Летательный аппарат вертикального взлета и посадки с дополнительными грузовыми модулями и выдвигаемыми воздушными винтами

Изобретение относится к авиации, конкретно, к многовинтовым винтокрылым летательным аппаратам (ЛА) с вертикальным взлетом и посадкой. Летательный аппарат вертикального взлета и посадки с дополнительными грузовыми модулями и выдвигаемыми воздушными винтами содержит фюзеляж, кабину для экипажа, основное крыло, оперение, винтомоторные группы для создания подъемной силы и тяги, энергетическую установку для электропитания, винтомоторные группы с контроллерами, полетный компьютер, систему датчиков для мониторинга и управления полетом, авионику, систему спасения и иные системы обеспечения полета и безопасности. При этом к ЛА присоединяются дополнительные грузовые модули с выдвигающимися воздушными винтами, обеспечивающими подъемную силу, достаточную для взлета/посадки и зависания ЛА с дополнительными модулями аэродинамического сопротивления при круизном полете. Положительный эффект состоит в повышении грузоподъемности и полезного объема фюзеляжа ЛА при сохранении экономичности круизного полета. 8 ил.

 

Область техники

Изобретение относится к авиации, конкретно, к многовинтовым винтокрылым летательным аппаратам с вертикальным взлетом и посадкой, а именно, к мультикоптерам с поворотными воздушными винтами и крыльями.

В изобретении предлагается новая конструкция летательного аппарата (далее ЛА), в которой обеспечивается возможность повышения грузоподъемности путем аддитивного наращивания фюзеляжа дополнительными грузовыми модулями с выдвижными воздушными винтами, обеспечивающими необходимую подъемную силу при взлете, посадке и зависании ЛА.

В сложенном состоянии дополнительные винты плотно прижаты к боковым поверхностям модуля, заходят в боковые ниши или убираются вовнутрь модуля, чтобы не повышать аэродинамическое сопротивление ЛА при круизном полете.

Положительный эффект состоит в повышении грузоподъемности мультикоптера при сохранении экономичности круизного полета.

Предшествующий уровень техники

Известно, что основные энергетические затраты мультикоптеров с крыльями имеют место при взлете, посадке и зависании. В круизном полете при достижении определенных скоростей подъемная сила обеспечивается крыльями, а воздушные винты требуются только для создании тяги и управления вектором тяги, потребная величина которой существенно меньше величины подъемной силы, создаваемой винтами при взлете.

Из этого следует, что для повышения грузоподъемности ЛА требуются дополнительные винты для обеспечения взлета, посадки и/или зависания ЛА, не используемые в круизном полете и не оказывающие существенного аэродинамического сопротивления в сложенном состоянии.

На Фиг. 1. схематически показан мультикоптер (US 10974838), в котором вертикальный взлет обеспечивается массивом из восьми вращающихся в горизонтальной плоскости пропеллеров, а круизный полет обеспечивается всего двумя толкающими пропеллерами и поддерживается подъемной силой, создаваемой крыльями при достаточных скоростях. Подъемные пропеллеры размещены между передним и задним крыльями, чтобы минимизировать аэродинамические сопротивление, создаваемое в круизном полете. Преимуществом мультикоптера является повышенная грузоподъмность. Недостаток состоит в дополнительных энергозатратах на преодоление аэродинамического сопротивления, неизбежно создаваемоего открытыми подъемными винтами в круизном полете.

Для избежания указанного недостатка, воздушные винты помещают в каналы с жалюзями, расположенные в фюзеляже или в крыльях. При взлете, посадке и зависании жалюзи открыты, а винты вращаются, создавая подъемную силу. Во время круизного полета винты выключены, а жалюзи закрыты.

На Фиг. 2 и Фиг. 3 приведены различные варианты реализации ЛА вертикального взлета и посадки с подъемными винтами в каналах с жалюзи, расположенных в крыльях.

Известен мультикоптер (US 10246184) с крылом, внутри которого расположены шесть каналов с подъемными пропеллерами, по три с каждой стороны фюзеляжа, и одним толкающим винтом. При взлете каналы открыты, а в круизном поле - закрыты, как показано на Фиг. 2а и Фиг. 2b. Недостатком конструкции является повышеная сложность крыльев ЛА и невозможность полноценно заместить большие площади несущих поверхностей крыла с помощью жалюзи.

