Способ обнаружения в метеорологическом радиолокационном комплексе зон обледенения в секторах взлета и посадки летательных аппаратов



Способ обнаружения в метеорологическом радиолокационном комплексе зон обледенения в секторах взлета и посадки летательных аппаратов
Способ обнаружения в метеорологическом радиолокационном комплексе зон обледенения в секторах взлета и посадки летательных аппаратов
Способ обнаружения в метеорологическом радиолокационном комплексе зон обледенения в секторах взлета и посадки летательных аппаратов
Способ обнаружения в метеорологическом радиолокационном комплексе зон обледенения в секторах взлета и посадки летательных аппаратов
Способ обнаружения в метеорологическом радиолокационном комплексе зон обледенения в секторах взлета и посадки летательных аппаратов
Способ обнаружения в метеорологическом радиолокационном комплексе зон обледенения в секторах взлета и посадки летательных аппаратов
Способ обнаружения в метеорологическом радиолокационном комплексе зон обледенения в секторах взлета и посадки летательных аппаратов

Владельцы патента RU 2755491:

Акционерное общество "Бортовые аэронавигационные системы" (RU)

Изобретение относится к способам обработки сигналов в метеорологических радиолокационных комплексах (МРЛК) и может быть использовано для обнаружения зон обледенения в секторах взлета и посадки летательных аппаратов (ЛА). Достигаемый технический результат – повышение эффективности обнаружения зон обледенения в секторах взлета и посадки ЛА. Способ заключается в том, что с помощью метеорологической радиолокационной станции ближней аэродромной зоны (МРЛС БАЗ), входящей в состав МРЛК и устанавливаемой непосредственно на аэродроме, в секторе взлета и посадки ЛА осуществляют сканирование атмосферы в азимутальной и угломестной плоскостях, оценивают мощность отраженного сигнала. Далее для каждого импульсного объема вычисляют отражаемость Z* атмосферы, устанавливают порог отражаемости Zпор, соответствующий метеопродукту - слабый дождь. При превышении порога фиксируются минимальная и максимальная дальности с высокой отражаемостью с соответствующими высотами H1 и Н2. Затем с помощью теплового профилемера, входящего в состав МРЛК, измеряется значение высоты нулевой изотермы НТ=0. После чего при одновременном выполнении условий Z≥Zпор, Нтек≥НT=0, H1≤Нтек≤Н2 (где Нтек - текущее значение высоты полета ЛА в секторе взлета и посадки) принимают решение о наличии зоны обледенения, в противном случае принимают решение об ее отсутствии. 2 ил.

 

Изобретение относится к способам обработки сигналов в метеорологических радиолокационных комплексах (МРЛК) и может быть использовано для обнаружения зон вероятного обледенения в секторах взлета и посадки летательных аппаратов (ЛА).

Известен способ определения появления гололедно-изморезевых отложений с помощью ледоскопа, состоящего из круглого фанерного диска диаметром 30 см, который можно поднимать и опускать на вертикальной оси, вкопанной в землю, кольца диаметром 20 см, проволки диаметром 0,2-0,3 мм, заключающийся в том, что фанерный диск устанавливается на одном уровне с поверхностью снега для сбора изморози и инея, закрепляют кольцо на стержне на удалении 20 см от верхнего конца стержня для сбора изморози, натягивают проволку между кольцом и верхним концом стержня для наблюдения изморозевых отложений, снимают и взвешивают каждый датчик [1].

Недостатком данного способа является локализация измерений в одной точке, где устанавливается ледоскоп, и отсутствие возможности их пролонгации в пространстве, в том числе в секторах взлета и посадки ЛА.

