Пластичная смазка



Владельцы патента RU 2764435:

Общество с ограниченной ответственностью «Инновационные технологии смазок» (RU)

Изобретение относится к пластичной смазке, применяемой для смазывания трущихся поверхностей «металл-металл» и «металл-резина», обеспечивающих надежную эксплуатацию автотормозных приборов в диапазоне температур узлов трения от минус 60°С до плюс 120°С (кратковременно до плюс 150°С) и при температуре атмосферного воздуха от минус 60°С до плюс 60°С. Пластичная смазка содержит базовое масло, литиевое мыло, образуемое в результате взаимодействия жирной карбоновой кислоты и гидроксида лития, функциональные присадки антиокислитель и ингибитор коррозии, дополнительно содержит полиэтилсилоксановую жидкость и дибутилфталат; базовое масло состоит из смеси масла гидродепарафинированного и масла синтетического в виде полиальфаолефинового масла, взятых в массовом соотношении 1,0-1,2:2,0-2,5, причём полиальфаолефиновое масло взято в массовом соотношении 3,0-3,2:0,9-1,5 к полиэтилсилоксановой жидкости, в качестве антикоррозионной присадки используют 1,2,3-бензотриазол, а в качестве антиокислительной присадки - агидодол-1, взятые в массовом соотношении 2,5-3:1-1,5, при следующем соотношении компонентов, мас.%: литиевое мыло высших жирных кислот 19–25; присадки 2–4; дибутилфталат 4–7; базовое масло остальное. Технический результат – создание смазки для узлов трения с высоким межремонтным сроком службы, с высокой механической стабильностью и с широким диапазоном температур для использования. 1 пр.

 

Изобретение относится к пластичной смазке, применяемой для смазывания трущихся поверхностей «металл-металл» и «металл-резина», обеспечивающих надежную эксплуатацию автотормозных приборов в диапазоне температур узлов трения от минус 60°С до плюс 120°С (кратковременно до плюс 150°С) и температуре атмосферного воздуха от минус 60°С до плюс 60°С.

Современные требования к пластичным смазкам для узлов трения заключаются в обеспечении возможности длительного ресурса работы таких узлов.

Известна пластичная смазка, содержащая гидроксистеариновую, ук-сусную и синтетические жирные кислоты, гидроксид бария, N-(диэтилами нометил) бензотриазол и масло синтетическое полиальфаолефиновое (см. описание изобретения к патенту Российской федерации № 2 391 386, МПК C10M 169/04 (2006.01), C10M 117/02 (2006.01), C10M 107/10 (2006.01), C10M 133/44, опубл. 10.06.2006.).

Недостатком известной смазки являются невозможность применения при более низких температурах (до минус 60°С), а также невысокие смазывающие свойства.

Известна пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения скольжения на основе углеводородного масла, содержащая литиевое мыло стеариновой и 12-оксистеариновой кислот, одновалентную окись меди, низкомолекулярный полиизобутилен, дифениламин, полиальфаолефиновое масло, а также сложный эфир пентаэритритового спирта и синтетических жирных кислот фракции С5-С9 (см. описание изобретения к патенту Российской федерации № 2 555 710, МПК C10M 169/00 (2006.01), C10M 107/10 (2006.01),

C10M 105/38 (2006.01), C10M 117/02 (2006.01), C10M 125/10 (2006.01),

C10M 133/12 (2006.01), опубл. 10.07.2015)

Недостатком известной смазки является недостаточная её механическая стабильность (предел прочности 191-230 Па) т.е. та минимальная нагрузка, при которой происходит необратимое разрушение каркаса смазки, и она ведет себя как жидкость.

Известна пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения, в которой используют следующие компоненты:- в качестве загустителя: простые и комплексные мыла щелочных, щелочноземельных и иных металлов и органических кислот различного строения (мыльный загуститель); производные мочевины (уреатный загуститель); полимеры неполярного строения (полимерный загуститель); твердые углеводороды различного строения (углеводородный загуститель) и неорганические загустите-ли различного строения (диоксид кремния и его производные, сажа, бентонитовые глины) или их смеси в любых соотношениях (см. описание изобретения к патенту Российской федерации № 2 711 022, МПК C10M 169/06 (2006.01), C10M 125/00 (2006.01), B82B 3/00 (2006.01), B82Y 40/00 (2011.01), C10N 40/00 (2006.01), C10N 30/06 (2006.01), опубл.14.01.2020).

Недостатком известной смазки является недостаточные низкотемпературные свойства, а именно работоспособность в узком диапазоне температур от минус 30 до 120°С.

Наиболее близкой к заявленной смазке является пластичная смазка ЖТ-79Л (ТУ-0254-002-01055954-01), предназначенная для смазывания автотормозных приборов локомотивов и вагонов, а так же пневмоприводов электрических аппаратов локомотивов.

Смазка для автотормозных приборов ЖТ-79Л изготовлена на основе смеси минерального изопарафинового масла и кремнийорганической жидкости или на смеси масла веретенного АУ или ВАУ и кремнийорганической жидкости, загущенной литиевым мылом стеариновой кислоты, и содержит антиокислительную присадку и пластификатор, обеспечивающий работоспособность смазки в контакте «металл - резина», а также глицерин при наличии в смазке масла веретенного АУ или ВАУ.

Смазку ЖТ-79Л применяют при температурах окружающей среды от минус 60 до плюс 120°С. Допускается кратковременное использование смазки при температуре в объеме узла трения до плюс 150°С.

Недостатком известной смазки является короткий срок службы смазки.

Технической задачей и результатом предлагаемого изобретения является создание смазки для узлов трения с высоким межремонтным сроком службы, с высокой механической стабильностью и с широким диапазоном температур для использования.

Технический результат достигается тем, что пластичная смазка содержит базовое масло, литиевое мыло, образуемое в результате взаимодействия жирной карбоновой кислоты и гидроксида лития, функциональные присадки антиокислитель и ингибитор коррозии, при этом она дополнительно содержит полиэтилсилоксановую жидкость и дибутилфталат, при этом базовое мас-ло состоит из смеси масла гидродепарафинированного и масла синтетического- полиальфаолефинового, взятых в массовом соотношении 1,0-1,2 : 2,0-2,5, причём полиальфаолефиновое масло взято в массовом соотношении 3,0-3,2 : 0,9-1,5 к полиэтилсилоксановой жидкости, в качестве антикоррозионной присадки используют 1,2,3 - Бензотриазол, а в качестве антиокислительной присадки - Агидодол-1, взятых в массовом соотношении 2,5-3:1-1,5, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

литиевое мыло высших жирных кислот 19 – 25
присадки 2 – 4
дибутилфталат 4 – 7
базовое масло остальное.

Предлагаемая пластичная смазка содержит базовое масло, состоящее из смеси масла гидродепарафинированного и масла синтетического, полиэтилсилоксановую жидкость, литиевое мыло высших жирных кислот, дибутилфталат и функциональные присадки.

Базовое масло в смазке является дисперсионной средой. От свойств дисперсионной среды зависит межремонтный срок службы узла со смазкой, работоспособность смазки при низких и высоких температурах. Это обеспечивается применением в указанном соотношении синтетического-полиальфаолефинового масла высокой вязкости в смеси с полиэтилсилоксановой жидкостью, имеющей низкую температуру застывания (до минус 80°С) и депарафинированным маслом с низкой температурой застывания (минус 45°С).

В качестве синтетического масла используют полиальфаолефиновое масло в массовом соотношении к полиэтилсилоксановой жидкости 3,0- 3,2 : 0,9-1,5, и в массовом соотношении с депарафинированным маслом 1,0-1,2 : 2,0-2,5.

Литиевое мыло - загуститель является одним из самых дешевых, и в то же время, обеспечивает достаточно высокие эксплуатационные свойства пластичным смазкам. По сравнению с другими щелочными мылами литиевые мыла имеют ряд достоинств, а именно высокие водостойкость, термостойкость и механическая стабильность.

В качестве пластификатора широкой области применения используют Дибутилфталат - дибутиловый эфир фталевой кислоты. В смазке пластификатор необходим для придания требуемой совместимости смазочного материала с эластомерами.

Антиокислительная и антикоррозионная присадки обеспечивают защиту от коррозии и окисления и, наряду с композицией базовых масел, служат для увеличения срока службы смазки.

В качестве антикоррозионной присадки смазка содержит 1,2,3 - Бензотриазол, а в качестве антиокислительной присадки -Агидодол-1.

Присадки 1,2,3-Бензотриазол и Агидол-1 используют в массовом соотношении 2,5-3:1-1,5 и подаются в смазку последовательно для достижения требуемой совместимости с эластомерами.

Смазку изготавливают путем загущения смеси высококачественных масел, а именно синтетического (полиальфаолефинового), гидродепарафинизированного и полиэтилсилоксановой жидкости литиевыми мылами жирных кислот с добавлением присадок, обеспечивающих высокие антиокислительные и антикоррозионные свойства.

Готовят смазку в реакторе, снабженном перемешивающим устройством и рубашкой для нагрева и охлаждения.

