Способ контроля технического состояния жидкостного ракетного двигателя

Изобретение относится к ракетно-космической технике для контроля технического состояния жидкостного ракетного двигателя при его огневых стендовых испытаниях. Способ контроля технического состояния двигателя состоит в измерении текущих значений параметров двигателя, оценке критериев их разброса и сравнении получаемых значений критериев с их пороговыми значениями, по превышению которых судят о возникновении неисправности, при этом контроль состояния двигателя осуществляют на стационарных режимах огневых стендовых испытаний путем обработки параметров двигателя по методу статистического анализа с использованием критерия Стъюдента, для чего в процессе огневого стендового испытания измеряют параметры двигателя на каждом стационарном режиме работы с определенным шагом по времени, при этом во время работы двигателя в данный момент времени для каждого измеряемого параметра вычисляют статистическое значение критерия Стъюдента τ и пороговое значение τп, и если для всех измеряемых параметров выполняется условие τ<τп, то отмечают нормальную работу двигателя, а в случае если для не менее чем трех измеряемых параметров выполняется условие τ≥τп, то фиксируют момент времени возникновения неисправности на данном стационарном режиме и прекращают испытание. Изобретение обеспечивает выявление и парирование развивающихся неисправностей жидкостных ракетных двигателей. 1 ил.

 

Область техники

Изобретение может быть использовано для анализа функционирования широкого класса технических систем, в частности, в ракетно-космической технике для контроля технического состояния жидкостного ракетного двигателя при его огневых стендовых испытаниях.

Уровень техники

Аналогом предлагаемого изобретения, принятым за прототип, является способ диагностики технического состояния машин по патенту №2580587 МПК B61K 9/04, 2015 г., заключающийся в измерении текущих параметров каждого из контролируемой группы однотипных объектов, работающих при одинаковых внешних условиях, оценке пределов разброса текущих значений параметров и сравнении их с пороговыми значениями, по превышению которых судят о наличии дефекта у отдельных объектов в группе.

При его использовании для каждого однотипного механизма проводят цикл испытаний при одинаковых внешних условиях, в каждом цикле рассчитывают медианные значения контрольных измерений и размахи верхних и нижних отклонений, полученных при испытании значений, от соответствующих медиан. Отношения таких размахов принимаются как критерии наличия или отсутствия дефектов. Т.е. образцы, у которых эти показатели превышают пороговые значения, признаются дефектными. Пороговые значения определяются для каждой группы в зависимости от количества образцов в группе и принятому уровню вероятности.

Этот способ принят за прототип, так как он основан на обработке экспериментальных данных с целью определения их статистических характеристик как критериев наличия или отсутствия дефектов и последующего сравнения полученных критериев с их пороговыми значениями.

Недостаток известного способа заключается в том, что он позволяет выявить дефектный образец в группе однотипных объектов, но не позволяет различить классы неисправностей и анализировать их причины.

Задачей изобретения является создание способа контроля технического состояния жидкостного ракетного двигателя, с помощью которого можно выявить и парировать развивающиеся неисправности.

Раскрытие изобретения

Эта задача решена за счет того, что способ контроля технического состояния жидкостного ракетного двигателя заключается в измерении текущих значений параметров двигателя, оценке критериев их разброса и сравнении получаемых значений критериев с их пороговыми значениями, по превышению которых судят о возникновении неисправности, при этом выявление неисправностей двигателя осуществляют на стационарных режимах огневых стендовых испытаний путем статистической обработки текущих значений измеряемых параметров с использованием критерия Стьюдента, для чего определяют значение критерия Стьюдента τ, соответствующее данному моменту времени и измеренному в этот момент времени значению xn:

где σ - среднее квадратичное отклонение и - среднее значение измеряемого параметра, определенные по значениям временного ряда, состоящего из значений анализируемого параметра, измеренных в диапазоне от начала данного режима до рассматриваемого момента времени, пороговое значение τп для τ определяется по формуле

где t(p,n-2) - критическое значение распределения Стьюдента для текущего числа точек временного ряда измерений n и заданного уровня вероятности p и, если для всех измеряемых параметров выполняется условие τ<τп, то отмечают нормальную работу двигателя, а если как минимум для трех параметров двигателя выполняется условие τ≥τп, то фиксируют момент времени возникновения неисправности и неисправный агрегат по первому параметру, вышедшему за пороговое значение, и прекращают испытание.

Технический результат заключается в выявлении и парировании влияния на двигатель развивающихся неисправностей, что в конечном счете обеспечивает выключение двигателя до начала необратимых изменений и предотвращение катастрофических последствий.

Предлагаемый способ не требует предварительного определения пороговых значений параметров двигателя, соответствующих его нормальной работе, и основан на статистическом анализе измерений, получаемых во время работы двигателя на отдельно взятом стационарном режиме испытания, характерном постоянными положениями регулирующих агрегатов и постоянными условиями на входе в двигатель. Получаемые в таких условиях данные можно представить, как ряд повторных измерений параметров двигателя, проводимых с малым шагом по времени и составляющих, для каждого параметра, свой временной ряд. Такое представление экспериментальных данных, измеренных за весь период от начальной точки данного режима до рассматриваемой, обеспечивает обоснованное применение методов статистического анализа и позволяет связать факт возникновения неисправности с изменением статистических характеристик получаемых временных рядов.

