Состав композиционного материала для изготовления асфальтобетонного покрытия

Изобретение относится к области дорожно-строительных смесей, в частности к получению современного материала для дорожного покрытия с улучшенными физико-механическими свойствами. Смесь включает следующие компоненты: составное вяжущее из одного битума первого ряда - БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60 совместно с одним из битумов второго ряда - БНД 200/300, БНД 130/200 с преобладанием в вяжущем битума первого ряда; составной армирующий фиброматериал из полиакрилонитрильного (ПАН) и базальтовых волокон с преобладанием в фиброматериале ПАН волокна; минеральный порошок, песок. Компоненты содержатся в следующем соотношении: регенерированный дроблёный асфальтобетон и минеральный порошок, сформированный из частиц с размером не более 1,25 мм регенерированного дробленого асфальтобетона, и составляющий 10-20% от количества последнего в общем количестве - 24-25%. Составное вяжущее, в котором битумы первого и второго рядов представлены следующим образом: битум первого ряда - 85-95%, второго ряда - 5-15% - в общем количестве 4-8%. Олеиновая кислота 0,2-0,6%. Составной армирующий фиброматериал в количестве 0,15-0,7%, в котором ПАН 60-95%, базальтового волокна - 5-40%. Песок - остальное. Технический результат - улучшение прочностных физико-механических свойств асфальтобетона, в частности водостойкости и сдвигоустойчивости. 2 табл., 1 пр.

 

Изобретение относится к области дорожно-строительных смесей, в частности к получению современного материала для дорожного покрытия с улучшенными физико-механическими свойствами.

Применение отходов промышленности для получения конкурентоспособной продукции является одной из актуальных задач бережливого производства. В дорожно-строительной отрасли утилизация отработанного старого дорожного полотна посредством его включения в состав новых покрытий получает все большее распространение.

Известны различные составы смесей для создания асфальтовых одежд, полученные различными технологиями с применением регенерированного асфальтобетонного материала, описанные в зарубежных патентных источниках:

- в патенте ЕР на изобретение №0182937,

- в патенте US на изобретение №4559128,

- в патенте US на изобретение №8206500,

- в патенте KR на изобретение №101487180,

- в патенте KR на изобретение №101654614.

Наряду с экономией сырья за счет исключения наполняющих компонентов, без которых можно обойтись в случае регенерированного материала, введение в смесь в указанных выше изобретениях регенерированного асфальтобетона требует предварительной подготовки: при необходимости, промывки, измельчения, деления на фракции и т.д. Это повышает стоимость вновь изготавливаемого асфальтобетонного покрытия с другой стороны.

Известны также российские использования регенерированного асфальта, изложенные более подробно ниже.

Известна асфальтобетонная смесь, описанная в патенте RU на изобретение №2460703. Смесь содержит битум, щебень, природный и дроблёный песок и минеральный порошок. В качестве последнего она содержит кеки - отходы производства цветных металлов и известняковую муку в соотношении от 1:2,3 до 1:1,5. Соотношение компонентов в смеси следующее, мас.%: нефтяной битум - 5,2-5,7, щебень - 19,0-23,5, отсев дробления - 47,2-52,1, песок природный - 17,9-19,0, минеральный порошок - 4,7-5,7.

Известен также состав полимерного асфальта из фрезерованного старого асфальтобетона, описанный в патенте RU на изобретение №2702434. Состав включает снятый с верхней части дорожного покрытия асфальтобетон, нагретый до 40-60°С, вяжущее 0,5-5%, включающее дизельное топливо и модификатор. Модификатор содержит дивинилстирольный термоэластопласт, масло теплоноситель АМТ-300, полиэтиленполиамин, смесь жирных кислот растительных масел, включающая, в том числе, олеиновую кислоту.

Недостатком описанного выше технического решения является большой набор активирующих и модифицирующих компонентов, каждый из которых требует особой технологии введения в общий состав смеси, при отступлении от которой эффект не гарантирован. Кроме того каждый сверх минимально необходимых компонентов дополнительно обладает стоимостью.

Известно также решение - патент №2345967, в котором реализована попытка соединить в одной смеси для ремонта асфальтобетонного покрытия олеиновую кислоту и базальтовую микрофибру. Смесь для ремонта асфальтобетонных дорожных покрытий содержит: битум 4,5÷7% от массы щебня, соляровое масло 20÷25% от массы битума, олеиновую кислоту 8÷16% от массы битума, полиэтиленполиамин 5÷12 от массы битума, наномодифицированную базальтовую микрофибру 1÷3% от массы битума, целлюлозную микрофибру 3÷5% от массы битума.

