Грунтовая смесь для дорожного строительства

Предложенное изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для устройства слоев оснований дорожных одежд автомобильных и железных дорог. Грунтовая смесь для дорожного строительства содержит техногенный грунт-песок из отсевов дробления фракции 0-5 мм; механоактивированную золу-уноса сухого улавливания; минеральное вяжущее - портландцемент с минеральными добавками - класс прочности 32,5, быстротвердеющий; полимерный композит в виде коллоидного раствора высокомолекулярных поверхностно-активных веществ: поли(1-карбамоилэтилена) и продуктов гидролиза поливинилацетата; воду, при следующем соотношении компонентов, мас.%: песок из отсевов дробления 50-60, механоактивированная зола-уноса 10-15, портландцемент 7-8, полимерный композит 0,7-0,5 сверх 100%, вода 22-28. Технический результат – разработка дорожно-строительного материала на основе техногенного грунта и отходов теплоэнергетики с маркой по прочности M 100 и расширение сырьевой базы региона и минимизирование антропогенного воздействия отвальных массивов отходов ГПК и ТЭК. 1 табл., 1 пр.

 

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для устройства слоев оснований дорожных одежд автомобильных и железных дорог.

Утилизация крупнотоннажных отходов горнопромышленного комплекса в дорожном строительстве представляется актуальной задачей. Вовлечение техногенных грунтов, модифицированных добавками различной природы, в составы дорожно-строительных материалов позволит снизить расход дорогостоящего первичного минерального сырья и решить комплекс острых экологических проблем.

Известен состав для дорожного строительства (патент РФ 2603682, опубл. 27.11.2016 г.) содержащий, мас. %: минеральное вяжущее - портландцемент - 6-12; заполнитель (глинистый грунт, песок, щебеночно-песчаная смесь) - 72-88; химические добавки: октилтриэтоксисилан / эмульсия октилтриэтоксисилана - 0,005-0,04, водный раствор сополимера на основе полиоксиэтиленовых производных ненасыщенных карбоновых кислот / карбоксилатный полиэфир - 0,02-0,20; вода - 4,83-17,94. Техническим результатом заявляемого состава является повышение морозостойкости и прочности материалов из грунтовых, песчаных и щебеночно-песчаных смесей, а также экономической эффективности строительства. Недостатком данного состава является необходимость введения 12% цемента для получения морозостойкого материала с маркой по прочности M100, что является экономически нецелесообразным.

Известен укрепленный грунт для устройства оснований дорожных одежд автомобильных дорог и покрытий переходного типа, содержащий песчаный или супесчаный грунт, высококальциевую золу уноса и воду (патент РФ №2389844, опубл. 2010 г.). Укрепленный грунт дополнительно содержит хлорное железо и полимерсодержащий раствор - отход производства автомобильных шин, включающий каучук в виде латекса ДМВП-10Х в количестве 7 мас. % и каучук в виде латекса СКД 1С в количестве 7 мас. %, при следующем соотношении компонентов, мас. %: песчаный или супесчаный грунт - 75-77, высококальциевая зола уноса - 14-16, хлорное железо - 0,13-0,20, указанный полимерсодержащий раствор - 0,12-0,17, вода - остальное.

Данный укрепленный грунт для дорожного строительства характеризуется сравнительно высокими значениями прочности, водостойкости и морозостойкости. Однако необходимость использования в качестве полимерсодержащего раствора отхода производства автомобильных шин, включающего каучук в виде латекса ДМВП-10Х и каучук в виде латекса СКД 1С, в определенной мере ограничивает доступность к широкому использованию такого производственного отхода.

Известен золоминеральный состав для оснований дорожных одежд (патент РФ №2350709, опубл. 27.03.2009 г.), содержащий в качестве наполнителя песок фракции до 3 мм, отсев щебеночного производства фракции до 10 мм, золу от сжигания осадка сточных вод с удельной поверхностью 200-300 м2/кг, насыпной плотностью 0,7-0,8 г/м3, содержанием SiO2 - 50-60% и рН 12-13,5, в качестве связующих - битум и цемент при следующем соотношении компонентов, мас. %: песок фр. до 3 мм - 10-18; отсев щебеночного производства фр. до 10 мм - 10-15; зола от сжигания осадка сточных вод - 35-55; нефтяной дорожный битум - 5-10; портландцемент не ниже 400 - 6-12; вода 15-20% от массы смеси.

Недостатком данной смеси является необходимость смешивания всех пяти компонентов в три стадии с применением дополнительной смесительной техники. На третьей стадии в работающий смеситель добавляется необходимый объем воды, после чего готовая масса выгружается в самосвал и доставляется к месту производства работ. Это не позволяет обеспечить оптимальное увлажнение смеси, за счет испарения воды в момент доставки, кроме того является трудоемким и экономически нецелесообразным процессом.

Максимальная прочность получаемого материала достигается при введении в состав 12% цемента, что также является экономически неэффективным.

Наиболее близким по техническому решению, принятым за прототип, является состав для устройства слоев оснований дорожной одежды (патент РФ №2726095, опубл. 09.07.2020 г.), содержащий песок из отсевов дробления фракции 0-5 мм; золу уноса сухого улавливания (тип - кислая); минеральное вяжущее - портландцемент с минеральными добавками (класс прочности 32,5, быстротвердеющий); полимерный композит в виде коллоидного раствора высокомолекулярных поверхностно-активных веществ: поли(1-карбамоилэтилена) и продуктов гидролиза поливинилацетата при следующем соотношении компонентов, мас. %: песок из отсевов дробления - 50-60; зола уноса - 20-10; портландцемент - 10-7; полимерный композит - 0,5-0,9 (сверх 100%); вода - 20-23. Недостатком данного состава является необходимость введения 10% цемента для получения морозостойкого материала с маркой по прочности М60-М75, что является экономически нецелесообразным.

Задачей изобретения является получение дорожно-строительного материала на основе техногенного грунта и отходов теплоэнергетики с маркой по прочности M 100, что позволит расширить сырьевую базу региона и минимизировать антропогенное воздействие отвальных массивов отходов ГПК и ТЭК.

Указанный технический результат достигается тем, что в заявляемой грунтовой смеси для дорожного строительства содержится техногенный грунт (песок из отсевов дробления) фракции 0-5 мм; механоактивированная зола-уноса сухого улавливания; минеральное вяжущее - портландцемент с минеральными добавками (класс прочности 32,5, быстротвердеющий); полимерный композит в виде коллоидного раствора высокомолекулярных поверхностно-активных веществ: поли(1-карбамоилэтилена) и продуктов гидролиза поливинилацетата; вода, при следующем соотношении компонентов, мас. %:

песок из отсевов дробления 50-60
механоактивированная зола-уноса 15-10
портландцемент 7-8
полимерный композит 0,7-0,5 (сверх 100%)
вода 28-22

Достижение указанного технического результата обусловлено стабилизацией гранулометрического состава и наличием развитой удельной поверхности золы уноса, достигаемой в процессе механической активации, а также образованием межмолекулярных водородных связей при взаимодействии поли(1-карбамоилэтилена) с продуктами гидролиза поливинилацетата, что способствует равномерному распределению и закреплению связующего. Использование механоактивированной золы-уноса и полимерного композита в составе дорожно-строительного материала позволяет повысить предел прочности при сжатии и на растяжение при изгибе. Характеристика исходных материалов:

1. Техногенный грунт - песок из отсевов дробления фракции 0-5 мм.

2. Зола-уноса сухого улавливания, тип - кислая, с удельной поверхностью - не менее 150 м2/кг, влажностью - не более 1%, Аэфф - не более 370 Бк/кг, с содержанием оксида кальция (СаО) - не более 10%, потеря массы при прокаливании (п.п.п.) - не более 25 мас. %, подвергнутая механической активации в течение 1 минуты.

3. Минеральное вяжущее - портландцемент с минеральными добавками: класс прочности - 32,5; быстротвердеющий.

4. Полимерный композит в виде коллоидного раствора высокомолекулярных поверхностно-активных веществ: поли(1-карбамоилэтилена) и продуктов гидролиза поливинилацетата (синтезирован в воде при 60°С; массовое соотношение ПАВ - 3:7).

5. Вода по ГОСТ 23732-2011.

Грунтовая смесь для дорожного строительства разработана в соответствии с требованиями ГОСТ 23558-94 путем подбора оптимального количества вяжущего в процентах от массы полученного техногенного грунта, состоящего из смеси песка из отсевов дробления и механоактивированной золы-уноса с учетом оптимальной влажности. Основными критериями оценки оптимальности состава являлись прочностные характеристики.

Пример. В воздушно-сухую смесь техногенного грунта - песка из отсевов дробления фракции 0-5 мм и механоактивированной золы-уноса (время механоактивации 1 минута) вносили вяжущее - портландцемент с минеральными добавками. Состав смеси, мас. %: песок из отсева дробления - 50-60; механоактивированная зола-уноса - 15-10; портландцемент - 7-8. Затем смесь перемешивали вручную и вводили полимерный композит (0,7-0,5 мас. % сверх 100%), растворенный в оптимальном количестве воды (28-22 мас. %), после чего снова перемешивали. Из полученной смеси каждого вида изготавливали образцы в соответствии с ГОСТ 23558-94. Прочностные характеристики получены на образцах, подвергнутых полному водонасыщению. Анализ физико-механических характеристик образцов проводили через 28 суток.

Физико-механические характеристики образцов приведены в таблице 1. Показано, что применение полимерного композита на основе поли(1-карбамоилэтилена) и продуктов гидролиза поливинилацетата, а также механоактивированной золы-уноса (за счет преобразования внутренней структуры минерального сырья) позволяет получить дорожно-строительный материал с маркой по прочности M 100 в соответствии с требованиями ГОСТ 23558-94.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемый состав для устройства слоев оснований дорожной одежды позволяет получать дорожно-строительный материал с прочностью при сжатии 10-11 МПа и растяжении при изгибе 1,7-2,0 МПа при содержании вяжущего 7-8 мас. %. По прототипу максимальная прочность при сжатии 7,3 МПа и растяжении при изгибе 1,5 МПа достигнута при содержании вяжущего 10 мас. %. Такое отличие от прототипа дает основание утверждать о соответствии предлагаемого технического решения критерию патентоспособности изобретения «новизна». Сравнение заявляемой грунтовой смеси для дорожного строительства с прототипом и другими аналогичными техническими решениями в данной области не позволили выявить в них признаки, аналогичные отличительным признакам. Это позволяет сделать вывод о соответствии заявляемой грунтовой смеси для дорожного строительства условию патентоспособности изобретения «изобретательский уровень».

Таким образом, использование предлагаемого изобретения позволяет получать дорожно-строительный материал для устройства слоев оснований дорожных одежд автомобильных и железных дорог с прочностью при сжатии 10-11 МПа и прочностью на растяжение при изгибе 1,7-2,0 МПа в соответствии с ГОСТ 23558-94.

Грунтовая смесь для дорожного строительства содержит техногенный грунт-песок из отсевов дробления фракции 0-5 мм; механоактивированную золу-уноса сухого улавливания; минеральное вяжущее - портландцемент с минеральными добавками - класс прочности 32,5, быстротвердеющий; полимерный композит в виде коллоидного раствора высокомолекулярных поверхностно-активных веществ: поли(1-карбамоилэтилена) и продуктов гидролиза поливинилацетата; воду, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

песок из отсевов дробления 50-60
механоактивированная зола-уноса 10-15
портландцемент 7-8
полимерный композит 0,7-0,5, сверх 100%
вода 22-28



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к области строительства, а именно к георешеткам, предназначенным для применения в качестве армирующей и разделяющей прослойки в конструкциях земляного полотна линейных транспортных и геотехнических сооружений, и способам их изготовления. Геосотовый материал содержит множество лент, соединенных друг с другом на множестве соединений для формирования множества ячеек.
Группа изобретений относится к промышленному и гражданскому строительству, а именно к укреплению грунта цементацией с введением в цементно-песчаный раствор полимерного состава для укрепления, состоящего из органических и неорганических веществ. Состав для укрепления грунта представляет собой водный раствор, при следующем соотношении компонентов, мас.%: дисперсия акриловая 5 - 30, глицерин 2 - 5, битум нефтяной 0,01 - 0,5, полифосфат натрия 0,01 - 0,5, кальций хлористый 10 - 40, борная кислота 0,01 - 1, силикат натрия 2 - 10, вода до 100%.
Изобретение относится к цементированию в подземной формации, а также может найти применение при строительстве гидротехнических сооружений, строительных конструкций, модификации грунтов. Технический результат - получение расширяющейся быстротвердеющей композиции, обладающей регулируемым коэффициентом линейного расширения Кр = 1,5-3,0, коэффициентом теплопроводности не более λ= 0,15-0,2 Вт/м2*°С и минимальной прочностью на третьи сутки не менее 0,3 МПа.

Изобретение относится к области строительства технологических дорог лесного комплекса. Технологическая лесовозная дорога содержит грунт, нижний поперечный слой из грунтовых «сигар», средний слой из продольных грунтовых «сигар», верхний поперечный слой из грунтовых «сигар», нетканый перфорированный материал, продольные ограничители из грунтовых «сигар», дренирующий слой, дорожную одежду.

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для устройства слоев оснований дорожной одежды автомобильных и железных дорог. Техническим результатом является получение экономически эффективного дорожно-строительного материала на основе отходов дробления горных пород и отходов теплоэнергетики с оптимальными физико-механическими характеристиками при пониженном содержании вяжущего, что позволит расширить сырьевую базу для дорожного строительства.

Изобретение относится к строительству, а также утилизации крупнотоннажных отходов гидролизного производства, и может быть использовано для устройства слоев оснований дорожных одежд и других инженерных сооружений. Техническим результатом является повышение прочности дорожно-строительного материала, содержащего отходы гидролизного производства, что позволит расширить сырьевую базу для дорожного строительства и решить острые экологические проблемы.

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для стабилизации грунтов верхнего рабочего слоя земляного полотна автомобильных и железных дорог различного назначения, а также для устройства прочных грунтовых слоев основания дорожной одежды при строительстве и ремонте автомобильных и железных дорог.

Изобретение относится к области строительства, а именно для защиты грунта от размыва поверхностными водотоками на откосах насыпей промышленных площадок и автодорог, склонах, береговых участках водных преград, трассах подземных трубопроводов. Георешетка выполнена в виде ячеистой структуры, содержит донную часть, включает выполненные отдельно ячейки из жесткого полимерного материала, содержащие крепежные отверстия, подвижно соединенные тросами, для компенсации возникающих продольных деформаций, и швами, демпфирующими накладками, для компенсации поперечных деформаций ячеек георешетки.

Изобретение относится к области строительства дорог, дорожных покрытий, спортивных площадок и т.п., а в частности к укреплению грунта. Способ подачи связующего вещества для укрепления грунта характеризуется тем, что приводят в действие устройство подачи связующих веществ, измельчают грунт, подают связующие вещества и перемешивают их с грунтом, извлекают устройство подачи связующих веществ из грунта.

Изобретение относится к дорожному и транспортному строительству и может быть использовано при строительстве автомобильных дорог и элементов улично-дорожной сети. Технический результат заключается в создании размерно-однородного стабилизирующего слоя с выраженным усиливающимся адгезионным эффектом.
Группа изобретений относится к промышленному и гражданскому строительству, а именно к укреплению грунта цементацией с введением в цементно-песчаный раствор полимерного состава для укрепления, состоящего из органических и неорганических веществ. Состав для укрепления грунта представляет собой водный раствор, при следующем соотношении компонентов, мас.%: дисперсия акриловая 5 - 30, глицерин 2 - 5, битум нефтяной 0,01 - 0,5, полифосфат натрия 0,01 - 0,5, кальций хлористый 10 - 40, борная кислота 0,01 - 1, силикат натрия 2 - 10, вода до 100%.
Наверх