Пневматический привод системы управления исполнительными механизмами

Изобретение относится к области общего машиностроения, к пневматическим приводам управления исполнительными механизмами преимущественно в транспортных средствах. В предложенном пневматическом приводе системы управления исполнительными механизмами диск положений выходного вала выполнен в виде единой детали со ступицей, ориентированной внутрь каретки и несущей подшипники выходного вала. Боковые поверхности впадин на диске положений выполнены криволинейными, выпуклыми, сопряженными с дном впадины посредством уширения, выполненного по отношению к боковой поверхности с возможностью свободного перемещения концов штоков фиксатора диска положений и ограничителя-ретардера поворота диска положений в процессе их контакта с боковой поверхностью впадин. Средство ограничения поворота диска устанавливает границы заданного сектора в виде концевых плоских лысок, выполненных на ориентированных друг к другу ограничительных боковых поверхностях двух сопряженных впадин сектора. Габаритный диаметр выступа между ними меньше наружного диаметра остальных выступов диска на величину указанной плоской лыски, выполненной с возможностью контакта с цилиндрической проточкой, выполненной на штоке ограничителя-ретардера поворота диска положений. Поршни каретки выполнены составными из ступенчатой опорной части, внутренняя ступень которой размещена в полости корпуса каретки, а на наружной ступени между ее бортом и разъёмно соединенной с ней герметизирующей частью установлен кольцевой магнит, охваченный опорной направляющей лентой. В крышках пневмоцилиндра установлены резьбовые ограничители хода поршней. Фиксатор диска снабжен средством блокировки штока, которое включено в систему управления посредством снабжения её дополнительным пневмоклапаном, связанным со вспомогательной полостью, которая выполнена в штоковой полости фиксатора диска положений. В качестве датчика угловых положений диска использован линейный датчик положения поршней и каретки, подключенный к электронному блоку управления с возможностью пересчета на угловые показатели положений диска положений. 2 з.п. ф-лы, 17 ил.

 

Изобретение относится к области общего машиностроения, а именно - к пневматическим приводам управления исполнительными механизмами преимущественно в транспортных средствах.

Известен пневматический привод системы управления исполнительными механизмами, включающей в себя: пневмомагистраль с источником давления воздуха, с датчиком давления воздуха; два двухпозиционных пневмоклапана с электромагнитным управлением положением поршней и два двухпозиционных пневмоклапана с электромагнитным управлением положением фиксаторов диска; электронный блок управления электромагнитами, выполненный с возможностью получения сигналов от датчика положения поршня и датчика давления воздуха в пневмомагистрали, при этом пневматический привод содержит пневмоцилиндр с торцевыми крышками, при этом внутри пневмоцилиндра установлена плунжерная каретка, состоящая из двух поршней, разнесенных на расстояние, равное длине, объединяющего их пустотелого корпуса с надпоршневыми полостями, имеющего продольную герметичную полость, сквозь которую поперечно пропущен установленный на опорах в пневмоцилиндре вал с зубчатым колесом в средней его части, сцепленным с зубьями продольно горизонтально расположенной рейки, разъемно прикрепленной к указанным поршням, привод исполнительного механизма, соединенный с выступающим из корпуса концом выходного вала, при этом на выходном конце указанного вала, выступающего из пневмоцилиндра, установлен жестко связанный с ним ступицей диск фиксированных положений выходного вала, выполненный с открытыми поперечными периферийными впадинами, количество которых равно заданному числу угловых положений выходного вала, связанного с датчиком его угловых положений, при этом пневмоцилиндр снабжен кронштейном, многопозиционным командоаппаратом, соединенным с выходным валом, блоком фиксации, диска положений выходного вала, включающим в себя фиксатор диска положений выходного вала и ограничитель-ретардер поворота диска положений, каждый из которых выполнен в виде пневмоцилиндра одностороннего действия с проходным штоком, на котором подвижно размещен поршень-упор, сопряженный одной стороной с возвратной пружиной и образующий с другой стороны основную полость, соединенную с соответствующим пневмоклапаном, при этом шток имеет с одного конца зауженную форму с возможностью взаимодействия с указанными ограничительными боковыми поверхностями впадин на диске, а с другого конца - соединенный с ним муфтой захватный элемент ручного перемещения штока, выполненном с возможностью фиксированной остановки в границах заданного сектора средством ограничения поворота (патент RU2718382, F15B 9/03 (2006.01), Опубликовано: 02.04.2020 Бюл. № 10).

Недостатками известного технического решения являются недостаточная надежность и ударное переключение позиций диска положений выходного вала пневмопривода.

Технический результат использования изобретения заключается в повышении надежности фиксации и безударности переключения позиций диска положений выходного вала пневмопривода системы управления исполнительными механизмами.

Ниже раскрыты все общие и частные существенные признаки изобретения, характеризующие их причинно-следственную связь с указанным техническим результатом, достаточные для осуществления специалистом в данной области техники.

Пневматический привод системы управления исполнительными механизмами, включающей в себя: пневмомагистраль с источником давления воздуха, с датчиком давления воздуха; два двухпозиционных пневмоклапана с электромагнитным управлением положением поршней и два двухпозиционных пневмоклапана с электромагнитным управлением положением фиксаторов и диска положений; электронный блок управления ЭБУ электромагнитами, выполненный с возможностью получения сигналов от датчика положения поршня и датчика давления воздуха в пневмомагистрали. Пневматический привод содержит пневмоцилиндр с торцевыми крышками. Внутри пневмоцилиндра, установлена плунжерная каретка, состоящая из двух поршней, разнесенных на расстояние, равное длине, объединяющего их пустотелого корпуса, с надпоршневыми полостями, имеющего продольную герметичную полость, сквозь которую поперечно пропущен установленный на опорах в пневмоцилиндре вал с зубчатым колесом в средней его части, сцепленным с зубьями продольно горизонтально расположенной рейки, разъемно прикрепленной к указанным поршням, привод исполнительного механизма, соединенный с выступающим из корпуса концом выходного вала. На выходном конце указанного вала, выступающего из пневмоцилиндра, установлен жестко связанный с ним ступицей диск фиксированных положений выходного вала. Диск положений выполнен с открытыми поперечными периферийными впадинами, количество которых равно заданному числу угловых положений выходного вала, связанного с датчиком его угловых положений. Пневмоцилиндр снабжен кронштейном, многопозиционным командоаппаратом, соединенным с выходным валом, блоком фиксации диска положений выходного вала, включающим в себя фиксатор диска положений выходного вала и ограничитель-ретардер поворота диска положений, каждый из которых выполнен в виде пневмоцилиндра одностороннего действия с проходным штоком. На штоке каждого из двух двухпозиционных пневмоклапанов подвижно размещен поршень-упор, сопряженный одной стороной с возвратной пружиной и образующий с другой стороны основную полость, соединенную с соответствующим пневмоклапаном. Шток имеет с одного конца зауженную форму с возможностью взаимодействия с указанными ограничительными боковыми поверхностями впадин на диске, а с другого конца - соединенный с ним муфтой захватный элемент ручного перемещения штока. Диск положений выполнен с возможностью фиксированной остановки в границах заданного сектора средством ограничения поворота. Диск положений выходного вала выполнен в виде единой детали со ступицей, ориентированной внутрь каретки и, несущей подшипники выходного вала. Указанные боковые поверхности впадин на диске положений выполнены криволинейными, выпуклыми, сопряженными с дном впадины посредством уширения, выполненного по отношению к боковой поверхности с возможностью свободного перемещения концов штоков фиксатора диска положений и ограничителя-ретардера поворота диска положений в процессе их контакта с боковой поверхностью впадин. Упомянутое средство ограничения поворота диска устанавливает границы заданного сектора в виде концевых плоских лысок, выполненных на ориентированных друг к другу ограничительных боковых поверхностях двух сопряженных впадин сектора, причем габаритный диаметр выступа между ними меньше наружного диаметра остальных выступов диска на величину указанной плоской лыски, выполненной с возможностью контакта с цилиндрической проточкой, выполненной на штоке ограничителя-ретардера поворота диска положений. Поршни каретки выполнены составными из ступенчатой опорной части, внутренняя ступень которой размещена в полости корпуса каретки. На наружной ступени между ее бортом и разъемно соединенной с ней герметизирующей частью установлен кольцевой магнит, охваченный опорной направляющей лентой. В крышках пневмоцилиндра установлены резьбовые ограничители хода поршней. Фиксатор диска положений может быть снабжен средством блокировки штока, которое включено в систему управления посредством снабжения ее дополнительным пневмоклапаном, связанным со вспомогательной полостью, которая выполнена в штоковой полости фиксатора диска. В качестве датчика угловых положений диска использован линейный датчик положения поршней каретки, подключенный к электронному блоку управления ЭБУ с возможностью пересчета на угловые показатели положений диска положений. Указанные криволинейные боковины выступов между углублениями в диске положений могут быть выполнены в виде эвольвенты окружности. С наружной стороны подвижного поршня-упора в полости пружины фиксатора диска положений образована дополнительная полость, связанная посредством штуцера с напорной магистралью дополнительного двухпозиционного пневмоклапана с электромагнитным управлением фиксатором диска положений с возможностью блокирующего поджатия заостренного конца запорной части штока в противолежащую впадину в диске положений выходного вала.

Изобретение иллюстрируется чертежами, где: на фиг. 1 показан общий вид пневмопривода, вид сбоку; на фиг. 2 - пневмопривод, вид сверху; на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 4 - разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 5 - разрез В-В на фиг. 2; на фиг. 6 - разрез Г-Г на фиг 2, пневмопривод в блоком управления и пневмоклапанами; на фиг. 7 - разрез А-А на фиг. 1, блокировка диска в положении «1»; на фиг. 8 - разрез А-А на фиг. 1, блокировка диска в положении «4»; на фиг. 9 - разрез А-А на фиг. 1, привод в положении «Т»; на фиг. 10 - общий вид пневмопривода, вид сбоку, вариант исполнения с дополнительной полостью фиксатора положения диска; на фиг. 11 - пневмопривод, вид сверху, вариант исполнения с дополнительной полостью фиксатора диска положений; на фиг. 12 -разрез Д-Д на фиг. 10, частичный увеличенный вид; на фиг. 13 - вид I на фиг. 7; на фиг. 14 - разрез Ж-Ж на фиг. 12; на фиг. 15 - разрез И-И на фиг. 12; на фиг. 16 - разрез Е-Е на фиг. 11; на фиг. 17 - схема работы пневмопривода системы управления исполнительными механизмами.

Пневматический привод 1 системы управления 2 исполнительными механизмами 3, включающей в себя: пневмомагистраль 4 с источником давления воздуха 5, с датчиком давления воздуха 6; два двухпозиционных пневмоклапана 7 и 8 с электромагнитным управлением положением поршней 9 и 10 и два двухпозиционных пневмоклапана 11 и 12 с электромагнитным управлением положением фиксаторов 13 и 14 диска положений 15; электронный блок управления ЭБУ 16 электромагнитами, выполненный с возможностью получения сигналов от датчика положения поршня 17 и датчика давления воздуха 6 в пневмомагистрали 4.

Пневматический привод 1 содержит пневмоцилиндр 18 с торцевыми крышками 19 и 20.

Внутри пневмоцилиндра 18, установлена плунжерная каретка 21, состоящая из двух поршней 9 и 10, разнесенных на расстояние, равное длине, объединяющего их пустотелого корпуса 22, с надпоршневыми полостями П1 и П2, имеющего продольную герметичную полость 23, сквозь которую поперечно пропущен установленный на опорах 24 в пневмоцилиндре вал 25 с зубчатым колесом 26 в средней его части, сцепленным с зубьями продольно горизонтально расположенной рейки 27, разъемно прикрепленной к указанным поршням 9 и 10, привод 28 исполнительного механизма 3, соединенный с выступающим из корпуса концом выходного вала 25.

На выходном конце указанного вала 25, выступающего из пневмоцилиндра 18, установлен жестко связанный с ним ступицей 29 диск фиксированных положений 15 выходного вала 25.

Диск положений 15 выполнен с открытыми поперечными периферийными впадинами U, количество которых равно заданному числу угловых положений выходного вала 25, связанного с датчиком его угловых положений.

Пневмоцилиндр 18 снабжен кронштейном 30, многопозиционным командоаппаратом 31, соединенным с выходным валом 25, блоком фиксации диска положений 15 выходного вала 25, включающим в себя фиксатор 13 диска положений 15 выходного вала 25 и ограничитель-ретардер 14 поворота диска положений 15, каждый из которых выполнен в виде пневмоцилиндра одностороннего действия с проходным штоком 32.

На штоке 32 каждого из двух двухпозиционных пневмоклапанов 11 и 12 подвижно размещен поршень-упор 33, сопряженный одной стороной с возвратной пружиной 34 и образующий с другой стороны основную полость П3, соединенную с соответствующим пневмоклапаном 11 или 12.

Шток 32 имеет с одного конца зауженную форму с возможностью взаимодействия с указанными ограничительными боковыми поверхностями впадин U на диске, а с другого конца - соединенный с ним муфтой 35 захватный элемент 36 ручного перемещения штока 32.

Диск положений 15 выполнен с возможностью фиксированной остановки в границах заданного сектора S (фиг. 13) средством ограничения поворота.

Диск положений 15 выходного вала 25 выполнен в виде единой детали со ступицей 29, ориентированной внутрь каретки 19 и, несущей подшипники (не показано) выходного вала 25.

Указанные боковые поверхности впадин U на диске положений 15 выполнены криволинейными, выпуклыми, сопряженными с дном впадины посредством уширения W, выполненного по отношению к боковой поверхности с возможностью свободного перемещения концов штоков 32 фиксатора 13 диска положений 15 и ограничителя-ретардера поворота диска положений в процессе их контакта с боковой поверхностью впадин U.

Упомянутое средство ограничения поворота диска устанавливает границы заданного сектора S в виде концевых плоских лысок L, выполненных на ориентированных друг к другу ограничительных боковых поверхностях двух сопряженных впадин U сектора S, причем габаритный диаметр выступа R между ними меньше наружного диаметра остальных выступов диска на величину указанной плоской лыски L, выполненной с возможностью контакта с цилиндрической проточкой 37, выполненной на штоке 32 ограничителя-ретардера 14 поворота диска положений 15.

Поршни 9 и 10 каретки 19 выполнены составными из ступенчатой опорной части, внутренняя ступень 38 которой размещена в полости корпуса каретки19.

На наружной ступени 39 между ее бортом и разъемно соединенной с ней герметизирующей частью установлен кольцевой магнит 40, охваченный опорной направляющей лентой 41.

В крышках 19 и 20 пневмоцилиндра 18 установлены резьбовые ограничители хода 42 поршней 9 и 10.

Фиксатор 13 диска положений 15 может быть снабжен средством блокировки штока, которое включено в систему управления 2 посредством снабжения ее дополнительным пневмоклапаном 43 (фиг. 15), связанным со вспомогательной полостью П5, которая выполнена в штоковой полости П4 фиксатора 13 диска 15.

В качестве датчика угловых положений диска использован линейный датчик положения 17 поршней 9 и 10 каретки 19, подключенный к электронному блоку управления ЭБУ 16 с возможностью пересчета на угловые показатели положений диска положений 15.

Указанные криволинейные боковины выступов между углублениями U в диске положений 15 могут быть выполнены в виде эвольвенты окружности (не показано).

С наружной стороны подвижного поршня-упора 33 в полости П4 пружины 34 фиксатора 13 диска положений 15 образована дополнительная полость П5, связанная посредством штуцера 44 с напорной магистралью дополнительного двухпозиционного пневмоклапана 43 с электромагнитным управлением фиксатором 13 диска положений 15 с возможностью блокирующего поджатия заостренного конца запорной части штока 32 в противолежащую впадину U в диске положений 15 выходного вала 25.

Сравнение заявленного технического решения с уровнем техники, известным из научно-технической и патентной документации на дату приоритета, в основной и смежной рубриках не выявило средство, которому присущи признаки, идентичные всем признакам, содержащимся в предложенной заявителем формуле изобретения, включая характеристику назначения.

Т.е, совокупность существенных признаков заявленного решения ранее не была известна и не тождественна каким-либо известным техническим решениям, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности "новизна".

Техническое решение работоспособности осуществимо и воспроизводимо, а отличительные признаки изобретения позволяют получить заданный технический результат по достижению надежной фиксации и безударности переключения позиций диска положений выходного вала пневмопривода.

Данное техническое решение промышленно применимо, поскольку в описании изобретения и названии указано его назначение, оно может осуществлено промышленным способом и использовано в системах и способах управления исполнительными механизмами.

Изобретение в том виде, как оно охарактеризовано в каждом из пунктов формулы, может быть осуществлено с помощью средств и методов, описанных в прототипе - патенте RU2718382, ставшим общедоступным до даты приоритета изобретения.

Изобретение осуществимо и воспроизводимо, а отличительные признаки, приведенные в формуле изобретения относятся к существенным, поскольку они влияют на возможность решения указанной в заявке технической проблемы и получение обеспечиваемого изобретением технического результата, то есть находятся в причинно-следственной связи с указанным результатом и, поэтому являются существенными.

Следовательно, заявленное техническое решение соответствует условию патентоспособности "промышленная применимость".

Анализ известных технических решений в данной области техники показал, что предложенное техническое решение не следует для специалиста явным образом из уровня техники, поскольку не выявлены решения, имеющие признаки, совпадающие с его отличительными признаками, а в выявленных таких решениях не подтверждена известность влияния отличительных признаков на указанный в материалах заявки технический результат.

Т.е, заявленное решение имеет признаки, которые отсутствуют в известных технических решениях, а использование этих признаков в заявленной совокупности существенных признаков дает возможность получить новый технический результат - повышение надежности фиксации и безударности переключения позиций диска положений выходного вала пневмопривода. Следовательно, предложенное техническое решение может быть получено только путем творческого подхода и неочевидно для среднего специалиста в этой области, т.е. имеет изобретательский уровень по сравнению с существующим уровнем техники.

Осуществление заявленного изобретения достигается реализацией указанного назначения.

Для подтверждения возможности осуществления изобретения ниже приводятся сведения о работе устройства, раскрывающие, как может быть осуществлено изобретение с реализацией указанного заявителем назначения и с подтверждением возможности достижения технического результата при осуществлении изобретения.

Пневматический привод 1 системы управления 2 исполнительными механизмами 3 представляет собой пневмомеханическое устройство, служащее для точного и быстрого позиционирования и фиксации ответной части выходного вала 25 пневмопривода в одном из заданных положений. Пневмопривод 1 предназначен для работы в комплексе с электрическим управляемым модулем ЭБУ 16 и блоком пневматических клапанов 45.

Пневмопривод 1 обеспечивает: точное и быстрое позиционирование и фиксацию выходного вала 25 в заданных положениях.

Переключение положений выходного вала 25 осуществляют с использованием сжатого воздуха, подвод которого осуществляется через порты 1, 2, 3, 4, где: порт 1 связан с полостью 1 приводного пневмоцилиндра; порт 2 связан с полостью 2 приводного пневмоцилиндра; порт 3 связан с рабочей полостью 3 фиксатора 13 диска положений 15; порт 4 связан с рабочей полостью 4 ограничителя-ретардера 14 поворота диска положений 15.

Для отслеживания перемещения поршня в пневмоцилиндре используется линейный датчик 17, который подключается к электронному блоку управления ЭБУ 16.

В системе управления работой пневмопривода 1 использована известная схема (фиг. 6), например, из заявки CN №104500717А от 04.09.2014, где применен модуль широтно-импульсной модуляции (ШИМ-модуль) в системе управления коробкой передач транспортного средства или из патента CN №2029270234 от 21.11.2012, в котором положением поршня управляют импульсной подачей воздуха посредством электрических импульсы, передаваемые от ШИМ-модуля электромагнитам пневматических клапанов или из патента RU №2473824, в котором используется ШИМ - модуль для управления электромагнитами в процессе которого воздух подают в одну из полостей пневмоцилиндра в виде импульсных воздействий давления воздуха на поршень при его подаче в обе полости пневмоцилиндра в виде разности импульсных воздействий давления воздуха на поршень.

Также известна подобная схема и из прототипа (патент RU2718382, F15B 9/03 (2006.01), Опубликовано: 02.04.2020 Бюл. № 10).