Описание изобретения

На фиг. представлена характерная картина поведения текущих значений критерия Стьюдента τ(-) и их пороговых значений τп(--), определенных по измерениям давления на выходе 1-й ступени насоса горючего на отдельно взятом стационарном режиме испытания двигателя, на котором возникла неисправность. Момент времени достижения порогового значения однозначно отражает момент возникновения неисправности.

Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения.

В предлагаемом способе контроля технического состояния двигателя применяется метод, разработанный для выявления и исключения результатов повторных измерений с аномальными погрешностями [Третьяк Л.Н. Обработка результатов наблюдений Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. 171 с.], причинами которых могут быть аварии, неконтролируемые неисправности, ошибки оператора, изменения условий измерений и т.п.

В процессе работы двигателя на стационарном режиме во время стендового испытания предлагаемый способ используется в режиме поступления экспериментальных данных следующим образом.

На текущем стационарном режиме испытания двигателя с определенным шагом по времени измеряются параметры рабочих процессов двигателя. Для каждого измеряемого параметра согласно [Львовский Е.Н. Статистические методы построения эмпирических формул М.: Высшая школа, 1982. 224 с.] определяется текущее значение критерия Стьюдента τ, соответствующее данному моменту времени и измеренному в этот момент времени значению xn:

где σ - среднее квадратическое отклонение и - среднее значение измеряемого параметра, определенные по значениям временного ряда, состоящего из значений анализируемого параметра, измеренных в диапазоне от начала данного режима до рассматриваемого момента времени.

Пороговое значение τп для τ, соответствующее аномальному поведению измеряемого параметра, определяется по формуле

где t(p,n-2) - критическое значение распределения Стьюдента для текущего числа точек временного ряда измерений n и заданного уровня вероятности р.

Если для всех измеряемых параметров выполняется условие

τ<τп,

то отмечают нормальную работу двигателя.

На практике в случае возникновения неисправности статистические характеристики измерений (1) разных параметров выходят за пороговые значения (2), т.е. выполняется условие

причем эти характеристики могут как выйти, так и вернуться в область безопасных значений. Поэтому во избежание принятия ложного решения применяется принцип «троирования»: если как минимум для трех параметров двигателя выполняется условие (3), то фиксируют момент времени возникновения неисправности по первому параметру, вышедшему за пороговое значение, и прекращают испытание.

Так как неисправность конкретного агрегата двигателя отражается, в первую очередь, в тех измерениях, которые так или иначе связаны с функционированием именно неисправного агрегата, неисправный агрегат определяют также по измеряемому параметру, чьи статистические характеристики (1) первыми вышли за пороговые значения и впоследствии заменяют на исправный.

Применение указанных действий обеспечит обоснованное обнаружение возникновения неисправности, прекращение испытания с целью предотвращение развития неисправности и определение неисправного агрегата в режиме поступления экспериментальных данных при огневых стендовых испытаниях двигателя.

Способ контроля технического состояния жидкостного ракетного двигателя, заключающийся в измерении текущих значений параметров двигателя, оценке критериев их разброса и сравнении получаемых значений критериев с их пороговыми значениями, по превышению которых судят о возникновении неисправности, отличающийся тем, что выявление неисправностей двигателя осуществляют на стационарных режимах огневых стендовых испытаний путем статистической обработки текущих значений измеряемых параметров с использованием критерия Стъюдента, для чего определяют значение критерия Стъюдента τ, соответствующее данному моменту времени и измеренному в этот момент времени значению хn:

,

где σ - среднее квадратичное отклонение и - среднее значение измеряемого параметра, определенные по значениям временного ряда, состоящего из значений анализируемого параметра, измеренных в диапазоне от начала данного режима до рассматриваемого момента времени, пороговое значение τп для τ определяется по формуле

,

где t(p,n-2) - критическое значение распределения Стъюдента для текущего числа точек временного ряда измерений n и заданного уровня вероятности p, и если для всех измеряемых параметров выполняется условие τ<τп, то отмечают нормальную работу двигателя, а если как минимум для трех параметров двигателя выполняется условие τ>τп, то фиксируют момент времени возникновения неисправности и неисправный агрегат по первому параметру, вышедшему за пороговое значение, и прекращают испытание.



 

Похожие патенты:

Предложены Analyzer Faulty System (AFS, англ.) - анализатор неработоспособной системы бензинового двигателя внутреннего сгорания (ДВС), и способ его применения. AFS включает средства принудительного пробоотбора отработавших газов (ОГ), измерения и индикации напряжения о концентрации водорода в ОГ.

Изобретение может быть использовано при испытаниях и техническом диагностировании машин, в частности двигателей внутреннего сгорания. Способ оценки неравномерности работы двигателя внутреннего сгорания заключается в том, что подготавливают к испытанию двигатель.

Способ испытания высокотемпературной газовой коррозии, абразивной и температурной стойкости материалов и покрытий газотурбинных двигателей в высокоскоростных газовых потоках относится к области аэрокосмического и энергетического машиностроения и может использоваться для нанесения регламентированных коррозионных повреждений, одновременных испытаний коррозионной, абразивной и температурной стойкости материалов и сплавов в среде продуктов сгорания жидких и/или газовых топлив, загрязненных оксидами серы, углерода, азота, пылью, парами воды, хлористым водородом, солями и другими коррозионно-активными агентами.

Изобретение относится к области бурения нефтяных и газовых скважин и может быть использовано для испытаний рабочих пар гидравлических забойных двигателей. Техническим результатом является обеспечение проведения безопасных и высокоточных исследований с возможностью моделирования параметров расхода, использования энергетических жидкостей с различными реологическими свойствами, изменения температуры энергетической жидкости, что позволит обеспечить условия эксперимента максимально приближенными к реальным условиям.

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к компрессорам со щелевым устройством, в частности к способам повышения надежности щелевого устройства компрессора. Техническим результатом заявленного изобретения является повышение надежности и ресурса работы компрессора.

Изобретение относится к области авиастроения газотурбинных двигателей, в частности к системам для испытаний авиационных двигателей при их создании, доводке на этапах опытно-конструкторских работ, эксплуатации, ремонте и сервисном обслуживании, предназначенным для повышения эффективности экспериментальной доводки двигателей.

Изобретение относится к области ракетного двигателестроения и может быть использовано при испытаниях насосных систем подачи порошкообразного металла в камеру сгорания ЖРД. Стенд содержит корпусную оснастку, технологические емкости, систему подачи горючего в камеру сгорания и систему управления процессами испытаний и контроля параметров.

Изобретение относится к испытанию электрических машин постоянного тока. Способ диагностирования технического состояния электродвигателей постоянного тока для наземного и водного транспорта с электродвижением заключается в том, что выполняют измерение и амплитудно-частотно-временной анализ среднеквадратичного отклонения параметров вибрации с применением непрерывного вейвлет-преобразования, что позволяет фиксировать кратковременные импульсы вибрации на всех режимах эксплуатации объекта диагностирования от переходных до установившихся.

Изобретение относится к испытаниям турбокомпрессоров, используемых для наддува дизельных двигателей. Способ испытания турбокомпрессора заключается в том, что на двигателе монтируют комплект измерительных приборов устройства экспресс-диагностирования турбокомпрессора, в котором введен массив эталонных данных, необходимых для формирования показателей оценочных критериев, отсоединяют фильтр очистки воздуха, производят пуск двигателя, обеспечивают его прогрев, измеряют давление 1 наддувочного воздуха после компрессорной части турбокомпрессора (Рк1), давление 4 газов в картере двигателя (Ркг1), температуру 2 наддувочного воздуха после компрессорной части турбокомпрессора (Тк1), температуру 3 отработавших газов на входе в турбинную часть турбокомпрессора (Тт1), затем перемещают орган управления топливоподачи в положение максимальной подачи с заданным темпом, начало перемещения органа топливоподачи является началом временного отсчета измерений (t1).

Изобретение относится к диагностической технике и может быть использовано для диагностирования технического состояния автомобильных генераторов. Техническим результатом использования предлагаемого способа является возможность распознавания конкретных неисправностей автомобильных генераторов непосредственно на автомобиле на основе спектрального анализа выходного напряжения.

Предлагаемое изобретение относится к техническому диагностированию газотурбинных силовых установок. Цель изобретения - повысить точность, достоверность и оперативность диагностирования газотурбинных двигателей (ГТД) на переходных и установившихся режимах от холостого хода до режима номинальной мощности. На практике предлагаемый способ может быть применен для мониторинга технического состояния ГТД морского и речного транспорта, кораблей и судов Военно-морского флота, а также для диагностирования двигателей, используемых в стационарной энергетике. Сущность изобретения заключается в выявлении некоторых характеристик объекта, которые остаются неизменными при нормальном функционировании объекта и изменяющихся при появлении дефектов. Далее эти характеристики используются в качестве прямых или косвенных диагностических признаков. В предлагаемом способе производится сравнительный анализ годографов технически исправных и работоспособных ГТД (эталонный годограф) с годографами контролируемого объекта (контролируемая траектория). Исходными данными для определения вида годографов в пространстве являются термогазодинамические параметры, собранные на режимах холостого хода и прогрева двигателя. Расхождение контролируемой траектории повреждения с эталонным годографом является признаком дефекта. Наличие ломаной линии, участки которой эквидистантны паспортным траекториям, свидетельствует о суммарном накоплении однократных повреждений. Иными словами, по виду исследуемой траектории повреждения можно делать вывод об истории и характере формирования одиночных или кратных дефектов. В качестве области отображения годографов используется трехмерное пространство параметрических инвариантов. 5 з.п. ф-лы, 20 ил.
Наверх