Стартово-подъёмное устройство для скоростных амфибий

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к гидродинамическим стартово-подъемным устройствам для скоростных амфибий. Устройство содержит отклоняемую амортизированную гидролыжу с сужением к концу от корневой ширины и привод отклонения с амортизатором. Отклоняемая амортизированная гидролыжа выполнена в виде V-образной опорной лопасти. Лопасть конструктивно вписана в обводы днища корпуса амфибии с законцовкой оптимизированной геометрии в форме форштевня с плавным закруглением профиля килевой части. Опорная лопасть соединена с приводом отклонения и амортизатором с помощью штока и шарнирного соединения через эластичную водонепроницаемую мембрану. Достигается повышение надежности. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к области судостроения и самолетостроения, в частности к стартово-подъемным устройствам для амфибийного скоростного водного и авиационного транспорта. Изобретение может быть использовано при создании и конструировании гидросамолётов, экранопланов, аэроглиссеров/аэроботов, аэросаней и других скоростных амфибий для реализации режима старта с воды и ровной ледовой или заснеженной поверхности.

Известен взлетно-посадочный комплекс экраноплана-амфибии с поддувом (патент РФ № 2644498, МПК B60V 1/68, B64C 35/00, B64C 25/52, опубл. 12.02.2018 г., бюл. № 5). Взлетно-посадочный комплекс экраноплана-амфибии содержит корпус-катамаран, составленный из центральной части или крыла малого удлинения и пристыкованных к ней по бокам консолей с размещенными по краям снизу двумя зеркально отраженными поплавками-лыжами, которые могут снабжаться реданными пластинами и колёсами. Комплекс также снабжен рулежными щитками или щитками канала поддува в передней части консолей, упругим щитком снизу в конце центральной части корпуса и упругим щитком или закрылком консолей корпуса, каналом реверса и лыжами с амортизируемыми жесткими звеньями подошвы с сектором тормоза на звене за центром тяжести экраноплана.

Недостатком данного технического решения является сам принцип создания воздушной подушки с использованием энергозатратного «поддува» от винто-кольцевых тяговых движителей. Натурные испытания и эксплуатация первых экранопланов показали, что поддержание давления под центропланом и крылом возможно только за счёт чрезмерной мощности поддувных двигателей, забирая значительную часть энергии силовой установки. При разгоне из-за отсутствия гибкого ограждения, выступающего за обводы корпуса, не происходит значимого выхода водоизмещающих поплавков-лыж из воды и снижения гидродинамического сопротивления амфибии за счёт поддува. Щитки, закрылки и маленькие реданные пластины эффективно эту задачу решить не могут.

Показатели мореходности также не улучшаются, так как система поддува лишь демпфирует вертикальные колебания и не в состоянии приподнимать и поддерживать водоизмещающий корпус над гребнями волн ввиду истечения воздуха из под пространства скеговых поплавков, щитков и закрылков при волнении. Кроме того, данный комплекс не решает задачу увеличения подъёмной силы (Су) амфибии при взлете, так как при разгоне угол атаки несущих плоскостей-поверхностей (центроплана и крыла) остаётся неизменным.

Известен гидросамолёт с экранным эффектом (патент РФ 2532658, МПК B60V 1/08, опубл. 10.11.2014г., бюл. №31) с амортизированными плоскокилеватыми гидролыжными устройствами, в виде отклоняемого редана, прямоугольной либо иной формы в плане, с навешенными (выпускаемыми) на конце лыжи колесами, или без них. Используются в сочетании с системой поддува струй двигателей под крыло.

Недостатки таких устройств в повышенных ударных нагрузках при отрыве от избыточной ширины и площади конца прямоугольной лопасти гидролыжи при встрече с волной, а также быстрая коррозия механизмов привода и заклинивание колесных осей гидролыжи от контакта с водой, особенно морской без постоянного опреснения и технического обслуживания.

Наиболее близким техническим решением по количеству существенных признаков и достигаемому результату является гидродинамическое стартово-подъемное устройство для скоростных амфибий с отклоняемой амортизированной гидролыжей и колёсным шасси, являющихся элементами базовой схемы для проектов мореходных и амфибийных экранопланов. Устройство включает плоскокилевую гидролыжу в виде отклоняемого редана с амортизатором и механизмом привода, обеспечивающим выпуск и уборку гидролыжи (Раздел 8. Базовая схема мореходного и амфибийного экраноплана. Фиг. 6, найдено: http://ekranoplan-ru.narod.ru/B_SHEMA.htm, 22.01.20).

