Способ дренажного обустройства дорог

Изобретение относится к области дорожного строительства и, в частности, к устройствам ливневого водостока. При подготовке дорожного полотна к укладке по нему покрытия, по обочине, а при наличии бордюра то и под ним, устраивают подсыпку из песчано-гравийной смеси (ПГС), образуя вдоль дороги дренаж в виде траншеи, засыпанной ПГС. При установке дорожного бордюра, окаймляющего дорогу, одновременно укладывают продолговатые решетчатые ж/б элементы «доска», которые укладывают по ПГС, тем самым образуется дренажное устройство. Дорожные потоки скатываются по дорожному покрытию на обочины и через решетчатые элементы попадают в придорожный дренаж, по которому стекают по уклону, тем самым предотвращая затопление дорог. При отсутствии бордюра по обочинам дорог и улицам населенных пунктов вместо кюветов предусматривают придорожный дренаж, как и в случае с бордюром, и укладывают обрамляющие железобетонные решетчатые элементы. Для снижения интенсивности потоков устройство аккумулирующих ловушек выполняют с определенным шагом вдоль дорог в виде отсыпки из ПГС поперек дорожного покрытия на всю ширину, располагаемой в массиве дорожного основания, соответствующего объема засыпки из ПГС, на всю ширину дорожного полотна по длине 3-6 метров, глубиной около 2.0 м (по глубине промерзания при пучинистых грунтах в основании) с покрытием этой зоны решетчатыми железобетонными элементами. Изобретение позволяет снизить риск затопления дорог; загрязненные потоки воды с дорог, проходя через дренаж из ПГС, очищаются естественным образом и в реки попадают уже очищенные, а очищение самого дренажа также происходит естественным путем микробной флорой; дождевые потоки и талые воды, проходя по дренажу, интенсивно инфильтруются глубоко в почву. 4 ил.

 

Предлагаемое относится к области дорожного строительства и, в частности, связано с решением проблем ливневого водостока.

В последнее время страна, да и в мире, и в целом сталкиваются с мощными наводнениями от чрезмерных атмосферных осадков, случающихся все чаще и чаще. И мы видим, как затопляются города, не справляются с потоками ливневая канализация (зачастую, как на зло, в это время забитая и не выполняющая свою функцию в должной мере).

Известны дороги [1] (1Дороги - БСЭ, третье издание, 1972 г., г. Москва, издательство «Советская энциклопедия», т. 8, стр. 459): например, магистральные с различными покрытиями (бетонные, железобетонные, асфальтобетонные и др.) с придорожными кюветами с обеих сторон, в которые с дорог скатываются дождевые и талые воды. Такие дороги имеются и в городской застройке и даже без кюветов и без организованного ливнестока.

Известны также дорожные покрытия [2] (2Дорожная одежда (покрытие) БСЭ, то же, стр. 460) улиц городов, и как правило окаймленных по обочинам бордюром, и могут быть обустроены ливневой канализацией.

Выпадающие на дорожную поверхность осадки, скатываясь на бока, создают водяные потоки по уклону вдоль бордюра.

Если дороги обустроены (ливневой), то эти потоки сливаются в приемные колодцы ливневой канализации.

Но иногда даже не засоренный трубопровод ливневой канализации не справляется с водостоком, и дороги (проезжая часть) затопляются чрезмерно, и в зависимости от местности и рельефа это в последнее время происходит в некоторых местах все чаще и чаще.

Задачей предлагаемых технических решений является снижение пагубного воздействия этих природных катаклизмов.

Решение заключается в том, что при подготовке дорожного полотна к укладке по нему покрытия, по обочине, а при наличии бордюра то и под ним устраивается подсыпка из песчано-гравийной смеси (ПГС), образуя вдоль дороги дренаж в виде траншеи, засыпанной ПГС. Может быть в сочетании с ливневкой.

