Способ исправления дефектов произношения заднеязычных звуков, возникших после хирургического лечения у больных раком органов полости рта и ротоглотки

Изобретение относится к области медицины, онкологии и реабилитологии и может быть использовано для исправления дефектов произношения заднеязычных звуков, возникших после хирургического лечения у больных раком органов полости рта и ротоглотки. Постановку произношения заднеязычных звуков [К], [К'], [Г], [Г'] осуществляют в указанной последовательности путем активизации движений задней трети языка с помощью кашлевого толчка, с последующим последовательном произнесением речевого материала, включающего заднеязычные звуки [К], [К'], [Г], [Г'] в различной позиции в слогах, словах, предложениях в сочетании со всеми гласными звуками. Занятия по автоматизации заднеязычных звуков проводят 1 раз в день с логопедом и 2-3 раз в день самостоятельно, по рекомендациям и речевому материалу, который дает логопед. Длительность занятий увеличивают, начиная от 7-10 минут до 30-40 минут с учетом общего состояния пациента. Способ обеспечивает улучшение подвижности органов артикуляции и ускорение исправления дефектов речи. 1 пр.

 

Изобретение относится к области медицины, онкологии и реабилитологии и может быть использовано для исправления дефектов произношения заднеязычных звуков, возникших после хирургического лечения у больных раком органов полости рта и ротоглотки.

За период с 2009 по 2019 годы увеличение заболеваемости злокачественными новообразованиями полости рта и ротоглотки составило 36,36% (Каприн А.Д. с соавт., 2019). До 70% больных с данной патологией обращаются на специализированное лечение с местно-распространенным процессом, когда им показано комбинированное лечение с хирургическим компонентом (Светицкий В.П., 2013; Чойнзонов Е.Л., 2012). Во время оперативных вмешательств на полости рта и ротоглотки удаляются значительные объемы тканей, что сопровождается повреждениями анатомических структур, в результате этого нарушается речевая функция.

Деформация периферического речевого аппарата приводит к послеоперационной дизартрии и нарушению звукопроизношения по типу полиморфной дислалии (Гамова Д.В., 1997). Отмечается резкое ограничение подвижности культи языка вправо влево, вверх, вниз, вперед назад, асимметрия мышц губ и щек. Степень нарушений устной речи может быть различной - от искажения произносительной стороны до полного отсутствия речевого общения. По нашим наблюдениям, у всех больных раком органов полости рта и ротоглотки, перенесших хирургическое лечение, страдает произношения заднеязычных звуков [К], [К'], [Г], [Г'], что способствует развитию каппацизма, который заключается в дефектном произношении звуков [К], [К'] и гаммацизма, для которого характерно неправильное произношение (замена) звуков [Г], [Г']. В речи больных после хирургического вмешательства указанные звуки, как правило, заменяются звуками [X] и [X'], или полностью отсутствуют.

В русском языке правильной артикуляцией заднеязычных звуков [К] и [Г] является следующая: положение губ зависит от последующего гласного звука; кончик языка опущен, отодвинут от нижних резцов вглубь ротовой полости, задняя часть спинки языка круто поднята вверх и образует смычку с поверхностью полости рта на границе твердого и мягкого неба. Мягкое небо поднято. Голосовые складки разомкнуты (К - глухой звук). Артикуляция звука [Г] точно такая же, как при произношении звука [К], отличие лишь в том, что голосовые складки сомкнуты (Г - звонкий звук).

Правильная артикуляция [К'] и [Г']: язык продвинут вперед, кончик языка касается нижних резцов. Средняя и задняя часть спинки языка подняты вверх и смыкаются с задней и средней частью твердого неба. Голосовые складки на [К'] разомкнуты (К' -глухой звук), на звук [Г'] голосовые складки смыкаются (ГЬ - звонкий звук).

Коррекции дефектов произношения заднеязычных звуков, возникших после хирургического лечения у больных раком органов полости рта и ротоглотки, осуществляется согласно принятым в логопедии нормам: постановка изолированного звука; автоматизация в слогах, словах, предложениях; вход звука в повседневную речь. Постановка звука - это процесс обучения ребенка правильному произношению определенного звука, когда при помощи специальных приемов создается новая нервная связь между звуковыми ощущениями (восприятие произнесенного звука), двигательно-кинестетическими ощущениями (самостоятельное воспроизведение звука) и зрительными ощущениями (зрительное восприятие артикуляции звука) (Волкова Л.С., 2009).

В логопедии известны следующие способы постановки заднеязычных звуков [К], [К'], [Г], [Г']: путем подражания (имитативный), механическим путем от звуков [Т], [Т'], [Д], [Д'] и смешанный. Ни один из перечисленных способов не может быть использован для постановки заднеязычных звуков у пациентов после операций на полости рта и ротоглотки.

Имитативный способ, заключается в постановке звуков по подражанию и основан на сознательных попытках найти артикуляцию, позволяющую произнести звук, соответствующий услышанному от логопеда. При этом помимо акустических опор, используют зрительные, тактильные и мышечные ощущения. Способ, основанный на подражании, дополняется словесными пояснениями логопеда, объясняющего какую позицию должны принять органы артикуляции. По нашим наблюдениям установлено, что все пациенты, страдающие раком полости рта и ротоглотки, до хирургического лечения правильно произносили заднеязычные звуки, то есть необходимые для данных звуков артикуляционные позиции были выработаны. Однако в послеоперационном периоде произнесение заднеязычных звуков страдает в 100% случаев, так как язык пациента после операции на полости рта и ротоглотки малочувствителен и резко ограничен в подвижности, поэтому данный способ не подходить для постановки заднеязычных звуков.