В этой схеме электронный блок управления ЭБУ 16 использует: устройство обработки данных 46; включающее в себя оперативное запоминающее устройство 47, энергонезависимое запоминающее устройство 48 с компьютерной программой, содержащей процедуры управления и сохраняемую с возможностью выполнения или в сжатом состоянии во внешнем запоминающем устройстве 49 или в оперативном запоминающем устройстве 47; интерфейсы 50 соединения с шиной; модуль 51 с часами реального времен; аналоговые входы 52, конфигурируемые с возможностью перенастройки измерения величин тока и напряжения с помощью встроенного программного обеспечения или с помощью внешней команды; дискретные входы 53, конфигурируемые с возможностью выбрать структуру входного сигнала, дискретные входы 54; выходы 55 с управлением нагрузки по току; выходы 56 с цифровой диагностикой и модулем широтно- импульсной модуляции (ШИМ-модуль).

В этом техническом решении осуществляется способ управления, при котором воздух подают в одну из полостей пневмоцилиндра в виде одного импульса заданной длительности или набора импульсов заданной скважности, в зависимости от положения поршня. Выполняется расфиксация диска положений, подается сигнал управления от ЭБУ на электромагниты пневмоклапанов, открывается один из пневмоклапанов, подается воздух из пневмомагистрали в заданную полость, выполняется поворот диска положений с трапециевидными вырезами на заданный угол против или по часовой стрелке соответственно, после достижения заданного угла поворота диска, регистрируемого датчиком, затем ЭБУ переключается на управление ШИМ-модулем электромагнитами пневмоклапанов блока фиксации и после определения с помощью датчика углового положения диска осуществляют подачу импульсов на электромагниты пневмоклапанов управления пневмоцилиндром, в зависимости от выбранного направления вращения диска положений, после чего подают воздуха в одну из полостей пневмоцилиндра в виде одного или более импульсов в соответствующие надпоршневые полости для перемещения поршня и связанного с ним вращения выходного вала в заданном направлении.

Работа пневматического привода 1 системы управления исполнительными механизмами осуществляется следующим образом.

Пневматический привод обеспечивает позиционирование выходного вала 25 в трех режимах: штатный режим работы, переключение привода в ручном режиме и переключение привода электронным блоком управления в случае выхода из строя линейного датчика 17 перемещения поршней 9 и 10.

Реализации использования пневмопривода может быть проиллюстрирована на приведенном ниже примере управления механизмом переключения передач трактора.

Пневмопривод 1 позволяет осуществлять поворот и фиксацию выходного вала 25 в шести положениях: Т, N, 1, 2, 3, 4, где: N - положение «нейтраль»; T - положение «тормоз-синхронизатор»; 1-4 номера передач МКПП.

Пневмопривод 1 предотвращает произвольное переключение в положение T в случае обрыва подводящих сжатый воздух патрубков, обрыва проводов датчика 17 или выхода из строя пневмоклапанов, управляющих подачей сжатого воздуха.

Переключение привода осуществляется с использованием сжатого воздуха, подключение которого осуществляется через порты 1, 2, 3, 4 (фиг. 11) где, порт 1 связан с полостью 1 приводного пневмоцилиндра; порт 2 связан с полостью 2 приводного пневмоцилиндра; порт 3 связан с рабочей полостью фиксатора положений; порт 4 связан с рабочей полостью ограничителя хода.

В одну из полостей цилиндра, через порт 1 (для вращения вала против часовой стрелки) или порт 2 (для вращения вала по часовой стрелке), импульсно подается сжатый воздух. Линейное перемещение поршня преобразуется во вращательное движение выходного вала 25 пневмопривода 1 посредством передачи «рейка-шестерня», где рейка является составной частью поршня приводного пневмоцилиндра, а шестерня частью вала 25 пневмопривода.

На валу 25 расположен диск с шестью выемками U трапецеидальной формы контактной части со скругленными боковыми сторонами.

Вал 25 неподвижно блокируется в требуемом положении фиксатором положений 13 с конической контактной частью, которая входит в зацепление с одним из ответных пазов U трапецеидальной формы на диске положений.

В неактивном состоянии ограничивается поворот вала 25 в пределах сектора S, крайние точки которого соответствуют соседним друг другу выемкам для положений «N» и «1».

Фиксатор 13 диска положений 15 выходит из зацепления с впадиной U при подаче в порт 3 сжатого воздуха и возвращается в исходное положение под воздействием механической пружины 34 при сбросе воздуха.

Ограничитель-ретардер поворота 14 диска положений 15 выходит из зацепления с впадиной U. При подаче в порт 4 сжатого воздуха ограничитель-ретардер поворота 14 возвращается в исходное положение под действием механической пружины 34 при сбросе воздуха, опираясь торцом штока в цилиндрическую поверхность диска положений. Это дает эффект тормоза-замедлителя (ретардера), синхронизируя безударный контакт острия фиксатора 13 с соответствующей впадиной U диска положений 15.

В крышках 19 и 20 пневмоцилиндра 18 установлены резьбовые ограничители хода 42 поршней 9 и 10 пневмоцилиндра в крайних положениях, что соответствует положениям оси привода «T» и «4».

В изобретении используется известная, в том числе и из прототипа RU2718382 схема системы управления (фиг. 6), которой осуществляется способ управления пневмоприводом в соответствии со схемой его работы ( фиг. 17).

Посредством системы управления ЭБУ 16 подает электрический сигнал на пневмоклапана 7, 8, 11, 12 пневмоклапанов блока пневматических клапанов 45, из которых двухпозиционные пневмоклапаны 7 и 8 реализуют электромагнитное управление положением поршней 9 и 10. Пневмоклапаны 11 и 12 (фиг. 6) управляют фиксатором 13 диска положений 15 и ограничителем-ретардером поворота диска положений 15.

Чтобы повернуть выходной вал 25 по часовой или против часовой стрелки необходимо расфиксировать диск положений 15 путем подачи электрического сигнала на катушки пневмоклапанов 11 и 12.

В зависимости от алгоритма ЭБУ 16 выдает электрический сигнал на катушки пневмоклапанов 7 и 8, осуществляя подачу воздуха в одну из полостей П1 или П2 пневмоцилиндра 18. В зависимости от этого приводной вал 25 с диском положений 15 поворачивается по часовой или против часовой стрелки.

С помощью датчика положения 17 определяют текущее положение поршней 9 и 10 пневмопривода.

Система постоянно проверяет состояние датчиков и некоторых параметров системы. Если датчик положения 17 не работает (выдает некорректный сигнал), то оператору О выдается сообщение о неисправности датчика, а также звуковой сигнал сигнализирует о переходе в аварийное состояние работы.

В аварийном состоянии работы оператор О может автоматически включить первую передачу и эвакуировать транспортное средство, для чего сначала по меткам положений выходного вала 25 нужно выставить диск 15 в положение «N», а потом включить передачу «Т» (для возможности выбора направления движения «вперед» или «назад»), после чего включить передачу «1» для возможности движения в аварийном состоянии.

После выбора нужного режима оператор О может последовательно включить любую передачу N-1-2-3-4, причем каждая передача имеет свой диапазон значений датчика 17 в ЭБУ 16.

При выборе нужной передачи сначала подается электрический сигнал на пневмоклапан 11 фиксатора положений 13, в результате чего расфиксируется выходной вал 25. Затем, в зависимости от того, какую передачу нужно включить (повышенную или пониженную), подают сигнал на пневмоклапан 7 или 8.

В момент поворота вала 25 в нужный диапазон происходит непрерывный контроль скорости (поддержание скорости в нужном диапазоне).

Если в момент поворота выходного вала 25 в нужный диапазон какой-либо передачи скорость превысить некое значение, то происходит торможение и к моменту подхода в нужный диапазон убирается сигнал с пневмоклапана 11. Фиксатор положений 13 оставшийся путь до нужного диапазона скользит конусообразным концом по поверхности диска положений 15 достигает нужного диапазона.

Поступает сигнал от датчика - включена нужная передача, затем осуществляют сброс воздуха. Выдается соответствующая надпись на панели. Если передача не включилась, попытка повторяется. Если за определенное время передача включена не будет, то система перейдет в аварийное состояние.

При использовании варианта пневмопривода 1 с дополнительным стопорением фиксатора 13 (фиг. 16) с электромагнитным управлением для блокирующего поджатия заостренного конца запорной части штока в противолежащей впадине U в диске положений 15.), подают воздух в дополнительную полость 5 через штуцер 44 из напорной магистрали через дополнительный двухпозиционного пневмоклапан 43.

Таким образом, использование данного изобретение позволяет повысить надежность фиксации и безударность переключения позиций диска положений выходного вала пневмопривода

1. Пневматический привод системы управления исполнительными механизмами, включающий в себя пневмомагистраль с источником давления воздуха, с датчиком давления воздуха, два двухпозиционных пневмоклапана с электромагнитным управлением положением поршней и два двухпозиционных пневмоклапана с электромагнитным управлением положением фиксаторов диска, электронный блок управления электромагнитами, выполненный с возможностью получения сигналов от датчика положения поршня и датчика давления воздуха в пневмомагистрали, при этом пневматический привод содержит пневмоцилиндр с торцевыми крышками, при этом внутри пневмоцилиндра установлена плунжерная каретка, состоящая из двух поршней, разнесённых на расстояние, равное длине объединяющего их пустотелого корпуса с надпоршневыми полостями, имеющего продольную герметичную полость, сквозь которую поперечно пропущен установленный на опорах в пневмоцилиндре вал с зубчатым колесом в средней его части, сцепленным с зубьями продольно горизонтально расположенной рейки, разъёмно прикреплённой к указанным поршням, привод исполнительного механизма, соединенный с выступающим из корпуса концом выходного вала, при этом на выходном конце указанного вала, выступающего из пневмоцилиндра, установлен жестко связанный с ним ступицей диск фиксированных положений выходного вала, выполненный с открытыми поперечными периферийными впадинами, количество которых равно заданному числу угловых положений выходного вала, связанного с датчиком его угловых положений, при этом пневмоцилиндр снабжен кронштейном, многопозиционным командоаппаратом, соединенным с выходным валом, блоком фиксации диска положений выходного вала, включающим в себя фиксатор диска положений выходного вала и ограничитель-ретардер поворота диска положений, каждый из которых выполнен в виде пневмоцилиндра одностороннего действия с проходным штоком, на котором подвижно размещен поршень-упор, сопряженный одной стороной с возвратной пружиной и образующий с другой стороны основную полость, соединенную с соответствующим пневмоклапаном, при этом шток имеет с одного конца зауженную форму с возможностью взаимодействия с указанными ограничительными боковыми поверхностями впадин на диске, а с другого конца - соединенный с ним муфтой захватный элемент ручного перемещения штока, выполненный с возможностью фиксированной остановки в границах заданного сектора средством ограничения поворота, отличающийся тем, что диск положений выходного вала выполнен в виде единой детали со ступицей, ориентированной внутрь каретки и несущей подшипники выходного вала, а указанные боковые поверхности впадин на диске положений выполнены криволинейными, выпуклыми, сопряженными с дном впадины посредством уширения, выполненного по отношению к боковой поверхности с возможностью свободного перемещения концов штоков фиксатора диска положений и ограничителя-ретардера поворота диска положений в процессе их контакта с боковой поверхностью впадин, при этом упомянутое средство ограничения поворота диска устанавливает границы заданного сектора в виде концевых плоских лысок, выполненных на ориентированных друг к другу ограничительных боковых поверхностях двух сопряженных впадин сектора, причем габаритный диаметр выступа между ними меньше наружного диаметра остальных выступов диска на величину указанной плоской лыски, выполненной с возможностью контакта с цилиндрической проточкой, выполненной на штоке ограничителя-ретардера поворота диска положений, при этом поршни каретки выполнены составными из ступенчатой опорной части, внутренняя ступень которой размещена в полости корпуса каретки, а на наружной ступени между ее бортом и разъёмно соединенной с ней герметизирующей частью установлен кольцевой магнит, охваченный опорной направляющей лентой, причём в крышках пневмоцилиндра установлены резьбовые ограничители хода поршней, при этом фиксатор диска снабжен средством блокировки штока, которое включено в систему управления посредством снабжения её дополнительным пневмоклапаном, связанным со вспомогательной полостью, которая выполнена в штоковой полости фиксатора диска положений, при этом в качестве датчика угловых положений диска использован линейный датчик положения поршней и каретки, подключенный к электронному блоку управления с возможностью пересчета на угловые показатели положений диска положений.

2. Пневматический привод по п.1, отличающийся тем, что указанные криволинейные боковины выступов между углублениями в диске положений выполнены в виде эвольвенты окружности.

3. Пневматический привод по п.1, отличающийся тем, что с наружной стороны подвижного поршня-упора пружины фиксатора положения диска образована дополнительная полость, связанная посредством штуцера с напорной магистралью дополнительного двухпозиционного пневмоклапана с электромагнитным управлением фиксатором диска положений с возможностью блокирующего поджатия заостренного конца запорной части штока в противолежащую впадину в диске положений выходного вала.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электрогидравлическим системам управления и предназначено для подъема и опускания полезной нагрузки. Предложенная электрогидравлическая система управления включает гидробак 9, гидроцилиндры 8, блок управления 2, блок задания скорости 1, трехпозиционный гидрораспределитель 7 с электромагнитами и возможностью ручного управления, насос постоянной производительности 4, гидрозамок 11 и переливной клапан 10, насос ручной 3, фильтр 5 и обратный клапан 6, при этом в блок управления 2 введена плата обогрева 12, соединенная с выходом блока задания скорости 1.

Изобретение относится к электрогидравлическим следящим приводам, при работе которых контролируемым является силовой параметр на выходном звене гидродвигателя. По предложенному способу производят задание потребного значения контролируемого силового параметра на выходном звене гидродвигателя путем формирования посредством контроллера соответствующего электрического входного сигнала, формируют посредством контроллера управляющий электрический сигнал на электрический вход гидрораспределителя для изменения площади проходного сечения его рабочих окон с целью обеспечения заданного закона изменения силового контролируемого параметра, вычисляют в контроллере в функции заданного значения силового контролируемого параметра на выходном звене гидродвигателя требуемое значение давления в напорном канале насоса из условия поддержания гидравлических потерь в гидроприводе на установленном уровне, минимально необходимом для решения задач регулирования силового контролируемого параметра, и формируют посредством контроллера управляющий электрический сигнал на электрический вход регулятора рабочего объема насоса для изменения давления в напорном канале насоса в соответствии с вычисленным значением.

Изобретение относится к гидроприводам, предназначенным для управления рабочим оборудованием всевозможных машин и механизмов, работающих с переменной по значению и по направлению нагрузкой, в том числе с попутной нагрузкой. Электрогидравлический привод с машинно-дроссельным управлением, чувствительный к нагрузке, включает в свой состав регулируемый насос 1, выполненный с регулятором рабочего объема с пропорциональным электрическим управлением, четырехлинейный дросселирующий гидрораспределитель 2 с пропорциональным электрическим управлением, напорный канал Р которого соединен с напорным каналом насоса 1, сливной канал Т с гидробаком 3, а исполнительные каналы А и В с соответствующими рабочими полостями гидродвигателя 4 двухстороннего действия, трехлинейный трехпозиционный направляющий гидрораспределитель 5 с электрическим управлением, датчики давления 6, 7, 8 и контроллер 9.

