Способ определения коэффициента полноты сгорания топлива в прямоточном воздушно-реактивном двигателе

Изобретение относится к авиационной технике и ракетно-космической технике, а именно к разработке высокоскоростных летательных аппаратов с интегрированной силовой установкой на водородном топливе. Способ определения коэффициента полноты сгорания топлива в прямоточном воздушно-реактивном двигателе, в котором модель двигателя жестко соединяют с горизонтальной тягоизмерительной платформой. Платформу устанавливают на поперечные упругие опоры и соединяют с датчиком силы. После этого подают воздух на вход в камеру сгорания. Измеряют усилие на датчике силы. Потом в камеру сгорания подают топливо. Воспламеняют полученную топливную смесь и в процессе горения смеси измеряют усилие на датчике силы и статическое давление в выходном сечении модели. Измеряют физические величины во время испытания. Затем вычисляют коэффициент полноты сгорания топливной смеси путем решения системы уравнений, удовлетворяющей закону сохранения массы, импульса и энергии, которая составляется для выходного сечения сопла. Изобретение обеспечивает возможность определения коэффициента полноты сгорания топлива со сверхзвуковой скоростью течения газов в камере сгорания модели двигателя, обтекаемой свободным воздушным потоком, а также повышение точности определения параметров при натурных измерениях и испытаниях модели двигателя. 1 ил.

 

Изобретение относится к авиационной технике и ракетно-космической технике, а именно к разработке высокоскоростных летательных аппаратов (ЛА) с интегрированной силовой установкой (СУ) на водородном топливе.

Важным показателем совершенства силовой установки (двигателя) является коэффициент полноты сгорания топлива (топливной смеси), характеризующий происходящий в силовой установке экзотермический процесс окисления топлива при его соединении с воздушным потоком.

Коэффициент полноты сгорания топлива можно определять несколькими способами: анализом проб, отобранных из тракта двигателя; методами лазерной диагностики состава газа; оптическими методами; на основании измерения сил, приложенных к поверхностям двигателя; определением концентрации компонентов продуктов сгорания двигателя расчетным путем и газодинамическим способом - по измерению давлений и тепловых потоков в стенки камеры сгорания двигателя. Все эти способы являются способами косвенного определения необходимых данных для вычисления коэффициента полноты горения топлива и соответственно точность зависит от выбранного метода. Наиболее точным определением коэффициента полноты сгорания топлива может быть в способе в котором определяют абсолютные значения усилия двигателя, статическое давление на выходном сечении сопла при испытаниях в свободном потоке течения газа в камере сгорания двигателя или его модели. Известен способ определения коэффициента полноты сгорания топливной смеси по температуре продуктов сгорания [William Н. Heiser, David Т. Pratt. Hypersonic Airbreathing Propulsion. AIAA Education Series. 1994, p. 330.331] расчетным путем. Недостатком температурного способа является то, что способ непригоден для высокотемпературных потоков газа, характерных для высокоскоростных двигателей.

Известен способ определения коэффициента полноты сгорания топлива в камере сгорания прямоточного воздушно-реактивного двигателя с использованием замеров статического давления [Орлик Е.В., Старов А.В., Шумский В.В. Определение газодинамическим способом полноты выгорания в модели с горением. Физика горения и взрыва, 2004, т. 40, №4, стр. 23-34]. В способе производят измерение статического давления вблизи стенки в качестве среднего по сечению. Недостатком является использование в расчетах этого усредненного значения, что не позволяет корректно определять коэффициенты полноты сгорания в потоках с сильной неравномерностью.

Наиболее близким к заявленному способу, принятому за прототип, является способ определения полноты сгорания топливной смеси в камере сгорания сверхзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя (патент РФ №2495270). В этом способе модель прямоточного воздушно-реактивного двигателя жестко соединяют с горизонтальной тягоизмерительной платформой, установленной на упругих опорах. Тягоизмерительную платформу также соединяют с датчиком силы. Первоначально воздух подают на вход двигателя без подачи топлива в камеру сгорания. Измеряют усилие на датчике силы. Затем дополнительно подают в камеру сгорания топливо. Воспламеняют образовавшуюся топливную смесь и в процессе горения смеси измеряют усилие на датчике силы. Затем вычисляют η коэффициент полноты сгорания топливной смеси по соотношению:

Недостатком данного способа является то, что он применим только для двигателей с критическим сечением, в котором реализуется замыкающее условие - число Маха М=1 и не пригоден для определения коэффициента полноты сгорания топлива со сверхзвуковой скоростью течения газов в камере сгорания.

