Дозатор топлива для газотурбинной установки

Изобретение относится к области управления газотурбинными двигателями, а именно к устройствам управления подачей газообразного топлива в камеру сгорания наземной газотурбинной установки. Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является повышение надежности и точности дозирования топлива. Решается задача с помощью дозатора топлива, содержащего корпус, дозирующий элемент со штоком и электродвигатель, соединенный с этим штоком. Дозатор топлива содержит также датчик положения дозирующего элемента и блок управления электродвигателем, соединенный с датчиком положения и с системой управления газотурбинной установкой. Причем в качестве электродвигателя используется гибридный шаговый двигатель, конструктивно объединенный с блоком управления, а в качестве датчика положения используется оптический энкодер, соединенный с валом гибридного шагового двигателя. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к области управления газотурбинными двигателями, а именно к устройствам управления подачей газообразного топлива в камеру сгорания наземной газотурбинной установки.

Известными примерами устройств топливопитания для газотурбинных установок являются дозаторы топлива, содержащие корпус с фланцами, в котором установлен дозирующий элемент, соединенный с электродвигателем, датчик обратный связи и блок управления (электронный регулятор). [Патент РФ №2515545, опубликовано 20.04.2014], [патент РФ №2102618, опубликовано 20.01.1998]. Наибольшая точность подачи топлива в таких дозаторах обеспечивается за счет применения в качестве электродвигателей шаговых моторов. В этом случае управление дозирующим элементом осуществляется простой подачей импульсов питания в обмотки шагового мотора. При этом необходимо лишь выдерживать определенную последовательность подачи управляющих импульсов. Недостатками дозаторов топлива с шаговыми моторами являются низкое быстродействие, высокий уровень вибрации, низкий коэффициент полезного действия и высокая температура корпуса из-за непрерывного потребления тока от источника питания.

Известен также дозатор газа типа 816.042, разработанный ПАО «Волчанский агрегатный завод» [Руководство по технической эксплуатации 816.042 РЭ-Р, опубликовано в 2015 г.]. Принципиальным отличием такого дозатора от описанных выше вариантов является использование вентильного двигателя (электродвигателя на постоянных магнитах). Благодаря этому повысилось быстродействие дозатора топлива. Недостатком перечисленных выше дозаторов топлива является то, что у них блок управления размещается отдельно от электродвигателя, на значительном удалении. Это отрицательно влияет на надежность и помехоустойчивость систем топливопитания газотурбинных установок.

Наиболее близким аналогом, выбранным за прототип, является система дозирования газа GS16 фирмы WOODWARD (США) [Руководство RU26228 P, опубликовано в 2002 г.]. Дозатор газа GS16 содержит корпус с фланцами, в который установлен сферический дозирующий элемент, положение которого регулируется электроприводом с датчиком положения, установленным на дозирующем элементе. В свою очередь, электропривод управляется электронным блоком (контроллером), размещенным в дозаторе газа GS16. В качестве датчика положения дозирующего элемента в дозаторе газа используется резольвер (датчик трансформаторного типа), а электродвигатель электропривода представляет собой синхронный электродвигатель на редкоземельных постоянных магнитах. Такой дозатор газа имеет высокое быстродействие и постоянный момент вращения выходного вала при изменении частоты вращения электродвигателя в широких пределах. К недостаткам прототипа следует отнести невысокий уровень надежности, обусловленный значительной потребляемой мощностью и высокой чувствительностью к загрязнению дозируемого топлива. Кроме того, использование в прототипе резольвера в качестве датчика положения не на всех режимах работы газотурбинной установки обеспечивает требуемую точность дозирования топлива.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является повышение надежности и точности дозатора топлива.

Поставленная задача решается с помощью дозатора топлива, содержащего корпус, дозирующий элемент со штоком, электродвигатель, соединенный с этим штоком, датчик положения дозирующего элемента и блок управления электродвигателем, соединенный с датчиком положения и с системой управления газотурбинной установкой.

Новым в заявляемом изобретении является то, что в качестве электродвигателя используется гибридный шаговый двигатель, конструктивно объединенный с блоком управления, а также то, что в качестве датчика положения дозирующего элемента используется оптический энкодер, соединенный с валом гибридного шагового двигателя.

Достигаемый технический результат - повышение надежности и точности дозатора топлива обеспечивается за счет более высоких технических характеристик его составных частей - гибридного шагового двигателя и оптического энкодера. Применение гибридного шагового двигателя является наиболее эффективным и надежным в таких конструкциях дозаторов топлива, в которых угол поворота вала электродвигателя ограничен четвертью оборота. В этом случае для управления гибридным шаговым двигателем требуется меньше мощности, по сравнению с другими типами электродвигателей и он меньше греется. Использование оптического энкодера вместо резольвера в качестве датчика положения дозирующего элемента позволяет в несколько раз (зависит от разрешающей способности энкодера) повысить точность позиционирования дозирующего элемента и, соответственно, повысить точность дозирования топлива.