При установке дорожного бордюра окаймляющего дорогу одновременно укладываются продолговатые решетчатые ж/б элементы «доска», которые тоже укладывается по ПГС, тем самым образуется дорожное обрамление этими ж/б решетками и все это вместе, в совокупности следует считать - дренажное обустройство дорог. А дорожные потоки скатываются по дорожному покрытию на обочины и через решетки дорожного фриза попадают в придорожный дренаж и по дренажу устремляются и стекают по уклону, и тем самым спасая дороги от затопления.

Дренаж, как губка, моментально впитывает поток. Даже дренаж малого сечения (например 500*500=0,25 м2) способен впитывать осадки 10 мм, выпавших на дорогу в секунды, но дренаж можно предусматривать гораздо большего сечения. Кроме того, по мере движения водяного потока по дренажу одновременно происходит интенсивная инфильтрация в грунт, что особо ценно, т.к. оставляет воды на территории, и она попадает в реки постепенно и долгое время способствует многоводью.

А так же предлагается для возможного снижения уличных потоков устраивать по дорогам с определенным шагом (50450 м) аккумулирующие ловушки (так их можно назвать) в виде располагаемого в массиве дорожного основания, соответствующего объема засыпки из ПГС (песчано-гравийной смеси) на всю ширину дорожного полотна по длине 3-6 метров, глубиной около 2.0 м (по глубине промерзания при пучинистых грунтах в основании) с покрытием этой зоны решетчатыми железобетонными элементами (по подобию фризовых). Эти аккумулирующие ловушки устраивать по улицам примыкающим к магистралям, а так же возможно и по магистральным дорогам в совокупности с боковым фризово-дренажным обустройством при отсутствии ливневой канализации по ним.

При устройстве ловушек по второстепенным улицам, примыкающие к магистралям, водяные потоки снижаются значительно, спасая их от затопления.

Таким образом, полезность такого обустройства заключается в том, что: 1) снижается риск затопления дорог; 2) потоки по дренажу скатываются в реки и это происходит медленнее, чем по ливневой канализации, что является положительным моментом, т.к. некоторым образом снижает уровень воды в реках на момент выпадения осадков и воды из дренажа в реках оказываются гораздо позже, когда и наводнение спало; 3) кроме того, загрязненные потоки воды с дорог, проходя через дренаж из ПГС, очищаются естественным образом и в реки попадают уже очищенные, а очищение самого дренажа также происходит естественным путем микробной флорой; 4) дождевые потоки и талые воды, проходя по дренажу, интенсивно инфильтруясь глубоко в почву, и значительный объем вод остается на территориях, и это, возможно даже самое главное, повышает уровень грунтовых вод. А грунтовые воды постоянно (медленно) подпитывают реки, способствуя их многоводью; 5) наличие бокового дренажа препятствует напитываемости, при таянии снегов, грунта под полотном дороги и он всегда находится в осушенном состоянии, что позволяет отказаться от ограничений весной.

Выше обозначенное решение поясняется на рисунках:

см. фиг. 1, где поз. 1 - дорожное покрытие, поз. 2 - дорожный бордюр, поз. 3 – продолговатый дорожный железобетонный решетчатый элемент (пояс), поз. 4 - дренаж из ПГС, поз. 5 - дорожное основание, поз. 6 - растительный покров, поз. 7 - ложбинка в примыкании к бордюру.

Ложбины в примыканиях устраивать обязательно, так как они, заполняясь водой, переливаясь уже осветленной, не загрязняют дорожки и тротуары.

При устройстве дорог без бордюров можно обрамлять лишь дорожным фризом с той же целью.

См. фиг. 2, где поз. 1 - дорожное покрытие, поз. 4 - дренаж, поз. 8 - придорожный фриз, поз. 9 - одернованная обочина.

На фиг. 3 даны варианты ж/б дорожных решеток (к поз. 3, поз. 8).

Подобное можно предусматривать и вдоль тротуаров.