Задачей и техническим результатом предлагаемого изобретения является:

- обеспечение возможности определение коэффициента полноты сгорания топлива в камере сгорания модели двигателя, обтекаемой свободным воздушным потоком, характеризующейся сверхзвуковой скоростью течения газов в камере сгорания;

- повышение точности определения коэффициента полноты сгорания топлива при натурных измерениях и испытаниях модели такого типа двигателя.

Технический результат достигается тем, что в способе определения коэффициента полноты сгорания топлива модель двигателя жестко соединяют с горизонтальной тягоизмерительной платформой, платформу устанавливают на упругие опоры и соединяют с датчиком силы производят первый этап измерений подают воздух на вход в камеру сгорания и измеряют усилие на датчике силы (Р), статическую температуру газа в выходном сечении сопла в пуске без подачи топлива (Тх) площадь выходного сечения (F), угол атаки модели (γ), скорость газа в выходном сечении сопла в пуске без подачи топлива (wx), периметр сечения проточного тракта (П), расход воздуха через проточный тракт модели (Gв), массовую долю воздуха в выходном сечении сопла (gв), далее производят второй этап измерений для чего подают в камеру сгорания топливо, воспламеняют образовавшуюся топливную смесь и в процессе горения смеси измеряют усилие на датчике силы, скорость газа в выходном сечении сопла в пуске с подачей топлива (w), статическую температуру газа в выходном сечении сопла в пуске с подачей топлива (T), расход топлива через проточный тракт модели (Gг), разность показаний датчика силы в пуске с подачей топлива и без подачи (ΔР), статическую энтальпию топлива в выходном сечении сопла (hг), статическую энтальпию продуктов сгорания в выходном сечении сопла (hnc), массовую долю топлива в выходном сечении сопла (gг), массовую долю продуктов сгорания в выходном сечении сопла (gnc) так, что в выходном сечении сопла устанавливают датчики статического давления и дополнительно при первом и втором этапах измерений производят измерения статического давления на срезе сопла в выходном сечении сопла модели (рх) и статического давления газа в выходном сечении сопла в пуске с подачей топлива (р), затем на основании полученных измеренных данных и констант вычисляют коэффициент полноты сгорания топлива η, для чего решают систему уравнений:

где

Rx - газовая постоянная газа в выходном сечении сопла в пуске без подачи топлива;

hg - статическая энтальпия воздуха;

Нв0 - полная энтальпия воздуха;

R - газовая постоянная газа в выходном сечении сопла в пуске с подачей топлива;

Нго - полная энтальпия топлива;

α - коэффициент избытка окислителя;

L0 - стехиометрическое соотношение топлива и окислителя;

χ - коэффициент, зависящий от коэффициента избытка окислителя;

η - коэффициент полноты сгорания топлива;

Р - угол наклона струи газа к строительной горизонтали модели;

q - тепловой поток к стенке проточного тракта;

qх - тепловой поток к стенке для текущей координаты х.

Изобретение поясняется следующими чертежами.

На фиг.1 представлена модель двигателя со сверхзвуковой скоростью течения газов в камере сгорания, установленная на тягоизмерительной платформе.

Способ определения коэффициента полноты сгорания топлива при сверхзвуковом течении газа в камере сгорания 2 модели прямоточного воздушно-реактивного двигателя осуществляют в следующей последовательности действий. Перед работой модель двигателя 1 жестко соединяют с тягоизмерительной платформой 3. Платформу 3 устанавливают на упругие опоры 4 и соединяют с датчиком силы 5. Измеряют усилие на датчике силы 5. После чего подают воздух в камеру сгорания 2. Измеряют усилие на датчике силы 5 (Р) и давление (рх) в выходном сечении 6. Производят измерение статической температуры газа в выходном сечении сопла в пуске без подачи топлива (Тх), площади выходного сечения (F), угла атаки модели (γ), скорости газа в выходном сечении сопла в пуске без подачи топлива (wx), периметра сечения проточного тракта (П), расхода воздуха через проточный тракт модели (Gв), массовой доли воздуха в выходном сечении сопла (gв). Потом дополнительно подают топливо в камеру сгорания 2. Воспламеняют образовавшуюся топливную смесь. Осуществляют процесс горения в камере сгорания 2 топливной смеси. В процессе горения смеси измеряют силу по датчику 5 и давление (р) в выходном сечении 6 сопла 7. Производят измерения скорости газа в выходном сечении сопла в пуске с подачей топлива (w), статической температуры газа в выходном сечении сопла в пуске с подачей топлива (Т), расхода топлива через проточный тракт модели (), разности показаний датчика силы в пуске с подачей топлива и без подачи (ΔР), статической энтальпии топлива в выходном сечении сопла (), статической энтальпии продуктов сгорания в выходном сечении сопла (), массовой доли топлива в выходном сечении сопла (), массовой доли продуктов сгорания в выходном сечении сопла (). Затем вычисляют полноту сгорания топливной смеси для чего используют полученные измеренные данные и константы.

Затем вычисляют коэффициент полноты сгорания топлива путем решения системы уравнений, удовлетворяющей закону сохранения массы, импульса и энергии, которая составляется для выходного сечения сопла:

где

wx скорость газа в выходном сечении сопла в пуске без подачи топлива;

рх статическое давление газа в выходном сечении сопла в пуске без подачи топлива;

Rx газовая постоянная газа в выходном сечении сопла в пуске без подачи топлива;

Тх статическая температура газа в выходном сечении сопла в пуске без подачи топлива;

F площадь выходного сечения сопла;

γ угол атаки модели;

β угол наклона струи газа к строительной горизонтали модели;

hв статическая энтальпия воздуха;

Нв0 полная энтальпия воздуха;

qx тепловой поток в стенки проточного тракта;

П периметр сечения проточного тракта;

Gв расход воздуха через проточный тракт модели;

w скорость газа в выходном сечении сопла в пуске с подачей топлива;

р статическое давление газа в выходном сечении сопла в пуске с подачей топлива;

R газовая постоянная газа в выходном сечении сопла в пуске с подачей топлива;

Т статическая температура газа в выходном сечении сопла в пуске с подачей топлива;

расход горючего через проточный тракт модели;

ΔР разность показаний датчика силы в пуске с подачей топлива и без подачи топлива;

статическая энтальпия топлива в выходном сечении сопла;

статическая энтальпия продуктов сгорания в выходном сечении сопла;

gв массовая доля воздуха в выходном сечении сопла;

массовая доля топлива в выходном сечении сопла;

массовая доля продуктов сгорания в выходном сечении сопла;

полная энтальпия топлива;

α коэффициент избытка окислителя;

L0 стехиометрическое соотношение топлива и окислителя;

χ - коэффициент, зависящий от коэффициента избытка окислителя;

η - коэффициент полноты сгорания.

Таким образом, совокупностью существенных признаков предложенного способа определения коэффициента полноты сгорания топлива в прямоточном воздушно-реактивном двигателе, достигается возможность определения коэффициента полноты сгорания топлива в камере сгорания модели двигателя, обтекаемой свободным воздушным потоком, характеризующейся сверхзвуковой скоростью течения газов в камере сгорания; повышение точности определения коэффициента полноты сгорания топлива при натурных измерениях и испытаниях модели такого типа двигателя.

Способ определения коэффициента полноты сгорания топлива в прямоточном воздушно-реактивном двигателе, при котором модель двигателя жестко соединяют с горизонтальной тягоизмерительной платформой, платформу устанавливают на упругие опоры и соединяют с датчиком силы, производят первый этап измерений, подают воздух на вход в камеру сгорания и измеряют усилие на датчике силы (P), статическую температуру газа в выходном сечении сопла в пуске без подачи топлива (Tx,), площадь выходного сечения (F), угол атаки модели (γ), скорость газа в выходном сечении сопла в пуске без подачи топлива (wx), периметр сечения проточного тракта (П), расход воздуха через проточный тракт модели (Gв), массовую долю воздуха в выходном сечении сопла (gв), далее производят второй этап измерений, для чего подают в камеру сгорания топливо, воспламеняют образовавшуюся топливную смесь и в процессе горения смеси измеряют усилие на датчике силы, скорость газа в выходном сечении сопла в пуске с подачей топлива (w), статическую температуру газа в выходном сечении сопла в пуске с подачей топлива (Т), расход топлива через проточный тракт модели (Gг), разность показаний датчика силы в пуске с подачей топлива и без подачи (ΔР), статическую энтальпию топлива в выходном сечении сопла (hг), статическую энтальпию продуктов сгорания в выходном сечении сопла (hтс), массовую долю топлива в выходном сечении сопла (gг), массовую долю продуктов сгорания в выходном сечении сопла (gnc), отличающийся тем, что в выходном сечении сопла устанавливают датчики статического давления и дополнительно при первом и втором этапах измерений производят измерения статического давления на срезе сопла в выходном сечении сопла модели (рх) и статического давления газа в выходном сечении сопла в пуске с подачей топлива (р), затем на основании полученных измеренных данных и констант вычисляют коэффициент полноты сгорания топлива η, для чего решают систему уравнений:

