Способ оценки смазывания установки, смазываемой с помощью контура смазочного средства

Изобретение относится к системе смазки двигателя внутреннего сгорания. Способ оценки смазывания трущихся друг о друга фрикционных компонентов смазываемой с помощью контура (5) смазочного средства установки (3), в частности, двигателя внутреннего сгорания или автоматической коробки передач, причем насос (9) для подачи смазки в контуре (5) смазочного средства приводится в действие с помощью образующего эту установку приводного двигателя или с помощью приводного двигателя (3), приводящего в действие эту установку. Согласно изобретению предусмотрено устройство (19) для определения давления, с помощью которого в процессе запуска двигателя непрерывно определяется давление смазочного средства по меньшей мере в одной установленной области контура (5) смазочного средства, причем предусмотрено также устройство для определения пути, с помощью которого в нескольких точках на диаграмме «давление-время», в каждой из которых установленное с помощью устройства для определения давления давление смазочного средства превышает установленное предельное значение (p1, p2, p3) давления, определяется и/или оценивается относительный путь между фрикционными компонентами с момента начала процесса запуска двигателя, и причем предусмотрено устройство (17) оценки результатов, с помощью которого по сумме определенных в точках на диаграмме «давление-время» значений (ϕ1, ϕ2, ϕ3) относительного пути устанавливается оценочное значение, которое оценивает рост давления смазочного средства во время процесса запуска двигателя. Изобретение обеспечивает повышение точности смазывания фрикционных компонентов в процессе запуска двигателя. 4 н. и 11 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Данное изобретение касается способов оценки смазывания трущихся друг о друга фрикционных компонентов установки, смазываемой с помощью контура смазочного средства, согласно ограничительной части пунктов 1 и 2 формулы изобретения, устройства для осуществления по меньшей мере одного из способов согласно пункту 14 формулы, а также транспортного средства, в частности, транспортного средства хозяйственного назначения для осуществления по меньшей мере одного из способов и/или с указанным устройством согласно пункту 15 формулы изобретения.

Известно использование на двигателе внутреннего сгорания с циркуляционной смазкой под давлением механически развязанного от коленчатого вала этого двигателя внутреннего сгорания, в частности, приводимого от электромотора насоса для подачи смазки, с помощью которого в процессе запуска этого двигателя внутреннего сгорания уже перед разгоном двигателя внутреннего сгорания может быть гарантировано достаточное давление смазочного средства во всей смазочной системе и, тем самым, достаточное заполнение всех смазочных точек смазочным средством. Таким образом оказывается эффективное противодействие износу двигателя внутреннего сгорания. В частности, в транспортных средствах с так называемой системой «старт-стоп» такого рода механически развязанный «предварительно смазывающий» насос для подачи смазки обладает преимуществом, так как при системе «старт-стоп» регулярно заметно повышается число пусковых процессов на час работы.

Из DE 100 35 049 A1 известен, например, способ эксплуатации в стартстоповом режиме моторного транспортного средства, при котором это моторное транспортное средство в качестве источника энергии для привода содержит двигатель внутреннего сгорания. К тому же транспортное средство здесь содержит по меньшей мере один насос для подачи смазочного средства для смазывания деталей двигателя внутреннего сгорания и электронную систему управления «старт-стоп». Насос для подачи смазки при этом, начиная со стоповой фазы системы управления «старт-стоп», в зависимости от момента отключения двигателя внутреннего сгорания, автоматически приводится в действие электродвигателем. Таким образом можно просто и эффективно противодействовать дефектам в деталях двигателя внутреннего сгорания.

Насос для подачи смазки, приводимый в действие дополнительным электрическим приводом, обычно требует больше затрат, чем насос для подачи смазки, приводимый в действие от уже и так имеющегося двигателя внутреннего сгорания, так что регулярно отказываются от применения насоса для подачи смазки с электрическим приводом. Чтобы при отказе от электроприводного насоса для подачи смазки избежать несоразмерного износа подшипников, которые смазываются при запуске двигателя внутреннего сгорания исключительно остаточным смазочным средством, остающимся от предыдущего рабочего цикла, важно, чтобы смазочная система при запуске двигателя быстро создавала достаточно высокое давление смазочного средства во всех смазочных точках.

Для контроля давления смазочного средства двигателя внутреннего сгорания известно, например, измерение текущего значения давления смазочного средства с помощью датчика давления и сравнение его с установленным предельным значением давления. Если при этом измеренное актуальное давление смазочного средства ниже, чем установленное предельное значение давления, то обычно с помощью предупредительного сигнального устройства, например, предупредительной сигнальной лампочки оператору, обслуживающему ДВС, соответственно, водителю транспортного средства, содержащего двигатель внутреннего сгорания, подается предупреждающий сигнал. Такого рода сравнение измеренного давления смазочного средства с установленным предельным значением давления, однако, не пригодно для того, чтобы качество увеличения давления смазочного средства в процессе запуска двигателя определять за сравнительно короткий временной промежуток роста давления (около 1 секунды) во время разгона двигателя внутреннего сгорания.

Поэтому задача данного изобретения заключается в том, чтобы предложить способ автоматизированной оценки смазывания трущихся друг о друга фрикционных компонентов установки, смазываемой с помощью контура смазочного средства, с помощью которой смазывание фрикционных компонентов, в частности, в процессе запуска двигателя, может быть оценено простым образом с повышенной точностью.