При механическом способе постановка звуков [К], [К'] осуществляется от правильно произносимых звуков [Т], [Т'], а звуков [Г], [Г'] от звуков [Д], [Д'] при помощи надавливания на язык пальцем, шпателем или логопедическим зондом. Предлагают произносить слог ТА, в момент произнесения логопед нажимает пальцем (шпателем или логопедическим зондом) на переднюю часть спинки языка, благодаря чему получается слог ТЯ. Затем логопед продвигает палец или инструмент несколько глубже в полость рта, в результате чего получается слог КЯ. На третьем этапе - еще более глубокий нажим на язык - дает твердый звук - КА. Данный метод широко используется при коррекции звукопроизношения у детей, т.к. звуки [Т], [Т'], [Д], [Д'] являются звуками раннего онтогенеза и в речи ребенка появляются в возрасте 2-3 лет. При данном способе ребенок сам не осуществляет поиск, его органы артикуляции только подчиняются действиям логопеда.

Известен смешанный способ постановки звуков, основанный на сознательных попытках найти артикуляцию, позволяющую произнести звук, соответствующий услышанному от логопеда с применением для правильного артикуляционного уклада механического воздействия шпателем или логопедическим инструментом. Смешанный, основывается на совмещении двух предыдущих (имитативного и механического способов). Ведущую роль в нем играют подражание и объяснение. Механическая помощь применяется в дополнение. Логопед объясняет, что нужно сделать, чтобы получить правильный звук, в тех случаях, если данное движение выполняется не совсем так, как это нужно для правильного артикуляционного уклада применяется механическое воздействие логопедическим инструментом или шпателем.

Область применения известных способов ограничена. Механический и смешанный способы не могут быть использованы для постановки заднеязычных звуков у пациентов после операций на полости рта и ротоглотки по двум причинам. Во-первых, поскольку у всех больных после хирургического лечения звуки [Т], [Т'], [Д], [Д'] в речи отсутствуют или произносятся неправильно. Коррекция данных звуков вызывает у больных сложности, т.к. требует хорошей подвижности и координированных движений передней части языка, что после хирургического лечения вызывает затруднение. Во вторых принудительное смещение тканей оперированного языка не допустимо, так как это может вызвать болевые ощущения и травматизацию тканей полости рта.

Новый технический результат - разработка нового способа позволяющего исправить дефекты произношения заднеязычных звуков у больных раком органов полости рта и ротоглотки после хирургического лечения.

Для достижения нового технического результата в способе исправления дефектов произношения заднеязычных звуков, возникших после хирургического лечения у больных раком органов полости рта и ротоглотки, после улучшения подвижности и координации органов артикуляции - губ, щек и оперированного языка осуществляют постановку произношения заднеязычных звуков [К], [К'], [Г], [Г'] в указанной последовательности путем активизации движений задней трети языка с помощью кашлевого толчка, с последующим последовательном произнесением речевого материала, включающего заднеязычные звуки [К], [К'], [Г], [Г'] в различной позиции в слогах, словах, предложениях в сочетании со всеми гласными звуками для этого начинают с автоматизации [К] в коротких словах, начинающихся на слог «КА» в ударной позиции. Перед словом произносят слог «КА» два раза утрированно от кашлевого толчка, как только пациент может чисто произносить звук [К], те же слова произносят без повторяющихся перед ними слогов, далее переходят к произнесению слов с закрытыми слогами, при этом звук [К] в конце слова произносят утрировано с добавлением кашлевого толчка, затем приступают к произнесению звука «К» в сочетании с гласными «О», «У». «КО», как только пациент без затруднений начинает произносить указанный речевой материал, переходят к произнесению чистоговороки с большим количеством [К] в разных позициях в слове, произносят их медленно, проговаривают, выделяя [К], одновременно с автоматизацией твердого звука [К] в чистоговорках, приступают к постановки мягкого звука [К']. который получают, от правильного твердого звука [К] с добавлением кашлевого толка при произнесении речевого материала от закрытого слога к открытому мягкому слогу, при этом, слова произносят с четким выделением звуков [К] и [К'] от кашлевого толчка и уделяют особое внимание проговариванию чистоговорок с большим количеством мягкого звука [Кь] в разных позициях в слове, также постановку твердого звука [Г] осуществляют от твердого звука [К] так же по подражанию с дополнительным добавлением кашлевого толчка на речевом материале из открытых слогов, к автоматизации твердого звука [Г] приступают со слов, начинающихся на слог «ГА», перед словом произносят слог «ГА» два раза утрированно от кашлевого толчка, как только пациент без затруднений произносит указанный речевой материал, переходят к произнесению чистоговорок с большим количеством [Г] в разных позициях в слове, произносят их медленно, проговаривают выделяя звук [Г], далее, [К] постановку [Г'] в открытых слогах от твердого звука [Г], при этом. слова произносятся с четким выделением звуков [Г] и [Г'] от кашлевого толчка. Это упражнение позволяет автоматизировать звуки [Г] и [Г'] и дифференцировать произношение твердого и мягкого звуков, занятия по автоматизации заднеязычных звуков проводят 1 раз в день с логопедом и 2-3 раз в день самостоятельно, по рекомендациям и речевому материалу, который дает логопед, длительность занятий в зависимости от состояния пациента составляет от 7-10 минут до 30-40 минут.

Способ осуществляют следующим образом.

К исправлению дефектов произношения заднеязычных звуков приступают после того как отмечается улучшение подвижности и координации органов артикуляции (губ, щек и оперированного языка). Для этого пациента просят открыть рот, максимально, насколько возможно, отодвинуть язык назад вглубь полости рта и произнести слог «КА» с от кашлевого толчка. Вначале логопед показывает всю последовательность действий, затем просит пациента повторить показанные действия. Пациент делает серию из 5-6 попыток, затем следует сделать паузу для отдыха. Серию попыток повторяют 3-4 раза за одно занятие. После того как пациенту удается произнести чистый слог «КА» приступают к автоматизации. Этап автоматизации звука с физиологической точки зрения представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей речевым материалом. Поскольку поставленный звук еще не стабильный, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. Автоматизировать звук - это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.

Автоматизацию звука осуществляют при условии постепенного нарастания сложности речевого материала, начинают с произнесения слогов (открытых или закрытых), далее переходят к словам, предложениям и текстам с большим количеством заднеязычных звуков. И затем проводят автоматизацию в разговорной речи.

При планировании тактики логопедических занятий всегда принимают во внимание индивидуальные особенности пациента, его общее состояние, мотивацию к исправлению дефектов произношения заднеязычных звуков. Реабилитационная программа является индивидуальной, умеренно активной и безопасной для пациента. Степень динамики процесса реабилитации оценивают каждый раз во время ее проведения по ситуации на данный момент.

Исправление дефектов произношения заднеязычных звуков проводят только перед большим зеркалом, чтобы пациент видел и себя и логопеда. Пациента просят открыть рот; максимально, насколько возможно, отодвинуть язык назад вглубь полости рта и произнести слог «КА» от кашлевого толчка. Вначале показывают всю последовательность действий, затем просят пациента повторить показанные действия. Пациент выполняет серию из 5-6 попыток, затем делают паузу для отдыха. Серию попыток повторяют 3-4 раза за одно занятия. После того как пациенту удается произнести чисто слог «КА» переходят к автоматизации звука.

Следует отметить, что порядок автоматизации заднеязычных звуков, возникших после хирургического лечения у больных раком органов полости рта и ротоглотки, отличается от принятого при коррекции заднеязычных звуков у иных пациентов (например, детей). У больных после операции на полости рта и ротоглотки начинают с автоматизации [К] в коротких словах, начинающихся на слог «КА» в ударной позиции. Перед словом произносят слог «КА» два раза утрированно от кашлевого толчка, например: КА-КА-Катя, КА-КА-Капля и т.д. камень, кактус, кадка, кафель, касса, катер, скатерть, каблук. Далее приступают к произнесению слов со слогом «КА» на конце слова: КА-КА- тосКА, скалКа, утКа, тетКа, муКа, пиКа, поКа, сетКа, метКа, дудКа, будКа, елКа, кошКа. Как только пациент может чисто произносить звук [К], те же слова произносят без повторяющихся перед ними слогов. Потом переходят к произнесению слов с закрытыми слогами: луК, жуК, буК, лаК, маК, баК, соК, тоК, волК, полК, стоК, рыбаК, судаК, лотоК, моряК, завтраК. Звук [К] в конце слова произносят утрировано с добавлением кашлевого толчка. Затем приступают к произнесению звука «К» в сочетании с гласными «О», «У». «КО» козы, кони, кольца, корни, компас, кости, кот, окошко, молоко, яблоко, абрикос, комок, конек, косяк. «КУ» кубик, Куба, кум, куб, куш, куль, курс, куча, куща, кубок, кудри, кузня, куклы, купол, кузня, кузов, кухня. Как только пациент без затруднений может произносить указанный речевой материал, переходят к произнесению чистоговорок. Чистоговорки подобрают с большим количеством [К] в разных позициях в слове. Произносят их медленно, проговаривают, выделяя [К].

Чистоговорки:

Мука, не мука, а нет муки - мука.

В муку Клим луком кинул.

Колоти, Клим, в один клин!

Колокол, колокол, кот на окне молоко лакал.

Коваль ковал коня, конь - копытом коваля, коваль - кнутом коня.

Около кола бьют в колокола.

Около колодца вода льется.

Ковал кузнец на наковальне подкову скакуну.

Ходит квочка около дворочка, водит деток около клеток.

Курит турка трубку, клюет курка крупку.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон!

Купили каракатице кружевное платьице. Ходит каракатица, хвастается платьицем.

Скок, сорока, скок, сорока, слепа с ока, крива с бока.

Наша река широка, как Ока, так, как Ока, широка наша река.