где Rx - газовая постоянная газа в выходном сечении сопла в пуске без подачи топлива;

hв - статическая энтальпия воздуха;

Нв0 - полная энтальпия воздуха;

R - газовая постоянная газа в выходном сечении сопла в пуске с подачей топлива;

Нг0 - полная энтальпия топлива;

α - коэффициент избытка окислителя;

L0 - стехиометрическое соотношение топлива и окислителя;

χ - коэффициент, зависящий от коэффициента избытка окислителя;

η - коэффициент полноты сгорания топлива;

β - угол наклона струи газа к строительной горизонтали модели;

q - тепловой поток к стенке проточного тракта;

qx - тепловой поток к стенке для текущей координаты х.



 

Похожие патенты:

Заявленная группа изобретений относится к контрольно-измерительной технике и может быть использована для проектирования, тестирования и диагностики блоков автоматического регулирования и контроля для систем автоматического управления сложными техническими объектами, например газотурбинными двигателями.

Предлагаемое изобретение относится к способам вибрационной диагностики механизмов периодического действия, в частности к способу вибродиагностирования газотурбинных двигателей (ГТД). Цель изобретения - повысить точность, достоверность и оперативность диагностирования ГТД на ресурсосберегающих режимах функционирования.

Предлагаемое изобретение относится к способам вибрационной диагностики механизмов периодического действия, в частности - к способу вибродиагностирования газотурбинных двигателей (ГТД). Сущность изобретения заключается в выявлении некоторых характеристик объекта, которые остаются неизменными при нормальном функционировании объекта и изменяющимися при появления дефектов.

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике, в частности, к поршневым газодинамическим установкам. Установка содержит закрепленный на фундаменте ствол с размещенными в нем свободным поршнем и установленными по концам ствола плунжерами, соединенными между собой подвижной платформой, баллон высокого давления и форкамеру, соединенную с соплом, источник модельного газа, соединенный с полостью ствола.

Изобретение относится к технике диагностирования технического состояния авиационных газотурбинных двигателей с учетом конкретных условий эксплуатации. Способ эксплуатации авиационного газотурбинного двигателя по его техническому состоянию заключается в сравнении фактической наработки двигателя и накопленной повреждаемости основных деталей двигателя на статических режимах работы с их предельно допустимыми значениями, определяемыми по результатам ресурсных испытаний на наземном стенде, и последующим определением остаточного ресурса двигателя и его основных деталей по результатам этого сравнения.

Изобретение относится к мониторингу оборудования. Система мониторинга состояния оборудования содержит архитектуру управления, датчики, соединенные с подконтрольным оборудованием, подсистему мониторинга, содержащую системный блок с монитором, а также модуль визуализации, установленный на оборудовании или около него.

Изобретение относится к области технической диагностики, в частности к способам диагностики технического состояния электроприводного оборудования, и может быть использовано для мониторинга вибраций роторного оборудования атомных станций. Технический результат, достигаемый настоящим изобретением, заключается в снижении погрешности измерений и анализа диагностических сигналов.

Изобретение относится к технической диагностике, в частности к способам определения технического состояния объекта, преимущественно оборудования возвратно-поступательного действия, в том числе дизель-генераторов, и может быть использовано для контроля электроприводного оборудования и дизель-генераторов, перегрузочных машин, приводов систем управления и защиты ядерных энергетических установок, для диагностики, контроля параметров, обработки и представления результатов контроля, выдаче рекомендаций и указаний по проведению ремонта дизель-генераторных установок.

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к испытаниям элементов и узлов топливной аппаратуры дизеля и предназначено для испытания плунжерных пар и нагнетательных клапанов автотракторных двигателей непосредственно на насосе. Устройство укомплектовано топливопроводом высокого давления спиральной формы и длиной, равной длине топливопровода высокого давления испытуемого насоса, что позволяет повысить точность результатов испытаний.

Изобретение относится к измерительной технике, а конкретнее к испытаниям машин и двигателей, в частности синхронных, параллельных турбокомпрессоров. Техническим результатом является сокращение времени, необходимого для определения диагностических параметров турбокомпрессоров.

Изобретение относится к способам исследования и совершенствования непрерывно-детонационных камер сгорания для использования их в авиационном двигателестроении. Техническим результатом, достигаемым при использовании заявленного способа, является выявление зоны совместной работы ДФКС и ТРД с требуемыми параметрами.
Наверх