Способ восстановления функции кисти у пациентов с парезом верхней конечности


A61H1/00 - Устройства для физиотерапии, например устройства для определения местонахождения или стимулирования рефлекторных точек на поверхности тела; искусственное дыхание; массаж; устройства для купания со специальными терапевтическими или гигиеническими целями (способы или устройства, позволяющие инвалидам приводить в действие приспособления или устройства, не являющиеся частями тела A61F 4/00; электротерапия, магнитотерапия, лучевая терапия, ультразвуковая терапия A61N)

Владельцы патента RU 2767139:

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Новокузнецкий научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (RU)

Изобретение относится к медицине, а именно к восстановительной медицине, может быть использовано для восстановительного лечения больных с параличом или парезом верхней конечности различной этиологии. Пациента размещают перед зеркалом, так чтобы в нем полностью отражалась здоровая конечность, а парализованная конечность была скрыта, пациент выполняет здоровой рукой различные движения, наблюдая за движениями здоровой руки и ее отражением в зеркале, получая иллюзию движения обеими руками. Дополнительно проводят занятия, включающие работу с мягкими тканями парализованной верхней конечности: выполнение приемов миофасциального растяжения (МФР) и постизометрической релаксации (ПИР) с помощью инструктора, массажные приемы между выполнением упражнений позволяют улучшить кровоснабжение, трофику мягких тканей, сформировать афферентный приток от тканей парализованной конечности. Выполнение действий, охарактеризованных в формуле изобретения, направлено на активацию нескольких центральных мозговых механизмов. Зрительная информация, включая наиболее значимую для мозга зрительную обратную связь, соединяет посылаемый эфферентный стимул с положительным зрительным подкреплением: конечность двигается без боли, в полном объеме. Эта информация стимулирует сохранные, но не работающие после мозговой катастрофы, нейронные сети в моторных областях пораженного полушария, отвечающие за движение парализованной кисти. Зрительная иллюзия включает моторное воображение, которое широко используется в медицине и в спорте для освоения / совершенствования двигательных актов. Происходит активация зеркальных нейронов, задействованных при выполнении действия и при наблюдении за тем, как это действие выполняется. В поврежденном полушарии сохранена, но не активна часть зеркальных нейронов, и данная методика влияет на них мобилизующе. Способ позволяет уменьшить асимметрию тонуса обеих верхних конечностей, облегчить движения в сочленениях плечевого пояса и в проксимальных суставах руки, улучшить кровоснабжение, трофику мягких тканей, сформировать афферентный приток от тканей парализованной конечности. Это приводит к уменьшению спастического и болевого синдромов, формирование активных произвольных движений парализованной верхней конечностью. Способ обспечивает повышение эффективности восстановительного лечения пациентов с параличами верхней конечности. 2 пр.

 

Изобретение относится к медицине, а именно к восстановительной медицине, может быть использовано для восстановительного лечения больных с параличом или парезом верхней конечности различной этиологии.

Число пациентов с параличами и парезами верхних конечностей постоянно повышается. Основной рост числа пациентов с гемипарезом обусловлен увеличивающейся частотой церебральных инсультов. Получить полное восстановление функции верхней конечности удается довольно редко, что определяет актуальность поиска новых способов лечения.

Для восстановления функции верхней конечности используют разные способы. Наряду с традиционными: лечебной физкультурой, массажем сегодня особенно широко используются варианты с биоадаптивной обратной связью.

В частности, существует способ коррекции мелкой моторики с использованием сенсорной перчатки, предложенный С.В. Прокопенко и Е.Ю. Можейко [Патент RU №2494670, 10.10.2013, Бюл. №17, МПК А61В 5/00, А61В 5/04, А61В 5/11, G09B 9/00, G09B 19/00, Способ коррекции мелкой моторики с использованием сенсорной перчатки / С.В. Прокопенко, Е.Ю. Можейко], заключающийся в том, что на кисть пациента одевают сенсорную перчатку, подключенную к компьютеру. Пациент выполняет активные движения в суставах кисти и пальцев, выполняя задания компьютерной игры на экране монитора.

Недостатком способа является наличие специального дорогостоящего оборудования: реабилитационной перчатки с программным обеспечением и компьютера, к которому это оборудование подключено и специально обученный методист для проведения занятий.

Существует способ восстановления функции верхней конечности у пациентов с параличами с использованием игрового пятисекционного тренажера [Патент на полезную модель RU №200300, А61В 5/16, G09B 1/00, G09B 19/00, опубл. 15.10.2020, бюл. №29, Игровой пятисекционный тренажер для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности / Л.Е. Селявко]. Тренажер позволяет заниматься одновременно группе из пяти человек, тренируя мелкую моторику с обратной связью через монитор компьютера.

Недостатком способа является необходимость дорогостоящего оборудования и специально обученного методиста, что возможно лишь в условиях специализированного реабилитационного центра.

Наиболее близким к предлагаемому является способ зеркальной терапии, при проведении которого авторы рекомендуют 30-минутный сеанс один раз в день 5 дней в неделю. Общим правилом для проведения процедуры зеркальной терапии является отсутствие каких-либо дополнительных визуальных раздражителей, в том числе, на отражающейся в зеркале руке не должно быть часов и колец. Зеркало должно быть достаточно большим, чтобы в нем полностью отражалась здоровая конечность, в то время как пораженная конечность должна быть полностью скрыта [Назарова М.А., Пирадов М.А., Черникова Л.А. Зрительная обратная связь - зеркальная терапия в нейрореабилитации // Анналы клинической и экспериментальной неврологии. - 2012. - Т. 6, №4. - С. 36-41].

Способ имеет недостатки:

1) не описаны упражнения для восстановления движений в суставах парализованной кисти;

2) не приведен порядок выполнения упражнений во время сеанса терапии;

3) не определено число повторов каждого упражнения в течение сеанса;

4) не указана продолжительность курса лечения;

5) не разработана структура курса лечения;

6) не разработана структура занятия;

7) вводная часть занятия не включает приемы миофасциального растяжения (МФР) и постизометрической релаксации (ПИР), что необходимо для выравнивания тонуса обеих верхних конечностей, уменьшения сопротивления, создаваемого вязкоупругими силами при скольжении одних слоев мягких тканей относительно других в процессе движения;

8) упражнения не перемежаются массажными приемами необходимыми для восстановления работоспособности мышц парализованной конечности;

9) в заключительной части занятия не проводят МФР, что оставляет возможность возникновения болезненных гипертонусов в мышцах парализованной конечности и усиления болевого синдрома;

10) при занятиях не используется правдивой обратной связи о выполнении движений парализованной кистью, только зрительные иллюзии;

11) нет четких рекомендаций для самостоятельных занятий после прекращения лечения.

Назначение изобретения - повышение эффективности восстановительного лечения пациентов с параличами верхней конечности путем создания способа восстановления функции кисти с использованием зеркальной терапии, лишенного вышеперечисленных недостатков, направленного на уменьшение выраженности болевого и спастического синдромов, формирование активных произвольных движений парализованной верхней конечностью с использованием зеркальной терапии и терапевтического пластилина.

Назначение изобретения достигается способом восстановления функции кисти у пациентов с парезом верхней конечности включающим размещение пациента перед зеркалом, так чтобы в нем полностью отражалась здоровая конечность, а парализованная конечность была скрыта. Пациент выполняет здоровой рукой различные движения, наблюдая за движениями здоровой руки и ее отражением в зеркале, получая иллюзию движения обеими руками. Дополнительно проводят занятия, включающие работу с мягкими тканями парализованной верхней конечности: выполнение приемов МФР и ПИР с помощью инструктора.

Способ включает курс из 10 занятий, в котором первые два занятия - первый этап, шесть - второй и последние два - третий этапы, на каждом занятии каждое упражнение выполняют один раз, общая продолжительность занятия на первом этапе - 20 минут, на втором и третьем этапах - 30 минут, каждое занятие включает вводную, основную и заключительную части.

Пациент сидит за столом, имеющим зеркальную перегородку в сагиттальной плоскости, с отражающей поверхностью в сторону здоровой руки, предплечья и кисти пациента расположены на столе по обе стороны от зеркальной перегородки.

Вводная часть одинакова для всех этапов и включает работу с мягкими тканями парализованной верхней конечности: выполнение приемов МФР и ПИР с помощью инструктора.

На первом этапе, вводная часть занятия:

- МФР тканей верхней конечности и плечевого пояса: инструктор берет кисть парализованной руки в области возвышений большого пальца и мизинца и отводит конечность в сторону, выполняя отведение в плечевом суставе, разгибание в локтевом, затем переводит руку вперед в положение сгибания в плечевом суставе, разгибания в локтевом;

- МФР тканей предплечья: руки согнуты в локтевых суставах, лежат на столе, инструктор одной рукой фиксирует плечо парализованной руки пациента, другой - поворачивает кисть пациента ладонью вверх - супинация, затем - ладонью вниз - пронация;

- МФР тканей предплечья и кисти: руки согнуты в локтевых суставах, лежат на столе в среднем положении между пронацией и супинацией, инструктор фиксирует своей ладонью ладонь парализованной руки пациента и переводит ее в положение тыльного сгибания, затем фиксирует своей ладонью тыльную сторону кисти парализованной руки пациента и переводит ее в положение ладонного сгибания;

- ПИР ладонных сгибателей кисти, сгибателей пальцев: инструктор своей ладонью фиксирует кисть парализованной руки пациента в положении тыльного сгибания и просит пациента, задержав дыхание на вдохе, давить своей кистью на его ладонь, затем - расслабиться на выдохе, в это время происходит удлинение ладонных сгибателей кисти, сгибателей пальцев, затем инструктор фиксирует кисть парализованной руки пациента в достигнутом положении на 8 с;

- ПИР тыльных сгибателей кисти, разгибателей пальцев: инструктор своей ладонью фиксирует кисть парализованной руки пациента в положении ладонного сгибания и просит пациента, задержав дыхание на вдохе, давить своей кистью на его ладонь, затем - расслабиться на выдохе, в это время происходит удлинение тыльных сгибателей кисти, разгибателей пальцев. Затем инструктор фиксирует кисть парализованной руки пациента в достигнутом положении на 8 с.

На первом этапе, основная часть занятия включает упражнения, которые пациент выполняет одновременно парализованной и здоровой рукой, следя за движением здоровой руки и ее отражением в зеркале, после каждого упражнения инструктор проводит массаж парализованной конечности, выполняя приемы поглаживания, растирания области парализованной конечности, надплечья, лопатки и разминание мышц предплечья.

На первом этапе в основной части занятия выполняют упражнения:

- руки пациента согнуты в локтевых суставах, лежат на столе по обе стороны от зеркальной перегородки в среднем положении между пронацией и супинацией, пациент выполняет медленное сгибание кистей в кулак, затем медленно разгибает пальцы;

- руки пациента - на столе по обе стороны от зеркальной перегородки в положении пронации, под большими пальцами располагают терапевтический пластилин, пациент медленно надавливает большими пальцами на пластилин, затем поднимает большие пальцы вверх, отделяя их от пластилина, упражнение повторяют с указательными, средними, безымянными пальцами и мизинцами;

- руки пациентки - на столе по обе стороны от зеркальной перегородки в положении пронации, между большим пальцем и радиальной поверхностью каждой кисти пациента расположен шарик из терапевтического пластилина, пациент медленно прижимает большой палец к кисти, сжимая терапевтический пластилин, затем отводит палец, отделяя его от пластилина, упражнение повторяют, сжимая пластилин между указательным и средним, потом - между средним и безымянным пальцами, безымянным пальцем и мизинцем;

- руки пациента согнуты в локтевых суставах, лежат на столе по обе стороны от зеркальной перегородки в среднем положении между пронацией и супинацией, пациент выполняет медленное сгибание кистей в кулак, затем медленно разгибает пальцы, наблюдая за движением здоровой кисти и ее отражением в зеркале;

На первом этапе заключительная часть включает МФР и одинакова для всех трех этапов:

- МФР тканей конечности и пояса: инструктор берет кисть парализованной руки в области возвышений большого пальца и мизинца и отводит конечность в сторону, затем переводит руку вперед;

- МФР тканей предплечья: руки согнуты в локтевых суставах, лежат на нескользящих ковриках на столе по обе стороны от зеркальной перегородки, инструктор одной рукой фиксирует плечо парализованной руки, другой - поворачивает кисть ладонью вверх и ладонью вниз.

На втором этапе во вводной части повторяют упражнения вводной части первого этапа.

На втором этапе в основной части занятия повторяют упражнения основной части занятия первого этапа и добавляют следующие упражнения с оппозицией первого пальца:

- руки пациента согнуты в локтевых суставах, лежат на нескользящих ковриках на столе по обе стороны от зеркальной перегородки в среднем положении между супинацией и пронацией, пациент медленно соединяет подушечку первого пальца поочередно с указательным, средним, безымянным пальцами и с мизинцем;

- руки пациента - на столе по обе стороны от зеркальной перегородки в среднем положении между супинацией и пронацией, пациент поочередно соединяет подушечку большого пальца с ногтем указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца с резким освобождением концевых фаланг пальцев из-под подушечки большого пальца, то есть щелкает пальцами;

- руки пациента - на столе по обе стороны от зеркальной перегородки в среднем положении между супинацией и пронацией, пациент поочередно соединяет подушечки указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца с основанием большого пальца;

- руки пациента - на столе по обе стороны от зеркальной перегородки в среднем положении между супинацией и пронацией, пациент поочередно надавливает подушечкой большого пальца на тыльную поверхность основной фаланги указательного, среднего, безымянного пальца и мизинца;

- руки пациента - на столе по обе стороны от зеркальной перегородки в среднем положении между супинацией и пронацией, пациент поочередно располагает большой палец между указательным и средним, средним и безымянным пальцами, безымянным пальцем и мизинцем;

- руки пациента согнуты в локтевых суставах, лежат на столе по обе стороны от зеркальной перегородки в среднем положении между пронацией и супинацией, пациент выполняет медленное сгибание кистей в кулак, затем он медленно разгибает пальцы.

На втором этапе в заключительной части занятия пациент повторяет упражнения заключительной части первого этапа.

На третьем этапе во вводной части повторяют упражнения вводной части первого этапа.

На третьем этапе в основной части занятия повторяют упражнения основной части занятия второго этапа, при этом пациент вспоминает последовательность чередования упражнений и проговаривает свои действия вслух, что способствует лучшему запоминанию упражнений.

На третьем этапе в заключительной части занятия пациент повторяет упражнения заключительной части первого этапа.

После окончания курса зеркальной терапии пациент самостоятельно занимается дома по программе основной части занятия третьего этапа курса лечения.

Новизна изобретения

Способ может быть использован у пациентов с парезом, плегией верхней конечности.

1. Дано подробное описание упражнений для восстановления движений в суставах парализованной кисти.

2. Приведен порядок выполнения упражнений во время сеанса терапии.

3. Занятие структурировано, описано содержание вводной, основной и заключительной частей занятия.

4. Во вводную часть занятия включены МФР и ПИР.

5. В основной части занятия после каждого упражнения проводятся массажные приемы, включающие поглаживание, растирание плечевого пояса и парализованной конечности, разминание работавших мышц.

6. В заключительной части занятия проводят МФР во избежание возникновения болезненных гипертонусов в мышцах парализованной конечности.

7. Указана продолжительность курса лечения.

8. Приведено содержание вводной, основной и заключительной частей курса лечения.

9. При занятиях используется терапевтический пластилин, деформация которого в процессе выполнения упражнений дает правдивую обратную связь о выполнении движений парализованной кистью;

10. Даны рекомендации для самостоятельных занятий после прекращения курса терапии.

МФР во вводной части занятия позволяет уменьшить асимметрию тонуса обеих верхних конечностей, облегчить движения в сочленениях плечевого пояса и в проксимальных суставах руки. ПИР способствует увеличению объема движений, снижению тонуса, уменьшению действия вязкоупругих сил, затрудняющих скольжение одних анатомических структур парализованной конечности относительно других при выполнении упражнений.

Массажные приемы между выполнением упражнений позволяют улучшить кровоснабжение, трофику мягких тканей, сформировать афферентный приток от тканей парализованной конечности. Это приводит к уменьшению спастического и болевого синдромов, облегчению выполнения активных произвольных движений парализованной верхней конечностью и повышает эффективность лечения пациентов с парезами и плегиями верхней конечности.

Основной лечебный фактор - зеркальная терапия сегодня рассматривается, как воздействие, направленное на активацию нескольких центральных мозговых механизмов.

Во-первых, зрительная информация, на которую сделан акцент в данном способе, имеет преимущество перед проприоцепцией и тактильной чувствительностью [Rock I., Victor J. Vision and touch: an experimentally created conflict between the two senses // Science. - 1964. - №143. - C. 594-596]. Включая наиболее значимую для мозга зрительную обратную связь, соединяем посылаемый эфферентный стимул с положительным зрительным подкреплением: конечность двигается без боли, в полном объеме. Эта информация стимулирует сохранные, но не работающие после мозговой катастрофы, нейронные сети в моторных областях пораженного полушария, отвечающие за движение парализованной кисти.

Во-вторых, зрительная иллюзия включает моторное воображение, которое широко используется в медицине и в спорте для освоения / совершенствования двигательных актов и для которого зрительная информация более важна, чем прориоцептивная [Найдиффер Р. Мысленная тренировка спортсменов // Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов. - М.: Советский спорт. - 2005. - С. 8-20].

В-третьих, происходит активация зеркальных нейронов, задействованных при выполнении действия и при наблюдении за тем, как это действие выполняется. В поврежденном полушарии сохранена, но не активна часть зеркальных нейронов, и данная методика влияет на них мобилизующе.

В-четвертых, правомерно предположение, что ипсилатеральный кортикоспинальный тракт, роль которого до конца еще не ясна, может вовлекаться в управление движениями парализованной конечности в подобных условиях [Ramachandran V.S., Altschuler E.L. The use of visual eedback, in particular mirror visual feedback, in restoring brain function // Brain. - 2009. - №132. - C. 1693-1710].

Все изложенное объясняет восстановление функции кисти у пациентов с парезом верхней конечности в результате предложенного способа зеркальной терапии.

Предлагаемый способ осуществляется следующим образом.

Способ включает курс из 10 занятий, в котором первые два занятия - первый этап, шесть - второй и последние два - третий этапы, на каждом занятии каждое упражнение выполняют один раз. Общая продолжительность занятия на первом этапе - 20 минут, на втором и третьем этапах - 30 минут. Каждое занятие включает вводную, основную и заключительную части.

Пациент сидит за столом, имеющим зеркальную перегородку в сагиттальной плоскости, с отражающей поверхностью в сторону здоровой руки, предплечья и кисти пациента расположены на столе по обе стороны от зеркальной перегородки.

Вводная часть одинакова для всех этапов и включает работу с мягкими тканями парализованной верхней конечности: выполнение приемов МФР и ПИР с помощью инструктора.

На первом этапе:

Вводная часть занятия

- МФР тканей верхней конечности и плечевого пояса: инструктор берет кисть парализованной руки в области возвышений большого пальца и мизинца и отводит конечность в сторону, выполняя отведение в плечевом суставе, разгибание в локтевом, затем переводит руку вперед в положение сгибания в плечевом суставе, разгибания в локтевом;

- МФР тканей предплечья: руки согнуты в локтевых суставах, лежат на столе, инструктор одной рукой фиксирует плечо парализованной руки пациента, другой - поворачивает кисть пациента ладонью вверх - супинация, затем - ладонью вниз - пронация;

- МФР тканей предплечья и кисти: руки согнуты в локтевых суставах, лежат на столе в среднем положении между пронацией и супинацией, инструктор фиксирует своей ладонью ладонь парализованной руки пациента и переводит ее в положение тыльного сгибания, затем фиксирует своей ладонью тыльную сторону кисти парализованной руки пациента и переводит ее в положение ладонного сгибания;

- ПИР ладонных сгибателей кисти, сгибателей пальцев: инструктор своей ладонью фиксирует кисть парализованной руки пациента в положении тыльного сгибания и просит пациента, задержав дыхание на вдохе, давить своей кистью на его ладонь, затем - расслабиться на выдохе, в это время происходит удлинение ладонных сгибателей кисти, сгибателей пальцев, затем инструктор фиксирует кисть парализованной руки пациента в достигнутом положении на 8 с;

- ПИР тыльных сгибателей кисти, разгибателей пальцев: инструктор своей ладонью фиксирует кисть парализованной руки пациента в положении ладонного сгибания и просит пациента, задержав дыхание на вдохе, давить своей кистью на его ладонь, затем - расслабиться на выдохе, в это время происходит удлинение тыльных сгибателей кисти, разгибателей пальцев. Затем инструктор фиксирует кисть парализованной руки пациента в достигнутом положении на 8 с.

Основная часть занятия включает упражнения, которые пациент выполняет одновременно парализованной и здоровой рукой, следя за движением здоровой руки и ее отражением в зеркале, после каждого упражнения инструктор проводит массаж парализованной конечности, выполняя приемы поглаживания, растирания области парализованной конечности, надплечья, лопатки и разминание мышц предплечья.

На первом этапе в основной части занятия выполняют упражнения:

- руки пациента согнуты в локтевых суставах, лежат на столе по обе стороны от зеркальной перегородки в среднем положении между пронацией и супинацией, пациент выполняет медленное сгибание кистей в кулак, затем медленно разгибает пальцы;

- руки пациента - на столе по обе стороны от зеркальной перегородки в положении пронации, под большими пальцами располагают терапевтический пластилин, пациент медленно надавливает большими пальцами на пластилин, затем поднимает большие пальцы вверх, отделяя их от пластилина, упражнение повторяют с указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцами;

- руки пациента - на столе по обе стороны от зеркальной перегородки в положении пронации, между большим пальцем и радиальной поверхностью каждой кисти пациента расположен шарик из терапевтического пластилина, пациент медленно прижимает большой палец к кисти, сжимая терапевтический пластилин, затем отводит палец, отделяя его от пластилина, упражнение повторяют, сжимая пластилин между указательным и средним, потом - между средним и безымянным пальцами, безымянным пальцем и мизинцем;

- руки пациента согнуты в локтевых суставах, лежат на столе по обе стороны от зеркальной перегородки в среднем положении между пронацией и супинацией, пациент выполняет медленное сгибание кистей в кулак, затем медленно разгибает пальцы, наблюдая за движением здоровой кисти и ее отражением в зеркале.

Заключительная часть первого этапа одинакова для всех трех этапов, включает МФР:

- МФР тканей верхней конечности и пояса: инструктор берет кисть парализованной руки в области возвышений большого пальца и мизинца и отводит верхнюю конечность в сторону, затем переводит руку вперед;

- МФР тканей предплечья: руки согнуты в локтевых суставах, лежат на нескользящих ковриках на столе по обе стороны от зеркальной перегородки, инструктор одной рукой фиксирует плечо парализованной руки, другой - поворачивает кисть ладонью вверх и ладонью вниз.

На втором этапе во вводной части повторяют упражнения вводной части первого этапа. В основной части занятия повторяют упражнения основной части занятия первого этапа и добавляют следующие упражнения с оппозицией первого пальца:

- руки пациента согнуты в локтевых суставах, лежат на нескользящих ковриках на столе по обе стороны от зеркальной перегородки в среднем положении между супинацией и пронацией, пациент медленно соединяет подушечку первого пальца поочередно с указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем;

- руки пациента - на столе по обе стороны от зеркальной перегородки в среднем положении между супинацией и пронацией, пациент поочередно соединяет подушечку большого пальца с ногтем указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца с резким освобождением концевых фаланг пальцев из-под подушечки большого пальца, то есть щелкает пальцами;

- руки пациента - на столе по обе стороны от зеркальной перегородки в среднем положении между супинацией и пронацией, пациент поочередно соединяет подушечки указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца с основанием большого пальца;

- руки пациента - на столе по обе стороны от зеркальной перегородки в среднем положении между супинацией и пронацией, пациент поочередно надавливает подушечкой большого пальца на тыльную поверхность основной фаланги указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;

- руки пациента - на столе по обе стороны от зеркальной перегородки в среднем положении между супинацией и пронацией, пациент поочередно располагает большой палец между указательным и средним, средним и безымянным, безымянным пальцем и мизинцем;

- руки пациента согнуты в локтевых суставах, лежат на столе по обе стороны от зеркальной перегородки в среднем положении между пронацией и супинацией, пациент выполняет медленное сгибание кистей в кулак, затем он медленно разгибает пальцы;

В заключительной части занятия пациент повторяет упражнения заключительной части первого этапа.

На третьем этапе:

во вводной части повторяют упражнения вводной части первого этапа, в основной части занятия повторяют упражнения основной части занятия второго этапа, при этом пациент вспоминает последовательность чередования упражнений и проговаривает свои действия вслух, что способствует лучшему запоминанию упражнений.

В заключительной части занятия пациент повторяет упражнения заключительной части первого этапа.

После окончания курса зеркальной терапии пациент самостоятельно занимается дома по программе основной части занятия третьего этапа курса лечения.

Предлагаемым способом пролечено 54 пациента с гемипарезом разной степени тяжести. На момент начала лечения плоскостной захват был сформирован у 25 человек, шаровидный - у 12, по одному человеку могли использовать межпальцевой и цилиндрический захваты. Отметим, что 29 человек могли выполнять противопоставление большого пальца в неполном объеме, что не позволяло, однако, им сделать шипковый захват. Сила мышц у всех обследованных была снижена в разной степени.

После курса лечения предлагаемым способом 35 пациентов освоили новые виды захвата. Из 25 пациентов, имевших лишь плоскостной захват, семеро освоили межпальцевой, что позволило им удерживать мелкие предметы (ложка, карандаш) парализованной рукой, поднимать мелкие предметы над поверхностью стола. Из 12 пациентов, владевших только шаровидным захватом, пятеро освоили цилиндрический и по два человека смогли использовать цилиндрический и межпальцевой захваты, что расширило их возможности самообслуживания. Пациенты, владевшие до начала терапии лишь межпальцевым или цилиндрическим захватами, освоили шаровидный захват, открыв себе возможность удерживать предметы неправильной и округлой формы в процессе выполнения бытовых операций.

Из 29 человек, которые могли противопоставлять первый палец, но это движение не было функциональным, 12 смогли дотянуться концевой фалангой первого пальца до остальных, что позволило удерживать мелкие предметы (столовые приборы, карандаши); кроме того, трое освоили шаровидный захват, 11 - межпальцевой, четверо - плоскостной и трое - цилиндрический, что существенно расширило их возможности самообслуживания и выполнения бытовых операций.

После курса лечения сила мышц по шкале Lovett выросла на 1 балл у 52 человек, у двоих пациентов сила мышц не увеличилась. У всех пациентов уменьшились болевой и спастический синдромы.

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что предложенный способ позволяет уменьшить выраженность болевого и спастического синдромов, получить активные произвольные движения в суставах кисти и пальцев парализованной верхней конечности; сформировать различные виды захвата, что открывает пациентам путь к включению парализованной верхней конечности в выполнение бытовых и трудовых действий.

Пример 1. В-ев В.Ю., 54 года. Диагноз: левосторонний вялоспастический гемипарез, гемигипестезия слева, психоорганический синдром с умеренными когнитивными нарушениями, как следствие перенесенного рецидивирующего ОНМК по ишемическому типу в бассейне правой ВСА (2020 г.).

Неврологический статус: Левосторонний вялоспастический гемипарез: сила мышц в руке 2 балла проксимально, 1 балл дистально. Сухожильные рефлексы живые, D<S. Тонус мышц справа нормальный, слева повышен по пирамидному типу до 1 балла по шкале Ашфорт в руке. Левосторонняя гемигипестезия. Выраженность болевого синдрома по ВАШ - 6 баллов.

Пациент получил курс зеркальной терапии. На каждом занятии каждое упражнение выполнял один раз, общая продолжительность занятия на первом этапе - 20 минут, на втором и третьем этапах - по 30 минут.

На протяжении всего занятия пациент сидел за столом, имеющим зеркальную перегородку в сагиттальной плоскости, с отражающей поверхностью в сторону здоровой руки. Предплечья и кисти пациента расположены на нескользящих ковриках на столе по обе стороны от зеркальной перегородки.

Занятие включало вводную, основную и заключительную части.

Занятия проводились по предложенному способу.

В процессе проведения курса зеркальной терапии начали появляться активные движения в левой кисти, уменьшился болевой синдром. Во время второго занятия появились синергические подергивания в пальцах левой кисти; на четвертом занятии после надавливания на терапевтический пластилин большим, указательным и средним пальцами левой кисти на нем стали появляться отпечатки. Тогда же пластилиновый шарик начал деформироваться при сдавливании его между большим пальцем и кистью и между указательным и средним пальцами. Начиная с шестого занятия на терапевтическом пластилине стали оставаться следы после надавливания на него каждым пальцем, как и после сдавливания его между всеми пальцами.

На пятом занятии пациент смог обозначить движения противопоставления большого пальца указательному и среднему, на восьмом занятии он смог достать концевой фалангой большого пальца концевые фаланги указательного и среднего пальцев, наметилось движение противопоставления первого пальца безымянному и мизинцу, появились движения сгибания и разгибания пальцев левой кисти.

Таким образом, в результате курса зеркальной терапии у пациента произошел регресс неврологической симптоматики: глубина неврологического пареза в левой кисти уменьшилась, сила мышц возросла с одного до двух баллов, тонус в парализованной руке стал ниже, болевой синдром по ВАШ - 2 балла. Был сформирован плоскостной захват парализованной конечностью; начали формироваться: межпальцевой, цилиндрический, шаровидный и щипковый захваты.

Пример 2. Пациентка Е-ва Л.В., 36 лет. Диагноз: вялая правосторонняя гемиплегия как следствие анапластической астроцитомы левой височно-теменной области. Состояние после оперативного лечения: удаления опухоли (2020 г.), курса химиотерапии.

Неврологический статус: Правосторонняя вялая гемиплегия: сила в руке 0 баллов; Сухожильные рефлексы справа abs. Тонус мышц слева нормальный, справа - снижен. Правосторонняя гемигипестезия. Болевой синдром по ВАШ - 7 баллов.

Пациентка получила курс зеркальной терапии. На каждом занятии каждое упражнение выполняла один раз, общая продолжительность занятия в первом этапе - 20 минут, во втором и третьем - по 30 минут.

На протяжении всего занятия пациентка сидела за столом, имеющим зеркальную перегородку в сагиттальной плоскости, с отражающей поверхностью в сторону здоровой руки. Предплечья и кисти расположены на нескользящих ковриках на столе по обе стороны от зеркальной перегородки.

Занятие включало вводную, основную и заключительную части по предложенному способу.

В процессе проведения курса зеркальной терапии у пациентки начали появляться активные движения в правой кисти в составе синергий. Во время четвертого занятия появились синергические подергивания в большом, указательном и безымянном пальцах правой кисти при попытке согнуть руку в кулак. На шестом занятии после надавливания на терапевтическом пластилине начали оставаться отпечатки от большого, указательного и безымянного пальцев. На восьмом занятии пластилиновый шарик начал деформироваться при сдавливании его между указательным и средним пальцами правой кисти.

Начиная с девятого занятия, появились движения среднего пальца и мизинца при попытке согнуть кисть в кулак, начали появляться на пластилине отпечатки всех пяти пальцев.

Таким образом, в результате курса зеркальной терапии у пациентки уменьшился болевой сидром до 3 баллов по ВАШ; появились синергические движения пальцев при попытке согнуть пальцы в кулак; был сформирован плоскостной захват парализованной конечностью, начал формироваться: межпальцевой захват между указательным и средним пальцами.

Предлагаемый способ используется в федеральном государственном бюджетном учреждении «Новокузнецкий научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации для восстановления функции парализованной верхней конечности у пациентов с гемипарезом различного генеза.