Известен турбореактивный самолет (US 6843447) вертикального взлета и посадки, в котором несущие воздушные винты находятся в каналах с жалюзи, размещенных в утолщенных частях крыла, примыкающих к фюзеляжу. Недостатком такого ЛА также является необходимость усложнения конструкции крыла и снижение механической прочности и аэродинамического качества крыльев.

Другой известный подход к использованию различных наборов воздушных винтов для взлета/посадки и для круизного полета состоит в том, что часть винтов, использованных для создания подъемной силы при взлете, не используется при горизонтальном полете, а их лопасти складываются, с тем, чтобы снизить аэродинамическое сопротивление при круизном полете.

В патенте US 9975631 предложен ЛА, в котором для вертикального взлета используется восемь поворотных пропеллеров, а в круизном полете - только четыре. Остальные четыре пропеллера в круизе выключаются, а их лопасти складываются. ЛА в режимах взлета и круизного полета показан на Фиг. 4а и Фиг. 4b, соответственно. Недостатком такого решения является усложнение конструкции воздушных винтов.

Известен ЛА с короткой полосой для взлета и посадки (US 2019/0135426), дополнительно содержащий множество вентиляторов, убираемых по выбору в фюзеляж (аналог).

Использование части из имеющихся воздушных винтов только при взлете/посадке в известных решениях приводит к сложным конструкциям крыльев с закрываемыми жалюзи каналами, в которые помещаются пропеллеры, или к сложным поворотным пропеллерам со складными лопастями. Таким образом, недостатками известных аналогов являются существенное усложнение конструкций крыльев или пропеллеров с неизбежным снижением надежности и аэродинамического качества ЛА.

Краткое описание чертежей

Фиг. 1. ЛА с массивом из восьми открытых воздушных винтов для создания подъемной силы при вертикальном взлете и двумя толкающими винтами для круизного полета (патент US 10974838, аналог).

Фиг. 2. ЛА с шестью воздушными винтами в каналах с жалюзи, симметрично встроенных в крыло, с обеих сторон фюзеляжа. В круизном полете используется один толкающий винт, расположенный на конце фюзеляжа (патент US 10246184, аналог).

Фиг. 3. Турбореактивный самолет вертикального влета и посадки с четырьмя пропеллерами в каналах с жалюзи, встроенных в толстые участки крыла, прилегающие к фюзеляжу. Пропеллеры используются для вертикального взлета и посадки, а турбины для создания тяги в круизном полете (патент US 6843447, аналог).

Фиг. 4. ЛА вертикального взлета и посадки с восемью воздушными винтами на передних кромках поворотных крыльев. При вертикальном взлете и посадке задействованы все винты, в круизном режиме - четыре винта на концах основного переднего и заднего крыльев. Лопасти остальных четырех винтов сложены (патент US 9975631, аналог).

Фиг. 5. ЛА с короткой полосой для взлета и посадки, дополнительно содержащий множество вентиляторов, убираемых по выбору в фюзеляж (патент US 2019/0135426, аналог).

Фиг. 6. Вариант ЛА вертикального взлета и посадки с дополнительными раскладываемыми воздушными винтами: слева - в режиме круизного полета со сложенными дополнительными пропеллерами (в изометрической и боковой проекциях); справа - в режиме вертикального взлета с развернутыми в рабочее положение дополнительными воздушными винтами (в изометрической и боковой проекциях). Отмечены два грузовых модуля.

Фиг. 7. Схематическое изображение устанавливаемого на ЛА съемного грузового модуля с двумя подъемными воздушными пропеллерами, обеспечивающими подъемную силу для его удержания.

Фиг. 8. Вариант ЛА вертикального взлета и посадки с тремя грузовыми модулями: слева - в режиме круизного полета со сложенными дополнительными пропеллерами (в изометрической, боковой, верхней и фронтальной проекциях); справа - в режиме вертикального взлета с развернутыми в рабочее положение дополнительными воздушными винтами (в тех же проекциях).

Раскрытие сущности изобретения

Технической задачей изобретения является повышение грузоподъемности ЛА вертикального взлета и посадки без потери летных качеств в полете.

Решение технической задачи состоит в аддитивном наращивании корпуса ЛА дополнительными модулями с пропеллерами, раскрываемыми и используемыми при взлете, посадке и зависании ЛА, и складываемыми в круизном полете таким образом, чтобы не оказывать влияния на аэродинамическое сопротивление ЛА.

