Многоразовая ступень ракеты-носителя

Изобретение относится к средствам запуска полезной нагрузки (ПН). Ступень содержит приборный отсек (1), баки первого (2) и второго (3) компонентов топлива. В двигательном отсеке (4) ниже торового бака (3) размещена двигательная установка, камеры (5) которой расположены равномерно по окружности днища. При наличии рулевого ракетного двигателя его камеры (6) расположены аналогично. Отсек (7) ПН (8) образован в основном поверхностями баков, и в нем имеется устройство перемещения (выталкивания) ПН вдоль оси (9) ступени. Отсек ПН закрыт люком (10). Для посадки используются выдвижные или раскладные посадочные опоры (11). Могут также быть предусмотрены тормозные парашюты, размещенные в отсеках (12). Технический результат состоит в повышении конструктивного совершенства и улучшении массово-габаритных характеристик многоразовой ступени ракеты-носителя. 7 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для создания многоразовой ступени ракеты-носителя (РН).

Известен многоразовый орбитальный космический корабль «Буран» предназначенный для доставки на орбиту грузов и выполненный по самолетной схеме типа «бесхвостка» с крылом переменной стреловидности (С.П. Уманский. "Ракеты-носители. Космодромы". – М., Изд-во Рестарт+. 2001, рис. 18, стр. 53-54).

Основными недостатками известного многоразового космического корабля «Буран» являются значительная масса, сложность конструкции и потеря в процессе выведения полезной нагрузки двигателей второй ступени.

Известна многоразовая транспортная космическая система «Space Shuttle», предназначенная для доставки на орбиту грузов, орбитальная ступень которой выполнена по самолетной схеме типа «бесхвостка» (С.П. Уманский. "Ракеты-носители. Космодромы". – М., Изд-во Рестарт+. 2001, рис. 58-59, стр. 139-141).

Основными недостатками известной многоразовой транспортной космической системы «Space Shuttle» являются значительная масса и сложность конструкции, потеря в процессе выведения полезной нагрузки баков окислителя и горючего орбитальной ступени.

Известен многоразовый разгонный блок РН, имеющий наружную аэродинамическую поверхность типа крыльев, выполненных зацело с корпусом, посадочные шасси и раскрывающийся головной обтекатель (патент на полезную модель РФ №147066, МПК: B64G 1/00 – прототип).

Основными недостатками известного разгонного блока РН являются значительные габариты и масса конструкции.

Задачей предлагаемого изобретения является устранение указанных недостатков и улучшение массово-габаритных характеристик многоразовой ступени РН.

Решение указанной задачи достигается тем, что предложенная многоразовая ступень ракеты-носителя содержит отсек полезной нагрузки, приборный отсек, выдвижные или раскладные посадочные опоры, бак первого компонента топлива, торовый бак второго компонента топлива, расположенный ниже бака первого компонента, расположенный ниже торового бака двигательный отсек, в котором размещена двигательная установка, камеры которой расположены по окружности днища ступени и обеспечивают управление вектором тяги, стабилизацию ступени, торможение и посадку, при этом отсек полезной нагрузки образован поверхностями указанных баков, снабжен устройством перемещения установленной в этом отсеке полезной нагрузки вдоль оси ступени, между камерами двигательной установки расположен люк полезной нагрузки , а указанные посадочные опоры закреплены на днище ступени или на наружной поверхности бака второго компонента топлива, причем ступень дополнительно снабжена парашютной системой спасения.

Двигательная установка ступени может состоять из многокамерного ракетного двигателя с числом камер не менее двух или нескольких одинаковых ракетных двигателей, но не менее двух.

Двигательная установка может состоять из маршевого многокамерного ракетного двигателя, включающего в себя не менее двух неподвижных камер, размещенного в двигательном отсеке, камеры которого расположены равномерно по окружности днища ступени, и рулевого двигателя с количеством камер, достаточным для обеспечения управления вектором тяги, но не меньшим двух.

Для обеспечения маневрирования и посадки маршевый и рулевой двигатели многоразовой ступени РН могут быть снабжены агрегатами и системами, позволяющими обеспечить их многократное включение.

Управление вектором тяги многоразовой ступени РН может осуществляться качанием камер двигательной установки в одной или нескольких плоскостях.

Управление вектором тяги многоразовой ступени РН может осуществляться рассогласованием тяги камер двигательной установки.

Управление вектором тяги многоразовой ступени РН может осуществляться качанием камер рулевого двигателя в одной или нескольких плоскостях.

Управление вектором тяги многоразовой ступени РН может осуществляться рассогласованием тяги камер рулевого двигателя.

Предлагаемая конструкция многоразовой ступени РН, за счет своих отличительных признаков, обеспечивает решение поставленной технической задачи – улучшение массово-габаритных характеристик и максимальное повторное использование элементов конструкции многоразовой ступени РН.

Сущность изобретения иллюстрируется чертежами, где на фиг.1 показан общий вид многоразовой ступени РН в аксонометрической проекции, на фиг. 2 – общий вид многоразовой ступени РН при отделении полезной нагрузки в аксонометрической проекции, на фиг. 3 – общий вид многоразовой ступени РН с выдвинутыми посадочным опорами в аксонометрической проекции, на фиг. 4 – общий вид многоразовой ступени РН ступени при посадке с использованием дополнительной парашютной системы и выдвинутыми посадочными опорами в аксонометрической проекции.

Многоразовая ступень РН (фиг. 1) содержит приборный отсек 1, бак первого компонента топлива 2, торовый бак второго компонента топлива 3, двигательный отсек 4, расположенный ниже торового бака 3, в котором установлена двигательная установка, камеры двигательной установки расположены по окружности днища ступени, двигательная установка может состоять из многокамерного ракетного двигателя с числом камер не менее двух или нескольких одинаковых ракетных двигателей, но не менее двух, при этом двигатель или двигатели обеспечивают управление вектором тяги, стабилизацию ступени, торможение и посадку, либо двигательная установка состоит из маршевого многокамерного ракетного двигателя, расположенного в двигательном отсеке, включающего в себя не менее двух неподвижных камер 5, расположенных равномерно по окружности, и рулевого ракетного двигателя с количеством камер 6 достаточным для обеспечения управлением вектором тяги, но не менее двух, обеспечивающего управление вектором тяги, стабилизацию, торможение и посадку ступени. В рассматриваемом случае под маршевым двигателем понимается один многокамерный ЖРД, либо несколько однокамерных или многокамерных ЖРД, под рулевым двигателем также понимается один многокамерный ЖРД, либо несколько однокамерных или многокамерных ЖРД. Как маршевый, так и рулевой двигатели могут быть выполнены по любой из известных схем – с дожиганием или без дожигания, по генераторной или безгенераторной схеме, с вытеснительной, насосной или иной системой подачи компонентов топлива. Отсек полезной нагрузки 7, образованный поверхностями баков, в котором установлена полезная нагрузка 8, устройство обеспечивающее перемещение полезной нагрузки вдоль оси ступени 9, например – гидроцилиндр или пружинные толкатели, отсек полезной нагрузки закрыт люком 10, расположенным между камерами. Для посадки используются выдвижные или раскладные посадочные опоры, которые в сложенном состоянии 11, закреплены, например, на днище ступени или на наружной поверхности ступени. Для снижения нагрузки на двигатели двигательной установки при посадке, минимизации объемов компонентов топлива, используемых для обеспечения посадки ступени, ступень дополнительно оборудована системой парашютного спасения, парашюты которой размещены в отсеках 12.

Для обеспечения многократного включения в полете, с целью обеспечения маневрирования и посадки, двигатели двигательной установки, маршевый и рулевой двигатели многоразовой ступени РН могут быть снабжены агрегатами и системами, позволяющими обеспечить их многократное включение, в том числе агрегатами воспламенения компонентов топлива, агрегатами управления и регулирования.

Для обеспечения управления ступенью, маневрирования, торможения и посадки камеры двигателя или двигателей двигательной установки могут качаться в одной или нескольких плоскостях в зависимости от требований к управлению РН. Либо управление ступенью, маневрирование, торможение и посадка осуществляются за счет рассогласования тяги камер двигательной установки.

Для обеспечения управления ступенью, маневрирования, торможения и посадки рулевые камеры 6 рулевого двигателя могут качаться в одной или нескольких плоскостях в зависимости от требований к управлению РН. Либо управление ступенью, маневрирование, торможение и посадка осуществляются за счет рассогласования тяги камер 6 рулевого двигателя.

