Способ определения концентрации внимания и/или переключения внимания испытуемого

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для определения концентрации внимания и переключения внимания испытуемого. Используют стимульный материал в виде карт и содержащий по меньшей мере две группы стимульного материала. Причем первая группа содержит первый стимульный материал в виде карт, имеющих первое колористическое решение. Вторая группа содержит по меньшей мере часть первого стимульного материала в виде карт, имеющих второе колористическое решение. Осуществляют выбор карт из первой и второй группы стимульного материала. Проводят демонстрацию выбранных карт. Фиксируют по меньшей мере один ответ испытуемого. Проверяют правильность по меньшей мере одного ответа испытуемого. Фиксируют время от начала демонстрации выбранных карт до последнего ответа испытуемого. Определяют максимальное количество правильных ответов, количество неверных ответов. Определение концентрации внимания и переключения внимания испытуемого осуществляют на основе отношения времени от начала демонстрации выбранных карт до последнего ответа испытуемого к разнице между максимально возможным количеством правильных ответов и количеством неверных ответов. Способ позволяет измерять уровень концентрации и переключения внимания, сократить время измерения при высокой надежности и валидности за счет обеспечения расширения количества вариантов заданий для одного и того же стимульного материала, предоставления оригинального стимульного материала в виде карт, возможности колористического изменения стимульного материала при многократном выполнении способа. 6 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Область техники, к которой относится изобретение

Настоящее изобретение относится к психологии и психофизиологии труда, психологии спорта и предназначено для оперативного измерения уровня концентрации, переключения внимания и помехоустойчивости работников опасных видов деятельности и спортсменов. Оперативное измерение уровня концентрации и переключения внимания позволяет снизить риски возникновения аварий у работников опасных профессий, а также травматизма и соревновательных неудач у профессиональных спортсменов.

Уровень техники

В настоящее время разработано значительное количество способов и приемов измерения различных показателей внимания, которые при высокой надежности и валидности не отличаются достаточной оперативностью.

Внимание (англ. attention), согласно Большому психологическому словарю под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко (ACT; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб; 2008), - процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач. Теоретически и операционально внимание (настройка) характеризуется уровнем (интенсивностью, концентрацией), объемом (широтой, распределением), селективностью, скоростью переключения (перемещения), длительностью и устойчивостью. Для исследования Внимания разработано большое множество методик: тахистоскопическая методика для определения объема внимания (Д. Кеттел, В. Вундт); разнообразные варианты корректурного теста для определения концентрации и устойчивости внимания (1-й вариант предложил в 1895 г. фр. психолог Б. Бурдон); метод таблиц Шульте для определения скорости переключения внимания; метод дихотического прослушивания (К. Черри); методы селективного чтения и селективного наблюдения (У. Найссер и Р. Беклин); тест Струппа и т.д. Распределение внимания изучается в экспериментах, в которых к выполнению одной задачи добавляют выполнение другой задачи. Об успешном распределении говорят в том случае, если дополнительная задача не ухудшает выполнение первой (основной). Показано, в частности, что ухудшение двигательной активности рук и ног наступает при одновременном произнесении бессвязного набора слов и не наступает - при многократном произнесении фразы «Быть или не быть?». Вполне понятный интерес к распределению внимания проявили инженерные психологи, которые к тому же существенно обогатили фактографию внимания многочисленными работами по бдительности (vigilance) и помехоустойчивости операторов.

Маклаков А.Г. в учебнике «Общая психология» (СПб.: Питер, 2001) указывает, что к основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания.

Устойчивость заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте. Это свойство внимания может определяться периферическими и центральными факторами. Экспериментальные исследования показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний, по Н.Н. Ланге, равны обычно двум-трем секундам, доходя максимум до 12 секунд. Если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то оно будет то слышно, то не слышно. Иной характер носят колебания внимания при наблюдении более сложных фигур, - в них попеременно то одна, то другая часть будет выступать как фигура. Такой эффект, например, дает изображение усеченной пирамиды: если присматриваться к ней в течение некоторого времени, то она будет поочередно казаться то выпуклой, то вогнутой. Исследование устойчивости внимания имеет целью установить, насколько прочно и устойчиво внимание сохраняется в течение длительного времени, отмечаются ли при этом колебания его устойчивости и когда возникают явления утомления, при которых внимание субъекта начинает отвлекаться побочными раздражителями. Для измерения устойчивости внимания обычно используются таблицы Бурдона, состоящие из беспорядочного чередования отдельных букв, причем каждая буква повторяется в каждой строке одно и то же количество раз.

Под концентрацией внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности внимания. А.А. Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре. В частности, он считал, что концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Под распределением внимания понимают способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Хрестоматийным примером служат феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь важных дипломатических документов. Но, как показывает жизненная практика, человек способен выполнять только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких возникает вследствие быстрого последовательного переключения с одного вида деятельности на другой. Еще В. Вундт доказал, что человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно. Исследование распределения внимания имеет большое практическое значение. Для этой цели используются так называемые таблицы Шульте (красно-черные таблицы). На этих таблицах изображены два ряда беспорядочно разбросанных красных и черных цифр. Испытуемый должен называть по порядку ряды цифр, чередуя каждый раз красную и черную цифру. Иногда эксперимент усложняют: красные цифры надо назвать в прямом порядке, а черные - в обратном.

Переключение внимания означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания неодинакова у разных людей и зависит от целого ряда условий (прежде всего от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъекта к каждой из них). Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться. При этом следует отметить, что переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

Следующее свойство внимания - его объем. Под объемом внимания понимается количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Важной и определяющей особенностью объема внимания является то, что он практически не меняется при обучении и тренировке. Исследование объема внимания обычно производится путем анализа числа одновременно предъявляемых элементов (чисел, букв и т.п.), которые могут быть с ясностью восприняты субъектом. Для этих целей используется тахистоскоп - прибор, позволяющий предъявить определенное число раздражителей так быстро, чтобы испытуемый не мог перевести глаза с одного объекта на другой. Это позволяет измерить число объектов, доступных для одновременного опознания. Обычно тахистоскон состоит из окошечка, отделенного от рассматриваемого объекта падающим экраном, прорезь которого может произвольно изменяться так, что рассматриваемый объект появляется в ней на очень короткий промежуток времени (от 10 до 50-100 мс). Показателем объема внимания является количество ясно воспринимаемых предметов. Объем внимания - величина индивидуально изменяющаяся, но обычно его показатель у людей равен пяти плюс-минус 2.

Отвлекаемость внимания - это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей. Наиболее отвлекают предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. В ответ на эти раздражители у человека появляется трудноугасаемый ориентировочный рефлекс.

Специалистами в данной области техники предложены различные способы измерения различных характеристик внимания. Далее приведены наиболее известные, авторитетные и наиболее близкие к настоящему изобретению.

Известен способ «Корректурная проба» (Б. Бурдона) - способ, предназначенный для оценки устойчивости и концентрации внимания (Практикум по психологии / Под. ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во МГУ, 1972. - 95 с; Альманах психологических тестов. М., 1995, С. 107-111). Тест проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Испытуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные, указанные в инструкции буквы (цифры, знаки). Каждые 60 секунд по команде испытуемый должен отметить вертикальной чертой, сколько букв он уже просмотрел. Проводится пять проб без перерывов. Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных не зачеркнутых знаков и по количеству просмотренных знаков в каждой из пяти проб. Известна также модифицированная компьютерная версия способа - «Устройство для исследования внимания» (Авторское свидетельство СССР №1342477, кл. А 61В 5/16,1985).

Известен способ «Таблицы Э. Шульте» - способ, предназначенный для определения устойчивости внимания и динамики работоспособности, состоит из пяти идентичных проб (с разными таблицами), которые в виде чисел (от 1 до 25) предлагаются в произвольном порядке. Испытуемый поочередно отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Испытуемому предлагается показать и назвать все числа по порядку от 1 до 25, сделать это как можно быстрее и без ошибок. Основным показателем пробы является время выполнения задания и количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения всех заданий строится «кривая истощаемости (утомляемости)», отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике (Альманах психологических тестов. М., 1995, С. 112-116).

Известен способ Ф.Д. Горбова «Красно-черная таблица» - способ, предназначенный для оценки переключения и распределения внимания (Альманах психологических тестов. М., 1995, С. 117-118). Исследование проводится с помощью специальных бланков, на которых 25 красных и 24 черных числа. Испытуемый должен вначале отыскать черные числа в порядке возрастания, затем красные числа в убывающем порядке. Третье задание заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем и красных чисел в убывающем порядке. Первые два задания выполняются с использованием одного бланка, третье задание - на другом бланке. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания. Известна также модифицированная компьютерная версия способа - «Устройство для психологических исследований» (SU 1662497 А1,1991.07.15).

Известен способ «Кольца Ландольта» - способ, предназначенный для оценки общей работоспособности человека и ее составляющих: продуктивности, скорости, точности (безошибочности), выносливости и надежности (Практикум по психологии. Под. ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во МГУ, 1972. - 95 с.). Тест проводится с помощью специальных бланков с рядами колец с разрывами. Испытуемый просматривает кольца на бланке ряд за рядом и вычеркивает кольца с определенным разрывом. Каждые 2 минуты по команде испытуемый должен отметить вертикальной чертой, сколько колец он уже просмотрел. Проводится пять проб без перерывов. Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных не зачеркнутых колец и по количеству просмотренных колец в каждой из пяти проб. Есть также модифицированные компьютерные версии способа (например, SU 1346132 А1, 1987.10.23. RU 2686247 С1, 2019.04.24).

Недостатком вышеописанных способов и их компьютерных версий является необходимость в большом количестве времени, необходимом для измерения параметров внимания и обработки результатов, - от 5 минут и более.

Способ Мюнстерберга - способ, предназначенный для оценки избирательности и концентрации внимания (Психологический практикум «Внимание»: Учеб. метод. пос., Сост.: Л.И. Дементий, Н.В. Лейфрид, под общ. ред. Л.И. Дементий. - Омск: ОмГУ, 2003. -64 с.). На специальном бланке среди буквенного теста есть слова, которые необходимо выделить. Оцениваются количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова). Недостатком способа является незащищенность теста от влияния знания языка.

Известен способ оценки уровня внимания (RU 2033081 С1, 20.04.1995), в котором обследуемому предъявляются информационные поля с двузначными числами (таблицы), а он должен отыскивать заданное число, которое указывается перед предъявлением каждого информационного поля. Информационные поля предъявляют в случайном порядке с соотношением площадей 1:4. Испытуемый отвечает «да» или «нет» нажатием кнопок в зависимости от нахождения им заданного числа. Измеряют время поиска, соответствующее каждому типу информационного поля, и определяют среднее значение времени поиска информационного поля каждого типа. Распределение внимания оценивают по разности времени поиска в информационных полях одинаковой площади при различном количестве опознаваемых объектов. Недостатком способа является то, что выбор заданного стимула среди подобных не является устойчивым показателем распределения внимания.

Так же существуют комплексные аппаратные способы, включающие оценку внимания: УПДК-МК Авто Профессиональный АО «Нейроком» (www.neurocom.ru), АППДК Мультипсихометр (www.multipsychometr.ru), УПФТ-1/30 «Психофизиолог» (http://medicom-mtd.com/), АПК предсменного психофизиологического контроля «Контроль - Допуск» (www.lpfo.pro/products/3-3-apparatno-prograrnmnye-kompleksy.html, АПК "Meleti" (https://www.autopolis.ru/catalog/apk_testirovanija_i_razvitija_psihofizicheskih _kachestv_voditela_393/apk_meleti_professionalnaja_versija_2987.html), Комплекс «РОФЭС» (Дятлов, М. Н. Приборы психофизиологического обследования водителей. М. Н. Дятлов. Молодой ученый. - 2013. - №4 (51). - С. 59-61. - URL: https://moluch.ru/archive/51/6579/).

Несмотря на наличие надежных и валидных способов измерения отдельных показателей внимания и их компьютеризированных версий, до настоящего времени не разработано кратковременного (оперативного) и надежного способа (до 2-х минут) измерения уровня концентрации, переключения внимания и помехоустойчивости, позволяющего проводить его оперативно в целях предсменного или предсоревновательного контроля, либо во время смены или в перерыве между этапами соревнования.

Раскрытие сущности изобретения Настоящее изобретение описывает способ определения концентрации внимания и/или переключения внимания испытуемого, включающий в себя: сообщение сообщения, связанного со стимульным материалом, содержащим по меньшей мере две группы стимульного материала, причем первая группа содержит первый стимульный материал в виде карт, имеющих первое колористическое решение, вторая группа содержит по меньшей мере часть первого стимульного материала в виде карт, имеющих второе колористическое решение; выбор карт из первой и второй группы стимульного материала; демонстрацию выбранных карт; фиксацию по меньшей мере одного ответа испытуемого; проверку правильности по меньшей мере одного ответа испытуемого; фиксацию времени, затраченного испытуемым по меньшей мере на один ответ, и/или время от начала демонстрации выбранных карт до последнего ответа испытуемого; определение концентрации внимания и/или переключения внимания испытуемого на основании времени, затраченного испытуемым на по меньшей мере один ответ, и правильности по меньшей мере одного ответа испытуемого.

В некоторых вариантах осуществления изобретения стимульный материал может содержать третью группу, содержащую второй стимульный материал в виде карт, имеющих второе колористическое решение, а выбор карт дополнительно может включать в себя выбор из третьей группы стимульного материала.

Также в некоторых вариантах осуществления стимульный материал может содержать четвертую группу, включающую по меньшей мере первый и/или второй стимульный материал с третьим колористическим решением, а выбор карт дополнительно может включать в себя выбор стимульного материала из четвертой группы.

Еще в одном варианте осуществления выбор карт может включать в себя стимульный материал, не связанный с заданием и выполненный в виде пустых карт.

В дополнительных вариантах осуществления изобретения могут определять максимально возможное количество правильных ответов, количество неверных ответов, время от начала демонстрации выбранных карт до последнего ответа испытуемого, а концентрацию и/или переключение внимания, а также помехоустойчивость (в варианте реализации способа с формированием помех) испытуемого могут определять на основе времени от начала демонстрации выбранных карт до последнего ответа испытуемого обратно пропорционально к разнице между максимально возможным количеством правильных ответов и неверных ответов.

В некоторых вариантах реализации настоящего изобретения во время выполнения задания испытуемым могут формировать помехи по меньшей мере одного из типов: аудиальные, визуальные, тактильные.

Дополнительно в некоторых вариантах осуществления помехи могут формировать на протяжении по меньшей мере части времени демонстрации карт.

В некоторых вариантах осуществления могут дополнительно определять помехоустойчивость на основании времени от начала демонстрации выбранных карт до последнего ответа испытуемого обратно пропорционально к разнице между максимально возможным количеством правильных ответов и неверных ответов при выполнении задания без помех и в условиях помех.

При этом для некоторых вариантов осуществления могут определять помехоустойчивость отдельно для каждого типа помех, формируемых во время выполнения задания. Ряд специалистов (см., например, Маклаков А.Г. «Общая психология», СПб.: Питер, 2001) в данной области техники считают, что распределение внимания является обратной стороной его другого свойства - переключаемости, соответственно в отношении настоящего способа и его назначения можно говорить и переключаемости внимания.

Целью предлагаемого способа измерения уровня концентрации и переключения внимания является сокращение времени измерения (до 2-х минут) при сохранении надежности и валидности данных с использованием авторского стимульного материала и алгоритма его интерпретации.

Технический результат настоящего решения заключается в:

предоставлении оригинального стимульного материала в виде карт, в том числе, с измененной конфигурацией и цветом масти, позволяющего измерять уровень концентрации и переключения внимания при влиянии сложившегося стереотипа восприятия цвета масти игральных карт вне зависимости от культуры и уровня образования испытуемых; таким образом расширяется аудитория испытуемых;

сокращении времени измерения при высокой надежности и валидности способа - до 2-х минут (за счет различных вариантов выполнения способа и их комбинаций), в том числе в условиях помех (аудиальные, визуальные и вибрационные);

использования способа в качестве оперативного предсменного (текущего, предсоревновательного) контроля, а также во время перерывов в соревнованиях или во время смен (контроль в процессе);

возможности применения способа в бланковом виде, на смартфоне (телефоне, планшете или аналогичном электронном устройстве) в виде приложения, на компьютере в виде тестовой программы, устанавливаемой на компьютер или получаемой посредством сети Интернет;

задание испытуемому сообщается индивидуально перед каждым выполнением теста и связано с особенностями предоставляемого стимульного материала (последовательностью выбора и колористики карт);

расширении количества вариантов заданий для одного и того же стимульного материала, например, предусмотрена возможность выполнения способа в четырех вариантах (первый вариант предполагает выполнение задания по выбору карт одной масти разной колористики в восходящий, а затем по выбору карт другой масти разной колористики в нисходящей последовательности; второй вариант предполагает попеременный выбор карт разных мастей и разной колористики в восходящей и нисходящей последовательности; третий вариант предполагает выполнение задания по выбору карт одной масти разной колористики в восходящий, а затем по выбору карт другой масти разной колористики в нисходящей последовательности в условиях помех; четвертый вариант предполагает попеременный выбор карт разных мастей и разной колористики в восходящей и нисходящей последовательности в условиях помех, специалисту должно быть понятно, что приведенные примеры не являются ограничивающими, возможны комбинации описанных вариантов, а также другие, в частности такие, которые описаны в других разделах описания и в уровне техники);

возможности колористического изменения стимульного материала при многократном выполнении способа (красный, черный, синий, зеленый, и так далее в полном цветовом спектре);

фиксации индивидуальных результатов тестирования в процессе выполнения способа, их обработки и предоставление отчета об успешности выполнения теста.

Ближайшим аналогом настоящего решения является измерение уровня концентрации и переключения внимания способ «Красно-черные таблицы».

Краткое описание чертежей

Настоящее решение поясняется следующими фигурами:

Фиг. 1 - блок схема настоящего способа.

Фиг. 2 - пример реализации настоящего способа на электронном устройстве.

Приведенные фигуры не являются ограничивающими для настоящего изобретения и приведены только для лучшего понимания сущности изобретения.

Осуществление изобретение

Настоящее изобретение включает в себя несколько основных этапов способа определения концентрации внимания и/или переключения внимания испытуемого, которые показаны на фиг. 1 в виде блок-схемы. В частности: сообщение сообщения, связанного со стимульным материалом, содержащим по меньшей мере две группы стимульного материала, причем первая группа содержит первый стимульный материал в виде карт, имеющих первое колористическое решение, вторая группа содержит по меньшей мере часть первого стимульного материала в виде карт, имеющих второе колористическое решение; выбор карт из первой и второй группы стимульного материала;

демонстрацию выбранных карт; фиксацию по меньшей мере одного ответа испытуемого; проверку правильности по меньшей мере одного ответа испытуемого; фиксацию времени, затраченного испытуемым по меньшей мере на один ответ, и/или время от начала демонстрации выбранных карт до последнего ответа испытуемого; определение концентрации внимания и/или переключения внимания испытуемого на основании времени, затраченного испытуемым на по меньшей мере один ответ, и правильности по меньшей мере одного ответа испытуемого.

Стимульный материал представляет собой игральные карты различной колористики (в полном цветовом спектре, в частности красный, черный, белый, желтый, синий, зеленый цвета, но возможны и другие цвета, предпочтительно выбирать контрастные по отношению друг к другу цветовые решения, при этом в некоторых вариантах осуществления изобретения может быть предпочтительным выбирать не контрастные по отношению друг к другу цветовые решения), демонстрируемые на бланке или экране технического устройства (смартфона, телефона, компьютера, электронного устройства, имеющего визуальный вывод) в виде таблицы карт, в том числе с измененным цветом карточной масти (например, красные пики, красные червы, черные пики, черные червы, красные бубны, черные бубны, красные кресты, черные кресты и т.д. Возможны и другие цветовые решения в полном цветовом спектре). Таблица представляет собой наборы карт (от 2 до короля, но возможны реализации от туза до короля, от 2 до туза, от 2 до 10, от валета до короля, от валета до туза, применение джокеров) двух мастей (при этом без ограничения общности можно говорить и о большем количестве мастей, например, трех, четырех, а также пяти, шести и т.д. (добавление выдуманных мастей, отсутствующих в обычной игральной колоде), набор карт каждой масти включает несколько колоров, например красный и черный (или черный и белый, но возможны и другие варианты в полном цветом спектре, в некоторых вариантах также возможно использование различной контрастности, насыщенности цвета, яркости, например, использование черных, белых и серых карт). Стимульный материал позволяет измерять уровень концентрации и переключения внимания, а также помехоустойчивости при влиянии сложившегося стереотипа восприятия цвета масти игральных карт вне зависимости от культуры и уровня образования испытуемых. Изменение привычного цвета масти игральных карт требует удерживать концентрацию внимания во время выполнения задания при влиянии устоявшегося представления, провоцирующего шаблонное восприятие информации, не соответствующего реальности (цвета масти игральных карт). При неоднократном выполнении теста методика предусматривает смену масти карт и ее колористики в полном цветовом спектре в целях избегания привыкания к стимулу. Увеличение когнитивной нагрузки на испытуемого, вследствие преодоления стереотипа восприятия цвета масти игральных карт при выполнении способа, позволяет обеспечить оперативность процедуры (возможность ее проведения до 2-х минут) при сохранении валидности и надежности настоящего решения. Стимульный материал для всех вариантов выполнения теста одинаковый, если с испытуемым проводится несколько тестов. При неоднократном выполнении теста способ предусматривает смену масти карт и ее колористики в полном цветовом спектре в целях избегания привыкания к стимулу. В зависимости от целей тестирования, возможна смена масти карт и ее колористики в полном цветовом спектре в рамках одного теста.

В одном из вариантов осуществления настоящего изобретения используются карты одной масти, например, красные пики и черные пики. Испытуемому демонстрируется две карты: десятка красных пик и десятка черных пик, при этом согласно заданию испытуемому для правильного ответа надо выбрать черную десятку пик. В некоторых вариантах осуществления задание может быть связано с выбором красной десятки пик, т.е. карты, которая не соответствует обычному набору игральных карт. Специалистам должно быть понятно, что количество карт, их значение, колористические решения и масти карт могут отличаться от приведенного примера, который является упрощенным и предназначен только для понимания основных принципов настоящего изобретения.

Предлагаемый способ представляет собой по меньшей мере четыре варианта предъявления стимульного материала.

В контексте настоящего описания следует понимать «инструкцию», «задание», «сообщение» как синонимы, которые могут представлять собой звуковой вывод, графический вывод (в виде текста или словесной записи), комбинацию данных выводов. Трактоваться данные понятия должны в самом широком виде: нечто, сообщающее пользователю (испытуемому) о задании. Причем это сообщение может представлять собой инструкцию, либо указание о том, что тест начался, подсказку по выполнению и т.д. В любом случае сообщение будет связано со стимульным материалом.

Индивидуальное задание для первого варианта выполнения способа: например, сначала на экране смартфона (мониторе компьютера или бланке) появляется (демонстрируется) инструкция и две карты ниже: две карты одного наименования разных мастей или несколько карт. Например, семерка червей черного цвета и семерка пик красного цвета. Название мастей карт в инструкции изменяется в соответствии с предъявляемым стимульным материалом. Также могут быть продемонстрированы восьмерка червей красного цвета и восьмерка пик красного цвета. Также задание может сообщаться не только визуальным образом, но и, например, посредством голосового сообщения, а также комбинированным образом (одновременно визуально и аудиально).

Инструкция при выполнении на смартфоне может быть, например, следующей: «Уважаемый пользователь, Вам предлагается пройти тест. Для этого выберите семерку червей из двух нижерасположенных карт». Специалистам должно быть понятно, что задание может быть связано и с другим значением карт, другими цветами, другими мастями.

Инструкция при выполнении на компьютере: «Уважаемый пользователь, Вам предлагается пройти тест. Для этого наведите курсор на семерку червей из двух нижерасположенных карт и нажмите левую кнопку мыши». Специалисту должно быть понятно, что выбор карты на компьютере, телефоне, смартфоне и других устройствах может быть реализован различными образами: прикосновением к экрану, одиночным, двойным, задержкой касания, нажатием определенных клавиш, расположением указателя над определенной картой или областью, произнесением определенных звуков, жестом и т.д. Конкретные варианты зависят от типа устройства, функционала устройства, наличия камеры, клавиатуры, динамиков, микрофона и т.д.

В одном из вариантов реализации настоящего изобретения инструкция при выполнении на бланке может выглядеть следующим образом: «Вам предлагается пройти тест. Для этого укажите на семерку червей из нижерасположенных карт».

Если испытуемый идентифицировал карту неверно, то ему сообщается об ошибке и предлагается заново прочитать инструкцию (или иным образом сообщается задание), продолжить выбор до получения правильного ответа, исключающего стереотип восприятия цвета масти игральных карт.

После правильной идентификации карты испытуемому предъявляется инструкция к тесту.

На фиг. 2 показан вариант осуществления настоящего изобретения на электронном устройстве, например, смартфоне - 1. На экране смартфона (1) сообщается сообщение - 2, которое без ограничения общности также в настоящем описании именуется инструкцией, заданием. Также смартфон (1) имеет область дополнительной информации - 3, в которой могут приводиться данные о режиме работы смартфона (1), данные о приложении и другая информация. В области (4) показываются карты, в частности на фигуре 2 показаны две карты: красная семерка пик и красная семерка черв. На экране смартфона (1) показывается кнопка - 5 или группа кнопок, которые позволяют управлять приложением, например, начинать тестирование, заканчивать, ставить на паузу (при этом карты могут потемнеть, быть скрыты, перевернуться рубашками вверх и т.д.), включать голосовое управление, управление жестами, осуществлять выбор карт или перемещение курсора между картами и т.д. Дополнительно управление приложением и смартфоном (1) может осуществляться посредством кнопок, расположенных в области (6) смартфона. Специалистам должно быть понятно, что приведенный пример расположения элементов является частным случаем, а современные устройства позволяют пользователям настраивать внешний вид, наличие и функционал кнопок в приложениях и электронных устройствах.

Например, при выполнении на смартфоне инструкция (задание) может выглядеть следующим образом: «Уважаемый пользователь, на Вашем экране карты разной масти. Вы должны отыскать карты масти червей в возрастающей последовательности - от 2-ки до Короля. Например: двойка червей, тройка червей, четверка червей и т.д. Выбор активируется одиночным касанием. Если Вы нарушили предлагаемую последовательность выбора, продолжите выбор с учетом совершенной ошибки, не нарушая очередность последовательности (будто Вы выбрали верную карту). Работать необходимо как можно быстрее, вместе с тем безошибочно». Наименование мастей карт меняется в зависимости от предъявляемого стимульного материала. Колористика карт может меняться с каждым последующим предъявлением теста.

Инструкция при выполнении на компьютере: «Уважаемый испытуемый, на Вашем мониторе по 12 карт разной масти (пик и червей). Вы должны отыскать карты масти червей в возрастающей последовательности - от 2-ки до Короля. Например: двойка червей, тройка червей, четверка червей и т.д. Выбор активируется наведением курсора и нажатием левой кнопки мыши. Если Вы нарушили предлагаемую последовательность выбора, продолжите выборы с учетом совершенной ошибки, не нарушая очередность последовательности (будто Вы выбрали верную карту). Работать необходимо как можно быстрее, вместе с тем безошибочно». Наименование мастей карт меняется в зависимости от предъявляемого стимульного материала. Колористика карт может меняться с каждым последующим предъявлением теста.

Пример инструкции при выполнении на бланке: «На Вашем бланке по 10 карт разной масти (пик и червей). Вы должны отыскать карты масти червей в возрастающей последовательности. Например: двойка червей, тройка червей, четверка червей и т.д.. Если Вы нарушили предлагаемую последовательность выбора, неверно указав карту, продолжите выборы с учетом совершенной ошибки, не нарушая очередность последовательности (будто Вы выбрали верную карту). Работать необходимо как можно быстрее, вместе с тем безошибочно». Наименование мастей карт меняется в зависимости от предъявляемого стимульного материала. Колористика карт может меняться с каждым последующим предъявлением теста.

После завершения данного этапа испытуемому предъявляется следующая инструкция.

При выполнении на смартфоне: «Сейчас Вы должны отыскать карты масти пик в убывающей последовательности - от Короля до 2-ки. Например: Король пик, Дама пик, Валет пик и т.д. Выбор активируется одиночным касанием. Если Вы нарушили предлагаемую последовательность выбора, продолжите выборы с учетом совершенной ошибки, не нарушая очередность последовательности (будто Вы выбрали верную карту). Работать необходимо как можно быстрее, вместе с тем безошибочно». Наименование мастей карт меняется в зависимости от предъявляемого стимульного материала. Колористика карт может меняться с каждым последующим предъявлением теста.

Пример инструкции при выполнении на компьютере: «Сейчас Вы должны отыскать карты масти пик в убывающей последовательности - от Короля до 2-ки. Например: Король пик, Дама пик, Валет пик. Выбор активируется наведением курсора и нажатием левой кнопки мыши. Если Вы нарушили предлагаемую последовательность выбора, продолжите выборы с учетом совершенной ошибки, не нарушая очередность последовательности (будто Вы выбрали верную карту). Работать необходимо как можно быстрее, вместе с тем безошибочно». Наименование мастей карт меняется в зависимости от предъявляемого стимульного материала. Колористика карт может меняться с каждым последующим предъявлением теста.

Инструкция при выполнении на бланке может иметь, например, следующий вид: «Сейчас Вы должны отыскать карты масти пик в убывающей последовательности - от Туза до 2-ки. Например: Туз пик, Король пик, Дама пик, Валет пик. Если Вы нарушили предлагаемую последовательность выбора, неверно указав карту, продолжите выборы с учетом совершенной ошибки, не нарушая очередность последовательности (будто Вы выбрали верную карту). Работать необходимо как можно быстрее, вместе с тем безошибочно». Наименование мастей карт меняется в зависимости от предъявляемого стимульного материала. Колористика карт может меняться с каждым последующим предъявлением теста.

Специалистам должно быть понятно, что количество карт стимульного материала, а также количество карт, демонстрируемых испытуемому (выбранных карт) может отличаться. Соответственно, авторами изобретения рассматривались варианты со следующими количествами карт: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25. Понятно, что количество карт может быть и большим. В предпочтительном варианте осуществления карты располагаются в виде прямоугольников, например, 6 на 4 или 4 на 6, 5 на 3, 2 на 1, 1 на 2 и т.д. Также предусмотрены варианты осуществления, когда демонстрируются пустые карты с нейтральным фоном («карты-пустышки»), т.е. предназначенные для заполнения прямоугольника при нехватке карт из первой, второй и третьей группы (например, согласно заданию (инструкции) может быть использовано 10 карт, при этом карты располагаются в прямоугольнике 3 на 4, соответственно в прямоугольник (выбранные карты) включаются дополнительные 2 карты-пустышки). Пустые карты не связаны с заданием (инструкцией, сообщением, демонстрируемым испытуемому), соответственно, выбор данных карт в некоторых вариантах может засчитываться как ошибочный либо выбор может быть в принципе невозможен. Возможно расположение карт не в виде таблицы, а в хаотичном порядке (без таблицы, перекрывая частично друг друга, расположение карт по кругу, эллипсу, другой кривой, на равном расстоянии друг от друга либо, наоборот, неравном расстоянии, повернутые друг относительно друга на одинаковые или различные углы, например, «двойка» расположена с наклоном карты в правую сторону, а «тройка» с наклоном в левую сторону).

Индивидуальное задание для второго варианта выполнения способа осуществляется следующим образом.

Сначала на экране смартфона (мониторе компьютера или бланке) появляется инструкция и две карты ниже: две карты одного наименования разных мастей. Например: семерка червей черного цвета и семерка пик красного цвета. Название мастей карт в инструкции изменяется в соответствии с предъявляемым стимульным материалом. Специалисту должно быть понятно, что карт может быть большее количество, масти и цвета могут отличаться. Кроме того, задание может быть показано визуально, а также быть озвучено или может быть комбинация визуального воспроизведения и аудиального (также следует понимать, что аудиальное задание и визуальное задание могут различаться, разумеется, сохраняя общий смысл задания (например, для экономии места на экране или сокращения времени аудио сообщения).

Инструкция при выполнении на смартфоне: «Вам предлагается пройти тест. Для этого выберите одиночным касанием семерку червей из двух ниже расположенных карт». При повторном выполнении задания может отличаться цвет, масть, значение карты, способ выбора карты, например, при первом выполнении выбор осуществляется одиночным касанием, а при повторном выполнении - голосовой командой, например: «Левая карта» или «Нижняя карта». Представление карт может быть в некоторых вариантов горизонтальным, вертикальным или другим.

Инструкция при выполнении на компьютере: «Уважаемый пользователь, Вам предлагается пройти тест. Для этого наведите курсор на семерку червей из двух ниже расположенных карт и нажмите левую кнопку мыши».

Инструкция при выполнении на бланке может быть, например, следующей: «Вам предлагается пройти тест. Для этого укажите на семерку червей из двух ниже расположенных карт».

Если испытуемый идентифицировал карту неверно, то ему в некоторых вариантах осуществления сообщается об ошибке и предлагается прочитать инструкцию повторно, повторно выводится на экран задание, озвучивается задание или комбинация вышеперечисленных действий, а далее продолжить выбор до получения правильного ответа, исключающего стереотип восприятия цвета масти игральных карт.

После правильной идентификации карты испытуемому предъявляется инструкция к тесту.

Пример инструкции при выполнении на смартфоне: «На Вашем экране по 12 карт разной масти (пик и червей). Вы должны попеременно отыскать карты червей в возрастающей последовательности (от 2-ки до Короля), а карты пик в убывающей последовательности (от Короля до 2-ки). Например: двойка червей, Король пик, тройка червей, Дама пик. Выбор активируется двойным касанием. Если Вы нарушили предлагаемую последовательность выбора, продолжите выборы с учетом совершенной ошибки, не нарушая очередность последовательности (будто Вы выбрали верную карту). Работать необходимо как можно быстрее, вместе с тем безошибочно». Наименование мастей карт меняется в зависимости от предъявляемого стимульного материала. Колористика карт может меняться с каждым последующим предъявлением теста. Также может быть изменено количество предъявляемых карт, например, при первом тесте карт может быть больше или меньше, чем при повторном прохождении теста.

Специалистам должно быть понятно, что количество карт стимульного материала, а также количество карт, демонстрируемых испытуемому (выбранных карт) может отличаться. Соответственно, авторами изобретения рассматривались варианты со следующими количествами карт: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25. Понятно, что количество карт может быть и большим. В предпочтительном варианте осуществления карты располагаются в виде прямоугольников, например, 6 на 4 или 4 на 6, 5 на 3, 2 на 1, 1 на 2 и т.д. Также предусмотрены варианты осуществления, когда демонстрируются пустые (чистые) карты с нейтральным фоном, т.е. предназначенные для заполнения прямоугольника при нехватке карт из первой, второй и третьей группы (например, согласно заданию (инструкции) может быть использовано 10 карт, при этом карты располагаются в прямоугольнике 3 на 4, соответственно в прямоугольник (выбранные карты) включаются дополнительные 2 карты-пустышки). Пустые карты не связаны с заданием (инструкцией, сообщением, демонстрируемым испытуемому), соответственно, выбор данных карт в некоторых вариантах может засчитываться как ошибочный либо выбор может быть в принципе невозможен.

В некоторых вариантах осуществления настоящего изобретения задание (сообщение) может отличаться от описанных выше тем, что испытуемому (пользователю) следует отыскать и отметить карты не по порядку, а в определенной последовательности. Такая последовательность может быть определена, например, экзаменатором или программным образом. Последовательность может быть произвольной, в том числе включать в себя повторы, т.е. испытуемому может потребоваться для правильного ответа в ходе теста отмечать одну и ту же карту несколько раз (более одного, например, два или три раза). В некоторых вариантах осуществления последовательность может генерироваться случайным образом перед началом теста либо после ответа испытуемого (т.е. в процессе тестирования).

Пример инструкции при выполнении на компьютере: «На Вашем мониторе по 11 карт разной масти (пик и червей). Вы должны попеременно отыскать карты червей в возрастающей последовательности (от 3-ки до Короля), а карты пик в убывающей последовательности (от Короля до 3-ки). Например: тройка червей, Король пик, четверка червей, Дама пик. Выбор активируется наведением курсора и нажатием левой кнопки мыши. Если Вы нарушили предлагаемую последовательность выбора, продолжите выборы с учетом совершенной ошибки, не нарушая очередность последовательности (будто Вы выбрали верную карту). Работать необходимо как можно быстрее, вместе с тем безошибочно». Наименование мастей карт меняется в зависимости от предъявляемого стимульного материала. Колористика карт может меняться с каждым последующим предъявлением теста.

Инструкция при выполнении на бланке: «На Вашем бланке по 12 карт разной масти (пик и червей). Вы должны попеременно отыскать карты червей в возрастающей последовательности (от 2-ки до Короля), а карты пик в убывающей последовательности (от Короля до 2-ки). Например: двойка червей, Король пик, тройка червей, Дама пик. Если Вы нарушили предлагаемую последовательность выбора, неверно указав карту, продолжите выборы с учетом совершенной ошибки, не нарушая очередность последовательности (будто Вы выбрали верную карту). Работать необходимо как можно быстрее, вместе с тем безошибочно». Наименование мастей карт меняется в зависимости от предъявляемого стимульного материала. Колористика карт может меняться с каждым последующим предъявлением теста.

В некоторых вариантах осуществления настоящего изобретения тест проводится в режиме помех. Помехи могут быть различного вида, в частности визуальные, аудиальные, тактильные. В качестве неограничивающего примера помехи могут быть в виде постоянной или эпизодической ряби всего или части экрана устройств. Помимо ряби может применяться искривление отображаемой области экрана или части экрана, дрожание, которое также может быть постоянным или эпизодическим, а также другие варианты помех. В качестве примеров аудиальных помех могут использоваться в частности различные звуки, передача сообщений, передача звука помех (например, как при поиске радиостанций), передача эфира радиостанций, телевещания и т.п. Также в одном из вариантов осуществления могут эпизодически транслироваться сообщения задания, содержащие ошибки, например, испытуемому следует найти черную карту валет червей (выглядит как черная черва со значением валет), но в этот момент ему сообщается, что следует найти красную карту масти бубна со значением дама (при этом может называться карта, присутствующая в данном тесте, а также карта, которая отсутствует), так же может предъявляться сообщение об ошибочном выборе карты, не соответствующее действительности. В качестве тактильных помех может использоваться вибрация телефона или планшета, вибрация манипулятора (например, джойстика, типа мышь, клавиатуры, если они снабжены обратной связью). Все варианты помех могут использоваться отдельно друг от друга, поочередно, одновременно, в комбинациях между собой.

При выполнении способа на бланке стимульный материал представляется в виде бумажных таблиц. При выполнении способа на электронном устройстве стимульный материал предоставляется на экране устройства. Описание последовательности демонстрации стимульного материала представлено при описании индивидуального задания для каждого из вариантов выполнения способа.

При выполнении способа на бланке экспериментатор фиксирует время выполнения теста, последовательность выбора карт с учетом их масти, цвета, правильности ответов испытуемого. При выполнении способа на электронном устройстве (смартфоне или компьютере, например) во время выбора испытуемым карты происходит автоматический сбор данных о выборе карты и ее масти, который сохраняется в базу данных по этому испытуемому. Также возможна комбинация вариантов фиксации, когда экспериментатор фиксирует совместно с электронным устройством.

В некоторых вариантах осуществления настоящего изобретения определение концентрации внимания и/или переключения внимания, а также помехоустойчивости осуществляется не на электронном устройстве, на котором испытуемый проходит тестирование, а на удаленном устройстве, например, удаленном сервере. Этот вариант осуществления имеет повышенную безопасность от вмешательства в программное обеспечение и подделку результатов теста. Соответственно на удаленный сервер передаются данные о выборе карт, времени, но могут также передаваться данные о целостности программного обеспечения (например, хэш суммы части или всех файлов программы), данные о расположении курсора, прикосновениях пользователя к сенсорному вводу, звуках, данные устройства и другие параметры. Специалистам известны способы обработки подобных данных для выявления попыток обойти систему защиты программного обеспечения и снизить валидность и достоверность настоящего теста, описанного в настоящем изобретении.

Проверка правильности осуществляется на основе соответствия сделанных выборов заданному инструкцией алгоритму и масти карт. При выполнении способа на электронном устройстве (смартфоне, телефоне, планшете или компьютере) полученные данные анализируются относительно соответствия сделанных выборов заданному инструкцией алгоритму и масти карт.

При выполнении настоящего способа фиксируется время выполнения теста. При предъявлении теста на бланке время выполнения теста фиксируется экспериментатором, при выполнении способа на электронном устройстве время выполнения теста автоматически фиксируется в программном обеспечении. При этом может фиксироваться общее время выполнения задания, время, затраченное испытуемым на каждый ответ, время, затраченное испытуемым на ответы, связанные с определенным значением карт, с определенным цветом карт, определенной мастью карт. В варианте осуществления способа с формированием помех дополнительно фиксируется по меньшей мере часть из следующих данных: тип помех, продолжительность помех, время, затраченное на выбор карты (ответ) в условиях помех; наличие нескольких помех одновременно и их типы; факт ответа испытуемым во время помех или в перерыве между помехами.

При осуществлении тестирования с помехами следует понимать, что способ может разбиваться на серию теста с помехами и серию без помех. Например, серия без помех может включать в себя задание по определению карт от шестерки до десятки, а с помехами от валета до короля. Следует понимать, что серии не обязаны быть одинаковой длины, а тест может включать в себя несколько серий: серия без помех - от двойки до пятерки, серия с аудиальными помехами - от шестерки до восьмерки, серия без помех - девятка, серия с визуальными помехами - десятка, серия с тактильными помехами - валет, серия без помех от дамы до джокера.

Для варианта осуществления настоящего изобретения, в котором испытуемому следует выбрать карты по возрастанию и убыванию для разных мастей, возможно применение следующей формулы. Также формула может применяться при нескольких повторах одного теста (при этом в тестах могут оказаться разные карты, разное их количество, разное расположение карт относительно друг друга). Эти же формулы могут применяться и при использовании помех, соответственно при нескольких сериях теста первая серия выполняется без помех, а вторая - с помехами (помехоустойчивость определяют на основании разницы во времени затраченного испытуемым по меньшей мере на один ответ без помех и на один ответ в условиях помех, а также правильности по меньшей мере одного ответа испытуемого). Специалистам должно быть понятно, что приведенные формулы могут содержать поправочные коэффициенты, относится к различным мастям, соответственно приведенные формулы показывают только общие принципы определения концентрации внимания и/или переключения внимания, а также помехоустойчивости, заключающиеся в определении максимально возможного количества правильных ответов, количества неверных ответов, времени от начала демонстрации выбранных карт до последнего ответа испытуемого, определения концентрации и/или переключения внимания испытуемого на основе времени от начала демонстрации выбранных карт до последнего ответа испытуемого обратно пропорционально к разнице между максимально возможным количеством правильных ответов и неверных ответов. Помехоустойчивость возможно определить на основании времени от начала демонстрации выбранных карт до последнего ответа испытуемого обратно пропорционально к разнице между максимально возможным количеством правильных ответов и неверных ответов при выполнении теста без помех и в условиях помех.

В=T1/(A1-N1) - T2/(A2-N2)

А - максимальное количество правильных выборов для соответствующей серии выполнения;

N - количество ошибок;

N1 - количество ошибок во время выполнения первой серии - поиска карт масти, например, черви;

N2 - количество ошибок во время выполнения второй серии - поиска карт масти, например, пик;

Т - время выполнения;

Т1 - время выполнения первой серии - поиска карт масти червей;

Т2 - время выполнения второй серии - поиска карт масти пик;

В - концентрация и переключение внимания.

Для второго варианта выполнения способа:

В=TV(A-N)

В - концентрация и переключение внимания;

А - максимальное количество правильных выборов;

N - количество ошибок;

Т - время выполнения.

Описанное изобретение во всех вариантах реализации возможно реализовать на современных технических устройствах, в частности телефонах, планшетах, компьютерах. Проведенные испытания, показали высокую валидность и достоверность результатов, возможность применения для оперативного измерения уровня концентрации и переключения внимания работников опасных видов деятельности и спортсменов.

1. Способ определения концентрации внимания и переключения внимания испытуемого, включающий в себя:

использование стимульного материала в виде карт и содержащего по меньшей мере две группы стимульного материала, причем первая группа содержит первый стимульный материал в виде карт, имеющих первое колористическое решение, вторая группа содержит по меньшей мере часть первого стимульного материала в виде карт, имеющих второе колористическое решение,

выбор карт из первой и второй группы стимульного материала,

демонстрацию выбранных карт,

фиксацию по меньшей мере одного ответа испытуемого,

проверку правильности по меньшей мере одного ответа испытуемого,

фиксацию времени от начала демонстрации выбранных карт до последнего ответа испытуемого (Т),

определение максимально возможного количества правильных ответов, количество неверных ответов,

определение концентрации внимания и переключения внимания испытуемого осуществляют на основе отношения времени от начала демонстрации выбранных карт до последнего ответа испытуемого (Т) к разнице между максимально возможным количеством правильных ответов и количеством неверных ответов.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что стимульный материал содержит третью группу, содержащую второй стимульный материал в виде карт, имеющих второе колористическое решение, а выбор карт дополнительно включает в себя выбор из третьей группы стимульного материала.

3. Способ по п. 2, отличающийся тем, что стимульный материал содержит четвертую группу, включающую по меньшей мере первый и/или второй стимульный материал с третьим колористическим решением, а выбор карт дополнительно включает в себя выбор стимульного материала из четвертой группы.

4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что выбор карт включает в себя стимульный материал, выполненный в виде пустых карт.

5. Способ по любому из пп. 1-4, в котором во время выполнения задания испытуемым формируют помехи по меньшей мере одного из типов: аудиальные, визуальные, тактильные.

6. Способ по п. 5, в котором дополнительно определяют помехоустойчивость на основании времени от начала демонстрации выбранных карт до последнего ответа испытуемого обратно пропорционально к разнице между максимально возможным количеством правильных ответов и неверных ответов при выполнении задания без помех и в условиях помех.

7. Способ по п. 6, в котором помехоустойчивость определяют отдельно для каждого типа помех.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине, а именно к медицинской коррекционной психологии и может быть использовано для оценки сформированности образа Я у дошкольников. Комплект дидактических пособий состоит из 4 схематичных фигур людей светло-серого цвета и магнитной вставкой на лицевой стороне; 16 схематичных фигур людей белого цвета и магнитной вставкой на лицевой стороне; 24 карточек со схематичным изображением подарка и магнитной вставкой на оборотной стороне; 1 карточки со схематичным изображением ящика с ячейками, разделенных на 6 квадратных отсеков, каждый отсек имеет магнитную вставку в центре и номер внизу.

Изобретение относится к медицине, а именно к способу регистрации эмоциональной дезадаптации по кардиоритмограмме. При исполнении способа используют датчик ЭКГ.

Изобретение относится к медицине, а именно к медицинской реабилитации, психологической реабилитации, диагностике и скрининговым методам оценки эффективности лечебных воздействий у пациентов после острого ишемического инсульта (ОИИ). Для этого до и после курса когнитивной реабилитации, заключающегося в когнитивных тренировках, проводят с помощью тестирования исследование комплекса следующих когнитивных функций пациента: исследование объема оперативной памяти; исследование функции активного внимания путем определения среднего за тест времени реакции на стимул и величины разброса значений времени реакции.

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, эндокринологии. В пробе крови школьника определяют содержание марганца (Mn), свинца (Pb) и толуола, малонового диальдегида (МДА).

Способ контроля уровня бодрствования водителя транспортного средства в рейсе состоит в регистрации электрического сопротивления кожи, выделении сигналов кожно-гальванической реакции (КГР), измерении временных интервалов между импульсами КГР, и формировании информационных сообщений (ИС) о текущем состоянии уровня бодрствования с учетом периодического психофизиологического и предрейсового тестирования водителя.

Изобретение относится к медицине, а именно к способам снятия сигналов для оценки эмоциональной реакции человека при помощи наушников. При этом используют контактные электроды в форме электропроводящих участков корпуса наушников, например амбушюр или поверхностей тех частей наушников, которые контактируют с ухом человека.
Изобретение относится к области медицины, а именно к реабилитологии, и может быть использовано для реабилитации детей с нарушениями слуха. Проводят реабилитацию в 3 этапа: диагностика состояния слуха ребенка и устройства для коррекции слуха, настройка устройства для коррекции слуха, занятия по реабилитации ребенка.

Группа изобретений относится к медицинской технике, а именно к системе для скрининга делирия у пациента, системе для скрининга и пороговой обработки делирия, системе распознавания электронных медицинских карт для скрининга делирия у пациента. Система скрининга делирия у пациента содержит портативное устройство скрининга.

Изобретение относится к медицине, а именно к медицинской реабилитации, психологической реабилитации, диагностике и скрининговым методам оценки результатов лечебных воздействий у пациентов после острого ишемического инсульта (ОИИ). Для этого выявляют пациентов, нуждающихся в продолжении курсов когнитивных тренировок на фоне медикаментозной поддержки, после перенесенного острого ишемического инсульта (ОИИ).

Группа изобретений относится к медицине, а именно к устройству определения эмоционального состояния пользователя на основе оценки вызванного эмоцией уровня кортизола, системе определения эмоционального состояния пользователя на основе оценки вызванного эмоцией уровня кортизола, носимому устройству, способу определения эмоционального состояния пользователя на основе оценки вызванного эмоцией уровня кортизола. Устройство содержит интерфейс, блок обработки. Интерфейс предназначен для получения кривой психофизиологического сигнала. При этом эта кривая указывает на измеренную реакцию на стимулы, соответствующие нервной стрессовой реакции. Блок обработки предназначен для обработки кривой психофизиологического сигнала и выполнен с возможностью обеспечения исполнения способа определения эмоционального состояния пользователя. Система содержит датчик для измерения психофизиологического сигнала и устройство определения эмоционального состояния пользователя. Датчик указывает на измеренную реакцию на стимулы, соответствующие нервной стрессовой реакции пользователя. Носимое устройство, носимое пользователем, содержит систему определения эмоционального состояния пользователя. При исполнении способа получают кривую психофизиологического сигнала, указывающую на измеренную реакцию на стимулы, соответствующие нервной стрессовой реакции. Определяют реакцию на стимулы в кривой психофизиологического сигнала. Определяют первый вклад в кривую оцененного будущего уровня кортизола на основе определенных реакций на стимулы в кривой психофизиологического сигнала. Определяют второй вклад в кривую оцененного будущего уровня кортизола на основе ожидаемых будущих реакций на стимулы. Определяют оцененное будущее эмоциональное состояние пользователя на основе упомянутого первого и упомянутого второго вклада в кривую оцененного будущего уровня кортизола. Обеспечивается возможность определения эмоционального состояния пользователя на основе оценки вызванного эмоцией уровня кортизола. 5 н. и 15 з.п. ф-лы, 10 ил., 1 табл.
Наверх