Способ безопасного следования автомобиля экстренной службы к месту вызова в условиях задымления и автомобиль для осуществления способа
Владельцы патента RU 2756194:
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем транспорта им. Н.С. Соломенко Российской Академии наук (RU)
Группа изобретений относится к транспортным средствам экстренных служб и может использоваться для своевременной и безопасной доставки персонала экстренных служб к месту вызова в условиях задымления местности на маршруте следования, например при торфяных пожарах. Способ безопасного следования автомобиля экстренной службы к месту вызова в условиях задымления, предусматривающий при сложных погодных условиях и в ночное время применение светового и звукового сигналов для обозначения себя на дороге. Согласно изобретению водителем управление движением осуществляется с использованием тепловизора, а в кабине поддерживается избыточное давление воздуха из перевозимых баллонов и осуществляется управление дистанционно регулируемым перерывающим клапаном воздухозаборника и заслонкой, расположенной между объемом кабины и моторным отсеком и отрываемой/закрываемой из кабины, с возможностью снабжения двигательной установки воздухом из кабины. Автомобиль для осуществления способа, содержащий шасси, кабину с местом водителя и средствами управления движением, места для экипажа, целевое оборудование, моторный отсек с двигателем и воздухозаборником, фары, устройства подачи световых и звуковых сигналов. Автомобиль снабжен тепловизором с экраном, установленным перед водителем с возможностью обеспечения обзора, и баллоном со сжатым воздухом и прибором для его регулируемой подачи, а воздухозаборник снабжен дистанционно регулируемым перекрывающим клапаном, а объем кабины и моторный отсек связаны между собой регулируемой заслонкой с возможностью снабжения двигательной установки воздухом из кабины. Техническим результатом, при использовании изобретения, является повышение оперативности прибытия автомобиля экстренной службы к месту вызова при минимизации риска ДТП, ухудшения самочувствия экипажа в условиях наличия задымления на маршруте следования и исключении попадания искр в воздухозаборник. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к транспортным средствам экстренных служб (пожарным автомобилям, автомобилям скорой медицинской помощи и полиции) и может использоваться для своевременной и безопасной доставки персонала экстренных служб к месту вызова в условиях задымления местности на маршруте следования, например, при торфяных пожарах.
Известны способы движения пожарных автомобилей посредством проезда по дорожной сети местности от пожарных депо к месту вызова [1]. Это же относится к мобильным бригадам скорой медицинской помощи [2] и полиции [3].
В качестве прототипа может быть принят способ безопасного движения специальных автомобилей в соответствии со ст. 326 Приказа [4], предусматривающий, что «при сложных погодных условиях и в ночное время допускается применение светового сигнала для обозначения себя на дороге…». Однако применение светового сигнала при наличии задымления на маршруте следования (например, при торфяных пожарах) не исключает как возникновение недопустимой задержки прибытия, в т.ч. по причине ДТП, так и ухудшение самочувствия экипажа из-за отравления продуктами горения. Это чревато риском срыва выполнения задачи автомобилем экстренной службы и его и экипажем.
Известны транспортные средства (автомобили) экстренных служб [5-8]. Наиболее характерным является пожарно-спасательный автомобиль [9], принимаемый в качестве прототипа. Он содержит шасси, кабину (салон) с местом водителя и средствами управления движением, места для экипажа, целевое оборудование (насос с рукавной катушкой, запас огнетушащих веществ, пожарно-техническое вооружение и аварийно-спасательное оборудование, средства связи), моторный отсек с двигателем, фары, устройства подачи световых и звуковых сигналов.
Недостатком подобных автомобилей является затрудненность движения в условиях задымления на маршруте следования (например, ввиду торфяных пожаров), что приводит к задержке прибытия, риску ДТП и ухудшению самочувствия экипажа. Кроме того, при торфяных и лесных пожарах существует риск провалиться в прогар с фатальными последствиями для автомобиля и его экипажа.
Техническим результатом, при использовании изобретения, является повышение оперативности прибытия автомобиля экстренной службы к месту вызова при минимизации риска ДТП, ухудшения самочувствия экипажа в условиях наличия задымления на маршруте следования и исключения попадания искр в воздухозаборник.
Для этого автомобиль снабжен тепловизором с экраном для водителя, а в кабине (салоне) или вне ее установлены баллоны со сжатым воздухом с прибором его регулируемой подачи водителем или членом экипажа для создания избыточного давления (подпора) воздуха в кабине (салоне) для исключения проникновения туда дыма. Воздухозаборник снабжен фильтром (сеткой) для исключения попадания искр. Воздухозаборник также может быть снабжен дистанционно регулируемым перекрывающим клапаном, а объемы кабины и моторного отсека могут сообщаться через заслонку, открываемую/закрываемую из кабины.
Сущность изобретения поясняется рисунком, где: 1 - рабочее место водителя в кабине (салоне) со средствами управления движением (руль, педали газа, тормоза и сцепления, рычаг переключения передач и др.), 2 - двигатель с системой передачи мощности на шасси, 3 - воздухозаборник с фильтром (сеткой) для предотвращения попадания искр и перекрывающим клапаном, 4 - фары, 5 - экран (монитор) тепловизора 6, 7 - устройство подачи световых и звуковых сигналов, 8 - баллон со сжатым воздухом и прибором 9 (редуктор, вентиль, манометр) для его регулируемой подачи, 10 - заслонка для доступа/перекрытия воздуха из кабины к моторному отсеку с двигателем 2. В автомобиле предусмотрены сиденья для экипажа, а в ряде случаев и для перевозимых людей - не членов экипажа. В автомобиле может находиться необходимое оборудование (пожарно-техническое вооружение, средства оказания медицинской помощи, спецсредства), а также запасной(ые) баллон(ы) со сжатым воздухом.
