже (далее способ).

При испарении нефти устанавливается динамическое равновесие в системе, эффективные параметры работы которой зависят от состава нефти. Температуры кипения фракций при атмосферном давлении отличаются: С5 - 30°С и С20 - 340°С. Скрытая теплота парообразования у всех примерно одинаковая - 250 кДж*кг. В процессе работы, нефть нагревают в диапазоне температур 340-450°С. Нижняя температура определяется температурой кипения целевой фракции С20.

Нефть нагревают горелкой 8 не более чем до 450°С в связи с тем, что начинается ее крекинг. Кроме того, при 444°С при атмосферном давлении начинает кипеть сера, растворенная в нефти. Насос 6, управляемый контроллером 1 поддерживает давление не менее 11 атмосфер - это критическая точка парообразования эйкозана С20 (критическая температура парообразования - 485°С). Для эффективной реализации способа, необходимо определить состав нефти или использовать нефть известного состава. В контроллере 1 записывают массовые доли фракций С520 в процентном отношении. Например: C20 - 7 масс. %; С19 - 5 масс. %; … C5 - 1 масс. %. После чего контроллер 1 рассчитывает какое количество энергии необходимо затратить для перевода всей этой массы в газообразное состояние и рассчитывает температуру до которой необходимо нагреть всю нефть.

Изменяя давление в диапазоне 11-60 регулируется расход нефти в форсунке 11. В испарителе 4 атмосферное давление, поэтому, происходит адиабатическое расширение нефти и распыленная нефть охлаждается. При нагревании до 450°С и давлении 11-60 атмосфер некоторые углеводороды проходят через критическую точку и кипят в емкости нагрева, что не препятствует реализации способа.

При реализации способа контролируется давление и температура: по известному составу нефти, в контроллере 1 записывается зависимость температуры и давления нефти перед испарителем 4 от установившейся температуры в испарителе 4. Температура и давление нефти перед испарителем 4 регулируются насосом 6 (расход нефти) и горелкой 8 (нагрев нефти). Таким образом, благодаря обратной связи между элементами устройства, повышается выход моторных топлив (фракций С520).

После испарения все газы поступают в первый теплообменник 10. В нем происходит остывание газов с начальной температуры до температуры установленной в контроллере 1. При этом, часть газов переходит из газообразного состояния в жидкое с отдачей тепла. Количество охладителя подаваемого в теплообменник 10 регулируется контроллером 1. На выходе из каждого теплообменника 10 установлен датчик 9 температуры, эта температура определяет, какая из фракций сконденсируется в теплообменнике. Часть газов конденсируется и вытекает из первого теплообменника 10, часть остается в газообразном состоянии. Также работаю следующие теплообменники 10, количество которых может быть произвольным (на рисунке показаны 3 теплообменника). Способ характеризуется высокой энергоэффективностью, поскольку нефти сообщается теплота, необходимая и достаточная для испарения и конденсации целевых фракций.

При реализации способа, в качестве побочного продукта, из нефти выделяются также фракции C4-C1. Несконденсировавшиеся газы C4-C1 можно пустить на горение, можно сжать в компрессоре и перевести в жидкое состояние С43 (пропан, бутан). А С21 (метан, этан) сжечь.

Пример расчета:

Например, 1 кг нефти нагрели до 450°С и распылили в атмосферное давление остудив до температуры 340°С. Разница температур составила 450-340=110°С. Теплоемкость нефти 2,1 кДж/кг. То есть выделится 2,1*110=231 кДж. Это почти весь этот объем перейдет в газообразное состояние - (92 масс. %).

Составы нефти разные, например, в удмуртской нефти легких моторных топлив фракций С520 40 масс. % от общей массы. И их все необходимо перевести из жидкого состояния в газообразное. 0,4*250=100 кДж (энергия на испарение). 100/2,1=48°С (на столько различается температура после испарения и нагрева). 340+48=388°С требуемая температура нагрева в емкости 3 нагрева под давлением.

1. Способ отделения от нефти моторных топлив, в котором подают нефть под давлением 11-60 атмосфер при температуре 340-450°C в испаритель через форсунку, при этом автоматически устанавливают температуру и давление нефти перед подачей в испаритель, измеряя температуру в испарителе.

