Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования вертолета

Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования вертолета содержит пилотажно-навигационный информационный комплекс (1) в составе: вычислитель цифровой (2), широкоформатные многофункциональные индикаторы (3, 4), устройство ввода навигационных параметров (5), многофункциональный пульт управления (6) с приемником сигналов спутниковой навигационной системы (СНС), курсовертикаль (7), радиовысотомер малых высот (8), вычислитель воздушных сигналов (9), защищенный бортовой накопитель (10) с подводным акустическим маяком, аппаратура навигации и посадки (11) VOR/LOC/GS/MB/ADF, система автоматического управления (12) с пультом управления режимами работы, устройство микрофонное (13), блок вычисления и преобразования аналоговых, дискретных и цифровых сигналов (14), многофункциональные индикаторы (15, 16), интегрированная система резервных приборов (17) на базе многофункционального электронного индикатора, а также светосигнальное оборудование (18) в составе: блок аварийной сигнализации (19), табло светосигнализаторное (20), табло аварийной сигнализации с контролем (21, 22), табло предупреждающей сигнализации с контролем (23, 24), оборудование радиосвязи (25) в составе: аппаратура усиления и коммутации (26), радиостанция МВ-ДМВ-диапазона (27), пульт управления радиосвязью (28), аварийный радиомаяк международной спутниковой поисково-спасательной системы «КОСПАС-САРСАТ» (29). Обеспечивается повышение безопасности полетов вертолета. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Изобретение относится к комплексу бортового оборудования, обеспечивающему индикацию, сигнализацию, навигацию, управление общевертолетным оборудованием, вертолетовождение, радиосвязь, взаимодействие в системе организации воздушного движения и может быть использовано для применения в составе вертолетов гражданского назначения, выполняющих полеты по правилам визуальных полетов.

Известен Комплекс бортового оборудования вертолетов и самолетов авиации общего назначения (патент RU 2640076, В64С 13/16, опубликован 26.12.2017), содержащий многофункциональный индикатор (МФИ), основной пилотажный прибор (ОПП), комбинированную курсовертикаль (KB), приемники воздушных давлений, приемник температуры торможений, блок преобразования сигналов, интегрированную систему радиосвязи (ИСР), систему табло аварийной и уведомляющей сигнализации, комплект внутреннего светотехнического и светосигнального оборудования, устройство беспроводной загрузки пользовательских данных, ответчик системы управления воздушным движением, аварийно-спасательный радиомаяк, малогабаритный бортовой регистратор, радиовысотомер, автоматический радиокомпас, транспондер автоматического зависимого наблюдения, комплект аппаратуры ближней навигации и посадки VOR/ILS/маркерного приемника/автоматического радиокомпаса, автопилот, соединенные определенным образом с помощью канала информационного обмена. МФИ содержит блок вычисления и формирования, включающий модуль индикации и сигнализации, программные модули навигации и картографии, а также предупреждения критических режимов и раннего предупреждения близости земли, дисплейный модуль, модуль питания. ОПП содержит ЖК-индикатор, модуль определения пространственного положения, модуль преобразования критических сигналов. KB содержит основной вычислительный модуль, модуль пространственного положения, модуль измерения и вычисления воздушных данных с приемником ГЛОНАСС/GPS, датчик магнитного курса. ИСР содержит блок радиостанции, пульт внутренней связи.

Недостатками Комплекса бортового оборудования вертолетов и самолетов авиации общего назначения являются отсутствие резервирования критических функций систем, таких как отображение параметров пространственной ориентации летательного аппарата и основной пилотажной информации, отсутствие контроля состояния и исправности систем комплекса и канала информационного обмена, а также реализация функций вычисления, отображения и ввода информации конструктивно в одном нерезервированной блоке, что снижает надежность комплекса и безопасность выполнения полета в целом.

Наиболее близким к изобретению аналогом, принятым за прототип является Комплекс бортового оборудования вертолета (патент RU 2652344, G01С 23/00, опубликован 25.04.2018), содержащий пульт-вычислитель навигационный с приемником спутниковой связи, систему автоматического управления (САУ), систему электронной индикации, навигационную систему, включающую в себя устройство определения крена, тангажа и курсоуказатель, вычислитель воздушных сигналов, радиотехническое оборудование, включающее в себя автоматический радиокомпас, аппаратуру навигации и посадки, радиосвязное оборудование, радиовысотомер малых высот, защищенный бортовой накопитель, метеонавигационную радиолокационную систему, генератор цифровых карт и группу резервных приборов, включающую в себя указатель приборной скорости, два авиагоризонта, спутниковую антенну, обеспечивающую передачу сигнала на соответствующий вход пульта-вычислителя навигационного и соответствующий вход генератора цифровых карт, причем в приемник спутниковой связи пульта-вычислителя навигационного введена схема дифференциальной коррекции, а в вычислитель управления полетом системы автоматического управления введена схема резервного курсовоздушного счисления текущих координат местоположения вертолета и автоматического управления полетом по маршруту.

Причиной, препятствующей получению указанного ниже технического результата при использовании известного Комплекса бортового оборудования вертолета, является низкий уровень интеграции оборудования, отсутствие резервирования функции обработки и отображения навигационной информации, а также отсутствие возможности контроля состояния и исправности систем комплекса и линий информационного обмена.

Сущность изобретения заключается в следующем.

Технической проблемой, решаемой заявляемым изобретением, является создание комплекса бортового радиоэлектронного оборудования вертолета с целью повышения безопасности управления вертолетом при решении различных задач.

Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, выражается

- в повышении отказобезопасности комплекса и снижении нагрузки на экипаж за счет резервирования критических функций систем, рациональной интеграции оборудования, реализации алгоритмов комплексной обработки информации, централизованного контроля состояния и исправности систем комплекса и линий информационного обмена,

- в повышении безопасности пилотирования за счет применения широкоформатных многофункциональных индикаторов большого размера и высокого разрешения, использования современных принципов представления пилотажной и навигационной информации, а также формирования рекомендаций экипажу по действиям в отказных ситуациях,

- в уменьшении времени предполетной подготовки, поиска и устранения неисправностей.

Для достижения технического результата предлагается комплекс бортового радиоэлектронного оборудования вертолета, содержащий совокупность элементов оборудования, взаимосоединенных входами-выходами по каналам информационного обмена, включающий пилотажно-навигационный информационный комплекс 1, в состав которого входят взаимосоединенные входами-выходами по каналам информационного обмена по меньшей мере один широкоформатный многофункциональный индикатор 3, многофункциональный пульт управления 6, курсовертикаль 7, радиовысотомер малых высот 8, вычислитель воздушных сигналов 9, защищенный бортовой накопитель 10 с подводным акустическим маяком, устройство микрофонное 13, блок вычисления и преобразования аналоговых, дискретных и цифровых сигналов 14, многофункциональные индикаторы 15, 16, оборудование радиосвязи 25, содержащее аппаратуру усиления и коммутации 26, радиостанцию 27, пульт управления радиосвязью 28, в соответствии с заявляемым изобретением отличающийся тем, что в состав комплекса введены вычислитель цифровой 2, интегрированная система резервных приборов 17, устройство ввода навигационных параметров 5, кроме того комплекс включает светосигнальное оборудование 18, содержащее блок аварийной сигнализации 19, табло светосигнализаторное 20, по меньшей мере одно табло аварийной сигнализации с контролем 21, по меньшей мере одно табло предупреждающей сигнализации с контролем 23, аварийный радиомаяк 29 международной спутниковой поисково-спасательной системы, при этом упомянутая курсовертикаль 7 взаимосвязана входами-выходами по каналам информационного обмена с вычислителем цифровым 2, широкоформатными многофункциональными индикаторами 3, 4, многофункциональным пультом управления 6, упомянутый вычислитель воздушных сигналов 9 взаимосвязан входами-выходами по каналам информационного обмена с вычислителем цифровым 2, курсовертикалью 7, широкоформатными многофункциональными индикаторами 3, 4, упомянутое устройство ввода навигационных параметров 5 взаимосвязано входами-выходами по каналам информационного обмена с вычислителем воздушных сигналов 9, вычислителем цифровым 2, многофункциональным пультом управления 6, интегрированной системой резервных приборов 17, упомянутый вычислитель цифровой 2 взаимосвязан входами-выходами по каналам информационного обмена с вычислителем воздушных сигналов 9, радиовысотомером малых высот 8, многофункциональным пультом управления 6, широкоформатными многофункциональными индикаторами 3, 4, интегрированной системой резервных приборов 17, блоком вычисления и преобразования 14, устройством ввода навигационных параметров 5, аварийный радиомаяком 29, упомянутый многофункциональный пульт управления 6 взаимосвязан входами-выходами по каналам информационного обмена с радиостанцией 27, вычислителем цифровым 2, широкоформатными многофункциональными индикаторами 3, 4, упомянутый радиовысотомер малых высот 8 взаимосвязан входами-выходами по каналам информационного обмена с вычислителем цифровым 2, широкоформатными многофункциональными индикаторами 3, 4, упомянутая интегрированная система резервных приборов 17 взаимосвязана входами-выходами по каналам информационного обмена с вычислителем цифровым 2, упомянутый защищенный бортовой накопитель 10 взаимосвязан входами-выходами по каналам информационного обмена с аппаратурой усиления и коммутации 26 и устройством микрофонным 13.

При этом в комплекс введена аппаратура навигации и посадки 11, которая взаимосвязана входами-выходами по каналам информационного обмена с вычислителем цифровым 2, широкоформатными многофункциональными индикаторами 3, 4, аппаратурой усиления и коммутации 26.

Также в комплекс введена система автоматического управления 12 с пультом управления режимами работы системой автоматического управления, которая взаимосвязана входами-выходами по каналам информационного обмена с курсовертикалью 7, вычислителем воздушных сигналов 9, вычислителем цифровым 2, радиовысотомером малых высот 8, интегрированной системой резервных приборов 17.

Кроме того, в комплекс введена схема централизованного контроля состояния и исправности систем комплекса и линий информационного обмена.

Причинно-следственные связи признаков изобретения с техническим результатом выражаются в следующем. Применение широкоформатных многофункциональных индикаторов обеспечивает одновременное отображение каждому члену экипажу пилотажной, навигационной и сигнальной информации, в том числе рекомендаций по действиям в отказных ситуациях, а также информации о параметрах работы силовой установки и трансмиссии, что позволяет снизить нагрузку на экипаж за счет исключения необходимости переключать внимание между различными средствами индикации.

Применение интегрированной системы резервных приборов, которая автономно формирует и отображает основную пилотажную информацию, обеспечивает безопасное завершение полета при отказе основных вычислительных систем и средств индикации.

Реализация функции централизованного контроля состояния и исправности систем комплекса и линий информационного обмена путем проведения следующих видов контроля: непрерывного автоматического и наземного расширенного направлено на повышение безопасности полета, поскольку позволяет проводить как предполетный контроль, так и непрерывный контроль в полете без осуществления вмешательства экипажа в выполнение основных функций систем вертолета.

Осуществление изобретения обеспечивает выполнение высоких требований к точности и достоверности информации, предъявляемой для индикации экипажу за счет комплексной обработки пилотажной и навигационной информации, достигается уменьшение времени предполетной подготовки, поиска и устранения неисправностей.

Осуществление изобретения обеспечивает снижение нагрузки на экипаж за счет одновременного отображения на широкоформатных многофункциональных индикаторах 3, 4 различных сочетаний, которые выбирает экипаж, пилотажной, навигационной, цифровой картографической информации, информации о параметрах работы силовой установки и трансмиссии, сигнальной информации.

Осуществление изобретения обеспечивает снижение нагрузки на экипаж за счет обеспечения оперативного ввода информации о типе баррокоррекции, заданном значении высоты опасной, заданном путевом угле и заданном курсе с помощью устройства 5 ввода навигационных параметров.

Осуществление изобретения обеспечивает улучшение эргономических характеристик информационно-управляющего поля кабины и снижение нагрузки на экипаж за счет обеспечения управления различными видами отображения информации о состоянии общевертолетного оборудования с помощью оперативных органов управления на многофункциональных индикаторах 15, 16.

Осуществление изобретения обеспечивает снижение массы оборудования, улучшение эргономических характеристик информационно-управляющего поля кабины и снижение нагрузки на экипаж за счет применения электронной интегрированной системы резервных приборов 17, в которой реализованы функции большой группы электромеханических резервных приборов.

Осуществление изобретения обеспечивает снижение массы оборудования и оптимизацию компоновки кабины экипажа за счет применения в составе светосигнального оборудования отдельных приборов: блока аварийной сигнализации 19 и табло светосигнализаторного 20.

Осуществление изобретения обеспечивает повышение надежности и безопасности полета за счет реализации резервного управления настройками радиосвязного оборудования с помощью многофункционального пульта управления 6.

Осуществление изобретения обеспечивает улучшение эргономических характеристик информационно-управляющего поля кабины, снижение нагрузки на экипаж и повышение безопасности полета за счет применения многофункционального пульта управления 6 с интегрированной клавиатурой для ввода цифровой и символьной информации, модулем загрузки со съемного носителя аэронавигационной базы данных (АН БД), цифровой карты местности (ЦКМ) и планов полета.

Осуществление изобретения обеспечивает реализацию функции централизованного контроля состояния и исправности систем комплекса и линий информационного обмена. Вся принимаемая информация от сопрягаемых систем-датчиков контролируется на достоверность с помощью встроенных средств аппаратным контролем: по признаку четности, длительности паузы между словами и количеству бит (разрядов) в информационном слове, а также программным контролем: по содержанию кода матрицы-состояния, времени обновления информационных слов, допусковому контролю входных параметров от двух и более однородных систем-датчиков, эхо-контролю, проверкой информации на принадлежность диапазону допустимых значений, проверкой на монотонность изменения параметра, контролю изменения значений циклического счетчика.

Изобретение поясняется чертежами:

фиг. 1 - функциональная схема комплекса бортового радиоэлектронного оборудования вертолета;

фиг. 2 - общая структура кадра на широкоформатном индикаторе;

фиг. 3 - общий вид комплексного кадра пилотажно-навигационной информации (ПЛТ) на широкоформатном индикаторе;

фиг. 4 - общий вид кадра контроля оборудования (КОНТР) на широкоформатном индикаторе;

фиг. 5 - общий вид кадра на электронном индикаторе интегрированной системы резервных приборов (ИСРП).

Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования вертолета (фиг. 1) содержит нижеперечисленное оборудование, взаимосвязанное входами-выходами по каналу информационного обмена, и предназначен для выполнения взаимосвязанных эксплуатационных функций:

- пилотажно-навигационный информационный комплекс 1 в составе:

- вычислитель цифровой 2,

- широкоформатные многофункциональные индикаторы 3, 4,

- устройство ввода навигационных параметров 5,

- многофункциональный пульт управления 6 с приемником сигналов спутниковой навигационной системы (СНС),

- курсовертикаль 7,

- радиовысотомер малых высот 8,

- вычислитель воздушных сигналов 9,

- защищенный бортовой накопитель 10 с подводным акустическим маяком,

- аппаратура навигации и посадки 11 VOR/LOC/GS/MB/ADF,

- система автоматического управления 12 (САУ), включающая пульт управления режимами работы САУ,

- устройство микрофонное 13;

- блок вычисления и преобразования аналоговых, дискретных и цифровых сигналов 14;

- многофункциональные индикаторы 15, 16;

- интегрированная система резервных приборов 17 на базе многофункционального электронного индикатора;

- светосигнальное оборудование 18 в составе:

- блок аварийной сигнализации 19,

- табло светосигнализаторное 20,

- табло аварийной сигнализации с контролем 21, 22;

- табло предупреждающей сигнализации с контролем 23, 24;

- оборудование радиосвязи 25 в составе:

- аппаратура усиления и коммутации 26,

- радиостанция МВ-ДМВ-диапазона 27,

- пульт управления радиосвязью 28;

- аварийный радиомаяк международной спутниковой поисково-спасательной системы «КОСПАС-САРСАТ» 29.

На функциональной схеме комплекса бортового радиоэлектронного оборудования вертолета (фиг. 1) показаны каналы связи между элементами комплекса: 30 - электрическая линия передачи дискретных сигналов (разовых команд), 31 - цифровая кодовая линия связи; 32 - электрическая линия передачи аналоговых-сигналов; 33 - электрическая линия передачи звуковых сигналов. Упомянутые каналы связи 30, 31, 32, 33 являются каналами информационного обмена. Виды каналов связи, по которым осуществляется информационный обмен между каждым конкретным видом оборудования из состава комплекса, указаны на схеме на фиг. 1.

В состав пилотажно-навигационного информационного комплекса 1 входят вычислитель цифровой 2, два широкоформатных многофункциональных индикатора 3, 4, устройство ввода навигационных параметров 5, многофункциональный пульт управления 6 с приемником СНС, курсовертикаль 7, радиовысотомер малых высот 8, вычислитель воздушных сигналов 9, защищенный бортовой накопитель 10, аппаратура 11 навигации и посадки VOR/LOC/GS/MB/ADF, система автоматического управления 12, устройство микрофонное 13.

В состав интегрированной системы резервных приборов 17 входят многофункциональный индикатор-вычислитель, датчик магнитного курса и датчик температуры торможения воздушного потока.

В состав светосигнального оборудования 18 входят блок аварийной сигнализации 19, табло светосигнализаторное 20, табло аварийной сигнализации с контролем 21, 22, табло предупреждающей сигнализации с контролем 23, 24.

В состав оборудования радиосвязи 25 входят аппаратура усиления и коммутации 26, радиостанция МВ-ДМВ-диапазона 27, пульт управления радиосвязью 28, аварийный радиомаяк 29 международной спутниковой поисково-спасательной системы «КОСПАС-САРСАТ».

В кабине экипажа находятся два широкоформатных многофункциональных индикатора 3, 4, устройство ввода навигационных параметров 5, многофункциональный пульт управления 6, пульт управления режимами работы из состава САУ 12, устройство микрофонное 13, два многофункциональных индикатора 15, 16, многофункциональный электронный индикатор из состава ИСРП 17, табло светосигнализаторное 22, табло аварийной сигнализации с контролем 21, 22, табло предупреждающей сигнализации с контролем 23, 24, пульт управления радиосвязью 28.

Существенным отличием комплекса бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) является реализация на широкоформатном многофункцииональном индикаторе (МФИ) одновременной индикации нескольких зон, содержащих следующую информацию:

- зона индикации подписей наименований функциональных кнопок;

- зона индикации подписей наименований многофункциональных кнопок;

- зона индикации графической информации основного кадра: пилотажной, навигационной, картографической;

- зона индикации графической информации вспомогательного кадра: параметров общевертолетного оборудования или штурманского плана полета;

- зона индикации текстовых информационных сообщений: аварийных, предупреждающих и уведомляющих, а также рекомендаций экипажу.

Общая структура кадра на широкоформатном индикаторе представлена на фиг. 2.

В верхней части экрана расположены функциональные кнопки, предназначенные для выбора кадров индикации, кнопки регулирования яркости изображения и кнопки пролистывания информационных сообщений.

В нижней части экрана расположены многофункциональные кнопки, назначение которых меняется в зависимости от отображаемого кадра.

В зависимости от выбранной кнопки управления форматами в основном кадре может отображаться:

- комплексный кадр пилотажно-навигационной информации (ПЛТ);

- кадр навигационной информации (НВГ);

- кадр контроля состояния бортового радиоэлектронного оборудования (КОНТР).

Вспомогательный кадр предназначен для оптимального и своевременного доступа экипажу к следующей информации:

- сигнальной текстовой аварийной и предупреждающей информации;

- информации о работе силовой установки и трансмиссии;

- информации о текущем маршруте (штурманского плана полета).

Переключение формата представления информации во вспомогательном кадре производится с помощью многофункциональных кнопок ДВИГ и МАРШ, расположенными в нижней части экрана.

Общий вид комплексного кадра пилотажно-навигационной информации на широкоформатном индикаторе представлен на фиг. 3.

Еще одним существенным отличием комплекса бортового радиоэлектронного оборудования является реализация на широкоформатном многофункциональном индикаторе кадра контроля КОНТР состояния бортового оборудования и управления функцией контроля оборудования (фиг. 4).

Функция расширенного контроля оборудования доступна только при нахождении вертолета на земле и недоступна после взлета.

Кадр КОНТР предназначен для отображения:

- состояния оборудования комплекса бортового радиоэлектронного оборудования;

- состояния линий связи, отображения недостоверной информации;

- проведения расширенного контроля оборудования при наземной предполетной подготовке и техническом обслуживании комплекса.

Вызов кадра КОНТР осуществляется нажатием функциональной кнопки КОНТР на кнопочном обрамлении многофункционального индикатора.

В левой части кадра выделена зона с укрупненным перечнем систем. Применена следующая цветовая кодировка названия систем:

- зеленый цвет - система и входящие в нее блоки исправны, исправны входные линии связи от сопрягаемого оборудования, принимаемая информация достоверна,

- красный цвет - выявлены отказы системы и/или входящих блоков, обнаружены отказы входных линий связи, принята недостоверная информация.

В центральной части кадра отображается информация о состоянии выбранной системы: полное название системы; интегральное состояние системы; содержание слов состояния, выдаваемых выбранной системой; версия и контрольная сумма встроенного программного обеспечения выбранной системы.

Для проведения наземного расширенного контроля комплекса в кадре КОНТР необходимо нажать многофункциональную кнопку ПОЛН. При этом в центральной части экрана в зоне интегрального состояния комплекса отображается надпись «ВЫПОЛНЯЕТСЯ КОНТРОЛЬ» и время, оставшееся до завершения расширенного контроля. В процессе расширенного контроля в поле сообщений, находящемся в правой части кадра, отображается информация о прохождении контроля в виде сообщений о выявленных неисправностях систем, недостоверности информации и линиях связи, а также текстовые сообщения.

Для проведения расширенного контроля конкретной системы в кадре КОНТР необходимо с помощью стрелок выбрать соответствующую систему и нажать многофункциональную кнопку ИНДИВ.

Следующим существенным отличием комплекса БРЭО является введение в его состав интегрированной системы резервных приборов.

Интегрированная система резервных приборов на базе многофункционального электронного индикатора предназначена для определения и отображения параметров пространственного положения вертолета, воздушно-скоростных, навигационных параметров, параметров радиотехнических средств навигации и посадки, общего шага и частоты вращения несущих винтов.

В соответствии с требованиями АП-29 (Д29.2.10) и ГОСТ 19340 в кабине экипажа вертолета при использовании экранных индикаторов должны устанавливаться резервные приборы, состав и характеристики которых обеспечивают безопасное продолжение полета и посадку в соответствии с руководством по летной эксплуатации при полной потере информации на основных экранных индикаторах, в том числе при отказе основных источников системы электроснабжения.

Интегрированная система резервных приборов в качестве резервного источника информации обеспечивает измерение, вычисление и выдачу на собственный электронный индикатор и в сопрягаемое оборудование параметров пространственного положения вертолета и высотно-скоростных параметров на основе информации, полученной от встроенных датчиков.

Общий вид кадра на электронном индикаторе интегрированной системы резервных приборов приведен на фиг. 5.

Электронный индикатор интегрированной системы резервных приборов обеспечивает отображение следующих измеренных параметров пространственного положения вертолета, высотно-скоростных и других параметров: угол крена; угол тангажа; угол курс гиромагнитный; приборная скорость; истинная скорость; вертикальная скорость; барометрическая высота; боковая перегрузка; геометрическая высота (по информации от радиовысотомера); обороты несущего винта (по информации от датчика общевертолетного оборудования); общий шаг несущего винта (по информации от блока вычисления и преобразования аналоговых, дискретных и цифровых сигналов); курсовые углы радиостанции АРК, VOR (по информации от бортового приемника сигналов радиотехнических средств (РТС); курсоглиссадные планки ILS (по информации от бортового приемника сигналов РТС).

Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования вертолета работает следующим образом (фиг. 1).

Курсовертикаль 7 формирует информацию о пространственном положении вертолета: угол курса истинного, угол крена, угол тангажа, а также информацию об ускорениях, перегрузках и составляющих угловой скорости, которая по соответствующим каналам информационного обмена выдается в вычислитель цифровой 2, широкоформатные многофункциональные индикаторы 3, 4, многофункциональный пульт управления 6, систему автоматического управления 12.

Вычислитель цифровой 2 по соответствующим каналам информационного обмена выдает информацию о режимах работы, заданных координатах и курсе вертолета в курсовертикаль 7.

Многофункциональный пульт управления 6 по соответствующим каналам информационного обмена выдает сигнал метки времени и данные спутниковой навигационной системы (СНС) в курсовертикаль 7.

Вычислитель воздушных сигналов 9 по соответствующим каналам информационного обмена выдает информацию о высотно-скоростных параметрах вертолета в вычислитель цифровой 2, курсовертикаль 7, широкоформатные многофункциональные индикаторы 3, 4, систему автоматического управления 12.

Устройство ввода навигационных параметров 5 формирует и по соответствующим каналам информационного обмена выдает информацию о типе баррокоррекции, заданном значении высоты опасной, заданном путевом угле и заданном курсе в вычислитель воздушных сигналов 9, вычислитель цифровой 2, многофункциональный пульт управления 6, интегрированную систему резервных приборов 17.

Вычислитель цифровой 2 формирует и по соответствующим каналам информационного обмена выдает разовую команду «Расширенный контроль» в вычислитель воздушных сигналов 9, радиовысотомер малых высот 8, систему автоматического управления 12.

Многофункциональный пульт управления 6 формирует и по соответствующим каналам информационного обмена выдает информацию, необходимую для управления и контроля за состоянием оборудования комплекса, данные от приемника спутниковой навигационной системы (СНС), информацию маршруте и параметрах навигации по маршруту в вычислитель цифровой 2.

Многофункциональный пульт управления 6 обеспечивает ввод и по соответствующим каналам информационного обмена выдает параметры управления внешней радиосвязью в радиостанцию 27 МВ-ДМВ-диапазона, в ответ на которые получает слово состояния от радиостанции 27 МВ-ДМВ-диапазона.

Вычислитель цифровой 2 по соответствующим каналам информационного обмена выдает для индикации рассчитанные навигационные параметры движения, а также сигнальную текстовую аварийную, предупреждающую и уведомляющую информацию в многофункциональный пульт управления 6 и широкоформатные многофункциональные индикаторы 3, 4.

Вычислитель цифровой 2 по соответствующим каналам информационного обмена выдает данные по девиационным поправкам, опорному давлению и команды управления в интегрированную систему резервных приборов 17.

Многофункциональный пульт управления 6 обеспечивает загрузку со съемного носителя и передачу картографических данных, стандартной аэронавигационной базы данных, базы данных искусственных препятствий, пользовательских базы данных, а также выдачу рассчитанных навигационных параметры движения в широкоформатные многофункциональные индикаторы 3, 4.

Радиовысотомер малых высот 8 формирует и по соответствующим каналам информационного обмена выдает информацию о текущей истинной высоте полета в вычислитель цифровой 2, широкоформатные многофункциональные индикаторы 3, 4, систему автоматического управления 12.

Вычислитель цифровой 2 формирует и по соответствующим каналам информационного обмена выдает разовую команду «Отключение излучения радиовысотомера» в радиовысотомер малых высот 8.

Вычислитель цифровой 2 формирует и по соответствующим каналам информационного обмена выдает разовую команду «Максимально допустимая скорость полета» в блок вычисления и преобразования 14, которая транслируется в блок аварийной сигнализации 19.

Вычислитель цифровой 2 формирует и по соответствующим каналам информационного обмена выдает разовую команду «Высота опасная» в блок вычисления и преобразования 14, который выдает соответствующий звуковой сигнал в аппаратуру усиления и коммутации 26.

Радиовысотомер малых высот 8, пульт управления радиосвязью 28, радиостанция 27 МВ-ДМВ-диапазона, аппаратура усиления и коммутации 26 формируют и по соответствующим каналам информационного обмена выдают соответствующие разовые команды «Исправность» в вычислитель цифровой 2 и блок вычисления и преобразования 14.

Блок аварийной сигнализации 19 формирует и по соответствующим каналам информационного обмена выдает звуковые сигналы трех типов: «Зуммер», «Обороты НВ Малы», «Обороты НВ Велики» в аппаратуру усиления и коммутации 26.

Система автоматического управления 12 формирует и по соответствующим каналам информационного обмена выдает информацию для индикации заданных значений и директорных сигналов, о текущем состоянии заданных режимов в вычислитель цифровой 2 и широкоформатные многофункциональные индикаторы 3, 4.

Аппаратура навигации и посадки VOR/LOC/GS/MB/ADF 11 формирует и по соответствующим каналам информационного обмена выдает информацию от ADF (курсовой угол радиостанции, квитанцию рабочей частоты) и от VIR (азимут VOR, отклонение от курса, отклонение от глиссады, сигналы пролета маркерных маяков, квитанцию рабочей частоты) в вычислитель цифровой 2 и широкоформатные многофункциональные индикаторы 3, 4.

Вычислитель цифровой 2 по соответствующим каналам информационного обмена выдает информацию о режимах работы и частотах настройки в аппаратуру навигации и посадки 11 VOR/LOC/GS/MB/ADF.

Аппаратура навигации и посадки 11 VOR/LOC/GS/MB/ADF формирует и по соответствующим каналам информационного обмена выдает аудиосигналы от ADF (сигнал опознавания приводных и широковещательных станций) и от VIR (сигнал «Опознавание» курсовых маяков VOR/ILS и пролета маркерных маяков), а также звуковые сигналы трех типов: ADF OUT, Marker, VOR/LOC в аппаратуру усиления и коммутации 26.

Вычислитель цифровой 2 формирует и по соответствующим каналам информационного обмена выдает управляющие команды и параметрическую информацию в курсовертикаль 7, систему автоматического управления 12, вычислитель воздушных сигналов 9, радиовысотомер малых высот 8, аппаратуру навигации и посадки VOR/LOC/GS/MB/ADF 11, устройство ввода навигационных параметров 5, аварийный радиомаяк «КОСПАС-САРСАТ» 29.

Интегрированная система резервных приборов 17 формирует и по соответствующим каналам информационного обмена выдает информацию о значениях углов пространственной ориентации, приборной и путевой скорости, барометрической высоты, вертикальной барометрической скорости, оборотах несущего винта и данные состояния в вычислитель цифровой 2 и систему автоматического управления 12.

Аппаратура усиления и коммутации 26 и устройство микрофонное 13 по соответствующим каналам информационного обмена выдают для регистрации аудио сигналы переговоров экипажа и абонентов в транспортной кабине, звуковую обстановку в кабине экипажа в защищенный бортовой накопитель 10.

В состав комплекса введена система автоматического управления 12 с пультом управления режимами работы системой автоматического управления, которая взаимосвязана входами-выходами по каналам информационного обмена с курсовертикалью 7, вычислителем воздушных сигналов 9, вычислителем цифровым 2, широкоформатными многофункциональными индикаторами 3, 4, радиовысотомером малых высот 8, интегрированной системой резервных приборов 17.

Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования вертолета отвечает требованиям АП-29 для обеспечения полетов по правилам визуальных полетов с экипажем, состоящим из одного или двух пилотов, при этом реализована возможность управления как одним, так и двумя пилотами, днем и/или ночью. При этом, комплекс полностью сохраняет работоспособность и обеспечивает безопасное выполнение полетов даже в том числе в случае, когда на вертолете демонтируется следующее опциональное оборудование из состава комплекса: аппаратура навигации и посадки 11 VOR/LOC/GS/MB/ADF, система автоматического управления 12 и оборудование рабочего места второго пилота - широкоформатный многофункциональный индикатор 4, табло аварийной сигнализации с контролем 22 и табло предупреждающей сигнализации с контролем 24.

Таким образом, разработанный комплекс бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) вертолета обеспечивает выполнение следующих функциональных требований:

- полетов без ограничений географического положения вертолета;

- трассовых полетов - по внутренним и международным воздушным трассам или местным воздушным линиям (МВЛ);

- маршрутных полетов - по заданным (запрограммированным) маршрутам вне воздушных трасс и МВЛ с использованием наземных РТС;

- маршрутно-трассовых полетов - по воздушным трассам или МВЛ и вне их;

- аэродромных полетов - в районе аэродрома, включая маневрирование по стандартным маршрутам убытия (SID) и прибытия (STAR);

- неточного захода на посадку на аэродромы и посадочные площадки, не оборудованные РТС, в том числе методом зональной навигации по спутниковым навигационным системам (СНС) в режиме ручного управления (в базовой конфигурации);

- инструментального захода на посадку и посадку на аэродромы, оборудованные РТС (VOR, ILS, MRKR) в режимах автоматизированного и ручного управления (с опциональным оборудованием).

Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) вертолета обеспечивает решение следующих задач:

- навигационное обеспечение полета путем определения географических координат вертолета и параметров его движения с использованием различных навигационных средств, включая систему спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС/GALILEO, с индикацией экипажу местоположения вертолета;

- формирование и отображение пилотажно-навигационной информации в символьном и текстовом виде на многофункциональных индикаторах (МФИ), многофункциональном пульте управления (МФПУ) и интегрированной системе резервных приборов (ИСРП);

- контроль, формирование и отображение информации о состоянии силовой установки (СУ) и информации о состоянии общевертолетного оборудования (ОВО);

- формирование, сигнализация и индикация уведомляющих, предупреждающих и аварийных сообщений в виде текстовых сообщений на МФИ, звуковых тональных сигналов и световой индикации на светосигнальных табло;

- оперативный ручной ввод заданных значений параметров полета и единиц их измерения;

- централизованное управление бортовым радионавигационным оборудованием;

- отсчет и отображение текущего местного времени, времени UTC и полетного времени;

- сбор, регистрация и хранение массива звуковой и цифровой параметрической полетной информации в защищенном бортовом регистраторе;

- обеспечение членов экипажа вертолета внутренней голосовой связью, внешней голосовой связью в УКВ диапазоне, а также, прослушивания звуковых сигналов от радионавигационных систем и предупреждающих сигналов об отказе систем вертолета и достижении предельных параметров полета;

- управление радиосвязным оборудованием (РСО) с отображением режимов работы и частот настроек оборудования;

- передача сигнала бедствия в системе «КОСПАС-САРСАТ» для определения местоположения вертолета в случае летного происшествия;

- автоматический и автоматизированный непрерывный и периодический контроль технического состояния, параметров и режимов работы оборудования, линий связи с выдачей результатов контроля на индикацию и в бортовые средства регистрации;

- автоматизированное выполнение процедур предполетной подготовки, технического обслуживания и контроля в наземных условиях;

- ручная и автоматизированная коррекция координат местоположения вертолета с использованием маяков типа VOR с индикацией экипажу;

- пилотирование и управление вертолетом в автоматизированном, директорном и совмещенном режимах управления, а также обеспечение стабилизации вертолета по курсу, крену, тангажу и барометрической высоте;

- отображение навигационно-плановой обстановки на фоне цифровой карты местности (ЦКМ);

- автоматизированная загрузка и хранение стандартной аэронавигационной базы данных (АНБД), базы данных искусственных препятствий, базы данных двумерной цифровой картографической информации (ЦКИ), базы данных цифровой матрицы высот;

- диагностика трансмиссии вертолета путем своевременного выявления предотказных состояний при установке бортовой системы диагностики типа HUMS;

- определение и отображение экипажу конфигурации установленного оборудования.

1. Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования вертолета, содержащий совокупность элементов оборудования, взаимосоединенных входами-выходами по каналам информационного обмена, включающий пилотажно-навигационный информационный комплекс (1), в состав которого входят взаимосоединенные входами-выходами по каналам информационного обмена по меньшей мере один широкоформатный многофункциональный индикатор, многофункциональный пульт управления (6), курсовертикаль (7), радиовысотомер малых высот (8), вычислитель воздушных сигналов (9), защищенный бортовой накопитель (10) с подводным акустическим маяком, устройство микрофонное (13), блок вычисления и преобразования аналоговых, дискретных и цифровых сигналов (14), многофункциональные индикаторы (15, 16), оборудование радиосвязи (25), содержащее аппаратуру усиления и коммутации (26), радиостанцию (27), пульт управления радиосвязью (28), отличающийся тем, что в состав комплекса введены вычислитель цифровой (2), интегрированная система резервных приборов (17), устройство ввода навигационных параметров (5), кроме того комплекс включает светосигнальное оборудование (18), содержащее блок аварийной сигнализации (19), табло светосигнализаторное (20), по меньшей мере одно табло аварийной сигнализации с контролем, по меньшей мере одно табло предупреждающей сигнализации с контролем, аварийный радиомаяк (29) международной спутниковой поисково-спасательной системы, при этом упомянутая курсовертикаль (7) взаимосвязана входами-выходами по каналам информационного обмена с вычислителем цифровым (2), широкоформатными многофункциональными индикаторами (3, 4), многофункциональным пультом управления (6), упомянутый вычислитель воздушных сигналов (9) взаимосвязан входами-выходами по каналам информационного обмена с вычислителем цифровым (2), курсовертикалью (7), широкоформатными многофункциональными индикаторами (3, 4), упомянутое устройство ввода навигационных параметров (5) взаимосвязано входами-выходами по каналам информационного обмена с вычислителем воздушных сигналов (9), вычислителем цифровым (2), многофункциональным пультом управления (6), интегрированной системой резервных приборов (17), упомянутый вычислитель цифровой (2) взаимосвязан входами-выходами по каналам информационного обмена с вычислителем воздушных сигналов (9), радиовысотомером малых высот (8), многофункциональным пультом управления (6), широкоформатными многофункциональными индикаторами (3, 4), интегрированной системой резервных приборов (17), блоком вычисления и преобразования (14), устройством ввода навигационных параметров (5), аварийным радиомаяком (29), упомянутый многофункциональный пульт управления (6) взаимосвязан входами-выходами по каналам информационного обмена с радиостанцией (27), вычислителем цифровым (2), широкоформатными многофункциональными индикаторами (3, 4), упомянутый радиовысотомер малых высот (8) взаимосвязан входами-выходами по каналам информационного обмена с вычислителем цифровым (2), широкоформатными многофункциональными индикаторами (3, 4), упомянутая интегрированная система резервных приборов (17) взаимосвязана входами-выходами по каналам информационного обмена с вычислителем цифровым (2), упомянутый защищенный бортовой накопитель (10) взаимосвязан входами-выходами по каналам информационного обмена с аппаратурой усиления и коммутации (26) и устройством микрофонным (13).

2. Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования вертолета по п. 1, отличающийся тем, что в комплекс введена аппаратура навигации и посадки (11), которая взаимосвязана входами-выходами по каналам информационного обмена с вычислителем цифровым (2), широкоформатными многофункциональными индикаторами (3, 4), аппаратурой усиления и коммутации (26).

3. Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования вертолета по п. 1, отличающийся тем, что в комплекс введена система автоматического управления (12) с пультом управления режимами работы системой автоматического управления, которая взаимосвязана входами-выходами по каналам информационного обмена с курсовертикалью (7), вычислителем воздушных сигналов (9), вычислителем цифровым (2), широкоформатными многофункциональными индикаторами 3, 4, радиовысотомером малых высот (8), интегрированной системой резервных приборов (17).

4. Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования вертолета по п. 1, отличающийся тем, что в комплекс введена схема централизованного контроля состояния и исправности систем комплекса и линий информационного обмена.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу управления транспортным средством. Способ управления транспортным средством содержит этап получения от датчиков информации об окружающей среде рассматриваемого транспортного средства, определение положения въезда, указывающего положение пункта назначения въезда рассматриваемого транспортного средства, при этом положение въезда расположено на второй полосе движения, смежной первой полосе движения, по которой движется рассматриваемое транспортное средство.

Настоящее техническое решение относится к области вычислительной техники для авиации. Технический результат заключается в повышении безопасности выполнения полета за счет снижения интеллектуальной нагрузки на экипаж летательного аппарата, а также повышения скорости формирования прогнозных действенных рекомендаций при возникновении особых ситуаций.

Группа изобретений относится к системе стабилизации и управления летательного аппарата (варианты), способу стабилизации и управления летательного аппарата, летательному аппарату (варианты). Система по первому варианту содержит корпус, два элемента, сумматор, два поршня, средство управления, регулируемое ограничивающее устройство, резьбовую головку.

Изобретение относится к техническим средствам охраны объектов и может быть использовано для различных целей. Система управления БПЛА содержит блок управления с GPS приемником с антенной и средствами видеонаблюдения, рабочее место оператора с системным блоком, пульт управления, соединенный по радиоканалу с системным блоком и БПЛА.

Группа изобретений относится к способу и устройству управления для задания рабочей траектории для рабочего устройства. Для задания рабочей траектории отображают карту на интерфейсе дисплея, отображают на карте информацию о целевом земельном участке с его границами, отображают на карте запланированную траекторию и подвижный указатель с возможностью изменения его положения при перемещении его пользователем, определяют рабочую траекторию из запланированной в соответствии с положением указателя.

Изобретение относится к определению траектории для транспортного средства. Способ определения траектории для транспортного средства содержит один или более радаров.

Изобретение относится к области робототехники и может быть использовано для управления движением мобильного сервисного робота, осуществляющего технологические функции на коммерческих объектах, с предотвращением его столкновений с препятствиями. Способ включает задание маршрута от модуля формирования маршрута движения, получение признака «потенциальное столкновение» от модуля предотвращения столкновений, установление начальной и целевой точек движения робота и предварительное указание расположения препятствий на карте.

Система продольного управления летательного аппарата (ЛА) содержит вычислительное устройство (ВУ), систему воздушных сигналов (СВС), датчики перемещения рычага управления ЛА по тангажу, перегрузке, угловой скорости тангажа и угла атаки, рулевой привод (РП), стабилизатор (руль высоты), блок формирования постоянного сигнала на дополнительное отклонение стабилизатора, два блока перемножения и ключ, блок формирования сигнала на отклонение носков ЛА, три нелинейных блока, два сумматора, логический блок, соединенные определенным образом.

Группа изобретений относится к системе управления полетом (варианты) и способу ее использования. Система по первому варианту содержит три электронных схемы управления приводом, два блока дистанционного электронного оборудования, соединенные со схемами управления определенным образом.

Группа изобретений относится к комбинированной системе активной ручки и бустерного привода управления для поверхности летательного аппарата и способу управления поверхностью управления. Система содержит ручку управления, устройство механической связи, встроенный привод, датчик усилия на ручке, систему управления полетом, датчик положения привода.

Группа изобретений относится к трем вариантам транспортно-боевого вертолета. Каждый из вариантов вертолета содержит фюзеляж, несущий винт, рулевой винт, двухдвигательную силовую установку с пылезащитным устройством, систему управления вертолетом, двигателями и стабилизатором, убирающееся шасси, комплекс вооружения.
Наверх