В реактор при температуре 60-70°С загружают масло гидродепарафинизированное, первую порцию масла полиальфаолефинового, полиэтилсилоксановую жидкость и расчетное количество гидроокиси лития. Далее температуру смеси поднимают до 70-80°С и порционно добавляют расчетное количество жирных кислот.

При дальнейшем подъеме температуры до 95-100°С идёт процесс нейтрализации. Далее загружают вторую порцию масла полиальфаолефинового. Реакционную смесь термообрабатывают в два этапа: при температуре 170 °С и 215°С. Далее при охлаждении реакционной смеси до 130°С добавляют антикоррозионную присадку, и при температуре 80-90 °С, загружают антиокислительную присадку и дибутилфталат.

В конце процесса при температуре 80-90°С производят гомогенизацию смазки, используя отдельный аппарат – миксер-гомогенизатор, в котором получают однородную структуру смазки.

Зимой при отрицательных температурах при заборе воздуха в тормозную пневмосистему, который подвергается резкому сжатию до 0,9 МПа и в условиях высокой относительной влажности сопровождается выделением водного конденсата с образованием ледяных бляшек, которые накапливаются в тормозном оборудовании.

При перемещении поршня по цилиндру эти бляшки попадают под резиновую уплотнительную манжету, что приводит к нарушению герметичности тормозного прибора.

Предлагаемая смазка при работе зимой предотвращает влияние образующегося в тормозных приборах льда на процесс торможения.

Заявляемая смазка успешно прошла испытания в ОАО «Ритм» ТПТА, являющемся одним из ведущих производителей автотормозных приборов. Работоспособность смазки проверяли на тормозном цилиндре и воздухораспределителе.

Цилиндр тормозной 6571А, на рабочие поверхности которого была нанесена смазка, сохранил работоспособность при температуре окружающего воздуха минус 60оС после совершения им 300 000 циклов «торможение-отпуск», что по результатам проведенных испытаний соответствует требованиям ГОСТ 31402-2013 по проверяемым параметрам. Увеличение безотказной работы тормозного цилиндра до 300 000 циклов позволяет обеспечить межремонтный срок службы не менее 8 лет, что соответствует требованиям, предъявленным к инновационному тормозному оборудованию.

На этом же предприятии, были проведены индивидуальные, ресурсные испытания и испытания на работоспособность при нижнем и верхнем значениях рабочих температур. Главная и магистральная части воздухораспределителя выдержали испытания:

-на соответствие требованиям ТУ 3184-017-10785350-2013;

-ресурсные;

-на работоспособность при верхнем и нижнем предельных значениях рабочих температур.

Пластичная смазка, содержащая базовое масло, литиевое мыло, образуемое в результате взаимодействия жирной карбоновой кислоты и гидроксида лития, функциональные присадки: антиокислитель и ингибитор коррозии, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит полиэтилсилоксановую жидкость и дибутилфталат, при этом базовое масло состоит из смеси масла гидродепарафинированного и масла синтетического полиальфаолефинового, взятых в массовом соотношении 1,0-1,2:2,0-2,5, причём полиальфаолефиновое масло взято в массовом соотношении 3,0-3,2:0,9-1,5 к полиэтилсилоксановой жидкости, в качестве антикоррозионной присадки используют 1,2,3-бензотриазол, а в качестве антиокислительной присадки - агидодол-1, взятые в массовом соотношении 2,5-3:1-1,5, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

литиевое мыло высших жирных кислот 19–25
присадки 2-4
дибутилфталат 4-7
базовое масло остальное



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к способу получения жирового солидола. 1/2 части массы отработанного очищенного моторного масла смешивают с нерафинированным растительным маслом подсолнечника, нагретого до 60-80°С, и прибавляют известковое молоко, омыляют при температуре 95-100°С в течение не менее 1 часа, впоследствии прибавляют оставшуюся 1/2 части отработанного моторного масла.

Изобретение относится к составу смазочных материалов, применяемых в гидравлических системах сельскохозяйственной техники. Смазочная композиция для гидравлических систем сельскохозяйственной техники, содержащая рапсовое масло, отличающаяся тем, что дополнительно содержит в качестве противоизносной и антиокислительной присадки присадку ДФ-11, в качестве противозадирной присадки - присадку ЭФО, в качестве антифрикционной добавки мелкодисперсный графит, в качестве противопенной присадки присадку ПМС-200А, при следующем соотношении компонентов по массе: ДФ-11 - 3…4%; ЭФО - 3…4%; мелкодисперсный графит - 4…5%, ПМС-200А - 0,003…0,004%, рапсовое масло - до 100%.

Настоящее изобретение раскрывает возможности композиции смазочного масла для гидравлических приводов, обеспечивающей превосходную безопасность, и обладающей электрической проводимостью, предотвращающей образование помех, оказывающих неблагоприятное воздействие на устройства, содержащие гидравлические контуры, оборудованные электронными устройствами управления системой клапанов.

Изобретение относится к созданию композиции высокотемпературного синтетического масла для малогабаритных теплонапряженных газотурбинных двигателей, в том числе - с замкнутой системой смазки, работоспособного в широком диапазоне температур от минус 70°С до 300°С. Сущность: синтетическое масло содержит, мас.%: олигодиметил(γ-трифторпропил)силоксановая жидкость - 91,0-98,0; высокотемпературная комплексная антиокислительная присадка - 2,0-9,0.
В настоящем изобретении предложена смазочная композиция для подшипников, содержащая базовое масло и, в качестве загустителя, комплексное кальциевое мыло, в которой использованы карбоновые кислоты, образующие вышеуказанное комплексное кальциевое мыло, неразветвленные замещенные или незамещенные С18-22 высшие жирные кислоты, ароматические монокарбоновые кислоты с замещенными или незамещенными бензольными кольцами и неразветвленные насыщенные С2-4 низшие жирные кислоты, причем вышеуказанные неразветвленные замещенные или незамещенные С18-22 высшие жирные кислоты включают бегеновую кислоту, и количество используемой бегеновой кислоты как массовое отношение к общему количеству вышеупомянутых неразветвленных замещенных или незамещенных С18 - 22 высших жирных кислот составляет от 25 до 70 мас.%.
Изобретение относится к защитным антикоррозионным составам, представляющим собой ингибированные пленкообразующие нефтяные составы, предназначенные для защиты от коррозии днищ автотранспортных средств. Задача защитного антикоррозионнного материала образовать защитную пленку, которая должна выполнять две функции, предотвращать появление коррозии на металлических поверхностях, а также иметь высокую механическую прочность и абразивную стойкость к ударам песка и гравия, не позволяя оставлять царапины на поверхности.

Изобретение относится к смазочным составам и может быть использовано при обработке узлов трения машин и механизмов, в частности тяжело нагруженных узлов трения, таких как пара «колесо-рельс», для уменьшения шумового эффекта, возникающего, например, при торможении поезда, а также при торможении вагонов рельсовыми тормозами при маневрировании на сортировочных горках.

Изобретение относится к смазочным маслам, обладающим противоразлагающими и/или самовосстанавливающими свойствами. Описано смазочное масло, содержащее: базовое масло и противоразлагающую добавку, содержащую нанокапсулы, имеющие средний размер частиц, составляющий от 1 до 500 нм; при этом нанокапсулы имеют ядро из нейтрализующего материала и полимерную оболочку, выполненную с возможностью высвобождения нейтрализующего материала в кислотной среде, причем оболочка содержит пиридинсодержащий полиуретан, пиридинсодержащую полимочевину, и нейтрализующий материал содержит С10-20 амин, С10-20 спирт или их комбинацию.

Настоящее изобретение относится к применению композиции консистентной смазки в качестве смазки для проволочных канатов и является: (i) композицией гибридной консистентной смазки на основе комплекса сульфоната кальция, содержащей базовое масло, по меньшей мере одну сверхосновную кальциевую соль органической сульфоновой кислоты, по меньшей мере один комплексообразующий агент и карбонат кальция, имеющий кальцитовую структуру, или (ii) композицией гибридной консистентной смазки на основе кальциевого комплекса, содержащей базовое масло, по меньшей мере одно кальциевое мыло по меньшей мере одной жирной кислоты, включающей жирную гидроксикислоту, и по меньшей мере один комплексообразующий агент, или (iii) смесью (i) и (ii), при этом композиция консистентной смазки согласно (i), (ii) и (iii) содержит в каждом случае 10–50 мас.

Настоящее изобретение относится к гидравлической жидкости, предназначенной для самолета. Жидкость содержит от 0,5 до 20 мас.% сложного полиэфира и не менее 50 мас.% базового компонента – эфира фосфорной кислоты в пересчете на массу гидравлической жидкости.

Настоящее изобретение относится к гидравлической жидкости, предназначенной для самолета. Жидкость содержит от 0,5 до 20 мас.% сложного полиэфира и не менее 50 мас.% базового компонента – эфира фосфорной кислоты в пересчете на массу гидравлической жидкости.
Наверх