Сопловой аппарат турбины высокого давления газотурбинного двигателя

Сопловой аппарат (СА) турбины высокого давления (ТВД) авиационного газотурбинного двигателя (ГТД) содержит наружное и внутреннее кольца соплового аппарата, соединенные с наружным и внутренним корпусом камеры сгорания соответственно, венец сопловых лопаток с наружными и внутренними полками, соединенными с наружным и внутренним кольцами соплового аппарата соответственно, причем в пере каждой из сопловых лопаток выполнен продольный охлаждающий канал, сообщенный с полостью, образованной наружным кольцом соплового аппарата и наружным корпусом камеры сгорания с клапанами перепуска воздуха, а также с полостью подвода воздуха к аппарату закрутки, выполненной во внутреннем кольце соплового аппарата, при этом, согласно настоящему изобретению, с полостью, образованной наружным кольцом соплового аппарата и наружным корпусом камеры сгорания с клапанами перепуска воздуха, охлаждающий канал каждой из лопаток сообщен посредством двух втулок, соединенных между собой телескопически, с возможностью радиального смещения друг относительно друга, одна из которых установлена в отверстии наружного кольца соплового аппарата и зафиксирована относительно наружного кольца соплового аппарата посредством выполненных на ее наружной поверхности двух диаметрально расположенных выступов, заведенных в кольцевые пазы наружного кольца соплового аппарата, выполненные со стороны наружного диаметра последнего, а также контровочной шайбы, а другая втулка выполнена со стороны наружной поверхности наружной полки сопловой лопатки, за одно целое с ней, при этом с полостью подвода воздуха к аппарату закрутки, выполненной во внутреннем кольце соплового аппарата, охлаждающий канал каждой из сопловых лопаток сообщен посредством трубчатого элемента, закрепленного в отверстии внутреннего кольца соплового аппарата посредством шарнирного соединения и втулки, выполненной со стороны внутренней поверхности внутренней полки сопловой лопатки, за одно целое с ней, и соединенной с трубчатым элементом посредством шарнирного соединения, кроме того, наружные полки венца сопловых лопаток зафиксированы в наружном кольце соплового аппарата в радиальном направлении посредством выполненного на наружной поверхности каждой из наружных полок лопаток, со стороны выходной кромки пера, Г-образного выступа, вставленного концевым участком в кольцевой паз наружного кольца, выполненный со стороны внутреннего диаметра последнего, а также выполненных на наружной поверхности каждой из наружных полок лопаток, со стороны входной кромки пера, двух П-образных выступов, разнесенных друг относительно друга в окружном направлении, в пазы которых заведена торцовая часть наружного кольца, при этом на наружном диаметре внутреннего кольца соплового аппарата выполнен кольцевой паз, а со стороны внутренней поверхности каждой из внутренних полок венца сопловых лопаток выполнено по ответному пазу, в которых установлен кольцевой упругий элемент, перекрывающий поток воздуха из компрессора высокого давления в проточную часть турбины высокого давления. Достигается повышение надежности, снижение веса и упрощение конструкции СА. 3 ил.

 

Изобретение относится к авиадвигателестроению, а именно к конструкциям сопловых аппаратов турбины высокого давления (далее ТВД) и трактам воздушного охлаждения сопловых лопаток авиационных газотурбинных двигателей (далее ГТД).

Известен сопловой аппарат ТВД ГТД, содержащий наружное и внутреннее кольца соплового аппарата, соединенные с наружным и внутренним корпусом камеры сгорания соответственно, венец сопловых лопаток (далее СЛ) с наружными и внутренними полками, соединенными с наружным и внутренним кольцами соплового аппарата соответственно, причем в пере каждой из сопловых лопаток выполнен продольный охлаждающий канал, сообщенный с полостью, образованной наружным кольцом соплового аппарата и наружным корпусом камеры сгорания с клапанами перепуска воздуха, а также с полостью подвода воздуха к аппарату закрутки, образованной во внутреннем кольце соплового аппарата.

(см. чертеж турбины двигателя АЛ-31Ф по ссылке: https://vmasshtabe.ru/wp-content/uploads/2014/12/212321-vms-GOTOVYIY-AL-31F.jpg в сети Интернет).

Известная конструкция выбрана в качестве прототипа.

Недостатки известного соплового аппарата ТВД ГТД:

В результате нагрева наружного и внутреннего корпуса камеры сгорания (далее КС) взаимное перемещение стыковочных фланцев этих корпусов в осевом направлении может быть различным. Если в какой-то момент работы изделия осевое перемещение точек фиксации наружных и внутренних полок СЛ будет значительным, то это приведет к разрушению СЛ.

Наружная полка СЛ крепится к наружному кольцу при помощи винтов ввернутых в приливы расположенные на внешней поверхности полки. При таком способе фиксации СЛ полка под приливами не охлаждается должным образом. В этих местах на поверхности полки образуются трещины, что приведет к выходу из строя СЛ и снизит надежность соплового аппарата в целом.

При тепловом расширении коробки внутренней полки СЛ увеличивается ее осевой размер, в результате чего может происходить изгиб крышки внутреннего кольца СВ. После этого возможна потеря герметичности стыка и утечка охлаждающего воздуха, что снижает характеристики турбины.

Внутренняя полка СЛ представляет собой коробку с окном в передней части. Площадь этого окна ограничена. Охлаждающий воздух вынужден проходить не только сквозь окно с ограниченной площадью, но и при входе в переднюю полость СЛ поворачивать под девяносто градусов. Это приводит к потере давления и отрицательно влияет на охлаждение передней кромки пера СЛ. Все это может привести к затеканию газа в переднюю полость пера и прогару передней стенки СЛ.

Внутреннее кольцо СВ слишком металлоемкое, т.к. в его конструкцию входит крышка, закрепленная на внутреннем кольце винтами.

Технические результаты изобретения: повышение надежности СА, снижение веса и упрощение конструкции СА.

Указанные технические результаты достигаются тем, что сопловой аппарат ТВД ГТД, содержит наружное и внутреннее кольца соплового аппарата, соединенные с наружным и внутренним корпусом камеры сгорания соответственно, венец сопловых лопаток с наружными и внутренними полками, соединенными с наружным и внутренним кольцами соплового аппарата соответственно, причем в пере каждой из сопловых лопаток выполнен продольный охлаждающий канал, сообщенный с полостью, образованной наружным кольцом соплового аппарата и наружным корпусом камеры сгорания с клапанами перепуска воздуха, а также с полостью подвода воздуха к аппарату закрутки, выполненной во внутреннем кольце соплового аппарата, при этом, согласно настоящему изобретению, с полостью, образованной наружным кольцом соплового аппарата и наружным корпусом камеры сгорания с клапанами перепуска воздуха, охлаждающий канал каждой из лопаток сообщен посредством двух втулок, соединенных между собой телескопически, с возможностью радиального смещения друг относительно друга, одна из которых установлена в отверстии наружного кольца соплового аппарата и зафиксирована относительно наружного кольца соплового аппарата посредством выполненных на ее наружной поверхности двух диаметрально расположенных выступов, заведенных в кольцевые пазы наружного кольца соплового аппарата, выполненные со стороны наружного диаметра последнего, а также контровочной шайбы, а другая втулка выполнена со стороны наружной поверхности наружной полки сопловой лопатки, за одно целое с ней, при этом с полостью подвода воздуха к аппарату закрутки, выполненной во внутреннем кольце соплового аппарата, охлаждающий канал каждой из сопловых лопаток сообщен посредством трубчатого элемента, закрепленного в отверстии внутреннего кольца соплового аппарата посредством шарнирного соединения и втулки, выполненной со стороны внутренней поверхности внутренней полки сопловой лопатки, за одно целое с ней, и соединенной с трубчатым элементом посредством шарнирного соединения, кроме того наружные полки венца сопловых лопаток зафиксированы в наружном кольце соплового аппарата в радиальном направлении посредством выполненного на наружной поверхности каждой из наружных полок лопаток, со стороны выходной кромки пера, Г-образного выступа, вставленного концевым участком в кольцевой паз наружного кольца, выполненный со стороны внутреннего диаметра последнего, а также выполненных на наружной поверхности каждой из наружных полок лопаток, со стороны входной кромки пера, двух П-образных выступов, разнесенных друг относительно друга в окружном направлении, в пазы которых заведена торцовая часть наружного кольца, а от проворота наружных полок относительно оси втулки, выполненной со стороны наружной поверхности наружной полки сопловой лопатки, в каждой наружной полке установлен штифт, заведенный в осевой паз наружного кольца, при этом на наружном диаметре внутреннего кольца соплового аппарата выполнен кольцевой паз, а со стороны внутренней поверхности каждой из внутренних полок венца сопловых лопаток выполнено по ответному пазу, в которых установлен кольцевой упругий элемент, перекрывающий поток воздуха из компрессора высокого давления в проточную часть турбины высокого давления.

Для исключения образования трещин на наружных полках СЛ отсутствуют приливы с резьбовыми гнездами для винтов. Вместо винтового соединения предложен новый способ фиксации СЛ на наружном кольце. В средней части наружной полки расположена цилиндрическая втулка, которая одновременно выполняет две функции. Она не только служит силовым элементом фиксации СЛ в осевом и окружном направлении, но также формирует канал для прохода охлаждающего воздуха сквозь центральную часть пера СЛ и в совокупности с дополнительной втулкой, телескопически соединенной с ней, образует, достаточно герметичный воздушный канал, сообщенный с каналом в теле СЛ. Это исключает трещины и в дальнейшем прогар верхней полки СЛ, что повышает надежность соплового аппарата в целом.

При этом фиксация дополнительной втулки относительно наружного кольца соплового аппарата осуществляется посредством выполненных на ее наружной поверхности двух диаметрально расположенных выступов, заведенных в кольцевые пазы наружного кольца соплового аппарата, выполненные со стороны наружного диаметра последнего, а также контровочной шайбы. Это позволяет обеспечить удобную сборку/разборку данного узла.

Разработанная конструкция СВ отличается от прототипа тем, что силовое воздействие на сопловые лопатки в основном оказывает только поток газа. Это обеспечено за счет установки податливого упругого кольцевого элемента, расположенного между венцом СЛ и внутренним кольцом СВ в соответствующих радиальных пазах. Так как разница взаимных осевых перемещений наружного и внутреннего корпуса КС не слишком велика, то упругий кольцевой элемент принимает форму конуса в пределах упругой деформации и за счет действующего на него значительного перепада давления надежно обеспечивает герметичность стыков на всех режимах работы изделия, что исключает негативное влияние на характеристики турбины в целом. Кроме перечисленных улучшений, применение упругого кольцевого элемента в конструкции СВ позволяет снизить вес изделия и повысить его технологичность (за счет исключения крышки с фланцевым соединением).

Предложенная конструкция СЛ отличается от прототипа тем, что ее внутренняя полка не имеет коробку, которая препятствует прохождению охлаждающего воздуха напрямую в переднюю полость пера и значительно усложняет конструкцию лопатки. Наличие втулки, выполненной со стороны внутренней поверхности внутренней полки сопловой лопатки, за одно целое с ней позволяет исключить коробку с окном в ее передней стенке. Вновь разработанное конструкторское решение обеспечивает беспрепятственный вход воздуха в переднюю полость пера без потери давления, что приводит к более эффективному охлаждению передней кромки СЛ и повышает надежность СА в целом. Кроме того, отсутствие припаянной к нижней полке СЛ дополнительной нижней крышки снижает вес лопатки и обеспечивает свободный доступ воздуха к полке.

Втулки на нижней полке С Л не имеют жесткой связи с внутренним кольцом СВ, так как между ними установлены трубчатые элементы, которые за счет сферических наконечников имеют возможность поворачиваться при различном осевом перемещении наружного и внутреннего корпусов КС. Трубчатые элементы не препятствуют различному радиальному перемещению лопаточного венца и внутреннего кольца в процессе работы ГТД. Они служат для подачи проходящего через центральный канал СЛ охлаждающего воздуха непосредственно к аппарату его закрутки. Все это исключает разрушение СА в процессе работы ГТД и повышает его надежность.

Внутреннее кольцо СВ ТВД более легкое и более технологичное, чем внутреннее кольцо прототипа. Конструкция кольца не предусматривает наличие крышки, зафиксированной на нем винтами. Это обеспечивает герметичность стыка, снижает вес узла и исключает отрицательное влияние головок винтов в полости между ротором и статором из-за торможения протекающего в полости воздуха, что снижает КПД турбины.

Сущность настоящего изобретения поясняется фигурами чертежей.

На Фигуре 1 изображен продольный разрез соплового аппарата ТРД ГТД.

На Фигуре 2 - увеличенный фрагмент А.

На Фигуре 3 - вид Б.