2. Способ по п.1, характеризующийся тем, что подают нефть в испаритель через форсунку по направлению снизу вверх.

3. Устройство для осуществления способа отделения от нефти моторных топлив по п.1, включающее контроллер 1, испаритель 4 с форсункой 11, соединенный с теплообменниками 10, форсунка 11 соединена с насосом 6 через емкость 3 нагрева, соединенные с контроллером 1 входные датчики 2, 5 температуры и давления и выходной датчик 7 температуры, выполненные с возможностью автоматической установки при помощи контроллера 1 температуры и давления в емкости 3 нагрева, в зависимости от температуры в испарителе 4.

4. Устройство по п.3, характеризующееся тем, что емкость 3 нагрева оснащена горелкой 8.

5. Устройство по п.3, характеризующееся тем, что форсунка 11 установлена в испарителе 4 по направлению снизу вверх.

6. Устройство по п.3, характеризующееся тем, что теплообменники 10 снабжены датчиками 9 температуры, соединенными с контроллером 1.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вариантам способа обогащения тяжелой нефти или битума с получением частично обогащенной синтетической неочищенной нефти, к способу синтеза частично обогащенной синтетической неочищенной нефти, к способу превращения тяжелой нефти или битума в транспортабельную частично обогащенную синтетическую неочищенную нефть и вариантам частично обогащенной синтетической неочищенной нефти.

Изобретение относится к способу повышения качества сырой нефти, тяжелой нефти или битума для получения полностью очищенных углеводородных продуктов, включающему (a) обеспечение сырьевого источника сырой нефти или тяжелой нефти или битума, (b) обработку указанного исходного сырья с получением по меньшей мере одной перегнанной фракции и неперегнанной остаточной фракции, (c) необязательно, обработку указанной неперегнанной остаточной фракции в процессе обработки углеводородов с получением обработанной фракции и обработанной остаточной фракции, (d) переработку указанной по меньшей мере одной перегнанной фракции и/или указанной обработанной фракции в процессе крекинга углеводородов с получением обработанного потока, (e) подачу указанной неперегнанной остаточной фракции или указанной обработанной остаточной фракции в генерирующий синтез-газ контур для получения потока обедненного водородом синтез-газа посредством реакции частичного окисления и взаимодействие указанного синтез-газа в реакторе Фишера-Тропша с получением синтезированных углеводородов, (f) добавление внешнего источника водорода к указанному обедненному водородом синтез-газу для оптимизации состава указанных синтезированных углеводородов и (g) смешивание части указанных синтезированных углеводородов с частью указанного обработанного потока с получением указанных полностью очищенных углеводородных продуктов.

Изобретение относится к нефтяной промышленности, в частности к способам переработки тяжелых нефтей и/или природных битумов. Способ переработки тяжелой нефти и/или природного битума включает разделение сырья на дистиллят и остаточные фракции путем подачи нагретого до 360°С сырья в испаритель под давлением и распыливания его через форсунку по направлению снизу вверх.

Изобретение относится к области углехимии, к технологии извлечения углеводородов из каменного угля и может быть использовано при производстве электродов для электролизного алюминиевого производства.

Изобретение относится к установкам получения битума и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности для получения битума и углеводородных дистиллятов из парафинистых гудронов и полугудронов.

Изобретение относится к области переработки высокосмолистых нефтей и может быть использовано для получения битумных вяжущих материалов, используемых в дорожно-строительной промышленности.

Изобретение относится к нефтяной промышленности. Способ включает разделение сырья на дистиллятные и остаточные фракции подачей нагретого сырья в испаритель под давлением 10÷15 атм.

Изобретение относится к области переработки высокосмолистых нефтей и может быть использовано для получения битумных вяжущих материалов, используемых в дорожно-строительной промышленности.

Изобретение относится к нефтяной промышленности, в частности к способам первичной переработки тяжелой нефти и/или природного битума. .

Изобретение относится к области оборудования для химической и газовой промышленности, а также к системам жизнеобеспечения людей в замкнутых помещениях, изолированных объектах, бункерах, барокамерах, в космических и подводных аппаратах.
Наверх