Устройство управления курсовым положением вертолета с соосными винтами

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к системам управления вертолетами с соосными винтами. Устройство управления курсовым положением вертолета, содержащего систему соосных несущих винтов, установленных с возможностью вращения в противоположные стороны на роторе и статоре тягового электродвигателя, источник электрического питания включает регулировочный электродвигатель, статор которого подключен с возможностью разрыва к источнику электрического питания, а также с возможностью разрыва на дополнительно веденный резистор. Вал нижнего несущего винта соединен с валом регулирующего электродвигателя, закрепленного на корпусе вертолета с возможностью передачи на корпус вертолета вращающего момента, направление которого противоположно направлению вращения нижнего несущего винта при подаче электропитания на регулирующий электродвигатель, и возможностью передачи на корпус вертолета вращающего момента, направление которого совпадает с вращением нижнего несущего винта при замыкании регулировочного двигателя на резистор. Обеспечивается упрощение конструкции органов управления по курсу вертолета, выполненного по соосной схеме. 1 ил.

 

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к вертолетам с соосными винтами.

В тексте заявки в дальнейшем использован термин «курсовое положение вертолета». В рамках данной заявки он означает управления курсовым положением вертолета (поворот вокруг вертикальной оси).

Известен (Загордан A.M. «Элементарная теория вертолета», Военное издательство министерства обороны СССР, 1955 г.) способ управления курсовым положением вертолета (положение относительно вертикальной оси) при помощи рулевого винта, расположенного на хвостовой балке. Рулевой винт создает вращающий момент и разворачивает вертолет относительно вертикальной оси. Недостатком такого решения является увеличение габаритов и массы вертолета.

Известно RU, патент 2136543, опубл. 10.09.1999) устройство управления вертолетом, имеющим несущий винт и хвостовую балку, содержащее расположенную вдоль нее продольную щель управления циркуляцией воздушного потока, обтекающего хвостовую балку вертолета, и реактивный двигатель малой тяги системы управления, ориентированный по одной или обеим плоскостям заднего конца хвостовой балки. Устройство дополнительно снабжено первым каналом, проходящим вдоль хвостовой балки и ведущим к указанной щели управления циркуляцией, первым средством создания давления воздуха, предназначенным для создания первого воздушного потока, протекающего по вышеуказанному первому каналу при заданном давлении, вторым каналом, проходящим вдоль хвостовой балки и ведущим к реактивному двигателю системы управления, и вторым средством создания давления воздуха, предназначенным для создания второго воздушного потока, протекающего по указанному второму каналу под давлением, отличающимся от заданного давления первого воздушного потока.

Устройство не применимо для использования в конструкции вертолета с соосными винтами.

Известна (SU, авторское свидетельство 1826423, опубл. 10.12.1995) система управления соосным вертолетом с системой курсового управления, включающей педали, гидроусилитель путевого управления с золотником, соединенным с проводкой путевого управления качалкой управления золотником, и с системой управления общим шагом, включающей рычаг общего шага, гидроусилитель общего шага с силовым штоком, соединенным посредством качалки силового штока с проводкой управления общим шагом, причем с целью улучшения эксплуатационных характеристик за счет ограничения сближения лопастей несущих винтов, система путевого управления снабжена рычагом, установленным жестко на качалке управления золотником гидроусилителя путевого управления, а система управления общим шагом снабжена ограничителем, жестко установленным на качалке силового штока гидроусилителя общего шага, при этом ограничитель выполнен профилированным с возможностью взаимодействия с рычагом системы путевого управления.

Недостатком известной системы следует признать ее сложность и ненадежность.

Наиболее близким аналогом разработанного технического решения можно (Суриков Н.Ф. и др. Вертолет Ка-26. М.: Транспорт, 1982, с. 107-110) считать систему соосных несущих винтов, служащих для создания подъемной силы и для управления летательным аппаратом, реализованные на вертолетах с соосными винтами Ка-26, Ка-32, имеющий автомат перекоса, изменяющий угол наклона лопастей несущих винтов при вращении и осуществляющий таким образом регулирование положения вертолета, в том числе курсовое регулирование (поворот вокруг вертикальной оси). Недостатком такого решения является сложность конструкции автомата перекоса соосных несущих винтов.