Сопловой аппарат ТВД ГТД, содержит наружное и внутреннее кольца 1 и 2, соединенные с наружным и внутренним корпусом 3 и 4 камеры сгорания соответственно, венец сопловых лопаток 5 с наружными и внутренними полками 6 и 7, соединенными с наружным и внутренним кольцами 1 и 2 соплового аппарата соответственно.

В пере каждой из сопловых лопаток 5 выполнен продольный охлаждающий канал 8, сообщенный с полостью 9, образованной наружным кольцом 1 соплового аппарата и наружным корпусом 3 камеры сгорания с клапанами перепуска воздуха 10, а также с полостью подвода воздуха 11 к аппарату закрутки, образованной во внутреннем кольце 2 соплового аппарата.

С полостью 9, образованной наружным кольцом 1 соплового аппарата и наружным корпусом 3 камеры сгорания с клапанами перепуска воздуха 10 охлаждающий канал 8 каждой из лопаток 5 сообщен посредством двух втулок 12 и 13, соединенных между собой телескопически (труба в трубе), с возможностью их радиального смещения друг относительно друга, ограниченного длиной посадочного пояска 14, выполненного на концевом участке втулки 13.

Одна из упомянутых втулок 12 установлена в отверстии наружного кольца 1 соплового аппарата и зафиксирована в радиальном направлении относительно наружного кольца 1 соплового аппарата посредством выполненных на ее наружной поверхности двух диаметрально расположенных выступов 15 и 16, заведенных в кольцевые пазы 17 наружного кольца 1 соплового аппарата, выполненные со стороны наружного диаметра последнего, а в окружном направлении посредством контровочных шайб 18, установленных под каждой из втулок 12.

Другая из упомянутых втулок 13 выполнена со стороны наружной поверхности наружной полки 6 сопловой лопатки 5, за одно целое с ней.

С полостью подвода воздуха 11 к аппарату закрутки, выполненной во внутреннем кольце 2 соплового аппарата, охлаждающий канал 8 каждой из сопловых лопаток 5 сообщен посредством трубчатого элемента 19, закрепленного в отверстии внутреннего кольца 2 соплового аппарата посредством шарнирного соединения 20 (контактные поверхности выполнены сферическими) и втулки 21, выполненной со стороны внутренней поверхности внутренней полки 7 сопловой лопатки 5, за одно целое с ней и соединенной с трубчатым элементом 19 посредством шарнирного соединения 22 (контактные поверхности выполнены сферическими).

Наружные полки 6 венца сопловых лопаток 5 зафиксированы относительно наружного кольца 1 соплового аппарата в радиальном направлении посредством выполненных на одном конце (со стороны выходной кромки пера) наружных поверхностей полок Г-образных выступов 30, концы которых вставлены в кольцевой паз 23 наружного кольца 1, выполненный со стороны внутреннего диаметра последнего, а на другом конце (со стороны входной кромки пера) наружного кольца 1 посредством двух П-образных выступов 28, расположенных на наружной поверхности каждой из полок 6, при этом торцовая часть наружного кольца 1 заведена в пазы 29, образованные выступами 28, а от проворота полок 6 вокруг оси втулки 12 посредством штифтов 24, установленных в наружную полку 6 каждой сопловой лопатки 5 и входящих в соответствующие пазы наружного кольца 1 соплового аппарата. В осевом и окружном направлении наружные полки 6 зафиксированы втулкой 12 вставленной в наружное кольцо 1 и установленной на втулку 13.

При этом на наружном диаметре внутреннего кольца 2 соплового аппарата выполнен кольцевой паз 25, а со стороны внутренней поверхности каждой из внутренних полок 7 венца сопловых лопаток 5 выполнено по ответному пазу 26, в которых установлен кольцевой упругий элемент 27, перекрывающий поток воздуха из компрессора высокого давления в проточную часть турбины высокого давления. Кольцевой упругий элемент 27 выполнен в виде плоского кольца с утолщениями (сферическими буртиками) на концевых участках его торцов в соответствии с формой пазов 25 и 26.

Сборка соплового аппарата ТВД ГТД происходит следующим образом. Во внутреннее кольцо 2, с установленным заранее упругим элементом 27, устанавливаются трубчатые элементы 19 (до упора). Далее все СЛ 5 устанавливаются в радиальном направлении на трубчатые элементы 19, при этом упругий элемент 27 входит в пазы 26 внутренних полок 7 каждой СЛ 5. После этого собранный узел задвигается в наружное кольцо 1 до проникновения Г-образных выступов 30 в кольцевой паз 23 и проникновения торцовой части наружного кольца 1 в пазы П-образных выступов 28. При этом штифты 24 входят в паз наружного кольца 1. Далее в кольцевые пазы 17 наружного кольца 1 устанавливаются контровочные шайбы 18 (через единственный паз в заднем Г-образном выступе наружного кольца 1) и втулки 12 (со стыковкой со втулками 13 наружных полок 6 СЛ 5 и проворотом). После этого втулки 12 фиксируются посредством загиба контровочных шайб 18.

Сопловой аппарат турбины высокого давления газотурбинного двигателя, содержащий наружное и внутреннее кольца соплового аппарата, соединенные с наружным и внутренним корпусом камеры сгорания соответственно, венец сопловых лопаток с наружными и внутренними полками, соединенными с наружным и внутренним кольцами соплового аппарата соответственно, причем в пере каждой из сопловых лопаток выполнен продольный охлаждающий канал, сообщенный с полостью, образованной наружным кольцом соплового аппарата и наружным корпусом камеры сгорания с клапанами перепуска воздуха, а также с полостью подвода воздуха к аппарату закрутки, выполненной во внутреннем кольце соплового аппарата, отличающийся тем, что с полостью, образованной наружным кольцом соплового аппарата и наружным корпусом камеры сгорания с клапанами перепуска воздуха, охлаждающий канал каждой из лопаток сообщен посредством двух втулок, соединенных между собой телескопически, с возможностью радиального смещения друг относительно друга, одна из которых установлена в отверстии наружного кольца соплового аппарата и зафиксирована относительно наружного кольца соплового аппарата посредством выполненных на ее наружной поверхности двух диаметрально расположенных выступов, заведенных в кольцевые пазы наружного кольца соплового аппарата, выполненные со стороны наружного диаметра последнего, а также контровочной шайбы, а другая втулка выполнена со стороны наружной поверхности наружной полки сопловой лопатки, за одно целое с ней, при этом с полостью подвода воздуха к аппарату закрутки, выполненной во внутреннем кольце соплового аппарата, охлаждающий канал каждой из сопловых лопаток сообщен посредством трубчатого элемента, закрепленного в отверстии внутреннего кольца соплового аппарата посредством шарнирного соединения и втулки, выполненной со стороны внутренней поверхности внутренней полки сопловой лопатки, за одно целое с ней, и соединенной с трубчатым элементом посредством шарнирного соединения, кроме того, наружные полки венца сопловых лопаток зафиксированы в наружном кольце соплового аппарата в радиальном направлении посредством выполненного на наружной поверхности каждой из наружных полок лопаток, со стороны выходной кромки пера, Г-образного выступа, вставленного концевым участком в кольцевой паз наружного кольца, выполненный со стороны внутреннего диаметра последнего, а также выполненных на наружной поверхности каждой из наружных полок лопаток, со стороны входной кромки пера, двух П-образных выступов, разнесенных друг относительно друга в окружном направлении, в пазы которых заведена торцовая часть наружного кольца, а от проворота наружных полок относительно оси втулки, выполненной со стороны наружной поверхности наружной полки сопловой лопатки, в каждой наружной полке установлен штифт, заведенный в осевой паз наружного кольца, при этом на наружном диаметре внутреннего кольца соплового аппарата выполнен кольцевой паз, а со стороны внутренней поверхности каждой из внутренних полок венца сопловых лопаток выполнено по ответному пазу, в которых установлен кольцевой упругий элемент, перекрывающий поток воздуха из компрессора высокого давления в проточную часть турбины высокого давления.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к газотурбинным двигателям (ГТД), преимущественно к элементам соединения сопловых аппаратов турбины с камерами сгорания. В узле соединения соплового аппарата турбины высокого давления с концевой частью жаровой трубы камеры сгорания газотурбинного двигателя, содержащего наружный и внутренний кольцевые промежуточные элементы, со стороны торцов которых, обращенных к концевой части жаровой трубы, выполнено по кольцевой канавке, в которые заведены концевые участки наружного и внутреннего кольца жаровой трубы, согласно настоящему изобретению, каждый из кольцевых промежуточных элементов выполнен в виде набранных в окружном направлении идентичных деталей, причем каждая из идентичных деталей наружного кольцевого промежуточного элемента соединена с соответствующей ей наружной полкой сопловой лопатки, а каждая из идентичных деталей внутреннего кольцевого промежуточного элемента соединена с соответствующей ей внутренней полкой сопловой лопатки, при этом со стороны торца наружного кольцевого промежуточного элемента, обращенного к наружной полке сопловой лопатки, выполнена кольцевая канавка, в которую заведены с осевым зазором выступы, каждый из которых выполнен на торце наружной полки сопловой лопатки, до контакта торцов наружного и внутреннего выступов наружного кольцевого промежуточного элемента, образующих кольцевую канавку, с торцами наружных полок сопловых лопаток, при этом в наружном выступе каждой из идентичных деталей и в выступе наружной полки сопловой лопатки выполнено по соосному отверстию под штифт, над которыми в наружном кольце соплового аппарата со стороны его торца, обращенного к жаровой трубе, выполнено по продольному пазу, в каждом из которых установлена с осевым зазором верхняя часть штифта, причем между торцом нижней части штифта и наружной поверхностью внутреннего выступа наружного кольцевого промежуточного элемента образован зазор, причем на каждом из штифтов, между внутренней поверхностью продольного паза и наружной поверхностью наружного выступа наружного кольцевого промежуточного элемента выполнены два бурта, диаметр наружного из которых больше чем ширина продольного паза, а внутреннего - чем диаметр отверстия под штифт, при этом внутренняя поверхность внутреннего бурта и наружная поверхность наружного выступа наружного кольцевого промежуточного элемента сопряжены, а между наружным буртом и наружным кольцом соплового аппарата выполнен радиальный зазор, кроме того со стороны внутренней поверхности каждой из идентичных деталей внутреннего кольцевого промежуточного элемента и соответствующей ей внутренней полки сопловой лопатки выполнены радиальные выступы, контактирующие по близлежащим поверхностям и зафиксированные относительно друг друга посредством резьбового соединения, при этом на упомянутых близлежащих поверхностях радиальных выступов идентичных деталей внутреннего кольцевого промежуточного элемента выполнены осевые выступы в виде кольцевых сегментов, заведенные с осевым зазором в соответствующие им пазы, выполненные в радиальных выступах внутренних полок сопловых лопаток.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к газотурбинным двигателям (ГТД), преимущественно к элементам соединения сопловых аппаратов турбины с камерами сгорания. В узле соединения соплового аппарата турбины высокого давления с концевой частью жаровой трубы камеры сгорания газотурбинного двигателя, содержащего наружный и внутренний кольцевые промежуточные элементы, со стороны торцов которых, обращенных к концевой части жаровой трубы, выполнено по кольцевой канавке, в которые заведены концевые участки наружного и внутреннего кольца жаровой трубы, согласно настоящему изобретению, каждый из кольцевых промежуточных элементов выполнен в виде набранных в окружном направлении идентичных деталей, причем каждая из идентичных деталей наружного кольцевого промежуточного элемента соединена с соответствующей ей наружной полкой сопловой лопатки, а каждая из идентичных деталей внутреннего кольцевого промежуточного элемента соединена с соответствующей ей внутренней полкой сопловой лопатки, при этом со стороны торца наружного кольцевого промежуточного элемента, обращенного к наружной полке сопловой лопатки, выполнена кольцевая канавка, в которую заведены с осевым зазором выступы, каждый из которых выполнен на торце наружной полки сопловой лопатки, до контакта торцов наружного и внутреннего выступов наружного кольцевого промежуточного элемента, образующих кольцевую канавку, с торцами наружных полок сопловых лопаток, при этом в наружном выступе каждой из идентичных деталей и в выступе наружной полки сопловой лопатки выполнено по соосному отверстию под штифт, над которыми в наружном кольце соплового аппарата со стороны его торца, обращенного к жаровой трубе, выполнено по продольному пазу, в каждом из которых установлена с осевым зазором верхняя часть штифта, причем между торцом нижней части штифта и наружной поверхностью внутреннего выступа наружного кольцевого промежуточного элемента образован зазор, причем на каждом из штифтов, между внутренней поверхностью продольного паза и наружной поверхностью наружного выступа наружного кольцевого промежуточного элемента выполнены два бурта, диаметр наружного из которых больше чем ширина продольного паза, а внутреннего - чем диаметр отверстия под штифт, при этом внутренняя поверхность внутреннего бурта и наружная поверхность наружного выступа наружного кольцевого промежуточного элемента сопряжены, а между наружным буртом и наружным кольцом соплового аппарата выполнен радиальный зазор, кроме того со стороны внутренней поверхности каждой из идентичных деталей внутреннего кольцевого промежуточного элемента и соответствующей ей внутренней полки сопловой лопатки выполнены радиальные выступы, контактирующие по близлежащим поверхностям и зафиксированные относительно друг друга посредством резьбового соединения, при этом на упомянутых близлежащих поверхностях радиальных выступов идентичных деталей внутреннего кольцевого промежуточного элемента выполнены осевые выступы в виде кольцевых сегментов, заведенные с осевым зазором в соответствующие им пазы, выполненные в радиальных выступах внутренних полок сопловых лопаток.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при конструировании подводящих патрубков расширительных турбомашин. Подводящий патрубок радиальной турбомашины содержит спиральную камеру (1), которая состоит из двух половин и имеет разъем, проходящий через ее вертикальную ось.

Изобретение относится к турбостроению, а именно к охлаждаемой лопатке газовой турбины, предназначенной преимущественно для работы в области высоких температур. Охлаждаемая лопатка газовой турбины содержит полое перо (1), выполненное в виде передней полости (2) и задней полости (3), разделенных радиальной перегородкой (4).

Раскрыто сопло (101) лопаточного типа для газовой турбины, содержащее впускную секцию (108), сужающуюся секцию (107) и выпускную секцию (106). Впускная секция (108) является секцией кольцевого канала, сужающаяся секция (107) содержит множество каналов для газового потока, отделенных множеством лопаток (105), каждый канал для газового потока опоясан внешней поверхностью периферийной стенки (110), внутренней поверхностью периферийной стенки (111), засасывающей поверхностью одной из двух смежных лопаток (105) и нагнетающей поверхностью другой из двух смежных лопаток (105), и впускные отверстия (102) каналов для газового потока имеют веерообразное сечение.

Изобретение относится к лопатке газотурбинной установки, содержащей перо, продолжающееся в радиальном направлении от хвостовика лопатки до венца лопатки, определяя размах, равный 0% у хвостовика лопатки и 100% у венца лопатки, и продолжающееся в радиальном направлении от входной кромки до выходной кромки, которая ограничивает хорду осевой длиной хорды, определенной осевой длиной прямой линии, соединяющей входную кромку и выходную кромку пера в зависимости от размаха.

Лопатка направляющего соплового аппарата газотурбинного двигателя оснащена системой охлаждения, содержащей вставку, устройство отбора. Вставка расположена внутри внутренней полости лопатки, соединена с входом охлаждающего воздуха лопатки и выполнена с возможностью охлаждения поверхности внутренней полости лопатки.

Изобретение относится к устройству для подачи отработавшего газа на колесо турбокомпрессора, содержащего фланец для соединения с трубопроводом двигателя внутреннего сгорания, устройство для подачи отработавшего газа, проходящее от фланца до колеса турбины, и перегородку, разделяющую устройство для подачи отработавшего газа на два канала, причем сторона, параллельная оси х фланца, имеет возвышение, выполненное в центре.

Лопатка осевой турбомашины содержит лопасть, выполненную радиально относительно потока турбомашины, полость в материале лопасти лопатки, усиливающую решетку в полости и закрытоячеистый пеноматериал, контактирующий с усиливающей решеткой и закрывающий полость для изолирования полости от окружающей среды вокруг лопатки.

Изобретение относится к турбостроению, в частности к газотурбинным двигателям (ГТД) наземного и авиационного применения. В узле промежуточного корпуса газотурбинного двигателя, расположенного между компрессором и турбиной, содержащего два кольцевых канала для подвода воздуха от компрессора к выносной камере сгорания и от выносной камеры сгорания к турбине через соответствующие патрубки, в отличие от известного кольцевой канал подвода воздуха от компрессора к выносной камере сгорания расположен внутри кольцевого канала подвода газа от выносной камеры сгорания к турбине и снабжен наклонной торцевой стенкой, а в диффузоре канала расположены разделитель потока и направляющие пластины.

Изобретение относится к энергомашиностроению. Охлаждаемая лопатка газовой турбины включает в своем составе перо лопатки с проделанным в лопатке газовой турбины сквозным охлаждающим каналом.
Наверх