Способ определения опасных мест обрыва металлических тросов и капроновых фалов, и устройство для предотвращения аварий при спуско-подъемных операциях

Использование: для предотвращения аварий при спуско-подъемных операциях. Сущность изобретения заключается в том, что устройство для предотвращения аварий при спуско-подъемных операциях содержит лебедку, трос, который проходит через шкив п-рамы и связан с грузом, при этом трос барабана лебедки последовательно проходит через первый тормоз троса, первый тестовый шкив, второй тестовый шкив и второй тормоз троса, причем в оси первого и второго тестовых шкивов вмонтированы акустические датчики, соединенные с анализатором спектра, подключенным к исполнительному устройству, выходы которого соединены с первым и вторым тормозами троса и приводом барабана лебедки, а второй вход исполнительного устройства соединен с пультом управления, подключенным также к анализатору спектра. Технический результат: обеспечение возможности надежного предотвращения аварий при спуско-подъемных операциях. 1 ил.

 

Настоящее предлагаемое изобретение относится к спуско-подъемным операциям на морских судах, лебедкам кранам и пр.

При работе с грузами, поднятии и опускании их за борт, да еще при волнении, когда судно испытывает качку, тросы имеют динамическую нагрузку, превышающую статическую во много раз. Следствием чего помимо потери груза, является травмирование людей, а, иногда, и смертельные случаи.

Известны способы организации такелажных работ, направленные на уменьшение процента несчастных случаев (1, 2). Известные способы (правила) не устраняют аварийные ситуации.

Известны множество способов определения мест дефектов в материале троса (3). Определение дефектов в капроновых или иных неметаллических фалов (веревок и пр.) авторам не удалось найти.

Удалось найти «Способ предупреждения разрыва каната» датируемый 1934 годом (4)! Который, не может быть взятым даже за прототип нашего предложения.

Прототипом заявки может являться патент (5), который заключается в акустическом контакте лифтового тягового элемента с микрофоном.

Целью настоящего предложения является не только способ и устройство для определения места потенциального разрыва троса или фала, но и предотвращение самого обрыва. Поставленная цель в способе достигается тем, что, трос пропускают через шкив, изменяющий направление его движения, и снабженный акустическим приемником, а дефект определяют по изменению спектра акустической эмиссии, генерируемой при прохождении троса (фала) через шкив.

Поставленная цель в устройстве достигается тем, что трос барабана лебедки последовательно проходит через первый тормоз троса, первый тестовый шкив, второй тестовый шкив, второй тормоз троса, и соединен с грузом.

Кроме того, в оси первого и второго тестовых шкивов вмонтированы акустические датчики, соединенные с анализатором спектра, подключенным к исполнительному устройству, выходы которого соединены с первым и вторым тормозами троса, и приводом барабана лебедки, а второй вход исполнительного устройства соединен с пультом управления, подключенным также к анализатору спектра.

И способ и устройство основаны на достаточно банальном с точки зрения акустики эффекте. Все дело в том, что как металлические тросы, так и капроновые фалы состоят из множества нитей, которые в местах перегиба под нагрузкой натяжения взаимодействуют между собой через трение, которое вызывает акустическую эмиссию, которая почти стационарна, и для каждой марки троса (фала) имеет свой спектр шума. Любой обрыв даже нескольких нитей вызывает заметное изменение генерируемого спектра участком, испытывающим изгиб. Это доказали эксперименты с регистрацией акустического шума с помощью датчика, вмонтированного в ось шкива, через который проходил трос. Очевидно, это вызывается увеличением локальной нагрузки на каждую оставшуюся нить после обрыва других в этом месте. Может быть, концы оборванных нитей «скребут» по находящимся рядом? В любом случае, ослабленный участок является местом потенциального обрыва троса (фала), и именно шум является источником информации, указывающим на это место. Спектры шума металлических тросов и фалов существенно различны. Обрыв нитей в металлическом тросе, также, как и появление прядей, коррозия, уменьшение сечения, и т.п., в любом случае является потенциально опасным для прочностных характеристик троса (фала), и вызывает изменение в спектре шума, издаваемого дефектным участком. В капроновых фалах ясность в изменении спектра менее заметна, и она находится в более низкочастотной области спектра, но все равно существует.

Возможность практической реализации.

На чертеже - фиг. 1 показана блок-схема, реализующая предлагаемый способ. Она содержит: барабан лебедки-1, трос-2, который связан с грузом-3 (прибором), который во взятом случае должен подниматься и опускаться за бортом судна, который работает в океане. Трос последовательно проходит через первый тормоз троса-4, первый тестовый шкив-5, второй тестовый шкив-б, и второй тормоз троса-7. В оси тестовых шкивов 5 и 6 вмонтированы акустические датчики-8, соединенные со входами анализатора спектра-9, выход которого подключен к исполнительному устройству-10. Выходы исполнительного устройства соединены с первым-4 и вторым-7 тормозными устройствами, и приводом барабана лебедки-1. Пульт управления-11 подключен к анализатору спектра-9 и исполнительному устройству-10. С его помощью происходит настройка устройства пре смене типов тросов (фалов) на лебедке

Для настройки устройства необходимо пропустить через любой из тестовых шкивов (под нагрузкой!) новый трос (фал), и получить спектр его шума. Далее необходимо найти частотные, амплитудные отличия шума, генерируемого изношенным тросом, имеющим структурные дефекты от шума нового. И с помощью пульта управления-11 установить срабатывание тормозов 4 и 7 во время прохождения дефектного участка через любой из тестовых шкивов 5 и 6. Практически, термин «анализатор спектра» применен авторами для усиления «научности» текста заявки. Все таки существует огромное количество тросов и фалов спектры которых и, особенно, шумы, издаваемые дефектными участками имеют множество частотных и амплитудных отличий. На самом деле, на месте анализатора спектра-9 достаточно иметь два амплитудных детектора, один с временным откликом в несколько секунд, и другой в доли секунды, подключенные к устройству сравнения, которое и будет выделять момент прохождения дефектного участка через тестовый шкив, потому, что уровень шума, генерируемый им, значительно выше, чем стационарный шум, издаваемый доброкачественным тросом (фалом).

При спуске, пульт управления-11 подключает к анализатору спектра-9 датчик оси тестового шкива-5, и обеспечивает вращение барабана лебедки-1 против часовой стрелки. При подъеме подключается датчик оси тестового шкива-6, и обеспечивается вращение барабана лебедки по часовой стрелке.

Как понятно из изложенного, прохождение потенциального места обрыва троса, независимо от его направления, вызывает срабатывание обоих 4 и 7 тормозов троса, как при спуске, так и при подъеме. Тем самым снимается нагрузка со всего участка троса, находящегося в пространственной доступности обслуживающего персонала при такелажных морских работах на судне, что значительно уменьшает вероятность травмирования людей.

Таким образом, при спуске, остановка лебедки-1, и срабатывание тормоза-7, позволяют вернуть груз (прибор) с помощью кран-балки, на которой установлен шкив-8. В случае же подъема, имеется возможность перевязать трос до первого шкива-8, и поднять прибор.

В любом случае, остановка лебедки, вызванная работой устройства предотвращения авриий, позволяет убрать всех людей из потенциальной зоны травмоопасности, и… продолжить (оторожно!) работы на свой страх и риск. Для этого на пульте управления-11 необходимо поставить кнопку «Аварийная работа».

Разумеется, предложенные способ и устройство могут быть применимы не только в морской технике, но при любых такелажных работах, в том числе строительных. Затраты при их внедрении будут не столь велики, а безопасность работ будет практически стопроцентной.

Источники информации, использованные при составлении заявки:

1. Правила контроля РД РОСЭК 012-97 Госгортехнадзора.

2. Методические указания по магнитной дефектоскопии РД 03-348-00.

3. Патенты России №№2204129; 2469307; 2491541; 2550058;2589496.

4. Авторское свидетельство SU 36618

5. Патент России №2485041.

Устройство для предотвращения аварий при спуско-подъемных операциях, содержащее лебедку, трос, который проходит через шкив п-рамы и связан с грузом, отличающееся тем, что трос барабана лебедки последовательно проходит через первый тормоз троса, первый тестовый шкив, второй тестовый шкив и второй тормоз троса, при этом в оси первого и второго тестовых шкивов вмонтированы акустические датчики, соединенные с анализатором спектра, подключенным к исполнительному устройству, выходы которого соединены с первым и вторым тормозами троса и приводом барабана лебедки, а второй вход исполнительного устройства соединен с пультом управления, подключенным также к анализатору спектра.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технологии ультраструйной обработки, диагностики материалов и к приготовлению активированных суспензий и может быть использовано в различных отраслях промышленности: горной, химической, металлургической и др. Способ обработки заключается в совмещении процесса диспергирования твердой фазы с процессом образования суспензии путем воздействия на твердую фазу струи жидкости.

Использование: для комплексного анализа информативных параметров при акустико-эмиссионной диагностике конструкций. Сущность изобретения заключается в том, что объект контроля подвергают механической нагрузке, на места контроля устанавливают преобразователи акустической эмиссии, с помощью которых преобразуют упругие механические волны в электрические сигналы, которые подают на аналого-цифровой преобразователь, с помощью которого формируют выходной код, затем вычисляют информативные параметры сигналов акустической эмиссии с помощью специальных блоков вычисления, значения информативных параметров регистрируют и оценивают с помощью устройства отображения информации, при этом включают блок объединения («свертки») информативных параметров, все выходы блоков вычисления соединяют с входом блока объединения («свертки») информативных параметров, выход которого подключают к устройству отображения информации, причем объединение («свертка») значений информативных параметров производится по заданной формуле.

Изобретение относится к области неразрушающего контроля прочности оптических волокон из плавленого кварцевого стекла. Сущность: на контролируемый объект оказывают акустическое воздействие на первой частоте и на второй частоте, измеряют сигнал нелинейной акустической эмиссии на разностной частоте и по результатам обработки данных измерений оценивают степень разрушения контролируемого объекта.

Изобретение относится к области соединения деталей несущих и ограждающих конструкций. Технический результат заключается в возможности применения сплошного контроля болтов в процессе выполнения болтовых соединений за возможным ростом трещин.

Использование: для контроля силовых элементов конструкций посредством акустической эмиссии. Сущность изобретения заключается в том, что многоканальная акустико-эмиссионная система контроля силовых элементов конструкций состоит из N-каналов, каждый из которых содержит последовательно соединенные преобразователь акустической эмиссии, установленный на объекте контроля в местах максимальной концентрации напряжений, аналого-цифровой преобразователь (АЦП), блок вычисления известных акустико-эмиссионных критериев, устройство отображения информации; параллельно соединенные: блок вычисления инвариантов временных интервалов импульсов акустической эмиссии и два блока вычисления инвариантов числа импульсов акустической эмиссии, входы которых объединены со входом блока вычисления известных акустико-эмиссионных критериев, а выходы соединены с соответствующими входами устройства отображения информации, при этом дополнительно введены последовательно соединенные блок управления углом установки преобразователя акустической эмиссии, элемент сравнения заданного и действительного угла установки преобразователя акустической эмиссии, регулятора угла установки преобразователя акустической эмиссии, а также на преобразователь акустической эмиссии установлен датчик угла его установки.

Изобретение относиться к области технической диагностики и может быть использовано для диагностики технического состояния подшипниковых узлов качения и скольжения в составе многоканальных стационарных систем. Приемо-преобразовательный модуль содержит корпус, внутри которого расположены преобразователь акустико-эмиссионных сигналов (ПАЭС), блок преобразования аналоговых сигналов в цифровые (БПАСЦ), блок питания (БП), а также блок управления и обработки информации (БУОИ), соединенный с интерфейсным блоком USB (USB) и/или с модулем беспроводной связи (МБС).

Использование: для неразрушающего контроля прочности оптического волокна. Сущность изобретения заключается в том, что в оптическом волокне создают напряжение с помощью источника акустического воздействия, расположенного вблизи оптического волокна, это же оптическое волокно с подключенной к нему измерительной системой используют как распределенный акустический датчик, с помощью которого регистрируют акустической сигнал в зоне акустического воздействия, по результатам обработки данного сигнала выделяют сигнал акустической эмиссии и сигнал акустического воздействия, причем при одних и тех же условиях измерения предварительно выполняют для образцового оптического волокна, прочность которого известна, а затем для контролируемого оптического волокна, после чего рассчитывают прочность контролируемого оптического волокна, при этом напряжение в оптическом волокне создают источником акустического воздействия, работающим на одной частоте, при обработке регистрируемого сигнала выделяют из него сигнал нелинейной акустической эмиссии на гармониках частоты источника акустического воздействия и рассчитывают прочность контролируемого оптического волокна по определенной формуле.

Использование: для проверки работы акустико-эмиссионного датчика. Сущность изобретения заключается в том, что генерируют акустический сигнал источником акустических волн, который акустически связан с устройством управления технологическим процессом, причем источник акустических волн содержит по меньшей мере один из числа двигателя постоянного тока и двигателя для передачи тактильных ощущений; измеряют акустический сигнал акустико-эмиссионным датчиком, функционально связанным с устройством управления технологическим процессом, при этом акустический сигнал сгенерирован источником акустических волн; и определяют с помощью процессора рабочее состояния акустико-эмиссионного датчика на основании сравнения измеренного акустического сигнала с базовым акустическим сигналом.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для мониторинга и диагностики технического состояния, оценки остаточного ресурса подшипниковых узлов, зубчатых передач, моторно-осевых подшипников и других подвижных нагруженных узлов экипажной части локомотивов железных дорог. Способ диагностики технического состояния узлов экипажной части локомотива, представляющих собой подшипниковый узел и/или зубчатую передачу заключается в осуществлении непрерывного измерения значений сигналов акустической эмиссии в процессе эксплуатации локомотива при его эксплуатационных нагрузках в режиме реального времени с помощью акустико-эмиссионного датчика (1), установленного на корпусе каждого диагностируемого узла экипажной части локомотива.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для мониторинга и диагностики технического состояния, оценки остаточного ресурса подшипниковых узлов, зубчатых передач, генераторов, вспомогательных приводов экипажной части пассажирских вагонов, вращающихся частей систем вентиляции, отопления и кондиционирования, а также других подвижных нагруженных узлов пассажирских вагонов железных дорог.

Использование: для дефектоскопии металлов по акустическим шумам. Сущность изобретения заключается в том, что регистрируют на исследуемом участке металла шумовые записи с высокой частотой дискретизации, полученные шумовые записи разбивают на фрагменты, затем делают преобразование Фурье в этих фрагментах, вычисляя их амплитудно-частотные спектры, затем в полученных амплитудно-частотных спектрах для каждой точки регистрации шумовых данных вычисляют мощность зарегистрированного сигнала путем интегрального суммирования его спектра во временном окне, одинаковом по длине записи и меньшем, чем длина самой короткой шумовой записи, и по уменьшению мощности суммарного сигнала относительно общей площади измерения устанавливают наличие участка с внутренним дефектом. Технический результат: обеспечение возможности реализации универсального по отношению к исследуемым объектам, высокопроизводительного метода дефектоскопии металлов по акустическим шумам. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх