Гребной винт плавучего средства

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях винтовых движителей. Гребной винт плавучего средства содержит ступицу с лопастями. Лопасти образованы массивом вязкой среды, например воды, исходящей из ряда полостей, выполненных на внешней поверхности ступицы винта и расположенных по окружности этой ступицы в одной плоскости. Достигается повышение надежности работы гребного винта за счет исключения поломок лопастей и значительного снижения акустического загрязнения окружающей среды. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях винтовых движителей плавучих средств.

Известен гребной винт, включающий ступицу, на внешней поверхности которой установлены лопасти, выполненные за одно целое со ступицей (см., например, авторское свидетельство СССР №356198 «Гребной винт», МКИ В63Н 1/14, 1971 г.). Недостатком известного гребного винта является сложность обеспечения его надежности в движителях большой мощности. Дело в том, что движителях большой мощности используются гребные винты, диаметр которых доходит до девяти и более метров. Изготовление в таких винтах лопастей за одно целое со ступицей представляет значительные технические трудности. Это касается и гребных винтов регулируемого шага.

Наиболее близким к заявляемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату является гребной винт, включающий ступицу, на внешней поверхности которой установлены лопасти, например, путем винтового крепления или другим способом (см. патент РФ №1689210 «Гребной винт со съемными лопастями», МКИ В63Н 1/20, 1991 год). Недостатком большей части таких гребных винтов является невысокая надежность при повышенных нагрузках. Это объясняется тем, что расстояние между комлями (основаниями) лопастей становится недостаточной для надежной их установки за счет увеличения площади крепления (дополнительные места для крепежных элементов). Поэтому в данной зоне при работе винта создаются повышенные напряжения. При значительной нагрузке на гребной винт возникает угроза его разрушения.

Цель настоящего изобретения - повышение надежности работы гребного винта и снижение акустического загрязнения окружающей среды.

Указанная цель достигается тем, что в известном гребном винте, включающем ступицу с лопастями, в нем лопасти образованы массивом вязкой среды, например, воды, исходящей из ряда полостей, выполненных на внешней поверхности ступицы винта и расположенных по окружности этой ступицы в одной плоскости. На внешней поверхности ступицы по границе полостей могут быть установлены направляющие стенки, а сами полости выполнены, по крайней мере, в два ряда, при этом полости в каждом ряду имеют свою пространственную ориентацию. Ось лопасти может быть расположена по отношению к оси ступицы под углом, меньшим угла 90 градусов.

Образование лопастей массивом вязкой среды, например, воды, исходящих из полостей, выполненных на внешней поверхности ступицы позволяет перейти от лопастей, выполненных из твердых материалов (обычно металлов и их сплавов) к «вечным» лопастям, которые никогда не ломаются и могут выполнять свои функции в любых условиях, особенно в загрязненных водоемах, в которых плавают посторонние предметы. Следует отметить, что при лопастях, образованных массивом вязкой среды, снижается упор, создаваемый таким гребным винтом. Однако работает этот гребной винт значительно тише. В известных гребных винтах при их работе лопасти подвержены виброакустическим колебаниям, которые передаются на гребной вал и далее на корпус плавучего средства, что приводит к излишнему акустическому загрязнению окружающей среды, то есть такое плавучее средство может быть обнаружено и зафиксировано на достаточно большом расстоянии. Повышенный уровень виброакустических колебаний воздействует и на живые организмы. Для рыболовных судов это приводит к существенному снижению улова рыбы. Использование предлагаемой конструкции гребного винта в качестве судового движителя в районе вылова рыбы позволяет ликвидировать большие проблемы для рыбаков. Для прихода в зону вылова на плавучем средстве используются обычные известные гребные винта, а при работе в этой зоне используются предлагаемые гребные винты.

Повышение упора в предлагаемом гребном винте может быть достигнуто за счет того, что ось лопасти, образованная массивом вязкой жидкости располагается по отношению к оси ступицы под углом, меньшим 90 градусов. В этом случае образуется дополнительная составляющая, увеличивающая упор гребного винта.

На внешней поверхности ступицы может располагаться как один ряд полостей, так и два и даже три ряда. В каждом ряду полости имеют свою пространственную ориентацию, что позволяет менять направление вектора упора и соответственно направление движения плавучего средства.

Лопасть в предлагаемой конструкции гребного винта образована массивом вязкой среды, исходящей из полости на внешней поверхности ступицы. Повышая давление исходящей из полости вязкой среды увеличивается длина лопасти, что приводит к увеличению упора. Таким образом, увеличение скорости движения плавучего средства может быть достигнуто без увеличения скорости вращения гребного винта, а только за счет увеличения давления вязкой среды, исходящей из полостей.

Предлагаемая конструкция гребного винта в упрощенном виде приведена на фигуре 1, на фигуре 2 показана развертка ступицы, а на фигуре 3 изображен гребной винт в процессе работы со следующими обозначениями:

1 - ступица;

2 - лопасть;

3 - полость на внешней поверхности ступицы;

4 - первый ряд полостей;

5 - второй ряд полостей;

6 - направляющая стенка;

7 - ось ступицы;

8 - ось лопасти.

Гребной винт включает (фиг. 1, 2) ступицу 1, на внешней поверхности которой выполнены два ряда полостей 3 в одной плоскости: первый ряд 4 и второй ряд 5. На границе полостей установлены направляющие стенки 6. Каждый ряд полостей имеет одинаковую, но свою пространственную ориентацию.

Гребной винт работает следующим образом (см. фиг. 3). Гребной вал (на фигуре не показан) передает вращающий момент на ступицу 1. Одновременно с вращением ступицы 1 через полости 3 под давлением подается вязкая среда, например, забортная вода. Массив этой среды формирует лопасти 2, которые вращаются вместе со ступицей и создает упор, обеспечивая движение плавучему средству в прямом направлении. Для увеличения упора ось 8 лопасти 2 направлены под углом а по отношению к оси 7 ступицы 1. В этом случае возникает дополнительная сила F, которая увеличивает общую величину упора гребного винта. Для обеспечения обратного хода плавучего средства вязкая среда поступает уже не в полости 3 первого ряда 4, а в полости 3 второго ряда 5.

Введение в конструкцию предлагаемого гребного винта направляющей стенки 6 позволяет сформировать массивом вязкой среды формы лопасти 2 на ее начальном участке. Количество лопастей может быть любым: от двух до четырех и более.

Использование предлагаемой конструкции гребного винта позволяет повысить надежность его работы за счет исключения поломок лопастей и образования кавитационных дефектов на их поверхности, а также существенно снизить шумовое воздействие при работе этого гребного винта и акустическое загрязнение окружающей среды. Предлагаемый гребной винт может найти применение на судах при ловле рыбы и в подводных объектах военного назначения.

1. Гребной винт плавучего средства, включающий ступицу с лопастями, отличающийся тем, что лопасти образованы массивом вязкой среды, например воды, исходящей из ряда полостей, выполненных на внешней поверхности ступицы винта и расположенных по окружности этой ступицы в одной плоскости.

2. Гребной винт плавучего средства по п.1, отличающийся тем, что на внешней поверхности ступицы по границе полостей установлены направляющие стенки.

3. Гребной винт плавучего средства по п.1, отличающийся тем, что на внешней поверхности ступицы выполнены по крайней мере два ряда полостей, при этом полости в каждом ряду имеют свою пространственную ориентацию.

4. Гребной винт плавучего средства по п.1, отличающийся тем, что ось лопасти расположена по отношению к оси ступицы под углом, меньшим угла 90 градусов.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения, в частности к стабилизаторам качки судна. Активный скуловой стабилизатор качки судна представляет собой серию гибких пластин, объединенных одним жестким ребром, которое создает необходимый опережающий изгиб плавника навстречу маховому развороту лопасти.

Изобретение относится к области судостроения. Винт гребной состоит из лопастей и ступицы.

Изобретение относится к способу и устройству для уменьшения азимутального крутящего момента, действующего на тяговую винторулевую колонку или азимутальное подруливающее устройство (1). Устройство для уменьшения азимутального крутящего момента содержит поворотный гондольный корпус (4) с вертикальной осью (3А) поворота, тяговый гребной винт (7) и два направленных вниз стабилизатора (6).
Изобретение относится к судостроению, к средствам защиты гребного винта. Плавучее средство с гребным винтом содержит средство защиты, выполненное в виде ограждения.

Изобретение относится к судостроению, а именно к судовым движителям. Судовой движитель представляет из себя два машущих крыла, которые вертикально расположены внутри коробки, которая размещена ниже ватерлинии судна.
Изобретение относится к области судостроения и может быть применено для технического обслуживания и ремонта судовой техники, в частности для ремонта рубашки вала баллера. Ремонт рубашки вала баллера производят на базе мобильного высокопроизводительного комплекса, состоящего из складского, рабочего и лабораторного отсеков.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к плавающим транспортерам, и может быть использовано при разработке специальных гидродинамических устройств, улучшающих водоходные свойства транспортеров. Лопастный водоходный движитель содержит корпус и установленные на нем лопасти.

Лопастный винт для использования с текучими средами, предназначенный для перемещения объекта или человека или для перемещения текучей среды, содержит множество лопастей, средство для создания неаксиальной подъемной силы и неаксиального потока текучей среды, средство для изменения направления неаксиального потока текучей среды на аксиальный поток текучей среды и ось вращения, совпадающую со ступицей.

Изобретение относится к судовым движителям и управлением судами, а именно к гребным винтам, а именно к конструкции ступицы и крепления лопастей. Сварная конструкция гребного винта поворотно-откидных колонок или лодочных подвесных моторов с выхлопом отработанных газов через ступицу гребного винта содержит ступицу, по меньшей мере три лопасти.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к гребным винтам и может быть использовано для снижения ходовой вибрации корпуса корабля на лопастной частоте и кратных ей частотах. Для реализации устройства для создания силы упора на гребном винте дополнительно снабжают датчиками сил для определения составляющих силы упора гребного винта, размещенными в районе дейдвудного опорного подшипника гребного вала в трех взаимно перпендикулярных направлениях; датчиком скорости вращения гребного винта; датчиком постоянной составляющей крутящего момента на валу гребного электродвигателя; блоком управления, формирующим управляющий сигнал; регулятором тока, осуществляющим изменение тока в главной цепи гребного электродвигателя и управляющего скоростью вращения гребного винта в течение одного оборота по заданному закону.

Изобретение относится к области судостроения и касается вопросов создания водометных движителей всех типов судов и кораблей. Водометный движитель с крыльчатым обтекателем содержит водовод, выполненный в виде осесимметричной профилированной кольцевой насадки, внутри которой соосно размещено установленное на валу рабочее колесо, имеющее ступицу с закрепленными на ней лопастями. За рабочим колесом устанавливается крыльчатый обтекатель, который состоит из ступицы и лопастной системы малого диаметра. Число лопастей в лопастной системе малого диаметра равно числу лопастей рабочего колеса. Диаметр лопастной системы крыльчатого обтекателя составляет 0,7 от диаметра рабочего колеса. Форма и шаговые углы лопастей крыльчатого обтекателя определяются в зависимости от геометрии рабочего колеса и неоднородности натекающего потока. Достигается улучшение акустических характеристик при одновременном сохранении КПД, а также снижение массогабаритных характеристик. 1 ил., 1 табл.
Наверх