К недостаткам данного устройства следует отнести:

- конструктивное исполнение гидролыжи, которое не обладает хорошими эксплуатационными характеристиками, и не обеспечивает минимизацию гидросопротивления и ударных нагрузок при волнении и случайных препятствиях, а также при выходе на кромку льда и берег,  поскольку гидродинамические обводы и конструкция лопасти гидролыжи не оптимизированы;

- механизмы амортизации и привода выпуска и уборки гидролыжи, не обеспечивают защиту от водной коррозии и агрессивного воздействия морской среды;

- недостаточную надёжность функционирования устройства.

Технической проблемой, поставленной перед изобретением, является создание стартово-подъемного устройства (СПУ), обеспечивающего улучшение эксплуатационных характеристик скоростной амфибии, и повышение надежности работы самого стартово-подъемного устройства.

Поставленная техническая проблема решается тем, что в гидродинамическом стартово-подъемном устройстве (СПУ) для скоростных амфибий, содержащем корпус, отклоняемую амортизированную гидролыжу, с сужением к концу от корневой ширины, механизмы амортизации и привода отклонения гидролыжи, согласно изобретению, отклоняемая амортизированная гидролыжа выполнена в виде V- образной опорной лопасти, конструктивно вписанной в обводы днища корпуса амфибии, и имеющей законцовку оптимизированной геометрии в форме форштевня с плавным закруглением профиля килевой части.

При этом опорная лопасть соединена с приводом отклонения и амортизатором с помощью штока и шарнирного соединения через эластичную водонепроницаемую мембрану, обеспечивающую возможность герметизации и размещения механизмов в сухом пространстве корпуса амфибии.

Выполнение отклоняемой амортизированной гидролыжи в виде V- образной опорной лопасти, конструктивно вписанной в обводы днища корпуса амфибии, с сужением к концу и имеющей законцовку с обводами, оптимизированными под геометрию корабельного форштевня с плавным закруглением профиля килевой части, способствует минимизации ударных нагрузок при глиссировании и рикошетировании, вследствие чего, отрыв от воды будет происходить плавно без изменения пространственного положения амфибии, а также обеспечивать снижение гидросопротивления и ударных нагрузок при выходе амфибии из воды на кромку льда, необорудованный берег, скольжении по льду, снегу и преодолении торосов. В конечном результате, такое конструктивное решение не только улучшает эксплуатационные характеристики СПУ, но и повышает надежность работы устройства.

С целью дополнительного снижения гидросопротивления при глиссировании и улучшения эксплуатационных характеристик СПУ наружная поверхность опорной лопасти выполнена с микрореданами. Наряду с оптимизированной геометрией закруглённого профиля законцовки опорной лопасти это позволяет увеличить угол отклонения гидролыжи не менее чем на 20о, что способствует повышению её опорной несущей способности, тангажа и мореходности при выходе водоизмещающего корпуса из воды на гребень волны с ростом угла атаки и подъемной силы крыла, обеспечивая сокращение дистанции разбега при взлёте.

Эластичная водонепроницаемая мембрана, закреплена по наружному краю с помощью фланцевого соединения на днище корпуса амфибии и герметично зафиксирована центральной частью на шарнирном соединении.

Соединение опорной лопасти с приводом её отклонения и с амортизатором с использованием эластичной водонепроницаемой мембраны обеспечивает возможность размещения привода в сухой части корпуса амфибии и способствует повышению надежности и безотказности функционирования устройства, поскольку защищает привод отклонения и амортизатор от водной коррозии и агрессивного воздействия морской среды.

Механизм привода отклонения гидролыжи может быть выполнен, в частности, электромеханическим, гидравлическим, пневматическим и ручным. Однако для достижения заявленного технического результата целесообразно использовать электромеханический привод.

Таким образом, вышеуказанное конструктивное выполнение отличительных признаков предлагаемого решения обеспечивают скоростной амфибии:

- увеличение мореходности при взлёте и скоростном движении на волнении за счёт подъёма корпуса на гребень волны на опорной лопасти;

- сокращение дистанции разбега при взлёте за счёт снижения гидродинамического сопротивления водоизмещающей части корпуса при выходе его из воды и глиссировании на опорной лопасти с увеличением тангажа, увеличивающего угол атаки крыла и подъёмную силу;

- динамическую развязку корпуса амфибии при ударах о воду, лед и снег за счет амортизирующей подвески опорной лопасти при её отклонении;

- минимизацию ударных нагрузок при глиссировании, отрыве и скольжении за счёт сужения опорной лопасти к концу и выполнения его в форме форштевня с закруглением профиля килевой части;

- дополнительное снижение гидросопротивления за счёт использования микрореданов на поверхности опорной лопасти при глиссировании на воде;

- надёжность и безотказность функционирования устройства с защитой его от водной коррозии и агрессивного воздействия морской среды за счёт герметизации механизмов привода отклонения и амортизации опорной лопасти.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где:

на фиг. 1 представлена функциональная схема стартово-подъемного устройства для скоростной амфибии в исходном состоянии с поднятой опорной лопастью;

на фиг. 2 представлена функциональная схема стартово-подъемного устройства для скоростной амфибии с отклонённой опорной лопастью;

на фиг. 3 показан процесс глиссирования амфибии на стартово-подъемном устройстве при выходе ее корпуса из воды;

на фиг. 4 показан общий вид в изометрии корпуса амфибии и стартово-подъемного устройства, связанных конструктивно между собой.

На чертежах обозначены:

1 - корпус амфибии;

2 - опорная лопасть (гидролыжа);

3 – микрореданы;

4 – законцовка опорной лопасти;

5 - шток опорной лопасти;

6 – электромеханический привод;

7– амортизатор;

8 – шарнирное соединение опорной лопасти с днищем корпуса амфибии;

9 – эластичная водонепроницаемая мембрана;

10 – шарнирное соединение;

11 – фланец;

12 – забортное пространство;

13 – водная поверхность;

α – общий угол атаки крыла;

αт – угол тангажа

Стартово-подъемное устройство для скоростной амфибии содержит корпус 1, на днище которого вблизи центра тяжести амфибии с помощью шарнирного соединения 8 закреплена отклоняемая амортизированная V- образная опорная лопасть 2, имеющая законцовку 4 с плавным закруглением профиля килевой части. V- образная опорная лопасть 2 соединена с электромеханическим приводом её отклонения 6 и с амортизатором 7 посредством механического шарнирного соединения 10. На днище корпуса 1 амфибии с помощью фланца 11 закреплена водонепроницаемая эластичная мембрана 9, при этом её центральная часть герметично закреплена на штоке 5 опорной лопасти 2. Шток 5 жестко закреплен на опорной лопасти 2, а на другом его конце размещено шарнирное соединение 10. Наружная поверхность опорной лопасти 2 выполнена с микрореданами 3.

Устройство работает следующим образом.

При старте с воды при разгоне амфибии опорная лопасть 2 отклоняется на угол, способствующий наиболее быстрому набору скорости при располагаемой тяге и данном волнении, который определяет пилот, или оператор. Водоизмещающий корпус 1, благодаря высокой несущей способности опорной лопасти 2 начинает увеличивать тангаж αт и выходить из воды, с одновременным увеличением аэродинамической подъёмной силы и снижением гидросопротивления амфибии. При достижении порядка 40% от взлётной скорости корпус 1 может полностью выйти из воды и движение амфибии будет продолжаться фактически на законцовке 4 опорной лопасти 2 (Фиг. 3) до тех пор, пока аэродинамическая подъёмная сила не превысит её вес и тогда амфибия оторвётся от водной поверхности 13. На данном этапе движения опорная лопасть 2 принимает значительную регулярную динамическую нагрузку от ударов волн (рикошетирование), растущую с увеличением скорости, которая эффективно гасится амортизатором 7 и не передаётся полностью на корпус 1 амфибии. После достижения амфибией скорости, обеспечивающей переход в режим полёта электромеханическим приводом её отклонения 6 поднимает опорную лопасть 2 в обводы днища для снижения аэродинамического сопротивления.

Важно, чтобы в момент отрыва не происходило фатальных ударных нагрузок на опорную лопасть 2 от ударов волны и случайных препятствий (притопленного топляка, льдин и др.). Для этого опорная лопасть имеет сужение к концу, а килевой профиль её законцовки 4 закруглён с обводами, оптимизированными под геометрию участка форштевня, переходящего в киль. Поэтому отрыв от воды происходит плавно без изменения пространственного положения амфибии.

Также оптимизация геометрии обводов законцовки 4 и установка микрореданов 3 на наружной поверхности опорной лопасти 2 даёт дополнительное снижение её гидросопротивления при глиссировании. Это позволяет повысить угол отклонения опорной лопасти до 20° для увеличения её несущей способности, угла тангажа αт и мореходности при выходе водоизмещающего корпуса 1 из воды на гребень волны с ростом общего угла атаки α и подъёмной силы крыла, обеспечивая сокращение дистанции разбега при взлёте.

Предлагаемое стартово-подъемное устройство для скоростной амфибии имеет простую конструкцию, не требующую дополнительного отбора энергии от силовой установки при функционировании. При этом оно предполагает круглогодичную эксплуатацию транспортного средства с базированием на берегу и может обеспечить выход на пологий склон, сход с него в воду и на лёд (даже при ледоходе и ледоставе) за счёт аэродинамической тяги амфибий.

Гидролыжное СПУ также может освободить корпус амфибии от увязания в болотистой почве и примерзания к грунту при эксплуатации в арктических регионах.

1. Гидродинамическое стартово-подъемное устройство для скоростной амфибии, содержащее отклоняемую амортизированную гидролыжу с сужением к концу от корневой ширины и привод отклонения с амортизатором, отличающееся тем, что отклоняемая амортизированная гидролыжа выполнена в виде V-образной опорной лопасти, конструктивно вписанной в обводы днища корпуса амфибии, с законцовкой оптимизированной геометрии в форме форштевня с плавным закруглением профиля килевой части, при этом опорная лопасть соединена с приводом отклонения и амортизатором с помощью штока и шарнирного соединения через эластичную водонепроницаемую мембрану.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что водонепроницаемая эластичная мембрана закреплена по наружному краю с помощью фланцевого соединения к днищу и герметично зафиксирована центральной частью на шарнирном соединении.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что наружная поверхность опорной лопасти выполнена с микрореданами.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что привод отклонения опорной лопасти выполнен электромеханическим.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к пассажирским транспортным средствам. Пассажирский экраноплан содержит корпус с кабиной, крылья, хвостовое вертикальное оперение и рули высоты.

Экранолет // 2747322
Изобретение относится к области авиастроения и может быть использовано для создания летательных аппаратов в режиме экраноплана. Экранолет содержит V-образный фюзеляж с салоном внутри, в хвостовой части фюзеляжа расположены крылья, снабженные элеронами и стабилизаторами с рулями поворота для воздуха, а также реактивные двигатели.

Экраноплан имеет составное крыло с центропланом 1 и консолями 2, концевые шайбы 3 в концевых сечениях центроплана 1, силовую установку, вертикальное 4 и горизонтальное 5 оперения. Удлинение составного крыла не менее 2,5, центроплана 1 - в пределах от 0,5 до 0,9, относительная площадь консолей 2 от 0,25 до 0,4, продольный статический момент экраноплана от 0,3 до 0,6, а горизонтального оперения 5 от 0,25 до 0,55.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к высокоскоростным судам, движущимся по поверхности воды, над поверхностью воды и под водой. Высокоскоростное судно включает корпус обтекаемой формы, силовую установку, состоящую из двух либо более судовых движительных систем, одна из которых является маршевой силовой установкой для привода одного либо более грибных винтов, водозаборные устройства, систему каналов-трубопроводов, соединяющих водозаборные устройства с выпускными соплами, расположенными на смачиваемой наружной поверхности корпуса судна в зависимости от гидродинамического сопротивления участков корпуса судна в виде двумерного массива, при этом истекание реактивных водяных струй из поверхностных выпускных сопел направлено вдоль наружной поверхности корпуса судна в направлении против направления движения судна, при этом для водоизмещающего судна либо подводной лодки дополнительная вспомогательная судовая силовая установка состоит из водометной силовой установки для обеспечения высокоскоростного поверхностного потока воды вдоль наружной смачиваемой поверхности корпуса судна через выпускные сопла расположенные по смачиваемой поверхности корпуса судна.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к универсальным экраноходам. Универсальный экраноход включает корпус, двигатель, ведущие и ведомые колеса.

Изобретение относится к области транспортных средств, а именно к вариантам реактивных аппаратов с использованием реактивного водного движителя. Варианты реактивных аппаратов с использованием реактивного водного движителя включают корпус-фюзеляж, крылья для создания аэродинамической подъемной силы, водопроводящую систему, соединяющую водозаборное устройство с силовой водометной установкой и с системой водовыпускных каналов, кабину управления, интегрированную систему управления реактивным аппаратом.

Изобретение относится к области летательных аппаратов, использующих для полета экранный эффект вблизи опорной поверхности. Винтокрылый летательный аппарат с экранным эффектом (ВЛАЭФ) содержит не менее одного несущего винта, привод винта.

Изобретение относится к области транспортных средств, а именно к вариантам реактивных аппаратов с использованием реактивного водного движителя. Каждый вариант реактивного аппарата с использованием реактивного водного движителя включает корпус-фюзеляж, крылья для создания аэродинамической подъемной силы, водопроводящую систему, соединяющую водозаборное устройство с силовой водометной установкой и с системой водовыпускных каналов, кабину управления, интегрированную систему управления реактивным аппаратом.

Изобретение относится к области транспортных средств, а именно к реактивным аппаратам с использованием реактивного водного движителя. Реактивный аппарат с использованием реактивного водного движителя включает корпус-фюзеляж, крылья для создания аэродинамической подъемной силы, водопроводящую систему, соединяющую водозаборное устройство с силовой водометной установкой и с системой водовыпускных каналов, кабину управления, интегрированную систему управления реактивным аппаратом, при этом в режиме вертикального подъема, зависания, разгона, торможения и посадки, для возможности создания устойчивого суммарного уравновешивающего вертикального реактивного момента относительно центра тяжести поднимаемой части реактивного аппарата от истечения водяных струй из подъемных водовыпускных сопел, подъемные водовыпускные сопла расположены на периметре несущих круговых сегментных консолей, расположенных вдоль боковых сторон протяженного корпуса-фюзеляжа, выполненного в виде тримарана либо катамарана, при этом маршевый водомет с водозаборным устройством выполнен погружным и закреплен к корпусу-фюзеляжу при помощи трансформируемой телескопической конструкции.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к высокоскоростным судам, движущимся по поверхности воды и над поверхностью воды. Высокоскоростное судно-экраноплан включает корпус-фюзеляж сигарообразной обтекаемой формы, несущие крылья с элементами механизации для создания аэродинамической подъемной силы, водометную силовую установку, водозаборные устройства, систему каналов-трубопроводов, соединяющих водозаборные устройства с силовой водометной установкой и с выпускными соплами, интегрированную систему управления.

Изобретение относится к экранолетам. Воздушная транспортная система состоит из транспортного экранолета, имеющего фюзеляж (1), состоящий из кабины с органами управления в носовой части, отсека с грузовым или пассажирским салоном в средней части и погрузочно-разгрузочной двери в кормовой части. Фюзеляж также содержит несущее крыло обратной стреловидности (3) в средней части фюзеляжа и расположенные над его поверхностью двигатели (5) с толкающими винтами. Кормовая часть фюзеляжа представляет собой двойное хвостовое вертикальное оперение, соединенное со вторым аэродинамическим крылом (7), фюзеляж (1) снизу оборудован многоколесным взлетно-посадочным устройством. Над фюзеляжем сверху и по его бортам с помощью системы крепления пристыкован корпус (2) беспилотного разгонно-стартового устройства в виде аэродинамического крыла, снабженного двигателями (4) с тяговыми винтами в носовой части и вертикальным рулем (6) в кормовой части, шасси и системой управления. Достигается увеличение дальности и повышение эффективности воздушной подушки. 5 ил.
Наверх