Способ снижения потерь нефтепродуктов, хранящихся в резервуарах вертикальных стальных

Изобретение относится к системам обеспечения заданных параметров эксплуатации, способствующих снижению потерь нефти и нефтепродуктов от физических явлений, а значит и выбросу их в атмосферу. Способ снижения потерь нефтепродуктов, хранящихся в резервуарах вертикальных стальных, заключается в том, что наружную поверхность резервуаров вертикальных стальных окрашивают в белый цвет, устанавливают электрическую, автоматическую систему управления, понижающую до уровня средней ночной и регулирующую температуру хладоагента, проложенного по кольцевой схеме по внутренней поверхности стенки резервуаров вертикальных стальных. Система управления понижает и стабилизирует температуру нефтепродукта в заданных пределах. Технический результат заключается в снижении потерь нефтепродуктов при хранении их в резервуарах вертикальных стальных, точнее потерь при «малых дыханиях», за счет снижения и стабилизации их температуры. 1 ил.

 

Изобретение относится к системам обеспечения заданных параметров эксплуатации, способствующих снижению потерь нефти и нефтепродуктов от физических явлений, а значит и выбросу их в атмосферу.

В настоящее время на нефтеперекачивающих станциях, нефтебазах, нефтехранилищах, нефтепродукты хранятся преимущественно в резервуарах, самые распространенные из которых резервуары вертикальные стальные (РВС), как варианты РВСП или РВСПК [П.И. Тугунов, В.Ф. Новоселов, А.А. Коршак, A.M. Шаммазов. Типовые расчеты при проектировании эксплуатации нефтебаз и нефтепроводов. Учебное пособие для ВУЗов. - Уфа: ООО «ДизайнПолиграфСервис», 2002. - 658 с].

Особенностью эксплуатации наземных резервуаров вертикальных стальных являются неизбежные потери нефтепродуктов, которые происходят вследствие изменения температуры паровоздушной смеси и хранимого продукта в течение суток (малые дыхания). Днем (особенно летом) температура нефтепродукта повышается, испарение и объем паровоздушной смеси увеличиваются, давление паровоздушной смеси увеличивается, давление в газовом пространстве растет, срабатывает дыхательный клапан и часть паровоздушной смеси выходит из резервуара в атмосферу. Ночью температура снижается, давление в газовом пространстве резервуара уменьшается, при вакууме свыше допустимого срабатывает дыхательный клапан, впуская воздух из атмосферы в резервуар. Днем этот воздух насыщается парами нефтепродуктов и описанный процесс повторяется [П.И. Тугунов, В.Ф. Новоселов, А.А. Коршак, A.M. Шаммазов. Типовые расчеты при проектировании эксплуатации нефтебаз и нефтепроводов. Учебное пособие для ВУЗов. - Уфа: ООО «ДизайнПолиграфСервис», 2002. - 658 с].

Потери нефтепродуктов или нефти от «малых дыханий» вычисляются по формуле Н.Н. Константинова [П.И. Тугунов, В.Ф. Новоселов, А.А. Коршак, A.M. Шаммазов. Типовые расчеты при проектировании эксплуатации нефтебаз и нефтепроводов. Учебное пособие для ВУЗов. - Уфа: ООО «ДизайнПолиграфСервис», 2002. - 658 с]

где σ - среднее массовое содержание паров нефтепродукта в ПВС;

Vг - объем газового пространства резервуара;

Pmin и Pmax - соответственно минимальное и максимальное парциальные давления паров нефтепродукта в газовом пространстве резервуара в течение суток;

Тг max и Тг min - минимальная и максимальная температуры газового пространства резервуара в течение суток;

Ра - атмосферное давление;

Ркв - уставка клапана вакуума;

Ркд - уставка клапана давления.

Из формулы (1) следует, что при стремлении Tгmax≈Tгmin, а также при снижении температуры Тг потери нефтепродуктов будут минимальны, так как выражение в квадратных скобках будет приближаться к единице, а значит все выражение к нулю, дыхательным клапанам нет необходимости срабатывать на открытие и закрытие резервуара.

Известен способ понижения температуры поверхности резервуаров вертикальных стальных, принятый нами за прототип, заключающийся в окраске его наружной поверхности (стенки) и крыши белой краской [РД - 01.075.00-КТН-052-11, Типовые цветовые решения для объектов и оборудования магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов], которая помимо антикоррозионного эффекта (пассивная защита), отражает солнечные лучи. Это требование является обязательным для промышленных резервуаров вертикальных, стальных [ГОСТ 31385 - 2016 Резервуары вертикальные цилиндрические стальные для нефти и нефтепродуктов. Общие технические условия]. Недостатком является малая эффективность; измерения температуры продукта в резервуарах вертикальных, стальных показывают, что температура нефтепродуктов повышается вместе с температурой воздуха и солнечной радиацией, процесс ее изменения и стабилизации нерегулируемый, но положительный эффект имеет место.

Задача изобретения - снижение потерь нефтепродуктов при хранении их в резервуарах вертикальных стальных, точнее, потерь при «малых дыханиях», за счет снижения и стабилизации их температуры.

Технический результат от изобретения заключается в снижении потерь нефтепродуктов от «малых дыханий» и, соответствующего снижения выбросов в атмосферу по линии экологии.

Технический результат достигается тем, что наружную поверхность резервуаров вертикальных стальных окрашивают в белый цвет, устанавливают электрическую, автоматическую систему управления, включающую хладоагент, проложенный по кольцевой схеме по внутренней поверхности резервуаров вертикальных стальных, понижающую температуру, конденсатор воздушного охлаждения, до средней ночной и стабилизирующую температуру нефтепродукта в заданных пределах, например ±0,5°С.

Управление электроснабжением осуществляется автоматической компьютерной системой, которая снижает и стабилизирует заданную температуру.

На фигуре представлена принципиальная схема РВС с системой охлаждения и стабилизации нефтепродукта, где показаны: резервуар вертикальный стальной с боковой стенкой 1, автоматическая система управления, включающая проложенный по внутренней боковой поверхности резервуара по кольцевой схеме хладоагент 2, а также конденсатор воздушного охлаждения 3.

Пример осуществления способа.

Электроэнергия передается на автоматическую систему управления, которая понижает и стабилизирует температуру хладоагента. Хладоагент понижает и стабилизирует температуру нефтепродукта в заданных пределах (диапазоне), например ±0,5°.

Расчет потерь нефтепродукта от малых дыханий проводится согласно формуле 1, для заполненного нефтью РВС - 20000, таблица 1. Средняя, помесячная температура воздуха, днем и ночью, применительно к Оренбургу приводится в 2ой (дневная) и 3ей (ночная) строчках таблицы 1. В 4 строчке посуточные потери нефтепродукта, 5ой - помесячные.

Анализ полученных результатов (таблица 1) показывает, что:

- суммарные годовые потери составили 30364,4 кг;

- чем ниже температура продукта, тем меньше потери, хотя линейной зависимости нет;

- прослеживается зависимость от температурного перепада, например, январь -5…-6, потери 11,9 кг, февраль -4…-8, потери 17,1 кг.

Средняя температура в январе - 5,5°С, в феврале - 6°С, т.е. разница в температурном перепаде - 0,5°С, а разница в потерях от малого дыхания -17,1-11,9=5,2 кг, что составляет около 30%, из чего следует, что фактор минимизации температурного перепада - преобладающий.

Рассмотрим вариант, при котором температурный режим, преимущественно соответствует ночной температуре с минимумом температурного перепада в 1°С, таблица 2.

Суммарные годовые потери составили 19935,9 кг, т.е. сократились на 10428,5, что составляет 65,65%, т.е. более чем на 1/3.

Объединим таблицы 1 и 2, по критерию помесячных потерь и определим помесячную разницу в каждом из вариантов, таблица 3.

Данные таблицы 3 показывают, что если, в РВС, понизить температуру нефтепродукта до уровня средней ночной и стабилизировать температурный перепад в пределах ±0,5°С, с апреля по ноябрь (8 месяцев в году), то экономия составит 10211,9 кг, около 30% от годовых потерь, это же количество нефтепродукта не попадет в атмосферу.

Осуществляется способ таким образом, устанавливают электрическую, автоматическую систему управления, понижающую до уровня средней ночной и стабилизирующую температуру хладоагента, проложенного по кольцевой схеме по внутренней поверхности стенки резервуаров вертикальных стальных, где она понижает и стабилизирует температуру нефтепродукта в заданных пределах.

Таким образом, если понизить температуру нефтепродукта до средней ночной и стабилизировать ее, например в пределах ±0,5°С, потери от «малого дыхания» можно минимизировать, а значит, в значительной степени, предотвратить выбросы нефтепродукта в атмосферу.

Способ снижения потерь нефтепродуктов, хранящихся в резервуарах вертикальных стальных, заключающийся в том, что наружную поверхность резервуаров вертикальных стальных окрашивают в белый цвет, отличающийся тем, что дополнительно устанавливают электрическую, автоматическую систему управления, понижающую до уровня средней ночной и регулирующую температуру хладоагента, проложенного по кольцевой схеме по внутренней поверхности резервуаров вертикальных стальных, где она понижает и стабилизирует температуру нефтепродукта в заданных пределах, например ±0,5°С.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и перевозкам грузов. Морской контейнер для перевозки и перегрузки различных грузов позволяет устранить порожний пробег транспортных средств за счет перевозки различных грузов в одном и том же контейнере.

Изобретение относится к транспортировке различных грузов, а именно к конструкции транспортного контейнера для перевозки как сыпучих, так и штучных грузов. В транспортном контейнере в боковой стене контейнера выполнен закрываемый разгрузочный проем прямоугольной формы, пол контейнера выполнен состоящим из нижнего стационарного днища и верхнего днища, выполненного с возможностью его подъема и опускания.

Изобретение относится к металлическим сооружениям резервуарного типа, служащим для хранения различных жидкостей или сыпучих материалов. Сборный футерованный резервуар установлен на опорной конструкции и соединён с ней состыкованными панелями дна, стен и перекрытия.

Изобретение относится к технологиям обработки атмосферного воздуха для его очистки от различных летучих примесей или для насыщения его различными летучими веществами с помощью гранулированных наполнителей, пропитанных функциональными веществами или без таковых, в частности к контейнерам и/или картриджам, содержащим такие гранулированные наполнители.
Изобретение относится к устройству обращения с энергетическими материалами, в частности к непосредственному процессу использования энергетических материалов в производственном цикле, и может быть использовано, в частности, при производстве взрывчатых веществ, фармацевтических препаратов и химических удобрений.

Изобретение относится к конструкции транспортного контейнера для перевозки как сыпучих, так и штучных грузов. Транспортный контейнер для перевозки сыпучего или штучного груза содержит корпус, в боковой стене контейнера выполнен закрываемый разгрузочный проем.

Изобретение относится к техническим средствам транспортирования и кратковременного хранения питьевой воды в различных природно-климатических условиях. Предлагается модуль питьевой воды, состоящий из термоизолированной цистерны, насоса, крышки и трубопровода наполнения-слива, согласно изобретению емкость жестко фиксируется к полу седловой опорой и ленточным хомутом, на внешней стороне которой нанесен теплоизоляционный слой из пенополиуретана, внутри которого неподвижно зафиксирована сетка, на которой неподвижно крепежным элементом фиксируется электрообогревающий кабель, связанная через электропровод с дизель-генераторной установкой, неподвижно зафиксированный внутри корпуса, термоизолированного кузова-контейнера постоянного объема КК 6.2, с агрегатным отсеком и технологическим отсеком, внутри которого неподвижно зафиксирована раздаточная колонка, подачу теплого воздуха во внутрь кузова обеспечивает отопительно-вентиляционная установка.

Изобретение относится к складной раме для контейнеров. Складная рама (1) для контейнеров содержит многоугольную опорную раму (2), изготовленную из стержней (45, 56, 67, 74), и верхнюю раму (3), параллельную опорной раме (2), изготовленную из стержней (4a5, 5a6, 6a7, 7a4), причем указанные рамы (2, 3) соединены друг с другом с помощью стоек (A, B, C, D) одинаковой длины, а стойки (A, B, C, D) сформированы по меньшей мере двумя секциями (S1, S2) одинаковой длины, причем смежные секции (S1, S2) соединены друг с другом с помощью шарнирного элемента (20, 200), причем шарнирный элемент (20, 200) содержит первую втулку (23, 223), соединенную с ползуном (22, 222), расположенным с возможностью перемещения в полости первой секции (S1), вторую втулку (21, 221), имеющую общую ось (t) с первой втулкой (23, 223) и прикрепленную к запорному элементу (25, 225), расположенному во внутренней полости смежной второй секции (S2), и шарнирный палец (24, 224), расположенный во втулках (21, 23, 221, 223).

Изобретение относится к устройствам для безопасного транспортирования и хранения жидких криопродуктов, а именно к конструкции опорных и фиксирующих элементов. Контейнер-цистерна содержит кожух с днищами, внутренний сосуд, расположенный в кожухе, между внутренним сосудом и кожухом размещены низкотеплопроводные опоры, которые с одной стороны жестко зафиксированы в стаканах, установленных снаружи опор и жестко соединенных с внутренним сосудом, с другой стороны опоры выполнены свободно опирающимися на наружный кожух.

Изобретение относится к емкостям для хранения и транспортирования жидкостей или сжиженных газов и может быть использовано на железнодорожном, автомобильном и водном транспорте. Контейнер-цистерна, содержащий цилиндрический котел с днищами, имеющий две торцовые рамы, через которые проходит продольная ось котла, в котором вся обечайка котла либо ее существенная часть выполнена в форме сильфона, а рамы соединены друг с другом напрямую элементами, обеспечивающими упруго обратимое взаиморасположение рам относительно друг друга.

Изобретение относится к техническим средствам транспортирования и кратковременного хранения питьевой воды в различных природно-климатических условиях. Устройство для хранения и содержания воды в регионах с низкой температурой окружающей среды в автономном режиме, состоящее из термоизолированной цистерны, насоса, крышки и трубопровода наполнения-слива, отличающееся тем, что внутри корпуса термоизолированого кузова-контейнера постоянного объема с агрегатным отсеком и технологическим отсеком жестко зафиксирована к полу седловой опорой и ленточным хомутом емкость, на внешней стороне которой неподвижно зафиксирована сетка, на которой неподвижно крепежным элементом фиксируется электрообогревающий кабель, а также нанесен теплоизоляционный слой из пенополиуретана, подачу теплого воздуха вовнутрь кузова обеспечивает отопительно-вентиляционная установка, связанная через электропровод с дизель-генераторной установкой.
Наверх