Предложенная многоразовая ступень РН (фиг. 1) работает следующим образом. После отделения от нижней ступени РН компоненты топлива из бака первого 2 и бака второго компонента 3 поступают в двигатель или двигатели двигательной установки. По команде осуществляется запуск двигателя или двигателей двигательной установки, например, маршевого ракетного двигателя с камерами 5 и рулевого ракетного двигателя с камерами 6 и ступень начинает движение по заданной траектории. Если ив составе ступени используется многокамерный двигатель с одинаковыми камерами или несколько одинаковых двигателей, то управление вектором тяги, осуществляется их качания в одной или нескольких плоскостях или рассогласования их тяги друг относительно друга, способ управления выбирается в зависимости от требований системы управления РН. При использовании в составе двигательной установки маршевого и рулевого двигателей камеры 5 маршевого двигателя остаются неподвижными в течение всего полета, а управление вектором тяги ступени осуществляется за счет камер 6 рулевого двигателя – их качания в одной или нескольких плоскостях или рассогласования их тяги друг относительно друга, способ управления выбирается в зависимости от требований системы управления РН. В заданный момент времени происходит отключение ракетных двигателей двигательной установки, при этом отключение всех двигателей может происходить одновременно либо одних, например, рулевых позже, чем другие, например, маршевые. При достижении многоразовой ступенью заданной орбиты производится открытие люка полезной нагрузки 9 и полезная нагрузка 8 покидает отсек полезной нагрузки 7 (фиг. 2). При необходимости, в отсек полезной нагрузки может быть помещен космический аппарат или иной груз, для которого требуется возвращение на землю. Далее ступень начинает осуществлять спуск. На начальном участке спуска торможение осуществляется за счет аэродинамического торможения, после чего производится запуск двигателей двигательной установки, например, рулевого ракетного двигателя, с помощью камер 6 которого осуществляется маневрирование и посадка ступени. В определенных случаях, например, при большой массе ступени, для торможения используется однократное или многократное включение маршевого двигателя. Либо для осуществления торможения, маневрирования и посадки используется двигатель или все двигатели двигательной установки. Непосредственно перед посадкой ступени из днища ступени выпускаются посадочные опоры, которые из сложенного состояния 11 переходят в рабочее состояние 13 (фиг. 3). В процессе управления вектором тяги, маневрирования, торможения и посадки может осуществляться регулирование тяги двигателей в широком диапазоне и их повторное включение. Для повышения массы полезной нагрузки и снижения запаса компонентов топлива, необходимых для обеспечения посадки, многоразовая ступень дополнительно снабжена парашютной системой спасения. При ее использовании парашюты расположены в контейнерах 12, размещенных, например, ена наружной поверхности ступени. На начальном участке спуска торможение осуществляется за счет аэродинамического торможения, после чего производится запуск двигателей двигательной установки, затем, при достижении допустимой скорости происходит выпуск из контейнеров 12 и раскрытие парашютов 14. При необходимости для окончательного торможения при посадке может производиться еще одно включение двигателей двигательной установки.

Использование предложенного технического решения позволит повысить конструктивное совершенство и улучшить массово-габаритные характеристики многоразовой ступени РН.

1. Многоразовая ступень ракеты-носителя, содержащая отсек полезной нагрузки, приборный отсек, выдвижные или раскладные посадочные опоры, бак первого компонента топлива, торовый бак второго компонента топлива, расположенный ниже бака первого компонента, расположенный ниже торового бака двигательный отсек, в котором размещена двигательная установка, камеры которой расположены по окружности днища ступени и обеспечивают управление вектором тяги, стабилизацию ступени, торможение и посадку, при этом отсек полезной нагрузки образован поверхностями указанных баков, снабжен устройством перемещения установленной в этом отсеке полезной нагрузки вдоль оси ступени, между камерами двигательной установки расположен люк полезной нагрузки, а указанные посадочные опоры закреплены на днище ступени или на наружной поверхности бака второго компонента топлива, причем ступень дополнительно снабжена парашютной системой мягкой посадки.

2. Ступень по п.1, в которой двигательная установка состоит из многокамерного ракетного двигателя с числом камер не менее двух или нескольких одинаковых ракетных двигателей, но не менее двух.

3. Ступень по п.1, в которой двигательная установка состоит из маршевого многокамерного ракетного двигателя, включающего в себя не менее двух неподвижных камер, размещенного в двигательном отсеке, камеры которого расположены равномерно по окружности днища ступени, и рулевого двигателя с количеством камер, достаточным для обеспечения управления вектором тяги, но не меньшим двух.

4. Ступень по любому из пп.1-3, в которой двигатели двигательной установки снабжены агрегатами и системами, позволяющими обеспечить их многократное включение.

5. Ступень по любому из пп.1, 2, 4, в которой управление вектором тяги осуществляется качанием камер двигательной установки в одной или нескольких плоскостях.

6. Ступень по любому из пп.1, 2, 4, в которой управление вектором тяги осуществляется рассогласованием тяги камер двигательной установки.

7. Ступень по любому из пп.1, 3, 4, в которой управление вектором тяги осуществляется качанием камер рулевого двигателя в одной или нескольких плоскостях.

8. Ступень по любому из пп.1, 3, 4, в которой управление вектором тяги осуществляется рассогласованием тяги камер рулевого двигателя.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам выведения полезной нагрузки. Многоразовая ступень содержит приборный отсек (1), конический бак (2) окислителя и торовый бак (3) горючего.

Группа изобретений относится к плазменным ракетным двигателям (ПРД) космических аппаратов (КА). Узел ПРД включает в себя элементы магнитной цепи ионизационной камеры и разрядного конца (катода).

Группа изобретений относится к средствам и способам орбитального обслуживания космического аппарата (КА). Сервисные модули или гондолы (102) могут быть развернуты из главного космического аппарата (100) в положение рядом с целевым КА, например, с помощью манипуляторов (122).

Группа изобретений относится к средствам орбитального обслуживания космического аппарата (КА). Обслуживающая система включает в себя одно или более отсоединяемых обслуживающих устройств (ОБУ) и сервисных модулей (СМ).

Группа изобретений относится к средствам и способам орбитального обслуживания космического аппарата (КА). Сервисные модули или гондолы (102) могут быть переданы из главного космического аппарата (100) к целевому КА (20).

Изобретение относится к управлению ориентацией космического аппарата (КА) вытянутой формы с солнечными батареями (СБ). Способ включает определение высоты орбиты КА и длительности ΔT теневой части витка орбиты, угла β между направлением на Солнце и плоскостью орбиты КА, разворот КА до совмещения его продольной оси с плоскостью орбиты и закрутку КА вокруг его продольной оси.

Изобретение относится к управлению движением космического аппарата (КА) с электроракетным двигателем коррекции (ЭРДК), включающему оперативное уточнение тяги ЭРДК для формирования долговременных планов коррекции орбиты КА. Согласно способу, в полете к КА прикладывают проверочные и корректирующие воздействия, измеряют температуру рабочего тела на выходе из ускоряющего канала ЭРДК, усредняют полученные значения на всем интервале измерения.

Группа изобретений относится к средствам и способам стыковки, преимущественно при обслуживании некооперированных космических аппаратов (КА). Обслуживающий КА (10) служит для стыковки с камерой (18) двигателя клиентского КА (11) посредством узла захвата (20), установленного на стыковочной платформе (14) со стойками (16), упирающимися в стыковочное кольцо (19) КА (11).

Изобретение относится к управлению выведением, преимущественно малых искусственных спутников (ИС) на околоземную орбиту с помощью орбитального транспортного космического аппарата (ТКА), устанавливаемого на ракете-носителе (РН). ИС размещаются во множестве орбитальных развертывателей пикоспутника (ОРП) на ТКА, содержащих приводы (15) выпуска ИС.

Предлагаемая кольцеобразная конструкция (КК) относится к космической технике, а именно к статическим КК, которые могут быть использованы как платформы для развертывания на орбите, в частности, крупногабаритных систем. КК, содержащая два изолированных проводника и блок питания, снабжена ребрами, а проводники выполнены в виде витков из сверхпроводника, намотанных в виде спирали с возможностью ее раскручивания.

Группа изобретений относится к обслуживанию систем искусственных спутников различного назначения, включающих группы орбит с равным или близким наклонением (i), распределенных в экваториальной плоскости по долготе восходящего узла (Ω). Космическая обслуживающая система содержит средства обслуживания (СО) спутников, базовыми космическими аппаратами (БКА) на орбитах базирования, средствами получения и обработки данных о состоянии и функционировании (ДСФ) ОС и передачи результатов обработки ДСФ на БКА. Причем орбиты базирования выбраны с фокальным параметром (р'), насколько возможно меньшим характерного фокального параметра (р) орбит спутников из соответствующих областей обслуживания, и с наклонением (i'), близким к характерному наклонению (i) орбит спутников из этих же областей обслуживания. БКА содержат модули полезных нагрузок (ПН) и модульные межорбитальные транспортные аппараты (МТА) для перемещения СО между БКА и ОС. Управление движением МТА строится на основе прогнозов времен отказов ОС и включает регулирование скорости прецессии (Ω') плоскости оскулирующей орбиты МТА путем определенного изменения фокального параметра указанной орбиты. Повышается оперативность обслуживания ОС. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх