Устройство гидроакустического обнаружения с возобновляемым источником электропитания

Изобретение относится к области морской техники, в частности к морским автономным устройствам обнаружения надводных и подводных целей, и имеет возможность пополнять электроэнергию в процессе эксплуатации. Предложено устройство гидроакустического обнаружения с возобновляемым источником электропитания, которое состоит из корпуса (7), в котором расположены автономный электрический источник (9) и электрогенератор (8), корпус (7) выполнен в виде цилиндра герметичного в верхней части, внутри корпуса расположены приборы системы гидроакустического обнаружения (4), система глобальной спутниковой навигации ГЛОНАСС (3), система связи и управления (6) с антенной (2) в герметичном радиопрозрачном колпаке (1), выпускной воздушный клапан с датчиком давления (5), на роторе электрогенератора жестко закреплен винтовой пропеллер (12), установленный в боковом вырезе (13) корпуса, ниже расположены гидрофоны системы гидроакустического обнаружения (10), в нижней части корпуса имеется отверстие, к которому присоединена труба (11) меньшего диаметра с грузом (15) и вырезами (14) на конце. Использование предложенного устройства гидроакустического обнаружения позволит длительное время осуществлять контроль водного пространства в прибрежной зоне, в проливах и экономической зоне нашей страны, предотвратить несанкционированное проникновение и проход в особых зонах (Северный морской путь), ведение незаконной хозяйственной деятельности. 2 ил.

 

Изобретение относится к области морской техники, в частности к морским автономным устройствам обнаружения надводно/подводных целей, и имеет возможность пополнять электроэнергию в процессе эксплуатации.

Известно заглубленное буйковое гидроакустическое устройство (RU 2241630 от 09.04.2003 г), содержащее буй, установленный с помощью подвеса на якоре, контейнер с аппаратурой и антенну, буй выполнен в виде катамарана из двух частей, связанных между собой жестким каркасом, между этими частями размещен контейнер с аппаратурой, соединенный с буем посредством узла стыковки, антенна жестко закреплена на контейнере, а буй соединен с подвесом посредством не менее четырех связей, каждая из которых закреплена на частях буя.

Недостатком этого устройства является большой снос буя подводными течениями и, как результат, вертикальные перемещения антенны и большой угол ее наклона вследствие того, что буй имеет большую парусность. Уменьшение сноса за счет увеличения силы плавучести малоэффективно, так как при увеличении объема буя увеличивается и его парусность.

Известен мобильный гидроакустический буй-маяк (RU 2709058 от 07.06.2018 г), включающий источник тока, аппаратуру управления, всплывающий поплавок с антенной и приемником спутниковой системы навигации типа ГЛОНАСС и аппаратурой приема и излучения гидроакустических сигналов, мобильный гидроакустический буй-маяк размещается в отдельном модуле автономного необитаемого подводного аппарата, имеющего бортовую систему управления, устройства связи и навигации, энергосиловую установку с источником энергии и двигателем, движитель, приводы рулевых машинок и наружное оперение с рулями, дополнительно модуль оборудуется устройством отделения всплывающего поплавка с антенной от подводного аппарата и возвращения его обратно с приводом и катушкой с кабелем, связывающим приемник спутниковой системы навигации, расположенной в поплавке с антенной, с аппаратурой управления буя, а также устройством распознавания сигналов запроса своих сил для разрешения передачи запрашиваемой ими информации, шифратором, преобразующим информацию для предотвращения ее восстановления в случае перехвата посторонними объектами и дешифратором, осуществляющим обратное преобразование информации, вычислительным устройством и датчиками гидростатического и гидродинамического давления, служащими для расчета скорости дрейфа мобильного гидроакустического буя-маяка при его покладке на грунт, направления и величины горизонтального сноса поплавка относительно точки постановки.

Недостатком этого устройства является необходимость обеспечения работы устройства надводными или подводным плавсредствами, при этом мобильный гидроакустический буй-маяк зависит от погодных условий. Требуется постоянное сопровождение для обработки получаемой информации и питания технических устройств.

Наиболее близкой по технической сущности к заявленному изобретению является энергетическая установка для автономного электропитания морских устройств в районах со сложной ледовой обстановкой (RU 2655182 от 08.02.2017 г), содержащая буй, оборудованный блоком управления и модулями связи и навигации, автономный электрический источник и электрогенератор, ротор которого жестко соединен с лопастным колесом, электрогенератор помещен в полый вертикальный цилиндрический корпус энергетической установки, имеющий расширение в нижней и верхней части, на внешней стороне, вверху корпуса расположена воздушная емкость с регулирующим клапаном, в нижней части корпуса расположен герметичный баллон, оборудованный запирающим клапаном и гидронасосом, корпус снабжен верхним и нижним концевыми выключателями и свободно прикреплен к буйрепу, буйреп соединяет буй с блоком автономного электрического источника и электронных модулей аппаратуры обнаружения, внутри буйрепа проложен электрический кабель, соединяющий блок автономного электрического источника с электропотребителями буя, электрогенератор кабелем соединен с блоком автономного электрического источника через сматывающее устройство.

Недостатком этого устройства является наличие подвижных механических устройств, концевых выключателей, ограниченный ресурс работы которых снижает надежность конструкции, ограниченное использование в арктических районах и в период низких температур.

Задачей изобретения является создание устройства гидроакустического обнаружения с энергетической установкой для длительного автономного электропитания морских устройств в малонаселенных районах и районах со сложной ледовой обстановкой.

Требуемый технический результат достигается тем, что устройство гидроакустического обнаружения, с возобновляемым источником электропитания состоит из корпуса (7), в котором расположен автономный электрический источник (9) и электрогенератор (8), корпус (7) выполнен в виде цилиндра герметичного в верхней части, внутри корпуса расположены приборы системы гидроакустического обнаружения (4), система глобальной спутниковой навигации ГЛОНАСС (3), система связи и управления (6) с антенной (2) в герметичном радиопрозрачном колпаке (1), выпускной воздушный клапан с датчиком давления (5), на роторе электрогенератора жестко закреплен винтовой пропеллер (12), установленный в боковом вырезе корпуса (13), ниже расположены гидрофоны системы гидроакустического обнаружения (10), в нижней части корпуса имеется отверстие, к которому присоединена труба (И) меньшего диаметра с грузом(15) и вырезами(14) на конце.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где на Фиг. 1 представлено устройство гидроакустического обнаружения, с возобновляемым источником электропитания состоящее из:

1 - радиопрозрачный колпак;

2 - антенны;

3 - приборы системы глобальной спутниковой навигации ГЛОНАСС;

4 - приборы системы гидроакустического обнаружения;

5 - выпускной воздушный клапан с датчиком давления;

6 - система связи и управления;

7 - корпус;

8 - электрогенератор;

9 - автономный электрический источник;

10 - гидрофоны системы гидроакустического обнаружения;

11 - труба;

12 - винтовой пропеллер на роторе электрогенератора;

13 - боковой вырез корпуса;

14 - вырезы в нижней части трубы;

15 - груз.

На Фиг. 2 представлено направление движение воды в устройстве гидроакустического обнаружения с возобновляемым источником в процессе эксплуатации.

Перед началом эксплуатации устройства гидроакустического обнаружения с возобновляемым источником электропитания необходимо провести ряд подготовительных операций. Предварительно производится сборка: в корпус (7) устанавливаются все приборы и устройства, на корпусе (7) устанавливаются гидрофоны системы гидроакустического обнаружения (10), присоединяется труба (11) выполненная из полимерных материалов и имеющая небольшой вес. Сечение трубы (11) рассчитывается и зависит от глубины в районе установки и мощности электрогенератора (8). В заданной точке моря (водоема) с учетом системы глобального позиционирования ГЛОНАСС производится постановка конструкции устройства. На грунт опускается нижняя часть трубы (11) с вырезами (14) для работы возобновляемого источника электропитания и грузом (15) для закрепления нахождения устройства в данной точке.

После погружения устройства гидроакустического обнаружения с возобновляемым источником электропитания в воду, вода, поднимаясь по трубе (7), заполняет свободное пространство и сжимает воздух, находящийся внутри корпуса (7), который выполнен в виде цилиндра с герметичной верхней частью. Этот запас воздуха создает положительную плавучесть корпусу (7) устройства и придает ему вертикальное положение. Для работы устройства гидроакустического обнаружения с возобновляемым источником электропитания необходимо, чтобы уровень воды внутри корпуса поднимался выше жестко закрепленного на роторе электрогенератора винтового пропеллера (12), расположенного в боковом вырезе корпуса (13), для этого необходимо сбросить избыточное давление воздуха внутри корпуса (7), для чего, после срабатывания датчика давления (5) система управления вырабатывает команду на открытие воздушного клапана (5) и стравливает избыточный воздух до срабатывания датчика давления (5). Устройство готово к работе.

Изобретение работает следующим образом: первоначально происходит запуск возобновляемого источника электропитания для обеспечения электроэнергией потребителей, для чего по команде системы связи и управления (6), за счет энергии автономного электрического источника (9) запускается электрогенератор (8), вращающий винтовой пропеллер(12), жестко закрепленный на его роторе.

Пропеллер (12) имеет лопасти минимальной ширины. Для воды достаточно ширины лопасти всего в 2 см. При такой ширине будет минимальное сопротивление и максимальная скорость вращения. Такая ширина лопастей выбиралась для скорости потока 0.8-2 метра в секунду. При больших скоростях, возможно, оптимальны другие размеры. Пропеллер движется не за счет давления воды, а за счет возникновения подъемной силы. Так же как крыло самолета. Лопасти пропеллера движутся поперек потока, а не увлекаются потоком в направлении течения. Такой вариант сравнительно прост в изготовлении, требует минимальных расчетов и реализуется при минимальных затратах, имеет высокий КПД, прост в настройке и эксплуатации.

Вращение винтового пропеллера (12) задает направление движению воды через вырезы в нижней части трубы (14) где вода находится под высоким давлением столба воды над ней. Поднимаясь по трубе (И) вода попадает в корпус (7) и через боковой вырез корпуса (13) выдавливает воду из устройства в слой с более низким давлением. После запуска по команде системы связи и управления(б) электрогенератор(8) переводится в режим генерации электроэнергии для обеспечения потребностей систем и приборов и пополнения запасов электроэнергии в автономном электрическом источнике.

В работу включается система гидроакустического обнаружения (4), гидрофоны системы гидроакустического обнаружения (10) осуществляют поиск в пассивном режиме. При обнаружении подводно/надводной цели система связи и управления (6) осуществляют передачу на пункт управления по радиоканалу информации о факте обнаружения, координаты устройства и спектрограмму шумов обнаруженной цели для ее классификации. Для получения более точных координат цели система гидроакустического обнаружения (4) может использоваться и в активном режиме.

Для эффективного обнаружения целей в заданных районах необходимо использование нескольких устройств гидроакустического обнаружения с возобновляемым источником электропитания с пересекающимися зонами гидроакустического обнаружения.

Использование устройств гидроакустического обнаружения с возобновляемым источником электропитания позволит длительное время осуществлять контроль водного пространства в прибрежной зоне, в проливах и экономической зоне нашей страны, предотвратить несанкционированное проникновения и проход в особых зонах (Северный морской путь), ведение незаконной хозяйственной деятельности.

Устройство гидроакустического обнаружения с возобновляемым источником электропитания, содержащее корпус, в котором расположены автономный электрический источник и электрогенератор, отличающееся тем, что герметичный в верхней части корпус выполнен в виде цилиндра, где расположены приборы системы гидроакустического обнаружения, система глобальной спутниковой навигации ГЛОНАСС, система связи и управления с антенной в радиопрозрачном колпаке, выпускной воздушный клапан с датчиком давления, на роторе электрогенератора жестко закреплен винтовой пропеллер, установленный в боковом вырезе корпуса, ниже расположены гидрофоны системы гидроакустического обнаружения, к отверстию в нижней части корпуса присоединена труба меньшего диаметра с грузом и вырезами на конце.



 

Похожие патенты:

Использование: в области электротехники. Технический результат - обеспечение электрической энергией подводного аппарата без ограничения скорости и дальности его передвижения.

Изобретение относится к энергетике, а именно к возобновляемым источникам электрической энергии. Волновая установка для выработки электричества состоит из рамы 1, лопастного колеса 4, оси крепления 2 колеса 4, ведущего профилированного колеса с зубьями, ведомого профилированного колеса 5 с зубьями, редуктора 6, генератора 7, шарнира 8, к которому крепится рама 1, опорной стойки, поплавков 11, лебедочного устройства 10, устройства 12 для отвода потока воздуха от колеса 4, осуществляющих движение в верхнем положении в направлении встречного воздушного потока, закрепленного на раме 1.

Изобретение относится к устройству для отбора энергии волн. Устройство содержит плавучую платформу (2), цилиндр (1) и поршень (5) со штоком (6), соединенным со швартовочным элементом (10).

Изобретение относится к гидроэнергетике и может быть использовано для увеличения эффективности преобразования энергии морских волн и приливов-отливов. Плавучая волновая электростанция содержит два понтона 1 с дугообразными бортами и со сквозными поперечными отверстиями 3 с размещенными в них турбоагрегатами 4, жестко скрепленных между собой посредством распоров.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к средствам для умерения качки. Предложено демпфирующее устройство для конструкции, выполненной с возможностью раскачивания с первого борта на второй (противоположный) борт, содержащее по меньшей мере одну промежуточную камеру (17), расположенную между первым и вторым бортами, первый и второй боковые резервуары (15а, 15b), сообщающиеся с промежуточной камерой (камерами) для обеспечения впуска и выпуска жидкости, каждый из которых содержит стенку (19), ограничивающую их снаружи, и которые расположены по направлению к двум концам промежуточной камеры, причем каждый боковой резервуар содержит верхнюю секцию, расположенную с возможностью приема жидкости, поступающей из промежуточной камеры, по существу, в ее продольном направлении (17а), и нижнюю секцию, которая сообщается с верхней секцией, причем каждая из верхней и нижней секций сообщается с промежуточной камерой (камерами) для впуска и выпуска жидкости, и каждый канал сообщения между верхней секцией соответствующего бокового резервуара и промежуточной камерой расположен так, что обеспечена возможность входа жидкости, направляемой промежуточной камерой, в указанный боковой резервуар, по существу, в тангенциальном направлении.

Изобретение относится к области морской техники, в частности к морским автономным устройствам, предназначенным для исследования мирового океана на различных глубинах. Предложена энергетическая установка для автономного электропитания морских устройств, содержащая буй с блоком управления и модулями связи и навигации, автономный электрический источник и электрогенератор, ротор электрогенератора жестко соединен с лопастным колесом, сам электрогенератор помещен в полый вертикальный цилиндрический корпус, имеющий расширение в нижней и верхней части, на внешней стороне вверху корпуса расположена воздушная емкость с регулирующим клапаном, в нижней части корпуса расположен герметичный баллон с запирающим клапаном и гидронасосом, корпус снабжен верхним и нижним концевыми выключателями и свободно прикреплен к буйрепу, буйреп соединяет буй с блоком автономного электрического источника и электронных модулей аппаратуры обнаружения, внутри буйрепа проложен электрический кабель, соединяющий блок автономного электрического источника с электропотребителями буя, электрогенератор кабелем соединен с блоком автономного электрического источника через сматывающее устройство.

Изобретение относится к устройствам, преобразующим энергию морских волн в потенциальную энергию воды и в конечном итоге - в электрическую энергию, и может использоваться в качестве основного или дополнительного источника питания электроэнергией объектов в открытом море или береговых потребителей. Устройство для преобразования энергии морских волн в электрическую, содержащее преобразователь энергии волн с шарнирно установленным рычагом, насос, связанный с рычагом и сообщенный со сборником воды, подаваемой в гидротурбину, вращающую генератор.

Изобретение относится к отрасли морской энергетики и предназначено для извлечения электрической энергии из морских волн, ветра и столба жидкости над гидротурбиной. Гидроэлектростанция включает камеру 1, в которой размещены гидротурбина 2 двустороннего действия, гидрогенератор 3, всасывающий и напорный трубопроводы 4 и 7 и емкость 8, установленную на дне 16 моря.

Изобретение относится к устройствам преобразования энергии морских волн в электрическую энергию. Поплавковая волновая электростанция содержит корпус с камерами, заполненными жидкостью и соединенными каналом, два поплавка, расположенные симметрично относительно его оси, турбину, расположенную в канале на одной оси с электрогенератором и связанную с ним.

Изобретение относится к электрогенераторному устройству от океанской волны. .

Изобретение относится к системе защиты территориальных и внутренних морских вод от несанкционированного проникновения. Система содержит мобильные газогенераторные установки (ГГУ) снижения плавучести судов-нарушителей, соединенные системой кодированной связи (СКС) с мобильным наземным пунктом управления (НПУ).
Наверх