Система распределенного подвода воздуха ракетно-прямоточного двигателя

Изобретение относится к ракетостроению, а именно к ракетно-прямоточным двигателям (РПД) на твердом топливе. Система распределенного подвода воздуха ракетно-прямоточного двигателя содержит камеру дожигания 1 ракетно-прямоточного двигателя, к которой в двух ее сечениях подсоединены воздухозаборные устройства 2, при этом в каждом воздухозаборном устройстве на входе в камеру дожигания выполнены три окна входа воздуха, размеры которых L1=2⋅L/9, L2=2⋅L/9, L3=3⋅L/9 соответственно, расстояние между окнами не превышает L/9, при общей длине воздушного тракта L не более двух калибров/диаметров камеры дожигания, а в окнах расположены поперечные направляющие 3 с углами наклона в пределах α1=60-70°, α2=40-50°, α3=30-35° соответственно, относительно продольной оси РПД. Изобретение обеспечивает увеличение полноты сгорания борсодержащего топлива и тяги РПД и снижение массово-габаритных характеристик РПД. 2 ил.

 

Изобретение относится к ракетостроению, а именно к ракетно-прямоточным двигателям (РПД) на твердом топливе.

Ввиду своих высоких потенциальных энергетических характеристик в качестве основной энергетической добавки к твердому топливу в ракетно-прямоточных двигателях используется бор. Однако, при практической реализации возникает проблема горения борсодержащего топлива в кислороде забортного воздуха, заключающаяся в трудности воспламенения и горения частиц бора, в связи с чем, фактическая полнота сгорания подобных топливных составов в условиях камеры дожигания (КД) остается невысокой, не позволяя получить теоретически возможный, энергетический эффект реакции бора с кислородом.

Существует два возможных подхода к повышению энергетики РПД: химический и конструктивный. Оба этих подхода можно комбинировать и применять одновременно. К числу химических методов относятся рецептурные добавки к составу топлива, например, легкоплавкие металлы для повышения температуры, катализаторы, промоутеры горения бора, поверхностное покрытие частиц, грануляция. Ко второму методу относятся различные улучшения конструкции воздушного и газодинамического трактов РПД.

Известна система распределенного подвода воздуха ракетно-прямоточного двигателя, содержащая камеру дожигания, соединенную с воздухозаборными устройствами (ВЗУ), при этом их патрубки установлены в двух сечениях камеры дожигания, причем в каждом патрубке и корпусе камеры дожигания выполнены окна входа воздуха, расстояние между которыми не превышает трех калибров/диаметров камеры дожигания (патент на полезную модель РФ № 171408, МПК F02K 7/18, дата приоритета 27.10.2016 г.). Данное техническое решение взято за прототип.

Анализ конструктивных решений прототипа выявил следующие недостатки:

- относительно высокие габариты воздухозаборных устройств и камеры дожигания вследствие обеспечения больших (около 3-х калибров/диаметров КД) расстояний между окнами входа;

- возможное снижение тяги ракетно-прямоточного двигателя из-за не полного сгорания борсодержащего топлива в камере дожигания.

Целью изобретения является устранение указанных недостатков прототипа, а именно: снижение массово-габаритных характеристик РПД и обеспечение полного сгорания борсодержащего топлива в его камере дожигания.

Поставленная цель достигается тем, что в каждом воздухозаборном устройстве на входе в камеру дожигания выполнены три окна входа воздуха, ширина которых L1=2⋅L/9, L2=2⋅L/9, L3=3⋅L/9 соответственно, расстояние между окнами не превышает L/9, при общей длине воздушного тракта L не более двух калибров/диаметров камеры дожигания, а в окнах расположены поперечные направляющие с углами наклона в пределах α1=60-70°, α2=40-50°, α3=30-35° соответственно, относительно продольной оси РПД.

Изобретение иллюстрируется описанием и следующими фигурами:

- фиг.1: представлен вид камеры дожигания с патрубками ВЗУ при распределенном подводе воздуха;

- фиг.2: показаны размеры окон входа воздуха в камеру дожигания со стороны ВЗУ.

Система распределенного подвода воздуха ракетно-прямоточного двигателя (фиг.1) содержит камеру дожигания 1 ракетно-прямоточного двигателя, к которой в двух ее сечениях подсоединены воздухозаборные устройства 2, при этом в каждом воздухозаборном устройстве на входе в камеру дожигания выполнены три окна входа воздуха, размеры которых L1=2⋅L/9, L2=2⋅L/9, L3=3⋅L/9 соответственно, расстояние между окнами не превышает L/9, при общей длине воздушного тракта L не более двух калибров/диаметров камеры дожигания (фиг.2), а в окнах расположены поперечные направляющие 3 с углами наклона в пределах α1=60-70°, α2=40-50°, α3=30-35° соответственно, относительно продольной оси РПД. Количество поперечных направляющих и их размеры подбираются расчетным путем для обеспечения оптимального стехиометрического соотношения газообразного борсодержащего топлива и атмосферного кислорода.

Система распределенного подвода воздуха РПД работает следующим образом. При достижении летательным аппаратом определенной скорости, вскрытии передней и задней заглушек ВЗУ и запуске маршевого газогенератора, осуществляется подвод воздуха в КД через все три окна. При этом первое окно длиной L1=2⋅L/9, с установленными в нем поперечными направляющими под углом α1=60-70°, обеспечивает образование завихрений 4 и циркуляционных зон (фиг.1), обладающих характерными условиями для увеличения времени пребывания частиц бора в камере дожигания, необходимыми для их воспламенения. Второе окно длиной L2=2⋅L/9 и углом подачи воздуха поперечными направляющими α2=40-50°, способствует организации потока таким образом, что в его районе создается высокотемпературная зона со стехиометрическим соотношением топлива и атмосферного кислорода близким к единице. Остальная часть воздуха поступает в третье окно длиной L3=3⋅L/9 и углом подачи воздуха поперечными направляющими α3=30-35°, тем самым обеспечивает дожигание частиц бора в потоке. Согласно теоретическим исследованиям, в районе третьего окна реализуется вторая стадия горения частиц бора в отсутствии оксидной пленки, покрывающей частицу, при этом эффективность горения обеспечивается подводом воздуха и созданием зоны с повышенной концентрацией кислорода. Расстояние L/9 между окнами выбрано в качестве разграничения зон горения борсодержащего топлива.

Таким образом, выверенное разграничение расхода воздуха по зонам и разными углами входа, обеспечивает увеличение полноты сгорания борсодержащего топлива и соответственно тяги РПД, в то же время, вся система распределенного подвода воздуха в камеру дожигания имеет более компактные размеры и способствует уменьшению массы как ракетно-прямоточного двигателя, так и всего летательного аппарата.

Система распределенного подвода воздуха ракетно-прямоточного двигателя, содержащая камеру дожигания, соединенную с воздухозаборными устройствами, установленными в двух сечениях камеры, отличающаяся тем, что в каждом воздухозаборном устройстве на входе в камеру дожигания выполнены три окна входа воздуха, ширина которых L1=2⋅L/9, L2=2⋅L/9, L3=3⋅L/9 соответственно, расстояние между окнами не превышает L/9, при общей длине воздушного тракта L не более двух калибров/диаметров камеры дожигания, а в окнах расположены поперечные направляющие с углами наклона в пределах α1=60-70°, α2=40-50°, α3=30-35° соответственно, относительно продольной оси двигателя.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к устройствам, предназначенным для регулирования расхода продуктов газогенерации в ракетно-прямоточных двигателях (РПД). Регулятор расхода продуктов газогенерации размещается между газогенератором и камерой дожигания и содержит переднюю 1 и заднюю 2 крышки с теплозащитным покрытием 3 (10), проходной канал 4, смещенный относительно продольной оси регулятора в радиальном направлении и закрытый теплозащитным покрытием 5, сопловой вкладыш 6 из композиционного вольфрамомедного псевдосплава, электропривод с редуктором 7, на валу 8 которого закреплена грибовидная поворотная заслонка 9, также выполненная из композиционного вольфрамомедного псевдосплава.

Прямоточный воздушно-реактивный двигатель на твердом топливе содержит воздухозаборник, корпус с зарядом твердого топлива, камеру сгорания и камеру дожигания, образующие проточный тракт, и сверхзвуковое сопло. Воздухозаборное устройство непосредственно сопряжено с зарядом, установленным с гарантированным зазором в корпусе.

Трансформируемый ракетно-воздушно-реактивный двигатель детонационного горения характеризуется тем, что включает в себя трансформируемое устройство формирования газогенераторной топливо-окислительной смеси, содержащее осесимметричный регулируемый воздухозаборник - смеситель - газогенератор, и систему подачи как минимум одного вида окислителя, а также содержащее воздушный компрессор с приводом от теплового двигателя с воздушным ресивером и системой подачи сжатого атмосферного воздуха в осесимметричный регулируемый воздухозаборник - смеситель - газогенератор, а также включает в себя маятниково-шиберное устройство реактивного детонационного горения.

Гиперзвуковой прямоточный двигатель содержит воздухозаборник, прямоточную камеру сгорания, форсунки и сопло, катод, анод, потребитель электрической энергии и элемент охлаждения анода. Гиперзвуковой прямоточный двигатель также содержит устройство хранения и подачи веществ с низким потенциалом ионизации в форме форсунки подачи веществ с низким потенциалом ионизации гидравлически через трубопровод и регулируемый клапан, соединенной с баком для хранения веществ с низким потенциалом ионизации.

Изобретение относится к двигательному машиностроению, а именно к регулируемым разрезным соплам прямоточных воздушно-реактивных двигателей. Разрезное регулируемое сопло содержит шарнирно закрепленные на корпусе двумя кольцевыми рядами дозвуковые ведущие и ведомые створки и сверхзвуковые ведущие и ведомые створки, формирующие проточный тракт, систему синхронизации створок и систему регулирования площади критического сечения сопла, включающую приводы, связанные с рычагами, закрепленными на ведущих дозвуковых створках.

Предложен вращательный механизм, такой как турбокомпрессор, имеющий систему восстановления текучей среды для восстановления протекающей рабочей среды, такой как газообразный гелий в контуре гелия, который протек через уплотнения вала, предусмотрено очистное устройство для удаления загрязняющих веществ из рабочей среды, причем турбокомпрессор может иметь одну текучую среду, такую как гелий или водород, пропускаемую через один турбокомпонент, такой как турбина, и вторую рабочую среду, такую как воздух или гелий, пропускаемую через второй турбокомпонент, такой как компрессор, при этом вращательный механизм выполнен с возможностью установки в двигателе летательного аппарата.

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к двухрежимным реактивным двигателям. Способ работы двухрежимного реактивного двигателя включает работу на первом режиме при повышенном давлении и работу на втором режиме при пониженном давлении в камере сгорания.
Группа изобретений относится к твердому горючему для сверхзвуковых и гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных или ракетных двигателей и способу его воспламенения. Твердое металлическое горючее представляет собой монолитное изделие, изготовленное из титана или сплава титана, имеющее формы и размеры, позволяющие разместить его в камере сгорания двигателя.

Гиперзвуковой летательный аппарат содержит фюзеляж, прямоточный воздушно-реактивный двигатель, интегрированный с нижней частью фюзеляжа, и стартовую двигательную установку, состыкованную с фюзеляжем последовательно посредством устройства стыковки и отделения. Нижняя часть поверхности раструба реактивного сопла прямоточного воздушно-реактивного двигателя за критическим сечением сопла выполнена с возможностью поворота на угол 5-30°, относительно оси, расположенной горизонтально, и зафиксирована от поворота в убранном, крайнем верхнем положении элементом конструкции стартовой двигательной установки при ее стыковке к фюзеляжу.

Способ запуска гиперзвукового летательного аппарата включает разгон стартовой двигательной установкой, отделение и запуск прямоточного воздушно-реактивного двигателя, интегрированного с нижней частью фюзеляжа. При этом в прямоточном воздушно-реактивном двигателе нижняя часть раструба реактивного сопла за критическим сечением выполнена поворотной на угол 5-30° относительно оси, расположенной горизонтально, с возможностью фиксации в убранном, крайнем верхнем положении на участке разгона и расфиксации после отделения стартовой двигательной установки.
Наверх