Дополнительные грузовые модули имеют пропеллеры, сложенные в исходном состоянии до взлета, разложенные и вращающиеся во время взлета/посадки или зависания, остановленные и сложенные в исходное состояние в режиме круизного полета.

В сложенном состоянии пропеллеры плотно прижаты к боковым поверхностям модуля или нишам на поверхности модуля, или убраны внутрь фюзеляжа, или находятся в любом другом положении, не приводящем к повышению аэродинамического сопротивления ЛА в полете.

Дополнительные пропеллеры переводятся в рабочее состояние выдвижением их за пределы фюзеляжа и поворотом в положение, нормальное к фюзеляжу для вращения в горизонтальной плоскости. При этом, круги, ометаемые пропеллерами при вращении, не перекрываются.

Предлагаемый ЛА состоит, как это показано на Фиг. 6, из переднего модуля, включающего в себя кабину экипажа и основное переднее крыло с закрепленными на нем воздушными винтами, заднего модуля с оперением и воздушными винтами, а также грузовых отсеков (двух в данном варианте) с дополнительными раскладываемыми пропеллерами для создания подъемной силы.

ЛА с двумя дополнительными подъемными воздушными винтами в двух состояниях, а именно: 1) со сложенными дополнительными пропеллерами в исходном положении ЛА до взлета и в режиме круизного полета (а, с); 2) с развернутыми в рабочее положение пропеллерами при взлете/посадке и зависании (b, d).

В первом состоянии, для обеспечения круизного полета, задействованы только основные пропеллеры, закрепленные на крыльях и повернутые для вращения в горизонтальных плоскостях с целью создания силы тяги ЛА.

Во втором состоянии задействован весь комплект воздушных винтов, и основных и дополнительных, развернутых для вращения в горизонтальных плоскостях с целью создания подъемной силы для обеспечения взлета/посадки и зависания ЛА. Дополнительные пропеллеры крепятся к фюзеляжу и поворачиваются относительно фюзеляжа.

На Фиг. 7 условно показан съемный грузовой модуль с дополнительными пропеллерами, который может быть установлен между описанными выше передним и задним модулями ЛА. Воздушные винты грузового модуля показаны в сложенном состоянии, но могут быть развернуты для вращения в горизонтальном положении для создания дополнительной подъемной силы. Дополнительные пропеллеры выбираются так, чтобы обеспечить подъемную силу, достаточную для вертикального подъема грузового отсека в составе модульного ЛА. Включение грузового модуля в состав модульного ЛА обеспечивает аддитивное повышение грузоподъемности ЛА.

На Фиг. 8 приведен вариант ЛА с тремя грузовыми модулями с дополнительными разворачиваемыми пропеллерами, показанный в исходном состоянии и в полете со сложенными дополнительными пропеллерами (а, с, е, g), а также в состоянии с развернутыми дополнительными пропеллерами при взлете/посадке и зависании (b, d, f, h), в проекциях: изометрической (а, b), боковой (с, d), верхней (е, f) и фронтальной (g, h).

Основные и дополнительные воздушные винты приводятся во вращение электромоторами с управляющими контроллерами. Электрическое питание может обеспечиваться аккумуляторными батареями, гибридным электрогенератором на основе двигателя внутреннего сгорания, электрохимическим генератором на основе водородных топливных элементов или какой-либо пригодной комбинаций из указанных источников электропитания.

ЛА может быть беспилотным и/или пилотируемым.

Приведенные варианты реализации изобретения демонстрируют решение поставленной технической задачи и достижение заявленного результата, а именно, повышение грузоподъемности ЛА вертикального взлета и посадки без существенного усложнения конструкции и потери аэродинамических качеств ЛА в полете.

Приведенные выше варианты ЛА вертикального взлета и посадки с дополнительными грузовыми модулями с раскладываемыми воздушными винтами иллюстрируют возможные реализации заявляемого изобретения, но не ограничивают его по существу и по деталям реализации, включая количество, конструкцию и расположение как основных, так и дополнительных воздушных винтов, способы поворота и складывания дополнительных винтов, а также их размещения в сложенном состоянии и по другим возможным деталям реализации изобретения.

Летательный аппарат (ЛА) вертикального взлета и посадки с дополнительными грузовыми модулями и выдвигаемыми воздушными винтами, содержащий фюзеляж, кабину для экипажа, основное крыло, оперение, винтомоторные группы для создания подъемной силы и тяги, энергетическую установку для электропитания, винтомоторные группы с контроллерами, полетный компьютер, систему датчиков для мониторинга и управления полетом, авионику, систему спасения и иные системы обеспечения полета и безопасности, отличающийся тем, что для повышения грузоподъемности и полезного объема фюзеляжа к ЛА присоединяются дополнительные грузовые модули с выдвигающимися воздушными винтами, обеспечивающими подъемную силу, достаточную для взлета/посадки и зависания ЛА с дополнительными модулями аэродинамического сопротивления при круизном полете.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам, обеспечивающим набор высоты. Транспортное устройство многоразового использования для подъема на необходимую высоту грузового модуля выполнено в виде кольцевого модуля, содержащего каркас, снабженный стыковочными элементами.

Изобретение относится к области комбинированных транспортных средств, в частности к конструкциям летательных аппаратов на базе автомобилей. Особенностью построения летательного аппарата является отсутствие открытого несущего винта и его небольшие габариты, что позволяет вписать его в габариты автомобиля.

Изобретение относится к области авиации, конкретно к конструкции летательных аппаратов вертикального взлета и посадки. Летательный аппарат вертикального взлета и посадки с воздушными винтами на поворотных закрылках содержит фюзеляж, крылья, оперение, системы энергообеспечения, навигации, управления полетом, электрические винтомоторные группы с контроллерами.

Пневматическое взлетно-посадочное устройство представляет мягкий надувной поплавок, закрепленный между фюзеляжами-лодками и их выпускными днищами. Оно снабжено пневмосистемой для наполнения поплавка при выпуске и откачке воздуха из поплавка при уборке.

Группа изобретений относится к транспортному средству вертикальной посадки, системе и способу обеспечения осведомленности об обстановке для оператора транспортного средства. Транспортное средство и система обеспечения осведомленности для оператора транспортного средства содержат корпус, образующий оболочку, по меньшей мере одно крыло, датчик приближения, систему управления полетом.

Изобретение относится к области авиации, в частности к авиационным ракетным системам корабельного базирования. Арктическая корабельно-авиационная система (АКАС) содержит авианесущий ледокол (АНЛ), опционально и дистанционно пилотируемые конвертируемые самолеты, имеющие двунаправленное крыло с двусторонней симметрией в двух положениях, смонтированное на поворотном шарнире фюзеляжа.

Изобретение относится к области авиации, в частности к ударным авиационным комплексам корабельного базирования. Океаническая система корабельно-авиационная ракетная (ОСКАР) включает беспилотные и пилотируемые асимметричные конвертируемые самолеты с S-образным летающим крылом, имеющим наплывы межконсольного шестиугольника и внешние консоли двусторонней асимметрии.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям самолетов вертикального взлета и посадки (СВВП). СВВП содержит фюзеляж (1), имеющий носовую, хвостовую и среднюю части, крылья (2), расположенные в носовой и хвостовой части фюзеляжа по бокам, выполненные таким образом, что подъемная сила создается потоком текучей среды в направлении от фюзеляжа в стороны, киль (6), расположенный в хвостовой части фюзеляжа (1), газотурбинный двигатель (14) с приводным валом (15).

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям элементов защиты беспилотных винтовых летательных аппаратов (БПЛА) вертикального взлета и посадки. БПЛА вертикального взлета и посадки содержит защитную оболочку, внутри которой установлены полетный контроллер, датчики, элементы питания, и, по меньшей мере, один двигатель с воздушным винтом.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям летательных аппаратов вертикального взлета и посадки. Безаэродромный летательный аппарат содержит фюзеляж и установленный на нем несущий ротор с лопастями, соединенными с механизмом циклического изменения угла атаки лопастей.

Изобретение относится к области авиации, конкретно к конструкции летательных аппаратов вертикального взлета и посадки. Летательный аппарат вертикального взлета и посадки с воздушными винтами на поворотных закрылках содержит фюзеляж, крылья, оперение, системы энергообеспечения, навигации, управления полетом, электрические винтомоторные группы с контроллерами.
Наверх