Способ определения экологической безопасности технического обслуживания машин по удельной суммарной массе топливно-смазочных материалов, поступающих в почву

Изобретение относится к техническому обслуживанию автотранспортных машин, в частности к способам определения экологической безопасности технического обслуживания автомобилей, тракторов, комбайнов и других самоходных машин. При определении экологической безопасности технического обслуживания машин по удельной суммарной массе топливно-смазочных материалов (ТСМ), поступающих в почву, фиксируют ТСМ на экран по видам обслуживания отдельной марки машины в полевых условиях и по каждому виду обслуживания находят среднюю массу этих материалов на экране, размещенном под обслуживаемой машиной. При вычислении удельной суммарной массы ТСМ учитывают периодичность ЕТО, ТО-1 и ТО-2 машин. По вычисленному значению удельной суммарной массы топливно-смазочных материалов, поступающих в почву, определяют экологическую безопасность технического обслуживания машин i-той марки. Достигается улучшение выбора машин с учетом экологической безопасности их технического обслуживания в полевых условиях. 1 ил.

 

Изобретение относится к техническому обслуживанию автотранспортных машин, в частности к способам определения экологической безопасности технического обслуживания, тракторов, комбайнов и других самоходных машин.

Известен способ определения экологической безопасности технического обслуживания (ТО) автотранспортных машин, основанный на фиксации материалов на экран в виде пятен (Патент РФ №2519287, B62D 1/00 (2006.01), B60S 5/00 (2006.01), 26.12.2012) [1].

Основным недостатком известного способа является то, что он не позволяет учесть виды ТО и их периодичность проведения, предусмотренные ГОСТ 20793-2009.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является способ определения экологической безопасности применения приборов для смазочно-заправочных операций при техническом обслуживании машин. Он предусматривает фиксацию топливно-смазочных материалов (ТСМ) на экран по видам обслуживания машин в полевых условиях и определение средней массы этих материалов на экране, размещенном под обслуживаемой машиной. (Патент РФ №2732677, B60S 5/00 (2020.05), 20.02.2020) [2].

Недостатком указанного способа является то, что он основан на сопоставлении испытываемых средств (приборов) с эталонными, что усложняет его реализацию на практике.

Задачей изобретения является создание способа определения экологической безопасности технического обслуживания машин.

Сущность изобретения заключается в следующем. При проведении ежесменного технического обслуживания (ЕТО) машины, первого (ТО-1) и второго (ТО-2) ее периодических обслуживаний осуществляют фиксацию топливно-смазочных материалов на экран, который размещают под обслуживаемой машиной. По полученным данным вычисляют среднюю массу материалов на экране по каждому виду обслуживания. После чего вычисляют удельную суммарную массу топливно-смазочных материалов, поступающих в почву, по формуле

где qmi - удельная суммарная масса топливно-смазочных материалов, поступающих в почву, при обслуживании машин i-той марки; mEOi, mT1i, mT2i - средняя масса топливно-смазочных материалов, поступающих в почву, при ежесменном (ЕТО), первом (ТО-1) и втором (ТО-2) периодических технических обслуживаниях машин i-той марки; τЕOi,, τT1i, τT2i - периодичность ежесменного, первого и второго периодических технических обслуживаний машин i-той марки. По вычисленному значению удельной суммарной массы топливно-смазочных материалов, поступающих в почву, определяют экологическую безопасность технического обслуживания машин i-той марки.

На фиг. показан способ определения экологической безопасности технического обслуживания машин по удельной суммарной массе топливно-смазочных материалов, поступающих в почву (вид сверху на обслуживаемую машину 3, под которой на основании 1 размещен экран 2). Этот способ может быть осуществлен, например, в гаражных условиях.

Способ определения экологической безопасности технического обслуживания машин по удельной суммарной массе топливно-смазочных материалов, поступающих в почву, предложен на следующем основании.

В основу определения экологической безопасности ТО машин положим удельный суммарный показатель системы ТО и ремонта техники (ГОСТ 18322-2007). Таким показателем, например, может быть удельная суммарная продолжительность ТО - отношение средней суммарной продолжительности технических обслуживаний к заданной наработке. При определении показателя экологической безопасности ТО учтем, что в соответствии с ГОСТ 20793-2009 на местах работы тракторов (при выполнении полевых механизированных работ - в поле) допускается проведение ежесменных ТО (ЕТО), а также периодических первых и вторых обслуживаний - ТО-1 и ТО-2. С учетом этого и, исходя из определения удельного суммарного показателя, формула для определения экологической безопасности ТО i-той марки машин по удельной массе ТСМ, поступающих в почву, будет иметь вид:

где qmi - удельная суммарная масса ТСМ, поступающих в почву, при обслуживании тракторов i-той марки, кг/моточ; mEOi, mT1i, mT2i - средняя масса ТСМ, поступающих в почву, при ЕТО, ТО-1 и ТО-2 тракторов i-той марки, кг; τEOi, τT1i τT2i - периодичность ЕТО, ТО-1 и ТО-2 тракторов i-той марки, моточ.

Пример. Для определения qmi проводят испытания двух марок тракторов. При этом были получены следующие средние массы материалов на экране при ЕТО, ТО-1 и ТО-2: по первой марке - соответственно 4, 5 и 4 г; по второй марке - 3, 5 и 6 г. Периодичность обслуживаний этих марок тракторов известна из их руководств по их эксплуатации, в моточ: τЕО=10, τT1=125 и τT2=500. По экологическому показателю «удельная суммарная масса ТСМ, поступающих в почву» выбрать марку трактора, имеющую наименьшую экологическую безопасность.

Решение. По формуле (1) вычисляют qmi по каждой марке трактора, в г/моточ:

по первой марке трактора -

по второй марке трактора -

Выполненные вычисления показывают, что наименьшее значение qmi, равное 0,352, имеет вторая марка трактора. Ей и следует отдать предпочтение при выборе с учетом экологических показателей.

Таким образом, предложен способ определения экологической безопасности технического обслуживания машин по удельной суммарной массе топливно-смазочных материалов, поступающих в почву, учитывающий эту массу материалов в виде средней величины, а также все виды обслуживаний, проводимые в полевых условиях.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Патент РФ №2519287, B62D 1/00 (2006.01), B60S 5/00 (2006.01), 26.12.2012.

2. Патент РФ №2732677, B60S 5/00 (2020.05), 20.02.2020 - прототип.

Способ определения экологической безопасности технического обслуживания машин по удельной суммарной массе топливно-смазочных материалов, поступающих в почву, при котором фиксируют топливно-смазочные материалы на экран по видам обслуживания отдельной марки машины в полевых условиях и по каждому виду обслуживания находят среднюю массу этих материалов на экране, размещенном под обслуживаемой машиной, отличающийся тем, что вычисляют удельную суммарную массу топливно-смазочных материалов, поступающих в почву, по формуле

где qmi - удельная суммарная масса топливно-смазочных материалов, поступающих в почву, при обслуживании машин i-той марки,

mEOi, mT1i, mT2i - средняя масса топливно-смазочных материалов, поступающих в почву, при ежесменном, первом и втором периодических технических обслуживаниях машин i-той марки,

τEOi, τT1i, τT2i - периодичность ежесменного, первого и второго периодических технических обслуживаний машин i-той марки,

по вычисленному значению удельной суммарной массы топливно-смазочных материалов, поступающих в почву, определяют экологическую безопасность технического обслуживания машин i-той марки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к определению технического состояния лопаточных машин в процессе эксплуатации транспортного средства. Целью изобретения является повышение точности определения технического состояния турбокомпрессора.

Изобретение может быть использовано для анализа функционирования широкого класса технических систем, в частности, в ракетно-космической технике для контроля состояния жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) на переходных режимах огневых стендовых испытаний. Для принятия решений о возникновении неисправности, прекращении испытания и определении неисправного агрегата на переходных режимах стендового испытания статистической оценке на основе критерия Стьюдента подвергаются временные ряды значений градиентов изменения измеряемых параметров, обладающие свойством стационарности, обусловленное тем, что при стендовых испытаниях, проводимых по заданной циклограмме, на переходных режимах управление двигателем обеспечивается изменением угла привода агрегата управления по линейному закону.

Настоящее техническое решение относится к области вычислительной техники. Технический результат заключается в ускорении процесса по подготовке к проведению исследований, а также внесении корректировок в систему управления без отрыва от процесса проведения исследований и испытаний.

Настоящее техническое решение относится к области предиктивной диагностики оборудования. Заявлен способ определения технического состояния жаровых труб газотурбинного двигателя, содержащий этапы, на которых: строят численную модель газотурбинного двигателя и определяют по ней предельно допустимые значения отклонений профиля температур выходных газов газотурбинного двигателя, при этом рассчитывают значения профиля температур выходных газов численной модели газотурбинного двигателя для возможных режимов работы газотурбинного двигателя, определяемых температурой, давлением и влажностью воздуха, подачей топлива, скоростью вращения свободной турбины, и дефектов; определяют реальные значения профиля температур выходных газов газотурбинного двигателя; осуществляют сравнение значений профиля температур выходных газов численной модели газотурбинного двигателя и реальных значений профиля температур выходных газов газотурбинного двигателя, посредством обученного классификатора, причем классификатор обучают на основе рассчитанных значений профиля температур выходных газов модели газотурбинного двигателя; при определении несоответствия значений профиля температур выходных газов численной модели газотурбинного двигателя и реальных значений профиля температур выходных газов газотурбинного двигателя обученный классификатор определяет состояние каждой жаровой трубы газотурбинного двигателя; в результате получают значения индикатора технического состояния каждой жаровой трубы газотурбинного двигателя и их остаточный ресурс.

Изобретение относится к стендовым испытаниям электрических ракетных двигателей. Система отвода теплоты при испытаниях электрических ракетных двигателей в вакуумных камерах, имитирующих космическую среду, включает теплоотводящий охлаждаемый экран и чиллер.

Изобретение относится к методикам продления срока эксплуатации аттракционов. Сущность способа продления срока эксплуатации аттракционов состоит в оценке наработки аттракциона, по данным ее учета эксплуатирующей организацией, а в случае отсутствия полных данных о наработке, с применением метода статистического анализа наработки за предыдущие временные интервалы, оценке срока службы, оценке технического состояния и остаточного ресурса, с применением неразрушающих методов контроля и принятия решения о продлении эксплуатации аттракциона методом экспертных оценок.

Способ относится к области диагностики технического состояния мобильных машин с двигателем внутреннего сгорания и электронным управлением при эксплуатации, в частности к способам накопления и оценки информации о работоспособности систем мобильных машин для проведения своевременного технического обслуживания и ремонта узлов и агрегатов двигателя внутреннего сгорания.

Изобретение относится к системе смазки двигателя внутреннего сгорания. Способ оценки смазывания трущихся друг о друга фрикционных компонентов смазываемой с помощью контура (5) смазочного средства установки (3), в частности, двигателя внутреннего сгорания или автоматической коробки передач, причем насос (9) для подачи смазки в контуре (5) смазочного средства приводится в действие с помощью образующего эту установку приводного двигателя или с помощью приводного двигателя (3), приводящего в действие эту установку.

Изобретение относится к устройствам для измерения тяги и реактивного момента воздушного винта и может быть использовано при разработке стендов для отработки движителей для воздушной и водной среды. Стенд для измерения тяги и реактивного момента воздушного винта и динамических характеристик воздушного винта с двигателем содержит основание и установленный с возможностью перемещения относительно основания подвижный элемент с моторной базой, на которую устанавливают двигатель с воздушным винтом, и рычагом, с которым сопряжен датчик усилия для определения реактивного момента, а также соединенный с подвижным элементом датчик усилия для измерения тяги.

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к устройствам для стендовых испытаний двигателей внутреннего сгорания (ДВС) транспортных средств с принудительным зажиганием с жидким и газообразным топливом. Сущность: система содержит испытуемый двигатель, электронный блок управления испытуемым двигателем, аналого-цифровой преобразователь, персональный компьютер с монитором, блок задания режимов работы макета двигателя, имитатор ключа зажигания, генератор-имитатор сигналов датчиков, установленных на испытуемом двигателе, модель электронного блока управления макетом двигателя с интерфейсом связи и блок управления персональным компьютером.

Группа изобретений относится к области обслуживания железнодорожного транспорта, в частности к мобильным установкам для замены колесных пар или подвагонного оборудования, а также к способам использования таких установок. Установка содержит основную раму и механизм для ее перемещения.
Наверх