Одновременно с автоматизацией твердого звука [К] в чистоговорках, приступают к постановки мягкого звука [К']. Эмпирическим путем мы пришли к выводу, что проще всего мягкий звук [К'] получают, от правильного твердого звука [К] с добавлением кашлевого толка при произнесении речевого материала от закрытого слога к открытому мягкому слогу. Например: ак - аки, ок - оки, ук - уки, эк - эки, ык - ики. Дальнейшую автоматизацию в словах осуществляют вначале от закрытого слога с твердым [К] к открытому мягкому слогу. Например: луК - луКИ, жуК - жуКИ, буК - буКИ, лаК - лаКИ, маК - маКИ, баК - баКИ, соК - соКИ, тоК - тоКИ, волК - волКИ, полК - полКИ, стоК - стоКИ, рыбаК - рыбаКИ, судаК - судаКИ, лотоК - лотКИ, моряК - моряКИ, завтраК - завтраКИ. Затем от открытых слогов с твердым звуком [К] к открытому слогу с мягким звуком [К']. Например: тосКА - тосКИ, скалКа - скалКИ, утКа -утКИ, тетКа - тетКИ, муКа - муКИ, пиКа - пиКИ, сетКа - сетКИ, метКа - метКИ, дудКи - дудКИ, будКа - будКИ, елКа - елКИ, кошКа - кошКИ. Слова произносят с четким выделением звуков [К] и [К'] от кашлевого толчка. Это упражнение позволяет не только автоматизировать звуки [К] и [К'], но и дифференцировать произношение твердого и мягкого звуков.

Произнесение мягкого звука [К'] в связной речи вызывает большую трудность, чем твердого звука [К]. Поэтому уделяют особое внимание проговариванию чистоговорок с большим количеством мягкого звука [Кь] в разных позициях в слове.

На окошке крошку-мошку ловко ловит лапой кошка.

Кириллу на рынке купили крынки.

Свил паук себе гамак в уголке, на потолке. Чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

В копилке не опилки. В копилке и не пилки. В копилке не ветки. В копилке - монетки.

Коле на рынке купили новенькие ботинки.

Вот щенки щека к щеке щиплют щетки в уголке.

Текут речки, пекут печки.

У елки иголки колки.

Коля клад нашел в кладовке

Клад лежал на пыльной полке.

Постановку твердого звука [Г] осуществляют от твердого звука [К] так же по подражанию с дополнительным добавлением кашлевого толчка на речевом материале из открытых слогов. Например: вначале пациент пробует произнести серию слогов: Ка-Ка-Га, Ко-Ко-Го, Ку-Ку-Гу, Кэ-Кэ-Гэ, Кы-Кы-Гы. Затем Ка-Га, Ко-Го, Ку-Гу, Кэ-Гэ, Кы-Гы.

К автоматизации твердого звука [Г] приступают со слов, начинающихся на слог «ГА». Перед словом произносят слог «ГА» два раза утрированно от кашлевого толчка. Например: Га-Га - Газета, Га-Га - Галета, Га-Га - Гагара, Га-Га - Гадалка, Га-Га -Галушка, Га-Га - Галоп, Га-Га - Гамак, Га-Га - Газель, Га-Га - Газон, Га-Га - Гараж, Га-Га - Галлон. Далее приступают к произнесению слов со слогом «ГА» в конце слова: Га-га влаГа, шпаГа, вьюГа, юнГа, книГа, штанГа, фляГа, беГа, ноГа, пурГа, дуГа, слуГа, серъГа, тайГа, лачуГа. Затем приступают к произнесению звука [Г] в сочетании с гласными [О]», [У]. «ГО» Го-го Голубь, Горы, Город, Голод, Голос, Гордый, Гости, Горец, арГон, беГом, сапоГом, оГонь, ваГон, поГоня, ЕГор, поГода, ГлаГол, анГора, АнГола, алкоГоль, буГор. «ГУ» Гусь, Гусар, Гусак, Гуашь, Губной, Гужи, Гуцул, Гуава, Гуляш, Гудок, беГун, авГуст, аГути, арГус, биГус, заГул, инГуш, ляГушка, ляГу, БеГу, смоГу, сожГу. Как только пациент без затруднений произносит указанный речевой материал, переходят к произнесению чистоговорок с большим количеством [Г] в разных позициях в слове. Произносят их медленно, проговаривать, выделяя звук [Г].

Чистоговорки:

На дуб не дуй губ, Не дуй губ на дуб.

Бык тупогуб, у быка губа тупа.

Гость немного гостит, да много углядит.

Граф Пото играл в лото.

Графиня Пото знала про то, что граф Пото играл в лото,

а граф Пото не знал про то, что графиня Пото знала про то, что граф Пото играл в лото.

Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага.

Говорил попугай попугаю: «Попугай, попугай, я тебя, попугаю!» Отвечает ему попугай:

«Попугай, попугай, попугай!»

Шлепают гуськом гусак за гусаком.

Смотрят свысока гусак на гусака.

Ой, выщиплет бока гусак у гусака.

Если много снега - много хлеба.

Не гони коня кнутом, гони коня овсом.

Где огонь, там и дым.

Где густо, а где пусто, а где и нет ничего.

Из всех заднеязычных звуков наибольшую трудность в постановки и автоматизации вызывает мягкий звук [Г'], поэтому к его постановке приступают в последнюю очередь, когда остальные заднеязычные звуки уже были поставлены и заканчивают процесс автоматизации. Постановку [Г'] проводят в открытых слогах от твердого звука [Г]. Например: Га - Гя, Го - Гё, Гу - Гю, Гэ - Ге, Гы - Ги. Наибольшую трудность вызывает произнесение [Г] в сочетании со звуком [И].

Ге-ге Герб, Гейзер, Герц, аГент, Гейша, Гелий, Гений, Генри, Гетто, Гетры, баГет, брюГГе, апоГей, брюГер, еГерь, яГелъ, люГер, ЧеГем, тенГе.

Гю-гю Гюйс, Гюрза, Гюйгенс, Гюбнерит, МеГюлъ, АбГюль, АйГюль, бэГюль, Гюлуш, Огюст.

Ги-Ги Гид, Гидра, Гибкий, Гимн, Гиря, мозГи, наГиб, розГи, ТаГил, аГитка, анГина, береГиня, боГиня, брызГи, вериГи.

Далее переходят к произнесению пар слов влаГа - влаГи, шпаГа - шпаГи, вьюГа - вьюГи, юнГ - юнГиа, книГа - книГи, штанГа - штанГи, фляГа - штанГи, беГа - беГи, ноГа - ноГи, пурГа - пурГи, дуГа - дуГи, слуГа - слуГи, серъГа - серьГи, тайГа - тайГи, лачуГа - лачуГи. Слова произносятся с четким выделением звуков [Г] и [Г'] от кашлевого толчка. Это упражнение позволяет автоматизировать звуки [Г] и [Г'] и дифференцировать произношение твердого и мягкого звуков.

Занятия по автоматизации заднеязычных звуков у больных раком органов полости рта и ротоглотки, проводят 1 раз в день с логопедом и 2-3 раз в день самостоятельно, по рекомендациям и речевому материалу, который дает логопед. В начале длительность занятий составляет 7-10 минут. В последующем занятия носят более интенсивный характер, их длительность увеличивают до 30-40 минут. При этом учитывают общее состояние пациента.

Клинический пример: Больной М., 1973 года рождения, история болезни №59867. Диагноз: Рак языка справа T2N0M0. Первым этапом комбинированного лечения в отделении опухолей головы и шеи Томского НИИ онкологии 31.01.2020 выполнена операция в объеме: трахеостомии, правосторонней шейной лимфодиссекции, субтотальной глоссэктомии с реконструктивно-пластическим компонентом (пластика подбородочным лоскутом). Послеоперационный период протекал без осложнений, заживление первичным натяжением.

Совместно хирургом-онкологом и логопедом 17.03.2020 проведен осмотр больного и принято решение о начале логовосстановительной терапии для коррекции речевой функции. При осмотре: пациент общается малопонятной звучной речью или с помощью письма, речь невнятная, монотонная, интонационный рисунок не прослеживался. Дыхание дезорганизованное, через естественные пути, выдох укорочен. Превентивное трахеостомическое отверстие закрылось самостоятельно. Длительность фразы 2-3 слова. Реконструктированный язык резко ограничен в подвижности вперед назад, вправо влево, вверх вниз. Наблюдалось нарушение произнесение всех групп согласных звуков, кроме губных, выпадение из речи заднеязычных звуков [К], [К'], [Г], [Г'] и сонорных звуков [Л], [Л'], [Р], [Р']. Диагноз послеоперационная дизартрия, полиморфная дислалия.

Логопедические занятия включали активизацию мимического и артикуляционного аппарата, для этого выполняли упражнения для мимической мускулатуры, губ и упражнения для реконструированного языка. После того как была улучшена подвижность и координация движений мимической мускулатуры, губ и реконструированного языка, перешли к коррекции произношения заднеязычных звуков [К], [К'], [Г], [Г']. Для этого пациента просили открыть рот; максимально, насколько возможно, отодвинуть язык назад вглубь полости рта и произнести слог «КА» от кашлевого толчка. Вначале логопед показывала всю последовательность действий, затем просила пациента повторить упражнение. Пациент выполнял серию из 5-6 попыток, затем делал паузу для отдыха. Логопед контролировала правильность выполнения упражнения, и физическое состояние больного. Серию попыток повторяли 3-4 раза за одно занятия. На первом занятии больному не удалось вызвать правильный звук [К], поэтому было дано задание для самостоятельных занятий, которые рекомендовано было выполнять во второй половине дня по 5-6 попыток 3- 4 раза за одно занятие, 2-3 раза в день.

На следующий день пациенту удалось произнести чистый слог «КА» поэтому приступили к этапу автоматизации звука [К] в коротких словах, начинающихся на слог «КА» в ударной позиции. Для этого перед словом произносили слог «КА» два раза утрированно от кашлевого толчка, например: КА-КА-Катя, КА-КА-Капля и т.д. Так как данный речевой материал больной выполнял без затруднений, на этом же занятие приступили к произнесению слов со слогом «КА» на конце слова: КА-КА- тосКА, скалКа, утКа, тетКа, муКа, пиКа, поКа, сетКа, метКа, дудКа, будКа, елКа, кошКа. Занятие длилось 10 минут. Весь освоенный речевой материал давался больному для самостоятельных занятий, которые рекомендовано бвло выполнять 2-3 раза в день.

Далее перешли к произнесению слов с закрытыми слогами: луК, жуК, буК, лаК, маК, баК, соК, тоК, волК, полК, стоК, рыбаК, судаК, лотоК, моряК, завтраК. Звук [К] в конце слова произносили утрировано с добавлением кашлевого толчка. Затем приступили к произнесению звука «К» в сочетании с гласными «О», «У». «КО» козы, кони, кольца, корни, компас, кости, кот, окошко, молоко, яблоко, абрикос, комок, конек, косяк. «КУ» кубик, Куба, кум, куб, куш, куль, курс, куча, куща, кубок, кудри, кузня, куклы, купол, кузня, кузов, кухня. Как только пациент без затруднений мог произносить указанный речевой материал, перешли к произнесению чистоговорок. Чистоговорки произносили медленно, выделяя [К].

Одновременно с автоматизацией твердого звука [К] в чистоговорках, приступили к постановке мягкого звука [К'] от правильного твердого звука [К] с добавлением кашлевого толка при произнесении речевого материала от закрытого слога с твердым [К] к открытому мягкому слогу. Пациент произносил: ак - аки, ок - оки, ук-уки, эк - эки, ык - ики. Дальнейшую автоматизацию в словах осуществляли вначале от закрытого слога с твердым [К] к открытому мягкому слогу. Например: луК - луКИ, жуК - жуКИ, буК - буКИ, лаК - лаКИ, маК - маКИ, баК - баКИ, соК - соКИ, тоК - тоКИ, волК - волКИ, полК - полКИ, стоК - стоКИ, рыбаК - рыбаКИ, судаК - судаКИ, лотоК - лотКИ, моряК - моряКИ, завтраК - завтраКИ. Затем от открытых слогов с твердым звуком [К] к открытому слогу с мягким звуком [К']. Например: тосКА - тосКИ, скалКа - скалКИ, утКа - утКИ, тетКа - тетКИ, муКа - муКИ, пиКа - пиКИ, сетКа - сетКИ, метКа - метКИ, дудКи - дудКИ, будКа - будКИ, елКа - елКИ, кошКа - кошКИ. Слова произносили с четким выделением звуков [К] и [К'] от кашлевого толчка. Длительность занятий увеличилась до 20 минут.

После того как начали автоматизацию мягкого звука [К'] в словах, появилась возможность приступить к постановке твердого звука [Г], которая осуществлялась от твердого звука [К] так же по подражанию с дополнительным добавлением кашлевого толчка на речевом материале из открытых слогов. Например: вначале пациент пробовал произнести серию слогов: Ка-Ка-Га, Ко-Ко-Го, Ку-Ку-Гу, Кэ-Кэ-Гэ, Кы-Кы-Гы. Затем Ка-Га, Ко-Го, Ку-Гу, Кэ-Гэ, Кы-Гы.

К автоматизации твердого звука [Г] приступали со слов, начинающихся на слог «ГА». Перед словом произносили слог «ГА» два раза утрированно от кашлевого толчка. Например: Га-Га - Газета, Га-Га - Галета, Га-Га - Гагара, Га-Га - Гадалка, Га-Га - Галушка, Га-Га - Галоп, Га-Га - Гамак, Га-Га - Газель, Га-Га - Газон, Га-Га - Гараж, Га-Га - Галлон. Далее приступали к произнесению слов со слогом «ГА» в конце слова: Га-га влаГа, шпаГа, въюГа, юнГа, книГа, штанГа, фляГа, беГа, ноГа, пурГа, дуГа, слуГа, серъГа, тайГа, лачуГа. Затем произносили звука [Г] в сочетании с гласными [О]», [У]. «ГО» Го-го Голубь, Горы, Город, Голод, Голос, Гордый, Гости, Горец, арГон, беГом, сапоГом, оГонъ, ваГон, поГоня, ЕГор, поГода, ГлаГол, анГора, АнГола, алкоГоль, буГор. «ГУ» Гусь, Гусар, Гусак, Гуашь, Губной, Гужи, Гуцул, Гуава, Гуляш, Гудок, беГун, авГуст, аГути, арГус, биГус, заГул, инГуш, ляГушка, ляГу, БеГу, смоГу, сожГу. Как только пациент смог без затруднений произнести речевой материал, перешли к произнесению чистоговорок с большим количеством [Г] в разных позициях в слове. Произносили их медленно, проговаривая звук [Г].

К постановке мягкого звука [Г'] приступили, когда звук [К] был автоматизирован и вошел в спонтанную речь, а звуки [К'] и [Г] заканчивали этап автоматизации. Постановку [Г'] проводили в открытых слогах от твердого звука [Г]. Например: Га - Гя, Го - Гё, Гу - Гю, Гэ - Ге, Гы - Ги. Наибольшую трудность вызывало произнесение [Г] в сочетании со звуком [И].

Ге-ге Герб, Гейзер, Герц, аГент, Гейша, Гелий, Гений, Генри, Гетто, Гетры, баГет, брюГГе, апоГей, брюГер, еГерь, яГелъ, люГер, ЧеГем, тенГе.

Гю-гю Гюйс, Гюрза, Гюйгенс, Гюбнерит, МеГюлъ, АбГюлъ, АйГюль, бэГюлъ, Гюлуш, Огюст.

Ги-Ги Гид, Гидра, Гибкий, Гимн, Гиря, мозГи, наГиб, розГи, ТаГил, аГитка, анГина, береГиня, боГиня, брызГи, вериГи.

Далее переходили к произнесению пар слов влаГа - влаГи, шпаГа - шпаГи, вьюГа - вьюГи, юнГ - юнГиа, книГа - книГи, штанГа - штанГи, фляГа - штанГи, беГа - беГи, ноГа - ноГи, пурГа - пурГи, дуГа - дуГи, слуГа - слуГи, серъГа - серьГи, тайГа - тайГи, лачуГа - лачуГи. Слова произносили с четким выделением звуков [Г] и [Г'] от кашлевого толчка. Это упражнение позволяло автоматизировать звуки [Г] и [Г'] и дифференцировать произношение твердого и мягкого звуков.

Занятия проводились перед зеркалом 1 раз в день с логопедом и 2-3 раз в день самостоятельно, по рекомендациям и речевому материалу, который давал логопед. В начале длительность занятий составляла 7-10 минут. В последующем их длительность увеличивалась до 30-40 минут, занятия носили более интенсивный характер, при этом учитывали общее состояние пациента.

Всего для исправления дефектов произношения заднеязычных звуков [К], [К'], [Г], [Г'] у пациент М. было проведено 12 занятий. В результате звуки [К], [К'], [Г], [Г'] поставлены, автоматизированы и вошли в спонтанную речь.

Таким образом, предлагаемый способ позволяет провести успешное исправление дефектов произношения заднеязычных звуков у больных раком органов полости рта и ротоглотки после хирургического лечения и повысить качество жизни и социальную адаптацию пациентов после сложных оперативных вмешательств.

Источники информации

1. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высш. учеб. Заведений. Владос, 2009. С. 703.

2. Кульбакин Д.Е., Чойнзонов Е.Л., Мухамедов М.Р. и др. Реконструктивно-пластические операции в комбинированном лечении больных местно-распространенными опухолями головы и шеи // Вопросы онкологии. - 2017. - №6. - Т. 63. - С. 862-866.

3. Филичева Т.Б. Логопедия. Теория и практика. Эксмодетство, 2017, С 608.

4. Чойнзонов Е.Л., Новиков В.А., Мухамедов М.Р. и др. Комбинированное лечение злокачественных новообразований головы и шеи с реконструктивно-пластическими оперативными вмешательствами // Вопросы онкологии. - 2015. - Т. 61. - №4. - С. 602-606.

Способ исправления дефектов произношения заднеязычных звуков, возникших после хирургического лечения у больных раком органов полости рта и ротоглотки, отличающийся тем, что после улучшения подвижности и координации органов артикуляции - губ, щек и оперированного языка осуществляют постановку произношения заднеязычных звуков [К], [К'], [Г], [Г'] в указанной последовательности путем активизации движений задней трети языка с помощью кашлевого толчка, с последующим последовательном произнесением речевого материала, включающего заднеязычные звуки [К], [К'], [Г], [Г'] в различной позиции в слогах, словах, предложениях в сочетании со всеми гласными звуками для этого начинают с автоматизации [К] в коротких словах, начинающихся на слог «КА» в ударной позиции, перед словом произносят слог «КА» два раза утрированно от кашлевого толчка, как только пациент может чисто произносить звук [К], те же слова произносят без повторяющихся перед ними слогов, далее переходят к произнесению слов с закрытыми слогами, при этом звук [К] в конце слова произносят утрировано с добавлением кашлевого толчка, затем приступают к произнесению звука «К» в сочетании с гласными «О», «У», как только пациент без затруднений начинает произносить указанный речевой материал, переходят к произнесению чистоговороки с большим количеством [К] в разных позициях в слове, произносят их медленно, проговаривают, выделяя [К], одновременно с автоматизацией твердого звука [К] в чистоговорках, приступают к постановки мягкого звука [К'], который получают, от правильного твердого звука [К] с добавлением кашлевого толка при произнесении речевого материала от закрытого слога к открытому мягкому слогу, при этом слова произносят с четким выделением звуков [К] и [К'] от кашлевого толчка и уделяют особое внимание проговариванию чистоговорок с большим количеством мягкого звука [Кь] в разных позициях в слове, также постановку твердого звука [Г] осуществляют от твердого звука [К] так же по подражанию с дополнительным добавлением кашлевого толчка на речевом материале из открытых слогов, к автоматизации твердого звука [Г] приступают со слов, начинающихся на слог «ГА», перед словом произносят слог «ГА» два раза утрированно от кашлевого толчка, как только пациент без затруднений произносит указанный речевой материал, переходят к произнесению чистоговорок с большим количеством [Г] в разных позициях в слове, произносят их медленно, проговаривают выделяя звук [Г], далее [К] постановку [Г'] в открытых слогах от твердого звука [Г], при этом слова произносятся с четким выделением звуков [Г] и [Г'] от кашлевого толчка, занятия по автоматизации заднеязычных звуков проводят 1 раз в день с логопедом и 2-3 раз в день самостоятельно, по рекомендациям и речевому материалу, который дает логопед, длительность занятий в зависимости от состояния пациента составляет от 7-10 минут до 30-40 минут.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области медицины, в частности медицинской реабилитации пациентов после эндопротезирования суставов нижних конечностей, и может быть использовано в практике реабилитационных центров. Проводят процедуру изометрической тренировки с биологической обратной связью (БОС) на тренажере модели Tergumed 3D Proxomed, Gmbh, последовательно предлагая пациенту выполнять давление на датчик тренажера при попытке осуществить наклон туловища вперед (сгибание), затем назад (разгибание), затем боковой наклон влево, затем вправо, затем поворот влево и поворот вправо.

Изобретение относится к медицине, а именно к травматологии и ортопедии, медицинской реабилитации и может быть использовано для лечения больных с замедленной консолидацией переломов костей нижней трети голени. Ежедневно проводят сеанс гипербарической оксигенации в барокамере ОКА-МТ с режимом давления 1,3-1,5 ата длительностью 40 минут курсом 10 дней.

Изобретение относится к косметологии, а именно к способам омоложения лица человека. На лицо клиента клеят эластичные тейпы, над верхней и под нижней губой при произношении им длительного звука «У» на выдохе, а затем при произношении длительного звука «И» на вдохе.

Способ относится к медицине, а именно профилактической медицине и реабилитологии, и может быть использовано для коррекции функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата в виде плоскостопия I-II степени у детей в возрасте 5-8 лет. Осуществляют проведение комплексов упражнений разной сложности для коррекции плоскостопия и состоит из двух уровней сложности: подготовительный режим и коррекционный - направленного воздействия.

Массажер // 2756932
Изобретение относится к медицине, а именно к массажерам. Массажер содержит наружный воздушный мешок, имеющий U-образную форму и выполненный с возможностью накачивания воздухом и выпуска воздуха, при этом на внутренней стороне наружного воздушного мешка выполнено первое отверстие, и внутренний воздушный мешок, расположенный в наружном воздушном мешке и снабженный вторым отверстием.

Изобретение относится к медицине, а именно к оборудованию для реабилитации движения верхних и нижних конечностей. Оборудование включает роботизированную руку, устройство для подключения, систему зубчатых колес, два двигателя, драйвер, программное обеспечение виртуальной или дополненной реальности, систему контроля и управления и экран.

Группа изобретений относится к медицине, а именно к устройству и способу коррекции функций равновесия и ходьбы у больных с вестибуло-мозжечковой атаксией. Устройство содержит прямоугольное основание, жестко соединенное с вертикальной рамой, и фиксирующие опоры.

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к аппарату искусственной вентиляции легких, предназначенному для одновременной вентиляции до n пациентов. Аппарат включает неподвижный статор, снабженный n равномерно распределенными по окружности окнами угловой величины γs с подсоединяемыми к ним n дыхательными трубками вдоха для каждого из n пациентов и выполненный с возможностью скольжения по его внутренней поверхности ротора, содержащего сжатую кислородно-воздушную смесь под избыточным давлением, снабженного L равномерно распределенными по окружности окнами угловой величины γra=β/(1+b/а)-γs, где β=2π/L, a/b - отношение длительностей вдоха и выдоха.

Изобретение относится к области медицины, а именно к урологии, онкологии, и может быть использовано для лечения отдаленных осложнений в виде недержания мочи (НМ) после радикальной простатэктомии (РПЭ) у пациентов с диагнозом рак предстательной железы (РПЖ) высокого и очень высокого риска. С этой целью пациент выполняет тренировку мышц тазового дна с использованием прибора биологической обратной связи в заданном нагрузочно-временном режиме.

Изобретение относится к медицине. Ортезная система содержит опорное основание, основную стойку, упор для груди, телескопическую шину упора для груди, упор для таза, телескопическую шину упора для таза, Т-образный рычаг для рук, узел разведения ног, ручную тягу с ручками, шины бедра, шины голени, телескопические шины выдвижения голени вперед с телескопическими шинами выдвижения в ширину, телескопические шины выдвижения стопы в ширину, упоры для фиксации колен, платформы для установки стоп.
Изобретение относится к медицине и может быть использовано для лечения хронической формы заикания у детей от 5 лет и старше. Каждое занятие начинают с расслабляющих упражнений - расслабление от предварительного напряжения и растяжения, подкрепляемых визуальными и мыслительными образами-противопоставлениями. На первых этапах занятия проходят в условиях речевой депривации. Ребёнок имитирует речевой акт длительным выдохом через расслабленные губы, при этом используют приём саморегуляции речи путём ее внешней синхронизации с движениями пальцев ведущей руки. Следующие этапы включают комплекс занятий, направленных на освоение ребёнком нового способа произнесения гласных и согласных звуков. Гласные звуки произносят на мягкой атаке с переходом к полнозвучному, сильному произнесению и возможностью опоры на данный звук. Согласные звуки произносят по принципу минимальных мышечных усилий и подкрепляют визуальными и мыслительными образами-противопоставлениями. Далее звуки объединяют в слоги, слоги в слова, слова в речевые отрезки до смены речевой депривации режимом ограничения речи. На следующих занятиях ребенок под контролем обученного взрослого говорит короткими речевыми отрезками. Ребенок произносит заученные речевые отрезки незнакомым людям и в беседе с родителями в присутствии посторонних лиц. На завершающих занятиях закрепляют новый речевой навык, связывающий начало речи с ощущением мышечной и эмоциональной релаксации до преодоления логофобии. При прохождении всего цикла занятий по отработке речевых навыков проводят психологическое сопровождение ребенка и его семьи. Способ обеспечивает ускорение лечения хронической формы заикания, закрепление эффекта. 4 з.п. ф-лы, 3 табл.
Наверх