Изобретение относится к пневматическому приводу, системе и способам управления пневматическим приводом в транспортных средствах. Пневматический привод (ПП), имеющий главный пневмоцилиндр (ГПЦ) с поршнем, делящим полость ГПЦ на левую и правую полости, с зубчатой рейкой, закрепленной на поршне, с выходным валом (ВВ), и зубчатой шестерней; датчик положения подвижных частей; многопозиционный командоаппарат на конце ВВ и диск с трапециевидными вырезами (ТВ), количество которых равно числу угловых положений (УП) ВВ с диском; датчик углового положения диска с ТВ на корпусе ГПЦ; первый и второй стопоры с конусообразными концами с приводом от пневмоцилиндров, взаимодействующие с ТВ на диске, для его фиксирования в заданном угловом положении.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в высокоточных быстродействующих электрогидравлических приводах (ЭГП) следящих систем. В ЭГП, содержащем приводной двигатель, кинематически соединенный с ним регулируемый насос (РН), гидродвигатель, позиционный электрогидравлический механизм управления, состоящий из датчика положения, сумматора и электрогидравлического механизма управления, вспомогательный насос, кинематически связанный с валом РН, предохранительный клапан, первый и второй подпиточные клапаны, пополнительный бак, исполнительный механизм, кинематически соединенный с валом или штоком гидродвигателя, гидродвигатель и РН связаны объемно-замкнутыми силовыми гидравлическими магистралями, введены дополнительный вспомогательный насос, кинематически связанный с валом РН, и дополнительный предохранительный клапан.

Гибридный электрогидравлический рулевой привод, относящийся к области транспортного машиностроения, а именно к системам рулевого управления колесных машин, рулевых поверхностей летательных аппаратов, речных и морских судов и т.д. Гибридный привод может работать в двух режимах энергопитания: штатном с гидропитанием от централизованной гидросистемы и в резервном режиме энергопитания с энергопитанием от электросистемы.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в регулируемых объемно-замкнутых электрогидравлических приводах (ЭГП). Привод содержит регулируемый аксиально-поршневой насос (РАПН) с электрогидравлическим механизмом управления, гидродвигатель, датчик положения люльки РАПН, приводной двигатель, предохранительный клапан, первый и второй подпиточные клапаны, пополнительный бак, сумматор, вспомогательный насос, введены первый и второй антикавитационные клапаны, входы которых гидролинией соединены с выходом предохранительного клапана и с пополнительным баком, а выходы - с соответствующими силовыми магистралями гидродвигателя, при этом третий и четвертый каналы гидрораспределителя второго каскада соединены между собой через гидродроссель и каждый из них гидролиниями соединен с соответствующими силовыми магистралями гидродвигателя.

Изобретение относится к области испытательной техники, а именно к электрогидравлическим следящим приводам вибростендов, и может быть использовано при создании и модернизации стендов, предназначенных для проведения испытаний изделий и конструкций всевозможного назначения на вибропрочность и виброустойчивость в расширенном диапазоне частот.

Изобретение относится к запорной арматуре и, в частности, к способам и устройствам для беспроводной связи запорной арматуры и контроллера в системе управления технологическим процессом. Беспроводной преобразователь положения для запорной арматуры в системе управления технологическим процессом преобразует движение или положение привода запорной арматуры в беспроводной сигнал, содержащий значение, указывающее положение привода.

Привод относится к области машиностроения и может быть использован в регулируемых объемно-замкнутых электрогидравлических приводах. В привод введены третий и четвертый подпиточные клапаны, двухкаскадный двухпозиционный четырехлинейный гидрораспределитель, состоящий из распределителя первого каскада с электромагнитным управлением и гидрораспределителя второго каскада с гидравлическим управлением, при этом напорная гидролиния вспомогательного насоса соединена со входами третьего и четвертого подпиточных клапанов, выходы которых соединены с соответствующими силовыми магистралями регулируемого аксиально-поршневого насоса, напорная гидролиния вспомогательного насоса дополнительно соединена с первым каналом, а также с третьим заглушенным каналом распределителя первого каскада, четвертый канал распределителя первого каскада соединен с управляющим гидравлическим входом гидрораспределителя второго каскада, а второй канал распределителя первого каскада гидролинией соединен с пополнительным баком, первый и второй каналы гидрораспределителя второго каскада соединены между собой и каждый из них с соответствующей силовой магистралью регулируемого аксиально-поршневого насоса, а третий и четвертый каналы гидрораспределителя второго каскада разъединены между собой и соединены с соответствующей силовой магистралью гидродвигателя.

Изобретение относится к области нефтяной и газовой промышленности и может быть использовано в геофизических приборах для регулирования направления потока рабочей жидкости в условиях воздействия агрессивной среды. Распределитель содержит две крышки для крепления в корпус гидравлического оборудования, золотник, на котором установлены две втулки с уплотнительными элементами, два прижима уплотнений и гильзу, при этом в прижимы уплотнений установлены комбинированные уплотнения.
Наверх