В исходном положении автомобиль экстренной службы находится либо в гараже (депо), либо вне его, либо осуществляет патрулирование. Топливный бак заправлен, в баллоне 8 находится сжатый воздух, прибор 9 перекрыт, тепловизор 6 и устройство 7 подачи световых и звуковых сигналов выключены, заслонка 10 закрыта, воздух к двигателю 2 поступает через воздухозаборник 3 (его клапан открыт). Фары 4 выключены при нахождении автомобиля в гараже, при осуществлении патрулирования включены.
При поступлении приказа (команды) на выезд экипаж размещается в кабине (салоне), водитель - на рабочем месте 1. При движении из гаража (депо) водитель запускает двигатель 2, включает фары 4 и устройство 7 и начинает движение по маршруту к месту вызова. Двери кабины (салона) при движении закрыты.
Если на маршруте находятся участки с сильным задымлением, например, от торфяных или лесных пожаров, то водитель (или член экипажа) через прибор 9 подает в кабину (салон) воздух из баллона 8, создавая избыточное давление, препятствующее попаданию наружного дыма в кабину (салон). Водитель включает тепловизор 6 и осуществляет движение, наблюдая за обстановкой перед автомобилем через экран (монитор) 5. При этом водитель по изображению на экране 5 может вовремя увидеть препятствия, встречные или попутные автомобили и людей, а также скрытые прогары на пути следования, благодаря чему осуществить действия по избежанию опасных ситуаций. При необходимости водитель перекрывает воздухозаборник 3 (полностью или частично) и открывает заслонку 10, обеспечивая двигательную установку 2 чистым воздухом из кабины (салона).
По прибытии к месту вызова экипаж выходит из автомобиля и осуществляет требуемые действия, при необходимости предварительно надев средства защиты органов дыхания и зрения. Старший экипажа сообщает по связи диспетчеру о прибытии и обстановке на месте вызова.
По окончании действий на месте вызова старший экипажа сообщает по связи диспетчеру о результатах. При необходимости проводится замена баллона 8. Водитель осуществляет движение к месту базирования в обратном порядке.
При применении изобретения снижается риск ДТП и ухудшения самочувствия экипажа при движении по задымленной местности. Изобретение применимо как к автомобилям на колесном ходу, так и транспортным средствам экстренных служб на гусеничном или ином (шнекоходы, средства на воздушной подушке) ходу.
Источники информации
1. Федеральный закон от 22.07.2008 г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ФЗ-123 (с изменениями).
2. Правила организации деятельности мобильной медицинской бригады. Приказ Минздрава РФ от 27.03.2019 №164н.
3. «Закон о полиции» от 07.02.2011 №3-ФЗ.
4. Правила по охране труда в подразделениях Федеральной противопожарной службы ГПС. Приказ Министра труда и социальной зашиты РФ от 23.12.2014 г. №1100н.
5. ГОСТ Р 50574-2019 Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования.
6. А.И. Преснов и др. Пожарные автомобили: Учебник водителя пожарного автомобиля. СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, ГУ по делам ГОиЧС СПб, 2007. - 507 с.
7. ГОСТ Р 52567-2006 Автомобили скорой медицинской помощи. Технические требования и методы испытаний.
8. Журнал «Полицейские машины мира». Изд.дом ДеАгостини, 2013-2016, 80 номеров. https://yandex.ru/images/search?text=полицейские%20 машины%20 мира%20журнал&1r=2
9. Автомобиль пожарно-спасательный https://stavto.ru/catalog/spetsialnaya-pozhamaya-tekhnika/aps-2-5-40-100-4-400-kamaz-43253/
1. Способ безопасного следования автомобиля экстренной службы к месту вызова в условиях задымления, предусматривающий при сложных погодных условиях и в ночное время применение светового и звукового сигналов для обозначения себя на дороге, отличающийся тем, что водителем управление движением осуществляется с использованием тепловизора, а в кабине поддерживается избыточное давление воздуха из перевозимых баллонов и осуществляется управление дистанционно регулируемым перерывающим клапаном воздухозаборника и заслонкой, расположенной между объемом кабины и моторным отсеком и отрываемой/закрываемой из кабины, с возможностью снабжения двигательной установки воздухом из кабины.
2. Автомобиль для осуществления способа по п. 1, содержащий шасси, кабину с местом водителя и средствами управления движением, места для экипажа, целевое оборудование, моторный отсек с двигателем и воздухозаборником, фары, устройства подачи световых и звуковых сигналов, отличающийся тем, что автомобиль снабжен тепловизором с экраном, установленным перед водителем с возможностью обеспечения обзора, и баллоном со сжатым воздухом и прибором для его регулируемой подачи, а воздухозаборник снабжен дистанционно регулируемым перекрывающим клапаном, а объем кабины и моторный отсек связаны между собой регулируемой заслонкой с возможностью снабжения двигательной установки воздухом из кабины.
3. Автомобиль по п. 2, отличающийся тем, что баллон(ы) со сжатым воздухом размещен(ы) в кабине автомобиля с возможностью управления прибором регулируемой подачи сжатого воздуха водителем или членом экипажа.
4. Автомобиль по п. 2, отличающийся тем, что воздухозаборник(и) автомобиля снабжен(ы) фильтром для исключения попадания искр.