Эта задача решается признаками независимых пунктов формулы изобретения. Предпочтительные модификации раскрыты в зависимых пунктах формулы.

Согласно пункту 1 формулы изобретения предлагается способ оценки смазывания трущихся друг о друга компонентов, соответственно, фрикционных компонентов установки, смазываемой с помощью контура смазочного средства, в частности, двигателя внутреннего сгорания или автоматической коробки передач, причем насос для подачи смазки контура смазочного средства может приводиться в действие с помощью приводного двигателя, образующего указанную установку, или с помощью приводного двигателя, приводящего в действие эту установку, в частности, автоматическую коробку передач. Согласно изобретению предусмотрено устройство для определения давления, с помощью которого во время запуска двигателя, при котором с помощью насоса для подачи смазки контура смазочного средства увеличивается давление смазочного средства, это давление смазочного средства непрерывно определяется по меньшей мере в одной заданной области, соответственно, в точке контура смазочного средства. Далее, согласно изобретению предусмотрено устройство для определения пути, с помощью которого давление смазочного средства, определенное с помощью устройства для определения давления в нескольких точках на диаграмме «давление-время», в каждой из которых оно превышает установленное предельное значение давления, определяется и/или оценивается относительный путь между фрикционными компонентами с момента начала процесса запуска двигателя. Кроме того, согласно изобретению предусмотрено также устройство оценки результатов, с помощью которого по сумме значений относительного пути, определенных в точках на диаграмме «давление-время», устанавливается оценочное значение, которое оценивает рост давления смазочного средства во время процесса запуска двигателя, соответственно, характеризует качество роста давления смазочного средства во время процесса запуска двигателя.

Таким образом, смазывание фрикционных компонентов может во время процесса запуска двигателя просто и, соответственно, с незначительными затратами оцениваться с повышенной точностью, так как из отношения давления смазочного средства и пройденного относительного пути фрикционных компонентов в нескольких временных точках процесса запуска двигателя устанавливается информативное оценочное значение, с помощью которого информативно оценивается качество роста давления смазочного средства во время процесса запуска двигателя. Такое предпочтительно скалярное оценочное значение может затем запоминаться, например, для последующей оценки роста давления в контуре смазочного средства при небольшой потребности в памяти, или привлекаться для немедленной проверки работы контура смазочного средства.

Для решения этой уже названной задачи альтернативно предлагается способ оценки смазывания трущихся друг о друга фрикционных компонентов установки, смазываемой с помощью контура смазочного средства, в частности, двигателя внутреннего сгорания или автоматической коробки передач, причем насос для подачи смазки контура смазочного средства может приводиться в действие с помощью приводного двигателя, образующего эту установку, или с помощью приводного двигателя, приводящего в действие эту установку. Согласно изобретению предусмотрено устройство для определения пути, с помощью которого во время запуска двигателя непрерывно определяется и/или оценивается относительный путь между фрикционными компонентами с момента начала процесса запуска двигателя. К тому же, согласно изобретению предусмотрено устройство для определения давления, с помощью которого в нескольких точках на диаграмме «путь-время», в каждой из которых определенный с помощью устройства для определения пути относительный путь между параметрами трения превышает заданное предельное значение относительного пути, определяется давление смазочного средства по меньшей мере в одной заданной области контура смазочного средства. Далее, согласно изобретению предусмотрено устройство оценки результатов, с помощью которого по сумме значений давления, определенных в этих точках на диаграмме «путь-время», устанавливается оценочное значение, которое оценивает рост давления смазочного средства во время процесса запуска двигателя.

Преимущества, обеспечиваемые таким альтернативно предлагаемым изобретением способом, идентичны уже описанным преимуществам, так что здесь они не приводятся повторно.

Далее, термин «процесс запуска двигателя» явно следует понимать таким образом, что этот процесс запуска двигателя уже включает в себя начало вращения приводного вала приводного двигателя. Процесс запуска двигателя поэтому должен здесь, например, при приводном двигателе, выполненном как двигатель внутреннего сгорания, включать в себя весь процесс разгона, а тем самым и приведение во вращение двигателя внутреннего сгорания с помощью стартера.

После того, как насос для подачи смазки контура смазочного средства приводится в действие с помощью приводного двигателя, приводящего в действие эту установку, предпочтительно, если подлежащая смазыванию установка образована передачей, в частности, автоматической коробкой передач транспортного средства, которое приводится во вращение с помощью приводного двигателя этого транспортного средства.

В одном предпочтительном варианте выполнения насос для подачи смазки с передачей крутящего момента соединен с коленчатым валом двигателя внутреннего сгорания как приводного двигателя, так что по меньшей мере этот насос для подачи смазки может приводиться во вращение с помощью двигателя внутреннего сгорания. При таком механически связанном с двигателем внутреннего сгорания насосе для подачи смазки предлагаемая изобретением оценка роста давления смазочного средства во время процесса запуска двигателя является особенно значимой.

В одном конкретном предпочтительном варианте выполнения устройство для определения пути образовано устройством для измерения угла поворота коленчатого вала, с помощью которого для определения, соответственно, для оценки относительного пути между фрикционными компонентами определяется пройденный угол поворота коленчатого вала с момента начала процесса запуска двигателя. По пройденному углу поворота коленчатого вала может быть просто и эффективно оценен относительный путь между фрикционными компонентами подлежащей смазыванию установки, например, между распределительными валами и корпусом головки блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания как подлежащей смазыванию установки. Для предлагаемой изобретением оценки роста давления смазочного средства при этом значимым является регулярно диапазон от 0° до 1000° пройденных углов поворота с момента начала процесса запуска двигателя. Устройство для измерения угла поворота коленчатого вала может быть образовано, например, инкрементным датчиком угла поворота в комбинации с электронным устройством оценки результатов. При поступательном относительном движении между фрикционными компонентами относительный путь между этими фрикционными компонентами с момента начала процесса запуска двигателя может измеряться, например, с помощью подходящего измерительного устройства прямо на этих фрикционных компонентах.

В одном предпочтительном предлагаемом изобретением варианте способа для оценки роста давления смазочного средства с помощью устройства оценки результатов в зависимости от полученной суммы оценочное значение выбирается из заданного числа заранее заданных оценочных значений, образующих различные оценочные уровни. Так, рост давления смазочного средства во время процесса запуска двигателя может просто и эффективно оцениваться. Предпочтительно при этом предусмотрено, что количество заранее заданных оценочных значений лежит в диапазоне от 2 до 6. Так что рост давления смазочного средства может оцениваться просто и информативно.

Предпочтительно количество учитываемых точек на диаграмме «давление-время» лежит в диапазоне от 2 до 10 точек на диаграмме «давление-время», особенно предпочтительно в диапазоне от 3 до 5 точек на диаграмме «давление-время». С таким количеством точек на диаграмме «давление-время», а тем самым и полученных значений относительного пути, которые учитываются для получения оценочного значения, рост давления смазочного средства во время процесса запуска двигателя может оцениваться с незначительными затратами и одновременно с высокой точностью. При альтернативном осуществлении способа предпочтительно, если количество точек на диаграмме «путь-время» лежит в диапазоне от 2 до 10, особенно предпочтительно в диапазоне от 3 до 5.

В еще одном предпочтительном варианте выполнения полученные значения давления, соответственно, полученные значения относительного пути перед их суммированием взвешиваются с помощью весового коэффициента, причем с помощью этих весовых коэффициентов учитываются различные потенциальные повреждения, соответственно, влияние повреждений в нескольких точках на диаграмме «путь-время», соответственно, в нескольких точках на диаграмме «давление-время» на повреждение установки из-за слишком медленного роста давления смазочного средства. Благодаря этому могут быть простым образом учтены также нелинейные эффекты от повреждений и определено фактическое повреждение установки из-за слишком медленного роста давления смазочного средства.

Особенно предпочтительно, если полученное оценочное значение, в частности, долговременно может храниться в памяти и/или с помощью считывающего прибора считываться в устройстве оценки результатов. Благодаря этому можно, например, при обслуживании установки или при повреждении в установке, оценивать оценочные значения, собранные о множестве запусков двигателя, и проверять работу контура смазочного средства, в частности, насоса для подачи смазки. Эти собранные и запомненные оценочные значения о множестве запусков двигателя могут при этом быть значимыми, в частности, при гарантийном обслуживании.

Предпочтительно каждое полученное оценочное значение запоминается в блоке памяти для заданного промежутка времени, в частности, для заданного количества запусков двигателя. Таким образом при уменьшении потребности в памяти при оценке запомненных оценочных значений может быть надежно распознан, например, "ползучий" износ насоса для подачи смазки. Заданное количество запусков двигателя может составлять, например, от 800 до 1500 запусков двигателя, в частности, около 1000 запусков двигателя. Альтернативно или дополнительно только часть оценочных значений, полученных для нескольких запусков двигателя, сохраняется в запоминающем устройстве длительное время. Так, в постоянном запоминающем устройстве может эффективно экономиться место в памяти. При этом полученные оценочные значения могут сохраняться в запоминающем устройстве, например, только с определенным интервалом запусков двигателя, например, только при каждом четвертом или пятом запуске двигателя.

Далее, предпочтительно оценочные значения, полученные для нескольких запусков двигателя, статистически оцениваются с помощью устройства оценки результатов. Такого рода статистическая оценка может затем использоваться, например, для немедленной проверки работоспособности контура смазочного средства. Предпочтительно с помощью устройства оценки результатов частотное распределение оценочных значений, полученных для нескольких запусков двигателя, получается при этом, например, в форме гистограммы. Такая гистограмма может быть использована, например, в случае возникновения повреждения для обнаружения зачастую недостаточного роста давления смазки как причины повреждения двигателя.

В еще одном предпочтительном варианте выполнения устройство оценки результатов с прохождением сигнала соединено с предупредительным сигнальным устройством, с помощью которого в зависимости от по меньшей мере одного оценочного значения, полученного с помощью устройства оценки результатов, самостоятельно, соответственно, автоматически выдается или не выдается, в частности, оптический и/или акустический предупреждающий сигнал лицу, обслуживающему установку, например, водителю транспортного средства, содержащего такую установку. Так, лицо, обслуживающее установку, может быть надежно информировано о недопустимом, соответственно, недостаточном росте давления смазочного средства. С помощью этого предупредительного сигнального устройства при этом оператору может выдаваться, например, в первом или в повторном случае неудовлетворительной оценки предупреждающий сигнал. В простом и эффективном выполнении это предупредительное сигнальное устройство может быть образовано, например, предупредительной сигнальной лампочкой.

В одном конкретном предпочтительном варианте выполнения такое устройство для определения давления образовано по меньшей мере одним датчиком давления для измерения давления смазочного средства. Предпочтительно при этом предусмотрено, что указанный по меньшей мере один датчик давления, если смотреть в направлении потока смазочного средства, расположено по потоку ниже насоса для подачи смазки и по потоку выше подлежащих смазыванию областей фрикционных компонентов, в частности, в заданной области в ближней (мертвой) зоне в области насоса для подачи смазки. С помощью расположенного таким образом датчика давления могут быть получены надежные сведения о росте давления смазочного средства. В порядке альтернативы или дополнительно этот по меньшей мере один датчик давления при приводном двигателе, выполненном как двигатель внутреннего сгорания, может быть расположен и в заданной ближней зоне в области подлежащего смазыванию распределительного вала этого двигателя внутреннего сгорания как фрикционного компонента. С помощью такого рода датчика давления могут быть особенно надежно получены соотношения давлений в контуре смазочного средства.

Далее, предпочтительно дополнительно по сумме значений относительного пути, полученных во время процесса выключения двигателя, соответственно, по сумме значений давления, полученных во время процесса выключения двигателя, с помощью устройства оценки результатов определяется следующее оценочное значение, которое оценивает снижение давления смазочного средства во время процесса выключения двигателя. Таким образом, смазывание фрикционных компонентов тоже может быть эффективно оценено, так как теперь снижение давления смазочного средства во время процесса выключения двигателя оценивается с незначительными затратами и высокой точностью.

Термин «процесс выключения двигателя» при этом следует понимать так, что этот процесс выключения двигателя влечет за собой и окончание вращательного движения приводного вала приводного двигателя. Процесс выключения двигателя поэтому должен здесь включать в себя весь процесс движения по инерции приводного двигателя.

Для решения уже упомянутой задачи далее заявляется также устройство для осуществления по меньшей мере одного из предлагаемых изобретением способов, в частности, для транспортного средства, с имеющим насос для подачи смазки контуром смазочного средства для смазывания установки, в частности, двигателя внутреннего сгорания или автоматической коробки передач, причем насос для подачи смазки может приводиться в действие с помощью образующего эту установку приводного двигателя или с помощью приводящего эту установку приводного двигателя, причем предусмотрено устройство для определения давления, с помощью которого в процессе запуска двигателя может определяться давление смазочного средства по меньшей мере в одной заданной области контура смазочного средства, причем предусмотрено устройство для определения пути, с помощью которого во время процесса запуска двигателя может определяться и/или оцениваться относительный путь между подлежащими смазыванию, трущимися друг о друга фрикционными компонентами установки с момента начала процесса запуска двигателя, причем предусмотрено устройство оценки результатов, с помощью которого из полученных во время процесса запуска двигателя значений относительного пути или из полученных во время процесса запуска двигателя значений давления может быть получено оценочное значение, которое оценивает рост давления смазочного средства во время процесса запуска двигателя.

Далее, предлагается также транспортное средство, в частности, транспортное средство хозяйственного назначения для осуществления предлагаемого изобретением способа и/или с предлагаемым изобретением устройством.

Преимущества, обеспечиваемые предлагаемым изобретением устройством и предлагаемым изобретением транспортным средством, идентичны уже приведенным выше преимуществам предлагаемых изобретением вариантов способа, так что здесь они не будут повторяться.

Данное изобретение и предпочтительные варианты выполнения и/или модификации, а также их преимущества ниже будут рассмотрены подробнее с привлечением чертежей, иллюстрирующих примеры осуществления.

На чертежах показано следующее.

Фиг.1 - схематичное изображение, из которого явствует конструкция предлагаемого изобретением устройства;

Фиг.2 - диаграмма, с помощью которой разъясняется осуществление предлагаемого изобретением способа;

Фиг.3 - блок-схема последовательности операций, с помощью которой разъясняется осуществление способа; и

Фиг.4 - изображение согласно Фиг.3 для второго варианта осуществления предлагаемого изобретением способа.

На Фиг.1 схематично показана конструкция предлагаемого изобретением устройства 1. Здесь устройство 1 в качестве примера содержит показанный штрихпунктирными линиями двигатель 3 внутреннего сгорания с контуром 5 смазочного средства. С помощью контура 5 смазочного средства смазываются трущиеся друг о друга фрикционные компоненты двигателя 3 внутреннего сгорания, так что износ этих фрикционных компонентов снижается. С помощью контура 5 смазочного средства здесь в качестве фрикционных компонентов смазываются, соответственно, снабжаются смазочным средством, здесь в качестве примера - смазочным маслом, например, распределительные валы, подшипники коленчатого вала, шатунные подшипники, подшипник поршневого пальца, толкатель и коромысло клапана двигателя внутреннего сгорания.

Двигатель 3 внутреннего сгорания может быть, например, установлен в не показанном на чертежах транспортном средстве, так что этот двигатель внутреннего сгорания образует приводной двигатель для приведения в действие транспортного средства. В порядке альтернативы двигатель 3 внутреннего сгорания мог бы, однако, быть образован и неподвижным, соответственно, стационарным двигателем внутреннего сгорания.

Как показано на Фиг.1, контур 5 смазочного средства имеет здесь, если смотреть в направлении потока смазочного средства, масляную ванну 7, насос 9 для подачи смазки, масляный фильтр 11, датчик 13 давления для измерения давления масла и показанный пунктирными линиями смазочный участок 15. С помощью насоса 9 для подачи смазки собранное в масляной ванне 7 смазочное масло всасывается из масляной ванны 7 и перекачивается через остальной контур смазочного средства. Насос 9 для подачи смазки при этом с передачей крутящего момента соединен с не показанным на чертежах коленчатым валом двигателя 3 внутреннего сгорания, так что насос 9 для подачи смазки может приводиться во вращение с помощью двигателя 3 внутреннего сгорания. В смазочном участке 15 контура 5 смазочного средства подлежащие смазыванию компоненты двигателя 3 внутреннего сгорания снабжаются смазочным средством.

Как следует из Фиг.1, датчик 13 давления двигателя 3 внутреннего сгорания с прохождением сигнала соединен с устройством 17 оценки результатов указанного устройства 1. Устройство 17 оценки результатов может быть образовано, например, посредством центрального управляющего прибора для управления двигателем 3 внутреннего сгорания и другими компонентами. К тому же устройство 17 оценки результатов здесь тоже с прохождением сигнала связано с датчиком 19 угла поворота двигателя 3 внутреннего сгорания, с помощью которого может измеряться актуальный угол поворота коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания. С помощью переданных в устройство 17 оценки результатов данных измерений датчика 13 давления и датчика 19 угла поворота указанное устройство 17 оценки результатов может определять оценочные значения, с помощью которых информативно оценивается рост давления смазочного средства в процессе запуска двигателя, а также снижение давления смазочного средства во время процесса выключения двигателя.

На Фиг.2 показана диаграмма, на которой нанесены две кривые 21, 22, которые должны пояснять «хороший» и «плохой» рост давления смазочного средства в процессе запуска двигателя. Кривые 21, 22 показывают при этом соответственно давление р смазочного средства в процессе запуска двигателя в зависимости от угла ϕ поворота, пройденного с момента начала процесса запуска двигателя. Кривая 21 показывает «хороший» рост давления смазочного средства, при котором давление р смазочного средства возрастает заметно быстрее, чем на кривой 22, которая показывает «плохой» рост давления смазочного средства. К тому же в этой диаграмме показано значение pB давления, которое отражает минимальное рабочее давление контура 5 смазочного средства. У двигателя внутреннего сгорания оно может составлять, например, 4 бар.

Определение оценочного значения для оценки роста давления смазочного средства в процессе запуска двигателя подробнее поясняется ниже с привлечением Фиг.3.

В начале процесса запуска двигателя, который может предусматривать, например, включение зажигания транспортного средства, имеющего двигатель внутреннего сгорания, активируются датчик 13 давления и датчик 19 угла поворота, так что в устройство 17 оценки результатов непрерывно сообщаются актуальное давление масла и актуальный угол поворота коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания. По полученным данным измерений датчика 19 угла поворота устройство 17 оценки результатов устанавливает угол поворота коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания, пройденный с момента начала процесса запуска двигателя. Таким образом с помощью устройства 17 оценки результатов может быть с высокой точностью оценен относительный путь между множеством трущихся друг о друга фрикционных компонентов двигателя 3 внутреннего сгорания с момента начала процесса запуска двигателя.

Затем с помощью устройства 17 оценки результатов на этапе 23 по данным измерений датчика 19 угла поворота сначала устанавливается первая точка на диаграмме «путь-время», в которой угол поворота, пройденный с момента начала процесса запуска двигателя, превышает первое установленное предельное значение ϕ1 угла поворота (Фиг. 2). На следующем этапе 25 с помощью устройства 17 оценки результатов на основании данных измерений датчика 13 давления устанавливается давление масла для этой первой точки на диаграмме «путь-время». Затем этапы 23, 25 повторяются до тех пор, пока не будут зафиксированы все точки на диаграмме «путь-время» и относящиеся к ним значения давления масла. В качестве примера здесь в совокупности установлено три точки на диаграмме «путь-время», в каждой из которых угол поворота, пройденный с момента начала процесса запуска двигателя, превышает установленное предельное значение ϕ1, ϕ2, ϕ3 угла поворота (фиг.2). При росте давления смазочного средства согласно кривой 21 на Фиг.2 соответственно этим трем предельным значениям ϕ1, ϕ2, ϕ3 угла поворота затем устанавливаются значения p21, p22, p23 давления. При росте давления смазочного средства согласно кривой 22 на Фиг.2 определяются значения p11, p12, p13 давления.

Согласно Фиг.3 затем на этапе 27 по сумме полученных значений давления определяется оценочное значение для оценки роста давления смазочного средства во время процесса запуска двигателя. Конкретно, при этом каждое из полученных значений давления перед их суммированием взвешивается с помощью весового коэффициента. С помощью этого весового коэффициента учитываются различные потенциальные повреждения во многих точках на диаграмме «путь-время» при повреждении двигателя 3 внутреннего сгорания из-за слишком медленного роста давления смазочного средства. В зависимости от суммы этих взвешенных значений давления затем с помощью устройства 17 оценки результатов выбирается оценочное значение из установленного количества заранее заданных оценочных значений, образующих различные оценочные уровни. Таким образом классифицируется качество роста давления смазочного средства во время процесса запуска двигателя. Предпочтительно при этом предусмотреть, что количество этих оценочных уровней лежит в диапазоне от 3 до 6. Высокое суммарное значение взвешенных значений давления ведет к более позитивной оценке роста давления смазочного средства, чем более низкое значение суммы.

Затем полученное оценочное значение на этапе 29 сохраняется в запоминающем устройстве 31 устройства 17 оценки результатов. Это оценочное значение запоминается при этом таким образом, что оно в более поздний момент времени может быть считано с помощью подходящего считывающего прибора. На этапе 33 с помощью устройства 17 оценки результатов на основе полученного оценочного значения к тому же проверяется, является ли рост давления во время процесса запуска двигателя неудовлетворительным, соответственно, недопустимым. После того, как это будет установлено, с помощью устройства 17 оценки результатов самостоятельно, соответственно, автоматически запускается предупредительное сигнальное устройство 33 (Фиг.1), которое с прохождением сигнала соединено с устройством 17 оценки результатов. С помощью этого предупредительного сигнального устройства 33 выдается предупреждающий сигнал оператору двигателя 3 внутреннего сгорания. Это предупредительное сигнальное устройство 33 при этом может быть образовано, например, предупредительной сигнальной лампочкой или репродуктором (динамик).

Определение оценочного значения для оценки снижения давления смазочного средства во время процесса выключения двигателя происходит идентичным образом, причем оценочное значение здесь определяется по сумме значений углов поворота, установленных во время процесса выключения двигателя, с помощью устройства 17 оценки результатов.

На Фиг.4 показана блок-схема последовательности операций, с помощью которой ниже объясняется второй вариант осуществления предлагаемого изобретением способа.

По сравнению с показанным на Фиг.3 осуществлением способа здесь после начала процесса запуска двигателя на этапах 37, 39 с помощью устройства 17 оценки результатов по данным измерений датчика 13 давления определяются несколько точек на диаграмме «давление-время», в каждой из которых измеренное с помощью датчика 13 давления давление смазочного средства превышает заранее заданное предельное значение давления. К тому же здесь с помощью устройства 17 оценки результатов по данным измерений датчика 19 угла поворота определяется угол поворота, пройденный с момента начала процесса запуска двигателя, для соответствующей точки на диаграмме «давление-время». Затем на этапе 41 по сумме установленных значений угла поворота определяется оценочное значение для оценки роста давления смазочного средства во время процесса запуска двигателя. Низкое значение суммы значений углов поворота при этом ведет к более позитивной оценке роста давления смазочного средства, чем высокое значение суммы.

Перечень ссылочных позиций

1 устройство

3 двигатель внутреннего сгорания

5 контур смазочного средства

7 масляная ванна

9 насос для подачи смазки

11 масляный фильтр

13 датчик давления

15 смазочный участок

17 устройство оценки результатов

19 датчик угла поворота

21 кривая

22 кривая

23 этап

25 этап

27 этап

29 этап

31 запоминающее устройство

33 этап

35 предупредительное сигнальное устройство

37 этап

39 этап

41 этап

p давление

p11, p12, p13 предельное значение давления

p21, p22, p23 предельное значение давления

ϕ угол поворота

ϕ1, ϕ2, ϕ3 предельное значение углов поворота.

1. Способ оценки смазывания трущихся друг о друга фрикционных компонентов смазываемой с помощью контура (5) смазочного средства установки (3), в частности, двигателя внутреннего сгорания или автоматической коробки передач, причем насос (9) для подачи смазки контура (5) смазочного средства приводится в действие с помощью образующего эту установку приводного двигателя (3) или с помощью приводного двигателя, приводящего в действие эту установку, отличающийся тем, что

предусмотрено устройство (13) для определения давления, с помощью которого в процессе запуска двигателя давление смазочного средства непрерывно определяют по меньшей мере в одной заданной области контура (5) смазочного средства,

предусмотрено устройство (19) для определения пути, с помощью которого в нескольких точках на диаграмме «давление-время», в каждой из которых измеренное с помощью устройства (13) для определения давления давление смазочного средства превышает заданное предельное значение (p1, p2, p3) давления, определяют и/или оценивают относительный путь между фрикционными компонентами с момента начала процесса запуска двигателя, и

предусмотрено устройство (17) оценки результатов, с помощью которого по сумме определенных в точках на диаграмме «давление-время» значений (ϕ1, ϕ2, ϕ3) относительного пути определяют оценочное значение, которое оценивает рост давления смазочного средства во время процесса запуска двигателя.

2. Способ оценки смазывания трущихся друг о друга фрикционных компонентов смазываемой с помощью контура (5) смазочного средства установки (3), в частности, двигателя внутреннего сгорания или автоматической коробки передач, причем насос (9) для подачи смазки контура (5) смазочного средства приводится в действие с помощью образующего эту установку приводного двигателя (3) или с помощью приводного двигателя, приводящего в действие эту установку, отличающийся тем, что

предусмотрено устройство (19) для определения пути, с помощью которого в процессе запуска двигателя непрерывно определяется и/или оценивается относительный путь между фрикционными компонентами с момента начала процесса запуска двигателя,

предусмотрено устройство (13) для определения давления, с помощью которого для нескольких точек на диаграмме «путь-время», в каждой из которых определенный с помощью устройства (19) для определения пути относительный путь между трущимися частями превышает заданное предельное значение относительного пути, определяется давление смазочного средства по меньшей мере в одной установленной области контура (5) смазочного средства, и

предусмотрено устройство (17) оценки результатов, с помощью которого по сумме значений давления, полученных для указанных точек на диаграмме «путь-время», определяется оценочное значение, которое оценивает рост давления смазочного средства во время процесса запуска двигателя.

3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что насос (9) для смазочного средства с передачей крутящего момента связан с коленчатым валом двигателя (3) внутреннего сгорания как приводного двигателя, так что указанный по меньшей мере один насос (9) для подачи смазки приводится во вращение с помощью этого двигателя (3) внутреннего сгорания.

4. Способ по п.3, отличающийся тем, что устройство для определения пути образовано устройством (19) для измерения угла поворота коленчатого вала, с помощью которого для оценки относительного пути между фрикционными компонентами определяется пройденный угол поворота коленчатого вала с момента начала процесса запуска двигателя.

5. Способ по любому из предыдущих пунктов, отличающийся тем, что для оценки роста давления смазочного средства с помощью устройства (17) оценки результатов в зависимости от полученной суммы выбирают оценочное значение из заданного количества заранее заданных оценочных значений, образующих различные оценочные уровни, причем предпочтительно предусматривают, что количество заранее заданных оценочных значений лежит в диапазоне от 3 до 6 оценочных значений.

6. Способ по любому из предыдущих пунктов, отличающийся тем, что количество точек на диаграмме «давление-время» лежит в диапазоне от 2 до 10, предпочтительно в диапазоне от 3 до 5, или что количество точек на диаграмме «путь-время» лежит в диапазоне от 2 до 10, предпочтительно в диапазоне от 3 до 5.

7. Способ по любому из предыдущих пунктов, отличающийся тем, что эти полученные значения давления, или эти установленные значения (ϕ1, ϕ2, ϕ3) относительного пути перед их суммированием каждый раз взвешиваются с помощью весового коэффициента, причем с помощью этих весовых коэффициентов учитываются различные потенциальные повреждения в нескольких точках на диаграмме «путь-время» или в нескольких точках на диаграмме «давление-время» для повреждения установки (3) из-за слишком медленного роста давления смазочного средства.

8. Способ по любому из предыдущих пунктов, отличающийся тем, что установленное оценочное значение, в частности, долговременно и/или с возможностью считывания с помощью считывающего прибора сохраняется в запоминающем устройстве (31) устройства (17) для оценки результатов.

9. Способ по п.8, отличающийся тем, что установленное оценочное значение запоминается в запоминающем устройстве (31) за заданный промежуток времени, в частности, для заданного количества запусков двигателя, и/или что только часть оценочных значений, полученных для нескольких запусков двигателя, длительное время сохраняется в этом запоминающем устройстве (31).

10. Способ по любому из предыдущих пунктов, отличающийся тем, что установленные для нескольких запусков двигателя оценочные значения с помощью устройства (17) оценки результатов оцениваются статистически, причем предпочтительно предусматривают, что с помощью устройства (17) оценки результатов определяют частотное распределение оценочных значений, полученных для нескольких запусков двигателя, в частности, в форме гистограммы.

11. Способ по любому из предыдущих пунктов, отличающийся тем, что устройство (17) оценки результатов связано с прохождением сигнала с предупредительным сигнальным устройством (35), с помощью которого в зависимости от по меньшей мере одного оценочного значения, полученного с помощью устройства (17) оценки результатов, автоматически выдается, в частности, оптический и/или акустический предупреждающий сигнал лицу, обслуживающему установку (3).

12. Способ по любому из предыдущих пунктов, отличающийся тем, что устройство для определения давления образовано по меньшей мере одним датчиком (13) давления для измерения давления смазочного средства, причем предпочтительно предусматривают, что этот датчик (13) давления, если смотреть в направлении потока смазочного средства, расположен по потоку ниже насоса (9) для смазочного средства и по потоку выше подлежащей смазыванию области фрикционных компонентов.

13. Способ по любому из предыдущих пунктов, отличающийся тем, что дополнительно по сумме значений относительного пути, полученных во время процесса выключения двигателя, или по сумме полученных во время процесса выключения двигателя значений давления с помощью устройства (17) оценки результатов получают дополнительное оценочное значение, которое оценивает снижение давления смазочного средства во время процесса выключения двигателя.

14. Устройство для осуществления способа по любому из предыдущих пунктов, в частности, для транспортного средства, содержащее имеющий насос (9) для подачи смазки контур (5) смазочного средства для смазывания установки (3), в частности, двигателя внутреннего сгорания или автоматической коробки передач, причем насос (9) для подачи смазки приводится в действие с помощью образующего эту установку приводного двигателя (3) или приводится в действие с помощью приводного двигателя, приводящего в действие эту установку,

причем предусмотрено устройство (13) для определения давления, с помощью которого в процессе запуска двигателя определяется давление смазочного средства по меньшей мере в одной заданной области контура (5) смазочного средства,

причем предусмотрено устройство (19) для определения пути, с помощью которого во время процесса запуска двигателя определяется и/или оценивается относительный путь между подлежащими смазыванию, трущимися друг о друга фрикционными компонентами установки (3) с момента начала процесса запуска двигателя,

причем предусмотрено устройство (17) оценки результатов, с помощью которого из полученных во время процесса запуска двигателя значений (ϕ1, ϕ2, ϕ3) относительного пути или из полученных во время процесса запуска двигателя значений давления определяется оценочное значение, которое оценивает рост давления смазочного средства во время процесса запуска двигателя.

15. Транспортное средство, в частности транспортное средство хозяйственного назначения, для осуществления способа по любому из пп.1-13 и/или содержащее устройство по п.14.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для измерения тяги и реактивного момента воздушного винта и может быть использовано при разработке стендов для отработки движителей для воздушной и водной среды. Стенд для измерения тяги и реактивного момента воздушного винта и динамических характеристик воздушного винта с двигателем содержит основание и установленный с возможностью перемещения относительно основания подвижный элемент с моторной базой, на которую устанавливают двигатель с воздушным винтом, и рычагом, с которым сопряжен датчик усилия для определения реактивного момента, а также соединенный с подвижным элементом датчик усилия для измерения тяги.

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к устройствам для стендовых испытаний двигателей внутреннего сгорания (ДВС) транспортных средств с принудительным зажиганием с жидким и газообразным топливом. Сущность: система содержит испытуемый двигатель, электронный блок управления испытуемым двигателем, аналого-цифровой преобразователь, персональный компьютер с монитором, блок задания режимов работы макета двигателя, имитатор ключа зажигания, генератор-имитатор сигналов датчиков, установленных на испытуемом двигателе, модель электронного блока управления макетом двигателя с интерфейсом связи и блок управления персональным компьютером.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к технической диагностике динамической системы курсовой стабилизации (ДСКС). Сущность: осуществляют установку автомобиля на опорные ролики испытательного стенда колесами, задание тестового режима диагностирования путем разгона при помощи силовой установки автомобиля инерционных масс стенда и колес автомобиля, установленных на опорные ролики стенда, до начальной скорости срабатывания динамической системы курсовой стабилизации.

Изобретение относится к авиационным газотурбинным двигателям, а именно к способам испытаний при их создании, экспериментальной доводке характеристик опытного и промышленного экземпляров и эксплуатации. Предложен способ, включающий нормированное изменение поля температур перед и за камерой сгорания при изменении режима работы двигателя и длительной ресурсной наработке.

Изобретение относится к авиационной технике и ракетно-космической технике, а именно к разработке высокоскоростных летательных аппаратов с интегрированной силовой установкой на водородном топливе. Способ определения коэффициента полноты сгорания топлива в прямоточном воздушно-реактивном двигателе, в котором модель двигателя жестко соединяют с горизонтальной тягоизмерительной платформой.

Заявленная группа изобретений относится к контрольно-измерительной технике и может быть использована для проектирования, тестирования и диагностики блоков автоматического регулирования и контроля для систем автоматического управления сложными техническими объектами, например газотурбинными двигателями.

Предлагаемое изобретение относится к способам вибрационной диагностики механизмов периодического действия, в частности к способу вибродиагностирования газотурбинных двигателей (ГТД). Цель изобретения - повысить точность, достоверность и оперативность диагностирования ГТД на ресурсосберегающих режимах функционирования.

Предлагаемое изобретение относится к способам вибрационной диагностики механизмов периодического действия, в частности - к способу вибродиагностирования газотурбинных двигателей (ГТД). Сущность изобретения заключается в выявлении некоторых характеристик объекта, которые остаются неизменными при нормальном функционировании объекта и изменяющимися при появления дефектов.

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике, в частности, к поршневым газодинамическим установкам. Установка содержит закрепленный на фундаменте ствол с размещенными в нем свободным поршнем и установленными по концам ствола плунжерами, соединенными между собой подвижной платформой, баллон высокого давления и форкамеру, соединенную с соплом, источник модельного газа, соединенный с полостью ствола.

Изобретение относится к технике диагностирования технического состояния авиационных газотурбинных двигателей с учетом конкретных условий эксплуатации. Способ эксплуатации авиационного газотурбинного двигателя по его техническому состоянию заключается в сравнении фактической наработки двигателя и накопленной повреждаемости основных деталей двигателя на статических режимах работы с их предельно допустимыми значениями, определяемыми по результатам ресурсных испытаний на наземном стенде, и последующим определением остаточного ресурса двигателя и его основных деталей по результатам этого сравнения.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Шатунно-поршневая группа двигателя внутреннего сгорания включает стержень шатуна (2), кривошипную и поршневую головки шатуна, поршень (1) с днищем и юбку поршня, длина которой вдоль центральной оси поршня ограничена в направлении кривошипной головки (8) шатуна кромкой.
Наверх