Способ восстановления функции кисти у пациентов с парезом верхней конечности, включающий размещение пациента перед зеркалом, так чтобы в нем полностью отражалась здоровая конечность, а парализованная конечность была скрыта, пациент выполняет здоровой рукой различные движения, наблюдая за движениями здоровой руки и ее отражением в зеркале, получая иллюзию движения обеими руками, отличающийся тем, что дополнительно проводят занятия, включающие работу с мягкими тканями парализованной верхней конечности: выполнение приемов миофасциального растяжения (МФР) и постизометрической релаксации (ПИР) с помощью инструктора,

способ включает курс из 10 занятий, в котором первые два занятия - первый, шесть – второй, и последние два - третий этапы, на каждом занятии каждое упражнение выполняют один раз, общая продолжительность занятия на первом этапе - 20 минут, на втором и третьем этапах - 30 минут, каждое занятие включает вводную, основную и заключительную части,

пациент сидит за столом, имеющим зеркальную перегородку в сагиттальной плоскости, с отражающей поверхностью в сторону здоровой руки, предплечья и кисти пациента расположены на столе по обе стороны от зеркальной перегородки,

вводная часть одинакова для всех этапов и включает работу с мягкими тканями парализованной верхней конечности: выполнение приемов МФР и ПИР с помощью инструктора:

на первом этапе:

Вводная часть занятия

- МФР тканей верхней конечности и плечевого пояса: инструктор берет кисть парализованной руки в области возвышений большого пальца и мизинца и отводит конечность в сторону, выполняя отведение в плечевом суставе, разгибание в локтевом, затем переводит руку вперед в положение сгибания в плечевом суставе, разгибания в локтевом;

- МФР тканей предплечья: руки согнуты в локтевых суставах, лежат на столе, инструктор одной рукой фиксирует плечо парализованной руки пациента, другой - поворачивает кисть пациента ладонью вверх - супинация, затем - ладонью вниз - пронация;

- МФР тканей предплечья и кисти: руки согнуты в локтевых суставах, лежат на столе в среднем положении между пронацией и супинацией, инструктор фиксирует своей ладонью ладонь парализованной руки пациента и переводит ее в положение тыльного сгибания, затем фиксирует своей ладонью тыльную сторону кисти парализованной руки пациента и переводит ее в положение ладонного сгибания;

- ПИР ладонных сгибателей кисти, сгибателей пальцев: инструктор своей ладонью фиксирует кисть парализованной руки пациента в положении тыльного сгибания и просит пациента, задержав дыхание на вдохе, давить своей кистью на его ладонь, затем - расслабиться на выдохе, в это время происходит удлинение ладонных сгибателей кисти, сгибателей пальцев, затем инструктор фиксирует кисть парализованной руки пациента в достигнутом положении на 8 с;

- ПИР тыльных сгибателей кисти, разгибателей пальцев: инструктор своей ладонью фиксирует кисть парализованной руки пациента в положении ладонного сгибания и просит пациента, задержав дыхание на вдохе, давить своей кистью на его ладонь, затем - расслабиться на выдохе, в это время происходит удлинение тыльных сгибателей кисти, разгибателей пальцев; затем инструктор фиксирует кисть парализованной руки пациента в достигнутом положении на 8 с;

основная часть занятия включает упражнения, которые пациент выполняет одновременно парализованной и здоровой рукой, следя за движением здоровой руки и ее отражением в зеркале, после каждого упражнения инструктор проводит массаж парализованной конечности, выполняя приемы поглаживания, растирания области парализованной конечности, надплечья, лопатки и разминание мышц предплечья:

на первом этапе в основной части занятия выполняют упражнения:

- руки пациента согнуты в локтевых суставах, лежат на столе по обе стороны от зеркальной перегородки в среднем положении между пронацией и супинацией, пациент выполняет медленное сгибание кистей в кулак, затем медленно разгибает пальцы;

- руки пациента - на столе по обе стороны от зеркальной перегородки в положении пронации, под большими пальцами располагают терапевтический пластилин, пациент медленно надавливает большими пальцами на пластилин, затем поднимает большие пальцы вверх, отделяя их от пластилина, упражнение повторяют с указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем;

- руки пациента - на столе по обе стороны от зеркальной перегородки в положении пронации, между большим пальцем и радиальной поверхностью каждой кисти пациента расположен шарик из терапевтического пластилина, пациент медленно прижимает большой палец к кисти, сжимая терапевтический пластилин, затем отводит палец, отделяя его от пластилина, упражнение повторяют, сжимая пластилин между указательным и средним, потом - между средним и безымянным пальцами, безымянным пальцем и мизинцем;

- руки пациента согнуты в локтевых суставах, лежат на столе по обе стороны от зеркальной перегородки в среднем положении между пронацией и супинацией, пациент выполняет медленное сгибание кистей в кулак, затем медленно разгибает пальцы, наблюдая за движением здоровой кисти и ее отражением в зеркале;

заключительная часть первого этапа одинакова для всех трех этапов, включает МФР:

- МФР тканей конечности и пояса: инструктор берет кисть парализованной руки в области возвышений большого пальца и мизинца и отводит конечность в сторону, затем переводит руку вперед;

- МФР тканей предплечья: руки согнуты в локтевых суставах, лежат на нескользящих ковриках на столе по обе стороны от зеркальной перегородки, инструктор одной рукой фиксирует плечо парализованной руки, другой - поворачивает кисть ладонью вверх и ладонью вниз;

на втором этапе

во вводной части повторяют упражнения вводной части первого этапа, в основной части занятия повторяют упражнения основной части занятия первого этапа и добавляют следующие упражнения с оппозицией первого пальца:

- руки пациента согнуты в локтевых суставах, лежат на нескользящих ковриках на столе по обе стороны от зеркальной перегородки в среднем положении между супинацией и пронацией, пациент медленно соединяет подушечку первого пальца поочередно с указательным, средним, безымянным пальцами и с мизинцем;

- руки пациента - на столе по обе стороны от зеркальной перегородки в среднем положении между супинацией и пронацией, пациент поочередно соединяет подушечку большого пальца с ногтем указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца с резким освобождением концевых фаланг пальцев из-под подушечки большого пальца, то есть щелкает пальцами;

- руки пациента - на столе по обе стороны от зеркальной перегородки в среднем положении между супинацией и пронацией, пациент поочередно соединяет подушечки указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца с основанием большого пальца;

- руки пациента - на столе по обе стороны от зеркальной перегородки в среднем положении между супинацией и пронацией, пациент поочередно надавливает подушечкой большого пальца на тыльную поверхность основной фаланги указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;

- руки пациента - на столе по обе стороны от зеркальной перегородки в среднем положении между супинацией и пронацией, пациент поочередно располагает большой палец между указательным и средним, средним и безымянным пальцами, безымянным пальцем и мизинцем;

- руки пациента согнуты в локтевых суставах, лежат на столе по обе стороны от зеркальной перегородки в среднем положении между пронацией и супинацией, пациент выполняет медленное сгибание кистей в кулак, затем он медленно разгибает пальцы;

в заключительной части занятия пациент повторяет упражнения заключительной части первого этапа;

на третьем этапе

во вводной части повторяют упражнения вводной части первого этапа, в основной части занятия повторяют упражнения основной части занятия второго этапа, при этом пациент вспоминает последовательность чередования упражнений и проговаривает свои действия вслух, что способствует лучшему запоминанию упражнений;

в заключительной части занятия пациент повторяет упражнения заключительной части первого этапа;

после окончания курса зеркальной терапии пациент самостоятельно занимается дома по программе основной части занятия третьего этапа курса лечения.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике для тренировки мышц. Устройство электростимуляции мышц содержит основную часть с поверхностью контакта, которая расположена вокруг участка нижней или верхней конечности, на котором расположено устройство.

Изобретение относится к устройствам, приборам и тренажерам для занятий спортом и фитнессом. Основной принцип, реализуемый в изобретении, состоит в использовании магнитных сил, которые производят усилие и нагрузку на мышцы человека при удалении ручек друг от друга (при отрыве и/или растяжении) либо при попытке соединения ручек друг с другом (при сжатии) в зависимости от того, направленны ли магниты друг к другу разноименными полюсами или одноименными.

Изобретение относится к тренировочным устройствам, а именно к устройствам, предназначенным для тренировки верхних конечностей, и может быть использовано для реабилитации плечевого и локтевого суставов, запястий и связанных с ними мышц. Устройство для тренировки верхних конечностей содержит основание, на котором вертикально закреплена телескопическая стойка с фиксатором положения ее подвижной верхней части относительно неподвижной нижней.

Изобретение относится к спортивным устройствам. Тренажер содержит два гидроцилиндра двустороннего действия, заполненные рабочей жидкостью, штоки которых жестко связаны друг с другом ползуном и с перемещающимися возвратно-поступательно в них поршнями посредством рычага, оборудованного сменной рукояткой.
Изобретение относится к медицине, неврологии и может быть использовано для восстановления двигательных навыков в руке и уменьшению выраженности патологических синергий у больных, перенесших ишемический инсульт и имеющих грубые двигательные нарушения. Лечение патологических двигательных синергий верхних конечностей у больных, перенесших нарушение мозгового кровообращения, осуществляют путем проведения лечебных занятий в количестве девяти на механотерапевтическом экзоскелетном комплексе с вертикальной разгрузкой веса руки и биологической обратной связью.

Изобретение относится к спортивным тренажерам и к спортивным тренировочным устройствам и принадлежностям и предназначено для занятий боевыми искусствами, в частности боксом, рукопашным боем, кикбоксингом, в общем случае для подготовки бойцов ударных стилей и т.п. Тренажер-тандем для ускоренного развития плечевого пояса содержит установленный вертикально с возможностью углового перемещения одноступенчатый первый коленчатый вал 1, установленный с возможностью вращательного перемещения в опорах скольжения 2, закрепленных на неподвижном основании 3.

Изобретение относится к спортивным тренажерам, к спортивным тренировочным устройствам и принадлежностям и предназначено для занятий боевыми искусствами, в частности боксом, рукопашным боем, кикбоксингом, в общем случае для подготовки бойцов ударных стилей и т.п. Сущность изобретения поясняется чертежами, где на Фиг.

Тренажер относится к устройствам для тренировки суставов и мышц конечностей человека с возможностью использования в бытовых условиях, в физкультурных кабинетах клиник и тренировки спортсменов для развития физической силы конечностей. Кольцевой пружинный тренажер для укрепления суставов и мышц конечностей содержит основание, подвижно присоединенное к нему поворотное основание с фиксатором поворотного основания и подвижно присоединенный к поворотному основанию держатель с фиксатором держателя.

Изобретение относится к системе управления здоровьем, содержащей средство обнаружения перемещения тела или конечности для обнаружения перемещений и положения тела или конечностей пользователей в трехмерном (3D) пространстве, средство анализа перемещения для анализа данных измерения, выполненного с помощью средства обнаружения перемещения тела или конечности, где средство обнаружения перемещения тела или конечности содержит по меньшей мере три датчика или маркера для отслеживания перемещения тела или конечности пользователя в трехмерном пространстве путем измерения угла, заложенного двумя частями тела пользователя, которые соединены друг с другом с помощью сустава, являющегося вершиной угла, который нужно измерить, у которого предусматривается один из датчиков или маркеров.

Группа изобретений относится к тренажерам для реабилитации пациентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата и способам реабилитации с помощью этих тренажеров. Тренажер содержит ногоступы для размещения на них стоп пациента, горизонтальную платформу с направляющими, на которой закреплены передняя и задняя П-образные опоры для рук, а также переднюю и заднюю Г-образные рукоятки.
Наверх