Способ оценки свойств внимания у детей

Изобретение относится к медицине, а именно к психофизиологии и предназначено для ранней диагностики расстройств функций внимания у детей. Проводят невербальный инструктаж, после которого испытуемому предъявляют последовательность визуальных стимулов в виде серии из сменяющих друг друга в случайном порядке неподвижных цветных полей. Испытуемый реагирует нажатием на одну из цветных кнопок на пульте. Причем цвет кнопок на пульте изменяют с каждым последующим визуальным стимулом. Определяют медиану скорости реагирования, количество ошибок, наличие повторов в реагировании при предъявлении последующего стимула, время реакции и количество ошибок в первой и второй половинах тестирования, по которым оценивают концентрацию внимания, его переключаемость и устойчивость. Способ обеспечивает оценку концентрации внимания, его переключаемости и устойчивости у испытуемых детского возраста как интеллектуально сохранных, так и с интеллектуальной недостаточностью и нарушенными социальными контактами. 4 з.п. ф-лы, 1 табл., 1 пр.

 

Изобретение относится к психофизиологии и предназначено для ранней диагностики расстройств функций внимания у детей. Изобретение позволяет оценивать свойства внимания у испытуемых с раннего детского возраста - начиная с 2 лет, а также у испытуемых с умственной отсталостью, задержкой психоречевого развития, при СДВГ, сенсорной алалии, аутизме.

Из уровня техники известен ряд психологических тестов, в которых по количеству ошибок распознавания предъявляемых стимулов судят о различных характеристиках внимания (Психологическое тестирование интенсивности и избирательности внимания. http://www.effecton.ru/11.html)[1]. Известные тесты требуют определенного уровня развития вербальных навыков, арифметических навыков, навыков пространственного мышления, поэтому ограничены в использовании для испытуемых раннего детского возраста или с нарушениями развития.

Известен способ оценки дефицита внимания человека (Патент РФ 2672368, МПК А61В 5/16, опубл. 14.11.2018)[2], заключающийся в том, что испытуемому предъявляют с увеличивающимся контрастом набор стимулов из геометрических фигур, состоящий из треугольника, квадрата и круга и их сочетаний, посредством монитора, расположенного перед испытуемым, при этом испытуемому задают положительный стимул для узнавания - треугольник, квадрат либо круг, при предъявлении набора стимулов испытуемый нажимает на пульте кнопку "ДА" или кнопку "НЕТ", соответственно для положительного или отрицательного ответа на предъявленные стимулы, при этом оценивают количество ошибок, среднее время реакции, минимальное время реакции и максимальное время реакции, по которым производится расчет дефицита внимания по предложенной формуле. Известный способ позволяет оценить различные свойства внимания, однако неприменим к испытуемым раннего детского возраста, а также к испытуемым, имеющим нарушения в понимании обращенной речи и социальном контакте, поскольку предполагает использование вербальной инструкции, успешность усвоения которой напрямую влияет на успешность прохождения теста. Использование в известном способе визуальных стимулов - геометрических фигур в виде квадрата, круга, треугольника, а также условия положительных и отрицательных реакций, требуют наличия у испытуемых навыков пространственного мышления при восприятии геометрических фигур, что также не позволяет применять данный способ для указанной выше группы испытуемых.

Известен психофизический способ оценки работоспособности оператора (патент РФ 2546090, МПК А61В 5/16, опубл. 10.04.2015) [3]. Оператору в случайном порядке предъявляют одинаковые по характеристикам стимулы и регистрируют время сенсомоторной реакции нажатием на кнопку. Предъявляют различающиеся по цвету и длительности свечения зрительные стимулы в виде цветовых пятен, перемещаемых по дискретным позициям на экране нейтрального фона с остановками, при этом длительность свечения пятен характеризуется первой и второй, увеличенной относительно первой, длительностью. В известном способе регистрируют время реагирования только на предъявление пятна с увеличенной длительностью посредством нажатия на кнопку, соответствующую цвету текущего пятна, определяют число ошибок, среднеарифметическое время реагирования на сигналы за весь тест, по которым оценивают работоспособность оператора. Известный способ нацелен на определение концентрации внимания и позволяет оценить наличие или отсутствие утомления в момент прохождения теста, на основании чего определяется работоспособность, однако в силу своего функционала (длительность, фиксированный порядок предъявления цветов) не позволяет делать выводы об истощаемости и застреваемости внимания. Фиксированный порядок предъявления цветов создает вероятность запоминания ответов, статичность цветов кнопок для реагирования также повышает вероятность запоминания и шаблонности ответов. Способ неприменим для испытуемых с нарушениями психоречевого развития или нарушениями социального контакта, поскольку успешность его выполнения зависит от развитости вербальных навыков испытуемого, которому требуется понять и усвоить инструкцию.

Из уровня техники известно предъявление испытуемым детского возраста визуальных стимулов различных цветов - в виде цветных кубиков (Лях, Н. О. Диагностические задания на выявление знания детьми основных цветов и форм, умения их классифицировать в соответствии с заданными признаками и задания на цвето- и форморазличение / Н. О. Лях. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - №47 (285). - С.35-37. - URL: https://moluch.ru/archive/285/64394/ (дата обращения: 02.07.2021)[4]. Однако известная методика направлена на оценку когнитивных способностей ребенка - в частности, для диагностики сформированности у ребенка представлений о цвете - и не обладает функционалом для оценки свойств внимания. Кроме того, методика содержит вербальную инструкцию, предполагает диалог испытуемого с диагностом - не подходит для работы с детьми, не понимающими обращенную речь и имеющими нарушения социальных контактов.

Задача изобретения заключается в создании способа оценки различных свойств внимания, доступного для применения с раннего детского возраста, а также для испытуемых с когнитивными нарушениями, в том числе при задержках психоречевого развития, умственной отсталости, специфических расстройствах речи (например, сенсорной алалии), а также при нарушениях социального взаимодействия.

Технический результат, достигаемый изобретением, заключается в обеспечении валидности способа оценки концентрации внимания, его переключаемости и устойчивости у испытуемых детского возраста как интеллектуально сохранных, так и с интеллектуальной недостаточностью и нарушенными социальными контактами.

Для достижения технического результата предлагается способ оценки свойств внимания у детей, состоящий в предъявлении испытуемому визуальных стимулов посредством экрана, расположенного перед испытуемым, реагировании на стимул нажатием на цветную кнопку; определении времени реакции, а также количества ошибок посредством управляющего модуля, отличающийся тем, что с испытуемым проводят невербальный инструктаж, после которого предъявляют последовательность визуальных стимулов, притом, что в качестве визуального стимула испытуемому предъявляют серию из сменяющих друг друга в случайном порядке неподвижных цветных полей; испытуемый реагирует нажатием на одну из цветных кнопок на пульте, причем цвет кнопок на пульте изменяют с каждым последующим визуальным стимулом, определяют медиану скорости реагирования, количество ошибок, наличие повторов в реагировании при предъявлении последующего стимула, время реакции и количество ошибок в первой и второй половине тестирования, по которым оценивают концентрацию внимания, его переключаемость и устойчивость.

Способ может включать стимулирующие заинтересованность испытуемого визуальные блоки.

Способ может включать предъявление серии из 100 сменяющих друг друга цветных полей.

Способ может включать реагирование испытуемого в виде нажатия на одну из трех кнопок красного, зеленого или синего цвета.

Способ может включать изменение цвета поля на экране и цвета кнопок на пульте после правильной реакции испытуемого.

Заявляемый способ может быть осуществлен посредством устройства для определения свойств внимания, включающего управляющий модуль с устройством для отображения визуальной информации, в качестве которых могут быть использованы персональный компьютер, планшет, смартфон с программой, управляющей предъявлением визуальных стимулов, регистрирующей время реакции и оценивающей ее правильность либо ошибочность.

Устройство также содержит пульт, соединенный с управляющим модулем, посредством беспроводной связи либо через USB-кабель. Пульт изготовлен на микросхеме Arduino Nano v 3.0. На пульте расположены кнопки, способные по команде управляющего модуля принимать любой заданный программой цвет посредством встроенных в корпусы кнопок RGB-светодиодов, а также отправлять управляющему модулю сигнал о каждом нажатии кнопки.

Для оценки свойств внимания испытуемому предъявляются случайным образом сменяющие друг друга на экране цветные поля, реагирование испытуемого заключается в нажатии на пульте кнопки, цвет которой должен совпадать с представленным на экране цветом. Каждое следующее поле появляется на экране только после нажатия испытуемым кнопки на пульте, притом, что цвет кнопок на пульте меняется случайным образом после нажатия на кнопку и не имеет закономерной последовательности. При этом цвет одной из кнопок всегда соответствует предъявляемому цветному полю. В частном случае изменение цвета поля на экране и цвета кнопок на пульте происходит только после каждой правильной реакции испытуемого. У детей с когнитивными нарушениями предпочтительнее использовать данный вариант, т.к. это исключает нецеленаправленные нажатия кнопок. Правильная реакция испытуемого заключается в нажатии на пульте кнопки того же цвета, что предъявлена на экране.

Началу работы по оценке свойств внимания предшествует инструкция - ознакомительный блок, в котором испытуемый может попробовать давать ответы (реакции) на предъявляемые цветные поля. Важным является невербальность инструктажа испытуемых, что позволяет применять заявленный способ у испытуемых с нарушениями психоречевого развития, с сенсорной алалией и социальных контактов (детским аутизмом).

Валидность способа оценки свойств внимания указанных групп детей - то есть измерение именно тех свойств, для которых он предназначен (а именно концентрации внимания, его устойчивости и переключаемости) - достигается за счет того, что в способе в качестве обязательного условиях его использования не требуются развитые когнитивные навыки, а также навыки социального взаимодействиям - таким образом, заявляемый способ направлен непосредственно на определение свойств внимания, исключая факторы, ограничивающие условия его применения.

Так невербальность инструктажа вместе с простотой визуального стимула в виде неподвижного цветного поля, распознавание которого не требует развитых вербальных, арифметических навыков, навыков пространственного мышления, реагирование в виде нахождения соответствующего цвета кнопки на пульте позволяют использовать заявленный способ для оценки внимания у испытуемых с раннего детского возраста, как интеллектуально сохранных, так и с интеллектуальной недостаточностью и нарушениями социального контакта. Последнее особенно важно, т.к. для применения существующих методик необходимо вступить в контакт с ребенком, что невозможно или крайне затруднено при детском аутизме. Случайный порядок смены цветов полей на экране и цветов кнопок на пульте делают невозможным запоминание и шаблонность ответов, каждый стимул требует сосредоточенности внимания испытуемого, что создает возможность определять заявленным способом различные свойства внимания (концентрацию, устойчивость, переключаемость).

Способ может включать серию из 100 последовательных заданий (предъявлений цветных полей) или иное количество заданий. Время выполнения заданий составляет от 3 до 10 минут.

В процессе тестирования регистрируются общее время тестирования, скорость реакций, цвет правильно и неправильно нажатых кнопок в сравнении с цветом предъявляемых полей.

По завершении тестирования получают данные об общем времени тестирования, общем количестве безошибочных нажатий (на кнопки), общем количестве ошибок и количестве повторных ошибок, максимальном и минимальном времени реакции, среднее арифметическое и медиану скорости реакции. Также получают графики, демонстрирующие время ответа и ошибочные нажатия.

Для оценки концентрации внимания используют данные о времени ответа и количестве ошибок, сравнивая их с контрольными результатами, полученными у детей без когнитивных нарушений.

Для оценки устойчивости внимания оценивается равномерность скорости нажатий (времени реакции) и количество ошибок, при этом в случае повышенной утомляемости время реакции во второй половине тестирования будет выше, а количество ошибок - больше.

Для оценки переключаемости внимания оценивается наличие повторяющейся реакции - нажатие на кнопку того же цвета, что был в предыдущем стимуле, несмотря на смену цвета.

Пример.

Произведена оценка двух испытуемых, детей 7 лет, с когнитивными нарушениями, пациентами психиатрического стационара (основная группа). Контрольные результаты получены от ребенка 7 лет, ученика массовой школы, без когнитивных нарушений (контроль).

Испытуемый размещается перед экраном компьютера, берет в руки соединенный с компьютером посредством USB-кабеля пульт с тремя кнопками, способными иметь, например, красный, зеленый, синий цвета и менять их. Испытуемый знакомится с невербальной инструкцией в виде серии последовательных цветных полей, целью которой является научить испытуемого нажимать на кнопку того цвета, который соответствует цвету, представленному на экране компьютера. После этого на экране появляется серия из 100 сменяющих друг друга цветных полей (например, в виде цветовых кругов), при появлении каждого из которых испытуемый выбирает одну из кнопок на пульте. После каждого правильного ответа происходит смена цвета кнопок на пульте. Через каждые 10-20 заданий испытуемому показывают стимулирующие заинтересованность визуальные блоки, например, в виде отрывка из мультфильма длительностью 5 с.

После окончания испытаний получены результаты, приведенные в таблице 1.

Концентрация внимания характеризуется скоростью выполнения заданий и количеством допущенных ошибок. Скорость выполнения заданий испытуемых ниже на 73% (испытуемый 1) и на 108% (испытуемый 2) по сравнению с контролем. Усредненная скорость реакции (определяемая медианой скорости реакций) ниже в основной группе на 74% и 83% соответственно. Количество правильных ответов у испытуемых 92% и 84% соответственно по сравнению с контролем, выполнившим задания правильно на 99%. Таким образом, можно заключить, что испытуемые основной группы обладают сниженной концентрацией внимания.

Переключаемость внимания определяется способностью перемещать внимание с одного зрительного стимула (цветного поля) на другой с каждым новым заданием. После завершения одного задания испытуемому необходимо сместить внимание на новый стимул и действовать (нажимать кнопку) согласно новому стимулу. В случаях наличия застреваемости внимания переключение между стимулами происходит с задержкой, что демонстрируют результаты испытаний. Так испытуемый 1 при выполнении теста из 8 ошибок 4 совершил в связи с нарушенным переключением внимания: при предъявлении стимула нового задания, он продолжал выполнять предыдущее задние, нажимая на кнопку того цвета, который был предъявлен в предыдущем задании. Так, например, в задании №31 демонстрировалось синее цветное поле, испытуемый 1 правильно нажал синюю кнопку, в задании №32 уже демонстрировалось красное цветное поле, но испытуемый нажал вновь синюю кнопку, и только потом, осознав ошибку, нажал на красную. У испытуемого 2 застреваемость внимания выражена еще в большей степени: помимо того, что из 16 ошибок 15 из них были связаны с нарушением переключаемости внимания, в двух заданиях он дважды нажимал на кнопку, цвет которой соответствовал предыдущему заданию. Таким образом, можно сделать вывод о нарушении переключаемости внимания испытуемых основной группы.

Устойчивость внимания определяется способностью в течение времени сохранять концентрацию внимания, что зависит не только от заинтересованности в прохождении теста, но и от истощаемости психических процессов. Оба испытуемых (а также испытуемый из контрольной группы) в данных примерах совершили больше ошибок во второй половине теста, что в целом можно считать нормальным, т.к. истощаемость внимания - естественный физиологический процесс. Однако, если в контрольной группе испытуемый совершил всего одну ошибку во второй половине теста, то испытуемые 1 и 2 - с когнитивными нарушениями - сделали на 4 ошибки больше во второй половине теста, что показывает более выраженное падение концентрации внимания по мере прохождения теста. Утомляемость может быть определена соотношением времени прохождения первой и второй половины теста. Так испытуемый 1 и испытуемый из контрольной группы вторую половину теста прошли быстрее, чем первую, что не свидетельствует о наличии повышенной истощаемости психических процессов. Испытуемому 2 при этом понадобилось на 17% больше времени, чтоб пройти вторую половину теста по сравнению с первой, что говорит о наличии повышенной утомляемости. Таким образом, увеличение количества ошибок и времени ответов по мере прохождения теста может быть использовано для расчета коэффициента истощения/утомления внимания, что в свою очередь будет описывать устойчивость внимания, работоспособность и истощаемость психических процессов в целом. По совокупности увеличения количества ошибок и снижении скорости реакций во второй половине теста по сравнению с первой половиной, можно говорить о нарушении устойчивости внимания у испытуемых из основной группы.

На основе экспериментов и статистической обработки полученных результатов установлены следующие нормы.

Для испытуемых 7 лет общая длительность тестирования составляет 2,5 - 3 минуты; средняя скорость реакции (медиана): 1,2 - 1,5 сек; количество допущенных ошибок: 0-3; количество ошибок, вызванных застреваемостью вследствие нарушения переключаемости внимания: 0; снижение скорости реакции во второй половине тестирования: 0- 10%, увеличение количества ошибок: до 1.

Для испытуемых 6 лет общая длительность тестирования составляет 3 - 4 минуты; средняя скорость реакции (медиана): 1,5 - 2 сек; количество допущенных ошибок: 0-4; количество ошибок, вызванных застреваемостью вследствие нарушения переключаемости внимания: 0-1; снижение скорости реакции во второй половине тестирования: 0- 15%, увеличение количества ошибок: до 2.

Для испытуемых 5 лет общая длительность тестирования составляет 4 - 5 минуты; средняя скорость реакции (медиана): 2 - 2,5 сек; количество допущенных ошибок: до 5; количество ошибок, вызванных застреваемостью вследствие нарушения переключаемости внимания: до 2; снижение скорости реакции во второй половине тестирования: 0 - 20%, увеличение количества ошибок: до 3.

При отклонении получаемых результатов от нормы, делают вывод о сниженной концентрации внимания, нарушениях переключаемости и устойчивости внимания соответственно.

Таким образом заявленный способ обеспечивает валидность способа оценки концентрации внимания, его переключаемости и устойчивости у испытуемых детского возраста, как интеллектуально сохранных, так и с интеллектуальной недостаточностью и нарушенными социальными контактами - за счет применения невербального инструктажа, простых визуальных стимулов, меняющихся в случайном порядке, сменой цвета кнопок в случайном порядке с каждым последующим стимулом. Из уровня техники неизвестна совокупность признаков заявленного изобретения, притом, что влияние отличительных признаков на возможность оценки свойств внимания указанных групп детей также не является очевидно следующим из уровня техники, что позволяет сделать вывод о патентоспособности заявленного решения в качестве изобретения.

1. Cпособ оценки свойств внимания у детей, состоящий в предъявлении испытуемому визуальных стимулов посредством экрана, расположенного перед испытуемым, реагировании на стимул нажатием на цветную кнопку; определении времени реакции, а также количества ошибок посредством управляющего модуля, отличающийся тем, что с испытуемым проводят невербальный инструктаж, после которого предъявляют последовательность визуальных стимулов, притом что в качестве визуального стимула испытуемому предъявляют серию из сменяющих друг друга в случайном порядке неподвижных цветных полей; испытуемый реагирует нажатием на одну из цветных кнопок на пульте, причем цвет кнопок на пульте изменяют с каждым последующим визуальным стимулом, определяют медиану скорости реагирования, количество ошибок, наличие повторов в реагировании при предъявлении последующего стимула, время реакции и количество ошибок в первой и второй половине тестирования, по которым оценивают концентрацию внимания, его переключаемость и устойчивость.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что показывают стимулирующие заинтересованность испытуемого визуальные блоки.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что испытуемому предъявляют серию из 100 сменяющих друг друга цветных полей.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что испытуемый реагирует нажатием на одну из трех кнопок красного, зеленого или синего цвета.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что цвет поля на экране и цвет кнопок на пульте изменяют после каждой правильной реакции испытуемого.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам профессиональной подготовки летчиков вертолетов. Предложен способ нормирования профессиональной нагрузки летчика вертолета при выполнении упражнения «Вираж» состоит в том, что не позднее чем за 10 минут до начала тренажерной подготовки не менее трех раз регистрируют частоту пульса и частоту дыхания летчика, зарегистрированные значения усредняют, вычисляя их средние арифметические значения, и считают их фоновыми значениями частоты пульса (х1ф) и частоты (х2ф) дыхания; с помощью математического моделирования рассчитывают оптимальную траекторию выполнения упражнения так, чтобы в любой точке этой траектории были известны величины крена (х3р), вертикальной скорости (х4р), приборной скорости (х5р) и высоты полета (х6р); при выполнении упражнения с момента начала до момента окончания его выполнения с частотой 2 Гц регистрируют текущие величины показателей: частоту пульса (x1) и частоту дыхания (х2) летчика, крен (х3), вертикальную скорость (х4), приборную скорость (х5) и высоту полета (х6), а по завершении успешно выполненного упражнения: 1) для каждой точки регистрации рассчитывают относительные отклонения текущих значений каждого показателя от фоновых или расчетных значений (соответственно значения Δ1, Δ2, …, Δ6): для x1 и х2 (величины Δ1 и Δ2) - это частное модуля разности между текущим и фоновым значением показателя и его фоновым значением, для х3, х4, х5 и х6 (величины Δ3, Δ4, Δ5 и Δ6) - это частное модуля разности между текущим и расчетным значением показателя и его расчетным значением; 2) из каждого массива величин Δ1…Δ6, представляющего собой совокупность этих величин для всех точек регистрации, исключают по две максимальные и две минимальные величины; 3) величины, оставшиеся в массивах Δ1…Δ6, усредняют, рассчитывая их среднее арифметическое значение, получая величины m1…m6; 4) среднее арифметическое значение величин m1…m6 считают оценкой интегрального показателя летной нагрузки IPLN, по величине которого летную нагрузку оценивают как «адекватная», если величина IPLN не превышает 0,5, «неадекватная», если величина IPLN находится в диапазоне от 0,5 до 1, «существенно неадекватная», если величина IPLN превышает 1 - считая, что если летная нагрузка «неадекватная», то летчик нуждается в дополнительных тренировках выполнения упражнения и занятиях по психофизиологической подготовке, а если летная нагрузка «существенно неадекватная», то летчик направляется на курсы повышения квалификации или на дополнительные занятия с инструктором.

Изобретение относится к способам профессиональной подготовки летчиков вертолетов. Способ нормирования профессиональной нагрузки летчика вертолета при выполнении упражнения «Спираль левая восходящая» состоит в том, что не позднее чем за 10 минут до начала тренажерной подготовки не менее трех раз регистрируют частоту пульса и частоту дыхания летчика, зарегистрированные значения усредняют, вычисляя их средние арифметические значения, и считают их фоновыми значениями частоты пульса (х1ф) и частоты (х2ф) дыхания; с помощью математического моделирования рассчитывают оптимальную траекторию выполнения упражнения так, чтобы в любой точке этой траектории были известны величины крена (х3р), вертикальной скорости (х4р), приборной скорости (х5р); до начала выполнения упражнения задают высоту спирали в максимальной точке (х6з) и время набора этой высоты (х7з), а при выполнении упражнения с момента начала до момента окончания его выполнения с частотой 2 Гц регистрируют текущие величины показателей: частоту пульса (x1) и частоту дыхания (х2) летчика, крен (х3), вертикальную скорость (х4), приборную скорость (х5); высоту полета (х6) и время от начала выполнения упражнения (х7), фиксируя величину х7 при выполнении условия х6 = х6з, а по завершении успешно выполненного упражнения: 1) для каждой точки регистрации рассчитывают относительные отклонения текущих значений каждого показателя от фоновых или расчетных значений (соответственно значения Δ1, Δ2, …, Δ5): для x1 и х2 (величины Δ1 и Δ2) - это частное модуля разности между текущим и фоновым значением показателя и его фоновым значением, для х3, х4 и х5 (величины Δ3, Δ4 и Δ5) - это частное модуля разности между текущим и расчетным значением показателя и его расчетным значением; 2) из каждого массива величин А1 … Δ5, представляющего собой совокупность этих величин для всех точек регистрации, исключают по две максимальных и две минимальных величины; 3) величины, оставшиеся в массивах А1 … А5, усредняют, рассчитывая их среднее арифметическое значение, получая величины m1 … m5; 4) рассчитывают величину m7 как частное модуля разности между текущим (х7) и заданным (х7з) значениями показателя и его заданным значением (х7з); 5) среднее арифметическое значение величин m1 … m5, m7 считают оценкой интегрального показателя летной нагрузки IPLN, по величине которого летную нагрузку оценивают как: «адекватная», если величина IPLN не превышает 0,5, «неадекватная», если величина IPLN находится в диапазоне от 0,5 до 1, «существенно неадекватная», если величина IPLN превышает 1, считая, что если летная нагрузка «неадекватная», то летчик нуждается в дополнительных тренировках выполнения упражнения и занятиях по психофизиологической подготовке, а если летная нагрузка «существенно неадекватная», то летчик направляется на курсы повышения квалификации или на дополнительные занятия с инструктором.

Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, и может быть использовано для прогнозирования исхода острого периода ишемического инсульта у пациентов с лабораторно-подтвержденной коронавирусной инфекцией COVID-19. Проводят определение содержания С-реактивного белка в венозной крови, тяжести состояния пациента по шкале инсульта национального института здоровья NIHSS.

Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, и может быть использовано для прогнозирования исхода острого периода ишемического инсульта у пациентов с лабораторно-подтвержденной коронавирусной инфекцией COVID-19. Проводят определение содержания С-реактивного белка в венозной крови, тяжести состояния пациента по шкале инсульта национального института здоровья NIHSS.

Изобретение относится к медицине, а именно к психиатрии и функциональной диагностике, и может быть использовано для диагностики нарушений психофизиологии, выявления степени риска формирования психических отклонений и отслеживания динамики изменений состояния человека. Предложен способ, включающий теппинг-тест и стресс-тестирование, реализуемые с использованием аппаратно-программного комплекса, включающего в себя программное обеспечение для запуска и проведения процедуры тестирования при помощи технологий виртуальной реальности, системы предъявления аудиальных и ольфакторных стимулов и системы автоматической обработки данных, причем теппинг-тест и стресс-тестирование реализуются с применением технологии виртуальной реальности, акустической системы с четырьмя динамиками, устанавливаемыми на расстоянии не менее 1 м от пациента под углами 45°, 135°, 225°, 315° относительно его головы, и устройства для подачи запахов, расположенного на расстоянии не менее 1 м от испытуемого, результаты диагностики формируются автоматически на основе алгоритмов обработки данных, заложенных в программной части, и включают в себя двухфакторный анализ, в котором линейно и поочередно сравниваются показатели испытуемого и результаты выполненных тестовых заданий, при этом оценка динамики изменений состояния человека осуществляется по критериям.

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к устройству для непрерывного бесконтактного автоматизированного мониторинга психоэмоционального состояния человека. Устройство объединяет в единую систему два биорадиолокатора, каждый из которых представляет собой радар ближнего радиуса действия с непрерывным сигналом и квадратурным детектором.
Изобретение относится к области психофизиологии труда, медицины труда, эргатических систем и эргономики. Предложено устройство состояния оператора эргатической системы в условиях воздействия гипоксической гипоксии, состоящее из: 1) корпуса, выполненного в виде прямоугольного параллелепипеда со скругленными углами, внутри которого закреплены микрокомпьютер, накопитель с энергонезависимой памятью, аккумулятор и блок приема информации; в одну из внешних боковых граней корпуса заподлицо с ее поверхностью вмонтированы USB-порт и разъем, обеспечивающий сопряжение с системой автоматического управления эргатической системой и с параметрическим регистратором информации о ее функционировании; в смежную с ней внешнюю боковую грань корпуса вмонтировано цифровое табло, динамик и трехрежимный световой индикатор; накопитель с энергонезависимой памятью, блок приема информации, USB-порт, цифровое табло и трехрежимный световой индикатор соединены проводами с микрокомпьютером; блок приема информации, USB-порт, цифровое табло, динамик, трехрежимный световой индикатор и микрокомпьютер соединены проводами с аккумулятором; внешняя боковая грань корпуса, противоположная грани с цифровым табло, выполнена из материала с магнитными свойствами и оборудована креплением, встроенным заподлицо с поверхностью грани; 2) датчиков частоты пульса, частоты дыхания, температуры тела и влажности кожных покровов человека, встраиваемых в экипировку оператора эргатической системы, соединенных с микрокомпьютером, встроенным в экипировку, к которому с возможностью двунаправленного обмена информацией подключен встроенный в эту экипировку блок передачи информации в блок приема информации, имеющийся в корпусе; причем корпус выполнен в пылевлагозащитном противоударном пожаровзрывобезопасном исполнении; в верхнюю грань корпуса заподлицо ее внешней поверхности встроены датчик барометрического давления, датчик температуры воздуха, датчик влажности воздуха и индикатор исправности, соединенные с микрокомпьютером, и солнечная батарея, соединенная с аккумулятором; а микрокомпьютер выполнен с возможностями: выдачи информации в систему автоматического управления эргатической системы в параметрический регистратор информации о ее функционировании, адаптивного управления частотой опроса датчиков, встроенных в экипировку оператора эргатической системы, и расчета оценки резервного времени сохранения работоспособности оператором эргатической системы по величинам барометрического давления, температуры воздуха, влажности воздуха, частоты пульса, частоты дыхания, температуры тела и влажности кожных покровов оператора.

Изобретение относится к медицине, а именно к медико-психологической реабилитации и медицинской психологии. Обследуемому проводят компьютерное тестирование для оценки показателей сложной зрительно-моторной реакции и определяют среднее время реакции без помех (СЗМРбп) и среднее время реакции с помехами (СЗМРсп).

Изобретение относится к медицине, в частности к психиатрии, и может быть использовано для профилактики возникновения акатизии у больных шизофренией при выборе антипсихотического препарата. Определяют возраст манифестации шизофрении, длительность заболевания, общий балл по шкале PANSS, индекс Tanner и окружность талии.

Изобретение относится к медицине, а именно к медицинской психологии. Обследуемому предъявляют четыре карточки с черно-белыми изображениями фигур людей, находящихся между собой в ситуации социального взаимодействия: ситуации, содержащей перцептивные помехи при информационном дефиците; ситуации, содержащей перцептивные помехи при информационном избытке; ситуации, содержащая противоречие при информационном избытке; ситуации с простыми силуэтами при информационном дефиците.

Изобретение относится к способам профессиональной подготовки летчиков вертолетов. Предложен способ нормирования профессиональной нагрузки летчика вертолета при выполнении упражнения «Гашение скорости» состоит в том, что не позднее чем за 10 минут до начала тренажерной подготовки не менее трех раз регистрируют частоту пульса и частоту дыхания летчика, зарегистрированные значения усредняют, вычисляя их средние арифметические значения, и считают их фоновыми значениями частоты пульса (х1ф) и частоты (х2ф) дыхания; с помощью математического моделирования рассчитывают оптимальную траекторию выполнения упражнения так, чтобы в любой точке этой траектории были известны величины крена (х3р), курса (х4р), тангажа (х5р), высоты (х6р); до начала выполнения упражнения задают начальную - максимальную скорость, требуемую - минимальную скорость (х7з) и требуемое время ее достижения (х8з), а при выполнении упражнения с момента начала до момента окончания его выполнения с частотой 2 Гц регистрируют текущие величины показателей: частоту пульса (x1) и частоту дыхания (х2) летчика, крен (х3), курс (х4р), тангаж (х5), высоту (х6), текущую скорость (х7) и время от начала выполнения упражнения (х8), фиксируя величину х8 при выполнении условия х7=х7з, а по завершении успешно выполненного упражнения: 1) для каждой точки регистрации рассчитывают относительные отклонения текущих значений каждого показателя от фоновых или расчетных значений (соответственно значения Δ1, Δ2, …, Δ6): для x1 и х2 (величины Δ1 и Δ2) - это частное модуля разности между текущим и фоновым значением показателя и его фоновым значением, для х3, х4, х5 и х6 (величины Δ3, Δ4, Δ5 и Δ6) - это частное модуля разности между текущим и расчетным значением показателя и его расчетным значением; 2) из каждого массива величин Δ1…Δ6, представляющего собой совокупность этих величин для всех точек регистрации, исключают по две максимальные и две минимальные величины; 3) величины, оставшиеся в массивах Δ1…Δ6, усредняют, рассчитывая их среднее арифметическое значение, получая величины m1…m6; 4) рассчитывают величину т8 как частное модуля разности между текущим (х8) и заданным (х8з) значениями показателя и его заданным значением (х8з); 5), среднее арифметическое значение величин m1…m6, m8 считают оценкой интегрального показателя летной нагрузки IPLN, по величине которого летную нагрузку оценивают как: «адекватная», если величина IPLN не превышает 0,5, «неадекватная», если величина IPLN находится в диапазоне от 0,5 до 1, «существенно неадекватная», если величина IPLN превышает 1 - считая, что если летная нагрузка «неадекватная», то летчик нуждается в дополнительных тренировках выполнения упражнения и занятиях по психофизиологической подготовке, а если летная нагрузка «существенно неадекватная», то летчик направляется на курсы повышения квалификации или на дополнительные занятия с инструктором. Изобретение обеспечивает возможность оценить летную нагрузку летчика вертолета с учетом компонентов его функциональной и профессиональной надежности. 4 табл.
Наверх