На фиг. 4 показана аккумулирующая ловушка в виде подсыпки из ПГС, где поз. 2 - бордюр (в плане), поз. 10 - аккумулирующая ловушка, поз. 11 - железобетонное решетчатое покрытие, поз. 12 - асфальтобетонное покрытие

Способ обустройства дорог, включающий подготовку основания полотна дороги и тротуара, укладку дорожного покрытия и, при необходимости, бордюра, отличающийся тем, что по обочине дороги вдоль ее краев со стороны проезжей части, а при выполнении бордюра вдоль него, в основании полотна дороги выполняют траншеи, которые заполняют песчано-гравийной смесью с образованием дренажа для водоотведения и инфильтрации воды вглубь почвы, при этом над траншеями укладывают железобетонные решетчатые элементы, а в массиве основания дороги на всю ширину дорожного покрытия с шагом 50-150 м выполняют аккумулирующие ловушки в виде объема засыпки из песчано-гравийной смеси, которые закрывают железобетонными решетчатыми элементами, укладываемыми поперек всего дорожного полотна.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области строительства земляных сооружений в сложных природно-климатических и инженерно-геологических условиях. Дренажная система для стабилизации дорожного полотна на протаявших слабых грунтах содержит верхнюю, нижнюю продольные траншеи и водонепроницаемый экран.

Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано при строительстве новых автомобильных и железных дорог, а также при реконструкции существующего земляного полотна (ЗП) с целью устройства дренирующих насыпей на периодических и постоянных водотоках с относительно малыми расходами воды.

Изобретение относится к области железнодорожной техники, а именно к способу, позволяющему обеспечить обособленное постоянное длительное хранение. Способ обособленного длительного хранения элементов стальных пролетных строений железнодорожных мостов из двутавровых балок заключается в том, что на ровной горизонтальной площадке размещаются на деревянных подкладках пролетные строения.

Изобретение относится к области железнодорожной техники. Способ обособленного длительного хранения, погрузки, транспортировки, выгрузки и установки металлической гофрированной водопропускной трубы заключается в том, что все элементы размещены в котловане, который представляет собой сооружение ниже уровня земли в форме прямоугольного параллелепипеда.

Изобретение относится у устройству для отведения жидкости, прежде всего водоотводному лотку. Устройство для отведения жидкости имеет направляющий участок (10) и по меньшей мере одну расположенную на конце водоотводного лотка с торцовой стороны функциональную область (11) для установки уплотнения.

Изобретение относится к области строительных работ по обустройству дорог, а именно отводу воды от основания шоссейных дорог с помощью водоотводных каналов. Представлен способ проведения работ по замене существующей водопропускной трубы, в котором производят разборку существующих оголовков старой трубы с обеих сторон.

Изобретение относится к водопропускным сооружениям. Технический результат - повышение надежности и снижение материалоемкости водопропускного сооружения.

Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано при строительстве водоотводных сооружений на автомобильных дорогах. Способ устройства водоотводного сооружения заключается в том, что канал-лоток выполняют прямоугольной формы из сборных блоков в виде отдельных секций с укороченной длиной и облегченных, соединенных в раструб, соединения их также осуществляют с помощью винт-гайка, боковые верхние концы стенок которых имеют сквозные отверстия.

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано для тепловой защиты транспортных тоннелей от образования льда. Водоотводной лоток транспортных тоннелей, выполненный в виде заключенного между гидроизоляционными пластинами блока с водоотводным руслом и бортиками и снабженного нагревательным элементом, при этом лоток дополнительно оснащен внутри русла теплоотражающим экраном, выполненным в виде желоба с сечением параболы и шириной не менее ширины поступающего потока воды, и закреплен внутри лотка по всей его длине, а нагревательный элемент расположен по центру желоба и равен половине его высоты.

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при сооружении водопропускной трубопроводной системы под насыпями. Водопропускная трубопроводная система включает трубчатый футляр, внутри которого с зазором расположена водопропускная труба, а полость между футляром и водопропускной трубой заполнена скрепляющим материалом.

Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано при строительстве новых автомобильных и железных дорог, а также при реконструкции существующего земляного полотна (ЗП) с целью устройства дренирующих насыпей на периодических и постоянных водотоках с относительно малыми расходами воды.
Наверх