В соответствии с п. 2 формулы изобретения гибридный шаговый двигатель с блоком управления размещаются в дозаторе топлива горизонтально относительно поверхности рамы газотурбинной установки, на которой закреплен дозатор топлива. Это позволяет уменьшить негативное влияние на дозатор топлива газотурбинной установки как источника тепла и механических воздействий.

В соответствии с п. 3 формулы изобретения для повышения надежности дозатора топлива его дозирующий элемент выполнен в виде керамического шара со сквозным профилированным отверстием, которое обеспечивает требуемую расходную характеристику, при этом шар находится во втулке, также выполненной из керамики и размещенной внутри корпуса.

На фиг. 1 представлен дозатор топлива, а на фиг. 2 представлен один из вариантов конструкции регулирующего клапана.

Дозатор топлива 1 содержит регулирующий клапан 2, гибридный шаговый двигатель 3, муфту 4, оптический энкодер 5, блок управления 6 и основание 7. Своим основанием 7 дозатор топлива 1 крепится на раму 8, на которой также расположена газотурбинная установка 9. С помощью электрических линий связи (по цифровому интерфейсу) блок управления 6 соединен с системой управления 10, которая взаимодействует также с датчиками и исполнительными механизмами, установленными на газотурбинной установке 9. С помощью муфты 4 шток 11 регулирующего клапана 2 соединен с валом гибридного шагового двигателя 3. В корпусе 12 регулирующего клапана 2 находится дозирующий элемент 13, выполненный в виде стального сегментного V-образного шара и жестко соединенный со штоком 11. Оптический энкодер 5, являющийся датчиком положения дозирующего элемента 13, механически связан с валом гибридного шагового двигателя 3, а с помощью электрических линий связи соединен с блоком управления 6. При помощи двух фланцев 14 регулирующий клапан 2 присоединяется к трубопроводу, по которому топливный газ поступает в камеру сгорания газотурбинной установки 9. Гибридный шаговый двигатель 3 (как и синхронные двигатели с постоянными магнитами) содержит редкоземельные магниты. Однако, благодаря своей конструкции, ему требуется гораздо меньший ток для обеспечения такого же момента удержания, как у синхронного двигателя, или как у обычного (без редкоземельных магнитов) шагового мотора. Поэтому гибридный шаговый двигатель меньше греется, что благоприятно сказывается как на его собственной надежности, так и на надежности блока управления. Представленная на фиг. 2 конструкция регулирующего клапана 2 является, как и дозатор топлива 1 в целом, пригодным для ремонта, что повышает его эксплуатационную надежность. В качестве регулирующего клапана 2 в составе дозатора топлива 1 могут использоваться не только сегментные клапаны, но и клапаны других конструкций, предназначенные для работы с электрическим или пневматическим приводом. Для повышения надежности регулирующий клапан 2 может быть выполнен с использованием керамики. Применение керамического материала обеспечивает повышение ресурса дозатора топлива, делает его нечувствительным к загрязнению и способствует снижению нагрузки на вал гибридного шагового двигателя. Присоединение регулирующего клапана 2 к трубопроводу может осуществляться не только с помощью фланцев, но и сваркой, или с помощью резьбового соединения. Вместо муфты 4 для соединения регулирующего клапана 2 с гибридным шаговым двигателем 3 может использоваться резьбовое соединение, или соединение с помощью шпонки. На фиг. 1 видно, что все элементы дозатора топлива 1 размещены на основании 7 горизонтально и соединены последовательно. За счет этого обеспечивается значительное удаление наиболее чувствительного к теплу элемента - блока управления 6, от источника тепла и вибрации - газотурбинной установки 9, что облегчает режим его работы и повышает надежность. Наибольшее удаление блока управления 6 от газотурбинной установки 9 будет обеспечиваться, если шток дозирующего элемента 11 дозатора топлива 1 будет располагаться перпендикулярно по отношению к горизонтальной оси газотурбинной установки.

