Стенд для испытаний невращающихся элементов автомата перекоса вертолета

Изобретение относится к области испытательного оборудования, используемого при производстве летательных аппаратов. Стенд для испытаний невращающихся элементов автомата перекоса вертолета содержит раму (1) с закрепленными на ней нагружающими устройствами, а также средства измерения. Нагружающие устройства, шарнирно закрепленные на основании (2) рамы (1), выполнены в виде гидравлических силовозбудителей (3, 4, 5, 6, 7), каждый из которых снабжен датчиком силы, на которых закреплены шарнирные подшипники (11), соединенные с имитатором вращающейся тарелки (9) автомата перекоса (5). Силовозбудитель (7) через шарнирный подшипник (28), закрепленный на датчике силы (13), соединен с рычагом (26) общего шага автомата перекоса (14). Рычаги продольного (36) и поперечного (37) управления шарнирно соединены тягами (38, 39) с тумбой (3) рамы (1). Имитатор вращающейся тарелки (9) шарнирно соединен тягой (48) с реактивной стойкой (4) рамы (1). В тягах (17, 18) смонтированы датчики силы (20, 21). Обеспечивается возможность воспроизведения нагрузок на невращающиеся элементы автомата перекоса, характерных для различных режимов полета, повышение точности задания нагрузок. 1 з.п. ф-лы, 7 ил.

 

Стенд для испытаний невращающихся элементов автомата перекоса вертолета относится к испытательному оборудованию, а именно к стендам для усталостных (типовых, ресурсных, сертификационных, периодических) испытаний образцов невращающихся элементов автомата перекоса вертолета на воздействие динамических и статических нагрузок характерных для полета.

Известен стенд для усталостных испытаний (патент CN 107436237, G01M 13/02, публ. 05.12.2017), в котором осуществляют моделирование вращающейся нагрузки на вал несущего винта вертолета с помощью четырех гидроприводов. Конструкция стенда включает раму, загрузочный диск, имитатор подшипника и гидроприводы, соединенные с рамой. В процессе работы стенда происходит имитация нагрузки, возникающей при вращении несущего винта.

Известен стенд (SU 184497, В64С 27/54, публ. 1966.07.21), предназначенный одновременно для динамических и ресурсных испытаний автоматов перекосов вертолетов, который воспроизводит спектр нагрузок состоящий из пяти гармоник. Стенд содержит закрепленный на раме, стендовый автомат перекоса, вращающаяся тарелка которого соединена регулируемыми шарнирными тягами с концами торсионов, которые установлены на вращающейся, синхронно с тарелкой, траверсе. Испытуемый образец закреплен тягами поворота лопасти к противоположным концам торсионов. Нагрузки по 5 гармоникам создаются внешними воздействиями на рычаги управления стендового и испытуемого автоматов перекосов.

Недостатком известного устройства является необходимость применения вертолетного автомата перекоса, аналогичного испытуемому, в качестве стендового узла. При испытаниях расходуется его ресурс, что требует больших затрат обусловленных необходимостью частой замены стендового автомата перекоса. Стенд предназначен для проведения полного комплекса усталостных и ресурсных испытаний, т.е. на стенде осуществлена попытка имитации реального полета. Но поскольку запись полетных нагрузок затруднена из-за помех, возникающих при передаче сигналов с вращающихся узлов, то и воспроизведение этих нагрузок не может быть точным. Более достоверными являются значения механических напряжений полученных на деталях невращащихся элементов автомата перекоса. Комплексные испытания по пяти параметрам имеют большую погрешность воспроизведения и трудоемки при применении ручной настройки стенда. Динамические нагрузки, приводящие к усталостным повреждениям деталей и узлов автомата перекоса, воспроизводятся на специализированных стендах для усталостных испытаний упомянутых узлов, а одновременное воспроизведение износного воздействия на шарниры и подшипники автомата прекоса считается необязательным.

Известен стенд для ресурсных испытаний автоматов перекоса несущих винтов вертолетов (SU 157136, МПК B64F 5/00, G01M 19/00), включающий раму со смонтированными на ней ведущим валом, планетарным редуктором и винтовыми механизмами, с целью нагружения испытуемых автоматов перекоса переменными усилиями, близкими к эксплуатационным, он снабжен механизмом, выполненным в виде эксцентриков, вращающихся от сателлитов планетарного редуктора с оборотами, кратными числу оборотов тарелки автомата перекоса, и передающих усилия с частотой второй и третьей гармоник несущего винта через систему дифференциальных рычагов и качалок на подпружиненные штоки, нагружающие автомат перекоса через тяги поворота лопастей.

Основным недостатком данной конструкции является громоздкость, сложность устройства, дороговизна изготовления и обслуживания механизма создания нагрузок приходящих на автомат перекоса. Причиной перечисленных недостатков является одновременное проведение испытаний автомата перекоса на усталость и износ, что требует размещения нагружающих устройств на вращающейся части стенда. По этой причине настройка стенда на режимы испытаний трудоемка. Автоматизация настройки режимов и поддержания параметров испытаний при такой конструкции затруднена, т.к. передача и получение сигналов связи с элементами системы измерения и управления, которые расположены на вращающейся части должны осуществляться с помощью дополнительных устройств. Последние вносят ограничения по количеству и искажениям электрических сигналов, или по быстродействию измерительных устройств.

Техническая проблема, не решенная в описанных стендах, решение которой обеспечивается заявляемым изобретением, заключается в создании устройства в котором реализован отказ от одновременного проведения усталостных и износных испытаний и имеется возможность использовать для имитации циклических нагрузок, приходящих на невращающиеся элементы автомата перекоса, вместо сложного по конструкции вращающегося нагружающего устройства, компактное и относительно не дорогое оборудование, позволяющее производить настройку и поддержание параметров нагружения при испытаниях в автоматическом режиме;

- это позволяет использовать для воспроизведения циклических нагрузок на невращающися элементы автомата перекоса относительно не дорогие силовозбудители, взаимозаменяемые с применяемыми на других стендах;

- позволяет с высокой точностью воспроизводить нагрузки характерные для различных режимов полета;

- упрощает настройку стенда в соответствии с параметрами программы испытаний, в которой отражены эквивалентные полетным режимам, значения нагрузок приходящих на невращающиеся элементы автомата перекоса;

- применение описанного подхода к износным испытаниям позволяет использовать для создания и поддержания нагрузок на невращающиеся элементы автомата перекоса автоматическую систему управления. Это позволяет автоматизировать переходы между режимами с различными нагрузками, таким образом проводить испытания непрерывно круглые сутки, с автоматической защитой от выхода нагрузок за значения установленные программой испытаний. Применение автоматической системы управления уменьшает календарное время и трудоемкость проведения испытания, повышает надежность хранения информации о параметрах испытаний;

- предлагаемое устройство не содержит сложных, в том числе авиационных агрегатов, которые расходуют свой ресурс в ходе проведения испытаний. Последнее, повышает надежность стенда, увеличивает его межремонтный ресурс.

Технический результат применения изобретения заключается в возможности воспроизведения нагрузок на невращающиеся элементы автомата перекоса характерные для различных режимов полета с помощью не дорогих силовозбудителей, взаимозаменяемых с применяемыми на других стендах; повышении точности задания нагрузок; а также достигается снижение трудоемкости испытаний и упрощение настройки стенда.

Технический результат достигается за счет того, что в стенде для испытаний невращающихся элементов автомата перекоса вертолета, содержащем раму 1 с закрепленными на ней нагружающим устройствами, а также средства измерения, в соответствии с заявляемым изобретением, -нагружающие устройства, шарнирно закрепленные на основании 2 рамы 1, выполнены в виде гидравлических силовозбудителей 3, 4, 5, 6 и 7, каждый из которых снабжен датчиком силы, на которых закреплены шарнирные подшипники 11, соединенные с имитатором вращающейся тарелки 9 автомата перекоса 5, при этом один силовозбудитель 7, через шарнирный подшипник 28, закрепленный на датчике силы 13, соединен с рычагом 26 общего шага испытуемого автомата перекоса 14, рычаги продольного 36 и поперечного 37 управления шарнирно соединены тягами 38 и 39 с тумбой 3 рамы 1, а имитатор вращающейся тарелки 9 шарнирно соединен тягой 48 с реактивной стойкой 4 рамы 1, в тягах 17 и 18 смонтированы датчики силы 20 и21.

При этом стенд оснащен электронной системой управления и измерения.

Применение в конструкции стенда имитатора вращающейся тарелки 12 автомата перекоса, шарнирно соединенной со штоками силовозбудителей 3, 4, 5, 6, позволяет отказаться от вращающейся части стенда и создавать циклические нагрузки на невращаюшиеся элементы автомата перекоса.

Использование датчиков силы 8, 9, 10, 11, 13 установленных на штоках силовозбудителей 3, 4, 5, 6, 7, позволяет с высокой точностью измерять нагрузки, создаваемые на испытуемом образце невращающихся элементов автомата перекоса, а также управлять их нанесением. Использование датчиков силы 20 и 21, позволяет точно измерять нагрузки приходящие во время испытаний на рычаги продольного 15 и поперечного 16 управления.

Применение системы измерения и управления с использованием программного обеспечения позволяет упростить и ускорить настройку стенда, автоматизировать переходы между режимами с различными нагрузками, проводить испытания непрерывно круглые сутки, с автоматической защитой от выхода нагрузок за значения установленные программой испытаний. Это уменьшает календарное время и трудоемкость проведения испытания, а также повышает надежность хранения информации о параметрах испытаний.

Стенд для усталостных испытаний невращающихся элементов автомата перекоса вертолета поясняется следующими чертежами:

фиг. 1 - стенд с демонтированным автоматом перекоса.

фиг. 2 - стенд для усталостных испытаний невращающихся элементов автомата перекоса с установленным испытуемым образцом вид фронтальный.

фиг. 3 - стенд для усталостных испытаний невращающихся элементов автомата перекоса вид сверху.

фиг. 4 - выносной элемент стенда с установленным испытуемым образцом.

фиг.5 - выносной элемент поясняющий крепление имитатора вращающейся тарелки к испытуемому образцу.

фиг. 6 - выносной элемент поясняющий крепление испытуемого образца к раме стенда.

фиг. 7 - выносной элемент поясняющий крепление тяги к рычагу поперечного управления.

Стенд для износных испытаний автомата перекоса содержит раму 1, состоящую из основания 2, тумбы 3 и реактивной стойки 4. На тумбе рамы 3 установлен испытуемый образец, представляющий собой невращающиеся элементы автомата перекоса 5. Крепление испытуемого образца 5 к тумбе 3 осуществляется болтами через промежуточные плиты 6, 7 и 54, которые являются адаптерами для установки невращающихся элементов автоматов перекосов различных моделей вертолетов. На подшипниках 8, входящих в состав автомата перекоса, установлен имитатор вращающейся тарелки 9. Последний снабжен вилками 10 для крепления шарнирных подшипников 11 установленных в наконечниках штоков 12 гидравлических силовозбудителей 13, 14, 15, 16. Шарнирные подшипники 11 закреплены в вилках 10 на пальцах 17. Между наконечниками штоков 12 и штоками силовозбудителей 13, 14, 15, 16, установлены датчики силы 18, 19, 20, 21. Корпуса силовозбудителей 13, 14, 15, 16, закреплены на основании 2 рамы 1 посредством наконечников 22 с установленными в них шарнирными подшипниками 23, вилок 24 и пальцев 25.

Свободный конец рычага общего шага 26 испытуемого образца 5 невращающихся элементов автомата перекоса соединен посредством пальца 27 с шарнирным подшипником 28, который установлен в наконечнике штока 29 гидравлического силовозбудителя 30. Между наконечником штока 29 и штоком силовозбудителя 30 смонтирован датчик силы 31. Корпус силовозбудителя 30 закреплен на основании 2 рамы 1 посредством наконечника 32 с установленным в нем шарнирным подшипником 33, вилки 34 и пальца 35.

Рычаг продольного 36 и рычаг поперечного 37 управления образца невращающихся элементов автомата перекоса 5 соединены тягами 38 и 39 с тумбой 3 рамы 1. В состав тяг 38 и 39 входят датчики силы 40 и 41, а также наконечники 42, 43, 44, 45 с шарнирными подшипниками. Тяги 38 и 39 шарнирно закреплены в вилках 46, 47 установленных на тумбе 3 рамы 1, с помощью наконечников 42, 43. Наконечники 44, 45 тяг 38 и 39 соединены со свободными концами рычагов продольного 36 и поперечного 37 управления.

Имитатор вращающейся тарелки 9 соединен тягой 48 с реактивной стойкой 4 рамы 1. На реактивной стойке 4 установлен кронштейн 49 к которому крепится наконечник 50 тяги 48 через установленный внутри него шарнирный подшипник. Противоположный конец тяги 48 оснащен наконечником 51, который крепится через шарнирный подшипник к кронштейну 52 имитатора вращающейся тарелки.

Стенд для износных испытаний автомата перекоса работает следующим образом. Пред проведением испытаний, производится сборка образца невращающихся элементов автомата перекоса 5. При этом на подшипники 8 монтируется имитатор вращающейся тарелки 9 автомата перекоса. Далее производится монтаж собранного образца невращающихся элементов на стенд. К тумбе 3 рамы 1 образец 5 закрепляется болтами через промежуточные плиты 6 и 7. Кронштейн рычага общего шага 53 крепится болтами к промежуточной плите 54. Затем, вилки 10 присоединяются к имитатору вращающейся тарелки 9 с помощью резьбовых соединений. Вилки 10 заранее собраны с шарнирными наконечниками 12, датчиками силы 18, 19, 20, 21 и гидравлическими силовозбудителями 13, 14, 15, 16.

К рычагу общего шага 26 присоединяется шарнирный наконечник 29 собранный с датчиком силы 31 и гидравлическим силовозбудителем 30. Рычаги продольного и поперечного управления 36 и 37 присоединяются к шарнирным наконечникам 44 и 45 тяг 38 и 39.

После проведения указанных операций, оператор включает систему измерения и управления, и в напорные трубопроводы гидросистемы стенда подается рабочая жидкость под давлением. Гидравлические силовозбудители 13, 14, 15, 16 и 30 управляются сервоклапанами (на фигурах не показаны). Подавая электрические сигналы от системы измерения и управления на севоклапаны, оператор устанавливает режим нагружения образца 5 регламентированный программой испытаний. Гидравлические силовозбудители 13, 14, 15, 16 создают усилия на образце, имитируя нагрузки поступающие от тяг поворота лопасти во время реального полета вертолета. Параметры величины нагрузок, частоты их изменения и относительное смещение фаз имеют значения характерные для полетных режимов. Поддержание параметров нагрузок, которые создаются силовозбудителями 13, 14, 15, 16 производится автоматически системой управления стенда с использованием обратных связей по силам, измеряемым датчиками силы 18, 19, 20, 21. Во время работы силовозбудителей 13, 14, 15, 16 тяга 48 с шарнирными наконечниками 50 и 51 препятствует повороту имитатора вращающейся тарелки 9 вокруг подшипников 8.

Гидравлический силовозбудитель 30 имитирует воздействие системы управления вертолета на рычаг общего шага 26 образца 5. Изменение выдвижения штока силовозбудителя 30 имитирует различную величину общего шага несущего винта вертолета. Поддержание величины выдвижения штока силовозбудителя 30 поддерживается автоматически с помощью обратной связи по перемещению. В связи с этим гидравлический силовозбудитель 30 оснащен встроенным датчиком перемещения (на фигурах не показан). Кроме того, задавая перемещения штока гидравлического силовозбудителя 30 небольшой амплитуды с различными частотами, производится имитация воздействий на более высоких частотных гармониках, характерных для полета.

С помощью датчиков силы 40 и 41 установленные в тягах 38 и 39 производится измерение усилий создающихся во время испытаний на концах рычагов продольного 36 и поперечного 37 управления.

Операции предварительной настройки режимов испытаний производятся оператором ПЭВМ включенной в состав системы измерения и управления стенда. Дальнейшее поддержание режимов испытаний, переходы между режимами с различными нагрузками, сохранение информации о нагрузках в ходе испытаний, защита от перегрузок и других отклонений от режимов испытаний и т.д. осуществляется системой измерения и управления стенда в автоматическом режиме. Это позволяет проводить испытания при минимальном участии персонала с минимальными потерями технологического времени.

1. Стенд для испытаний невращающихся элементов автомата перекоса вертолета, содержащий раму с закрепленными на ней нагружающими устройствами, а также средства измерения, отличающийся тем, что нагружающие устройства выполнены в виде гидравлических силовозбудителей, снабженных датчиками силы, при этом четыре нагружающих устройства установлены между основанием рамы и имитатором вращающейся тарелки автомата перекоса с помощью шарниров, а одно нагружающее устройство установлено между основанием рамы и рычагом общего шага испытуемого образца автомата перекоса, также на шарнирах, рычаги продольного и поперечного управления испытуемого автомата перекоса шарнирно соединены тягами, включающими датчики силы, с тумбой рамы, а имитатор вращающейся тарелки шарнирно соединен тягой с реактивной стойкой рамы.

2. Стенд по п. 1, отличающийся тем, что он оснащен электронной системой управления и измерения.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к конструированию стендов для испытания трубопроводов на усталостную прочность, содержащих специальные приспособления для закрепления трубопроводов на вибростенде, в частности трубопроводов турбомашин. Установка содержит средство балансировки и, по меньшей мере, один штуцер для закрепления конца трубопровода различного диаметра, опора выполнена в виде полого цилиндра с кольцевым фланцем, наружная боковая поверхность полого цилиндра выполнена в виде многогранника с четным количеством граней, при этом штуцер установлен, по меньшей мере, на одной из граней и соединен с последней посредством разъемного соединения, а на противоположной ей грани опоры закреплено средство балансировки или штуцер для уравновешивания системы, причем устройство упругих направляющих, передающее вибровозбуждения от вибратора, направлено вдоль оси опоры.

Изобретение относится к области механических испытаний материалов, в частности к испытаниям на сдвиг образцов из полимерных материалов, способных испытывать большие деформации. Сущность: осуществляют циклическое растяжение-сжатие с постоянной заданной скоростью с нарастающей амплитудой удлинения сначала по одной оси, потом по другой оси, затем попеременное циклическое удлинение в двух направлениях осуществляется при следующих уровнях удлинения, причем при каждой смене направления деформации образец подвергается выдержке по времени.

Изобретение относится к устройствам для изучения физико-механических свойств клубнеплодов и может быть использовано для определения повреждений клубней картофеля при оптимизации работы картофелеуборочных машин, а также в селекции при выведении новых сортов картофеля, предназначенных для механизированного возделывания.

Изобретение относится к средствам (испытательные машины) и методам исследования эксплуатационных характеристик антисейсмических гидроамортизаторов АЭС, а также может использоваться для механических испытаний образцов материалов на растяжение, сжатие, и мало- и многоцикловую усталость с переходом через ноль.

Изобретение относится к технике прочностных испытаний металлических материалов полуфабрикатов, в частности, к способу определения влияния предварительного пластического деформирования на предел выносливости листового материала. Сущность: из листового материала изготавливают симметричные относительно оси растяжения и имеющие равную толщину образцы, состоящие из захватной, переходной и рабочей частей, причем площадь поперечного сечения рабочей части образцов изменяется по линейному закону.

Изобретение относится к испытательной технике. Высокочастотная усталостная машина содержит станину (1), электродвигатель (2), механизм приводного вала (3), нагрузочный шатунный механизм (4), нагрузочный блок (5), конструкцию зажима пружинного прутка (6), защитный кожух (7) и столешницу станины (8).

Изобретение относится к области исследования надежности технических систем, а именно к созданию экспериментальных способов ускоренных испытаний защитного снаряжения, в частности противогазов. В способе выполняют последовательные воздействия на противогазы климатических факторов, вызывающие процессы старения лицевых частей и фильтрующе-поглощающих коробок, а также механических факторов, вызывающие процессы накопления повреждений в элементах конструкции противогазов и их износа и включающие механические удары, надевание и снятие противогазов.

Изобретение относится к области усталостных испытаний металлических материалов для определения циклической долговечности, параметров кривой усталости и может быть использовано для определения усталостных характеристик в широких областях долговечности. Сущность: проводят циклическое нагружение до разрушения, определяют число циклов нагружения до разрушения при фиксируемом уровне напряжения и устанавливают корреляции между уровнем циклического напряжения и числом циклов до разрушения.

Изобретение относится к области контроля стойкости (прочности) материалов и их защитных покрытий при воздействии концентрированных потоков вещества и энергии. Сущность: размещают образец с испытываемым материалом в жидкой среде перед торцевой поверхностью излучателя ультразвуковых колебаний, обеспечивают колебания на ультразвуковой частоте, формируют в зазоре между торцевой поверхностью излучателя и образцом кавитационный процесс, его реализуют в течение времени, достаточного для разрушения поверхности исследуемого материала, и определяют кавитационную стойкость по изменению толщины исследуемого материала.

Изобретение относится к области строительства в грунте заглубленных железобетонных или бетонных конструкций, возводимых способом «стена в грунте», а также контроля качества бетонирования данных конструкций. Сейсмоакустическим источником 5 производят генерацию сейсмоакустических волн в различных точках первой полой трубы 1 за счет его перемещения с интервалами через расстояние от 0,5 до 4 метра по длине трубы 1, при этом сейсмоакустический источник 5 соединяют и синхронизируют с сейсмоакустическими приемниками 7 посредством цифровой сейсмоакустической станции 8, на которую производится регистрация сигналов, полученных сейсмоакустическими приемниками 7 при прохождении сейсмоакустических волн через отвердевшую бетонную среду конструкции «стена в грунте» 4.

Группа изобретений относится к области механических испытаний изделий, а именно к испытаниям изделий на вибрации, действующим по ортогональным направлениям. Способ включает последовательное вибронагружение объекта испытаний (ОИ) по трем ортогональным направлениям.
Наверх