Подшипник скольжения

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение при изготовлении подшипников скольжения для вращающихся валов технологического оборудования, эксплуатируемого в нефтегазовой отрасли. Подшипник скольжения имеет корпус (1) и установленные в него сегменты (2, 3), изготовленные из материалов углепластика марки ФУТ и резины, которые обработаны по внутреннему диаметру в один размер и расположены поочередно внутри корпуса (1), начиная с верхней и нижней точек, в которых расположены сегменты (2) из углепластика марки ФУТ. Подшипник также имеет продольные упорные планки (4), изготовленные из углепластика марки ФУТ и установленные посередине боковых поверхностей внутри корпуса (1). Технический результат: разработка конструкции подшипника скольжения для вращающегося вала на основе действующих нормативных, регламентирующих и справочных документов с повышенными эксплуатационными характеристиками, позволяющими повысить надежность работы технологического оборудования. 1табл., 2 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение при изготовлении подшипников скольжения для вращающихся валов технологического оборудования, эксплуатируемого в нефтегазовой отрасли.

Известны материалы, используемые для изготовления втулок или вкладышей подшипников скольжения, которые обладают хорошей прирабатываемостью, низким коэффициентом жесткости, но в тоже время недостаточной износостойкостью и вибростойкостью [1, 5]. Также, существует ряд технических решений, в рамках которых предлагается изменить действующую конструкцию подшипникового узла оборудования, выходя за рамки требований нормативной и регламентирующей документации, с целью повышения его надежности.

Наиболее близким аналогом из известных является подшипник скольжения дейдвудного устройства судна [2], отличительной особенностью которого от общепринятых является изменение самой конструкции дейдвудного устройства и установка упругого элемента. Использование упругого элемента, расположенного по всему диаметру и по длине подшипника, позволяет увеличить площадь контакта вала на вкладыши и уменьшить длину подшипника скольжения в 2-3 раза при условии сохранения грузоподъемности самого подшипника. Информация о материале упругого элементов отсутствует. Вкладыш изготовлен из капролона.

Недостатками конструкции являются ее сложность и высокая стоимость в изготовлении и проведении ремонта. Отсутствие возможности диагностического исследования без полной разборки самого подшипника.

Наиболее близким аналогом может также служить подшипник скольжения дейдвудного устройства судна [3], который включает в себя установку упругих демпфирующих элементов, изготовленных из пористых элементов из спрессованной проволоки марки 36НХТЮ ГОСТ 14118-85. Демпфирующие элементы в виде прямоугольных сегментов устанавливаются в специальные пазы, позволяя повысить площадь контакта вала на вкладыши, снизить контактные статические и динамические удельные нагрузки. Вкладыш изготовлен из углепластика марки ФУТ на основе фенольных термореактивных полимерных матриц и углеродных тканей.

Недостатками данной конструкций также являются ее сложность и высокая стоимость в изготовлении, проведении ремонта и отсутствие возможности диагностического исследования без полной разборки самого подшипника.

Технической задачей, решаемой изобретением, является разработка конструкции подшипника скольжения для вращающегося вала на основе действующих нормативных, регламентирующих и справочных документов с повышенными эксплуатационными характеристиками, позволяющими повысить надежность работы технологического оборудования.

Для решения поставленной задачи предлагается подшипник скольжения, имеющий корпус и установленные в него сегменты (вкладыши), отличающийся тем, что сегменты, изготовленные из материалов углепластика марки ФУТ и резины, обработаны по внутреннему диаметру в один размер, расположены поочередно внутри корпуса подшипника скольжения, начиная с верхней и нижней точек, в которых расположены сегменты из углепластика марки ФУТ, а также наличием продольных упорных планок, изготовленных из углепластика марки ФУТ, установленных по середине боковых поверхностей внутри корпуса подшипника скольжения.

Предлагаемый данным изобретением для изготовления сегментов материал в качестве углепластика марки ФУТ по сравнению с существующими аналогами обладает повышенной удельной нагрузкой, имеет высокие прочностные показатели, нулевое объемное водопоглощение и способен сохранять высокую устойчивость формы при работе в воде. Применение же резины в качестве материала для сегментов позволит со своей стороны повысить упругие и демпфирующие свойства подшипника скольжения.

Предлагаемое данным техническим решением расположение в корпусе подшипника скольжения сегментов из материалов углепластика марки ФУТ и резины позволяет исключить неработающие участки сегментов и, тем самым, увеличить площадь опоры вала на сами сегменты, снизить контактные статические и динамические удельные нагрузки, амортизировать ударные нагрузки, предотвратить возникновение импульсных нагрузок и снизить вибрацию. А установка в корпусе подшипника скольжения продольных упорных планок из углепластика марки ФУТ позволит повысить прочность сегментов при действии нагрузок. Также данной конструкцией подшипника скольжения обеспечена возможность проведения диагностического исследования без его полной разборки.

Достигаемым техническим результатом, обеспечиваемым указанной совокупностью признаков, является совершенствование конструкции подшипника скольжения с целью обеспечения его хорошей прирабатываемости, наличием низкого коэффициента жесткости, повышенной износостойкости и вибростойкости.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где изображен общий вид подшипника скольжения, на фиг. 1 - конструкция подшипника и фиг. 2-3D проекция подшипника скольжения.

Предлагаемый данным изобретением подшипник скольжения состоит из корпуса 1, в который устанавливаются сегменты 2, изготовленные из углепластика марки ФУТ и сегменты 3, изготовленные из резины, а также продольные упорные планки 4, изготовленные из углепластика марки ФУТ.

Подшипник скольжения работает следующим образом.

Натурные испытания предлагаемого подшипника скольжения проводились путем его установки в протяженной опоре на вращающийся вал установки для исследования продольных, поперечных и крутильных колебаний системы валопровода судов, патент РФ №156856 [4]. Таким образом, в течении двух месяцев работы установки, вал при вращении опирался на подшипник скольжения. При этом, износа на подшипнике скольжения не зафиксировано, значения вибрации опоры установки с предлагаемой конструкцией подшипника скольжения уменьшились в 1,5 раза.

Ниже в таблице приводятся сравнительные результаты экспериментального исследования предлагаемого подшипника скольжения по сравнению с данными испытаний подшипника скольжения с втулкой из капролона.

Из патентной литературы не известны конструкции подшипника скольжения для вращающегося вала на основе действующих нормативных, регламентирующих и справочных документов с повышенными эксплуатационными характеристиками, позволяющими повысить надежность работы технологического оборудования, что говорит о его новизне и соответствию этому критерию для изобретения.

Совокупность изложенных выше существенных признаков необходима и достаточна для реализации задачи заявляемого решения. При этом между совокупностью существенных признаков и задачей, поставленной и решаемой изобретением, существует причинно-следственная связь, при которой сама совокупность признаков является причиной, а решаемая ими задача является следствием. Исходя из этих доводов, правомерен вывод о том, что заявляемое техническое решение соответствует установленному критерию - изобретательский уровень (неочевидность).

Заявляемое техническое решение может быть неоднократно реализовано с получением указанного выше технического результата.

Геометрические размеры сегментов, их установка и расположение в корпусе подшипника скольжения принимаются на основании действующих нормативных, регламентирующих и справочных документов [1, 5], что снижает трудоемкость изготовления самого подшипника.

Решение, таким образом, соответствует критерию «промышленная применимость».

Таким образом, предлагаемый в качестве изобретения подшипник скольжения позволяет увеличить площадь опоры вала на сегменты, снизить контактные статические и динамические удельные нагрузки, амортизировать ударные нагрузки, предотвратить возникновение импульсных нагрузок и снизить вибрацию. Существует возможность проведения диагностического исследования подшипника скольжения без полной разборки.

Предлагаемый подшипник скольжения может быть использован для технологического оборудования, эксплуатируемого в нефтегазовой отрасли.

Источники информации:

1. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: в 3-х т.: Т. 2. - 8-е изд., перераб. и доп. Под ред. И.Н. Жестоковой. - М.: Машиностроение, 2001. - 912 с.

2. Ашуров А.Е. Об одном способе повышения ресурса судовых дейдвудных подшипников / А.Е. Ашуров, С.В. Горин, А.А. Пшеницын, С.В. Чупрына // Судостроение, №2, 1997. С. 32-33.

3. Елизаров В.Н. Оптимизация параметров капролоновых дейдвудных подшипников за счет снижения их радиальной жесткости / В.Н. Елизаров, А.В. Смыков // Судостроение, №11, 1983. С. 23-26.

4. Патент РФ №156856 «Установка для исследования продольных, поперечных и крутильных колебаний системы валопровода судов», G01H 1/10, В63Н 23/00, опубликовано 20.11.2015.

5. Рубин М.Б. Подшипники в судовой технике: Справочник / М.Б. Рубин, В.Е. Бахарева. - Л.: Судостроение, 1987. - 344 с.

Подшипник скольжения, имеющий корпус и установленные в него сегменты, отличающийся тем, что сегменты, изготовленные из материалов углепластика марки ФУТ и резины, обработаны по внутреннему диаметру в один размер, расположены поочередно внутри корпуса подшипника скольжения, начиная с верхней и нижней точек, в которых расположены сегменты из углепластика марки ФУТ, а также наличием продольных упорных планок, изготовленных из углепластика марки ФУТ, установленных посередине боковых поверхностей внутри корпуса подшипника скольжения.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электрофизической и электрохимической обработки, в частности к электроискровому легированию, и может применяться для обработки поверхностей бронзовых вкладышей подшипников скольжения. Способ включает сульфидирование и нанесение на рабочие поверхности вкладышей методом электроискрового легирования комбинированных электроискровых покрытий (КЭИП) электродами-инструментами с формированием последовательности слоев: серебро - мягкий металл в виде свинца или олово - серебро.

Изобретение относится к поворотному компоненту (1) с одной степенью свободы, содержащему по меньшей мере два концентрических кольца (10, 20), которые являются подвижными при вращательном движении относительно друг друга вокруг центральной оси, между которыми образована область (40) трения и которые включают: наружное кольцо (10), имеющее внутреннюю поверхность (12) трения, и внутреннее кольцо (20), имеющее наружную поверхность (22) трения и внутреннюю поверхность (24) трения, предназначенную для вмещения подвижной детали, направляемой компонентом (1) при вращательном движении, колебательном движении и/или поступательном движении.

Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться при изготовлении подшипниковых опор скольжения различных машин, в частности, в станках деревообрабатывающей и текстильной промышленности, различного рода конвейеров и др. Подшипник скольжения с вкладышем (3) из антифрикционного композитного материала состоит из проклеенной древесины с теплоотводящим элементом в виде армирующей сетки (6), расположенной между слоями (4, 5) проклеенной древесины.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам скольжения, и может быть использовано в узлах механизмов и машин для обеспечения вращательного движения. Подшипник скольжения содержит внутреннюю и наружную втулки, устройство перемещения внутренней втулки, блок сбора, обработки и управления сигналами, который соединен прямой и обратной связью с датчиками температуры, перемещения и давления.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипниковым устройствам кривошипно-шатунных механизмов, а именно втулкам поршневой головки шатуна двигателя внутреннего сгорания, и может быть использовано в форсированных дизелях, в высокооборотных автомобильных двигателях, в компрессорных устройствах и т.п.

Предлагаемое изобретение относится к классу углеродных волокнистых армированных конструкционных полимерных композиционных материалов на основе углеродной графитированной ткани в качестве армирующего наполнителя и эпоксидной матрицы для изготовления изделий антифрикционного назначения. Композит может быть использован для изготовления торцевых уплотнений опорных подшипников и подшипников скольжения.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам скольжения, и может быть использовано в узлах механизмов, машин, роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по надежности опорного узла. Мехатронный подшипник скольжения содержит корпус и размещенную в нем втулку, выполненную из антифрикционного материала, во втулке закреплен индикатор износа, выполненный в виде незамкнутого кольца, изолированная часть которого заглублена во втулке на величину, равную начальному износу.
Настоящее изобретение относится к способу изготовления самосмазывающейся антифрикционной композиции в паре трения, состоящей из рабочего металлического слоя и пластичной смазки, отличающемуся тем, что рабочий слой изготавливают из порошков стабилизированного циркония и железа, прессуют в виде образцов под давлением 8 - 10 т/см2 и спекают в вакуумной камере при температуре 1300-1500°С, после чего на рабочий слой наносят селеновую смазку и помещают в вакуумную камеру с последующим нагревом пары трения до температуры 750-800°С.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к турбокомпрессорам, применяемым, например, для наддува двигателей внутреннего сгорания, в частности, к подшипниковым узлам, выполненным в виде подшипников скольжения. Изобретение позволяет увеличить ресурс подшипников вала турбокомпрессора за счет повышения износостойкости рабочих сопрягаемых поверхностей подшипников скольжения жидкостного трения путем применения трибологических пар из керамических композиционных материалов с низким коэффициентом трения (не более 0,1).

Изобретение относится к деталям машин, в частности к способам изготовления и конструкциям подшипников, и может быть использовано при изготовлении подшипников скольжения на машиностроительных заводах. Способ изготовления подшипника скольжения, содержащий заполнение антифрикционного материала в обойму подшипника, заключается в том, что в обойму подшипника запрессовывают углерод-углеродный композиционный материал, затем поверхностный слой этого материала, содержащий открытые поры, насыщают медью электролитическим способом на глубину открытых пор.

Изобретение относится к судостроению, а более конкретно к судовым подшипникам гребных валов пропульсивных систем валопроводов. .
Наверх