Работа дозатора топлива осуществляется следующим образом. В зависимости от текущего значения регулируемых параметров газотурбинной установки, измеряемых с помощью соответствующих датчиков, система управления 10 формирует сигнал, поступающий по цифровому интерфейсу в блок управления 6 и соответствующий заданному положению дозирующего элемента 13. В блоке управления 6 по результатам сравнения сигналов заданного и текущего положения дозирующего элемента, измеряемого с помощью оптического энкодера 5, формируются, в соответствии с алгоритмами векторного управления, управляющие сигналы для гибридного шагового двигателя 3. Векторное управление подразумевает возможность одновременного управления моментом на валу гибридного шагового двигателя, скоростью вращения вала и положением вала. Благодаря этому повышается плавность вращения вала и снижается уровень вибрации, за счет чего уменьшается износ подшипников и повышается надежность гибридного шагового двигателя. Использование контура управления моментом (токами в обмотках) гибридного шагового двигателя, дает возможность повысить его коэффициент полезного действия за счет того, что задаваемые токи в обмотках не постоянны, а строго соответствуют нагрузке на валу, что также положительно влияет на тепловой режим и надежность гибридного шагового двигателя. Под воздействием сигнала управления гибридный шаговый двигатель 3 устанавливает дозирующий элемент 13 в положение, необходимое для поддержания заданного значения параметра газотурбинной установки 9, которое определяется системой управления 10. В предлагаемом варианте дозатора топлива рабочий диапазон дозирующего элемента 13 ограничен углом в девяносто градусов, поэтому время его перемещения из одного крайнего положения в другое, даже при скорости вращения вала 200 об/мин, не будет превышать 100 миллисекунд. При этом снижение крутящего момента гибридного шагового двигателя в процессе движения составит не более, чем 10% от номинального значения крутящего момента, который обычно находится в пределах от 10 до 30 Н*м. Учитывая это обстоятельство, а также благодаря алгоритмам векторного управления и высокой разрешающей способности оптического энкодера, достигается высокая динамическая и статическая точность дозирования топлива, что особенно важно на режимах запуска и разгона газотурбинной установки.

В качестве гибридного шагового двигателя с встроенным оптическим энкодером и с интегрированным блоком управления может использоваться серийно выпускаемый шаговый сервопривод типа СПШ20-34100. В блок управления этого шагового сервопривода уже встроены (записаны в виде программ в память микроконтроллера) алгоритмы векторного управления. Поэтому, для работы СПШ20-34100 в составе дозатора топлива, ему необходимо лишь выполнить соответствующие настройки по технологическому каналу информационного обмена. В качестве регулирующего клапана может использоваться клапан регулирующий сегментный типа BALH26, или его аналоги. Одним из возможных вариантов реализации дозирующего элемента в регулирующем клапане является использование вместо стального сегментного V-образного шара более надежного керамического шара с профилированным отверстием. Примером регулирующего клапана с керамическим дозирующим элементом является кран шаровой запорно-регулирующий с керамической проточной частью типа КШ.50.25.КР, а также его аналоги зарубежных фирм.

Источники информации

1. Патент РФ №2102618.

2. Патент РФ №2515545.

3. Дозаторы газа типа 816.042. Руководство по технической эксплуатации 816.042 РЭ-Р.

4. Система дозирования газа GS16. Руководство RU26228 P.

1. Дозатор топлива для газотурбинной установки, содержащий корпус, дозирующий элемент со штоком, электродвигатель, соединенный с этим штоком, датчик положения дозирующего элемента, а также блок управления электродвигателем, соединенный с датчиком положения и с системой управления газотурбинной установкой, отличающийся тем, что в качестве электродвигателя используется гибридный шаговый двигатель, конструктивно объединенный с блоком управления, а в качестве датчика положения используется оптический энкодер, соединенный с валом гибридного шагового двигателя.

2. Дозатор топлива по п. 1, отличающийся тем, что в нем гибридный шаговый двигатель с блоком управления размещены горизонтально относительно поверхности рамы газотурбинной установки, на которой закреплен дозатор топлива, а блок управления максимально удален от греющей поверхности газотурбинной установки.

3. Дозатор топлива по п. 1, отличающийся тем, что дозирующий элемент выполнен в виде керамического шара со сквозным профилированным отверстием, который установлен в керамическую втулку, размещенную внутри корпуса.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сжигающему устройству газотурбинной установки. Сжигающее устройство газотурбинной установки содержит пилотную горелку, пилотный клапан регулирования подачи топлива, который регулирует расход топлива, подаваемого в пилотную горелку, основную горелку для горения предварительно приготовленной смеси, расположенную на внешней периферийной стороне пилотной горелки, множество основных клапанов регулирования подачи топлива, которые регулируют расходы топлива, индивидуальным образом подаваемого во множество секторов горелки, на которые разделена основная горелка в окружном направлении, и контроллер, выполненный с возможностью управления пилотным клапаном регулирования подачи топлива и множеством основных клапанов регулирования подачи топлива, при этом контроллер выполнен с возможностью управления множеством основных клапанов регулирования подачи топлива таким образом, что, когда топливо подлежит подаче во все из множества секторов горелки, возникает различие в расходе топлива между по меньшей мере одним сектором горелки и другими секторами горелки среди множества секторов горелки.

Описан контроллер (50) для газовой турбины, выполненной с возможностью подачи нагрузки L. Газовая турбина содержит средство подачи топлива, выполненное с возможностью подачи топлива с расходом топлива FF в камеру сгорания.

Система регулирования газотурбинного двигателя относится к двигателестроению, преимущественно к системам подачи криогенного топлива в газотурбинный двигатель для наземного базирования и транспортных средств. Задачи изобретения: расширение диапазона и надежности системы регулирования режимов работы газотурбинного двигателя с замкнутой системой подачи криогенного топлива путем изменения суммарного подогрева газообразного криогенного топлива, подаваемого в газовую турбину турбонасосного агрегата.

Описан контроллер (50) для газовой турбины. Газовая турбина выполнена с возможностью подавать нагрузку L.

Группа изобретений относится к области авиационного двигателестроения и может быть использована в электронно-гидромеханических системах автоматического управления (САУ) многорежимными газотурбинными двигателями (ГТД) и регулирования подачей топлива на всех режимах работы ГТД. Техническим результатом настоящей группы изобретений является снижение подогрева топлива в топливном тракте и снижение отборов мощности от ротора ГТД путем поддержания минимального необходимого давления топлива за насосом с регулируемой производительностью.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для диагностирования технического состояния насоса топливорегулирующей системы газотурбинного двигателя (ГТД). Способ диагностирования насоса топливорегулирования ГТД заключается в том, что на выбранной частоте вращения привода насоса по показаниям датчика расхода (4), установленного в линии выхода насоса и показаниям датчика перепада давлений (2) на насосе определяют эталонное значение производительности насоса при действующем перепаде давлений на насосе.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах автоматического управления авиационными ГТД для регулирования расхода топлива в КС. Техническим результатом настоящего изобретения является повышение надежности системы дозирования топлива, повышение полноты сгорания топлива и снижение вредных выбросов.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к системе топливопитания основной камеры сгорания газотурбинного двигателя и топливному коллектору для распыливания жидкого топлива. Задачей изобретения является сохранение длительного горения на одной или нескольких дежурных форсунках при отсечках подачи топлива в коллектор для последующего восстановления горения без использования системы воспламенения.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к системе топливопитания основной камеры сгорания газотурбинного двигателя и топливному коллектору для распыливания жидкого топлива. Задачей изобретения является сохранение длительного горения на одной или нескольких дежурных форсунках при отсечках подачи топлива в коллектор для последующего восстановления горения без использования системы воспламенения.

Двухканальная система топливопитания и регулирования газотурбинного двигателя (ГТД) относится к области авиационного двигателестроения и предназначена для автоматического управления ГТД на всех режимах работы двигателя. Система содержит золотник-селектор переключения с основного канала управления на резервный, дозатор топлива, клапан ограничения оборотов с датчиком частоты вращения.

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к авиационным вспомогательным газотурбинным двигателям, в частности к способу управления запуском вспомогательного газотурбинного двигателя на больших высотах полета. Техническим результатом, достигаемым при использовании настоящего изобретения, является обеспечение надежного запуска вспомогательного газотурбинного двигателя на высотах до 11000 метров без коррекции законов управления в зависимости от внешних условий. Способ управления запуском вспомогательного газотурбинного двигателя на больших высотах полета по зависимости где - заданное значение ускорения ротора турбокомпрессора, a n - фактическое значение частоты вращения ротора турбокомпрессора, с использованием алгоритма диагностирования горячего зависания двигателя, основанного на отслеживании поведения контролируемых системой автоматического управления параметров двигателя. При этом алгоритм диагностирования горячего зависания двигателя состоит из условий , где tт - температура газов за турбиной, nтк - частота вращения ротора турбокомпрессора, Gт - расход топлива, Gт.max – максимальный расход топлива, A1, A2, A3 - константы, определённые для выбранного двигателя, при этом в программе регулятора системы автоматического управления используется алгоритм парирования горячего зависания двигателя, при выполнении которого на первом этапе корректируется значение максимального расхода топлива в камеру сгорания Gт.max, затем производится перемещение дозирующей иглы в положение, соответствующее Gт=Gт.max, с максимальным темпом, далее с заданным темпом производится уменьшение расхода топлива в камеру сгорания вспомогательного газотурбинного двигателя до момента снятия в программе электронного регулятора системы автоматического управления признака горячего зависания двигателя. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх