Способ безопасного следования автомобиля экстренной службы к месту вызова в условиях задымления и автомобиль для осуществления способа

Группа изобретений относится к транспортным средствам экстренных служб и может использоваться для своевременной и безопасной доставки персонала экстренных служб к месту вызова в условиях задымления местности на маршруте следования, например при торфяных пожарах. Способ безопасного следования автомобиля экстренной службы к месту вызова в условиях задымления, предусматривающий при сложных погодных условиях и в ночное время применение светового и звукового сигналов для обозначения себя на дороге. Согласно изобретению водителем управление движением осуществляется с использованием тепловизора, а в кабине поддерживается избыточное давление воздуха из перевозимых баллонов и осуществляется управление дистанционно регулируемым перерывающим клапаном воздухозаборника и заслонкой, расположенной между объемом кабины и моторным отсеком и отрываемой/закрываемой из кабины, с возможностью снабжения двигательной установки воздухом из кабины. Автомобиль для осуществления способа, содержащий шасси, кабину с местом водителя и средствами управления движением, места для экипажа, целевое оборудование, моторный отсек с двигателем и воздухозаборником, фары, устройства подачи световых и звуковых сигналов. Автомобиль снабжен тепловизором с экраном, установленным перед водителем с возможностью обеспечения обзора, и баллоном со сжатым воздухом и прибором для его регулируемой подачи, а воздухозаборник снабжен дистанционно регулируемым перекрывающим клапаном, а объем кабины и моторный отсек связаны между собой регулируемой заслонкой с возможностью снабжения двигательной установки воздухом из кабины. Техническим результатом, при использовании изобретения, является повышение оперативности прибытия автомобиля экстренной службы к месту вызова при минимизации риска ДТП, ухудшения самочувствия экипажа в условиях наличия задымления на маршруте следования и исключении попадания искр в воздухозаборник. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к транспортным средствам экстренных служб (пожарным автомобилям, автомобилям скорой медицинской помощи и полиции) и может использоваться для своевременной и безопасной доставки персонала экстренных служб к месту вызова в условиях задымления местности на маршруте следования, например, при торфяных пожарах.

Известны способы движения пожарных автомобилей посредством проезда по дорожной сети местности от пожарных депо к месту вызова [1]. Это же относится к мобильным бригадам скорой медицинской помощи [2] и полиции [3].

В качестве прототипа может быть принят способ безопасного движения специальных автомобилей в соответствии со ст. 326 Приказа [4], предусматривающий, что «при сложных погодных условиях и в ночное время допускается применение светового сигнала для обозначения себя на дороге…». Однако применение светового сигнала при наличии задымления на маршруте следования (например, при торфяных пожарах) не исключает как возникновение недопустимой задержки прибытия, в т.ч. по причине ДТП, так и ухудшение самочувствия экипажа из-за отравления продуктами горения. Это чревато риском срыва выполнения задачи автомобилем экстренной службы и его и экипажем.

Известны транспортные средства (автомобили) экстренных служб [5-8]. Наиболее характерным является пожарно-спасательный автомобиль [9], принимаемый в качестве прототипа. Он содержит шасси, кабину (салон) с местом водителя и средствами управления движением, места для экипажа, целевое оборудование (насос с рукавной катушкой, запас огнетушащих веществ, пожарно-техническое вооружение и аварийно-спасательное оборудование, средства связи), моторный отсек с двигателем, фары, устройства подачи световых и звуковых сигналов.

Недостатком подобных автомобилей является затрудненность движения в условиях задымления на маршруте следования (например, ввиду торфяных пожаров), что приводит к задержке прибытия, риску ДТП и ухудшению самочувствия экипажа. Кроме того, при торфяных и лесных пожарах существует риск провалиться в прогар с фатальными последствиями для автомобиля и его экипажа.

Техническим результатом, при использовании изобретения, является повышение оперативности прибытия автомобиля экстренной службы к месту вызова при минимизации риска ДТП, ухудшения самочувствия экипажа в условиях наличия задымления на маршруте следования и исключения попадания искр в воздухозаборник.

Для этого автомобиль снабжен тепловизором с экраном для водителя, а в кабине (салоне) или вне ее установлены баллоны со сжатым воздухом с прибором его регулируемой подачи водителем или членом экипажа для создания избыточного давления (подпора) воздуха в кабине (салоне) для исключения проникновения туда дыма. Воздухозаборник снабжен фильтром (сеткой) для исключения попадания искр. Воздухозаборник также может быть снабжен дистанционно регулируемым перекрывающим клапаном, а объемы кабины и моторного отсека могут сообщаться через заслонку, открываемую/закрываемую из кабины.

Сущность изобретения поясняется рисунком, где: 1 - рабочее место водителя в кабине (салоне) со средствами управления движением (руль, педали газа, тормоза и сцепления, рычаг переключения передач и др.), 2 - двигатель с системой передачи мощности на шасси, 3 - воздухозаборник с фильтром (сеткой) для предотвращения попадания искр и перекрывающим клапаном, 4 - фары, 5 - экран (монитор) тепловизора 6, 7 - устройство подачи световых и звуковых сигналов, 8 - баллон со сжатым воздухом и прибором 9 (редуктор, вентиль, манометр) для его регулируемой подачи, 10 - заслонка для доступа/перекрытия воздуха из кабины к моторному отсеку с двигателем 2. В автомобиле предусмотрены сиденья для экипажа, а в ряде случаев и для перевозимых людей - не членов экипажа. В автомобиле может находиться необходимое оборудование (пожарно-техническое вооружение, средства оказания медицинской помощи, спецсредства), а также запасной(ые) баллон(ы) со сжатым воздухом.

В исходном положении автомобиль экстренной службы находится либо в гараже (депо), либо вне его, либо осуществляет патрулирование. Топливный бак заправлен, в баллоне 8 находится сжатый воздух, прибор 9 перекрыт, тепловизор 6 и устройство 7 подачи световых и звуковых сигналов выключены, заслонка 10 закрыта, воздух к двигателю 2 поступает через воздухозаборник 3 (его клапан открыт). Фары 4 выключены при нахождении автомобиля в гараже, при осуществлении патрулирования включены.

При поступлении приказа (команды) на выезд экипаж размещается в кабине (салоне), водитель - на рабочем месте 1. При движении из гаража (депо) водитель запускает двигатель 2, включает фары 4 и устройство 7 и начинает движение по маршруту к месту вызова. Двери кабины (салона) при движении закрыты.

Если на маршруте находятся участки с сильным задымлением, например, от торфяных или лесных пожаров, то водитель (или член экипажа) через прибор 9 подает в кабину (салон) воздух из баллона 8, создавая избыточное давление, препятствующее попаданию наружного дыма в кабину (салон). Водитель включает тепловизор 6 и осуществляет движение, наблюдая за обстановкой перед автомобилем через экран (монитор) 5. При этом водитель по изображению на экране 5 может вовремя увидеть препятствия, встречные или попутные автомобили и людей, а также скрытые прогары на пути следования, благодаря чему осуществить действия по избежанию опасных ситуаций. При необходимости водитель перекрывает воздухозаборник 3 (полностью или частично) и открывает заслонку 10, обеспечивая двигательную установку 2 чистым воздухом из кабины (салона).

По прибытии к месту вызова экипаж выходит из автомобиля и осуществляет требуемые действия, при необходимости предварительно надев средства защиты органов дыхания и зрения. Старший экипажа сообщает по связи диспетчеру о прибытии и обстановке на месте вызова.

По окончании действий на месте вызова старший экипажа сообщает по связи диспетчеру о результатах. При необходимости проводится замена баллона 8. Водитель осуществляет движение к месту базирования в обратном порядке.

При применении изобретения снижается риск ДТП и ухудшения самочувствия экипажа при движении по задымленной местности. Изобретение применимо как к автомобилям на колесном ходу, так и транспортным средствам экстренных служб на гусеничном или ином (шнекоходы, средства на воздушной подушке) ходу.

Источники информации

1. Федеральный закон от 22.07.2008 г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ФЗ-123 (с изменениями).

2. Правила организации деятельности мобильной медицинской бригады. Приказ Минздрава РФ от 27.03.2019 №164н.

3. «Закон о полиции» от 07.02.2011 №3-ФЗ.

4. Правила по охране труда в подразделениях Федеральной противопожарной службы ГПС. Приказ Министра труда и социальной зашиты РФ от 23.12.2014 г. №1100н.

5. ГОСТ Р 50574-2019 Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования.

6. А.И. Преснов и др. Пожарные автомобили: Учебник водителя пожарного автомобиля. СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, ГУ по делам ГОиЧС СПб, 2007. - 507 с.

7. ГОСТ Р 52567-2006 Автомобили скорой медицинской помощи. Технические требования и методы испытаний.

8. Журнал «Полицейские машины мира». Изд.дом ДеАгостини, 2013-2016, 80 номеров. https://yandex.ru/images/search?text=полицейские%20 машины%20 мира%20журнал&1r=2

9. Автомобиль пожарно-спасательный https://stavto.ru/catalog/spetsialnaya-pozhamaya-tekhnika/aps-2-5-40-100-4-400-kamaz-43253/

1. Способ безопасного следования автомобиля экстренной службы к месту вызова в условиях задымления, предусматривающий при сложных погодных условиях и в ночное время применение светового и звукового сигналов для обозначения себя на дороге, отличающийся тем, что водителем управление движением осуществляется с использованием тепловизора, а в кабине поддерживается избыточное давление воздуха из перевозимых баллонов и осуществляется управление дистанционно регулируемым перерывающим клапаном воздухозаборника и заслонкой, расположенной между объемом кабины и моторным отсеком и отрываемой/закрываемой из кабины, с возможностью снабжения двигательной установки воздухом из кабины.

2. Автомобиль для осуществления способа по п. 1, содержащий шасси, кабину с местом водителя и средствами управления движением, места для экипажа, целевое оборудование, моторный отсек с двигателем и воздухозаборником, фары, устройства подачи световых и звуковых сигналов, отличающийся тем, что автомобиль снабжен тепловизором с экраном, установленным перед водителем с возможностью обеспечения обзора, и баллоном со сжатым воздухом и прибором для его регулируемой подачи, а воздухозаборник снабжен дистанционно регулируемым перекрывающим клапаном, а объем кабины и моторный отсек связаны между собой регулируемой заслонкой с возможностью снабжения двигательной установки воздухом из кабины.

3. Автомобиль по п. 2, отличающийся тем, что баллон(ы) со сжатым воздухом размещен(ы) в кабине автомобиля с возможностью управления прибором регулируемой подачи сжатого воздуха водителем или членом экипажа.

4. Автомобиль по п. 2, отличающийся тем, что воздухозаборник(и) автомобиля снабжен(ы) фильтром для исключения попадания искр.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к пожарной технике и, в частности, к наземным транспортным средствам для тушения пожаров нефтегазовых фонтанов. Устройство для тушения пожара нефтегазовых фонтанов включает шасси транспортного средства, кабину управления и лафетный ствол с насадком.
Группа изобретений относится к продуктам и средствам пожаротушения. Огнезащитный продукт состоит из водного раствора, содержащего компонент на основе гидроксилированного углерода, вспучивающийся агент, подходящий для по меньшей мере частичного или даже полного обезвоживания компонента на основе гидроксилированного углерода таким образом, чтобы образовать под действием тепла углеродсодержащую пену, тиксотропный агент, выбранный так, что его вязкость увеличивается в результате добавления воды в отсутствие сдвигающего усилия, где раствор имеет достаточно высокую концентрацию компонента на основе гидроксилированного углерода и вспучивающегося агента, чтобы при добавлении воды к указанному раствору его вязкость увеличивалась в отсутствие сдвигающего усилия.

Изобретение может применяться при тушении пожаров. На стержне расположена вращающаяся горизонтальная планка.

Изобретение относится к области пожарной техники и совершенствует технические характеристики основного пожарного автомобиля - пожарной автоцистерны. Компоновочная схема пожарной автоцистерны включает в себя шасси автомобиля, кабину для водителя и боевого расчета, верхнюю и нижнюю части пожарной надстройки, причём в нижней части пожарной надстройки устанавливается комплекс, состоящий как минимум из двух ёмкостей для воды, закрепленных на боковых поверхностях рамы посредством кронштейнов и хомутов и соединённых между собой трубками по принципу сообщающихся сосудов, а в верхней части, на раме, имеющей надрамник, устанавливается комплекс, состоящий как минимум из двух отсеков для размещения пожарно-технического и аварийно-спасательного оборудования.

Изобретение относится к тележкам для тушения пожара в здании. Технический результат заключается в обеспечении быстрой ликвидации пожара.

Изобретение относится к машинам для прокладки противопожарных минерализованных полос и тушения низовых лесных пожаров грунтом. Технический результат - повышение эффективности работы грунтомета за счет укладки почвогрунта под регулируемым углом отклонения к направлению движения как агрегата, так и кромки огня.

Изобретение относится к технике пожаротушения и может быть использовано в качестве исполнительных модулей, автоматизированных систем пожаротушения, установок на автомобильных шасси, лафетах, прицепах и др. Многоствольный модуль, состоящий из стволов, содержащих воспламенитель, вышибной заряд и распыляемый состав.

Автомобиль пожарный, содержащий шасси повышенной проходимости, на котором установлены двигатель внутреннего сгорания (ДВС) с валом отбора мощности, кабина с органами управления пожаротушением и кузов с пожарно-техническим оборудованием, включающим пожарную штурмовую лестницу с подъемным приводом, цистерну для воды с запорной арматурой, средства водяного пожаротушения, пожарный насос, водонапорные и водозаборные рукава, причем штурмовая лестница выполнена раздвижной и установлена на крыше кузова автомобиля, на крыше кабины которого установлен лафетный стол для крепления средств пожаротушения.

Изобретение относится к противопожарной технике а именно - к противопожарным наземным транспортным средствам для тушения пожаров твердых горючих материалов (ТГМ) путем пенного пожаротушения. Техническая задача - упрощение системы подачи компрессионной пены от пожарной машины в очаг пожара путем создания такой схемы подвода составляющих компрессионной пены и особой конструкции пеногенератора, которые позволяют генерировать компрессионную пену вблизи очага пожара, в том числе для использования в тушении пожаров при подаче огнетушащего средства (ОС) на двадцатый и даже на тридцатый этаж; возможность использования четырех режимов пожаротушения.

Предлагается аэрозольное тушение крупных пожаров, содержащее транспортное средство, на котором расположены емкость высокого давления для охлаждающего вещества с заправочным клапаном, баллоны с углекислым газом высокого давления, редукционный клапан, пусковой клапан, трубопроводы высокого давления, карданная подвеска, сопло, при этом в качестве охладителя используется вода насыщенная под давлением углекислым газом, которую подают в зону горения, и она, выделяя растворенный газ, распыляется на мельчайшие капли, которые, быстро нагреваясь и испаряясь, отбирают большое количество тепла, а выделившийся углекислый газ и пар изолируют зону горения от кислорода.

Настоящее изобретение относится к системе и способу выброса огнетушащего вещества, а также к пожарной машине с подъемником. Система выброса огнетушащего вещества включает в себя первую емкость, выполненную с возможностью хранения огнетушащего вещества; вторую емкость, выполненную с возможностью хранения продувочного газа и соединенную с первой емкостью по текучей среде таким образом, чтобы выдувать продувочный газ при прохождении продувочного газа через первую емкость; первое устройство выброса, выполненное с возможностью выброса огнетушащего вещества и продувочного газа; транспортировочный трубопровод, соединенный по текучей среде между первой емкостью и первым устройством выброса и выполненный с возможностью подачи смеси огнетушащего вещества и продувочного газа; клапан управления давлением, расположенный между первой и второй емкостями и выполненный с возможностью управления давлением на выходе второй емкости; и контроллер, выполненный с возможностью вычисления разницы давлений смеси огнетушащего вещества и продувочного газа между входом и выходом транспортировочного трубопровода, а также регулировки управляющего давления клапана управления давлением в соответствии с вычисленной разницей давлений. 3 н. и 13 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх