Способ форсирования двухконтурного эжекторного пульсирующего воздушно-реактивного двигателя и форсированный двухконтурный эжекторный пульсирующий воздушно-реактивный двигатель

Изобретение относится к военной технике, в частности к воздушно-реактивным двигателям летательных аппаратов и может быть использовано в качестве двигателей ракет или беспилотных летательных аппаратов. Форсирование двухконтурного эжекторного пульсирующего воздушно-реактивного двигателя (ЭДПуВРД) заключается в ускорении процесса горения за счет предварительной реализации механизма пиролиза исходного рабочего топлива бензина в пропан, бутан, этилен и метан и далее с образованием из них ацетилена. Для реализации указанного процесса за топливным змеевиком 6 нагрева топлива, вне ДЭПуВРД, устанавливается паровоздушный теплообменник 7 или осуществляется частичная подача топлива 9 в топливный коллектор 8, приводящие к резкому падению температуры топливного пара и выделению ацетилена. Ацетилен в составе полученной газовой смеси, попадая в камеру сгорания ДЭПуВРД, ускоряет процесс горения, что приводит к росту амплитуды пульсаций удельной и лобовой тяги. Заявляемая группа изобретений позволяет обеспечить удвоение удельной и лобовой тяги ДЭПуВРД. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к технике, преимущественно военной, а именно к двигателям летательных аппаратов, в которых реализуется процесс предварительного нагрева и испарения топлива с одновременным продуцированием ацетилена и может быть использовано, вероятнее всего, в двигателях небольших беспилотных летательных аппаратов, таких как, например, беспилотные разведчики, летающие мишени.

Известен пульсирующий воздушно-реактивный двигатель немецкой крылатой ракеты времен Второй мировой войны Фау-1 (см. Г.Б. Синярев, М.В. Добровольский. Жидкостные ракетные двигатели. - Оборонгиз, 1957, с. 19, 20).

Двигатель представляет собой трубу с клапанной решеткой которая состоит из несущих элементов - поперечных стержней, подвижных элементов - плоских упругих пластин постоянной толщины, прикрепленных к боковым граням стержней попарно параллельно друг другу на расстоянии, равном толщине стержня, и опорных проставок, размещенных посредине между парами пластин параллельно им. В каждой паре между пластинами имеется глухой зазор, обращенный назад. Пластины и проставки образуют продольные каналы для прохода воздуха.

Набегающий на двигатель поток проходит через воздухозаборник и клапанную решетку в камеру сгорания. Туда же подается легкоиспаряющееся топливо, после чего топливовоздушная смесь воспламеняется искрой электрозапала. Быстро расширяющиеся во все стороны продукты сгорания, попадая в глухой зазор между пластинами, тормозятся, в результате чего давление там возрастает. Это вызывает изгиб пластин в стороны до контакта с опорными проставками или боковыми стенками. Воздушные каналы клапанной решетки оказываются перекрытыми. Продукты сгорания истекают через сопло в атмосферу, а их давление на закрытую клапанную решетку создает импульс тяги двигателя.

После падения давления пластины клапанной решетки под действием своей упругости, а также разрежения, создаваемого в камере инерцией истекающих газов, возвращаются в исходное положение. В камеру поступает очередная порция воздуха и цикл повторяется.

Главным достоинством двигателя этого типа основанного на применении механических клапанных решеток является высокое гидравлическое сопротивление продуктам сгорания, пытающимся прорваться навстречу набегающему потоку при взрыве в камере сгорания.

Их недостаток - низкое значение удельной и лобовой тяги обусловленное высоким гидравлическим сопротивлением при продувке камеры сгорания, особенно на низких скоростях полета.

Также известен пульсирующий воздушно-реактивный двигатель (ПуВРД) осуществляющий рабочий процесс с помощью аэродинамических клапанов в качестве которых часто используют простые трубки, "Нестационарное распространение пламени", под ред. Дж. Г. Маркштейна, М., МИР, 1968, с. 401-407. Кроме того, ПуВРД, в которых осуществлена замена механических клапанов на аэродинамические описаны в патентах США №2796735, 1957; №2796734, 1957; №2746529, 1956; №2822037, 1958; 2812635, 1957; 3093962, 1963.

К недостаткам такого способа продувки ПуВРД следует отнести низкую амплитуду пульсаций давления в камере сгорания и, соответственно, низкий термодинамический КПД (коэффициент полезного действия) вследствие малой скорости горения топливовоздушной смеси.

Известно устройство форсированного двухконтурного эжекторного пульсирующего воздушно-реактивного двигателя защищенного патентом на изобретение RU 2717479, СПК F02K 7/067 (2020.01), опубликованным 23.03.2020, БИ №9. Форсированный двухконтурный эжекторный пульсирующий воздушно-реактивный двигатель (ДЭПуВРД) содержит, в частности, камеру сгорания, впускную систему из первой и второй труб-смесителей, аэродинамические клапаны, топливный коллектор и сопло подачи топлива, змеевик нагрева топлива и резонаторную трубу с частичным диффузорным раскрытием. Отличительной особенностью этого ДЭПуВРД является то, что задняя стенка камеры сгорания выполнена с первым козырьком эшелона с прямоугольными прорезями для образования за ними плоских струйных течений, внутри камеры сгорания за первым козырьком выполнена перфорированная ниша с выступающим внутрь течения вторым козырьком, а змеевик нагрева топлива имеет неравномерную по диаметру и косую по оси навивку.

В качестве ближайшего аналога (прототипа) выбрано устройство форсированного двухконтурного эжекторного пульсирующего воздушно-реактивного двигателя (ДЭПуВРД), защищенного патентом на изобретение RU 2714463 СПК F02K 7/067 (2019.08), опубликованным 17.02.2020, БИ №5, который содержит, в частности, камеру сгорания, впускную систему из первой и второй труб-смесителей, аэродинамические клапаны, топливный коллектор и сопло подачи топлива. На входе во второй смеситель рассматриваемого ДЭПуВРД установлена кольцевая обечайка длиной 0,3-0,5 калибра второго смесителя, а резонаторная труба выполнена с перфорацией профилированными отверстиями в зоне примыкания к камере сгорания и частичным диффузорным раскрытием, расположенным в аэродинамической тени за камерой сгорания, при этом внутри входного участка первого смесителя установлен треугольный канал длиной от 0,1 до 0,5 длины первой трубы-смесителя. Оба воздушных клапана аэродинамические. Здесь же представлен и способ форсирования двухконтурного пульсирующего воздушно-реактивного двигателя, включающий продувку камеры топливовоздушной смесью сгорания из смесителей и воздухом из аэродинамического клапана второго контура, формирующим воздушный струйный обдув зоны горения, последующее воспламенение и взрыв с выбросом продуктов сгорания через резонаторную трубу, трубы-смесители и аэродинамический клапан, при этом подачу топлива во время работы известного ДЭПуВРД осуществляют одновременно в два контура ДЭПуВРД с последующей организацией интенсивного перемешивания в камере сгорания путем струйного обдува топливовоздушной смесью зоны горения с образованием кольцевых вихрей.

В рассмотренном ближайшем аналоге имеются возможности дополнительного повышения реактивной тяги ДЭПуВРД.

Повысить удельную и лобовую тягу и снизить удельный расход топлива можно путем увеличения амплитуды пульсаций давления, которое достигается за счет роста скорости горения. Увеличение амплитуды пульсаций приводит к росту термодинамического КПД и соответственно, к снижению удельного расхода топлива. Поэтому естественным техническим решением является увеличение концентрации в горючей смеси газа, имеющего высокую скорость горения и способного в смеси с другими горючими компонентами ускорять процесс горения. Таким газом, в частности, может быть ацетилен. Этот газ имеет высокую скорость горения и отличается своей исключительной склонностью к детонационному горению. Даже в небольших количествах он способен ускорять горение вплоть до детонационного. Так известно, что добавка 0,2% ацетилена в не детонирующую окись углерода делает ее способной к детонационному горению [1, 2, 3].

Технический результат, достигаемый в результате реализации предлагаемого изобретения, заключается в повышении удельной и лобовой тяги за счет увеличения амплитуды пульсаций давления происходящего из-за роста скорости горения.

Техническая задача решается путем реализации в ДЭПуВРД вне камеры сгорания процесса синтеза ацетилена при термическом разложении бензина. В химической промышленности нагрев бензина производится в трубчатых печах до температуры 1000°С и более. Характерная черта процесса - высокая скорость нагрева и последующего охлаждении до 200-300°С. Весь процесс нагрева и охлаждения должен занимать от 0,005 до 0,2 секунд. Технически этот процесс описан в приведенных источниках [2,3] Химические формулы получения ацетилена из метана, пропана, бутана и этилена получающихся в процессе пиролиза бензина представлены ниже.

2СН42Н2+3Н2

С2Н42Н22

2Н82Н2+4СН4

С3Н82Н2+СН4

2C4H10=C2H2+3C2H6

Описанный способ получения ацетилена может быть реализован на ДЭПуВРД вне камеры сгорания при резком охлаждении вышедшего из змеевика горячего бензинового пара. В результате быстрого нагрева и резкого охлаждения происходит остановка распада молекул метана и других легких газов с выделением ацетилена. Описанный процесс может быть реализован двумя путями - за счет установки на ДЭПуВРД паровоздушного теплообменника, где происходит резкое охлаждение топливного пара набегающим воздушным потоком, либо - за счет впрыска части жидкого топлива в топливный пар, выходящий из теплообменника.

Указанный технический результат при осуществлении группы изобретений достигается тем, что в известном способе форсирования двухконтурного эжекторного пульсирующего воздушно-реактивного двигателя ДЭПуВРД, включающем предварительный нагрев и испарение топлива в топливном змеевике, подачу топлива в первую и вторую трубы-смесители, продувку камеры сгорания топливовоздушной смесью из труб-смесителей, последующее воспламенение и взрыв топливовоздушной смеси с выбросом продуктов сгорания через резонаторную трубу и трубы-смесители, при этом топливо, прошедшее испарение и нагрев в топливном змеевике до подачи в первую и вторую трубы-смесители, подвергают резкому охлаждению. При этом подачу топлива из змеевика в ДЭПуВРД осуществляют либо через охлаждаемый паровоздушный теплообменник, либо за счет частичного впрыска жидкого топлива в паровой коллектор, где от резкого охлаждения топливного пара останавливается процесс пиролиза метана и других легких фракций топлива, а образовавшиеся при этом газы, в том числе и ацетилен, на такте всасывания попадают обратно в камеру сгорания где и вызывают рост скорости горения.

Предлагаемый выше способ реализуется в ДЭПуВРД, содержащем, в частности, сопло подачи газа с соосно закрепленными первой впускной трубой-смесителем и второй впускной трубой-смесителем смонтированной на камере сгорания прикрепленной к резонаторной трубе с установленным в ней топливным змеевиком, топливную форсунку и запальную свечу, отличительной особенностью является то, что он дополнительно содержит средство охлаждения топлива, прошедшего процесс испарения и нагрева в топливном змеевике. При этом средство охлаждения топлива, прошедшего процесс испарения и нагрева в топливном змеевике, может быть выполнено в виде паровоздушного теплообменника, подключенного к соплу подачи газа и установленного на выходе топливного змеевика. Либо средство охлаждения топлива, прошедшего процесс испарения и нагрева в топливном змеевике, может быть выполнено в виде топливного коллектора с топливной форсункой, смонтированного на выходе топливного змеевика и подключенного к соплу подачи газа.

Сравнение научно-технической и патентной документации на дату приоритета в основной и смежной рубриках МКИ показывает, что совокупность существенных признаков заявленного решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности "новизна".

Анализ известных технических решений в данной области техники показал, что предложенное устройство имеет признаки, которые отсутствуют в известных технических решениях, а использование их в заявленной совокупности признаков дает возможность получить новый технический результат, следовательно, предложенное техническое решение имеет изобретательский уровень по сравнению с существующим уровнем техники.

Предложенное техническое решение промышленно применимо, т.к. может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно, осуществимо и воспроизводимо, следовательно, соответствует условию патентоспособности "промышленная применимость".

Другие особенности и преимущества заявляемой группы изобретений станут понятны из следующего детального описания, приведенного исключительно в форме не ограничивающего примера и со ссылкой на прилагаемые чертежи, иллюстрирующие предпочтительные варианты реализации заявляемой группы изобретений.

На фиг. 1 показан заявляемый ДЭПуВРД с паровоздушным теплообменником.

На фиг. 2 показан заявляемый ДЭПуВРД с впрыском топлива в топливный коллектор.

Позициями на чертеже показаны:

Поз. 1 - сопло подачи газа,

Поз. 2 - первая впускная труба-смеситель,

Поз. 3 - вторая впускная труба-смеситель,

Поз. 4. - камера сгорания,

Поз. 5. - резонаторная труба,

Поз. 6. - топливный змеевик,

Поз. 7. - паровоздушный теплообменник,

Поз. 8. - топливный коллектор,

Поз. 9. - топливная форсунка,

Поз. 10. - запальная свеча.

ДЭПуВРД, изображенный на фиг. 1, содержит сопло 1 подачи газа с соосно закрепленными первой впускной трубой-смесителем 2, второй впускной трубой-смесителем 3 с закрепленной на камере сгорания 4 прикрепленной к резонаторной трубе 5 с установленным в ней топливный змеевиком 6. К выходу из топливного змеевика 6 прикреплен паровоздушный теплообменник 7, соединяющийся с соплом подачи газа 1. На резонаторной трубе 5 установлена запальная свеча 10.

Во втором частном случае конструктивного исполнения ДЭПуВРД, представленного на фиг. 2, вместо паровоздушного теплообменника 7 установлен топливный коллектор 8 с топливной форсункой 9.

При частичной подаче газообразного топлива через топливный змеевик 6 и подачи искры на запальную свечу 10 происходит воспламенение топлива и горение внутри камеры сгорания 4. Через некоторое время топливный змеевик нагрева газа 6 и стенки камеры сгорания 4 разогреваются, и дальнейшее увеличение подачи топлива приводит к осуществлению рабочего цикла предлагаемого ДЭПуВРД. Он осуществляется следующим образом.

Подаваемый газ через сопло подачи газа 1 эжектирует воздух в первый контур - в первую впускную трубу-смеситель 2 и вторую впускную трубу-смеситель 3, выполняющие в заявляемом ДЭПуВРД еще и функцию аэродинамического клапана. Далее струйное течение топливовоздушной смеси, заходя в камеру сгорания 4 и разворачиваясь, воспламеняется возвратным течением продуктов сгорания из резонаторной трубы 5. Далее происходит взрыв топливовоздушной смеси и выброс газа по двум направлениям.

Первое направление - резонаторная труба 5. Выброс в этом направлении продуктивный, он создает реактивную тягу и разряжение для процесса последующей продувки.

Второе направление - во впускные трубы-смесители 2 и 3.

По мере прогрева ДЭПуВРД происходит увеличение температуры топливного пара на выходе из топливного змеевика 6, при достижении ее уровня 600-700°С в топливном змеевике 6 начинает происходить пиролиз бензина. Это значит, что углеводороды с длинными молекулярными цепочками начинают рваться на более мелкие. Продукты пиролиза поступают в паровоздушный теплообменник 7, где происходит их резкое охлаждение до 200 град. С. Охлаждение может производиться как в паровоздушном теплообменнике 7, за счет теплообмена через стенки с набегающим воздушным потоком, как это представлено на фиг. 1, так и за счет впрыска в продукты пиролиза некоторой части рабочего топлива, как это показано на фиг. 2. В результате резкого охлаждения прерывается процесс разрыва межмолекулярных связей и образуются новые газы. Такие как ацетилен и водород, причем в большей степени ацетилен. В составе газовой смеси они попадают в камеру сгорания 4 ДЭПуВРД и вызывают значительное ускорение процесса горения.

Разумеется, изобретение не ограничивается описанными двумя примерами его осуществления, показанными на фигурах 1 и 2. Остаются возможными изменения различных элементов либо замена их технически эквивалентными, не выходящие за пределы объема настоящей группы изобретений.

Литература:

1. Соколик А.С. Самовоспламенение, пламя и детонация в газах. - М.: Издательство академии наук СССР, 1960. - 427 с.

2. Мехтиев С.Д., Камбаров Ю.Г. Олефиновые углеводороды и их применение в нефтехимической промышленности - Баку: Азербайджанское гос. изд-во, 1962.

3. Антонов В.Н., Лапидус А.С. Производство ацетилена. М. Химия 1970. - 415 с.

1. Способ форсирования двухконтурного эжекторного пульсирующего воздушно-реактивного двигателя, включающий предварительный нагрев и испарение топлива в топливном змеевике, подачу топлива в первую и вторую трубы-смесители, продувку камеры сгорания топливовоздушной смесью из труб-смесителей, последующее воспламенение и взрыв топливовоздушной смеси с выбросом продуктов сгорания через резонаторную трубу и впускные трубы-смесители, отличающийся тем, что топливо, прошедшее испарение и нагрев в топливном змеевике до подачи в первую и вторую трубы-смесители, подвергают охлаждению.

2. Форсированный двухконтурный эжекторный пульсирующий воздушно-реактивный двигатель, содержащий, в частности, сопло подачи газа с соосно закрепленными первой впускной трубой-смесителем и второй впускной трубой-смесителем, смонтированной на камере сгорания, прикрепленной к резонаторной трубе с установленным в ней топливным змеевиком, топливную форсунку и запальную свечу, отличающийся тем, что дополнительно содержит средство охлаждения топлива, прошедшего процесс испарения и нагрева в топливном змеевике.

3. Форсированный двухконтурный эжекторный пульсирующий воздушно-реактивный двигатель по п. 2, отличающийся тем, что средство охлаждения топлива, прошедшего процесс испарения и нагрева в топливном змеевике, выполнено в виде паровоздушного теплообменника, подключенного к соплу подачи газа и установленного на выходе топливного змеевика.

4. Форсированный двухконтурный эжекторный пульсирующий воздушно-реактивный двигатель по п. 2, отличающийся тем, что средство охлаждения топлива, прошедшего процесс испарения и нагрева в топливном змеевике, выполнено в виде топливного коллектора с топливной форсункой, смонтированного на выходе топливного змеевика и подключенного к соплу подачи газа.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике, преимущественно военной, а именно к двигателям летательных аппаратов, и может быть использовано, вероятнее всего, в двигателя небольших беспилотных летательных аппаратов. Форсированный двухконтурный эжекторный пульсирующий воздушно-реактивный двигатель содержит, в частности, камеру сгорания, впускную систему из первого и второго смесителей, аэродинамические клапаны, топливный коллектор и сопла подачи топлива, змеевик нагрева топлива, резонаторную трубу с частичным диффузорным раскрытием.

Группа изобретений относится к технике, преимущественно военной, а именно к двигателям летательных аппаратов. Форсирование двухконтурного эжекторного пульсирующего воздушно-реактивного двигателя заключается в подаче топлива в аэродинамический клапан второго контура, последующем его струйном перемешивании с топливом в камере сгорания и поджиге.

Способ двухконтурной продувки пульсирующего воздушно-реактивного двигателя заключается в подаче воздуха через клапан, последующем его перемешивании с топливом и поджиге. Продувку пульсирующего воздушно-реактивного двигателя на цикле всасывания осуществляют одновременно через два контура разнотипных впускных клапанов - аэродинамический и механический, с последующей организацией интенсивного перемешивания в камере сгорания путем струйного обдува зоны горения с образованием кольцевых вихрей.

Способ детонационного сжигания топливных смесей включает раздельную подачу топлива и воздуха в камеру сгорания и инициирование детонационного горения образующейся смеси. Дополнительно в камеру сгорания производят подачу предварительно турбулизованного воздуха и смешивают его с продуктами детонации ниже по потоку от критической ширины фронта детонационной волны до выхода продуктов из камеры по поверхности стенок в порядке, обусловленном тепловыми потоками в стенки камеры и условиями перемешивания дополнительного турбулизованного воздуха с продуктами сгорания, под углом к потоку продуктов сгорания.

Способ реализации циклического детонационного сгорания в пульсирующем воздушно-реактивном двигателе заключается в продувке камеры сгорания из трубчатых аэродинамических клапанов, подаче топлива и последующем его воспламенении от остаточных продуктов сгорания и воспламенении топливо-воздушной смеси от продуктов сгорания, возвращающихся внутрь камеры сгорания из резонаторной трубы на цикле всасывания.

Изобретение относится к двигателестроению, а точнее к импульсному ракетному двигателю. Импульсная камера сгорания космического ракетного двигателя, содержащая впускной обратный клапан фронтового устройства для порционного ввода окислителя, завихритель, свечу зажигания, импульсную топливную форсунку, выпускной обратный клапан, препятствующий истечению топливной смеси из камеры сгорания при заполнении ее топливной смесью и при начале горения, при этом выпускной обратный клапан установлен на выходе из камеры сгорания перед тяговым осесимметричным соплом Лаваля и содержит седло с профилированными проходами, тарелку со штоком и возвратную пружину, работает в полностью автоматическом режиме и позволяет предотвратить истечение топливной смеси в окружающее пространство и повысить степень добавочного повышения давления в процессе взрывного горения.

Изобретение относится к ракетной технике, в частности к способам работы детонационных ракетных двигателей. Способ заключается в том, что твердое горючее и твердый окислитель размещают в отдельных газогенераторах, осуществляют нагрев и газификацию твердого горючего и твердого окислителя при помощи соответствующих дополнительных зарядов твердого топлива с низкой скоростью горения.

Способ формирования и сжигания топливной смеси в камере детонационного горения ракетного двигателя включает подачу окислителя и топлива с распылением их в камере детонационного горения с образованием детонационных волн, перемещающихся навстречу движущимся потокам окислителя, топлива, и выброс продуктов сгорания.

Трансформируемый ракетно-воздушно-реактивный двигатель детонационного горения характеризуется тем, что включает в себя трансформируемое устройство формирования газогенераторной топливо-окислительной смеси, содержащее осесимметричный регулируемый воздухозаборник - смеситель - газогенератор, и систему подачи как минимум одного вида окислителя, а также содержащее воздушный компрессор с приводом от теплового двигателя с воздушным ресивером и системой подачи сжатого атмосферного воздуха в осесимметричный регулируемый воздухозаборник - смеситель - газогенератор, а также включает в себя маятниково-шиберное устройство реактивного детонационного горения.

Изобретение относится к области воздушно-реактивных двигателей детонационного горения, эффективно работающих в широком диапазоне - от нулевых до сверхзвуковых скоростей. Широкодиапазонный воздушно-реактивный двигатель детонационного горения включает в себя трансформируемое устройство подачи предварительно сжатого воздуха, содержащее осесимметричный трансформируемый воздухозаборник-смеситель широкого диапазона скоростей, центральное тело, имеющее возможность перемещения вдоль оси для изменения режимов работы от полного закрытия доступа воздуха на входе до частичного открытия на сверхзвуковых режимах и полного открытия на дозвуковых режимах работы.

Электроэнергетический детонационный турбоагрегат содержит синхронный генератор переменного тока, на выходном валу которого установлено как минимум одно реактивное турбинное колесо, по краям которого противоположно расположены как минимум два противоположно направленных маятниково-шиберных устройства реактивного детонационного горения.
Наверх