Наиболее близким аналогом к заявляемому изобретению является состав, описанный в патенте RU на изобретение №2713015. Он включает, %: щебень 20-60, минеральный порошок 4-12, органическое вяжущее 4-12, армирующий материал 0,07-0,6, песок - остальное. При этом армирующий материал представлен совокупностью базальтового волокна плотностью 54-240 текс с длиной нарезки 12-18 мм в количестве 5-40% от общего количества армирующего материала и полиакрилонитрильного волокна (ПАН) плотностью 0,17-0,77 текс с длиной нарезки 6-18 мм в количестве 60-95% от общего количества армирующего материала. Органическое вяжущее является составным из двух видов битумов нефтяных дорожных вязких, в % от общего количества вяжущего в смеси: битум одной из марок: БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60 - 85-95 совместно с битумом одной из марок: БНД 200/300, БНД 130/200 - 5-15.

Однако в данном асфальтобетонном составе учтены не все возможности улучшения физико-химических параметров, а также экологических и других показателей.

Задачей заявляемого изобретения является улучшение водостойкости, прочностных эксплуатационных характеристик получаемого покрытия: сдвигоустойчивости, стойкости к колееобразованию, трещиностойкости и повышении экологичности среды.

Сущность заявляемого изобретения характеризуется тем, что состав композиционного материала для изготовления асфальтобетонного покрытия, включающий: составное вяжущее из одного битума первого ряда - БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60 совместно с одним из битумов второго ряда - БНД 200/300, БНД 130/200 с преобладанием в вяжущем битума первого ряда; составной армирующий фиброматериал из полиакрилонитрильного (ПАН) и базальтовых волокон с преобладанием в фиброматериале ПАН волокна; минеральный порошок, песок, характеризующийся тем, что он представлен следующими составляющими в их % соотношении:

регенерированный дроблёный асфальтобетон и минеральный порошок, сформированный из частиц с размером не более 1,25 мм регенерированного дробленого асфальтобетона, и составляющий 10-20% от количества последнего 24-25
составное вяжущее, в котором битумы первого и второго рядов представлены следующим образом: битум первого ряда - 85-95%, второго ряда - 5-15% 4-8
олеиновая кислота 0,2-0,6
составной армирующий фиброматериал, в котором ПАН 60-95%, базальтового волокна - 5-40% 0,15-0,7
песок остальное

Новизна заявляемого решения в сравнении с наиболее близким аналогом заключается в нетривиальном наборе компонентов, включающем не только группы активирующих элементов, но и отработанный регенерированный асфальтовый материал, не только в качестве наполнителя, но и в качестве активно действующего компонента, а именно минерального порошка. Последний получен не из традиционного известнякового материала, а из самых мелко дроблёных частиц регенерированного асфальтобетона - фракции, с размером не более 1,25 мм. Отличием заявляемого решения является и полное отсутствие щебня в смеси, которое компенсируется присутствием старого отработанного асфальта, играющего роль одного из двух наполнителей в смеси, другой наполнитель (традиционный) - песок.

Входящий в большинство применяемых составов промышленно выпускаемый минеральный порошок является одним из наиболее дорогостоящих и дефицитных компонентов асфальтобетонной смеси.

Технический результат - улучшение физико-механических свойств асфальтобетона на основе нового состава смеси, которая содержит: минеральный порошок, составное вяжущее, наполнитель в виде песка и регенерированного асфальтобетона. Для наилучшего взаимодействия перечисленных компонентов, не являющихся каждый сам по себе новым компонентом, уже применяемым в асфальтобетонных смесях, новизна этой группы компонентов заключается в заявляемых соотношениях всех названных компонентов и в особенности подбора составного вяжущего из принципиально подбираемых видов битумов, что в тексте пункта «сущность изобретения» подчеркнуто фразой «битум первого ряда совместно с битумом второго ряда…».

Кроме того, технический результат заключается в ряде преимуществ - повышение влагостойкости, сдвигоустойчивости, стойкости к колееобразованию, трещиностойкости получаемой асфальтобетонной смеси и повышении экологичности окружающей среды.

Технический результат получен признаками с отличиями, заключающимися во введении поверхностно-активного компонента - олеиновой кислоты, в замене щебня на рекомендуемое количество регенерированного асфальтобетона, в замене традиционных минеральных порошков на новый - собственного получения из регенерированного асфальтобетона, а также в новых соотношениях компонентов частью использованных в наиболее близком аналоге.

В ходе работ по получению оптимального заявляемого состава смеси и испытаний заявленного технического результата был приготовлен материал асфальтобетонной смеси, в котором в качестве компонентов фигурируют:

- олеиновая кислота, соответствующая ГОСТ 7580-91 производства ООО «ПКФ «Нижегородхимпродукт»;

- битумы Саратовского нефтеперерабатывающего завода, относящиеся к вязким нефтяным дорожным битумам марок БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60, БНД 200/300, БНД 130/200, соответствующие требованиям ГОСТ 22245-90;

- базальтовая фибра производства ООО «Ижбазальт» с плотностью 54-240 текс и длиной нарезки 12-18 мм, обладающая усредненным химическим составом (% по массе): SiO2 (47,5-55,0); TiO2 (1,36-2,0); Al2O3 (14,0-20,0); Fe2O3 + FeO (5,38-13,5); MnO (0,25-0,5); MgO (3,0-8,5); CaO (7-11,0); Na2О (2,7-7,5); K2О (2,5-7,5); P2O5 (не более 0,5); SO3 (не более 0,5); прочие породы (не более 5);

- ПАН-волокно с плотностью 0,17-0,77 текс и длиной нарезки 6-18 мм;

- регенерированный дроблёный асфальтобетон;

- минеральный порошок, полученный из части регенерированного асфальтобетона путем размола любым существующим современным способом, например, на шаровой мельнице до величины частиц не более 1,25 мм.

Для обработки фиброволокна применяли разработанный в Поволжском учебно-исследовательском центре «Волгодортранс» ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А.» опытный образец установки для производства композиционных фибросодержащих асфальтобетонных смесей, которая позволяет подготовить волокнистые материалы (базальтовая, полиакрилонитрильная и др. виды фиброволокна) для введения их в состав асфальтобетонных смесей с целью армирования и увеличения показателей физико-механических свойств и долговечности дорожных покрытий. В состав установки входит устройство для вспушения (расщепления) фиброволокна и устройство для его вдувания в смеситель асфальтобетонного завода.

Смешивание компонентов осуществляли в стандартных условиях асфальтобетонного завода в соответствии с утвержденными технологиями. Олеиновую кислоту предварительно вводили в битумы одной из марок: БНД 200/300, БНД 130/200 с перемешиванием.

Пример 1

В соответствии с заявляемым изобретением был получен оптимальный состав (обозначен №1), в котором процентное соотношение компонентов было следующим:

олеиновая кислота - 0,6 %;

регенерированный дроблёный асфальтобетон - 40%;

минеральный порошок, сформированный из части регенерированного асфальтобетона фракции с размером частиц не более 1,25 мм - 20 % от регенерированного асфальтобетона, содержащегося в составе; В пересчете на процент от всего состава - 8%;

составное вяжущее - 8%;

составной армирующий фиброматериал в составе базальтового волокна плотностью 120 текс с длиной нарезки 15 мм и полиакрилонитрильного волокна плотностью 0,47 текс с длиной нарезки 12 мм - 0,7%, при этом базальтовое волокно и полиакрилонитрильное волокно бралось при следующем соотношении от общего количества составного армирующего фиброматериала в смеси:

полиакрилонитрильное волокно - 60%;

базальтовое волокно - 40%;

песок - остальное.

Составное вяжущее - из двух видов битумов нефтяных дорожных вязких, в % от общего количества вяжущего, а именно

вязкий битум марки БНД 40/60 при температуре 160°С - 95% и

вязкий битум марки БНД 130/200 при температуре 140°С - 5%.

Таблица 1

Состав применённого асфальтобетонного материала Предел прочности на сжатие, МПа, при
температуре
Водостойкость Сдвигоустойчивость по сцеплению при сдвиге при 50°С, МПа Сдвигоустойчивость по коэффициенту внутреннего трения Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при 0°С, МПа Средняя скорость образования колеи при температуре 50°С, нагрузке на колесо 0,6 МПа, мм/10000 проходов колеса
50°С 20°С
Образец состава №1 8,0 2,6 0,98 0,90 0,98 7,2 0,24
Образец состава №2, полученный в соответствии с наиболее близким аналогом (патент RU 2713015) 7,0 2,5 0,95 0,72 0,93 6,1 0,3

В Таблице 1 представлены результаты испытания значимых ключевых параметров при повышенной температуре (50°С) и пониженной температуре (0°С), образцов из состава №1 и №2 (наиболее близкого аналога).

Из приведенных результатов видно, что образец №1 обладает более высокой сдвигоустойчивостью и более низкой скоростью к колееобразованию при повышенной температуре, а также более низкой трещиностойкостью при пониженной температуре в сравнении с наиболее близким аналогом. Данные показатели характеризуют в совокупности более высокую устойчивость к внешним нагрузкам у полученного в соответствии с заявляемым изобретением образца.

Примеры 2-7

Представлено влияние количества олеиновой кислоты в заявляемом составе на технический результат. Были изготовлены образцы покрытий различного состава, для которых определены показатели, что и в Таблице 1. Результаты измерений представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Состав образцов для сравнительных испытаний Регенерированный дроблёный асфальтобетон - 30%
Минеральный порошок - 10% (от регенерированного дроблёного асфальтобетона) или 3% от состава композиционного материала
Органическое вяжущее - 8%
Составной армирующий фиброматериал из базальтового волокна плотностью 120 текс с длиной нарезки 15 мм и полиакрилонитрильного волокна плотностью 0,47 текс с длиной нарезки 12 мм - 0,34%
Песок - остальное
При этом базальтовое волокно и полиакрилонитрильное волокно при следующем соотношении от общего количества армирующего материала в смеси:
полиакрилонитрильное волокно - 75%
базальтовое волокно - 25%
Состав органического вяжущего - составленного из двух видов нефтяных битумов дорожных, в % от общего количества органического вяжущего в смеси, количество олеиновой кислоты Предел прочности на сжатие, МПа, при
температуре
Водостойкость Сдвигоустойчивость по сцеплению при сдвиге при 50°С, МПа Сдвигоустойчивость по коэффициенту внутреннего трения Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при 0 °С, МПа Средняя скорость образования колеи при температуре 50°С, нагрузке на колесо 0,6 МПа, мм/10000 проходов колеса
20°С 50°С
БНД 40/60 -90%
БНД 130/200-10%
олеиновая кислота - 0,5%
7,4 3,2 0,99 0,65 0,98 6,5 0,21
БНД 60/90 -90%
БНД 130/200-10%
олеиновая кислота - 0,4%
7,3 3,2 0,98 0,64 0,97 6,4 0,22
БНД 90/130-90%
БНД 130/200-10%
олеиновая кислота - 0,4%
7,2 3,1 0,97 0,64 0,96 6,3 0,22
БНД 40/60 -90%
БНД 200/300-10%
олеиновая кислота - 0,3%
7,3 3,2 0,98 0,62 0,97 6,4 0,21
БНД 60/90 -90%
БНД 200/300-10%
олеиновая кислота - 0,3%
7,2 3,1 0,97 0,62 0,96 6,3 0,22
БНД 90/130-90%
БНД 200/300-10%
олеиновая кислота - 0,2%
7,2 3,1 0,97 0,61 0,96 6,2 0,22

Из приведенных значений можно сделать вывод, что различные составы обладают: высоким пределом прочности и сдвигоустойчивостью, а также низкой скоростью к колееобразованию при повышенной температуре и низкой трещиностойкостью при пониженной температуре.

Данные результаты из Таблицы 1 и Таблицы 2, в свою очередь, подтверждают также наличие у заявляемого материала устойчивости к влиянию климатических факторов, таких как повышенная влажность, действие повышенных и пониженных температур.

Состав композиционного материала для изготовления асфальтобетонного покрытия, включающий: составное вяжущее из одного битума первого ряда - БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60 совместно с одним из битумов второго ряда - БНД 200/300, БНД 130/200 с преобладанием в вяжущем битума первого ряда; составной армирующий фиброматериал из полиакрилонитрильного (ПАН) и базальтовых волокон с преобладанием в фиброматериале ПАН волокна; минеральный порошок, песок, характеризующийся тем, что он представлен следующими составляющими в их % соотношении:

регенерированный дроблёный асфальтобетон и минеральный порошок, сформированный из частиц с размером не более 1,25 мм регенерированного дробленого асфальтобетона, и составляющий 10-20% от количества последнего 24-25
составное вяжущее, в котором битумы первого и второго рядов представлены следующим образом: битум первого ряда - 85-95%, второго ряда - 5-15% 4-8
олеиновая кислота 0,2-0,6
составной армирующий фиброматериал, в котором ПАН 60-95%, базальтового волокна - 5-40% 0,15-0,7
песок остальное



 

Похожие патенты:

Способ изготовления мастики, согласно которому загружают в емкость диссольвера 17 м.ч. диоктилфталата и 0,5 м.ч.

Изобретение относится к дорожному и аэродромному строительству, а именно к технологии получения полимерасфальтобетонных смесей на основе нефтяных органических связующих, и может быть использовано при строительстве, ремонте и эксплуатации дорожных покрытий во всех дорожно-климатических зонах. Технический результат заключается в повышении адгезионных свойств органического связующего с минеральной частью полимерасфальтобетонной смеси, увеличении водостойкости, трещиностойкости полимерасфальтобетона, снижении себестоимости.

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к составам модификаторов для асфальтобетонной смеси, и может быть использовано при устройстве покрытий автомобильных дорог и мостов во всех климатических зонах. Технический результат заключается в снижении водонасыщения, повышении длительной водостойкости, прочности, трещиностойкости.

Полимерно-битумная композиция и способ ее получения предназначены для использования при строительстве и ремонте асфальтобетонных покрытий дорог, аэродромов и мостов. Битумно-полимерная композиция содержит битум нефтяной дорожный, бутадиен-стирольный термоэластопласт.

Изобретение относится к массе на основе битума для изготовления дорожного покрытия, содержащей обновитель, состоящий из жирного спирта или смеси из жирного спирта и жирной кислоты, при этом число атомов углерода жирной кислоты или жирного спирта составляет по меньшей мере 6 атомов С, самое большее 24 атома С.

Изобретение относится к области защиты магистральных трубопроводов от почвенной и электрохимической коррозии, в частности к способу получения асмола для антикоррозионного материала, а также к антикоррозионным изоляционным лентам для защиты магистральных трубопроводов на основе асмола. Способ осуществляют путем взаимодействия битума или асфальта пропановой деасфальтизации гудрона с диметилформамидом в присутствии серной кислоты, при следующем соотношении компонентов, мас.%: битум или асфальт пропановой деасфальтизации гудрона - 75-85, диметилформамид - 3-5, серная кислота - остальное, при котором на первой стадии перемешивают битум или асфальт пропановой деасфальтизации гудрона и диметилформамид при температуре 120-130°С в течение 1-1,5 ч.

Изобретение относится к установке для производства полимерно-битумных вяжущих композиций, которые могут быть использованы в дорожном строительстве для асфальтобетонных смесей, в промышленном и гражданском строительстве для кровельных и гидроизоляционных работ. Установка содержит теплоизолированную емкость-реактор для смешивания битума с модифицирующими компонентами, снабженную нагревателем и мешалкой, агрегатный насос, систему трубопровода с кранами и патрубками для подачи битума, модифицирующих компонентов и слива готовой продукции, шкаф управления и диспергатор, который представляет собой ротор-статор с высоким усилием сдвига, расположенный внутри емкости-реактора и соединенный с электроприводом, расположенным вне емкости-реактора через герметичный выход в одной из торцевых стенок емкости-реактора.
Изобретение относится к строительным материалам, конкретно – к составам асфальтобетонной смеси и может быть использовано при устройстве и ремонте покрытий автомобильных дорог. Технический результат – повышение прочности асфальтобетона.

Изобретение относится к битумным эмульсиям, композитным структурам для дорожного покрытия, сформированным из них. Технический результат – улучшение физических свойств.

Изобретение может быть использовано при строительстве и ремонте подземных металлических сооружений и, предпочтительно, для промысловых, технологических и магистральных нефте-, газо-, продуктопроводов. Способ противокоррозионной защиты катодно-поляризуемых подземных металлических сооружений с полимерным слоем мастики в изолирующем покрытии заключается в катодной поляризации от внешнего источника постоянного тока металлического сооружения, на котором предварительно формируют изоляционное покрытие, которое на основе праймера адгезионно прилегает к металлической поверхности.

Изобретение относится к дорожному и аэродромному строительству, а именно к технологии получения полимерасфальтобетонных смесей на основе нефтяных органических связующих, и может быть использовано при строительстве, ремонте и эксплуатации дорожных покрытий во всех дорожно-климатических зонах. Технический результат заключается в повышении адгезионных свойств органического связующего с минеральной частью полимерасфальтобетонной смеси, увеличении водостойкости, трещиностойкости полимерасфальтобетона, снижении себестоимости.
Наверх