Известен способ обнаружения в доплеровском метеорологическом радиолокаторе (ДМРЛ-С) зон вероятного обледенения, заключающийся в последовательном азимутальном круговом сканировании атмосферы на нескольких углах места антенны в диапазоне 0-90 градусов, записи данных в каждом наблюдении в выходном «объемном файле», где в сферической системе координат последовательно, для каждого элемента конического сечения сохраняются координаты - дальность, азимут и угол места, а также измеренные характеристики радиоэха, в результате обработки «объемных файлов» строится трехмерная модель облачной атмосферы в полусфере радиолокационного обзора, с помощью которой в соответствии выражением [2]

где

- отношение мощности принятого сигнала к уровню внутреннего шума приемника ДМРЛ-С;

П - метеопотенциал ДМРЛ-С;

θ - ширина луча диаграммы направленности антенны в азимутальной и угломестной плоскостях,

формируются отражаемости атмосферы, представляющие собой набор карт метеорологических характеристик облачности и осадков, по которым оценивается вертикально-интегрированная водность VIL в соответствии с выражением [3]

где

Zi - радиолокационная отражаемость в столбе в i-ом дискрете по высоте;

Δh - шаг по высоте от i-го до i+1 дискрета высоты,

устанавливают пороговое значение величины VIL=0,03 кг/м, при превышении текущего значения VIL его порогового значения принимают решение о наличии обледенения по данным водности метеообразования в высотном слое между изотермами 0° и -15°С, при этом температурный профиль - высоты изотерм определяются путем двухкратного в сутки аэрологического зондирования по данным соседних метеостанций [3].

Недостатком данного способа является низкая эффективность обнаружения зон вероятного обледенения в секторах взлета и посадки ЛА.

Это обусловлено тем, что, во-первых, ДМРЛ-С, как правило, устанавливаются без привязки к аэродромам, следовательно формируют метеопродукты во всей полусфере без детализации в секторах взлета и посадки ЛА, во-вторых, для определения температурного профиля в районе аэродрома используются недостаточно точные данные аэрологического зондирования атмосферы, которые обновляются только дважды в сутки, при этом аэрологическая станция может находиться на удалении десятков-сотен километров от ДМРЛ-С и аэродрома, в-третьих, вертикально-интегрированная водность (выражение (2)) не описывает водность в каждой точке глиссады или траектории набора или снижения высоты.

Цель изобретения - повысить эффективность обнаружения зон вероятного обледенения в секторах взлета и посадки летательных аппаратов.

Для достижения цели с помощью метеорологической радиолокационной станции (МРЛС) ближней аэродромной зоны (БАЗ), входящей в состав метеорологического радиолокационного комплекса (МРЛК) и устанавливаемой непосредственно на аэродроме, в секторе взлета и посадки ЛА осуществляется сканирование атмосферы в азимутальной и угломестной плоскостях, оценивается мощность отраженного сигнала, для каждого импульсного объема вычисляется отражаемость Z атмосферы в соответствии с выражением (1).

Далее устанавливают порог отражаемости Zпор, соответствующий метеопродукту - слабый дождь, при превышении которого величиной отражаемости Z в координатах дальность - азимут фиксируются минимальная и максимальная дальности с высокой отражаемостью с соответствующими высотами H1 и Н2. С помощью теплового профилемера, входящего в состав МРЛК и установленного в точке установки МРЛС БАЗ, измеряется значение высоты нулевой изотермы НT=0. В [4] показано, что температурный профиль, измеренный в точке установки МРЛС БАЗ при отсутствии прохождения атмосферных фронтов (так как фронтальные зоны характеризуются значительными изменениями температуры воздуха до десятков градусов), может быть пролонгирован на дальность до 10 км, что вполне достаточно для этапов взлета и посадки летательных аппаратов. При одновременном выполнении условий

где

Нтек - текущее значение высоты полета ЛА в секторе взлета и посадки, принимают решение о том, что на данных высотах с соответствующими дальностями существует зона вероятного обледенения, в противном случае -при невыполнении хотя бы одного из условий (3), принимают решение о том, что на данных высотах с соответствующими дальностями отсутствует зона вероятного обледенения.

Новыми признаками, обладающими существенными отличиями, являются следующие.

1. Установка МРЛС БАЗ и теплового профилемера, входящих в состав МРЛК, непосредственно на аэродроме.

2. Фиксация минимальной и максимальной дальности с высокой отражаемостью с соответствующими высотами H1 и Н2.

3. Измерение значения высоты нулевой изотермы НT=0 с помощью профилемера, установленного в точке установки МРЛС БАЗ.

4. На основе анализа выполнений условий (3) принятие решения о существовании или отсутствии зоны вероятного обледенения.

Данные признаки обладают существенными отличиями, так как в известных способах не обнаружены.

Применение всех новых признаков позволит с высокой эффективностью обнаружить зоны вероятного обледенения в секторах взлета и посадки летательных аппаратов.

На рисунке 1 приведена блок-схема МРЛК, в состав которого входят МРЛС БАЗ, тепловой профилемер и вычислитель, реализующий предлагаемый способ, на рисунке 2 - эпюры, поясняющие предлагаемый способ на примере захода летательного аппарата на посадку.

Способ обнаружения в метеорологическом радиолокационном комплексе зон обледенения в секторах взлета и посадки летательных аппаратов осуществляется следующим образом (рисунок 1).

МРЛК в составе МРЛС ближней аэродромной зоны, теплового профилемера и вычислителя, устанавливается непосредственно на аэродроме. В секторе взлета и посадки (рисунок 2) осуществляется сканирование атмосферы в азимутальной и угломестной плоскостях. В МРЛС (рисунок 1) оценивается мощность отраженного сигнала и для каждого импульсного объема в вычислителе вычисляется отражаемость Z атмосферы в соответствии с выражением (1).

Зона с высокой отражаемостью локализуется в вычислителе в координатах дальность - азимут порогом Zпор=20 дlBZ (слабый дождь), при превышении которого в вычислителе фиксируются (рисунок 2) минимальная D1 и максимальная D2 дальности с высокой отражаемостью с соответствующими высотами H1 и Н2.

С помощью теплового профилемера измеряется значение высоты нулевой изотермы НT=0. В вычислителе (рисунок 1) осуществляется анализ выполнения условий (3). При одновременном выполнении условий (3) принимают решение о том, что на данных высотах с соответствующими дальностями существует зона вероятного обледенения, в противном случае - при невыполнении хотя бы одного из условий (3), принимают решение о том, что на данных высотах с соответствующими дальностями отсутствует зона вероятного обледенения.

Таким образом, применение предлагаемого способа позволит повысить эффективность обнаружения зон вероятного обледенения в секторах взлета и посадки летательных аппаратов.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Руководство по метеорологическим приборам и методам наблюдений ВМО №8, 2008 г. Обновлено в 2010, 2014 (аналог).

2. Методические указания по производству метеорологических радиолокационных наблюдений на ДМРЛ-С на сети. СПб.: РосГидроМет, 2013, 164 с.

3. Временные методические указания по использованию информации доплеровского метеорологического радиолокатора ДМРЛ-С в синоптической практике. Вторая редакция. М.: РосГидроМет, 2017. 121 с. (прототип).

4. Болелов, Э.А., Васильев, О.В., Галаева, К.И. Пространственная изменчивость профиля температуры воздуха в районе аэродрома. Научный вестник ГосНИИ ГА, №29 (340), М.: 2019, с. 146-154.

Способ обнаружения в метеорологическом радиолокационном комплексе зон обледенения в секторах взлета и посадки летательных аппаратов, заключающийся в том, что с помощью метеорологической радиолокационной станции ближней аэродромной зоны, входящей в состав метеорологического радиолокационного комплекса и устанавливаемой непосредственно на аэродроме, в секторе взлета и посадки летательных аппаратов осуществляется сканирование атмосферы в азимутальной и угломестной плоскостях, оценивается мощность отраженного сигнала, для каждого импульсного объема вычисляется отражаемость Z атмосферы в соответствии с выражением

где - отношение мощности принятого сигнала к уровню внутреннего шума приемника, П - метеопотенциал, θ - ширина луча диаграммы направленности антенны в азимутальной и угломестной плоскостях радиолокационной станции, устанавливают порог отражаемости Zпор, соответствующий метеопродукту – слабый дождь, при превышении которого величиной отражаемости в координатах дальность - азимут фиксируются минимальная и максимальная дальности с высокой отражаемостью с соответствующими высотами H1 и Н2, с помощью теплового профилемера, входящего в состав метеорологического радиолокационного комплекса и установленного в точке установки метеорологической радиолокационной станции ближней аэродромной зоны обнаружения, измеряется значение высоты нулевой изотермы НТ=0 при одновременном выполнении условий:

