Способ диагностирования автомобильных генераторов по спектру выходного напряжения



Способ диагностирования автомобильных генераторов по спектру выходного напряжения
Способ диагностирования автомобильных генераторов по спектру выходного напряжения
Способ диагностирования автомобильных генераторов по спектру выходного напряжения
Способ диагностирования автомобильных генераторов по спектру выходного напряжения
Способ диагностирования автомобильных генераторов по спектру выходного напряжения
G01R31/343 - Устройства для определения электрических свойств; устройства для определения местоположения электрических повреждений; устройства для электрических испытаний, характеризующихся объектом, подлежащим испытанию, не предусмотренным в других подклассах (измерительные провода, измерительные зонды G01R 1/06; индикация электрических режимов в распределительных устройствах или в защитной аппаратуре H01H 71/04,H01H 73/12, H02B 11/10,H02H 3/04; испытание или измерение полупроводниковых или твердотельных приборов в процессе их изготовления H01L 21/66; испытание линий передачи энергии H04B 3/46)

Владельцы патента RU 2769257:

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный университет» (RU)

Изобретение относится к диагностической технике и может быть использовано для диагностирования технического состояния автомобильных генераторов. Техническим результатом использования предлагаемого способа является возможность распознавания конкретных неисправностей автомобильных генераторов непосредственно на автомобиле на основе спектрального анализа выходного напряжения. Изобретение представляет собой способ диагностирования автомобильных генераторов по спектру выходного напряжения, заключающийся в получении и анализе осциллограмм выходного напряжения с помощью осциллографа, отличающийся тем, что осциллограмма напряжения, снятого с силового выхода генератора, раскладывается с помощью быстрого преобразования Фурье на гармонические составляющие, а при анализе спектра выходного напряжения используют базу данных, в которой установлено соответствие между наличием и числом дробных гармоник выходного напряжения и конкретной неисправностью автомобильного генератора. 14 ил.

 

Изобретение относится к диагностической технике и может быть использовано для определения технического состояния автомобильных генераторов.

Известно устройство для определения неисправности автомобильного генератора (JP 3833600) путем анализа характеристик волны пульсации напряжения. При помощи вольтметра определяется выходное напряжения генератора, а также период волны и размах пульсации. Определение технического состояния производится в несколько этапов: на первом этапе определяется период волны пульсаций, это позволяет определить неисправность статора. На втором этапе определяется разница между периодом волны на данном цикле и предыдущем, это позволяет установить неисправность выпрямителя. На третьем этапе устанавливается разница между средним напряжением на выходе генератора и напряжением в данный момент. Превышение этой разницы выше нормы говорит об отказе регулятора напряжения. Недостаток данного метода состоит в необходимости использования вычислительной аппаратуры с соответствующим программным обеспечением.

Известен метод и устройство для диагностирования выпрямительного блока автомобильного генератора переменного тока (US 4178546), в котором определение неисправности одного или нескольких диодов основывается на измерении частоты гармоник посредством фильтрации выпрямленного напряжения. Недостатком подобного способа является конструктивная сложность устройства, а также возможность определения неисправностей только выпрямительного блока автомобильного вентильного генератора.

Известно устройство и метод идентификации технического состояния автомобильного генератора (US 6862504) путем сравнения выходного напряжения и размаха пульсаций, характеризующих работу генератора при различных внешних условия, в частности при разных значения частоты вращения коленчатого вала. При возникновении несоответствия рабочих параметров генератора с внешними факторами генератор определяется как неисправный. Недостаток данного метода состоит в том, что не устанавливается, какая конкретно неисправность возникла.

Известно устройство и метод определения неисправности фазы автомобильного генератора по его фазовым выходным сигналам (US 5252926). При определении технического состояния генератора устанавливается значение напряжения генератора, размаха его пульсаций. Путем сравнения полученных параметров с допустимыми устанавливается неисправность фаз статора. Недостаток данного метода состоит в том, что определяется техническое состояние всего лишь одного элемента и не осуществляется идентификации неисправности в случае ее присутствия. Устройство просто сообщает о том, что фаза статора вышла из строя.

Известен метод и устройство определения короткого замыкания диодного моста (US 9431941) которое определяет неисправности выпрямителя автомобильного генератора путем определения напряжения и силы тока на обмотке возбуждения и периода пульсаций. Для каждой неисправности характерен свой период пульсации напряжения. Соответственно если пульсация тока в обмотке совпадает с пульсацией, характерной для определенной неисправности, генератор считается как неисправный.

В работе «Health Monitoring and Fault Detection of Claw-pole Generators» Siwei Cheng установил, что различные неисправности генератора можно соотнести с возникновением соответствующей гармонической составляющей. Однако автором рассмотрена лишь часть неисправностей системы электроснабжения автомобиля (дефекты приводного ремня, эксцентриситет ротора, неисправности подшипников).

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому способу является способ определения неисправностей автомобильных вентильных генераторов с помощью осциллографа (RU 2692403) путем анализа формы осциллограмм выходного напряжения. Отличительной особенностью данного способа является возможность оперативного определения технического состояния автомобильных генераторов непосредственно на автомобиле на основе использования базы данных, в которой установлено соответствие между формой осциллограммы, конкретной неисправностью автомобильного генератора и стадией ее развития.

Недостатком прототипа можно считать недостаточную информативность осциллограмм в начальной стадии развития неисправностей (фиг. 1), что не позволяет достоверно конкретизировать неисправность автомобильного генератора.

Техническим результатом использования предлагаемого способа является возможность распознавания конкретных неисправностей автомобильных генераторов непосредственно на автомобиле на основе спектрального анализа выходного напряжения.

Указанный технический результат достигается тем, что для определения неисправностей предлагается снимать осциллограммы на силовом выходе автомобильного генератора (фиг. 2). Для определения конкретных неисправностей предлагается разложить полученную осциллограмму с помощью быстрого преобразования Фурье на гармонические составляющие и сопоставлять с набором гармоник, соответствующим характерным неисправностям автомобильных генераторов, приведенным на фиг. 4 - фиг. 9.

Фиг. 1 Недостаточная информативность осциллограмм выходного напряжения

Фиг. 2 Способ диагностирования автомобильных генераторов по спектру выходного напряжения

Фиг. 3 Спектр работоспособного генератора

Фиг. 4 Обрыв диода выпрямителя

Фиг. 5 Короткое замыкание диода выпрямителя

Фиг. 6 Межфазное замыкание обмотки статора

Фиг. 7 Обрыв фазы статора

Фиг. 8 Межвитковое замыкание фазы статора

Фиг. 9 Замыкание обмотки статора на корпус

Проведение проверки выполняется в следующей последовательности: осуществляют запуск двигателя автомобиля; присоединяют положительный щуп переносного осциллографа (PS) к силовому выводу генератора (B+), отрицательный щуп осциллографа - к отрицательной клемме аккумуляторной батареи; включают переносной осциллограф и фиксируют осциллограмму выходного напряжения генератора; используя встроенную в осциллограф функцию разложения сигнала в ряд Фурье (БПФ - быстрое преобразование Фурье) преобразуют осциллограмму выходного напряжения генератора в набор гармонических составляющих; записывают полученную амплитудо-частотную характеристику в память осциллографа, либо на подключенный к нему flash-накопитель.

Полученные амплитудо-частотные характеристики анализируются на предмет наличия дробных гармоник , располагающихся между нулевой и первой , (фиг. 4 - фиг. 8). Частота дробных гармоник определяется по формуле (1).

(1)

где f - частота гармоники, Гц;

k - порядковый номер гармоники, k = 1, 2 … 5;

n - частота вращения коленчатого вала автомобильного двигателя, 1/мин;

i - передаточное отношение шкив генератора - шкив двигателя.

Поскольку в спектре работоспособного генератора (фиг. 3) дробные гармоники отсутствуют, то их наличие позволяет вынести заключение о техническом состоянии автомобильного генератора, и о том, какую конкретно неисправность он имеет.

Таким образом, по сравнению с прототипом, заявленный способ диагностирования автомобильных генераторов повышает точность определения технического состояния на основе анализа спектра выходного напряжения и обеспечивает возможность конкретизации характерных неисправностей генераторов.

Способ диагностирования автомобильных генераторов по спектру выходного напряжения, заключающийся в получении и анализе осциллограмм выходного напряжения с помощью осциллографа, отличающийся тем, что осциллограмма напряжения, снятого с силового выхода генератора, раскладывается с помощью быстрого преобразования Фурье на гармонические составляющие, а при анализе спектра выходного напряжения используют базу данных, в которой установлено соответствие между наличием и числом дробных гармоник выходного напряжения и конкретной неисправностью автомобильного генератора.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для определения начальной стадии пробоя изоляции на корпус (землю) и контроля его развития в действующей трехфазной электрической сети с изолированной нейтралью. Сущность: между одной из фаз сети и корпусом - землей подключается датчик напряжения с высоким внутренним сопротивлением.

Изобретение относится к электротехнике. Технический результат заключается в обнаружении возможных неисправностей в работе или значительного снижения значений эксплуатационных характеристик соленоидных клапанов.

Использование: в области электротехники для защиты линии электропередачи от удалённого короткого замыкания и перегрузок. Технический результат - сокращение времени перерывов в электроснабжении потребителей при аварийных отключениях и при плановом обслуживании линии электропередачи и повышение наблюдаемости электрической сети и её управляемости.

Использование: в области электротехники для защиты линии электропередачи от удалённого короткого замыкания. Технический результат - сокращение времени перерывов в электроснабжении потребителей при аварийных отключениях и при плановом обслуживании линии электропередачи и повышение наблюдаемости электрической сети и её управляемость.

Изобретение относится к способам траекторного управления группой беспилотных летательных аппаратов (БЛА) и может быть использовано для обеспечения безопасности полета группы БЛА при решении задач мониторинга. Предлагаемый способ управления позволит повысить безопасность полета группы БЛА за счет использования автоматизации процесса обхода препятствий в заранее заданном районе города в горизонтальной плоскости при маловысотном полете группы БЛА.

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электрическим машинам, и может быть использовано при определении потерь в трансформаторах. Техническим результатом является возможность определения показателя степени магнитной индукции, с которым она входит в выражение потерь на гистерезис (на перемагничивание) в стальном сердечнике трансформатора при номинальной частоте по результату двух измерений и одному паспортному параметру трансформатора, что позволит эффективно конструировать материал листов и снизить потери в стали трансформаторов.

Изобретение относится к электротехнике и может использоваться в электрических сетях переменного тока 110-220 кВ. Технический результат: обеспечение надежной эксплуатации воздушной линии электропередач за счет снижения продольного индуктивного сопротивления и реактивной мощности в локальной электроэнергетической системе.

Использование: в области электротехники. Технический результат - обеспечение возможности защиты линии электропередачи от удалённого короткого замыкания на участке линии электропередачи за точкой установки защитного коммутационного аппарата.

Использование: в области электротехники. Технический результат – обеспечение возможности защиты линии электропередачи от удалённого короткого замыкания на участке линии электропередачи за точкой установки защитного коммутационного аппарата.

Способ неразрушающего контроля неисправностей в электрической сети включает соединение вводного щита с двумя электроустановками, измеряют ток каждой электроустановки, полученные данные о величине тока передают в микроконтроллер, анализируют изменение термоЭДС при включении и выключении каждой электроустановки, возникшее суммарное напряжение электрической сети уменьшают, фильтруют, выделяя термоЭДС, которую усиливают и сравнивают с заданным значением напряжения, принятым для соответствующей степени пожароопасности электрической сети, формируют сигнал предупреждения о возникновении пожароопасной ситуации в зависимости от величины заданного значения сигнала, принятого для соответствующей степени пожароопасности.

Изобретение относится к средствам диагностики электрических машин, а именно к диагностике асинхронного электродвигателя, и может быть использовано для контроля состояния его короткозамкнутой обмотки. Сущность: устройство для диагностики состояния асинхронного электродвигателя содержит три датчика статорных фазных токов, подключенных к фазам питания двигателя.
Наверх