Комплект дидактических пособий для оценки уровня сформированности образа я у детей старшего дошкольного возраста

Изобретение относится к медицине, а именно к медицинской коррекционной психологии и может быть использовано для оценки сформированности образа Я у дошкольников. Комплект дидактических пособий состоит из 4 схематичных фигур людей светло-серого цвета и магнитной вставкой на лицевой стороне; 16 схематичных фигур людей белого цвета и магнитной вставкой на лицевой стороне; 24 карточек со схематичным изображением подарка и магнитной вставкой на оборотной стороне; 1 карточки со схематичным изображением ящика с ячейками, разделенных на 6 квадратных отсеков, каждый отсек имеет магнитную вставку в центре и номер внизу. Данный комплект дидактических пособий позволяет проводить оценку сформированности образа Я: его когнитивного и эмоционально-оценочного компонента, а так же определить направление психолого-педагогической помощи для дальнейшего развития образа Я у детей дошкольного возраста. 1 табл., 5 пр., 5 ил.

 

Изобретение относится к психологии, конкретно к коррекционной психологии и может быть использовано специалистами в ходе психолого-педагогической диагностики индивидуальных психологических особенностей личности детей старшего дошкольного возраста. Оно представляет собой комплект дидактических пособий для диагностики уровня сформированности образа Я у дошкольников.

Образ Я - это система обобщенных и относительно устойчивых представлений индивида о физических, интеллектуальных, характерологических, социальных свойствах и переживаниях человека, которые имеет он сам.

Известен набор для оценки психосоциального профиля личности (Патент РФ №2625284), состоящий из фигур в виде персонажей ролевых образов, дифференцированных по возрасту и полу в пяти сферах: личностная, семейная, межличностная, профессиональная, интимная сфера. Испытуемому предлагают выбрать в каждой сфере последовательно три фигуры: с субъективно положительной характеристикой и одну фигуру с субъективно отрицательной характеристикой и расставить каждую фигуру на цветовом поле с учетом субъективного эмоционального соотношения образа фигуры с цветом. Психосоциальный профиль личности испытуемого оценивают на основании сопоставления результатов личностного психосоциального и обобщенного психосоциального личностного профилей. Недостаток набора состоит в том, что он разработан исключительно для работы со взрослыми людьми.

Известен наглядно-дидактический комплект «Я и детский сад». Автор-составитель Л.В. Прикуль (Наглядно-дидактический комплект для исследования личностных особенностей и психосоциальной зрелости детей. - Саратов: Изд. Учитель, 2015). В набор входит 8 сюжетных картин, с помощью которых оценивают преобладающий эмоциональный фон у ребенка, его коммуникативные навыки и потребности, а так же особенности взаимоотношений в детском социуме. Недостаток диагностического набора заключается в отсутствии протокола для фиксации ответов ребенка, что не позволяет получить представления о целостном образе.

Известен набор для исследования образа Я детей 4-12 лет (Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. - М.: Когито-Центр, 2002). Комплект состоит из стимульного материала на 12 карточках, на которых персонаж мужского или женского пола изображен в разные периоды жизни от младенчества до старости и руководства по его использованию. Тестирование с помощью набора позволяет оценить способность ребенка адекватно идентифицировать свой пол, возраст, жизненную позицию. Данный набор выбран нами в качестве прототипа.

Задачей изобретения является разработка комплекта дидактических пособий как арсенала диагностических средств, которые могут быть использованы для оценки уровня сформированности образа Я у детей старшего дошкольного возраста.

Техническим результатом реализации поставленной задачи является создание комплекта дидактических пособий, с помощью которого в ходе психологического обследования можно создать соответствующую возрасту игровую ситуацию, позволяющую собрать сведения о степени сложности и глубине основных структурных элементов образа Я у дошкольника через оценку когнитивного компонента - знание о себе и аффективного/эмоционально-оценочного компонента - отношение к себе, на основании чего могут быть определены направления и содержание психологической работы по развитию образа Я у обследуемого.

Изобретение представляет собой комплект дидактических пособий, которые используются для организации пяти игровых ситуаций, когда, действуя с пособиям, ребенок сопровождает деятельность высказываниями, что является показателем уровня сформированности одного из структурных элементов образа Я: осознание ребенком себя, осознание структуры семьи, ситуативное отношение ребенка к себе, ситуативное отношение к членам семьи, устойчивое эмоциональное отношение ребенка к себе и близкому социальному окружению.

В состав комплекта дидактических пособий входят следующие изделия:

4 схематичных фигуры людей светло-серого цвета с контуром черного цвета по краю шириной 1 мм, изготовленных из картона, имеющих магнитную вставку на лицевой поверхности: 1 женская фигура 12×7 см, 1 мужская фигура 12×7 см, 1 фигура девочки 6×3,5 см, 1 фигура мальчика 6× 3,5 см (Рис. 1).

16 схематичных фигур людей белого цвета с контуром черного цвета по краю шириной 1 мм, изготовленных из картона, имеющих магнитную вставку на лицевой поверхности: 4 женские фигуры 12×7 см, 4 мужские фигуры 12×7 см, 4 фигуры девочек 6×3,5 см, 4 фигур мальчиков 6×3,5 см (Рис. 2).

24 карточки со схематичным изображением подарка 2,5x3 см с контуром черного цвета по краю шириной 1 мм, изготовленных из картона, имеющих магнитную вставку на оборотной стороне, при этом каждые 6 карточек выполнена своим цветом, соответствующим цветам теста М. Люшера: 4 красных подарка, 4 желтых подарка, 4 зеленых подарка, 4 синих подарка, 4 коричневых подарка, 4 черных подарка (Рис. 3).

1 карточка со схематичным изображением ящика с ячейками (30×10 см) с контуром черного цвета по краю шириной 1 мм, изготовленных из картона, разделенного на 6 квадратных отсеков (5×10 см) черными линиями шириной 1 мм, на лицевой поверхности каждый отсек имеет магнитную вставку в центре и номер внизу (Рис. 4).

Особенности оформления изделий комплекта дидактических пособий позволяют использовать его в работе с детьми с ОВЗ. Крупный размер фигур людей и подарков, твердая поверхность материала изготовления - картон, наличие магнитной вставки облегчает манипуляцию с ними детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Для возможности использования данного комплекта в диагностике детей с нарушением зрения фигуры людей имеют четкие, ярко выделенные очертания в виде контура черного цвета по краю шириной 1 мм, подарки окрашены в интенсивные цвета спектра. Все фигуры людей выполнены схематично, черты лица не изображены, что позволяет ребенку спроецировать на выбранную фигуру образ себя или указанного члена семьи. Фигуры, представленные на Рис. 1 окрашены в светло-серый цвет, в этих условиях ребенку легче ориентироваться при выполнении заданий, выделяя фигуру, обозначающую самого себя от фигур других людей. Достаточное количество фигур людей - 16 штук, представляющих членов семьи, дает возможность детям из многодетных семей и детям из семей, в которых проживает два и больше поколения обозначить всех сиблингов и взрослых членов семьи, рассказать о них, продемонстрировать отношение к каждому. Подарок каждого цвета представлен в количестве четырех, что позволяет ребенку подарки с наиболее предпочитаемыми и не предпочитаемыми цветами использовать по отношению к нескольким членам семьи.

Использование комплекта дидактических пособий для оценки уровня сформированности образа Я у детей старшего дошкольного возраста осуществляют следующим образом. Предлагая определенные изделия комплекта дидактических пособий, специалист создает игровую ситуацию, в ходе которой просит ребенка в строгой последовательности выполнить пять игровых заданий, фиксирует ответы и поведение ребенка во время обследования. Если ребенок отказывается от выполнения хотя бы одного игрового задания, то обследование прекращается. Назначается другая дата и время обследования, удобные родителям и ребенку. При изучение осознания ребенком самого себя специалист располагает перед ребенком 4 схематичных фигуры людей светло-серого цвета, просит выбрать фигуру, которая больше других похожа на него, потом просит рассказать о себе. Критерием оценки является самостоятельное отражение внутреннего смысла собственных качеств и характеристик. Оценивают по 4-х бальной системе. Если при выполнении задания ребенок ориентируется на внутренние психофизические характеристики, самостоятельно, развернуто и подробно излагает полную информацию о себе: сообщает имя, фамилию и возраст, пол, называет качества внешности и характера, указывает реальные интересы и увлечения, выполнение задания оценивают в 4 балла. Если при выполнении задания ребенок ориентируется только на внешние, психофизические характеристики, самостоятельно излагает не полную информацию о себе: сообщает имя, возраст и пол, называет качества внешности, указывает реальные интересы, оценивают в 3 балла. Если ребенок самостоятельно затрудняется выполнить задание, после оказания дополнительной помощи ориентируется только на внешние психофизические характеристики, с помощью взрослого излагает не полную информацию о себе: сообщает имя, возраст и пол, называет качества внешности, указывает реальные интересы, оценивают в 2 балла. Если ребенок самостоятельно затрудняется выполнить задание, даже после оказания дополнительной помощи не ориентируется на внешние психофизические характеристики, с помощью взрослого не может изложить не полную информацию о себе: не сообщает имя, возраст и пол, не называет качества внешности, не указывает реальные интересы, оценивают в 1 балл. Если ребенок после оказания дополнительной помощи не сотрудничает со взрослым, ведет себя неадекватно при выполнении задания и не понимает его смысла, оценивают в 0 баллов.

При изучении осознания ребенком собственной семьи специалист располагает перед ребенком 16 схематичных фигур людей белого цвета и предлагает ребенку составить из фигур свою семью и познакомить с ней, рассказав про каждого. Критерием оценки будет являться самостоятельное отражение внутреннего смысла качеств и характеристик членов собственной семьи. Если при выполнении задания ребенок самостоятельно, развернуто и подробно излагает информацию о членах семьи: сообщает имена и родственно-семенную роль каждого, называет их качества внешности и характера, указывает их реальные интересы и увлечения, оценивают в 4 балла. Если при выполнении задания ребенок самостоятельно излагает не полную информацию о членах семьи: сообщает имена и родственно-семенную роль некоторых, называет качества их внешности, указывает их реальные интересы, оценивают в 3 балла. Если ребенок самостоятельно затрудняется выполнить задание, после оказания дополнительной помощи с помощью взрослого излагает не полную информацию о членах семьи: сообщает имена и родственно-семенную роль некоторых, называет качества их внешности, указывает их реальные интересы, оценивают в 2 балла. Если ребенок самостоятельно затрудняется выполнить задание, даже после оказания дополнительной помощи с помощью взрослого не может изложить полную информацию о членах семьи: не сообщает имена и родственно-семенную роль некоторых, не называет их качества внешности, не указывает их реальные интересы, оценивают в 1 балл.

Если ребенок после оказания дополнительной помощи не сотрудничает со взрослым, ведет себя неадекватно при выполнении задания и не понимает его смысла, оценивают в 0 баллов.

При изучении ситуативного эмоционального отношения к себе специалист располагает перед ребенком 6 карточек со схематичным изображением подарка: 1 красный, 1 желтый, 1 зеленый, 1 синий, 1 коричневый, 1 черный, предлагает ребенку рассмотреть их и выбрать для себя один подарок, пояснив выбор цвета, и рассказать, что бы он хотел иметь в этом подарке. Критерием оценки будет являться самостоятельное отражение внутреннего смысла эмоционального отношения к самому себе. 4 балла - если при выполнении задания ребенок самостоятельно, наделяя цвет эмоциональным значением, объясняет его; самостоятельно развернуто и подробно рассказывает о желаемом подарке, который отражает его реальные интересы, 3 балла - если при выполнении задания ребенок самостоятельно наделяет некоторые цвета эмоциональным значением без объяснения выбора, самостоятельно кратко рассказывает о желаемом подарке, который может не отражать его реальные интересы, 2 балла - если при выполнении задания ребенок с помощью взрослого наделяет некоторые цвета эмоциональным значением без объяснения выбора, после оказания дополнительной помощи кратко рассказывает о желаемом подарке, который может не отражать его реальные интересы, 1 балл - если при выполнении задания ребенок самостоятельно затрудняется выполнить задание, даже после оказания дополнительной помощи не наделяет некоторые цвета эмоциональным значением, после оказания дополнительной помощи не может кратко рассказать о желаемом подарке, 0 баллов - если ребенок после оказания дополнительной помощи не сотрудничает со взрослым, ведет себя неадекватно при выполнении задания и не понимает его смысла.

При изучении ситуативного эмоционального отношения к членам собственной семьи специалист располагает перед ребенком 24 карточки со схематичным изображением подарка: 4 красных, 4 желтых, 4 зеленых, 4 синих, 4 коричневых, 4 черных и предлагает для каждого члена семьи выбрать один подарок, пояснив свой выбор, обращает внимание на то, что подарок одного и того же цвета можно дарить разным людям, и рассказать, что находится в подарке у каждого члена семьи. Критерием оценки будет являться самостоятельное отражение внутреннего смысла эмоционального отношения к членам собственной семьи. 4 балла - если при выполнении задания ребенок самостоятельно наделяет цвет эмоциональным значением, объясняет его; самостоятельно подробно рассказывает о разнообразных подарках для каждого члена семьи, учитывая их интересы, 3 балла - если при выполнении задания ребенок самостоятельно наделяет некоторые цвета эмоциональным значением без объяснения выбора, самостоятельно кратко рассказывает о разнообразных подарках для каждого члена семьи, рыльные интересы которых может не учитывать, 2 балла - если при выполнении задания ребенок с помощью взрослого наделяет некоторые цвета эмоциональным значением без объяснения выбора, после оказания дополнительной помощи кратко рассказывает о разнообразных подарках для каждого члена семьи, реальные интересы которых может не учитывать, 1 балл - если при выполнении задания ребенок самостоятельно затрудняется выполнить задание, даже после оказания дополнительной помощи не наделяет некоторые цвета эмоциональным значением, после оказания дополнительной помощи не может кратко рассказывает о разнообразных подарках для каждого члена семьи, 0 баллов - если ребенок после оказания дополнительной помощи не сотрудничает со взрослым, ведет себя неадекватно при выполнении задания и не понимает его смысла.

При изучении устойчивости эмоционального отношения к себе и близкому социальному окружению специалист располагает перед ребенком 1 карточку со схематичным изображением полки с ячейками и 6 карточек со схематичным изображением подарка: 1 красный, 1 желтый, 1 зеленый, 1 синий, 1 коричневый, 1 черный, просит ребенка убрать эти подарки в ящик в порядке предпочтения, уточняя, кому он подарил самые красивые подарки и почему. Критерием оценки будет являться самостоятельное отражение внутреннего смысла собственных поступков и переживаний, а так же поступков и переживаний других, отражение внутреннего смысла межличностных взаимоотношений между людьми. 4 балла - если при выполнении задания ребенок самостоятельно ранжирует цвета, указывает членов семьи с наиболее и наименее предпочитаемым цветом подарка, поясняет свой выбор исходя из понимания внутренних человеческих качеств, 3 балла - если при выполнении задания ребенок самостоятельно ранжирует некоторые цвета, самостоятельно указывает членов семьи с наиболее предпочитаемым цветом подарка, поясняет свой выбор исходя из конкретной ситуации, 2 балла - если при выполнении задания ребенок с помощью взрослого ранжирует некоторые цвета, указывает членов семьи с наиболее предпочитаемым цветом подарка, после оказания дополнительной помощи поясняет свой выбор исходя из конкретной ситуации, 1 балла - если при выполнении задания ребенок даже с помощью взрослого не ранжирует цвета, не может указывать членов семьи с наиболее предпочитаемым цветом подарка, после оказания дополнительной помощи не может пояснить свой выбор, 0 баллов - если ребенок после оказания дополнительной помощи не сотрудничает со взрослым, ведет себя неадекватно при выполнении задания и не понимает его смысла.

Примерный образец выполнения ребенком игровых заданий с использованием комплект дидактических пособий для оценки уровня сформированности образа Я у детей старшего дошкольного возраста представлен на Рис. 5.

Результаты выполнения пяти диагностических игровых заданий с использованием дидактического комплекта специалист заносит в бланк фиксации результатов, в графе «Примечание» фиксирует особенности поведения ребенка во время обследования и особенности выполнения задания:

При итоговой оценке от 18 до 20 баллов - уровень развития образа Я ребенка оценивают как характерологический, что свидетельствует о том, что ребенок обладает пониманием внутреннего смысла собственных качеств, переживаний, поступков и поведения, понимает внутренний смысл качеств, поступков других людей и межличностных взаимоотношений. Для детей с данным вариантом развития образа Я обследование закончено. С целью дальнейшего развития образа Я психологическая работа должна быть направлена: на уточнение и пополнение представлений о своих личностных качествах; на формирование интереса к новым аспектам образа Я; на расширение представлений о временных границах своего прошлого, настоящего и будущего; на дифференцирование самооценки. При итоговой оценке от 15 до 17 баллов - уровень развития образа Я ребенка характеризуют как содержательный. Данный вариант свидетельствует о том, что ребенок обладает пониманием внешних характеристик собственных качеств и поступков, обладает пониманием внешних характеристик качеств, поступков других людей и межличностных взаимоотношений. Для детей с этим вариантом развития образа Я обследование закончено. Для дальнейшего развития образа Я ребенку требуется психолого-педагогическая работа по: развитию представлений о своих личностных качествах; формированию способности к рефлексии собственных эмоциональных переживаний, качеств и поступков; приобретению обобщенного социального смысла норм и правил поведения и межличностного взаимодействия. При итоговой оценке от 9 до 14 баллов - уровень развития образа Я ребенка характеризуют как формальный. Данный вариант свидетельствует о том, что ребенок пока самостоятельно не осознает внешних социальных характеристик человеческих качеств, поведения и отношения между людьми, однако в сотрудничестве со взрослым готов овладеть новым качеством или умением. Для детей с этим вариантом развития образа Я обследование закончено. Для дальнейшего развития образа Я ребенку требуется дополнительная психолого-педагогическая помощь с целью: развития более точного и полного представления о собственных внешних физиологических качествах; формирования способности описывать свое поведение, деятельность и осознавать собственные переживания. При итоговой оценке от 5 до 8 баллов - уровень развития образа Я ребенка - элементарный. Этот вариант свидетельствует о том, что ребенок даже с помощью взрослого не может отразить внешние характеристики человеческих качеств, поведения и отношения между людьми. Для детей с этим вариантом развития образа Я обследование закончено. Для дальнейшего развития образа Я ребенку требуется дополнительная психолого-педагогическая помощь для формирования первичных представлений о собственных психофизиологических характеристиках: образе тела, физических умениях; а также на обучение навыкам сотрудничества со взрослым. При итоговой оценке от 0 до 4 баллов - то уровень развития образа Я ребенка - зачаточный. Детей с этим уровнем развития образа Я нужно направить на комплексную медико-социальную диагностику с целью выявления причины несоответствия уровня развития образа Я возрастному нормативу.

Разработка и апробация комплекта дидактических пособий сформированности образа Я у детей старшего дошкольного возраста осуществлялись в течение двух лет. В исследовании приняли участие 320 условно здоровых детей от 6 лет до 6 лет 11 месяцев, воспитывающихся в условиях семьи и посещающих различные дошкольные образовательные учреждения города Москвы и Московской области. Апробация дидактического набора была также осуществлена в ходе психолого-педагогического обследования 152 детей от 6 лет до 8 лет с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), проживающих в различных регионах России и посещающих образовательные учреждения.

Примеры использования предлагаемого комплекта дидактических пособий.

Пример №1. Даля Г., 2013 г.р. Возраст на момент обследования 6 лет 7 мес. В результате выполнения пяти игровых заданий девочка использовала: 1 схематичную фигуру человека светло-серого цвета и 3 схематичные фигуры белого цвета разного пола и размера, 4 карточки со схематичные изображением подарка: 2 красного цвета и 2 синего цвета. Результаты выполнения игровых заданий были занесены в таблицу. Итоговый балл: 4+4+4+4+4=20 баллов, что соответствует характерологическому уровню сформированности образа Я. В этом случае целью психологической помощи является дальнейшее развитие и совершенствование всех компонентов образа Я.

Пример №2. Захар К. 2012 г.р. Возраст на момент обследования 6 лет 4 мес. В результате выполнения пяти игровых заданий мальчик использовал: 1 схематичную фигуру человека светло-серого цвета и 6 схематичные фигуры белого цвета разного пола и размера: в состав семьи кроме проживающих с ребенком родителей мальчик включил отдельно проживающих дедушек и бабушке, 7 карточек со схематичные изображением подарка: 5 разноцветных карточек и 2 синего цвета. Результаты выполнения игровых заданий были занесены в таблицу Итоговый балл: 4+3+3+3+3=16 баллов, что соответствует содержательному уровню сформированности образа Я. В этом случае целью психологической помощи является развитие представлений о собственных внутренних личностных качествах и качествах окружающих, формирование способности к осознанию собственных эмоциональных переживаний и пониманию внутренней сути межличностных взаимоотношений.

Пример №3. Тимофей К. 2014 г.р. Возраст на момент обследования 6 лет. Результаты выполнения заданий занесены в таблицу. В результате выполнения пяти игровых заданий мальчик использовал: 1 схематичную фигуру человека светло-серого цвета и 3 схематичные фигуры белого цвета одного пола и размера, выбирал фигуры случайно, без учета реального пола и возраста, 2 карточки со схематичные изображением подарка: не всем членам семьи желает дарить подарки; при обсуждении члена семьи с наименее привлекательным цветом подарка появляется эмоциональное напряжение, беспокойство. Результаты выполнения игровых заданий были занесены в таблицу. Итоговый балл: 2+1+2+2+2=9 баллов, что соответствует формальному уровню сформированности образа Я. В этом случае целью психологической помощи является развитие более точного и полного представления о собственных внешних физиологических качествах; формирование способности описывать свое поведение и деятельность, осознавать собственные переживания. Рекомендована диагностика детско-родительских отношений с использованием специального инструментария.

Пример №4. Иван К. 2013 г.р. Возраст на момент обследования 6 лет 11 мес. В результате выполнения пяти игровых заданий мальчик использовал: 1 схематичную фигуру человека светло-серого цвета и 10 схематичных фигур белого цвета разного пола и в размера в состав семьи кроме проживающих с ребенком родителей, мальчик включил друзей, 12 карточек со схематичные изображением подарка: мальчик не мог выбрать себе 1 подарок, настойчиво выбирал 2 подарка, цвет подбирал в случайном порядке, остановился на 2 черных подарках; 10 разноцветных карточек с подарками для родителей и друзей: 3 красных, 3 синих, 2 зеленых, 2 желтых, 1 коричневый, цвета не подбирал. Результаты выполнения игровых заданий были занесены в таблицу. Итоговый балл: 2+2+1+1+1=7 баллов, что соответствует элементарному уровню сформированности образа Я. В этом случае, целью психологической помощи является формирование первичных представлений о собственных физиологических признаках и обучение навыкам сотрудничества с взрослым.

Пример №5. Фатьма А. 2012 г.р. Возраст на момент обследования 6 лет 8 мес. В результате выполнения пяти игровых заданий девочка использовала: 1 схематичную фигуру человека светло-серого цвета и 2 схематичные фигуры белого цвета разного пола, одинакового размера. В ходе выполнения игрового задания, направленного на осознание семьи девочка начинает совершать игровые действия с изделиями комплекта, играет в семью. При демонстрации изделий комплекта для оценки ситуативного отношения к себе девочка выражала протест, стремилась продолжить игру с изделиями комплекта. На это обследование было прекращено. Результаты выполнения игровых заданий были занесены в таблицу. Итоговый балл: 1+1+0+0+0=2 балла, что соответствует зачаточному уровню сформированности образа Я. В этом случае родителям предложено пройти с ребенком комплексную медико-социальную диагностику с целью выявления у него причины несоответствия уровня развития образа Я возрастному нормативу.

Предлагаемое изобретение - дидактическое пособие, является компактным и удобным в практическом применении комплектом, с помощью которого возможно создать игровую ситуацию для оценки уровня сформированности образа Я у детей старшего дошкольного возраста, определить направления коррекционно-развивающей работы по формированию и развитию образа Я.

Изобретение соответствует условию патентоспособности «новизна», так как из уровня техники не известны изделия того же назначения, которым присущ независимый пункт формулы изобретения.

Комплект дидактических пособий для оценки уровня сформированности образа Я у детей старшего дошкольного возраста, состоящий из изготовленных из картона: 4 схематичных фигур людей светло-серого цвета с контуром черного цвета и магнитной вставкой на лицевой стороне: 1 женская фигура 12×7 см, 1 мужская фигура 12×7 см, 1 фигура девочки 6×3,5 см, 1 фигура мальчика 6×3,5 см; 16 схематичных фигур людей белого цвета с контуром черного цвета и магнитной вставкой на лицевой стороне: 4 женские фигуры 12×7 см, 4 мужские фигуры 12×7 см, 4 фигуры девочек 6×3,5 см, 4 фигуры мальчиков 6×3,5 см; 24 карточек со схематичным изображением подарка 2,5×3 см с контуром черного цвета и магнитной вставкой на оборотной стороне, при этом каждые 6 карточек выполнены своим цветом: 4 красных, 4 желтых, 4 зеленых, 4 синих, 4 коричневых, 4 черных; 1 карточка со схематичным изображением ящика с ячейками 30×10 см с контуром черного цвета, разделенных на 6 квадратных отсеков 5×10 см черными линиями, каждый отсек имеет магнитную вставку в центре и номер внизу.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине и педагогике, а именно к коррекционной педагогике (логопедии) и быть использовано для оценки фонетической оформления речи у лиц, имеющих врожденную расщелину губы и неба, вне зависимости от возраста в дооперационный и послеоперационный период. Техническим результатом изобретения является сокращение времени проведения оценки фонетического оформления речи, который достигается за счет того, что оценку фонетического оформления речи проводят в соответствии с возрастом и функциональными возможностями тестируемого, при этом тестируемому предоставляют минимально необходимый для оценки набор шаблонов, после чего в ручном или автоматическом режиме производят сравнение шаблонов и результатов аудио-визуального контроля тестируемого, при этом оценка носит качественный характер, что в своей совокупности сокращает время на оценку фонетического оформления речи.
Заявленное изобретение относится к области физической культуры и спорта, а точнее к способу обучения в школе физической подготовке. На первом занятии проводят тестирование и определяют уровень физической подготовки: слабоподготовленный - easy, умеренно подготовленный - medium, подготовленный - hard.

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для обучения навыкам самостоятельной коррекции состояний психофизического дискомфорта. Процесс обучения ведут в три этапа.

Изобретение относится к области вычислительной техники. Технический результат заключается в повышении эффективности обучения для гигиенического оборудования.

Изобретение относится к области медицины, а именно к реабилитации, и может использоваться для формирования фантомной карты кисти. Определяют чувствительность на кожном покрове культи с помощью установленных электроэнцефалографических электродов путем стимуляции биполярными импульсами тока 100-300 мс с частотой 3-5 Гц.

Группа изобретений относится к тому, чтобы способствовать пользователю эффективно выполнять действия в отношении персонального ухода. Раскрыта система (100) для использования при содействии пользователю в сосредоточении на выполнении действий в отношении персонального ухода, причем система содержит: по меньшей мере один датчик; блок (110) памяти и блок обработки, выполненный с возможностью: сбора данных, связанных с пользователем во время действий в отношении персонального ухода; обработки собранных данных путем сравнения собранных данных с сохраненными характерными особенностями, указывающими на отвлекающие события, для обнаружения по меньшей мере одной характерной особенности, указывающей на отвлекающее пользователя событие при выполнении действий в отношении персонального ухода, при этом обработка содержит по меньшей мере одно из следующего: обнаружение нарушения непрерывного движения устройства персонального ухода; обнаружение того, что устройство персонального ухода удалено с обрабатываемой поверхности; обнаружение того, что пользователь стоит лицом к экрану пользовательского интерфейса, на котором отображается потенциально отвлекающее событие; и инициирование одного или нескольких действий, связанных по меньшей мере с одной обнаруженной характерной особенностью, указывающей на отвлекающее событие, чтобы помочь пользователю сосредоточиться на действиях в отношении персонального ухода.

Изобретение относится к области медицины, к разделу неврологии и нейропсихологии, в частности к реабилитационным играм. Создан набор игровых элементов нейропсихологической игры-тренажера для занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти у неврологических больных, содержащий игровые элементы в виде базовых и игровых карточек и игровые поля, причем базовые и игровые карточки выполнены из плотной бумаги или картона и имеют форму квадратов одинакового размера.

Система (200), устройства (101) и способы созданы с возможностью генерирования и предоставления пользователям показателей, характеризующих переход от потребления генерирующего аэрозоль изделия первого типа на потребление генерирующего аэрозоль изделия второго типа. Системы (200), устройства (101) и способы могут быть созданы с возможностью обеспечения по меньшей мере одного первого значения, характеризующего потребление генерирующего аэрозоль изделия (2) первого типа, например таких, как генерирующие аэрозоль изделия горючего типа (например, горючие сигареты), и по меньшей мере одного второго значения, характеризующего потребление генерирующего аэрозоль изделия (4) второго типа, например таких как генерирующие аэрозоль изделия нагреваемого типа (например, нагреваемые палочки), за период времени.

Данное устройство для соревнования предназначено для массового использования среди различных групп населения. Простое и удобное в применении, оно будет интересно как детям, так и взрослым, как в качестве развлечения на больших праздниках, в парках отдыха, санаториях, на школьных физкульт-переменах, так и в соревнованиях различного масштаба.

Изобретение относится к способам иллюстративного обучения. Технический результат заключается в повышении эффективности и расширении средств обучения учащихся при изучении основополагающих понятий геометрии и механики.

Изобретение относится к медицине, а именно к способу регистрации эмоциональной дезадаптации по кардиоритмограмме. При исполнении способа используют датчик ЭКГ.
Наверх