Узел соединения раструба сопла

Изобретение относится к ракетной технике и направлено на совершенствование конструкции сопловых аппаратов. Предлагается узел соединения раструба сопла, включающий металлический корпус, имеющий цилиндрический и торцовой участки, облицовку из теплостойкой пластмассы и насадок из углерод-углеродных композиционных материалов (УУКМ) с цилиндрической отбортовкой, охватывающей облицовку по наружной поверхности. Между цилиндрическим и торцовым участками корпуса и отбортовкой насадка установлена втулка из теплостойкой пластмассы, сопрягающаяся с наружной поверхностью облицовки и соединенная с отбортовкой насадка пробками из теплостойкой пластмассы в виде усеченного конуса, а с облицовкой - клеевым составом. Втулка и насадок установлены в металлический корпус на клеевом составе, меньший диаметр пробок направлен в сторону насадка. Соединение втулки с металлическим корпусом выполнено в виде штифтов из теплостойкой пластмассы, при этом штифты не касаются насадка, причем штифты и пробки равномерно смешены относительно друг друга. Таким образом снижается масса конструкции при использования насадка из углерод-углеродного композиционного материала. 3 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к ракетной технике и направлено на совершенствование конструкции сопловых аппаратов.

Известна конструкция соплового аппарата, состоящая из сопла и насадка из углерод-углеродного композиционного материала (УУКМ), который закреплен при помощи охлаждаемых металлических деталей, стянутых при помощи болтов и гаек (Научно-технический журнал «Двигатель» №2, 1999 г., В. Миронов и др., «Оправа для огня»).

Недостаток такой конструкции заключается в невозможности ее использования для сопловых аппаратов РДТТ, в которых для тепловой защиты используются различные виды теплостойких пластмасс.

Задачей предполагаемого изобретения является снижение массы конструкции сопла РДТТ с облицовкой из теплостойкой пластмассы за счет использования насадка из углерод-углеродного композиционного материала.

Указанная задача решается тем, что в узле соединения раструба сопла, включающего металлический корпус, имеющий цилиндрический и торцевой участки, облицовку из эрозионностойкого материала (теплостойких пластмасс) и насадок из углерод-углеродных композиционных материалов (УУКМ) с цилиндрической отбортовкой, охватывающей облицовку по наружной поверхности, между цилиндрическим и торцовым участками корпуса и отбортовкой насадка установлена втулка из теплостойкой пластмассы, сопрягающаяся с наружной поверхностью облицовки и соединенная с отбортовкой насадка пробками из теплостойкой пластмассы в виде усеченного конуса, а с облицовкой - клеевым составом, втулка и насадок установлены в металлический корпус на клеевом составе, причем меньший диаметр конуса пробок направлен в сторону насадка, а втулка с металлическим корпусом соединяется штифтами из теплостойкой пластмассы, при этом штифты не касаются насадка, а штифты и пробки равномерно смещены друг относительно друга по окружности.

На фиг. 1 изображено продольное сечение узла соединения раструба сопла.

На фиг. 2 изображено поперечное сечение узла соединения раструба сопла.

На фиг. 3 изображено продольное сечение узла соединения раструба сопла в зоне соединения раструба сопла с насадком.

Узел соединения раструба сопла (фиг. 1) содержит металлический корпус 1, внутренняя поверхность которого защищена облицовкой 2 из теплостойкой пластмассы, и насадка 3 из углерод-углеродного композиционного материала (УУКМ) с цилиндрической отбортовкой 4, охватывающей облицовку 2. Облицовка 2 и насадок 3 образуют внутреннюю поверхность сопла. На корпусе 1 выполнен цилиндрический участок 5, соосный с осью сопла, и торцовой участок 6, перпендикулярный оси сопла. Между цилиндрическим и торцовым участками 5 и 6 металлического корпуса 1 и цилиндрической отбортовкой 4 насадка 3 установлена втулка 7 из теплостойкой пластмассы (стеклопластика или углепластика), соединенная с цилиндрической отбортовкой 4 насадка 3 пробками 8 из теплостойкой пластмассы в виде усеченного конуса, меньший диаметр которого, направлен в сторону насадка 3 из углерод-углеродного композиционного материала (УУКМ).

На фиг. 2 изображено поперечное сечение узла соединения раструба сопла. Крепление втулки 7 к металлическому корпусу 1 осуществляется штифтами 9, выполненными из теплостойкой пластмассы.

Штифты 9 соединяют корпус 1 с втулкой 7 не касаясь насадка 3 (фиг. 3), а насадок 3 установлен относительно торцовой стенки 6 корпуса 1 через втулку 7. Все детали из теплостойкой пластмассы установлены на клеевом составе.

Сборка конструкции осуществляется следующим образом. Сначала собирается насадок 3 с втулкой 7 при помощи пробок 8. Коническое исполнение пробок 8 обеспечивает их установку без зазора, а форма отверстий для их установки, выполненная в виде усеченного конуса с меньшим диаметром, направленным в сторону насадка 3, обеспечивает технологичность изготовления, т.к. если выполнять коническое отверстие изнутри, то это приводит к технологическим сложностям, а в некоторых случаях это бывает невозможным при маленьких размерах сопла. Все детали для обеспечения герметичности устанавливаются на клеевом составе.

Затем насадок 3, собранный с втулкой 7 при помощи пробок 8, устанавливается в корпус 1 на клеевом составе с упором в торцовую стенку 6, крепится к корпусу 1 при помощи штифтов 9, установленных на клеевом составе, при этом штифты не касаются насадка 3. Такое соединение обеспечивает тепловую защиту корпуса 1.

Во время работы на насадок 3 действует сила, поджимающая насадок к корпусу 1. Количество пробок 8 и штифтов 9 определяется величиной рабочих нагрузок.

Благодаря тому что втулки 7, пробки 8 и штифты 9 выполнены из теплостойкой пластмассы, корпус 1 защищен от прогрева, а т.к. детали 7, 8 и 9 обладают значительно меньшим удельным весом по сравнению с металлическими деталями корпуса 1, изготовленными из жаропрочных марок материалов, снижается масса конструкции.

Таким образом снижается масса конструкции при использования насадка из углерод-углеродного композиционного материала.

Узел соединения раструба сопла, включающего металлический корпус, имеющий цилиндрический и торцовой участки, облицовку из эрозионностойкого материала – теплостойкой пластмассы, и насадок из углерод-углеродных композиционных материалов (УУКМ) с цилиндрической отбортовкой, охватывающей облицовку по наружной поверхности, отличающийся тем, что между цилиндрическим и торцовым участками корпуса и отбортовкой насадка установлена втулка из теплостойкой пластмассы, сопрягающаяся с наружной поверхностью облицовки и соединенная с отбортовкой насадка пробками из теплостойкой пластмассы в виде усеченного конуса, а с облицовкой - клеевым составом, втулка и насадок установлены в металлический корпус на клеевом составе, причем меньший диаметр конуса пробок направлен в сторону насадка, а втулка с металлическим корпусом соединяется штифтами из теплостойкой пластмассы, при этом штифты не касаются насадка, а штифты и пробки равномерно смещены относительно друг друга по окружности.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ракетным двигателям твердого топлива (РДТТ), а именно к ракетным соплам, и может быть использовано в сопловом блоке РДТТ пассивного регулирования тяги. Вкладыш соплового блока ракетного двигателя твердого топлива содержит трехмерный объемный каркас, который сплетен из комбинированной нити, состоящей из углеродных и кремнеземных нитей и наполнен пироуглеродом.

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям, работающим с дожиганием генераторного газа. Камера ЖРД, работающего с дожиганием восстановительного генераторного газа, состоящая из магистралей подвода компонентов топлива, смесительной головки с полостью охлаждения огневого днища, цилиндрической части, дозвуковой и сверхзвуковой частей сопла, согласно изложению, в сверхзвуковой части тракта охлаждения в полости высокого давления выполнена полость тракта охлаждения с пониженным давлением, соединенная с полостью охлаждения огневого днища головки, при этом соединение частей сверхзвуковой части сопла по внутренней и наружной стенкам выполнено в полости тракта охлаждения низкого давления.

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям, работающим с дожиганием генераторного газа. Камера ЖРД, работающего с дожиганием восстановительного генераторного газа, состоящая из магистралей подвода компонентов топлива, смесительной головки с полостью охлаждения огневого днища, цилиндрической части, дозвуковой и сверхзвуковой частей сопла, согласно изложению, в сверхзвуковой части тракта охлаждения в полости высокого давления выполнена полость тракта охлаждения с пониженным давлением, соединенная с полостью охлаждения огневого днища головки, при этом соединение частей сверхзвуковой части сопла по внутренней и наружной стенкам выполнено в полости тракта охлаждения низкого давления.

Предлагаемое изобретение относится к области двигателестроения, двигатели которого могут быть использованы как в военной технике, так и в любой другой отрасли народного хозяйства, для движения автомобиля, трактора, танка, для вращения генератора при выработке электроэнергии или тепла, для полета летательных аппаратов и др.

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к жидкостным ракетным двигателям (ЖРД) и различной компоновке их в составе первой ступени ракетоносителя. Cтупень ракетоносителя, работающего в плотных и разряженных слоях атмосферы, содержащая жидкостные ракетные двигатели с соплами предварительного земного расширения, кольцевую обечайку, закрепленную с корпусом ступени, обтекатели и общую юбку, при этом юбка выполнена из углерод-углеродного композиционного материала, закреплена с кольцевой обечайкой, в которой выполнены отверстия для подачи горючего на внутреннюю поверхность юбки, а на торцевой поверхности между соплами предварительного расширения, занимающими весь мидель ступени, и юбкой установлены обтекатели, образованные пересечением поверхностей сопел предварительного расширения и поверхности юбки.

Изобретение относится к области ракетной техники, в частности к ракетным двигателям твердого топлива, и направленно на повышение надежности его работы и безопасности обслуживающего персонала. Сопловая заглушка ракетного двигателя твердого топлива с уплотнительным кольцом на наружной поверхности, с коническим утолщением со стороны выходного раструба сопла и с узлом форсирования со стороны входного раструба выполнена составной, состоящей из скрепленных между собой пробки и узла форсирования.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании сопла переменной степени расширения в многорежимном ракетном двигателе на твердом топливе (РДТТ). Двухрежимный сопловой блок ракетного двигателя твердого топлива содержит раструб и вкладыш стационарный, при этом в докритической части сопла установлен лепестковый подвижной вкладыш, лепестки которого удерживаются фиксатором и кольцом монтажным, после расчетного выгорания которых, лепестки подвижного вкладыша под действием давления газов смещаются в продольном направлении до смыкания и уменьшают диаметр критического сечения Дк.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании сопла переменной степени расширения в многорежимном ракетном двигателе на твердом топливе (РДТТ). Двухрежимный сопловой блок ракетного двигателя твердого топлива содержит раструб и вкладыш стационарный, при этом в докритической части сопла установлен лепестковый подвижной вкладыш, лепестки которого удерживаются фиксатором и кольцом монтажным, после расчетного выгорания которых, лепестки подвижного вкладыша под действием давления газов смещаются в продольном направлении до смыкания и уменьшают диаметр критического сечения Дк.

Предложенное техническое решение относится к ракетной технике и может быть использовано при разработке сопловых блоков (СБ) ракетных двигателей на твердом топливе (РДТТ). Предложенный СБ РДТТ состоит из корпуса, заглушки сопла, закрепленной на корпусе, жестких надвижных насадок и гибкой разворачиваемой насадки, герметично закрепленной на торце последней жесткой насадки и выполненной из тонкостенного теплостойкого композиционного материала.

Настоящее изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при разработке конструкции защиты от попадания воды во внутренний объем сопла стартового твердотопливного двигателя ракетного носителя с минометной схемой старта из подводного положения. Предлагаемое устройство содержит эластичную мембрану, размещенную внутри сопла между заглушкой критического сечения и ПАД старта ракеты, герметично закрепленную вдоль среза сопла, выполненную в виде купола, подкрепленного реберным каркасом купола, в вершине которого установлен обратный клапан, связывающий герметичную полость Wгп объемом 0,25…0,35 полного внутреннего объема сопла от заглушки до среза с внутренней полостью сопла над ПАД.

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к конструкции сопла ракетного двигателя. Гибкий сопловой насадок содержит гибкую оболочку с ворсовым слоем, с внутренней стороны оболочки расположен гибкий сублимирующий материал, сквозь который проходят нити ворса из теплоэрозионностойкого материала, концы нитей которого направлены вдоль стенки насадка в сторону выходного сечения насадка, высота выступания нитей относительно внутренней поверхности неподвижной части сопла не превышает толщину турбулентного пограничного слоя в сечении стыковки гибкого насадка с неподвижной частью сопла. Гибкий сопловой насадок обеспечивает в исходном сложенном транспортном положении уменьшение продольных габаритных размеров сопла, а в рабочем развернутом положении тягу сопла с большим расширением. Ворсовый слой служит для защиты гибкой оболочки от теплоэрозионного воздействия продуктов сгорания топлива. Ограничение выступания нитей ворса относительно внутренней поверхности неподвижной части сопла позволяет уменьшить воздействие на ворсовый слой потока продуктов сгорания, имеющего меньшую скорость в пограничном слое. Сублимирующий материал предохраняет герметичную оболочку от теплового разрушения, не допуская повышения температуры внутренней поверхности оболочки выше температуры сублимации. Таким образом, изобретение повышает защиту гибкого соплового насадка от воздействия потока высокотемпературных продуктов сгорания топлива на протяжении всего времени работы ракетного двигателя. 4 ил.
Наверх