где Нтек - текущее значение высоты полета летательного аппарата в секторе взлета и посадки, принимают решение о том, что на данных высотах с соответствующими дальностями существует зона вероятного обледенения, в противном случае - при невыполнении хотя бы одного из условий (2) - принимают решение о том, что на данных высотах с соответствующими дальностями отсутствует зона вероятного обледенения.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам вывода прогнозируемых метеорологических условий в видеотрансляцию. Технический результат заключается в обеспечении возможности корректировать прогнозы для учета известных смещений моделей прогнозирования погоды и выдавать изображения высокого разрешения, согласующиеся с откорректированными прогнозами.

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано для обнаружения воздушных областей, опасных для полетов летательных аппаратов и других объектов, попадающих в эти области; для получения сведений о природе опасных ветровых потоков - в метеорологии и физике атмосферы. Достигаемый технический результат – более раннее обнаружение аномалий ветрового воздушного потока и определение их направлений.

Изобретение относится к системам мониторинга и прогнозирования повреждений электрической сети при воздействии опасных природных явлений. Техническим результатом является повышение достоверности, надежности и качества заблаговременно передаваемой информации о месте возможного возникновения аварийной ситуации, предполагаемого состава и объемов повреждаемого оборудования, а также повышение качества и скорости оптимальной оценки выбора необходимого количества и вида трудовых и производственных ресурсов, необходимых для оперативной ликвидации последствий возможных аварий.

Изобретение относится к области метеорологии и может быть использовано для определения зон возможного обледенения воздушных судов в режиме реального времени. Для этого в заданном районе наблюдения вначале регистрируют несколько фактических значений общего влагосодержания, затем регистрируют фактическое значение вертикального профиля температуры наземным метеорологическим температурным профилемером.

Изобретение относится к области метеорологии и преимущественно может быть использовано для автоматизированной обработки метеорологической информации, в частности для автоматизированного формирования карт погоды, прогнозирования метеорологических величин и явлений, решения прикладных задач потребителей.

Изобретение относится к области прогнозирования погоды, конкретнее к способам и системам для создания прогноза погоды. Способ выполняется на сервере, включающем процессор и модуль машинного обучения.

Способ исследования изменений климата Земли заключается в том, что измерительную систему, включающую два идентичных оптических телескопа, располагают на видимой поверхности Луны. Во время движения Луны вокруг Земли оптические телескопы последовательно производят измерения энергии отраженного и рассеянного Землей солнечного излучения по всем направлениям и суммарной энергии собственного теплового излучения поверхности и атмосферы Земли.

Изобретение относится к области метеорологии и может быть использовано для прогнозирования погоды. Сущность: выбирают информацию о погоде, включающую в себя данные температуры, связанную с временами и областями.

Изобретение относится к области метеорологии и может быть использовано для прогнозирования погоды. Сущность: выбирают из множества элементов информации о погоде, которые относятся к областям и моментам времени и которые включают в себя, по меньшей мере, температурные данные, множество наборов информации о погоде, относящихся к множеству моментов времени в течение фиксированного периода, касающихся первой области, содержащей местоположение, в котором размещается устройство использования воздуха.

Изобретение относится к области метеорологии и может быть использовано для определения зон возможного обледенения воздушных судов в режиме реального времени. Согласно заявленному способу проводится регистрация фактических значений вертикального профиля температуры приземного слоя атмосферы n раз при помощи наземного температурного профилемера, который устанавливают в заданном районе наблюдения, а по данным наземных наблюдений определяют приземное значение относительной влажности воздуха, приземное значение температуры точки росы и значение высоты нижней кромки облачности.

Устройство импульсной локации на основе автодина предназначено для измерения дальности до препятствия в системе предотвращения столкновений транспортных средств. Технический результат заключается в упрощении устройства объединением каналов приема и передачи в автодине.
Наверх