Техническая проблема, решаемая с использованием разработанной системы, состоит в расширении ассортимента способов регулирования курсового положения вертолета с соосными винтами.

Технический результат, достигаемый при реализации разработанной системы, состоит в возможности применения отдельного электродвигателя для курсового регулирования вертолета, выполненного по соосной схеме.

Для достижения указанного технического результата предложено использовать разработанное устройство управления курсовым положением вертолета. Разработанное устройство содержит систему соосных несущих верхнего и нижнего винтов, установленных с возможностью вращения в противоположные стороны на роторе и статоре тягового электродвигателя, источник электрического питания, к которому подключены средства вращения несущих винтов, при этом оно дополнительно содержит регулировочный электродвигатель, статор которого причем подключен с возможностью разрыва к источнику электрического питания, а также с возможностью разрыва на дополнительно веденный резистор, при этом вал нижнего несущего винта соединен с валом регулирующего электродвигателя, закрепленного на корпусе вертолета с возможностью передачи на корпус вертолета вращающего момента, направление которого противоположно направлению вращения нижнего несущего винта при подаче электропитания на регулирующий электродвигатель и вращающего момента, направление которого совпадает с вращением нижнего несущего винта при замыкании обмоток регулировочного электродвигателя на резистор, то есть работе регулировочного электродвигателя в режиме генератора.

В дальнейшем конструкция устройства будет рассмотрена с использованием графического материала, при этом использованы следующие обозначения: корпус вертолета 1, источник электроэнергии 2, скользящие контакты 3, вал 4, ротор тягового электродвигателя 5, статор тягового электродвигателя 6, верхний несущий винт 7, нижний несущий винт 8, подшипник 9, ротор регулирующего электродвигателя 10, статор регулирующего электродвигателя 11, резистор 12.

Управление курсовым положением вертолета происходит следующим образом. При подаче электрического тока из расположенного в корпусе 1 источника электроэнергии 2 через скользящие контакты 3 на статор 6 тягового электродвигателя, ротор тягового электродвигателя 5 начинает вращаться вместе с верхним несущим винтом 7. При этом создается реактивный крутящий момент на статоре 6, который раскручивает в противоположном направлении статор 6 вместе с валом 4, нижним несущим винтом 8 и соединенным с ним ротором регулировочного электродвигателя 10.

При полете вертолета статор 6 постоянно подключен к источнику электропитания 2.

В случае, когда обмотки статора регулировочного электродвигателя 11 разомкнуты и отключены от источника электроэнергии 2 и резистора 12, то в обмотках статора регулировочного электродвигателя 11 электрический ток не протекает и магнитное поле не возникает, поэтому ротор регулировочного электродвигателя 10 свободно вращается вместе с валом 4, не передавая никакого вращающего момента на статор регулировочного электродвигателя 11 и соединенный с ним корпус 1.

В случае, когда обмотки статора регулировочного электродвигателя 11 подключены к источнику электроэнергии 2 и отключены от резистора 12, то протекающий по обмоткам статора регулировочного электродвигателя 11 электрический ток создает магнитное поле, которое ускоряет вращение ротора регулировочного электродвигателя 10 вместе с валом 4 и нижним несущим винтом 8, при этом возникает реактивный момент, который закручивает статор регулировочного электродвигателя 11 и соединенный с ним корпус 1 вертолета в направлении, противоположном вращению ротора 10, вала 4 и нижнего несущего винта 8.

Регулировочный электродвигатель подключают к источнику электропитания 2 тогда, когда надо развернуть корпус вертолета 1 в направлении, противоположном вращению вала 4 и нижнего винта 8.

В случае, когда обмотки статора регулировочного электродвигателя 11 отключены от источника электроэнергии 2, но замкнуты на резистор 12, то магнитное поле вращающегося ротора регулировочного электродвигателя 10 генерирует в обмотках статора регулирующего электродвигателя 11 электрический ток, который создает магнитное поле, тормозящее вращение ротора 10, вала 4 и нижнего несущего винта 8, при этом за счет взаимодействия магнитных полей статор регулировочного электродвигателя 11 и соединенный с ним корпус 1 закручивается в направлении, совпадающим с направлением вращения нижнего несущего винта 8.

Регулировочный электродвигатель подключают к резистору 12 тогда, когда надо развернуть корпус вертолета в направлении, совпадающем с вращением вала 4 и нижнего винта 8.

Ток в обмотках статора 11 возникает только в случае, если они замкнуты. Резистор 12 представляет собой электрическое сопротивление, которое замыкает обмотки статора 11. Так как ротор 10 регулировочного электродвигателя постоянно вращается, то при замыкании обмоток статора 11 в обмотках начинает течь ток, который "гаситься" в резисторе, а статор 11 вместе с корпусом вертолета 1 закручивается в ту же сторону, что и ротор и вал 4.

Устройство управления курсовым положением вертолета, содержащего систему соосных несущих верхнего и нижнего винтов, установленных с возможностью вращения в противоположные стороны на роторе и статоре тягового электродвигателя, источник электрического питания, к которому подключены средства вращения несущих винтов, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит регулировочный электродвигатель, статор которого подключен с возможностью разрыва к источнику электрического питания, а также с возможностью разрыва на дополнительно введенный резистор, при этом вал нижнего несущего винта соединен с валом регулирующего электродвигателя, закрепленного на корпусе вертолета с возможностью передачи на корпус вертолета вращающего момента, направление которого противоположно направлению вращения нижнего несущего винта при подаче электропитания на регулирующий электродвигатель, и возможностью передачи на корпус вертолета вращающего момента, направление которого совпадает с вращением нижнего несущего винта при замыкании регулировочного двигателя на резистор.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям приводов несущих винтов вертолетов. Электрический привод соосных винтов вертолета, имеющего соосные верхний и нижний винты, установленные с возможностью вращения в противоположные стороны, содержит электродвигатель, установленный с возможностью вращения винтов и подключенный к источнику электрического питания.

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к системам несущих винтов летательных аппаратов. Электрический привод соосных винтов вертолета содержит систему верхнего и нижнего несущих винтов, установленных с возможностью вращения в противоположные стороны, источник электрического питания, к которому подключены средства вращения несущих винтов.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям винтокрылых летательных аппаратов. Редуктор содержит корпус, выполненный с возможностью привода во вращение в противоположных направлениях вертикальных коаксиальных пустотелых ведомых валов от одного ведущего вала.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям вертолетов сосной схемы. Узел крепления, привода и управления лопастями соосного вертолета содержит главный редуктор, несущие винты, автоматы перекоса и устройства управления автоматами перекоса.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкциям движительных систем летательных аппаратов. Движительная система высокоскоростного винтокрылого летательного аппарата содержит винт поступательной тяги и несущие винты противовращения, двигатель и основной редуктор для их движения, а также обгонную муфту, избирательно вводимую в зацепление с упомянутым основным редуктором таким образом, что крутящий момент, развиваемый системой несущих винтов в результате авторотации, поглощается винтом поступательной тяги в ходе высокоскоростного полета.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям приводов соосных винтов летательных аппаратов. Устройство для привода соосных винтов винтокрылого летательного аппарата состоит из силовых цилиндров (1), поршни (2) которых через штоки (3) свободно упираются в качающиеся конические зубчатые колеса (4) с числом зубьев «n».

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям трансмиссий легких вертолетов соосной схемы. Редуктор вертолета соосной схемы содержит корпус, с установленными вертикально и коаксиально внутри него, с возможностью вращательного движения, пустотелые валы.

Изобретение относится к области авиационной техники. Криогенный турбоэлектрический самолет короткого взлета и посадки выполнен по продольной схеме триплана с передним горизонтальным оперением, двухкилевым Н-образным оперением.

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в транспортных средствах, движителем которых является воздушный винт. .

Изобретение относится к авиации. .

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям несущих систем вертолетов. Соосный несущий винт винтокрылого летательного аппарата содержит нижний и верхней несущие винты, втулки (1, 6), автоматы перекоса (3, 7).
Наверх